Урок литературного чтения по теме: "Сказка о рыбаке и рыбке. Характеристика главных героев"
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Урок литературного чтения по теме: "Сказка о рыбаке и рыбке. Характеристика главных героев"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazka_o_rybake_i_rybke.docx | 180.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Чему учит сказка?»
Цель: создание условий для овладения алгоритмом составления словесного портрета героя и использования приобретённых знаний и умений в практической деятельности.
Планируемые результаты
Личностные:
- проявляют интерес к чтению литературных сказок,
- проявляют желание составлять словесный портрет сказочного героя.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- принимают и сохраняют учебную задачу;
- выполняют учебное задание по алгоритму;
- контролируют и оценивают свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- в конце урока объясняют удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой.
Коммуникативные УУД:
- учитывают разные мнения и стремятся к сотрудничеству в рамках учебного диалога,
- используют речевые средства для представления результата деятельности.
Познавательные УУД:
- определяют особенности литературной сказки и обосновывают своё мнение,
- описывают героев сказки и их характер, обосновывают свой мнение,
- сравнивают героев и обосновывают своё мнение.
Предметные:
- читают осознанно, выразительно,
- составляют словесный портрет героев,
- составляют план и пересказывают текст по плану.
Средства достижения планируемых результатов:
- технология критического мышления (приём составления кластера)
- технология проблемного диалога (создание проблемной ситуации)
- технология оценивания учебных успехов
- диалоговый метод
- деятельностный метод
- метод моделирования
- средства ИКТ (ПК, экран, проектор, ЭОР)
Ход урока
- Оргмомент.
Литературное чтение – прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк,
Стих это будет, сказка, рассказ –
Вы учите их – они учат вас!
- Речевая разминка.
Синицы
Зайчик едет на такСИ.
Куда едет, сам спроСИ.
Медведь лежит в густой теНИ,
Его за лапу не тяНИ.
В подарок белочке овЦА
Несёт четыре леденЦА.
Хочу спросить я учениц:
Скажите, сколько здесь синиц?
- Прочитайте медленно хором.
- Ответьте на вопрос стихотворения.
- Прочитайте с вопросительной интонацией.
- А теперь скороговоркой.
- Актуализация знаний
- С какой сказкой познакомились на прошлом уроке? Кто автор сказки?
- Чтобы проверить, внимательно ли вы читали сказку, проведём игру.
(Класс делится на две команды, вопросы обсуждают в команде, один ученик отвечает. За правильный ответ даётся «золотая рыбка». Кто больше наберёт, тот и победил.)
- Где жили старик и старуха? (у синего моря в ветхой землянке)
- С чем первый раз пришёл невод? (с тиной)
- С чем второй раз пришёл невод? (с травой морской)
- Какая труба была на новой избе старика и старухи? (кирпичная, белёная)
- Какие ворота были в новой избе? (дубовые, тесовые)
- В чём стояла старуха дворянка на крыльце? (соболья душегрейка, парчовая корона)
- Что сделала старуха в гневе, когда пожелала стать царицей? (ударила по щеке)
- Что держит стража царицы на плечах? (топорики)
- Что ела за столом старуха-царица? (пряник)
- Куда отправила старуха-дворянка старика работать? (на конюшню)
- Как встретила старика старуха-царица? (выгнала)
- Анализ «сказочных примет»
-Найдите черты сходства и отличия сказки А.Пушкина с народной сказкой.
(Приём ТРКЧП - составление кластера. Фронтальная работа –– по ходу вопросов и обсуждения составляется кластер).
|
|
5. Работа над содержанием сказки, характеристикой её героев.
1) восстановление сюжетной цепочки сказки:
- Вспомним содержание и восстановим события сказки, в этом нам поможет схема
2) Постановка проблемного вопроса?
- Почему старуха осталась у разбитого корыта? Ведь ей рыбка дала все что могла. А могло ли быть иначе?
- Вот он наш главный вопрос.(?)
3) Характеристика героев сказки и анализ их поступков.
- Начнем с героев сказки. Назовите героев сказки. (старик, старуха и рыбка)
- Что вы узнали о них из сказки, расскажите где они жили, чем занимались…
- Что произошло со стариком, когда он в очередной раз пошел рыбу ловить, что его очень удивило, найдите отрывок в сказке и прочитайте его.
- Как вела себя рыбка?
- Почему старик её отпускает, ведь он такого чуда никогда не видел?
- Почему рыбка стала помогать старику?
- Как обращается старик к рыбке в тексте?
- Что он испытывает когда вновь обращается к рыбке? (стыд, растерянность, уважение, страх, почтение)
4) Характеристика старика и старухи, рыбки ( работа в паре по карточкам)
кроткий сварливый добрый мягкий злобный властный смиренный жадный грубый неуживчивый безропотный бескорыстный покорный |
- Какой характер был у старика? У старухи? Соедини стрелочкой героя и слово.
- Покажите свои рисунки.
- А рыбка, какая она, дайте ей характеристику.
5) Отношение автора к героям сказки
- Итак, вот они наши герои, а как автор относится к ним?
- рыбку – любит, гордится ею, восхищается;
- старику – сочувствует, жалеет …
- старуху – осуждает, наказывает от имени рыбки
- Давайте разделим героев на положительных и отрицательных и докажем почему мы так поступили. Оцените поступки героев, кто из них был прав, а кто нет.
- У нас остался еще один герой, на которого мы не обратили наше внимание. Как вы догадались, что рыбка сердится на старуху? Всегда ли море в сказке одинаковое?
6.Физкультминутка.
6) Характеристика моря.
- Море всегда разное, то оно синее, то оно помутилось и…. давайте восстановим последовательность каким было море. (работа по карточке в паре)
- помутилось синее море
- синее море
- видит на море чёрная буря
- море слегка разыгралось
- не спокойно синее море
- почернело синее море
- Молодцы, а теперь найдем отрывок из текста соответствующий каждому виду моря.
- Что помогает нам понять – море? (что оно сердится на старуху)
7) Характеристика героя по плану.
- Прочитайте алгоритм.
- Можно ли считать удачно составленным словесный портрет, если в нём описана только внешность героя? Обоснуйте своё мнение. (работа в парах)
- Составьте словесные портреты старика и старухи из «Сказка о рыба%ке и рыбке» А. С. Пушкина, используя алгоритм составления сло%весного портрета литературного героя. (групповая работа)
- Возвращаемся к нашей схеме.
- Чем заканчивается сказка? Так почему же старуха осталась у разбитого корыта? За что же так наказала её рыбка. Хорошо. Как бы старуха высоко не вознеслась, но добро побеждает зло и старуха наказана за свою жадность и алчность.
- А вы бы не хотели поймать золотую рыбку, чего бы вы попросили у рыбки?
- Чему учит нас эта сказка?
7) Работа с пословицами.
- На примере сказки объясним смысл пословиц:
Много захочешь – последнее потеряешь.
Много желать – добра не видать.
Жадность всякому горю начало.
Ненасытному все мало.
- Сказка была написана почти 300 лет назад, но она до сих пор интересна и не просто интересна, она учат нас жить и правильно поступать.
Кому сегодня понравилось на уроке? Кто об этом уроке расскажет родителям, друзьям. И на память о нашем уроке поймайте золотую рубку, пуст она вам напомнит об уроке, а может кому- нибудь поможет.
7. Итог урока.
Мне сегодня понравилось на уроке…..
Мне было трудно …..
Я узнал, что ….
Оцените свою работу на уроке.
8. Д.З. нарисовать рисунок к понравившемуся отрывку, выучить наизусть
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку литературное чтение 2 класс "Сказка о рыбаке и рыбке."
презентация к сакзке Пушкина " Сказка о рыбаке и рыбке."...
Урок литературного чтения по теме «Сказка про трёх поросят»
Этот урок можно провести во 2 классе (УМК "Начальная школа 21 века")....
Презентация к уроку литературного чтения по теме «Сказки зарубежных писателей. Проверь себя»
Презентация к уроку литературного чтения по теме «Сказки зарубежных писателей. Проверь себя»...
Конспект урока литературного чтения по теме «Сказка В.Ф. Гаршина «Сказка о жабе и розе»
Конспект урока литературного чтения по теме «Сказка В.Ф. Гаршина «Сказка о жабе и розе» 4 класс ("Школа России")...
Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные": В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".
Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные": В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".Ход урокаI....
Презентация к уроку литературного чтения на тему: "Сказка о золотой рыбке"
Дети очень любят сказки.Сегодня мы познакомимся со сказкой А.С. Пушкина " Сказка о золотой рыбке"....