Методическая разработка на тему: "Сказкотерапия".
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему
"Сказкотерапия" - цели, задачи, ход проведения занятия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_skazkoterapiya.docx | 29.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по сказкотерапии "Путешествие в сказку"
Цель: обучение приемам работы по сказкотерапии.
Задачи:
Вовлечение в активную познавательную деятельность;
Ознакомление с приемами работы со сказкой;
Повышение психолого-педагогической культуры.
Методическое и техническое оборудование:
Мультимедиа, ТСО, миски с молоком, жидкие пищевые красители, зубочистки, кисти для рисования, моющее средство, ватные палочки, влажные салфетки.
Ход проведения:
Добрый день ребята, уважаемые , гости! Сегодня нам предстоит :«Путешествие в сказку!»
И мне бы хотелось его начать со слов Джанни Родари «Сказки злые и добрые могут помочь воспитать ум. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир, может одарить его воображение научить, критически воспринимать окружающее»
А давайте мы все вместе с вами подумаем:
Что такое сказка? (ответы детей, гостей)
Важны ли сказки для ребенка? (рассуждения слушателей)
Из всего вами сказанного можно сделать следующий вывод: сказки, вовлекая детей в круг невероятных событий, способствуют усвоению важнейших общечеловеческих и моральных ценностей. А в дальнейшем без давления со стороны взрослых учатся различать добро и зло.
Моя работа с детьми с использованием методов сказкотерапии, строится либо на основе одной сказки, которая делится на части, либо представляет собой «путешествие в сказочный мир», включающее в себя любое необходимое количество сказочных образов и сюжетов.
Практическая часть
Наша работа будет проходить по принципу игры-путешествия, что поможет вам не только настроиться на работу, но и в игровой ситуации продемонстрирует структуру занятия, построенного с использованием элементов сказкотерапии.
Прежде, чем начать нашу работу, я познакомлю вас с основными этапами занятия:
I этап. Организационный момент с целью настроить детей на совместную работу.
II этап. Проблема практики. Её назначение расширить представление детей о чём – либо.
III этап. Ритуал «входа» в сказку. Создать настрой на совместную работу.
IV этап. Решение проблемы. Непосредственно образовательная деятельность. Здесь дети учатся устанавливать контакты и действовать в различных ситуациях.
V этап. Развивающий - элементы самосознания в своё внутреннее состояние. Прощаются со сказкой VI этап. Ритуал «выхода из сказки». Повторение ритуала «входа в сказку»
VII этап. Рефлексия. Подведение итога, что всё получилось и совсем справились, потому что были вместе и выполняли дружно.
Уважаемые гости я предлагаю вам на время вернуться в детство, снова обрести окружающий мир таким, каким он виделся, чувствовался, был для нас в детстве. Вновь поверить в волшебство. В сказку…
I этап. Организационный момент
Приветствие «В кругу друзей». Сегодня наше путешествие я хочу начать с того, что мы с вами познакомимся.
Каждый из вас по кругу назовёт своё имя и подаст руку другому, ладошкой вверх.
Уважаемые гости вы можете поприветствовать друг друга, не вставая с места.
Ну, вот мы, с вами держа друг друга за руки стали одним целым и теперь дружно повторяем эти добрые слова:
«Здравствуй мир! Здравствуй друг! Здравствуйте все вокруг!»
Стулья полукругом
Присаживайтесь удобнее, расскажу я вам, какой необычный, сказочный случай со мной произошел.
Сегодня ночью ко мне прилетела Фея снов, мы с ней долго беседовали, она и рассказала мне грустную историю. А я поведаю ее вам.
СКАЗКА
На одной сказочной поляне жила – была Фея цветов. И росли у неё прекрасные, волшебные цветы. Они обладали такой волшебной силой и были настолько необычны, что могли исполнить любое желание того, кто к ним прикасался.
Подползет Гусеничка к цветку и загадает своё самое заветное желание…
И вот она уже порхает разноцветной бабочкой, над цветками и собирает сладкий нектар.
Прискачет Зайка-Трусишка, на сказочную полянку, окутают цветы его своим волшебным ароматом. И никакой он больше не Трусишка, а самый смелый в лесу.
Но однажды, случилось несчастье!
Узнала про эти «чудо - цветы» злая колдунья.
И решила, во что бы ни стало заполучить их все себе, чтобы исполнять свои самые злые желания и страшные помыслы.
Но Фея Цветов отказалась помогать злой колдунье.
Она страшно разгневалась. «Ах, так!» – закричала колдунья.
«Если ты отказываешься исполнять мои желания» - сказала она.
«Тогда твои цветы больше не смогут помочь никому» - и она произнесла свое страшное заклинание…
В тот же миг все цветы на волшебной полянке исчезли. Они стали не видимы…
II этап. Проблема практики.
- Вот какая произошла грустная история!
- А вы хотите помочь цветам вновь стать видимыми? А как мы можем им помочь?
(участники выдвигают гипотезы)
У меня есть волшебные краски… Эти краски живые. Вы рисовали когда-нибудь живыми красками?
И с их помощью мы сможем оживить Чудесные цветы.
Но для этого нам с вами надо отправиться в сказку…
III этап. Ритуал «входа» в сказку
Вы не боитесь отправиться вместе со мной в сказку?
- Ну! Тогда вперед!
Сказочная музыка превращение
Проводит нас в сказку волшебная свеча. Огонь может творить чудеса: если смотреть на него, не отрываясь, то перенесёшься куда захочешь! Но для начала мы должны её зажечь. Для этого мы должны произнести волшебное заклинание – «Раз – два – три – волшебная свеча гори!
Сказочная музыка, превращение
- Ну вот, мы и в сказке. Тихим голосом, поблагодарите волшебную свечу и поставим её на стол.
Посмотрите, какие здесь красивые бабочки. Но почему они грустные?
Ответы участников
- Давайте поможем нашим бабочкам (раздаём участникам бабочек): развеселим их, подуем на них. Для этого делаем вдох через нос и выдох через рот. Так чтобы тонкая струйка воздуха щекотала наши губы.
Дыхательная гимнастика «Подуй на бабочку» Повторяется 3 – 4 раза
Мы с вами здесь, чтобы все исправить и вернуть цветам волшебную силу.
IV этап. Решение проблемы.
Давайте с вами вспомним, какая у нас с вами задача? (расколдовать волшебные цветы)
Но посмотрите, злая колдунья забросала тропинку огромными и тяжелыми камнями. Что же нам делать?
Ответы участников
- Правильно нам нужно убрать их с дороги, освободить путь.
Психогимнастика «Тяжелый камень»
Ведущий предлагает участникам представить, что перед ними находится «большой и тяжелый камень». Он предлагает поднять этот воображаемый камень и, поднатужившись, бросить его «подальше», как бы демонстрируя свою силу.
- Молодцы! Мы и освободили путь лишь благодаря тому, что работали с вами дружно.
А теперь самое главное - рисование живыми красками.
Проходите за стол.
(На столах приготовлены миски с молоком, жидкие пищевые красители, зубочистки, кисти для рисования, моющее средство, ватные палочки, влажные салфетки).
«Цветы моего сердца»
- Колдунья спрятала чудесные цветы. Но когда волшебная краска попадет в миску с молоком, они оживут.
Вы можете играть с красками, добавлять цвета, добавить немного моющего средства с помощью ватной палочки. Мир, который мы творим внутри и вокруг себя, не может быть черно-белым. Он цветной, многогранный, искрящийся. Пробуждается жизнь на сказочной полянке. Мы настоящие добрые волшебники.
Как не жаль, а время неутомимо бежит вперед и нам пора вернуться обратно в нашу несказочную реальность…
V этап. Развивающий элементы самосознания
Музыка «Вальс цветов»
- Я вам предлагаю напоследок побывать в сказочном саду, послушать, как весело радуются маленькие феи, перелетая с цветка на цветок, вдохнуть полной грудью аромат чудесных, волшебных цветов и загадать свое самое сокровенное желание.
Окунемся в свое детство и вспомним себя совсем юными, когда мы все верили в сказку. Верили, что добро победит зло и красота спасет мир!
Давайте же не дадим больше уснуть этому чувству!
- Протянем руки и загадаем свое самое сокровенное желание. Оно обязательно сбудется!
VI этап. Ритуал «выхода из сказки»
И вот настало время - возвращения в реальность, а с собой мы возьмем все, что нам понравилось, с чем познакомились. Но для того чтобы вернуться мы должны погасить волшебную свечу. Раз – два – три – свеча не гори!
VII этап. Рефлексия
- Вот мы и вернулись в класс. Как вы думаете, мы выполнили свою задачу? Решили поставленную перед нами цель?
Берёшь свечу со стола, зажигаешь. Сейчас мы будем передавать свечу, и расскажем, какие чувства мы испытывали в процессе путешествия, что понравилось, чему научились, что хотели бы добавить.
(передаем свечу по кругу)
- Уважаемые участники, мне было с вами приятно сотрудничать.
Благодарю за внимание и за активное участие!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"
Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""
Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...
Методическая разработка на тему: "Сказкотерапия в работе с детьми младшего школьного возраста в условиях школы".
В повседневной жизни каждый человек с самого рождения и до глубокой старости сталкивается с мифами ,былинами, притчами, баснями, сказками, оказывающими свое влияние на него, которое бывает даже ...
2016 г. Конкурс "Авторские методические разработки" Методическая разработка "Можно жить без ссор"
Детские конфликты – это не просто негативные явления в детской жизни, это особые, значимые ситуации общения. И от того, насколько взрослые (педагоги и родители) будут готовы к правильному руково...
Статья на тему "Сказкотерапия как одна из форм работы с детьми с ОВЗ"
Данная разработка предназначена для воспитателей коррекционных образовательных учреждений...
Методическая тема: «Сказкотерапия, как средство социализации детей с интеллектуальной недостаточностью»
Работа представляет исследование эффективности использования сказкотерапии, как средства социализации детей с ограниченными возможностями здоровья....
Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс
Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...