План-конспект урока литературного чтения во 2 классе учителя начальных классов МБОУ гимназии №11 Захаровой Н.М. Тема раздела: «Там на неведомых дорожках». Урок №2. Тема: Герои «Сказки о рыбаке и рыбке».
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Захарова Надежда Михайловна
В разработке урока использовала карточки ресурса ЕКЦРО и технологии критического мышления : история , рассказанная по очереди, синквейн

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rybka.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока литературного чтения во 2 классе

учителя начальных классов МБОУ гимназии №11 Захаровой Н.М.

Тема раздела: «Там на неведомых дорожках».

Урок  №2.

Тема: Герои «Сказки о рыбаке и рыбке».

 Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение. 2-й класс («Маленькая дверь в большой мир»). В 2-х ч. Ч.1.- М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2012. 

Цели:

– формируем умение ориентироваться в содержании прочитанного текста; преобразовывать информацию, делать выводы;

– формируем умение высказывать своё отношение к героям, событиям , оценивать  их поступки  . Развиваем  умения аргументировать свою точку зрения на основе текста произведения;

выразительно читать произведение благодаря пониманию его замысла и сопереживанию. 

Задачи:

-формирование активной читательской позиции;

-развитие коммуникативных навыков школьников.

-воспитание гражданственности и патриотизма у учащихся посредством русской классической литературы

Тип урока: комбинированный. 

Оборудование урока:

-А. С. Пушкин- сказочник. Дополнительный иллюстрированный материал для фронтальной работы. Карточка ресурса. ЕКЦОР;

-«Расставь кадры в верном порядке» А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» .  Карточка ресурса. ЕКЦРО;

-карточки с отрывками из произведения писателя А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»;

-детские рисунки  для оформления доски, цитата;

-экран, проектор.

                                                                                                                                                                               

                                                                                                                                                                              Что за прелесть эти сказки!

                                                                                                                                                                                                           А.С.Пушкин      

                                                           

Этапы урока

Ход урока

1.Введение в тему урока

2. Актуализация знаний.

 Работа с эпиграфом.

-Прочитайте слова, записанные на доске.

-Этими словами я хочу начать наш урок. Как вы думаете , почему?

-(А. С. Пушкин- сказочник. Дополнительный иллюстрированный материал для фронтальной работы. Карточка ресурса. ЕКЦОР http://school-collection.edu.ru/catalog/ )

Проверка домашнего задания.

Работа в группах.      ИСТОРИЯ,РАССКАЗАННАЯ ПО ОЧЕРЕДИ.

  1. Ребята делятся на две группы.

Каждая группа получает набор карточек(4 штуки) с отрывками из сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».                                                                               Приложение №1.

-Вы получили 4 карточки. Послушайте задание.

1.Восстановите последовательность событий и договоритесь, кто будет выступать от вашей группы, но не читать текст, а пересказывать его.

2.Определите, какой частью сказки является ваш отрывок. (Вступление- завязка или концовка- развязка).

 

3.Подведение итогов работы в группах.

-Чьё выступление понравилось? При оценивании учитывайте правильность, точность, выразительность, эмоциональность.

3. Развитие умений.

 

I. Характеристика героев персонажей сказки. Работа в парах.

1. Постановка проблемы (темы) урока .Беседа.

– Вспомните, какая задача у волшебной сказки. (Вызвать восхищение добрым и смелым, осудить злодея, выразить уверенность в победе добра.)Работаем с основной  частью произведения.

– Назовите героев сказки. Кто же из них похож на героя волшебной сказки? (Золотая рыбка – герой-помощник, который встречается только в волшебных сказках.)

– Есть ли в сказке Пушкина смелый герой, совершающий добрые поступки? (Таких героев нет.)

– А зло хочет осудить автор? Среди героев сказки – один явно отрицательный, осуждается автором. Кто это? (Старуха.)

– За что её осуждает автор? (За жадность, глупость.)

– Но похожа старуха на героя – злодея волшебной сказки? (Нет, в волшебной сказке злодеи страшные, владеют колдовством – Кощей, Баба-яга. А старуха просто ругается. Она обычная, никакой сверхъестественной силы у неё нет. Она совсем не страшная. Старик и старуха – обычные люди, не похожи на волшебных героев.)

  • А старик? Что можно сказать о нём? (Старик хоть и ласков, беззлобен, добр, простоват, не может быть отнесён к положительным героям: он безволен, выполняет все приказы старухи, чем провоцирует ещё большее зло.)

Продолжим  составлять характеристику героев  в парах. Предлагаю вам составить СИНКВЕЙН (Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять». Это маленькое стихотворение, всего пять строчек:

    1.Первая строчка содержит одно слово - герой; вопросительное слово -  КТО?

  1. Вторая строчка состоит из двух слов – признаки героя ; вопросительное слово – КАКАЯ?
  2. Третья строчка - из 3 слов;  вопрос – ЧТО ДЕЛАЕТ?
  3. Четвёртая строчка- 4 слова; они показывают  ОТНОШЕНИЕ АВТОРА  к этому герою.
  4. Пятая строка – одно слово-ВЫВОД (СЛОВО-синоним) для первой строки.

(Работаем в тетради)

-Давайте вместе составим СИНКВЕЙН для Золотой рыбки.

1.Кто?                                                                   РЫБКА

2.Какая?                                                                ЗОЛОТАЯ, ГОВОРЯЩАЯ

3.Что делает?                                                     СЛУШАЕТ, ВЫПОЛНЯЕТ, НАКАЗЫВАЕТ

4.Отношение автора?                                        ВОЛШЕБНАЯ ПОМОЩНИЦА ДЛЯ СТАРИКА

5.Слово-вывод.                                                     ДОБРОТА

-А теперь попробуйте составить СИНКВЕЙН для старика и старухи.

(Более точные варианты синквейна записать на доске)

СТАРИК                                                                                                СТАРУХА

ласковый, добрый                                                                                 жадная, сердитая

отпустил, поклонился, выполнил                                                       ругается, командует, злится

выполняет любые приказы старухи                                                 осталась у разбитого корыта

простоват                                                                                           глупая

 Обсуждение выполненной работы, оценивание.

Вывод.  

Среди них нет положительного героя. И старик, и старуха больше напоминают героев из других, неволшебных сказок, таких как «Каша из топора».  

ФИЗМИНУТКА-игра. «Доскажи словечко»

Задание  1 группе

Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою …                                         (пряжу).

Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три …                                 (года).

Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтобы рыба …                            (говорила).

Задание  2 группе

Отпусти ты, старче, меня в море!
Дорогой за себя дам …                                       (выкуп).

Приплыла к нему рыбка, спросила:
“Чего тебе надобно, …                                        (старче)”.

Воротился старик ко старухе, 
У старухи новое …                                              (корыто).

  1. Мы сейчас работаем с основной частью сказки. Какую роль МОРЕ  выполняет? Можно ли назвать его героем сказки?

(«Расставь кадры в верном порядке», карточка- ресурс, ЕКЦОР http://school-collection.edu.ru/catalog/)

-На экране вы видите иллюстрированные отрывки из сказки, касающиеся состояния МОРЯ. Надо расставить их последовательно и доказать словами из текста.

Вывод.  Море показывает настроение рыбки.(Синее море, слегка разыгралось, помутилось, неспокойно, почернело, на море буря)

 

II. Выразительное чтение.        Работа с учебником.

1. Подготовительная работа.

– Итак, в сказке Пушкина есть что-то от волшебной сказки, есть что-то от бытовой сказки. Как же тогда читать сказку? Таинственно или так, чтобы старуха смех вызывала?

Предложения детей.

– Действительно, старуху автор высмеивает, и чтецу необходимо это передать голосом, интонацией.

– А основное настроение в сказке какое – волшебное или нет? (Волшебное. Встреча с золотой рыбкой – настоящее чудо. Да и выполнение рыбкой всех прихотей старухи тоже чудеса. Значит, основная интонация при выразительном чтении будет таинственная.)

– Найдите и выделите в тексте пушкинской сказки такие слова, которые являются самыми выразительными для передачи волшебного (в) и бытового,жизненного (ж) настроения. (Эту работу можно выполнить не на всём тексте, а на любой его части.)

Например:

Вот пошёл он к синему морю. (в)

(Помутилося синее море.)

Стал он кликать золотую рыбку, (в)

Приплыла к нему рыбка, спросила: (в)

«Чего тебе надобно, старче?»

Ей старик с поклоном отвечает: (в)

«Смилуйся, государыня рыбка, (в)

Ещё пуще старуха бранится, (ж)

Не даёт старику мне покою:

Избу просит сварливая баба». (ж)

Отвечает золотая рыбка: (в)

«Не печалься, ступай себе с Богом, (в)

Так и быть: изба вам уж будет».

Пошёл он ко своей землянке, (ж)

А землянки нет уж и следа;

Перед ним изба со светёлкой,

С кирпичною, белёною трубою,

С дубовыми, тесовыми вороты. (в)

Старуха сидит под окошком, (ж)

На чём свет стоит мужа ругает: (ж)

«Дурачина ты, прямой простофиля! (ж)

Выпросил, простофиля, избу! (ж)

Воротись, поклонися рыбке:

Не хочу быть чёрной крестьянкой,

Хочу быть столбовою дворянкой».

Вывод о непростой задаче для чтеца: волшебное и обычное, бытовое в сказке переплетаются.

2. Подготовка к выразительному чтению  по ролям отрывка из основной части.

 -Как будем читать? Определите тон чтения.(Распределяем роли  к отрывку).

Пошёл  старик к синему морю

(Неспокойно синее море).

Стал он кликать золотую рыбку.

Приплыла к нему рыбка, спросила:

«Чего тебе надобно , старче?»

Ей с поклоном старик отвечает:

«Смилуйся, государыня рыбка!

Пуще прежнего старуха вздурилась,

Не даёт старику мне покою:

Уж не хочет быть она крестьянкой,

Хочет быть столбовою дворянкой»,

Отвечает золотая рыбка:

«Не печалься, ступай себе с Богом».

3. Самостоятельно готовим  чтение (шёпотом).

4. Упражнение в выразительном чтении вслух группой «артистов». Обсуждение. Оценивание.

– Что мы делали? (Читали текст,  средствами выразительности выказывали своё отношение к героям.)

– Какое умение формировали?

           

4. Итог.

– Чем необычны герои сказки Пушкина? Как это нужно учитывать при чтении сказки?

– Прочитав сказку, вы, наверное, поняли, когда так говорят: остался у разбитого корыта? (Всё потерял, что было. Остался ни с чем.)

5. Домашнее задание.

1. Подготовить выразительное чтение другой части сказки (на выбор).

2. Ответить на вопрос №5 учебника (с. 40).

                                             

ПРИЛОЖЕНИЕ №1.

 Карточки для  группы №1.

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу.

Раз он в море закинул невод.-

Пришёл невод с травою морскою.

В третий раз закинул он невод,-

Пришёл невод с одною рыбкой,

С непростою рыбкой – золотою.

Как взмолится золотая рыбка!

Голосом молвит человечьим:

«Отпусти ты, старче, меня в море!

Дорогой за себя дам откуп:

Откуплюсь чем только пожелаешь».

Удивился старик, испугался:

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба говорила.

Отпустил он рыбку золотую

И сказал ей ласковое слово:

«Бог с тобою, золотая рыбка!

Твоего мне откупа не надо;

Ступай себе в синее море,

Гуляй там себе на просторе».

Карточки для группы №2.

Приплыла к нему рыбка, спросила:

«Чего тебе надобно, старче?»

Ей с поклоном старик отвечает:

«Смилуйся , государыня рыбка!

Что мне делать с проклятою бабой?

Уж не хочет быть она царицей,

Хочет быть владычицей морскою:

Ничего не сказала рыбка,

Лишь хвостом по воде плеснула

И ушла в глубокое море.

Долго у моря ждал он ответа,

Не дождался, к старухе воротился –

Глядь: опять перед ним землянка;

Чтобы жить ей в Окияне-море,

Чтобы ты сама ей служила

И была бы у ней на посылках».

На пороге сидит его старуха,

А перед нею разбитое корыто.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ работы МО учителей начальных классов МБОУ "Гимназия №12"за 2011-2012 учебный год

Один из вариантов анализа работы школьного методического объединения учителей начальных классов....

Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).

Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...

План-конспект урока литературного чтения. 1 класс. УМК «Начальная школа XXI века» Тема. В. Сутеев «Под грибом»

Цели и задачи урока: 1. Образовательные: познакомить с произведением В.Г. Сутеева “Под грибом”, его содержанием; формировать систему читательских умений (реагировать на поступки героев, давать им оцен...

Урок математики во 2 классе Учитель начальных классов МОАУ гимназия № 9 Л.А. Чернова Практико – ориентированный. Парковый урок. Тема урок: Сложение и вычитание круглых десятков

Цель: закреплять умения решать примеры на сложение и вычитание круглых десятковОборудование: листы с заданиямиХод урока:1.    Организация классаПрозвенел звонок и смолк-Начинается урок....

План-конспект урока литературного чтения 4 класс "Перспективная начальная школа"

Тема: Становление человека: у каждого свой путь.Место урока в изучаемом разделе:  обобщающий  урок  (8) по разделу«Приближаемся к разгадке ТАЙНЫ ОСОБОГО ЗРЕНИЯ. Выясняем, что помо...

план-конспект урока литературного чтения 2 класс, УМК "Начальная школа 21 века", Пятеро из одного стручка

план-конспект урока литературного чтения 2 класс, УМК "Начальная школа 21 века", Пятеро из одного стручка...