План-конспект урока литературного чтения во 2 классе учителя начальных классов МБОУ гимназии №11 Захаровой Н.М. Тема раздела: «Там на неведомых дорожках». Урок №2. Тема: Герои «Сказки о рыбаке и рыбке».
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rybka.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока литературного чтения во 2 классе
учителя начальных классов МБОУ гимназии №11 Захаровой Н.М.
Тема раздела: «Там на неведомых дорожках».
Урок №2.
Тема: Герои «Сказки о рыбаке и рыбке».
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение. 2-й класс («Маленькая дверь в большой мир»). В 2-х ч. Ч.1.- М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2012.
Цели:
– формируем умение ориентироваться в содержании прочитанного текста; преобразовывать информацию, делать выводы;
– формируем умение высказывать своё отношение к героям, событиям , оценивать их поступки . Развиваем умения аргументировать свою точку зрения на основе текста произведения;
выразительно читать произведение благодаря пониманию его замысла и сопереживанию.
Задачи:
-формирование активной читательской позиции;
-развитие коммуникативных навыков школьников.
-воспитание гражданственности и патриотизма у учащихся посредством русской классической литературы
Тип урока: комбинированный.
Оборудование урока:
-А. С. Пушкин- сказочник. Дополнительный иллюстрированный материал для фронтальной работы. Карточка ресурса. ЕКЦОР;
-«Расставь кадры в верном порядке» А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» . Карточка ресурса. ЕКЦРО;
-карточки с отрывками из произведения писателя А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»;
-детские рисунки для оформления доски, цитата;
-экран, проектор.
Что за прелесть эти сказки!
А.С.Пушкин
Этапы урока | Ход урока |
1.Введение в тему урока 2. Актуализация знаний. | Работа с эпиграфом. -Прочитайте слова, записанные на доске. -Этими словами я хочу начать наш урок. Как вы думаете , почему? -(А. С. Пушкин- сказочник. Дополнительный иллюстрированный материал для фронтальной работы. Карточка ресурса. ЕКЦОР http://school-collection.edu.ru/catalog/ ) Проверка домашнего задания. Работа в группах. ИСТОРИЯ,РАССКАЗАННАЯ ПО ОЧЕРЕДИ.
Каждая группа получает набор карточек(4 штуки) с отрывками из сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Приложение №1. -Вы получили 4 карточки. Послушайте задание. 1.Восстановите последовательность событий и договоритесь, кто будет выступать от вашей группы, но не читать текст, а пересказывать его. 2.Определите, какой частью сказки является ваш отрывок. (Вступление- завязка или концовка- развязка).
3.Подведение итогов работы в группах. -Чьё выступление понравилось? При оценивании учитывайте правильность, точность, выразительность, эмоциональность. |
3. Развитие умений. |
I. Характеристика героев – персонажей сказки. Работа в парах. 1. Постановка проблемы (темы) урока .Беседа. – Вспомните, какая задача у волшебной сказки. (Вызвать восхищение добрым и смелым, осудить злодея, выразить уверенность в победе добра.)Работаем с основной частью произведения. – Назовите героев сказки. Кто же из них похож на героя волшебной сказки? (Золотая рыбка – герой-помощник, который встречается только в волшебных сказках.) – Есть ли в сказке Пушкина смелый герой, совершающий добрые поступки? (Таких героев нет.) – А зло хочет осудить автор? Среди героев сказки – один явно отрицательный, осуждается автором. Кто это? (Старуха.) – За что её осуждает автор? (За жадность, глупость.) – Но похожа старуха на героя – злодея волшебной сказки? (Нет, в волшебной сказке злодеи страшные, владеют колдовством – Кощей, Баба-яга. А старуха просто ругается. Она обычная, никакой сверхъестественной силы у неё нет. Она совсем не страшная. Старик и старуха – обычные люди, не похожи на волшебных героев.)
Продолжим составлять характеристику героев в парах. Предлагаю вам составить СИНКВЕЙН (Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять». Это маленькое стихотворение, всего пять строчек: 1.Первая строчка содержит одно слово - герой; вопросительное слово - КТО?
(Работаем в тетради) -Давайте вместе составим СИНКВЕЙН для Золотой рыбки. 1.Кто? РЫБКА 2.Какая? ЗОЛОТАЯ, ГОВОРЯЩАЯ 3.Что делает? СЛУШАЕТ, ВЫПОЛНЯЕТ, НАКАЗЫВАЕТ 4.Отношение автора? ВОЛШЕБНАЯ ПОМОЩНИЦА ДЛЯ СТАРИКА 5.Слово-вывод. ДОБРОТА -А теперь попробуйте составить СИНКВЕЙН для старика и старухи. (Более точные варианты синквейна записать на доске) СТАРИК СТАРУХА ласковый, добрый жадная, сердитая отпустил, поклонился, выполнил ругается, командует, злится выполняет любые приказы старухи осталась у разбитого корыта простоват глупая Обсуждение выполненной работы, оценивание. Вывод. Среди них нет положительного героя. И старик, и старуха больше напоминают героев из других, неволшебных сказок, таких как «Каша из топора». ФИЗМИНУТКА-игра. «Доскажи словечко» Задание 1 группе Старик ловил неводом рыбу, Они жили в ветхой землянке Он рыбачил тридцать лет и три года Задание 2 группе Отпусти ты, старче, меня в море! Приплыла к нему рыбка, спросила: Воротился старик ко старухе,
(«Расставь кадры в верном порядке», карточка- ресурс, ЕКЦОР http://school-collection.edu.ru/catalog/) -На экране вы видите иллюстрированные отрывки из сказки, касающиеся состояния МОРЯ. Надо расставить их последовательно и доказать словами из текста. Вывод. Море показывает настроение рыбки.(Синее море, слегка разыгралось, помутилось, неспокойно, почернело, на море буря)
II. Выразительное чтение. Работа с учебником. 1. Подготовительная работа. – Итак, в сказке Пушкина есть что-то от волшебной сказки, есть что-то от бытовой сказки. Как же тогда читать сказку? Таинственно или так, чтобы старуха смех вызывала? Предложения детей. – Действительно, старуху автор высмеивает, и чтецу необходимо это передать голосом, интонацией. – А основное настроение в сказке какое – волшебное или нет? (Волшебное. Встреча с золотой рыбкой – настоящее чудо. Да и выполнение рыбкой всех прихотей старухи тоже чудеса. Значит, основная интонация при выразительном чтении будет таинственная.) – Найдите и выделите в тексте пушкинской сказки такие слова, которые являются самыми выразительными для передачи волшебного (в) и бытового,жизненного (ж) настроения. (Эту работу можно выполнить не на всём тексте, а на любой его части.) Например: Вот пошёл он к синему морю. (в) (Помутилося синее море.) Стал он кликать золотую рыбку, (в) Приплыла к нему рыбка, спросила: (в) «Чего тебе надобно, старче?» Ей старик с поклоном отвечает: (в) «Смилуйся, государыня рыбка, (в) Ещё пуще старуха бранится, (ж) Не даёт старику мне покою: Избу просит сварливая баба». (ж) Отвечает золотая рыбка: (в) «Не печалься, ступай себе с Богом, (в) Так и быть: изба вам уж будет». Пошёл он ко своей землянке, (ж) А землянки нет уж и следа; Перед ним изба со светёлкой, С кирпичною, белёною трубою, С дубовыми, тесовыми вороты. (в) Старуха сидит под окошком, (ж) На чём свет стоит мужа ругает: (ж) «Дурачина ты, прямой простофиля! (ж) Выпросил, простофиля, избу! (ж) Воротись, поклонися рыбке: Не хочу быть чёрной крестьянкой, Хочу быть столбовою дворянкой». Вывод о непростой задаче для чтеца: волшебное и обычное, бытовое в сказке переплетаются. 2. Подготовка к выразительному чтению по ролям отрывка из основной части. -Как будем читать? Определите тон чтения.(Распределяем роли к отрывку). Пошёл старик к синему морю (Неспокойно синее море). Стал он кликать золотую рыбку. Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно , старче?» Ей с поклоном старик отвечает: «Смилуйся, государыня рыбка! Пуще прежнего старуха вздурилась, Не даёт старику мне покою: Уж не хочет быть она крестьянкой, Хочет быть столбовою дворянкой», Отвечает золотая рыбка: «Не печалься, ступай себе с Богом». 3. Самостоятельно готовим чтение (шёпотом). 4. Упражнение в выразительном чтении вслух группой «артистов». Обсуждение. Оценивание. – Что мы делали? (Читали текст, средствами выразительности выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? |
4. Итог. | – Чем необычны герои сказки Пушкина? Как это нужно учитывать при чтении сказки? – Прочитав сказку, вы, наверное, поняли, когда так говорят: остался у разбитого корыта? (Всё потерял, что было. Остался ни с чем.) |
5. Домашнее задание. | 1. Подготовить выразительное чтение другой части сказки (на выбор). 2. Ответить на вопрос №5 учебника (с. 40). |
ПРИЛОЖЕНИЕ №1.
Карточки для группы №1.
Жил старик со своею старухой У самого синего моря; Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три года. | Старик ловил неводом рыбу, Старуха пряла свою пряжу. Раз он в море закинул невод.- Пришёл невод с травою морскою. |
В третий раз закинул он невод,- Пришёл невод с одною рыбкой, С непростою рыбкой – золотою. | Как взмолится золотая рыбка! Голосом молвит человечьим: «Отпусти ты, старче, меня в море! Дорогой за себя дам откуп: Откуплюсь чем только пожелаешь». |
Удивился старик, испугался: Он рыбачил тридцать лет и три года И не слыхивал, чтоб рыба говорила. | Отпустил он рыбку золотую И сказал ей ласковое слово: «Бог с тобою, золотая рыбка! Твоего мне откупа не надо; Ступай себе в синее море, Гуляй там себе на просторе». |
Карточки для группы №2.
Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?» Ей с поклоном старик отвечает: «Смилуйся , государыня рыбка! | Что мне делать с проклятою бабой? Уж не хочет быть она царицей, Хочет быть владычицей морскою: |
Ничего не сказала рыбка, Лишь хвостом по воде плеснула И ушла в глубокое море. | Долго у моря ждал он ответа, Не дождался, к старухе воротился – Глядь: опять перед ним землянка; |
Чтобы жить ей в Окияне-море, Чтобы ты сама ей служила И была бы у ней на посылках». | На пороге сидит его старуха, А перед нею разбитое корыто. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ работы МО учителей начальных классов МБОУ "Гимназия №12"за 2011-2012 учебный год
Один из вариантов анализа работы школьного методического объединения учителей начальных классов....
Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).
Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...
План-конспект урока литературного чтения. 1 класс. УМК «Начальная школа XXI века» Тема. В. Сутеев «Под грибом»
Цели и задачи урока: 1. Образовательные: познакомить с произведением В.Г. Сутеева “Под грибом”, его содержанием; формировать систему читательских умений (реагировать на поступки героев, давать им оцен...
Отчет по программе самообразования «Системно-деятельностный подход в начальной школе в условиях реализации ФГОС» учителя начальных классов МБОУ «Гимназия №2» Гареевой Л.Р.
отчет по программе самообразования...
Урок математики во 2 классе Учитель начальных классов МОАУ гимназия № 9 Л.А. Чернова Практико – ориентированный. Парковый урок. Тема урок: Сложение и вычитание круглых десятков
Цель: закреплять умения решать примеры на сложение и вычитание круглых десятковОборудование: листы с заданиямиХод урока:1. Организация классаПрозвенел звонок и смолк-Начинается урок....
План-конспект урока литературного чтения 4 класс "Перспективная начальная школа"
Тема: Становление человека: у каждого свой путь.Место урока в изучаемом разделе: обобщающий урок (8) по разделу«Приближаемся к разгадке ТАЙНЫ ОСОБОГО ЗРЕНИЯ. Выясняем, что помо...
план-конспект урока литературного чтения 2 класс, УМК "Начальная школа 21 века", Пятеро из одного стручка
план-конспект урока литературного чтения 2 класс, УМК "Начальная школа 21 века", Пятеро из одного стручка...