"Сказка о рыбаке и рыбке". Работа над образами главных героев сказки
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

ПЛОСКОНОС ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА

Конспект урока по литературному чтению для 2 класса. Презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению

Класс: 2
Тема: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Работа над образами главных героев сказки.

Цель: формирование умения создавать образ главных героев сказки.

Задачи урока:

  • развитие умения анализировать характер героев, доказывать свой ответ, основываясь на тексте произведения;
  • развитие речи и словарного запаса учащихся, совершенствование навыков правильного, выразительного и осознанного чтения;
  • воспитание потребности вырабатывать положительные качества характера для успешного существования в социуме.

Оборудование:
Тестовик, звуки музыки, карточки , работа в группах
экран, компьютер

Формирование УУД:

Личностные:

уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; работать по коллективно составленному плану в парах и группах;  планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; учится высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

Коммуникативные: 

учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос; слушать и понимать речь других;  учиться умению совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре, в группе и следовать им. 

Познавательные:

Уметь находить  ответы на вопросы в тексте и иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Ход урока

1.Мотивация к учебной деятельности. 1-2 мин.

Цель:

1) включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне;

2) определение содержательных рамок урока;

3) актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности.

Добрую сказку помню я с детства

Хочу, чтобы сказку послушал и ты.

Пусть подкрадётся к самому сердцу

И зародит в нём зерно доброты.

Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в путешествие по сказке. Попытайтесь определить название сказки , прослушав небольшой отрывок из неё. (Чтение отрывка наизусть) слайд 1,2,3

- Как вы думаете по какой? («Сказка о рыбаке и рыбке») слайд 4

- А кто написал эту сказку? ( А.С. Пушкин)слайд 5

- И так, отправляемся в путешествие вместе с Золотой рыбкой.

2. Актуализация знаний. 4-5 мин.

- И первая остановка с стране выученных уроков.( слайд 6) Как вы думаете, какие испытание ждет нас в этой стране? ( Проверка домашнего задания)

- Вы дома работали со сказкой. Чтобы проверить, как внимательно вы прочитали сказку, проведём игру. (слайд 7)
-У Вас в руках пультики с английскими буквами. Вам необходимо будет выбрать правильный ответ на 7 вопросов. Все задания выполняем поочерёдно. Результат этой работы вы увидите на доске. (
Тестовая работа)

Ответы на тест   слайд 8

- Молодцы. Так как вы первое испытание прошли успешно, золотая рыбка приглашает Вас к себе в гости, познакомить с другими рыбками.

Физминутка для глаз ( МУЗЫКУ) включить разминку

Можно отправляться дальше. Внимание на экран.

- Кто изображен на экране ?слайд 10

- Кем они являются в сказке? (Это главные герои сказки.)Это и есть наша вторая остановка. «Работа над образами главных героев сказки»

3. Постановка цели. 4-5 мин

- Как вы думаете что это за послание и какое испытание нас ждет? (Мы будем работать с ними.)

- Попробуйте определить тему урока. ( Работа над образами главных героев сказки)

- Какова будет цель нашего урока? (Дать характеристику каждому главному герою сказки)

-----Вы дома знакомились с этим произведением, поэтому давайте вместе попытаемся определить черты характера каждого героя сказки. Каждую черту характера героя надо подтвердить словами из сказки.

---найдем и прочитаем в сказке фрагменты о героях

- Когда найдем и прочитаем все, что пишет о героях автор, что сделаем сами? (выделим главное и создадим конкретный образ героев)

- И в заключении? (Выразим собственное мнение о поступках героев)

4. Основной этап урока

- Итак, приступим.к работе в группах. У каждой группы своё задание.

- Кто будет нашим главным помощником? (Учебник) Перед вами лежит набор карточек, которые вы должны выбрать, чтобы определить характер сказочного персонажа. Помощником вам будет учебник.

3 ряд – старик, 2 ряд – старуха, 1 - ряд рыбка.(Если что-то непонятно, подымаете руку и я иду к вам на помощь)        
(Учащиеся ищут в тексте отрывки, которые иллюстрируют характер старика и старухи. Учитель оказывает направляющую помощь.
Учащиеся выразительно читают выбранные ими отрывки. 

Характер старика: мягкий, добрый, податливый, безответный, безвольный, смиренный.
Характер старухи: властный, злобный, жадный, грубый, неуживчивый, требовательный, неблагодарный.

Характер рыбки: добрая, благородная, справедливая.

- составим конкретный образ каждого героя на доске.( Под портретом героя  выставляются слова).

- Сделаем вывод. Образ бабки - ….., образ старика - …, образ рыбки- …(Выставляем на доску характеры героев)
Мнение детей о героях

- Кто из героев вам больше нравится? Почему?
- Почему автор наделил одного героя только отрицательными чертами, а другого только положительными?
(Добро побеждает зло)
- Как была наказана старуха за свою жадность и неблагодарность?(слайд 15)
- Она опять осталась у разбитого корыта, в своей ветхой землянке. Кстати сказать, выражение «остаться у разбитого корыта» до сих пор употребляется в речи. Что оно означает?
(Остаться ни с чем, потерять всё, что имел).
- Являются ли положительными такие качества, как безвольность, безответность?
Дети приходят к выводу, что безвольность (отсутствие воли) - отрицательная черта.
- Смиренность, безответность, податливость - положительные черты только в том случае, если они оправданы. Но в сказке Пушкина у старика не хватило смелости противостоять старухе, возразить ей, указать на её неправоту, остановить её жадность. Он «не смел ей перечить», слепо подчинялся, выполняя все её прихоти.
- Случается ли такое в жизни?
- В жизни бывают моменты, когда просто необходимо проявить свой характер, настойчивость, твёрдо сказать - нет. Например, если окружающие или знакомые просят тебя сделать то, что, по твоему мнению, является плохим поступком.
5. Итог урока.

-Как мы заканчиваем наш урок? ( посмотрим, все ли выполнили)

Золотая рыбка осталась довольна вашей работой и поэтому спокойно может отправляться к себе домой.А чтобы вы о ней помнили, она оставит частичку себя

-Какова была цель сегодняшнего урока? ( Дать характеристику главным героям)

-Достигли ли цели?  (Да)

- Какой урок извлекли вы из сказки? (Нельзя быть жадным!!!!). Это и есть главная мысль этого произведения.

Рефлексия.

Домашнее задание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Открытый урок литературного чтения во 2 «А» классе. А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Учитель начальных классов Плосконос Татьяна Александровна 2016 г.

Слайд 2

Что за прелесть эти сказки… Жил старик со своею старухой У самого синего моря; Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три года

Слайд 3

Приплыла к нему рыбка и спросила «Чего тебе надобно, старче?»… Старик ловил неводом рыбу, Старуха пряла свою пряжу…

Слайд 4

В какую сказку мы попали?

Слайд 5

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Слайд 6

ТестТест «Страна выученных уроков»

Слайд 7

Тестовая работа 1.Как начинается пушкинская «Сказка о рыбаке и рыбке» ? А) « Жили-были дед да баба » В) «Жил старик со своею старухой» 2.Чем ловил рыбу старик? А)неводом В)удочкой 3.Где жили старик со старухой? А)в избушке В) в землянке 4. Что поймал старик в третий раз? А)золотую рыбку В)травой морскою .

Слайд 8

Тестовая работа 5.Кем пожелала стать старуха в самой заветной своей мечте ? А) Королевой красоты В) Владычицей морской 6. За что в «Сказке о рыбаке и рыбке» была наказана старуха? А)жадность В)враньё 7.Что в последний раз сказала рыбка старику? А)Дурачина ты, простофиля В)ничего не сказала рыбка .

Слайд 9

Физминутка для глаз

Слайд 10

Кто изображён на экране?

Слайд 11

Главные герои сказки:

Слайд 12

Главные герои сказки:

Слайд 13

Расскажите, почему рыбку можно назвать доброй, благодарной, справедливой.

Слайд 14

Физминутка

Слайд 15

Объясните выражение «остаться у разбитого корыта».

Слайд 17

Домашнее задание Страница 101 вопрос 9 в тетрадь

Слайд 18

Найдите строчки в сказке, относящиеся к иллюстрациям

Слайд 21

Соотнесите основную мысль сказки с пословицами: Много захочешь – последнее потеряешь Много желать – добра не видать. Жадность всякому горю начало. Ненасытному всё мало.

Слайд 22

Ничего не сказала рыбка, Лишь хвостом по воде плеснула И ушла в глубокое море .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока литературного чтения во 2 классе учителя начальных классов МБОУ гимназии №11 Захаровой Н.М. Тема раздела: «Там на неведомых дорожках». Урок №2. Тема: Герои «Сказки о рыбаке и рыбке».

В разработке урока использовала карточки ресурса ЕКЦРО и технологии критического мышления : история , рассказанная по очереди, синквейн...

Конспект урока литературного чтения «Работа над образами главных героев сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» 2 класс.

Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание произведения, понимание основной мысли, поиск необходимой информации в книге; метапредметные: регулятивные — формулирование учебной...

А. С. Пушкин ." Сказка о рыбаке и рыбке". Образы главных героев.

Данная презентация для рока литературного чтения во 2 классе....

Урок-сказка. Тема: «Закрепление изученных букв и звуков» (А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)

заЦель данного урока: заккрепить умения писать и соединять изученные буквы; познакомить с творчеством русского классика А.С. Пушкина....

Урок литературного чтения по теме: "Сказка о рыбаке и рыбке. Характеристика главных героев"

Урок литературного чтения по теме: "Сказка о рыбаке и рыбке. Характеристика главных героев"...