Методическая разработка на тему: "Сказкотерапия в работе с детьми младшего школьного возраста в условиях школы".
методическая разработка ( класс) по теме
В повседневной жизни каждый человек с самого рождения и до глубокой старости сталкивается с мифами ,былинами, притчами, баснями, сказками, оказывающими свое влияние на него, которое бывает даже не заметно. И у каждого есть любимые и ненавистные герои или сюжеты , а мудрость из них, передаваемая из поколения в поколение , как нельзя лучше показывает воздействие на психику человека. Чтобы разобраться с этим и было разработано такое направление, как сказкотерапия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_skazkoterapiya.doc | 137 КБ |
Предварительный просмотр:
«Сказкотерапия в работе с детьми младшего школьного возраста
в условиях школы»
Автор:
Смирнова Ж.В.
Педагог дополнительного образования, психолог
ГБОУ СОШ № 456 Колпинского района
ОГЛАВЛЕНИЕ.
- Введение
1.Актуальность сказкотерапии.
2.Определение.Цели.Задачи.Функции.
- Основная часть
1.Кто и что пишет о сказкотерапии.
а.)Сказочные жанры по определению Т.Д.Зинкевич- Евстигнеевой.
б.)Функциональные особенности сказок. (М.В.Киселева)
в.)Виды сказок (Т.Д.Зинкеич-Евстигнеева)
г.)Факторы эффективности сказкотерапии.
2. Возможности работы со сказкой (из личной практики)
а.)Особенности работы со сказкой
-индивидуальная работа;
- малыми группами;
-большими группами.
б.)Возможности работы со сказкой.
-Использование сказки как метафоры;
-Рисование по мотивам сказки;
-Обсуждение поведения и мотивов действий персонажа;
-Проигрывание эпизодов сказки;
-Использование сказки как притчи-нравоучения;
-Творческие работы по мотивам сказки.
- Заключение.
- Выводы.
- Оценка успехов и недостатков .
- Дальнейшее направление, перспективы.
- Библиография .Интернет-ресурсы.
ВВЕДЕНИЕ.
В повседневной жизни каждый человек с самого рождения и до глубокой старости сталкивается с мифами ,былинами, притчами, баснями, сказками, оказывающими свое влияние на него, которое бывает даже не заметно. И у каждого есть любимые и ненавистные герои или сюжеты , а мудрость из них, передаваемая из поколения в поколение , как нельзя лучше показывает воздействие на психику человека. Чтобы разобраться с этим и было разработано такое направление, как сказкотерапия.
Сказку используют и врачи и психологи и педагоги, а иногда и сами родители , в том числе молодые люди, заинтересованные в решении возникшей проблемы. И каждый находит в ней тот ресурс, который помогает ему решить его задачу. Сказкотерапевтов можно встретить в детских садах, школах, психологических центрах, больницах.
Цели и задачи сказкотерапии- установка контакта между исследуемым и исследователем психологической проблемы, чтобы общение происходило на одном языке- языке метафор и сказок.
Сказкотепрапия - это направление практической психологии , использующее ресурсы сказки или сказочной истории для : воспитания, образования, развития личности ребенка и, при необходимости, коррекции поведения или внутренних конфликтов.
Сказкотерапия, на самом деле , самый древний метод воспитания и образования. В древние времена знания о мире , его истории и развитии передавались в форме сказок и мифов из уст в уста, неся с собой опыт, накопленный многими поколениями.
На сегодняшний день, к сожалению , многие люди утратили взгляд на сказки и мифы как на сильнейший источник исторического, психологического и воспитательного опыта , именно поэтому, термин «сказкотерапия» часто вызывает неоднозначную реакцию.
Например, взрослые люди часто не приемлют по отношению к себе этот метод. Часто, работая как психолог с консультируемым взрослым человеком, будь то мужчина или женщина , мне приходится очень завуалированно использовать работу со сказкой, но при этом следует отметить , что сама работа всегда проходит на «ура» и результаты ее также плодотворны. Но, об этом позднее. Пока проблемой остается то, что многие думают, что метод сказкотерапии подходит исключительно детям, но в действительности , для ее применения нет возрастных рамок, т.к. внутри каждого из нас есть частичка ребенка(внутренний ребенок), к которой сказка тоже вполне может быть обращена. ( SoulDoc.ru).
Сказкотерапия , используя именно метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание, стать самим собой, и построить гармоничные отношения с окружающими. Ведь именно метафора, лежащая в основе сказки выступает «волшебным зеркалом» реального мира и скрытого неосознанного внутреннего мира самого человека. Сказочная метафора оказывается способом построения взаимопонимания между людьми. Усвоение необходимых моделей поведения и реагирования , новых знаний о себе и мире происходит незаметно ,исподволь.
Сказка обычно выполняет 3 функции : диагностическую, терапевтическую (коррекционную) и прогностическую.
Диагностическая сказка предполагает выявление уже имеющихся жизненных сценариев и стратегий поведения ребенка, т.е. может быть выявлен базовый жизненный сценарий, либо ставшие привычными способами реагирования поведенческие стереотипы ребенка; также может способствовать выявлению отношения или состояния ребенка, о которых он не может говорить вслух. Терапевтическая сказка - сказка, благодаря которой происходят позитивные изменения в состоянии и поведении ребенка. В случае, когда диагностируется потенциальное развитие событий, можно говорить о прогностической функции диагностической сказки. В этих сказках раскрываются суть и особенности будущего жизненного сценария человека.
В сказкотерапии в зависимости от решаемых проблем можно использовать как русские народные сказки, так и сказки русских и зарубежных авторов. Учитывая ,то , что современные дети зачастую меньше знакомы с классическими сказками , чем с новыми модными мультгероями, «супергероями» фильмов и телепередач мне все чаще приходится использовать в работе «современных персонажей» . Как я это делаю, и с какими трудностями приходится встречаться я расскажу в основном разделе.
К сказкам в своем творчестве обращались известные зарубежные и отечественные психологи : Э. Фомм, Э. Берн, Э. Гарднер, А.Манегетти, М.Осорина, Е.Лисина, Е. Петрова, Р. Азовцева, Т. Зинкевич- Евстигнеева.
По определению Т.Д. Зинкевич- Евстигнеевой , в сказкотерапии используются разнообразные жанры :притчи, басни, легенды, былины, саги, мифы ,сказки анекдоты. Находят применение и современные жанры : детективы ,любовные романы, фэнтези и прочее. Хочется добавить, что в современном обществе разнообразие жанров все более увеличивается. Здесь встречаются и новые герои ,персонажи и популярные ныне программы ,передачи а также литературные издания : комиксы, журналы, игры и ,конечно же, в том числе , компьютерные, которые очень активно внедрились в нашу жизнь. На практике, мне часто приходится замечать, что с героями классических сказок знакомятся, в лучшем случае , в раннем детстве, а далее в их мир «вселяются» новые, современные компьютерные герои. Безусловно, это вызывает определенные трудности в работе с детьми, но метод сказкотерапии не становится от этого менее значительным и эффективным . Ведь остается главное- желание помочь ребенку.
Выделяют несколько основных функциональных особенностей сказок ( М.В. Киселева « Арт-терапия в работе с детьми «Речь» 2012 год»)
- Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням : к уровню сознания и подсознания, что создает особые возможности при коммуникации.
- Концепция сказкотерапии основана на идее ценности метафоры как носителя информации:
1.)о жизненно важных явлениях
2.)о жизненных ценностях
3.)о внутреннем мире автора ( в случае авторской сказки)
- В сказке в символической форме содержится информация о том :
- как устроен этот мир, кто его создал;
- что происходит с человеком в разные периоды его жизни;
- какие этапы в процессе самореализации проходит мужчина;
- какие этапы в процессе самореализации проходит женщина;
- какие «ловушки» ,искушения, трудности, препятствия можно встретить в жизни и как с ними справится;
- как приобретать и ценить дружбу и любовь;
- какими ценностями руководствоваться в жизни;
- как строить отношения с родителями и детьми;
- как бороться и прощать.
(Лично мне хочется добавить еще :
- возможность получить знания об опыте и мудрости разных народов, их культуре;
- о возможностях и роли религии, выработке собственных философских взглялдов и убеждений).
- Сказки являются основой для формирования «нравственного иммунитета» и поддержания «иммунной памяти». Нравственный иммунитет- способность человека к противостоянию негативным воздействиям духовного, ментального и эмоционального характера, исходящим из социума.
- Сказки возвращают ребенка и взрослого в состояние целостного восприятия мира. Дают возможность мечтать, активизируют творческий потенциал, передают знания о мире, о человеческих взаимоотношениях.
Т.Д. Зинкевич- Евстигнеева выделяет 6 видов сказок: Художественные, народные, авторские народные, дидактические , психокоррекционные сказки и психотерапевтические сказки.
Факторы эффективности сказкотерапии.
Привлекательность сказок для психокоррекции и развития личности ребенка заключается в следующем:
- Отсутствие в сказках дидактики, нравоучений ( самое большое , что может « позволить себе» жанр сказки- намек на то, как лучше поступать в той или иной жизненной ситуации) ;
- Отсутствие четких персонификаций ( главный герой в сказке-собирательный образ);
- Образность и метафоричность языка ( каждая сказочная ситуация имеет множество граней и смыслов. Ребенок или взрослый , читая сказки, бессознательно выносит для себя смысл, наиболее актуальный для него в данный момент);
- Психологическая защищенность ( признак настоящей сказки – хороший конец);
- Наличие тайны и волшебства ( ребенок «вживляется» в повествование, он может идентифицировать себя не только с главным героем, но и с другими одушевленными персонажами), т.е. он децентируется , встает на место другого и чувствует нечто, отличающееся от него самого, ощущает многогранность мира и свое Единство с ним).
Коррекционные функции сказки. ( М.В. Киселева) :
- Психологическая подготовка к напряженным эмоциональным ситуациям;
- Символическое отреагирование физиологических и эмоциональных стрессов;
- Принятие в символической форме своей физической активности.
Возможности работы со сказкой (из практики).
Сказка- богатый терапевтический материал и возможности, а соответственно и приемы работы с ней очень велики.
Мне хочется поделиться своим опытом работы, рассказать о своих наблюдениях, открытиях, трудностях.
Первая особенность ,которую хочется отметить ,это та, что работа может проводиться индивидуально или коллективно ,в т.ч. группами как малыми , так и большими.
- Индивидуальная работа вызывает меньше затруднений . Ребенку легче раскрыться и при правильном подходе даже самый замкнутый ребенок охотно идет на контакт. Поэтому ,когда ко мне приходят «новенькие» детки ,( а среди них обязательно будут те, которые будут «закрыты» , необщительны, замкнуты, стеснительны, напуганы) я очень много времени уделяю индивидуальной работе. На занятии я стараюсь вовлечь такого ребенка в работу, но, как правило,это не всегда удается. Ребенок «задерживается» после занятий и мы несколько минут работаем с ним индивидуально. Со временем к нам подключаются еще 2-3 таких же «замкнутых» ребенка. Пример: Ирочка (7л). На занятиях очень тихая, замкнутая ,незаметная. Невозможно услышать от нее ни слова. Очень пугается , когда на нее обращают внимание . В индивидуальной беседе выяснилась ее семейная ситуация. Я заметила, что индивидуально ей работать гораздо проще, чем в группе (даже в паре). И еще было ясно, что девочка очень любит рисовать. Она садилась в уголке и при малейшей возможности бралась за карандаши, фломастеры, краски. Именно это и помогло нам. С удовольствием Ира рисовала своего любимого сказочного персонажа; героя (героиню) , на которого она хотела бы быть похожей; любимый /нелюбимый эпизод сказки; волшебный предмет в твоих руках ( что выберешь , как используешь, почему именно этот предмет, чем он нравится тебе и т.д.) ; тематический рисунок « Я – волшебница». Замечательными помощниками оказались сказки на дисках Т.М. Гробенко , ( которые я приобрела на курсах) коррекционные , терапевтические . Дети с удовольствием рисуют, слушая их, то чего «душа требует» , то, что слышим и представляем себе, то что чувствуем…
Уже на следующем году обучения Ира охотно работала в парах и малыми группами. А в этом году ее просто не узнать. Это одна из лучших моих учениц. Она охотно выполняет самые разнообразные упражнения и задания. Очень любит инсценировки , любит сочинять сказки, в т.ч. коллективно , при этом часто выступает в роли инициатора и подавателя идей. Самое главное , что изменения заметили как учительница, так и ее мама, которая очень благодарна и подключилась к нам в работу . Выяснилось ( и это не удивительно), что имеют место быть семейные проблемы.
- Часто мы работаем малыми группами . Здесь особенно хочется отметить работу в парах. Если ребенок выбирает себе пару по желанию ,это одно, но вот если пара случайна… Здесь главной проблемой становится непринятие партнера. И , чаще , если это мальчик и девочка.
Пример. 1-ый год обучения - Миша и Марина .Мы работаем с фигурками из «Киндер Сюрприза». Ребята очень любят работать с ними. Дома у каждого их много и они с удовольствием приносят их в класс. Здесь они «влюбляются» в своих героев заново и всегда рады с ними работать. Работая с игрушками я либо предлагаю выбрать фигурки по желанию, либо ( что более трудно) вытащить из мешка «вслепую». Итак, Миша и Марина недовольны тем, что они работают друг с другом. Марина выражает недовольство напрямую, Миша объясняет это тем , что ему не нравится ни своя фигурка ,ни фигурка соседки. Было предложено сочинить волшебную историю (тема занятия : «Помощь другу»). «Миша, возьми себе еще одного любимого персонажа , и ты , Марина , тоже». Дети рады . Но замечаю, что по-прежнему в паре работать не хотят. Каждый сочиняет свою сказку. (внимание на этом не акцентирую).
Здесь для меня стало важным ненавязчиво соединить их сюжеты. Как только Миша (более податливый, чем Марина ) стал рассказывать свою сказку, и у него (как это часто бывает) возникли затруднения , я спокойно спрашиваю : « И кто бы мог здесь помочь? Какого-то персонажа не хватает? » Миша хватается за мешок, я спокойно беру Маринину фигурку и продолжаю : « Как бы эта фигурка помогла тебе? » Не все всегда получается сразу. Но, как правило, шаг за шагом , видя и наблюдая работу других ,дети начинают спокойнее , более бесконфликтно относиться к работе в парах, даже если их что –то не устраивает.
- Также мы работаем в группах по 3-4 человека . И ,конечно же , всей группой. Особенно любят дети работу « По кругу», когда надо что – то начать рисовать, лепить, делать аппликацию, а затем по моей команде (хлопку) рисунок передается следующему и он продолжает начатое. Работаем молча . И когда твой рисунок возвращается тебе, тут-то и начинается самое интересное . На первых этапах это возмущение и недовольство. Но мы учимся справляться со своими негативными эмоциями, которые, как выясняется, нам ни к чему. Приходим к выводу , что можно с юмором отнестись к тому, что вышло, можно что-то исправить (подрисовать, например), а можно посмотреть на все с другой стороны. Оказывается, что то, что казалось видом поросенка сзади , на самом деле воздушный шарик (стоит только сделать ниточку подлиннее), а злобный жук на цветочном поле – это вообще бабочка ( только она запуталась в терновнике).
И здесь нам опять на помощь приходит сказка. Потому что только в сказке ничего невозможного нет. И ни один ребенок еще ни разу не отказался представить себе сказку на своем рисунке, в своей поделке.
Возможности работы со сказкой безграничны.
- Использование сказки как метафоры.
Текст и образы сказок вызывают свободные ассоциации, касающиеся личной жизни человека. Затем эти метафоры и ассоциации могут быть обсуждены.
Например: мы слушаем психокоррекционную сказку на диске (Т.М.Гробенко) , где детям предлагается представить себя в бутоне цветка , и вот он распускается… великолепная музыка, соответствующий предварительный настрой и … ребенок ощущает себя там ,в цветке. С удовольствием, с волнением, с интересом или же со страхом… Рисунки детей разнообразны и удивительны. В аудитории тишина. Все увлечены процессом. Они не задумываясь буквально хватают карандаши, кажется , что рука сама выбирает нужный цвет. Я наблюдаю за ними. Никто ни к кому не заглядывает, каждый в своем мире , в своем цветке.
Работа закончена . Я всегда спрашиваю могу ли показать рисунок другим. Чаще (особенно ко 2-3 –ему году обучения) соглашаются почти все. И что же я вижу ? Самые разнообразные и невероятные работы .У кого то цветок распустился полностью , кто- то уже вышел, вылетел, выбежал, сполз по нему по лесенке; а у кого-то он так и не распустился. «Мне страшно»- говорит Сережа,- Я лучше подержу лепестки руками изнутри и буду потихонечку подсматривать , что там снаружи.» Лиза на раскрытом цветке с конем, своим другом. У Насти цветок еле виден, зато весь листок - волшебный мир ,полный красок . Здесь экзотические цветы, пестрые бабочки ,радуга в полнеба , солнце, да их целых два!
А вот и рисунок Максима (8 лет). Здесь нет никаких цветов вообще. Зато лист разделен на 4 части. И на каждой части свой сюжет : вот - солдаты с автоматами, вот- «супергерой», какие-то маленькие человечки на третьей , а четвертый – почти пустой, здесь лишь маленькие значки. Максим не готов рассказать о своем рисунке, но по окончании занятия не уходит, суетится ,вертится вокруг меня, ищет повод остаться. Как только мы остаемся с ним наедине он с удовольствием комментирует : «Мир снаружи, вне цветка может быть каким угодно, а также он может меняться. Здесь меня ждет и хорошее и плохое...» Мы с увлечением анализируем его рисунок. Максим горд, что у него такая необычная работа . Он постоянно заглядывает мне в лицо, пытаясь уловить мою реакцию. Я выражаю свой безусловный интерес, размышляю вместе с ним , пытаюсь не только задавать ему вопросы, но и услышать вопросы от него, на которые он сам же и отвечает . Выяснилось, что комфортно Максиму тогда, когда он – супергерой и тогда, когда его никто не трогает ( 4 квадрат –почти пустой). После нескольких минут обсуждения Максим задается вопросом : « А как это я – супермен вдруг оказываюсь в полном покое, (невостребованным ) ,это что я никому не нужен? Или не нужен я в роли «супер» ? Я вижу что ребенок озадачен, но в глазах огонек интереса. « Хм…, надо подумать,» - Максим хватает листок и убегает взволнованный и воодушевленный одновременно.
- Рисование по мотивам сказки.
Свободные ассоциации проявляются в рисунке , и дальше возможен анализ полученного графического материала.
По собственному опыту знаю, что рисование – любимейший вид деятельности детей на моих занятиях. Единственная проблема, с которой можно столкнуться ,это то, что ребята могут стесняться рисовать ,говоря: «Я плохо рисую». И здесь довольно долго, но, безусловно, обходительно и грамотно приходится объяснять ребенку , что качество его рисунка абсолютно никакого значения не имеет. Дело в том, что младшие школьники ориентированы на понятия «хорошо» - «плохо» и «правильно» - «неправильно», а соответственно на оценку. И, начиная заниматься с детьми, мне приходится буквально не приучать их пользоваться резинкой ; не спрашивать «а как правильно?» , «а как надо?»; не «срисовывать друг с друга». Но, могу сказать, что все проходит успешно. И , как правило, уже через несколько месяцев таких проблем не возникает.
Конечно же, работая со сказкой , можно не только рисовать , но и лепить , делать всевозможные поделки. Но, все же, рисование, остается самым доступным , всеобъемлющим и эффективным видом деятельности. Изобразительное творчество- это мощное средство самовыражения, помогающее осуществлять самоидентификацию и обеспечивающий путь для проявления чувств. Самопознание ребенка углубляется благодаря обсуждению, вопросам, относящимся к разбору частей картинки, их более четкому выделению, достижению большей ясности путем описания формы , цвета, образов, предметов, людей.
Рисовать можно абсолютно все : что услышал, что почувствовал, портрет, образ, событие, мечту, фантазию, эмоцию. И особенно безграничны возможности рисования при работе со сказкой .
Нарисуй:
- кто из героев тебе больше всего понравился ( не понравился);
- что могло бы случиться , если бы …;
- другой конец сказки;
- что ты чувствуешь , когда слышишь эту сказку;
- себя в роли главного героя ( любимого героя);
- себя в этой сказке ;
- если бы я был Дедом Морозом ( Снегурочкой) ;
- если бы у меня была волшебная палочка, ковер-самолет, цветик- семицветик ( здесь можно указать желание на каждом лепестке) и т.д.
Больше всего мне нравится в рисовании то, что дети , как правило , никогда не отказываются рисовать то, что порой им сложно выразить словами :
- про что эта сказка;
-какие чувства вызывает;
- что понравилось, а что нет и т.д.
- Обсуждение поведения и мотивов действий персонажа служит поводом к обсуждению ценностей поведения человека , выявляет систему оценок человека в категориях «хорошо- плохо» (М.В.Киселева).
Здесь очень важным является при характеристике кого-то или чего – то , при обсуждении какого-то поступка, события избегать самих слов «хорошо»-«плохо». Ведь в сказках , как и в жизни , мы сталкиваемся постоянно с относительностью этих понятий, а также их формальностью.
Очень мне нравится из года в год выполнять с детьми характеристику персонажей. Например: предлагаю выписать на доске в 2 столбика соответственно отрицательных и положительных героев сказок, которых знают дети. Естественно, возникает примерно следующая картина:
+ | - |
Золушка | Баба-Яга |
Василиса Премудрая | Кощей Бессмертный |
Белоснежка | Змей Горыныч |
Рапунцель | Мачеха |
Русалочка и т.д. | Злая колдунья и т.д. |
Дети называют все положительные и отрицательные качества персонажей соответственно. А вот дальше начинается самое интересное. « Давайте попробуем найти + в отрицательных героях и – в положительных» . Ребята очень охотно и даже без особых затруднений характеризуют Золушку, как бесхарактерную, Василису Премудрую – слишком сильную натуру, которая берет все на себя ( и тут же находят похожие примеры из жизни); мальчики(?) очень любят говорить о Бабе Яге как о «хорошей хозяйке» , а одна девочка призналась мне что всегда была влюблена в Кощея Бессмертного.
Конечно за это стоило «уцепиться» и в дальнейшем я узнала, что она его просто жалела, но, если бы вышла за него замуж, то была бы благодарна ему за то, что он ее обеспечит (девочке 8,5 лет).
Очень нравится мне работать с картами « Узнай себя в сказочных образах» Н.Огненко; «Мастер сказок» Т.Зинкевич- Евстигнеева ,настольная игра-сказка «Остров детства» ( Н.Данилова , Т.Зинкевич-Евстигнеева) и др.
Дети сами часто приносят мне всевозможные картинки, карточки, открытки, с которыми можно работать. Есть дидактические карточки для ознакомления с окружающим миром «Эмоции» . Часто, работая с ними, мы вспоминаем тех сказочных героев и те события, которые вызывали у нас эти эмоции , чувства.
- Проигрывание эпизодов сказки, что дает возможность ребенку почувствовать некоторые эмоционально значимые ситуации и проиграть эмоции.
Дети любят театр. Многие часто представляют себя на сцене. Поэтому «разыграть» что-то они всегда воспринимают «на Ура».
- Проиграть можно эпизод сказки и сказку целиком.
- Можно это сделать в костюмах и с реквизитами , а можно просто, например без слов , с помощью мимики или пантомимики; только жестами.
- Можно проиграть с помощью кукол, фигурок, в т.ч. самостоятельно изготовленными.
Анализ сказок и сказочных ситуаций может быть построен в форме как индивидуальной работы, так и групповой дискуссии ,где каждый высказывает свое мнение относительно того, что «зашифровано» в той или иной сказочной ситуации, а также «дать характеристику «актеру».
- Использование сказки как притчи- нравоучения .
Подсказка с помощью метафоры варианта разрешения ситуации.
Очень помогает мне в работе ( и в своей программе я достаточно много времени отвожу этим занятиям) практическое пособие Н.П. Слободяник «Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении». Здесь представлены готовые разработки занятий ,и некоторые идеи, я , безусловно , взяла себе на вооружение. Например, там есть сказочный персонаж -дракончик Памси и множество рассказов о нем («Памси грустит », « Вот если бы все было не так …», « Я не могу этого вынести «, «Мне плохо», «Памси выбирает « и др.)Каждый рассказ своего рода притча. Сначала мы читаем 1- ю часть, пытаемся самостоятельно найти выход , а потом 2-ю часть и подводим итоги. Естественно , в промежутках проводим самые разнообразные упражнения и выполняем задания. Ребята очень любят этого героя . Но больше всего мне нравится использовать притчи-нравоучения в работе с детьми постарше. Здесь можно взять любое литературное произведение. Моим любимым произведением в работе является новелла Ги де Мопассана «Ожерелье». Я читаю его сама ( это занимает минут 20). А вот когда произношу последние строчки… Эффект шока (когда-то такой был у меня)! Здесь нужна пауза . А дальше работы непочатый край. Как правило, ребята сами «рвутся в бой», какие эмоции, какие переживания, мысли, идеи, суждения!
В современном мире много новых сказок , волшебных историй , много новых героев. И если уметь работать со сказкой, то можно работать с любым литературным произведением. Мне все чаще попадаются дети, которые почти не знают сказок, к которым мы привыкли, любим и знаем. Они мало знают отечественных мультфильмов и классических кинофильмов. Зато им знакомы такие персонажи, о которых мало кто знает (всевозможные роботы, аниме,симпсаны,…).
Иногда эти герои ужасны, а еще более ужасно то, как с ними можно играть и как играют с ними дети. Но приходится работать и с этими сказками . правда постепенно я все же стараюсь «выводить» детей на классику (читаю сама или же заинтересовываю ребенка в прочтении).
Пример. Алеше 8 лет. Агрессивен и часто не может контролировать свою эмоцию. Но ребенок очень интересный, умный, творческий с неординарным мышлением. Разбирая, в очередной раз его рисунок с роботами и стрелялками, я вдруг неожиданно резко спросила его ( а у него есть младшая сестренка, которую он боготворит и , знаю, читает ей сказки) «Леша, а как ты думаешь , о чем сказка «Курочка Ряба»? Ни секунды не думая он выпалил: «О вреде золота.» Далее следовали его рассуждения , подтверждающие эту мысль.
- Творческая работа по мотивам сказки.(дописывание, переписывание, работа со сказкой).
Виды творческих заданий не знают границ, они полны разнообразия, и снова – и снова открываю для себя их новые возможности.
1.)Конечно же, можно дописать любой сказочный сюжет, сказку в целом или какой-то эпизод. Причем «дописывание» может быть разных видов:
- Нарисовать :
- Проиграть как актеры на сцене;
- Проиграть с помощью игрушек , фигурок, карточек и т.д.;
- Написать;
- Рассказать друг другу;
- Можно «дописать» коллективно ,в индивидуальной работе и т.п.
Здесь особенно важно , чтобы каждый ребенок сам выбирал себе сказку. Если же работаем с одной сказкой, то здесь обращаю внимание на то, есть ли желание у ребенка работать с этой сказкой.
Особенно интересными бывают задания, когда ребенку предлагается продолжить уже готовую сказку.
Например: Катя (9 лет) на занятиях «Узнай себя в сказочных образах » вытаскивает карточку Настенька (из сказки «Аленький цветочек» ). Девочка обрадована и удивлена этим образом одновременно. Разобрав персонажа и ощущения Кати в «роли» этой героини, я замечаю все неугасающий интерес девочки. Она не читала эту сказку , но смотрела мультфильм (прекрасный старый отечественный мультфильм) и очень многое ей «запало в душу » именно из мультфильма. По окончании занятий Катя задерживается, и я предлагаю ей подумать, а что же будет дальше с героями. Девочка смущается какое-то время , но энтузиазм в ее глазах не стихает. Что же смущает ее. Через какое-то время она произносит мне на ушко ( хотя никого нет в аудитории ) : « Потом, Настенька превращается в Катю…ну, то есть в меня, а принц в Ваню (мальчик из класса) и мы начинаем с ним жить вместе… то есть дружить…». «А сейчас ты с ним не дружишь?» «Дружу, но только я ему всегда помогаю, уроки делать например, уборку в классе, игрушки ему дарю…» .Мне многое становится понятным и еще более не перестаю удивляться и восхищаться я тому, как часто сказочные образы , выбранные случайно, оказываются не случайными.
2.) Переписывание сказки или сказочного фрагмента. Здесь работа во многом аналогична. Можно использовать рисование, аппликацию из бумаги, пластилин, песочницу и т.п. Хочется отметить , что очень важным , полезным и эффективным оказывается предварительное предложение детям представить себя волшебником, магом, чародеем, Дедом Морозом или поработать с волшебным сказочным предметом (волшебная палочка, ковер-самолет, скатерть-самобранка, сапоги-скороходы) или придумать такой предмет самим. Таким образом, ребенку бывает легче окунуться в атмосферу сказки, почувствовать свои возможности, проявить свою фантазию.
Интересно, но дети не так часто выбирают себе Волшебные палочки, хотя, казалось бы, универсальный волшебный предмет. Они придумывают принтер, печатающий деньги ( в основном подростки),куклу, которая оживает и становится лучшей подругой (чаще в таких случаях выявляется проблема скуки и одиночества ребенка), волшебный меч, который может справиться с любым врагом (мальчики ,достаточно агрессивные, неуверенные в себе..). А одна девочка, долго мечтавшая о дорогой игрушке ,которую ей никак не покупали, в качестве волшебного предмета себе выбрала « цветик- одноцветик ».
Дети могут и любят «переписывать сказки», но все чаще встречаюсь опять –таки с тем, что «классические» сказки как-бы «устраивают» детей; а вот менять им хочется сюжеты с Монстром Хай, «Корпорацией Монстров», Мишкой Фредди и всевозможными компьютерными играми-боевиками и страшилками. И это навредит на размышления : старые добрые сказки - это замечательно, а вот современный мир волшебства и фантастики надо «переписать»…
3.)Работая со сказкой творчески, я часто предлагаю детям самим придумать то или иное задание или упражнение. Как правило, в ходе занятия становится понятно , какое «сказочное» упражнение и задание сегодня хотели бы получить дети. Ко 2-3 –ему году обучения дети уже не испытывают стеснения или затруднения в том, чтобы предложить что-то самим. Например, разбирая сказку «Мальчик-с-пальчик» ребята так увлеклись некоторыми моментами , что к концу занятия сами сочинили стихотворение, которое мы теперь часто используем как гимнастику для ладошек:
Я люблю свой каждый пальчик.
Этот- чудный, прямо зайчик.
Этот-милый и хороший,
Этот-на меня похожий.
Этот- сильный, добрый, крепкий,
Этот- весь великолепный.
Ну а мама их –ладошка
Словно ласковая кошка!.
Вот еще несколько заданий, которые мы придумали вместе с детьми:
- Какую бы песню могла спеть Снежная Королева , Русалочка, Баба Яга…?
- Героев каких сказок вы бы объединили в одну сказку? Какую? Как бы вы ее назвали? Расскажите (проиграйте ) эту сказку.
- Герои случайно перемешались в Новогоднюю ночь. Что за сказка получится? Что будет с героями дальше ?
- Героями каких сказок ты бы нарядил своих гостей на Дне Рождении? В Новый год?
- На улице на асфальте рисуем шахматную доску. Обыгрываем попадание детей на черные/ белые клетки. Таким образом ребята становятся положительными или отрицательными персонажами. Дальше можно фантазировать как угодно. Например: играем в «Атомы-молекулы» (т.е. ребята спонтанно (?) оказываются в группах и далее сочиняют свою сказку или же ставят себе задачу «обменяться» героями; а бывает так, что образуется 2 группы, и ребята должны убедить всех в том , что именно герои их команды самые лучшие и достойные (это упражнение они назвали «Сказкоубедилки».)
И не случайно , когда дети играют с песком или рисуют «Мир , в котором хотелось бы жить», они рисуют сказку . Ведь сказка , как добрый доктор, и правильный диагноз поставит и дружить с тобой будет , проявит внимание и заботу и ,в конце концов , вылечит.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Подводя итоги и формулируя основные проблемы ,мне хотелось бы остановиться на двух очень важных моментах ,которые, безусловно , очень важны и являются неким «камнем предкновения» , по крайней мере ,для меня. Во-первых: в наше время из СМИ мы получаем огромное количество ненужной негативной информации .Это и навязчивая реклама ,фильмы и передачи об убийствах, войнах, насилии; интернет ,как и прилавки магазинов , переполнены жестокими компьютерными играми ,непонятными игрушками. Все это отрицательно сказывается на детской, еще толком не сложившейся психике. И что ужасно вдвойне, так это то, что родители ,сами того не осознавая ,поддерживают детей в этом: смотрят вместе с ними боевики- ужастики или даже если это «осовремененная» сказка , то она все равно полна негатива (казалось бы истории про богатырей ,Илью Муромца ,Добрыню Никитича, Алешу Поповича , но какие?..); дарят своим детям игрушки-монстров. И вот здесь ,одной из своих главных задач я вижу ,прежде всего ,знакомство ребят со сказками , с классической литературой вообще. Будь- то просмотр мультфильмов ,кинофильмов ,чтение сказок и других полезных историй. Во-вторых : это работа с родителями. Чтобы достичь результата, работа должна быть двусторонней ,без участия родителей невозможно достичь полноценного результата. Чаще всего родители приводят ребенка со словами: « Вот вам Петя, сделайте с ним что-нибудь». И вот здесь приходится изначально вести беседу с родителями, объяснять ему, что без его помощи не обойтись. И если взрослые охотно идут на контакт и относятся с пониманием к сказанному , я стараюсь вести работу параллельно, и с семьей и с ребенком и, по возможности , с учителем.
И сказка часто приходит нам на помощь. Уважаемые взрослые , если вы хотите, чтобы ваши дети выросли добрыми ,заботливыми, уверенными в себе, чтобы находились в постоянной гармонии с окружающим миром ,т.е. были просто счастливыми, будьте внимательны и терпимы друг к другу. «Не хватает времени» ,- часто слышу я . И всегда даю совет : в мире очень много полезного и прекрасного , мы просто перестали это замечать. К сожалению , часто люди акцентируют внимание лишь на негативе. А все хорошее… ну, это само собой как-то , так и должно быть. А вот когда это «хорошее» исчезает, мы вдруг замечаем , что не стало чего-то очень важного («Что имеем не храним, потерявши-плачем»). Когда ребята рассказывают мне о прошедших выходных днях, чаще всего им и рассказывать-то нечего. В лучшем случае, ходили в ТРЦ или кинотеатр. Но даже здесь выяснятся , что хорошо им было не в кинотеатре или на развлечениях, а хорошо им было от того , что были они вместе с родителями. Так будьте же вместе чаще, даже в те редко выдавшиеся минуты выйдите из дома всей семьей ,пройдитесь вокруг дома , просто подышите замечательным «весенним» воздухом, понаблюдайте за звездным небом , послушайте пение птиц. И дети вам будут очень благодарны. А ведь именно это чувство оказывается сейчас самым нужным, необходимым ,востребованным и при этом самым дефицитным!…
Как много мудрых мыслей мы можем подчерпнуть из сказок , о которых мы уже забываем : « Иногда не стоит торопиться. Если видишь красивое, если видишь хорошее-остановись!» (Г.Цыферов «Паровозик из Ромашково»).
«Если вы всегда спешите, вы можете пропустить чудо!» (Л.Кэррол «Алиса в стране чудес»). «Она ,конечно, горяча, не спорь со мной напрасно. Но видишь ли, рубить сплеча не так уж безопасно!» (Л.Кэролл «Алиса в стране чудес»)..
«Когда одна мечта сбылась , ты отправляешься за новой». (Рапунцель. Запутанная история»).
«Из дома надо выходить с запасом тепла, чтоб делиться им с окружающими.»
«Человеку мечты нужны не меньше ,чем воздух. Однако мечтами нужно не дышать -их нужно претворять в реальность.»( Э. Сафарли «Любовь со дна Босфора».)
В том числе с юмором (дети очень любят цитировать):
«Пустяки, дело- то житейское!»
« А мы тут плюшками балуемся»… (говорю детям, когда едят на занятиях или в неположенном месте);
«Спокойствие, только спокойствие» (успокаиваем друг друга. «Ку-ку! Ку-ку мой мальчик!» (если кто-то отвлекается). Эх Карлсон, не в пирожках счастье !...»Ты что с ума сошел? ! А в чем же еще?! ( «Малыш и Карлсон»)
«Лапы ломит и хвост отваливается , а на днях я линять начал» (если притворяется больным) («Трое из Простаквашино»).
«В школе учат, учат, еще и тут , в сказке навалились!»- ничего вы не понимаете в Царской жизни!»(кто-то не хочет работать, ленится) («Вовка в тридевятом царстве»)
«Человек собаке- друг -это знают все вокруг!»
« Я никак не пойму в чем секрет ! Мед если есть, то его сразу нет!» (Винни-Пух) и т.д.
«Если взглянуть на мир глазами ребенка , убедишься ,что светлых красок в нем больше ,чем темных. Мы , взрослые , к сожалению ,часто считаем наоборот…»Главное, хочется продолжить мне, чтобы дети раньше времени не повзрослели…
-Открыть свое сердце навстречу добру учит нас сказка. Сказкотерапия- вылечит: повысит самооценку, снизит уровень тревожности и агрессивности , поможет найти правильные пути решения проблем, поможет преодолеть трудности и страхи. Таким образом сказочные события переносим мы в реальную жизнь.
Своей основной перспективой ,дальнейшим направлением я вижу еще более углубленное и расширенное изучение форм работы со сказкой. Изучая сказки, невольно обращаешься к былинам ,древним притчам ,сказаниям легендам, мифам. И чем больше я узнаю об этих жанрах ,тем больше убеждаюсь ,что корни этого вопроса очень глубоки. Я окунаюсь в Древнюю Грецию, знаменитым Богам Олимпа, в Древнеримскую мифологию , а ,следовательно, и в Астрологию. Выясняется, что подобные знания имелись и у Древних Славян. А как только начинаешь изучать Древнеславянскую мифологию , опять возвращаешься к сказкам, к русским богатырям ,ведьмам ,домовым. Почти каждый из нас склонен воспринимать мир через призму мистицизма ,и в глубине души каждый из нас верит в магические связи.
Корни подобного восприятия идут еще из древности , из того способа осмысления мира, который был присущ нашим предкам. Столкнувшись один на один с природой ,человек увидел в ней много непонятного и загадочного ,и это непонятное надо было уложить в сформировавшуюся картину мира. Те явления, которые человек не мог объяснить ,он списал на магические, недоступные его разумению силы. И память об этих силах заложена в наших генах, она пронесена из поколения в поколение в обрядах, рассказах, сказках, легендах. Она находится в нашем подсознании, откуда выходит в критические моменты нашей жизни. Когда кажется, что ничто не способно помочь ,память выталкивает нам воспоминания о силах и обрядах, могущих вызвать их. И даже самый рационально мыслящий человек в один прекрасный день может обнаружить себя, сжимающим в руке амулет от сглаза, или бросающим на полотно руны, которые должны помочь разобраться в себе. ( Bestreferat .ru «Магия и астрология как вненаучные формы познания»).
Поэтому, я повышаю свои знания в областях философии, астрологии, нумерологии, парапсихологии ,эзотерики. Посещаю всевозможные семинары и конгрессы, где освещаются подобные вопросы. Как-то поделилась своими выводами и интересными наблюдениями с известным психологом Р.М. Грановской (очень уж заметно сходство между типами темперамента и стихиями воды, огня, земли и воды в астрологии). Думала -удивится или того хуже. Но слова ее никогда не забуду : «Запомните, что работает, то имеет место быть». Конечно работает. Особенно помогает при работе со взрослыми и подростками. Очень хорошо, что многие из явлений, которые раньше трактовались, как магические ,теперь приобретают вполне научное обоснование.
Также мне очень хочется усовершенствовать свою работу с родителями и учителями. Привлекать взрослых к групповым знаниям , которые я уже неоднократно проводила. Учителя занимаются с удовольствием ,особенно любят работать со сказками. Ведь на этих занятиях я пытаюсь помочь решить им их личные проблемы , а не рабочие. А о том, что педагог-это прежде всего человек со своими проблемами ,часто забывают.
Ну и ,конечно же, наблюдать ,придумывать ,делать выводы и как можно больше открытий в вопросах сказкотерапии.
«Для сказок не существует преград». Э.Сафарли.
Библиография. Интернет ресурсы.
1. М.В.Киселева «Арт-терапия в работе с детьми СПб «Речь» 2012г.
2. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева «Психотерапия зависимостей «.Метод сказкотерапии».СПб «Речь» 2011 г.
3. Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева «Мастер сказок» СПб «Речь» 2011.
4. Н.Огненко «Узнай себя в сказочных образах « СПб «Речь» 2009 г.
5. Н.П. Слободяник «Психологическая помощь школьникам с прблемами в обучении». Айрис-пресс 2006 г.
6. «Психологический тренинг в группе». Учебное пособие . Авторы- составители Т.Л. Бука, М.Л. Митрофанова « Психотерапия» Москва 2008г.
7. Мюриэл Шиффман «Лицом к подсознанию». «Психотерапия». Москва 2007 г.
8. « Практика сказкотерапии» ( Под ред. Н.А. Сакович- Спб. «Речь « 2004.
9. «Сказкотерпапия в школе» . Методические рекомендации « Короткова Л.Д. М.: Ц Гл. 2006г.
10. Т.Д.Зинкевич –Евстигнеева , Т.М. Грабенко «Игры в сказкотерапии», СПб «Речь» 2006 г. Lib100.com
11. olga2901l.narod.ru›Сказкотерапия
12. Bestreferat.ru «Магия и астрология как вненаучные формы познания».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
К ВОПРОСУ ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ( ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Одной из актуальных проблем коррекционной педагогики следует считать проблему изучения и коррекции нарушений речи у детей с ЗПР. Симптоматика, механизмы и степень проявления речевых расстройств у дете...
Использование логопедических технологий с детьми младшего школьного возраста в условиях логопункта
Статья содержит различные логопедические технологии которые можно применить в работе с детьми....
«Инновационные технологии в логопедической работе с детьми младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования»
Доклад на VI Конференцию «Мир особого ребенка» г. Оренбург, 2018г. тема: «Инновационные технологии в логопедической работе с детьми младшего школьного возраста в условиях дополнитель...
Методическая разработка "Методика работы с детьми младшего школьного возраста в хореографическом коллективе"
Хореографическое искусство всегда привлекало к себе внимание детей. Оно обеспечивает более полное развитие индивидуальных способностей детей и поэтому обучение в хореографических коллективах должно бы...
Эссе на тему: Работа с одаренными детьми младшего школьного возраста в условиях массовой школы.
Эссе на тему:Работа с одаренными детьми младшего школьного возраста в условиях массовой школы....
Методическая разработка для занятий хореографией с детьми младшего школьного возраста в условиях дистанционного обучения.
Методическая разработка для занятий хореографией с детьми младшего школьного возраста в условиях дистанционного обучения....
Методические рекомендации для родителей по выполнению домашних заданий детьми младшего школьного возраста
Очень важным моментом в жизни школьника является приготовление домашних заданий. Рекомендации помогут родителям сделать выполнение домашних заданий самостоятельным процессом...