Урок-сказка. Тема: «Закрепление изученных букв и звуков» (А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

заЦель данного урока: заккрепить умения писать и соединять изученные буквы; познакомить с творчеством русского классика А.С. Пушкина.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок-сказка.

Тема: «Закрепление изученных букв и звуков»

(А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)

Цель:

закрепить умения писать и соединять изученные буквы;

познакомить с творчеством русского классика А.С. Пушкина.

Задачи урока:

1.обучающие:

- формировать навыки правильного написания и соединения букв

- формировать умения делать звукобуквенный анализ слова

- формировать навыки правильного, выразительного, беглого, сознательного чтения;

- формировать знания о правилах фонетического разбора слов, учить использовать полученные знания на практике;

- содействовать развитию речи учащихся, умению сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы.

2.воспитывающие:

- воспитывать самостоятельность;

- творческую активность;

3.развивающие:

- развивать память, внимание, воображение, наблюдательность, сообразительность, творческие способности, речь учеников.

Оборудование урока:

Презентация (иллюстрации сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», портреты, сюжетная картинка)

Рисунки учащихся.

Ход урока

Слайд 1

I. Орг. момент

Слайд 2

Золотая рыбка хвостиком махнула,

Поглядела ласково и молвила:

- На перемене, детки, отдохнули?

А теперь мечту мою исполните!

Хочу я буквы русские учить,

Чтобы премудрой самой в море быть!

Помогите, милые, скорее,

Работайте быстрее и дружнее.

II. Актуализация знаний.

- А слышали ли вы когда-нибудь такое выражение: «Сказка — ложь, да в ней намек. Добрым молодцам урок». А вы знаете, кому принадлежат эти слова? (А.С. Пушкину.)

Ребята, сегодня мы с вами  побываем в сказке. Нас приглашает в гости Золотая рыбка. Что вы о ней знаете? Хотелось бы вам, чтобы она исполнила ваши заветные желания? О чем бы вы ее попросили?

Но в этот раз все будет наоборот. Золотая рыбка уговорила меня поменяться с ней местами. На этом уроке владычица морская сама будет загадывать желания. Ребята, поможете мне их исполнить?

III. Работа по теме урока.

Слайд 3

1)Запись букв: А.С.П.(А.С. Пушкин), соединений: оло, оро, еле

А. С. Пушкина писал о сказках так: «Что за прелесть эти сказки…» И нет такого человека, который бы не знал его сказок.

2)Запись предложения. Что за прелесть эти сказки…

  Слайд 4

Хочу напомнить, что А.С. Пушкин – один из самых любимых писателей в нашей стране – родился 6 июня 1799 года в Москве. Прошло уже 220 лет со дня его рождения, а мы по-прежнему с удовольствием читаем его сказки, сопереживаем героям, радуемся, когда добро побеждает зло.

  Слайд 5

Давайте вспомним главный сюжет «Сказки о рыбаке и рыбке».

Кто были основные герои?

Слайд 6

Что требовала жадная старуха?

Каким представляется нам старик?

Чем закончилась сказка?

Слайд 7

Кто из героев вам понравился больше и почему?

  Давайте подберем слова (прилагательные), которые бы характеризовали Золотую рыбку. Какая она (добрая, справедливая, волшебная и др.)

Записываем на доске с комментированием:

Золотая рыбка была доброй.

  И вот первое задание от Золотой рыбки:

- Расскажите, какие бывают буквы? (гласные и согласные).

- А звуки? (звонкие и глухие, мягкие и твердые и др.)

Чем буквы отличается от звуков?

- Сколько гласных букв в русском алфавите?

- Назовите гласные звуки?

- Какие буквы не обозначают звуков?

- Какие буквы могут обозначать два звука?

- Зачем нужен мягкий знак?

Слайд 8

МЯГКИЙ ЗНАК меняет здесь:

слово ВЕС на слово ВЕ__.

Слово «БАНКА» станет «БА__КА»,

вместо «ДАЛ», получим «ДА__»,

вместо «ТАНКА», будет «ТА__КА»,

было «ЖАЛ», а станет «ЖА__».

Если звук смягчается, слово изменяется!

Прочитайте пропущенные  буквы.

Что объединяет их?

Сколько букв надо вставить в каждое слово?

 Почему?

Расскажите, что вы знаете о букве мягкий знак?

Аккуратно, красиво запишите эти слова в ваши тетради.

(Весь, банька, даль, Танька, жаль.)

  Молодцы, ребята. Вы справились с первым заданием Золотой рыбки.

Физкультминутка «Море»

Море очень широко, (Дети широко разводят руки в сторону.)

Море очень глубоко. (Приседают, коснувшись руками пола.)

Рыбки там живут, друзья, (Выполняют движение «Рыбка».)

А вот воду пить — нельзя. (Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)

  Но посмотрите, рыбка загрустила. Давайте узнаем, почему? Она не знает, что такое звукобуквенный анализ (фонетический разбор) слова. Ребята, покажем рыбке, как мы рисуем схемы и делаем звукобуквенный разбор слов?

Слайд 9

На доске записаны в два столбика слова:

парк           мальчик

гриб            гулял

    По какому признаку разделили все слова в два столбика? Давайте сделаем

звукобуквенный анализ слов из второго столбика. А кто быстро справится с этим заданием, составьте предложение из представленных выше слов (Можно добавить свои слова).

Молодцы! Еще одно желание Золотой рыбки исполнили.

  Посмотрите, рыбка прислала нам какие-то картинки.

Слайд 10

На рисунках изображены старуха, корыто, сеть, море (подписаны)

  Найди слово, в котором 6 букв и 6 звуков; 4 буквы, но 3 звука; 7 букв и 7 звуков; 4 буквы и 4 звука.

  Почему в слове количество звуков и букв может совпадать, а иногда нет?

  Придумайте самостоятельно слово, в котором:

-все буквы соответствуют звукам;

-букв больше, чем звуков.

- звуков больше, чем букв.

  Ну вот, и с этим заданием вы успешно справились. Золотая рыбка вами очень довольна.

Слайд 11

  Сейчас запишем пословицу, которую использовал А. С.Пушкин в своей сказке.

  Не садись не в свои сани.

  В чем смысл ее?

  Я и Золотая рыбка  желает вам, чтобы вы были разумны в своих желаниях.

IV. Итог

  Понравилось вам быть волшебниками и исполнять желания Золотой рыбки?

Что вам особенно запомнилось на уроке?

Чему научились?

V. Рефлексия

Слайд 12

  На этом наш урок подходит к концу. Каждый из вас сегодня потрудился.Если вы справились со всеми заданиями и вам понравился урок, то нарисуйте восклицательный знак. Если что-то не получилось, вы испытывали трудности на каком-то этапе, то поставьте вопросительный знак. Если вам было трудно, и вы ничего не поняли, то поставьте знак минус.

Слайд 13

Спасибо за внимание!

Вопросы к "Сказке о рыбаке и рыбке"

  1. Где жил старик со своею старухой из сказки Пушкина о рыбаке и рыбке? В землянке
  2. Какой рыболовной снастью ловил рыбу старик из пушкинской сказки? Неводом
  3. Сколько раз старик закидывал невод в море?  Три раза
  4. Сколько лет рыбачил старик из пушкинской сказки о рыбаке и рыбке? Тридцать три года
  5. Что сделал старик, поймав золотую рыбку? Отпустил в море
  6. Сколько желаний старухи исполнила золотая рыбка? Четыре
  7. Какую просьбу старика не выполнила золотая рыбка? Чтобы старуха стала владычицей морскою
  8. За что была наказана старуха? За жадность
  9. Старуху золотая рыбка наказала за жадность, а за что она наказала старика-рыбака? За трусость и безволие

Какую русскую народную пословицу использовал Пушкин в «Сказке о рыбаке и рыбке»? Не садись не в свои сани.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила Елистратова Лидия Константиновна, учитель высшей квалификационной категории МБОУ г. Костромы «Средняя общеобразовательная школа №26 имени Героя Советского Союза В.В.Князева» Урок по русскому языку. 1 класс По сказке А.С Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

Слайд 3

оло , оро , еле Что за прелесть эти сказки!

Слайд 4

Александр Сергеевич Пушкин 220 лет со дня рождения


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Задание 1 МЯГКИЙ ЗНАК меняет здесь: слово ВЕС на слово ВЕ__. Слово «БАНКА» станет «БА__КА», вместо «ДАЛ», получим «ДА__», вместо «ТАНКА», будет «ТА__КА», было «ЖАЛ», а станет «ЖА__». Если звук смягчается , слово изменяется!

Слайд 2

Задание 2 парк мальчик гриб гулял

Слайд 3

корыто сеть море старуха Задание 3

Слайд 4

Не садись не в свои сани

Слайд 5

Рефлексия

Слайд 6

Спасибо за внимание ! Все материалы из свободного доступа сети Интернет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения 2 класс. Тема: "А.С.Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке"

На данном уроке дети учились подробному анализу сказки через раскрытие особенностей композиции, языка, через характеристику образов, учились подкреплять цитатами из текста нарисованную иллю...

Конспект урока литературного чтения по теме : "Авторская сказка А.С. Пушкин. «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ»" + презентация

Конспект урока литературного чтения по теме : "Авторская сказка А.С. Пушкин. «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ»" + презентация...

Урок литературного чтения Тема: Специфика сказочного жанра в поэтической сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» 2 класс

Урок чтения во 2 классе по учебникам Свиридовой В. Ю. (программа развивающего обучения Занкова Л. В.) Содержание урока развивает первичные исследовательские навыки младших школьников: в процессе опред...

Итоговый урок для учащихся подготовительной группы отделения изобразительного искусства детской школы искусств. Тема: Русское искусство. Начало времен. Конспект урока: «Иллюстрируем сказку А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

Цель  методической  работы – раскрыть особенности  формирования творческой свободы дошкольников и младших  школьников на уроках изобразительного искусства...

Конспект урока литературного чтения 2 класс «ЧЕРТЫ СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ В СКАЗКАХ А.С.ПУШКИНА «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ» И БРАТЬЕВ ГРИММ «СКАЗКА О РЫБАКЕ И ЕГО ЖЕНЕ».

Урок представлен в виде технологической карты с 11 приложениями: кроссвордами,инструкциями от Кота Ученого, тестом, критериями оценивания и заданиями для работы с интерактивной доской....

А.С.Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке. Согласные звуки [р], [р,]. Буква Рр

Урок литературного чтения в 1 классе УМК "Школа России"...

А.С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке». Согласные звуки [р], [р\']. Буквы Р, р. Письмо строчной и заглавной букв Р ,р (2ч)

1.         А.С. Пушкин. «Сказка  о рыбаке и рыбке». Согласные звуки [р], [р']. Буквы Р, р. Письмо строчной и  заглавной букв Р ,р (2ч)...