3 класс. Конспект урока по литературе на тему: В.Ю. Драгунский "Он живой и светится" Школа России
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Горбунова Ксения Александровна

Технологическая карта урока по литературному чтению

Тема: В.Ю. Драгунский «Он живой и светится»

Тип урока: открытие нового знания

Цель: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.Ю. Драгунского; научить видеть и понимать окружающую природу; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; привить любовь к природе и интерес к чтению.

Планируемые результаты:

предметные: научатся читать и воспринимать на слух произведение; видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер; пересказывать произведение.

личностные: способствовать воспитанию доброжелательного отношение к окружающим, интереса к предмету.

Оборудование: Учебник Литературное чтение: 3 класс, 2 часть, Л.Ф. Климанова. Школа России, презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по литературному чтению

Тема: В.Ю. Драгунский «Он живой и светится»

Тип урока: открытие нового знания

Цель: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.Ю. Драгунского; научить видеть и понимать окружающую природу; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; привить любовь к природе и интерес к чтению.

Планируемые результаты:

предметные: научатся читать и воспринимать на слух произведение; видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер; пересказывать произведение.

личностные: способствовать воспитанию доброжелательного отношение к окружающим, интереса к предмету.

Оборудование: Учебник Литературное чтение: 3 класс, 2 часть, Л.Ф. Климанова. Школа России, презентация.

Этап урока. Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока.

Деятельность

учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

Организационный момент
Словесный: слово учителя

1 мин

Самостоятельно проверяем готовность к уроку. Сейчас тихо сядут те, кто готов к уроку и хочет узнать сегодня много нового.

Приветствовать учителя

Проверять готовность к уроку
Садиться на места

Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

Актуализация знаний

Словесный: чтение про себя, краткий пересказ

10 мин

-Какое у вас было домашнее задание (пересказ рассказа Капауха)

Мы продолжаем разговор о дружбе и о том, какими должны быть настоящие друзья. Сегодня мы будем работать с рассказом Виктора Юзефовича Драгунского «Он живой и светится»

Отвечать на вопросы по пройденному материалу

Проверять выполнение домашнего задания

Регулятивные: осуществлять само- и взаимоконтроль учебной деятельности.

Постановка учебной задачи ;
Словесный: слово учителя.

1 мин

Работа над скороговоркой.

Светлячок светился светом,
свет сачком словила Света.

Как вы думаете, о ком пойдет речь на уроке?

Сегодня мы познакомимся  с творчеством писателя В. Драгунского и его рассказом, а с каким, вы скажите сами (по учебнику). Обратите внимание на план урока. Сформулируйте цель урока.

Проговаривать скороговорку

Размышлять над темой урока

Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

Решение частных задач

Словесный: ответы на вопросы;

слово учителя

Практический: физические упражнения

20 мин

3 мин

Послушайте немного о писателе (Эл. Прилож.)

Виктор Юзефович Драгунский (1913-1972) прожил недолгую, но очень интересную жизнь. Родился он в Нью- Йорке. Рано потерял отца, поэтому в 16 лет ему пришлось работать. Он был и рабочим, и лодочником. Мать работала машинисткой, поэтому денег постоянно не хватало.

Увидев объявление о наборе в литературно-театральную мастерскую, Драгунский поступил туда и стал актером. Кроме того, он начал писать для театра сценарии. Так началась его литературная жизнь, хотя заслуженную славу принесли ему «Денискины рассказы».

Первая книга вышла в 1961 году под названием «Он живой и светится», куда вошло 16 рассказов о Денискиных приключениях. Затем появились новые рассказы о Дениске и его друзьях, вышла вторая книга «Денискины рассказы», которая сразу полюбилась маленьким читателям. В рассказах он изобразил своего сына и отчасти  себя самого.

Драгунский очень хорошо понимал состояние детской души, человека 6-8 лет. Повествование ведется от лица ребенка, жизнь воспринимается глазами, умом и сердцем ребенка. Писатель использует очень богаты набор средств комического, который иногда перекликается с оттенками грусти.

Сейчас мы познакомимся с некоторыми, возможно, неизвестными словами, которые встретятся нам в тексте (слайд – Брынза, Гватемала, Барбадос).

Ребята, проверим свои предположения по поводу того, о ком мы будем читать произведение.

Сейчас я начинаю читать рассказ. Внимательно слушайте и следите за текстом. В любой момент я могу прерваться и спросить одного из вас (Выборочное чтение).

Физминутка

Ребята, а сейчас давайте немного подвигаемся под музыку, вставайте и повторяйте движения за мной.

-Ребята, работая над этим текстом, мы должны решить ряд задач. Главная из них-определить, можно ли Дениску и Мишку назвать друзьями. Возможны ли дружеские отношения между мальчиками?

И чтобы ответить на этот вопрос, мы должны посмотреть, как автор характеризует друзей. Какие они?

Сейчас мы еще раз, медленно и вдумчиво прочитаем текст небольшими отрывками, которые вы сами будете выделять,  и найдем в нем то главное, о чем нам хотел подать автор.

-Встретились ли вам в тексте незнакомые слова или малознакомые?

Брынза- сыр из овечьего молока.

Моментально- мгновенно, очень быстро

Доблесть- мужество, отвага, храбрость.

Гватемала, Барбадос- государства в Америке. Здесь: марки, выпущенные этими государствами.

-Прочитайте начало рассказа и определите, где можно закончить 1 часть («…и не заставлял ее сидеть на песке и скучать»)

-Где бы вы закончили 2 часть? («..тогда увидишь!»

-3 часть? (И я забыл про всех на белом свете»)

-4 часть (до конца)

1. Как чувствовал себя Дениска и как относился к тому, что мама опаздывала? (скучал и очень переживал, было тоскливо и неуютно и страшно. Денис хотел есть, автор об этом говорит прямо. Он упрекает маму, что она так долго не приходит)

2. А какое чувство испытывали вы когда читали эту часть? (грусть, жалость, сочуствие)

3. Что вы узнали о Дениске? ( на доске учитель записывает черты характера героя: любящим сыном (скучал и переживал за маму), надежным сыном, готовым прийти маме на помощь (если бы я знал, что моя мама хочет есть я бы моментально к ней побежал), чувствительный, впечатлительный, верный, любящий живую природу, бескорыстный, добрый, умеет ценить настоящую красоту.

4. Как бы вы озаглавили эту часть? Что в ней главное? («Ожидание мамы»)

-О чем рассказывается во второй части? (вышел Мишка и увидел у Дениски новую игрушку. Ему понравился самосвал, и он стал просить его себе. А Дениска ему не давал. Он ни на что не соглашался его променять- ни на марки, ни на плавательный круг)

-А почему? Дениска был жадный?

Наверное, не случайно автор прерывает разговор двух ребят описание душевного состояния мальчика. Найдите его.

Каким был Мишка? (завистливым, эгоистичным)

Как озаглавите эту часть? («Новая игрушка Дениски»)

Третья часть лучше всего рассказывает о Дениске, какой он, поэтому давайте внимательно вчитаемся в текст и посмотрим, как автор характеризует героя.

Почему Дениска согласился отдать ценный папин подарок за светлячка? (увидел, какой это красивый жучок, поразил его своей красотой- был необычным, похожим на маленькую звездочку. Дениска любил все красивое и преклонялся перед настоящей красотой, мальчик любил природу.

Как озаглавите эту часть («Светлячок»)

(Лучше любого самосвала на свете»)

Вопросы на понимание текста. (уч. стр.106).

(Если остается время, проверим себя на стр. 106).

Знакомиться с новым писателем и его произведением

Анализировать значение «трудных» слов

Читать произведение

Выполнять физические упражнения

Отвечать на вопросы по пониманию текста

Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге.

Познавательный: 

извлечение из текста необходимой информации.

Личностные: установка на ЗОЖ.

Личностные:

личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Домашнее задание

Словесный: слово учителя

1 мин

Ребята, сейчас откройте ваши дневники и запишите домашнее задание:

Записывать домашнее задание

Итог урока. Рефлексия. Словесный: ответы на вопросы, самоанализ.

3 мин

Ребята, о чем мы говорили сегодня на уроке? С каким автором познакомились? Расскажите о нем немного. Какой рассказ прочитали? О ком он? Какова главная мысль? Что автор хотел до нас донести? Молодцы! Вы сегодня очень хорошо поработали. Спасибо за урок.

Подводить итог урока

Отвечать на вопросы

Оценивать свои достижения

Регулятивные: выделение и осознание того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усв-го


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Светлячок светился светом, свет сачком словила Света.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

3 класс. Конспект урока по литературе на тему: "Капалуха". Школа России

Технологическая карта по литературному чтениюТема урока: В. Астафьев «Капалуха»Цели урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.Астафьева; научить видеть и понимать окружающую природу; развива...

3 класс. Конспект урока по литературе на тему: "Знакомство с названием раздела". Школа России

Технологическая карта по литературное чтениеТема урока: «Знакомство с названием раздела»Цели урока: ознакомить учащихся с новым разделом; обучать правильному чтению стихов, развивать память, речь, мыш...

3 класс. Конспект урока по литературе на тему: В.Дуров "Наша Жучка" Школа России

Технологическая карта по литературное чтениеТема урока: В. Дуров «Наша Жучка»Цели урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В. Дурова; учить видеть и понимать поступки героев; рассказывать о г...

Конспект урока по литературе на тему «Саша Черный Дневник фокса Микки» 4 класс УМК "Занков"

Конспект урока по литературе на тему 4 класс«Саша Черный Дневник фокса Микки» УМК "Занков"...

Конспект урока по литературе на тему «А.П. Чехов «Белолобый»» 4 класс УМК "Занков"

Конспект урока по литературе на тему 4 класс«А.П. Чехов «Белолобый»»  УМК "Занков"...

Конспект урока по литературе "Летние явления в неживой и живой природе.", 2 класс.

В данном документе  находится конструкт урока по окружающему миру, 2 класс, УМК "Школа России"....