Конспект урока по литературе на тему «Саша Черный Дневник фокса Микки» 4 класс УМК "Занков"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Нуждова Ольга Вадимовна

Конспект урока по литературе на тему 4 класс

«Саша Черный Дневник фокса Микки» 

УМК "Занков"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата:                                                                                                                     Педагог: Субханкулова М.М.

Школа: 41                                                                                                                  Студентка: Нуждова О.В.

Класс: 4А        

Кабинет: 202

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Тема: «Саша Черный Дневник фокса Микки»

Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с произведением Саши Черного «Дневник фокса Микки.

Планируемые результаты

Предметные:

  • познакомить с фактами биографии Саши Черного;
  • совершенствовать умение читать вслух.

Личностные:

- воспитывать интерес к предмету;

- развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять и другие операции мышления.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник по литературному чтению УМК «Школа России»  (4 класс, 2 часть), презентация.

Этап урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Организационный момент.

Словестный

1 мин.

Доброе утро, ребята! Проверьте, чтобы у вас все было готово к уроку: учебник, тетрадь, пенал и хороший настрой!

Слушают учителя.

Проверяют свою готовность к уроку.

Коммуникативные (общение и взаимодействие) – умение представлять и сообщать в устной и письменной форме; формулировать собственное мнение и позицию)

II. Актуализация знаний

Словестный

Наглядный

2 мин

Вот вы рассказали о своих домашних животных.

А теперь давайте пофантазируем и попробуем рассказать, что думают ваши питомцы о вас.

(Рассказы детей.)

Сегодня мы познакомимся с таким питомцем, который охотно делится своими мыслями.

Слушают объяснение учителя

Отвечают на вопросы учителя

Познавательные (осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза);

Коммуникативные (общение и взаимодействие) – умение представлять и сообщать в устной и письменной форме; формулировать собственное мнение и позицию)

Регулятивные (принимать и сохранять учебную задачу)

III. Постановка учебной задачи

Словестный

1 мин

Откройте учебник на с. 103 и прочитайте название следующего произведения. («Дневник фокса Микки».)

Какие цели перед собой поставим?

Формулируют тему и задачи урока.

Познавательные (делать обобщения, выводы; строить сообщения в устной и письменной форме;);

IV. Решение учебной задачи

Словестный

Наглядный

15 мин

Какие дневники вы знаете? (Школьный, дневник наблюдений, личный.)

Какое значение слова «дневник» нам подходит? (Книга, журнал, в который записывают наблюдения, события.)

Кто вел этот дневник? (Собака по кличке Микки породы фокстерьер.)

Что вы знаете об этой породе собак? (Маленькая, кудрявая собачка с живым, веселым характером.)

Кто помог фоксу Микки передать свои мысли? (Автор произведения Саша Черный.)

Хотите познакомиться с автором поближе?

Александр Михайлович Гликберг (1880— 1932).

Поэт и прозаик Саша Чёрный родился под именем Александра Михайловича Гликберг в довольно большой семье с пятью детьми. На удивление, двоих мальчиков звали одинаково — Саша, однако один имел светлые волосы и потому назывался «белым», а другой тёмные — его звали «чёрным». Таково происхождение псевдонима. Родился автор в Одессе. Вскоре родители отдали мальчика в гимназию, однако судьба сложилась так, что Александр покинул свой дом и, оставшись совершенно нищим, стал попрошайничать на улице. Об одиноком и бедном мальчишке написали в газете. Этот рассказ до того тронул одного господина чиновника, К.К. Роше, что он решил взять юного Сашу к себе. Роше был человеком достаточно благородным и любил поэзию, что, безусловно, внесло свой вклад в характер будущего писателя.

В 21 год Александр пошёл на службу рядовым, три года спустя стал работать в таможне. Летом 1904 года опубликовали «Дневник резонёра» в одной из газет города Житомира под псевдонимом «Сам по себе».

Год спустя Гликберг стал жить в Санкт-Петербурге, в котором началась череда публикаций работ в различных журналах: «Леший», «Зритель», «Альманах» и некоторые другие. Стихотворения нашли много положительных откликов среди читателей.

Впервые Александр Михайлович подписался как «Саша Чёрный» в 1905 году в свой сатире «Чепуха». Печать этого стихотворения послужила тому, что журнал отныне прекратил свою работу. Сборник автора запретили из-за цензуры.

С 26 до 28 лет поэт пробыл в Германии, обучаясь в немецком университете, а после вновь приехал в Петербург и стал сотрудничать с изданием «Сатирикон». Автором было выпущено несколько сборников стихотворений, его произведения публиковались в известных журналах и газетах, таких как «Современник», «Солнце России», «Киевская мысль» и некоторых других.

Александр Гликберг во время Первой мировой войны был на фронте в качестве рядового при лазарете.

В 18 году прошлого столетия поэт и прозаик покинул Россию. Поселился сначала в Литве, затем Берлине и Риме, а в 1924 году окончательно остановился в столице Франции, где стали издаваться его сборники. Пятью годами спустя, он купил небольшую территорию на юге страны, куда приезжали гостить русские деятели искусства.

В начале августа 1932 года Александр Михайлович скончался из-за сердечного приступа. Тому причиной послужил недавний пожар, в тушении которого поэт оказывал помощь своим соседям, но, придя домой, слёг и более оказался не в состоянии подняться.

Все, лично знавшие Сашу Черного, говоря о его любви к детям (а он и в самом деле был своим среди детворы — легко находил с ней общий язык), непременно добавляют: и к животным. Оно и понятно: есть какое-то влечение детской души ко всему живому — прыгающему, порхающему, плавающему... Там, где другой пройдет мимо, не удостоив вниманием крохотную тварь, попавшуюся на пути, Саша Черный обязательно наклонится и... бережно поместит это существо в стихотворение. Но особенно неравнодушен Саша Черный был к кошкам и собакам.

Прочитайте слово, записанное под заголовком. Что оно обозначает? (Это отрывок из произведения.)

Выполняют задание из учебника.

Комментируют решение.

Самостоятельно решают примеры.

Познавательные (осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза; ребенок формулирует проблему, и как он ее будет решать; строить сообщения в устной и письменной форме;);

Коммуникативные (общение и взаимодействие) – умение представлять и сообщать в устной и письменной форме; формулировать собственное мнение и позицию)

Регулятивные (принимать и сохранять учебную задачу)

V. Динамическая пауза

1 мин

Выпрямите спины.

Потянитесь вверх, в стороны, снова вверх.

И вновь сядьте прямо.

Выполняют команды учителя.

VI. Решение учебной задачи

Словестный

Практический

15 мин

Прочитайте первую часть.

От чьего лица написан этот дневник?

Найдите подтверждение в тексте, что дневник написан именно собакой.

Что же Микки рассказал о себе? Перечитайте и подчеркните слова и выражения, подтверждающие ваше мнение.

Что он думает о своей хозяйке? Много ли времени он проводит с ней? Найдите подтверждение в тексте.

Любит ли он ее? (Да, любит, так как сравнивает с самим собой, а это высший комплимент.)

Как фокс относится к другим людям? (Он считает, что у людей много недостатков.)

Какими недостатками, по мнению фокса, обладают люди? (Люди много и долго едят — они обжоры; люди несправедливы и невнимательны; обладают плохим вкусом.)

Как вы думаете, почему?

Прочитайте слова, записанные на доске.

Наблюдательный, ворчливый, пугливый, глупый, сообразительный,

ленивый, хвастливый.

Выберите те характеристики, которые подходят нашему герою. Подтвердите примерами из текста.

Можно ли сказать, что мы составили портрет нашего героя?

Портрет героя может быть не только внешним, но и внутренним (личностные качества героя).

Правда ли, что Микки чрезвычайно наблюдательный? Найдите подтверждение в тексте. (Он ставит три звездочки, когда заканчивает какую-нибудь мысль, — он заметил эту особенность в детских книжках; отмечает очень подробно, что именно едят люди.)

О чем же мечтает Микки? Перечитайте два последних абзаца. (Он хочет, чтобы люди поняли, что нет ничего лучше, чем обедать на траве перед домом сырыми котлетками; потом барахтаться и визжать, как это делают они с Зиной.)

Иными словами, ему непонятны привычки людей, и он хотел бы, чтобы люди прониклись его взглядом на жизнь.

Отвечают на вопросы учителя

Выполняют задание из учебника

Познавательные (осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза; ребенок формулирует проблему, и как он ее будет решать; строить сообщения в устной и письменной форме;);

Коммуникативные (общение и взаимодействие) – умение представлять и сообщать в устной и письменной форме; формулировать собственное мнение и позицию)

Регулятивные (принимать и сохранять учебную задачу)

VII. Домашнее задание

1 мин

Откройте дневники и запишите домашнее задание.

Перечитать первую главу (учебник, с. 103—105).

Выписать краткие формулировки из прочитанной главы на тему «Мысли Микки о жизни и о себе».

Записывают домашнее задание.

VIII. Итог урока, рефлексия

Опрос

2 мин

Вспомните тему и задачу нашего урока. Мы справились с задачей?

Формулируют конечный результат своей работы

Коммуникативные (общение и взаимодействие) – умение представлять и сообщать в устной и письменной форме; формулировать собственное мнение и позицию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 4 классе.Саша Черный "Дневник фокса Микки"

Урок осердечивания, главной целью которого является воспитание норм морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения....

Урок литературного чтения в 4 классе «Саша Чёрный «Дневник фокса Микки»

Данный  урок  литературного  чтения «Саша Чёрный «Дневник фокса Микки» был проведён в 4 классе в рамках областного семинара учителей-занковцев, совместно  с учит...

ТЕМА: Знакомьтесь – дневник, написанный собакой. С.Черный «Дневник Фокса Микки».

познакомить учащихся с новым жанром – повестью, написанной в форме дневника от лица собаки...

Тест по произведению Саши Чёрного «Дневник фокса Микки» 3 класс ПНШ

Тест по произведению Саши Чёрного «Дневник фокса Микки» 3 класс ПНШ...

Конспект урока по литературе на тему «А.П. Чехов «Белолобый»» 4 класс УМК "Занков"

Конспект урока по литературе на тему 4 класс«А.П. Чехов «Белолобый»»  УМК "Занков"...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме «Саша Чёрный «Дневник фокса Микки»» 4 класс, УМК Л.В. Занкова, учебник Свиридова В.Ю.

Данный конспект может быть исползован на уроках литературного чтения в 3-4 классе. Урок составлен по технологии системно-деятельностного подхода и технологии творческого чтения....

Урок чтения в 3 классе "С.Черный. Дневник Фокса Микки"

Цель:  познакомиться с новым произведением С. Черного «Дневник фокса Микки», написанного в форме дневника от лица собаки; открыть новые грани характера главного героя. Учебн...