Конспект урока: "В.А. Осеева «Почему?»"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Волосенко Елена Игоревна

конспект урока №1

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lch_28-02.doc67 КБ
Microsoft Office document icon lch_2-03.doc56 КБ
Microsoft Office document icon lch_3-03.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 28.02.2017                                                                                                                         Учитель школы: Мамлеева Л. Г.________

Школа: МОУ Кулуевская СОШ                                                                                                                            Методист: Зубарева Н. С.

Класс: 2 «б»                                                                                                                                                         Студентка: Волосенко Е.И.

Урок: 4                                                                                                                                                                                                        46 гр.

Конспект урока по литературному чтению

                                                                                                                                                                                                     

Тема урока: В.А. Осеева «Почему?».

Цели деятельности учителя: познакомить детей с произведением В.А.Осеевой  «Почему?», развивать умения прогнозировать текст, анализировать и делать выводы; воспитывать честность и ответственность за свои поступки.

Планируемые результаты

Личностные: воспитывать навык вдумчивого чтения, эмоционального отклика на художественное произведение; сформировать освоение личностного смысла учения, желания учиться; научить уважать мнение одноклассников.

Предметные:  учить анализировать произведение «Почему?»; развивать навыки правильного и осознанного чтения; составлять план; совершенствовать умение  работать с текстом, формировать умение сравнивать, обобщать информацию, проводить аналогии и делать выводы.            

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: учебник литературного чтения 2 класс УМК «Школа России», презентация, карточки.


Этапы урока:

Методы и приемы.

Время:

Деятельность учителя:

Деятельность уч-ся:

УУД:

1.Организационный этап.

Словесный: приветствие.

Мотивационный этап.

Практический: речевая разминка.

4 мин.

- Здравствуйте, ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте друг другу хорошей работы на уроке. Садитесь.

Речевая разминка.

- Произнесите чистоговорки.

Собирала Маргарита Маргаритки на траве,

Потеряла Маргарита маргаритки во дворе (Слайд 1).

Жужжит над жимолостью жук,

Зеленый на жуке кожух (Слайд 2).

Сорока с вороной спорила:

Тараторила, тараторила, ворону переспорила (Слайд 3).

Приветствовать учителя.

Читать чистоговорки.

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу.

2. Постановка учебной задачи и ее решение.

Словесный: ответы на вопросы.

Проблемная ситуация.

3 мин.

- Посмотрите внимательно на слайд (4), скажите, кто на иллюстрации? (В.А.Осеева, писательница). Верно, молодцы! Посмотрите на следующие изображения, откуда они? (Слайд 5). (Из произведений «Волшебное слово» и «Хорошее») А третья иллюстрация? (Не знаем).

- Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке, какова цель нашего урока?

- Сегодня мы продолжим знакомиться с произведениями В.А.Осеевой и узнаем, откуда эта иллюстрация.

Анализировать, отвечать на вопросы, рассуждать.

Предполагать, ставить цели.

П.: строят речевое высказывание.

Л: самоопределение.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу.

3. Решение частных задач.

Практический: словарно-лексическая работа.

Практический: анализ произведения.

Словесный: ответы на вопросы.

Наглядный: работа с картиной.

Практический: работа над выразительным чтением.

Словесный: ответы на вопросы.

Словесный: слово учителя.

Практический: работа с «планом текста», работа в парах.

5 мин.

6 мин.

1 мин.

3 мин.

9 мин.

5 мин.

- Откройте учебники на странице 97. Как вы думаете, о чем пойдет речь в этом произведении?

       Словарно-лексическая работа.

- В произведении встретятся новые или малознакомые слова, значения которых нужно уточнить.

Черепки – обломки разбитого глиняного фарфорового изделия.

Бранить – резко порицать, ругать.

(Первичное чтение рассказа учениками).

Анализ содержания произведения.

- А теперь ответьте на вопросы.

- С чего начинается рассказ? 
- Почему эта чашка была так дорога маме? 
- Кто виноват был? 
- Как вы считаете, мама догадалась, кто разбил чашку? Ведь она была на кухне и ничего не видела. 
- А в произведении есть слова, по которым мы можем понять, что мама догадалась? 
- Пыталась ли она помочь сыну сказать правду? ( Ты очень испугался? Может ты нечаянно….) 
- Кого наказали? 
- Каким было наказание? 
- Легко ли было маме принять такое решение? 
- Что чувствовал Бум, получив незаслуженное наказание? Найдите ответ в тексте, зачитайте. 
- А что чувствовал в это время мальчик? Зачитайте. 
- Какие чувства боролись в душе мальчика? 
- Какая ночью была погода? Найдите в тексте и прочитайте. 

Физминутка.

                           Работа с картиной.

- Обратите внимание на картины Левитана (Слайд 6).
- Какая из картин соответствует настроению мальчика? «Дождь. Буря». 
- Что подтолкнуло вас на эту мысль? Докажите. 
- Как вёл себя в непогоду Бум? Зачитайте. 
- Почему мальчик не признался сразу? (Испугался - мама никогда меня не наказывала за что-нибудь нечаянное. Потому, что чашка была папиной. Ведь с тех пор, когда папа умер, мы с мамой берегли его вещь.) 
- Что заставило мальчика признаться маме? 
- Какие чувства испытал мальчик после того, как признался в своём проступке? 
(Душа мальчика после признания стала гораздо светлее и чище.) 

- Посмотрите на картину Левитана «Золотая осень» (Слайд 7).
- Отражает ли эта картина состояние души мальчика? Докажите. 
- Почему рассказ называется «Почему?»? 
            Работа над выразительным чтением. 
- Поставьте себя на место героев и постарайтесь интонацией передать их чувства и мысли, когда они задают себе вопрос «Почему?». 
- Какой вопрос задавал себе Бум? Прочитайте. 
- А мама? 
- Мальчик? 
- Как вы считаете, правильно ли поступил мальчик, переложив свою вину на друга? 
- Как нужно было поступить мальчику сразу? 
- А как бы вы поступили в данной ситуации? 
- А как вы считаете, чему учит нас этот рассказ? 

Почему мальчик признался в своем проступке? (Слайд 8). Выберите ответ, который считаете правильным.

1)Потому что его мучила совесть.

2)Мальчику было жаль Бума.

3)Мальчик боялся наказания.

4)Мальчик жалел маму.

-Какое впечатление произвел на вас рассказ?

-Какой момент особенно взволновал?

- Ребята, а что такое совесть? Как вы понимаете значение этого слова? (это чувство которое не позволяет нам делать плохие поступки).

- Как вы думаете, а нам нужна совесть? (Да, конечно). Хорошо, молодцы! Именно совесть, которая живет в сердце человека, подсказывает, как правильно жить и правильно поступать. Я думаю, что в жизни очень важно научиться прислушиваться к голосу совести. Я согласна с вами, ребята. А еще я хочу вам сказать, что каждый человек имеет право на ошибку. Главное, уметь вовремя найти правильное решение, исправить ее. Прочитаем рассказ по цепочке, по предложению.

- Попробуйте, работая в парах, составить план рассказа.

Запоминать, анализировать.

Анализировать, отвечать на вопросы, рассуждать, предполагать, находить нужную информацию в тексте.

Выполнять физические упражнения.

Предполагать, анализировать, отвечать на вопросы.

Осуществлять работу над выразительным чтением.

Отвечать на вопросы, рассуждать.

Выбирать нужный ответ.

Рассуждать, предполагать.

Работать в парах.

Составляют план.

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свое действие в соответствии с задачей.

П.: строят речевое высказывание; осмысляют учебный материал.

К: строят понятные речевые высказывания; аргументируют собственное мнение.

4. Итог урока.

Рефлексия.

Словесный: ответы на вопросы, самоанализ

4 мин.

Прочитайте пословицы (Слайд 9).

От человека утаишь, а от совести не утаишь.

Нечистая совесть спать не дает.

Ошибайся, да сознавайся.

Где правда, там и счастье.

– Выберите из них ту, которая выражает, какой урок вы вынесли для себя, познакомившись с произведением В.А.Осеевой “Почему?”.

Посмотрите на экран (Слайд 10), продолжите любое предложение.

-На сегодняшнем уроке я узнал…
-После урока мне захотелось…
-На этом уроке я похвалил бы себя за …
-Сегодня я сумел…

Р: осуществляют итоговый контроль.

Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.



Предварительный просмотр:

Дата: 2.03.2017                                                                                                                         Учитель школы: Мамлеева Л. Г.________

Школа: МОУ Кулуевская СОШ                                                                                                                            Методист: Зубарева Н. С.

Класс: 2 «б»                                                                                                                                                         Студентка: Волосенко Е.И.

Урок: 2                                                                                                                                                                                                        46 гр.

Конспект урока по литературному чтению

                                                                                                                                                                                                     

Тема урока: В.А. Осеева «Почему?».

Цели деятельности учителя: продолжить знакомить детей с произведением В.А.Осеевой  «Почему?», развивать умения прогнозировать текст, анализировать и делать выводы; продолжить воспитывать честность и ответственность за свои поступки.

Планируемые результаты

Личностные: воспитывать навык вдумчивого чтения, эмоционального отклика на художественное произведение; сформировать освоение личностного смысла учения, желания учиться; научить уважать мнение одноклассников.

Предметные:  продолжить учить анализировать произведение «Почему?», развивать навыки правильного и осознанного чтения; совершенствовать умение  работать с текстом, формировать умение сравнивать, обобщать информацию, проводить аналогии и делать выводы.            

Тип урока: закрепление изученного материала.

Оборудование: учебник литературного чтения 2 класс УМК «Школа России», презентация, карточки.


Этапы урока:

Методы и приемы.

Время:

Деятельность учителя:

Деятельность уч-ся:

УУД:

1.Организационный этап.

Словесный: приветствие.

Мотивационный этап.

Практический: речевая разминка.

5 мин.

- Здравствуйте, ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте друг другу хорошей работы на уроке. Садитесь.

Речевая разминка.

- Прочитайте про себя скороговорку. Внимательно послушайте:

И прыгают скороговорки, как караси на сковородке. (Слайд 1).

-Кто хочет прочитать так быстро, как сможет?

Приветствовать учителя.

Читать скороговорку.

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу.

2. Постановка учебной задачи и ее решение.

Словесный: ответы на вопросы.

3 мин.

- Ребята, с каким произведением мы знакомились на прошлом уроке? («Почему?»).

-Кто автор? (В. А. Осеева).

-Что вы запомнили из ее биографии?

- Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке, какова цель нашего урока? (Продолжим работать с произведением В. А. Осеевой «Почему?»).

Анализировать, отвечать на вопросы, рассуждать.

Предполагать, ставить цели.

П.: строят речевое высказывание.

Л: самоопределение.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу.

3. Решение частных задач.

Словесный: пересказ.

Практический: чтение по ролям.

Практический: работа в парах; работа с планом.

Взаимопроверка.

4 мин.

11 мин.

1 мин.

5 мин.

8 мин.

- Откройте учебники на странице 97. Кто может напомнить нам, о чем этот рассказ, на оценку? (Несколько детей пересказывают).

- Почитаем это произведение по ролям. Сколько ролей? (4: мальчик, мама, Бим и автор). Я в любой момент могу остановить и назначить на роль другого человека. Следите.

Физминутка.

-Немного отдохнем!

- На прошлом уроке мы с вами в парах работали над планом этого рассказа. Кто хочет зачитать свой план? N и N, пожалуйста. Сколько у вас пунктов в плане?

(Несколько пар зачитывают и получают оценки). Молодцы!

Работа с планом.

- У вас на партах лежат карточки с планом, который составила я. В нем 11 пунктов. Но, к сожалению, они перепутались. Ваша задача: в первом столбике расставить цифры в правильном порядке.

4.Бум наказан.

1.Мальчик с собакой.

9.Сын признался.

2.Чашка разбилась.

11.У каждого своё почему.

3.Это…Бум!

7.Ночью.

8.Расстроенный лай.

10.Все дома!

 5.Он будет жить в будке!

 6.Бум один на крыльце.

- Поменяйтесь карточками и проверьте друг друга. (Слайд 2). 11-10 + это «5», 9-8 + «4», 7-6 + «3», меньше 6 + это уже «2».

-Встаньте те, у кого 5? Похлопаем, молодцы! Те, у кого 4! Хорошо, похлопаем! Есть 3? 2? Будьте внимательнее в следующий раз.

Пересказывать.

Читать по ролям.

Выполнять физические упражнения.

Читать план.

Работать с планом.

Проверять.

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свое действие в соответствии с задачей.

П.: строят речевое высказывание; осмысляют учебный материал.

К: строят понятные речевые высказывания; аргументируют собственное мнение.

4. Итог урока.

Рефлексия.

Словесный: ответы на вопросы, самоанализ

3 мин.

- Чем мы сегодня занимались? Достигли ли мы целей, поставленных в начале урока?

Посмотрите на экран (Слайд 3), продолжите любое предложение.

-На сегодняшнем уроке я узнал…
-После урока мне захотелось…
-На этом уроке я похвалил бы себя за …
-Сегодня я сумел…

Отвечать на вопросы.

Продолжить предложения.

Р: осуществляют итоговый контроль.

Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.



Предварительный просмотр:

Дата: 3.03.2017                                                                                                                         Учитель школы: Мамлеева Л. Г.________

Школа: МОУ Кулуевская СОШ                                                                                                                            Методист: Зубарева Н. С.

Класс: 2 «б»                                                                                                                                                         Студентка: Волосенко Е.И.

Урок: 3                                                                                                                                                                                                        46 гр.

Конспект урока по литературному чтению

                                                                                                                                                                                                     

Тема урока: В.А. Осеева «Почему?».

Цели деятельности учителя: продолжить знакомить детей с произведением В.А.Осеевой  «Почему?», развивать умения прогнозировать текст, анализировать и делать выводы; продолжить воспитывать честность и ответственность за свои поступки.

Планируемые результаты

Личностные: воспитывать навык вдумчивого чтения, эмоционального отклика на художественное произведение; сформировать освоение личностного смысла учения, желания учиться; научить уважать мнение одноклассников.

Предметные:  продолжить учить анализировать произведение «Почему?», развивать навыки правильного и осознанного чтения; совершенствовать умение  работать с текстом, формировать умение сравнивать, обобщать информацию, проводить аналогии и делать выводы.            

Тип урока: закрепление изученного материала.

Оборудование: учебник литературного чтения 2 класс УМК «Школа России», презентация, карточки.


Этапы урока:

Методы и приемы.

Время:

Деятельность учителя:

Деятельность уч-ся:

УУД:

1.Организационный этап.

Словесный: приветствие.

Мотивационный этап.

Практический: речевая разминка.

5 мин.

- Здравствуйте, ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте друг другу хорошей работы на уроке. Садитесь.

Речевая разминка.

- Прочитайте про себя скороговорку. Внимательно послушайте:

У четырех черепашек четыре черепашонка. (Слайд 1).

-Кто хочет прочитать так быстро, как сможет?

Приветствовать учителя.

Читать скороговорку.

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу.

2. Постановка учебной задачи и ее решение.

Словесный: ответы на вопросы.

3 мин.

- Ребята, посмотрите на иллюстрацию. Скажите, из какого она произведения? («Почему?»).

-А кто автор? (В. А. Осеева).

-Какая главная мысль этого рассказа? (Все мы совершаем ошибки, но никогда не поздно признаться в своем поступке).

 - Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке, какова цель нашего урока? (Продолжим работать с произведением В. А. Осеевой «Почему?»).

Анализировать, отвечать на вопросы, рассуждать.

Предполагать, ставить цели.

П.: строят речевое высказывание.

Л: самоопределение.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу.

3. Решение частных задач.

Практический: чтение по цепочке.

Практический: сочинение.

Практический: задание на карточках.

10 мин.

1 мин

15 мин.

.

3 мин.

- Откройте учебники на странице 97. Начнем читать рассказ по цепочке. N, начинай.

Физминутка.

-Немного отдохнем!

Сочинение.

- Открываем тетради, записываем число. Сейчас мы будем писать сочинение «Мое впечатление». Вы должны выразить все, что почувствовали после прочтения этого рассказа. Не менее 10 предложений. Начинайте «Я прочитал рассказ Валентины Осеевой «Почему?»». Напишите, понравился ли он вам? Если да\нет, поясните почему. Приступайте.

(По желанию несколько учеников зачитывают).

- У вас на партах лежат карточки с вопросами, даны два варианта ответа: да \ нет. Ваша задача обвести в круг или подчеркнуть тот ответ, который вы считаете правильным.

-Описание ночной природы соответствует настроению мальчика? да / нет

- Мальчик свалил свою вину  из-за вредности? да / нет

- В рассказе собаку звали Бим? да / нет

- Мама сильно расстроилась, увидев разбитую чашку? да / нет

- Мама поняла, кто разбил чашку? да / нет

- Ты свалил бы вину за проступок  на своего друга? да / нет

- Сдавайте карточки, я проверю и поставлю всем оценки.

Читать по цепочке.

Выполнять физические упражнения.

Писать сочинение.

Зачитывать сочинение.

Выполнять задание.

Сдавать карточки.

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свое действие в соответствии с задачей.

П.: строят речевое высказывание; осмысляют учебный материал.

К: строят понятные речевые высказывания; аргументируют собственное мнение.

4. Итог урока.

Рефлексия.

Словесный: ответы на вопросы, самоанализ

3 мин.

- Чем мы сегодня занимались? Достигли ли мы целей, поставленных в начале урока?

Посмотрите на экран (Слайд 2), продолжите любое предложение.

-На сегодняшнем уроке я узнал…
-После урока мне захотелось…
-На этом уроке я похвалил бы себя за …
-Сегодня я сумел…

Отвечать на вопросы.

Продолжить предложения.

Р: осуществляют итоговый контроль.

Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока чтения В.Осеева "Почему?" 2 класс

Данный урок разработан с учетом требований ФГОС. В уроке прослеживается межпредметная связь (литературное чтение- изобразительное исскуство - русский язык).В моем классе многие дети имеют речевые нару...

Конспект урока: В.А. Осеева «Волшебное слово»

Предмет: Литературное чтениеКласс: 2АТема урока: В.А. Осеева «Волшебное слово»Цели урока: -  познакомить детей с произведением В.А. Осеевой, формировать представление о добре и отзывчивости;- раз...

Конспект урока: В. А. Осеева «Почему?»

Материал предназначен для урока литератрного чтения, 2 класс, программа "Школа России". Образовательные задачи урока: углубить знания детей об особенностях творчества; В.А. Осеевой; совершен...

Конспект урока В.А.Осеева "Бабка" 3 класс

Цели деятельности учителя:Создание  условия для ознакомления с рассказом В.А.Осеевой «Бабка», понимания глубины содержания произведения и его главной мысли; способствовать совершенств...

Конспект урока литературного чтения Осеева В."Хорошее"

Цель: создать условия для полноценного восприятия и осознания художественного текста   через чтение  рассказа Осеевой «Хорошее».Задачи.Обучающая: формировать навыки правильн...