Конспект урока
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Утеспаева Алия Надербековна

Технологическая карта урока

 

Предмет: Литературное чтение

Класс:  32

Тема урока: В.В.Бианки «Мышонок Пик», составление плана к рассказу. (1 час)

Цели урока: познакомить с творчеством и произведениями В. В. Бианки; способствовать развитию навыков беглого, осознанного, без искажений, выразительного чтения, нахождения ответов на вопросы в тексте.

Планируемые результаты:

Предметные:

 

- познакомятся с произведением В. В. Бианки. «Мышонок Пик»;

- учатся читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно;

- учатся задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте;

-осуществляют переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли.

 

Личностные:

- Учатся пользоваться элементарными приемами убеждения: мимикой и жестикуляцией;

- проявляют терпимость к альтернативному мнению, не допускают агрессивного поведения, предлагают компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения оппонента;

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: учебник «Литературное чтение» (УМК «Школа России»), презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bianki_myshonok_pik_1_chas.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: Литературное чтение

Класс:  32

Тема урока: В.В.Бианки «Мышонок Пик», составление плана к рассказу. (1 час)

Цели урока: познакомить с творчеством и произведениями В. В. Бианки; способствовать развитию навыков беглого, осознанного, без искажений, выразительного чтения, нахождения ответов на вопросы в тексте.

Планируемые результаты:

Предметные: 

- познакомятся с произведением В. В. Бианки. «Мышонок Пик»;

- учатся читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно;

- учатся задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте;

-осуществляют переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли.

Личностные:

- Учатся пользоваться элементарными приемами убеждения: мимикой и жестикуляцией;

- проявляют терпимость к альтернативному мнению, не допускают агрессивного поведения, предлагают компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения оппонента;

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: учебник «Литературное чтение» (УМК «Школа России»), презентация.

Этап урока, методы и приемы

Время

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность учащихся

УУД

Мотивационный

Эмоциональный настрой на работу.

1 мин.

-Здравствуйте, ребята, Самостоятельно проверяем готовность к уроку. Сейчас тихо сядут те, кто готов к уроку.

Приветствовать учителя;

Настраиваться на работу

Л : Учиться уважать себя, сверстников и старших.

Актуализация знаний

Словесный:

ответы на вопросы,

монолог учителя.

Словесный: монолог учителя, слово об авторе

Словарная работа

Практический:

Артикуляционное упражнение

9 мин.

Ребята что вы можете сказать о природе нашей планеты? Какая она?

Природа планеты Земля богата всевозможными красками и ароматами. Глоток родниковой воды и дарующего жизнь воздуха, живительный солнечный луч и чарующий аромат растений, пение птиц и капли дождя - вот нити связывающие человека с природой. Красоту природы некоторые писатели описывают в своих произведениях. Как называют таких писателей?   (Писатели-натуралисты)                                  

- А каких писателей-натуралистов вы знаете?                                                                       (М. Пришвин, И.С.Соколов-Микитов Э. Шим , Н. Сладков, , Ю. Дмитриев, К. Паустовский.)                                                     Послушайте строки из произведения великого писателя-натуралиста. «Зимний лес. Тихо-тихо вокруг. Мороз щиплет лицо, но, если хочешь увидеть, как торопится домой зайчишка или выходит на прогулку барсук, терпи. Вот снег зашевелился. Дрогнула ветка. Ближе…ближе…»

-Ребята, как вы думаете, кто автор этих строк? Автор этих замечательных строк о зимнем лесе В.В.Бианки.    

 -Сегодня мы познакомимся с творчеством  В.Бианки. Кто-нибудь знает интересные факты про этого писателя?

Какие его произведения вы еще знаете? (Хитрый лис и умная уточка, лесные происшествия, подкидыш)

Теперь послушайте небольшую биографию этого автора. Внимание на экран. (приложение)

-Давайте сделаем речевую разминку.

Шли сорок мышей,     Несли сорок грошей,

Две мыши поплоше    Несли по  два гроша.

- Грош – это старинная русская монета в 2 копейки.

-Прочитайте скороговорку медленно.

-Прочитайте, разделяя слова на слоги.

-Прочитайте грустно.

-Прочитайте весело.

-Как вы думаете, ребята, о каком животном мы сегодня будем с вами говорить?   (Мышонок)

-Правильно, ребята, тема нашего урока :

В.Бианки «Мышонок Пик».          

Слушать рассказ учителя;

отвечать на вопросы;

Читать, правильно артикулируя.

Определять цели и пути их достижения.

Р: принимать и сохранять уч. задачу

П: строить речевое высказывание

К: участвовать в учебном диалоге, формулировать ответы и выводы

Р: Формулировать учебную задачу урока, принимать её, сохранять на протяжении всего урока

Р:Работа по предложенному плану

Р: принимают и сохраняют уч. задачу

Р: Формулировать учебную задачу урока, принимать её, сохранять на протяжении всего урока

Решение частных задач

Практический:

Словарная работа

Комбинированное чтение;

Практический: чтение текста

Практический:

чтение рассказа по ролям

Словесный: ответы на вопросы

Практический: чтение

Практический: словарно-лексическая работа

12 мин.

- Перед тем, как мы начнем читать произведение, давайте познакомимся с некоторыми словами, которые нам встретятся.

Прилаживала (прочитайте по слогам), какое значение у слова прилаживала? (Прикрепляла)

Понадобилась (по слогам)

Мачта - вертикально стоящая конструкция на судне (с изображением)

Сучок (значение) Часть дерева (с изображением)

Порскнут (по слогам, значение) Выбегут

Долбленое (по слогам, значение) Изготовленный посредством долбления.

Теперь вы готовы к чтению текста.

 Ребята, сейчас мы с вами прочитаем этот рассказ. Он большой по объему. Я начну, а вы следите и внимательно слушаете. Я могу спросить любого. Откройте учебники на стр. 79                           Начинаем читать.                                                 Прочитайте название I главы.                             («Как мышонок Пик попал в мореплаватели»)    

-Первую главу мы будем читать по ролям. (Автор,сестра,брат).                                               (Чтение рассказа хорошо читающими учениками)

-Кто главные герои рассказа?

-Что делали ребята до встречи с мышонком?

-Каким мышонка Пика увидели ребята?

-Как мышонок Пик оказался на корабле?

-Как можно озаглавить первую часть?

(слушает высказывания детей)

Читаем вторую главу.                                                        

Мы оказались на 2-ой станции и должны ответить на вопросы II главы.   Читаем по абзацам, я    начинаю.

– Умел ли мышонок защищаться от врагов? (нет, ему было две недели)                              

- Кто хотел погубить Пика? (чайки, щука)  

 - Какая птица спасла мышонка? (рыболов-скопа)                                                                       

- Удалось ли Пику выбраться из воды?

-Как можно озаглавить вторую главу?

(ответы детей)          

Давайте разберём слова, которые были вам непонятны.

Кораблекрушение (по слогам, значение) Крушение корабля (с изображением)

Сосунок (значение) Тот, кто еще сосет (питается) молоко(м)

Рыболов-скопа (значение) Хищная птица (с изображением)

Перевернувшимся (по слогам)                      

Отвечать на вопросы.

Читать словарные слова

Читать бегло, правильно и выразительно .

Слушать и следить;

Читать рассказ по ролям

Отвечать на вопросы

Читать рассказ

Анализировать рассказ.

П: строят речевое высказывания

К: Строить рассуждение, проявлять активность и стремление высказываться;

Р: саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии.

К: участвовать в учебном диалоге, формулировать ответы и выводы

Р: Оценивание характера героя, его поступки и их мотивы, сравнение своих ответов с ответами одноклассников

К: высказывать и обосновывать свою точку зрения;

П: Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков

Физминутка

Пр.: физические упражнения

1-2 мин

- Повторяйте за мной движения

- Садитесь

Выполнять упражнения

Л: ориентировка на ЗОЖ

Решение частных задач

Словесный:

Ответы на вопросы

Словарная работа

Практический:

Комбинированное чтение

Практический: подбор заголовка

Словесный:

Ответы на вопросы

12 мин.

III часть и IV часть

– Продолжаем путешествие с нашим героем. Следующая часть “Страшная ночь”.

шерстинка (значение) шерсть                                      угомонились (по слогам, значение) успокоились               копошился (по слогам, значение) ерзал                                                                                        шмыгал (значение) бегал                                          опрометью (по слогам, значение) быстро

 Читаем по цепочке по предложению, что же было дальше…

-Как же мы можем озаглавить эту часть?

(предположения детей)

Итак, продолжаем чтение. Читаем по абзацам.

-Чего боялся Пик?

– Кто чуть было не лишил Пика жизни?

-Что помогало Пику выжить в путешествии?

– Путешествие нашего героя заканчивается в нашем учебнике этим сюжетом «соловей-разбойник».

Я начинаю читать, а вы продолжаете по абзацам.

-Что разбудило ранним утром Пика?

-Почему «соловей-разбойник» не дождался Пика?

_Давайте озаглавим последнюю 5 часть.

– Как вы думаете, чем окончилось это путешествие? Если хотите об этом узнать, возьмите этот сборник и прочтите. Очень интересно!

Отвечать на вопросы.

Читать бегло, правильно и выразительно.

Озаглавливание

Анализировать рассказ.

Характеризовать героев

Анализировать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор.

П:слушать собеседника (учителя и одноклассников): не повторять уже прозвучавший ответ, дополнять чужой ответ новым содержанием;

П: работать с текстом: выделять в нём тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;

П:строят речевое высказывание

Рефлексия

Словесный:

ответы на вопросы, самоанализ

5 мин.

- Что вам особенно понравилось в рассказе?

- Справились ли мы с поставленными задачами?

- За что вы сегодня можете себя похвалить?

-Итак, ребята, вы молодцы, спасибо за работу!

Дз: читать 1 часть по ролям

Делать  нравственный выбор.

Оценивать свои достижения.

П: строят речевое высказывание

П: осуществляют синтез

П: строят рассуждения

Р: осуществляют итоговый контроль.

БИАНКИ ВИТАЛИЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ      (1894–1959)

Виталий Бианки родился в Петербурге.

Отец работал в Зоологическом музее. И дети трое сыновей часто бывали в его залах. Там за стеклянными витринами замерли животные, привезенные со всего земного шара. Как хотелось найти волшебное слово, которое «оживило» бы музейных зверей. Настоящие были дома: в квартире хранителя расположился небольшой зоопарк.

Летом семья Бианки уезжала в деревню Лебяжье. Здесь Виталий впервые отправился в настоящее лесное путешествие. Было ему тогда лет пять- шесть. С тех пор лес стал для него волшебной страной, раем.

Интерес к лесной жизни сделал его страстным охотником. Недаром первое ружье ему подарили в 13 лет. А еще он очень любил поэзию. А своим главным лесным учителем Бианки считал отца. Именно он приучил сына записывать все наблюдения. Через много лет они преобразились в увлекательные рассказы и сказки.

Самой знаменитой книгой Бианки стала «Лесная газета». Другой подобной просто не было. Все самое любопытное, самое необычное и самое обычное, что происходило в природе каждый месяц и день, попало на страницы «Лесной газеты». 9 Здесь можно было найти объявление скворцов «Ищем квартиры» или сообщение о первом «ку-ку». Бианки работал над «Лесной газетой» с 1924 года до конца жизни, постоянно внося какие-то изменения.

Тридцать пять лет писал Бианки о лесе. Это слово часто звучало в названиях его книг: «Лесные домишки», «Лесные разведчики». В сказочных произведениях нет волшебных палочек или сапог-скороходов, но чудес там не меньше. О самом неказистом воробье Бианки мог так рассказать, что мы только удивляемся: оказывается, тот совсем не прост. Удалось - таки писателю найти волшебные слова, которые «расколдовали» таинственный лесной мир.

Читайте книги детских писателей о природе! Берегите и охраняйте природу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...