Конспект урока литературного чтения «Работа над образами главных героев сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» 2 класс.
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание произведения, понимание основной мысли, поиск необходимой информации в книге; метапредметные: регулятивные — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, познавательные — понимание и осмысление нравственных уроков, умения работать с текстом (осмысление структурных особенностей, характеристика героев произведения, понимание основной мысли), осуществлять поиск необходимой информации в книге, коммуникативные — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе;личностные: формирование системы нравственных ценностей (благородство, сочувствие, твердость характера, настойчивость), проявление интереса к произведениям А.С.Пушкина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya.docx | 21.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения. 2-й класс
Тема: Характеристика главных героев «Сказки о рыбаке и рыбке»
А. С. Пушкина.
Дата: 17 октября 2012 год
Цели: отрабатывать навыки правильного, выразительного чтения; учить раскрывать смысл произведения, характеризовать героев; воспитывать потребность в формировании положительных качеств характера для успешного существования в социуме; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание произведения, понимание основной мысли, поиск необходимой информации в книге; метапредметные: регулятивные — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, познавательные — понимание и осмысление нравственных уроков, умения работать с текстом (осмысление структурных особенностей, характеристика героев произведения, понимание основной мысли), осуществлять поиск необходимой информации в книге, коммуникативные — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе;личностные: формирование системы нравственных ценностей (благородство, сочувствие, твердость характера, настойчивость), проявление интереса к произведениям А.С.Пушкина.
Оборудование: ноутбук учителя, проектор, интерактивная доска, нетбуки учащихся.
Используемые ЭОР: интерактивный тест, презентация.
Ход урока
- Самоопределение к деятельности
Слайд 1.Речевая разминка. Стихотворение.
Кто хочет разговаривать, /
тот должен выговаривать
всё правильно /и внятно, /
чтоб было / всем понятно.//
- Прочитайте медленно, выговаривая каждое слово четко;
- О чем стихотворение?
- Какие слова надо выделять?
- Это должны быть самые важные слова. (Расстановка логических ударений). Паузы.
- Чтение в темпе скороговорки.
2. Актуализация опорных знаний. Слайд 2.
- А.С. Пушкин говорил “Что за прелесть эти сказки”…
- А любите ли вы читать сказки? Почему? (рассуждения учеников)
- Что понравилось в сказке? Что не понравилось? (рассуждения учеников)
- Что роднит сказку А.С.Пушкина и другие известные вам сказки?
(работа в парах, обсуждение, затем высказывания детей)Слайд 3.
• Есть зачин, концовка
• Волшебство
• Повторение сюжета
• Магическое число
• Добро побеждает зло
- Кто в сказке Пушкина волшебный помощник? (золотая рыбка).
- В чём необычность рыбки? (рыбка золотая, умеет говорить человечьим голосом, исполняет желания)
- Есть ли повторение сюжета в сказке Пушкина. Зачитайте.
- Чем похожи повторения? (во всех идёт разговор старика и рыбки)
- Сегодня на уроке мы будем исследовать “Сказку о рыбаке и рыбке”, проследим за сюжетом, поговорим о характерах главных героях сказки.
3. Постановка учебной задачи.
- Чем отличаются повторения сюжета? (меняются желания старухи и её обращения к старику; меняется состояние моря)
- Как просит старуха?
- А меняется ли манера поведения старика возле моря? (нет, “молвит ласковое слово, с поклоном”
- Как вы думаете, почему старик не отказывается ходить с просьбами к морю? (рассуждения детей)
Восстановление сюжетной цепочки сказки. Даются части сюжетной цепочки, которые необходимо восстановить детям. Выполнение интерактивного теста на нетбуках(работа в парах).
4. Открытие нового знания. Анализ поступков героев.
В ходе работы на доске появляется схема «система образов». Под именем героя появляется его качество. (Работа на интерактивной доске.Слайд 4-5)
- Назовите героев сказки
- Что вы узнали о героях в начале сказки? Прочитайте.
- Расскажите, что произошло со стариком, когда он рыбачил?
- Как ведет себя рыбка?
- Объясните значение слова «откуп». (Заплатив, освободить себя от чего-либо)
- Почему откупалась рыбка?
- Почему старик отпустил рыбку без откупа?
- Что произошло дальше? Прочитайте. Зачем старик обо всем рассказал старухе?
- Каким видим здесь старика по характеру?
- Почему старик пошел к морю? Объясните значение выражения «старуха забранила». (Ругала грубыми словами)
- Как ведет себя рыбка?
- Почему она помогает старику?
- Что нового узнали о старухе, когда рыбка выполнила ее просьбу «дать новое корыто»?
- Как показывает это автор сказки? Расскажите.
- Изменилось ли отношение старухи к старику, слугам, рыбке в дальнейшем?
- Кто из них решил не потворствовать старухе?
- Как это видно?
Физкультурная пауза.
5.Первичное закрепление.
Анализ характеров героев
- Давайте выясним, какой характер у каждого героя. Свои ответы нужно доказать примерами из текста.
(Учащиеся ищут в тексте отрывки, которые иллюстрируют характер старика и старухи. Учитель оказывает направляющую помощь. Учащиеся выразительно читают выбранные ими отрывки. Ответы детей обобщаются.) Слайд 6.
Характер старика: мягкий, добрый, податливый, безответный, безвольный, смиренный.
Характер старухи: властный, злобный, жадный, грубый, неуживчивый, требовательный, неблагодарный.
- Кто из героев вам нравится? Не нравится?
- Почему вам не нравится характер старухи?
- Все черты её характера - отрицательные. Жадных, грубых, злобных людей не любят в обществе, их поступки осуждаются.
- Как была наказана старуха за свою жадность и неблагодарность?Слайд 8.
- Она опять осталась у разбитого корыта, в своей ветхой землянке. Кстати сказать, выражение "остаться у разбитого корыта" до сих пор употребляется в речи.
- Что оно означает? (Остаться ни с чем, потерять всё, что имел.)
- Почему же был наказан и старик, ведь он обладал мягким, податливым, добрым характером?
- Являются ли положительными такие качества, как безвольность, безответность?
(Дети приходят к выводу, что безвольность (отсутствие воли) - отрицательная черта).
- Смиренность, безответность, податливость - положительные черты только в том случае, если они оправданы. Но в сказке Пушкина у старика не хватило смелости противостоять жадной старухе, возразить ей, указать на её неправоту, остановить её жадность. Он "..не смел ей перечить..", слепо подчинялся, выполняя все её прихоти.
- Случается ли такое в жизни?
- В жизни бывают моменты, когда просто необходимо проявить свой характер, настойчивость, твёрдо сказать - нет. Например, если окружающие или знакомые просят тебя сделать то, что, по твоему мнению, является плохим поступком.
6.Самостоятельная работа с самоопределением. Слайд 9.
- Прочитайте слова А.С.Пушкина:
"Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам - урок"
- Какой же урок преподал нам великий поэт? (высказывания детей)
- Выберите наиболее точную формулировку. Докажите свой выбор:
- Как здорово поймать волшебную рыбку!
- Как плохо быть сварливым и жадным.
- Если ты сварливый и жадный, ты можешь потерять своё счастье.
- Есть ситуации, когда необходимо проявить твёрдость характера, иначе ты можешь пострадать.
7. Итог урока. Слайд 10.
- Ребята, представьте, что вы оказались в этой сказке и рыбка может исполнить ваши желания.
- Напишите свое желание, а может быть это будет просьба для родных, друзей.
(Чтение желаний: желания здоровья, мира, счастья, хороших друзей, мечты о хорошем будущем, желания для других)
- На следующем уроке мы продолжим работу над исследованием “Сказки о рыбаке и рыбке” А. С. Пушкина и выясним, кто ещё является в сказке действующим «лицом».
Домашнее задание. Проследить, как изменяется описание моря с возрастанием желаний старухи (Подтвердить словами из текста). По желанию проиллюстрировать эти строчки.
Оценки за урок.
8. Рефлексия
Перед вами лежат смайлики.
Если вы на уроке работали с интересом, своей работой довольны, материал урока был полезен, то покажите настроение вашего смайлика улыбкой.
Может быть, у кого-то смайлик будет спокойным или даже грустным, если вы своей работой на уроке остались недовольны.
Заместитель руководителя ОО по УВР _________________/Панина В.Ю./
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения по теме: "Образ няни в лирике А. С. Пушкина".
Соответствует ФГОС...
Конспект урока литературного чтения Тема: Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце». Отражение в сказке реальной жизни
Конспект урока литературного чтенияТема: Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце». Отражение в сказке реальной жизни 4 классЦель: анализ литературного произведения сказки П.П. Бажова «...
Интегрированный урок литературного чтения и музыки «Образ осени в поэзии А.С. Пушкина, музыке, живописи»
Интегрированный урок литературного чтения и музыки «Образ осени в поэзии А.С. Пушкина, музыке, живописи»...
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ НА ТЕМУ "Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц. Делу время, потехе час" (1 КЛАСС)
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ НА ТЕМУ "Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц. Делу время, потехе час" (1 КЛАСС) СОСТАВЛЕН В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС...
Конспект урока литературного чтения на тему: "Г.Н. Юдин. Вытри лапы и входи" (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление детей со стихотворением Г.Н. Юдина «Вытри лапы и входи», раскрыв его смысл.Планируемые результатыПредметные:знать идею стихотворения;уметь делить те...
Конспект урока литературного чтения "Создание комических ситуаций с помощью слова. М. Зощенко «Великие путешественники" (УМК " Школа России", 3 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: Создание комических ситуаций с помощью слова. М. Зощенко «Великие путешественники»Цели деятельности учителя: продолжение знакомства с произведением...
Конспект урока литературного чтения: «Поговорим о самом главном. С. Васильев «Белая береза»»( УМК " Школа России" , 2класс)
Тема: «Поговорим о самом главном. С. Васильев «Белая береза»»Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с жизнью и творчеством С. Васильева, со стихотворением &laqu...