Конспект урока литературного чтения Осеева В."Хорошее"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Изотова Татьяна Петровна

Цель: создать условия для полноценного восприятия и осознания художественного текста   через чтение  рассказа Осеевой «Хорошее».

Задачи.

Обучающая: формировать навыки правильного и осознанного чтения, умения составлять характеристику героя, формулировать главную  мысль произведения;

Развивающая: развивать мышление детей через анализ, обобщение, рассуждение, сравнение;

Воспитывающая: воспитывать  нравственные качества: честности, чувство ответственности за свои поступки и доброе отношение к людям. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_literaturnoe_chtenie.docx29.46 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения .

УМК «Школа России»

Класс: 2

Учитель: Изотова Татьяна Петровна

Тема урока:   В.А. Осеева «Хорошее».

Цель: создать условия для полноценного восприятия и осознания художественного текста   через чтение  рассказа Осеевой «Хорошее». 

Задачи.

Обучающая: формировать навыки правильного и осознанного чтения, умения составлять характеристику героя, формулировать главную  мысль произведения;

Развивающая: развивать мышление детей через анализ, обобщение, рассуждение, сравнение;

Воспитывающая: воспитывать  нравственные качества: честности, чувство ответственности за свои поступки и доброе отношение к людям.  

Ожидаемые результаты:

 - умение подтверждать свои высказывания цитатами из текста;

 - умение находить главную мысль произведения;

 - осознание детьми важности использования в речи вежливых слов и доброжелательного отношения к окружающим.

Формирование  УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

-  Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Оборудование: учебник с текстом В. Осеевой «Хорошее»; выставка книг В. Осеевой; компьютер; мультимедийный проектор; плакат  «Дерево предсказаний»; карты самооценки; выставка книг В.Осеевой.

Технология: Развитие критического мышления через чтение и письмо.

Приёмы: чтение рассказа учителем, обращение к личному опыту учащихся, бортовой журнал, прогнозирование по названию (« дерево предсказаний»), кластер, использование “тонких” и “толстых” вопросов.

Ход урока

  1. Стадия вызова.

Цель: побудить учащихся к активной работе на уроке; актуализировать имеющиеся знания; побудить интерес к получению новой информации.

1. Мотивация к учебной деятельности.

Что за чудо-чудеса:

Раз рука и два рука!

Вот ладошка правая,

Вот ладошка левая,

И скажу вам, не тая,

Руки всем нужны, друзья.

Чтобы делать  добрые дела.

2. Актуализация знаний.

1.Игровое задание «Книжная полочка» фронтальная работа

На доске иллюстрации из прочитанных  произведений, на карточках имена главных героев,  определите  из какого рассказа каждый герой.

   Аня и Катя герои  какого произведения?

Д. Николай  Булгаков  «Анна, не грусти»

У.А теперь найдём главную мысль этого произведения у себя в «Бортовом журнале», который у вас у всех лежит на столах в виде таблице. Соедините главную мысль с названием произведения.

У. Итак, проверим, что у нас получилось. (Николай  Булгаков  «Анна, не грусти» - умению переживать за  других, доброте) У кого так  поставьте плюс, если выполнено не так – ставим знак вопроса.слайд
    Юрий Ермолаев  «Два пирожных»;

Ю.Ермолаев. «Два пирожных» - вовремя приходить на помощь, помогать взрослым

     Валентина Осеева  «Волшебное слово».

В.Осеева. «Волшебное слово» - вежливости, доброжелательности

-Нам знаком  герой Юра?

- Нет.Этот герой   нам не знаком.  

-Ребята,это герой из рассказа В.А .Осеевой «Хорошее».

-Вы можете сказать, чему учит нас это произведение? (нет)

-Почему?

Д. Мы не изучали данное произведение.

У.Верно. Мы незнакомы с  данным  произведением, поэтому и герой Юра нам тоже  незнаком. И, конечно, мы не можем сказать, чему учит нас это произведение. Что же нужно сделать?

Д. Познакомиться с произведением

3. Сообщение темы и цели урока.

У. Значит, какова тема нашего  урока?

Д. Валентина Осеева.  «Хорошее».

У.  Но прежде, чем познакомится, оценим свою работу с бортовым журналом по прочитанным произведениям. Сегодня вы себя весь урок будете оценивать по карте самооценки (слайд).Итак, если у вас в бортовом журнале 2 или 3 плюса, значит  в карту самооценки ставим плюс, а если  один плюс, то ставим знак вопроса. Значит надо перечитать произведения и вспомнить их.

-Итак,  тема урока В.А.Осеева «Хорошее»

У.- С чего начинается знакомство с произведением?

 Д.С чтения.

У.- Как мы должны научиться  читать  произведение?

Д.- Выразительно.

У.-А чтобы  понять,  о чём произведение, что хотел сказать автор, что мы должны сделать?

Д- Ответить на вопросы, проанализировать.

У.Да, сегодня мы будем читать ещё один рассказ Валентины Александровны  Осеевой с очень приятным названием «Хорошее».

У.- Чтобы, ответить на вопрос: «Чему учит нас это произведение?»  и заполнить последнюю строку «Бортового журнала», нам необходимо  проанализировать текст, научится  бегло и осознано его читать.(слайд с задачами)

У.- Заполним  «Дерево  предсказаний» - скажите  о чём может быть рассказ с таким названием?  (случилось что-то хорошее, кому подарили подарок, кто-то сделать доброе дело, у кого-то хорошее настроение, кто-то получил хорошую оценку и Т.Д) слайд

  1. Стадия осмысления.

Цель: создать условия для получения новой информации, для достижения цели работы.

1.Первичное восприятие.

 Первичное чтение рассказа (у детей учебники закрыты)

Чтение текста учителем с остановками

Проснулся Юрик  утром. Посмотрел в окно. Солнце светит. Денёк хороший.

И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать.

Вот сидит он и думает:

«Что, если б моя сестрёнка тонула, а я бы её спас!»

А сестрёнка тут как тут:

— Погуляй со мной, Юра!

1 остановка

-Предположите, что будет дальше?

— Уходи, не мешай думать!

Обиделась сестрёнка, отошла.

А Юра думает:

«Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил!»

А няня тут как тут:

— Убери посуду, Юрочка.

2 остановка

-Как вы думаете, выполнит ли Юра просьбу няни? Почему?

— Убери сама — некогда мне!

Покачала головой няня. А Юра опять думает:

«Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил!»

А Трезорка тут как тут. Хвостом виляет: «Дай мне попить, Юра!»

3 остановка

-Как вы думаете, дал ли Юра попить Трезорке?

— Пошёл вон! Не мешай думать!

Закрыл Трезорка  пасть, полез в кусты. А Юра к маме пошёл:

-Чтобы мне такое хорошее сделать?

Погладила мама Юру по голове:

-Погуляй с сестрёнкой, помоги няне посуду убрать, дай водички Трезору.

Проверка первичного восприятия.

- Понравился  вам рассказ?

- Наши предположения совпали? Какое  из них оказалось более точным?

- Скажите,  о чем это произведение? (ответ: «Это произведение о том, как Юра мечтал совершить хорошие поступки».)

- Как же так получилось, что мальчик, который искренне хотел доставить всем радость, так и не смог ее никому доставить? Почему?

-Чтобы понять это, нам необходимо повторно внимательно и вдумчиво прочитать произведение.

Вторичное восприятие. Чтение с пометками.

а)  Словарная работа.

У.Ребята, скажите, когда я читала рассказ, вам встретились слова, значение которых было непонятно? ( )

У.Где мы можем узнать значение непонятных слов? (в словаре, интернете)

У.Мне бы хотелось, чтобы вы нашли  значение слова  «колодец»

 (Одна парта) работа со словарём Ожегова – находят значение слова  

« колодец», с остальными

-А мы с вами      поучимся читать слова, в которых вы иногда допускаете ошибки:   на слайде

     солнце

     что-нибудь

     что, его, у него

-Итак, каково значение слова «колодец».

б)  У. Сейчас проведём небольшое  исследование

Чтение с пометками

самостоятельно шёпотом прочитайте рассказ и,  отметьте карандашом в тексте предложения, о чём мечтал Юра.

У.   Проверим.

 Кто прочитает о первой мечте Юры?

1-я «Что, если б моя сестрёнка тонула, а я бы её спас?».

-Ребята, поднимите руки у кого так?

У.А какая была у Юры 2  мечта?

2-я мечта: «Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил!»

-Ребята, поднимите руки у кого так?

3-я мечта: «Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил!»).

У.Ребята, кто согласен- поднимите руки.

У.Если  вы нашли все 3 мечты  Юры, то  в карте  самооценки поставьте плюс.

Физминутка.

 По тропинкам доброты

Доброты  вместе мы шагаем,

И про добрые дела мы не забываем.

Всем всегда поможем дружно

Потому что – это нужно

Добрым быть веселей,

Улыбнись всем поскорей.

б) «Тонкие и толстые вопросы»:

У. Продолжим беседу по рассказу.

У. Хорошие ли были мечты у Юры?

Д.  Да.

У. Хотел ли он что-то сделать для себя?

Д. Нет.

У. Можно ли назвать его воображаемые поступки героическими?

(Словарная работа: героический поступок – это поступок, который можно совершить, проявив смелость, поборов свой страх). 

 Д. Да.

У. Представьте себе, что все Юрины мечты сбываются: сестрёнка тонет, а он её спасает. Спасает он и няню, и Трезора. О ком думает Юра на самом деле?

Д. Он думает о себе. Юра мечтает, чтобы его похвалили, хочет прославиться.

У. В каком случае можно сделать что-то хорошее?

Д. Сделать что-то хорошее можно тогда, когда думаешь не о себе, а о других людях.

- Значит вот почему так получилось, что мальчик, который искренне хотел доставить всем радость, так и не смог ее никому доставить, потому что думал только о себе, а не о людях.

У. Почему Юра не заметил простых дел? Какой же был Юра?

Д. Он был эгоистом, невнимательным к другим.

-Посмотрите, каким Юра изображён на иллюстрации в учебнике. Соотнесите её с текстом.

У.-А на иллюстрации он изображён задумчивым, мечтательным.

в) Заполнение  кластеров:

-Охарактеризуем, Юру составив  кластер.

-Для этого возьмём  круг, на  котором написано имя нашего главного героя. Приклеим с левой стороны синие карточки с качествами, характеризующими Юру, как показано на слайде.

 -Итак, какой у нас получился Юра?

Самолюбивый (думающий  только о себе

Эгоистичный

Грубый

Резкий

Хмурый

-Хотели  бы вы иметь такого друга? (Нет)

Приём «Фантограмма»

- Как бы вы продолжили рассказ, чтобы его герой соответствовал названию -  «Хорошее»?

-А  какими качествами нам хотелось, чтобы  обладал  Юра? Возьмите  красные карточки и выберите качества, которые соответствуют  «новому» Юре и приклейте  с правой стороны кластера?

-Каким же стал Юра?

внимательный

 заботливый

добрый

 любящий

вежливый

У.-А такого друга вы хотели бы иметь?(ДА)

   

 -Проверьте по слайду правильность выполненной работы  с кластером. Кто не допустил ошибок, поднимите кластеры, оцените и занесите результат  в свою карту самооценки.

3. Обобщение по теме.

а) У. Как автор относится к своему герою? Найдите подтверждение своих мыслей в тексте.

Д. Автор не осуждает Юру, а советует исправиться, так как в тексте написано: «Погладила мама Юру по голове:

- Погуляй с сестрёнкой, помоги няне посуду убрать, дай водички Трезору.»

б) У.Сейчас вы будете работать в парах.  Перед вами пословицы, прочитайте, обсудите с товарищем и  выберите - какая из них подходит к нашему рассказу:

 «Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить»;

«Мудрым никто не родился, а научился»;

«Вежливости открываются все двери».

У.Итак, ребята вы обсудили и пришли к какому выводу: какая  же  пословица подходит к рассказу В.Осеевой «Хорошее»?

Д.  «Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить».

У. Кто считает так  же - поднимите руки.

У.Кто считает по-другому.()

У.Да, действительно, ребята «Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить».

-Оцените свою работу в карте самооценке.

в) Творческое задание: игра «Радиотеатр»

У:Сейчас поработаем над выразительностью чтения, прочитаем рассказ  по ролям.

Сколько действующих лиц в рассказе?

Д. Автор, Юра, мама, няня, сестрёнка, Трезор.

У. Как  надо читать слова автора?

Д.  Спокойно.

У. С какой интонацией надо читать слова сестры, няни, Трезорки?

Д. Ласково, с просьбой.

У. Слова Юры мы будем одинаково читать?

Д. По-разному.

У. Как нужно читать мысли Юры?

 Д. Мечтательно.

У. А слова, обращенные к сестре, няне, собаке?

 Д. Грубо.

-Ребята, нам необходимо разделиться на группы

Теперь распределите в группах роли.  (Читают отрывок по ролям и выбирают лучшего из группы, для чтения у доски в студии звукозаписи.)

-Каждая группа выбрала  лучшего чтеца.

-Теперь распределим роли. (Выдёргивают карточки с названием роли).

-Читают по ролям в студии звукозаписи. Все оставшиеся  оценивают- прочитал без ошибок, выразительно – карточка -аплодисменты, прочитал с ошибками- поднимают карточку с восклицательным знаком, прочитал без соблюдения интонации- карточка с пиктограммой грустного человечка.

- Оцените ребята, наших  дикторов  - поднимают карточки, высказываются.

-А теперь давайте прослушаем звукозапись  их чтения и ещё раз оценим, может мы что-то не заметили, не услышали.

-Оцените.

-Молодцы, ребята. Старались, прочитали все хорошо. Вы достойны награды.

-Оценим свою работу на уроке, возьмите карту самооценки, посчитайте плюсы

У. Встаньте те, кто заработал три «+». Вы – молодцы! На листе самооценки за урок поставьте  «5».

У. Встаньте те, кто заработал  два  «+». Вы тоже постарались! За урок поставьте  «4».  После  урока Наталья  Анатольевна оценки выставит  вам  в дневник.

А остальные ребята не расстраивайтесь, ваши победы впереди,я желаю вам успехов в учёбе.

Стадия рефлексии.

Цель: создать условия для целостного осмысления, обобщения полученной информации.

1.Итог урока.

У. С каким произведением мы сегодня познакомились?

Д.Сегодня мы познакомились с рассказом В. Осеевой «Хорошее».

У. Над чем заставил вас задуматься этот рассказ? Чему же учит нас он. Отметим в бортовом журнале

Д. Лучше реально чем-то помочь близким, чем об этом только говорить.

У. Давайте вернёмся к нашему дереву предсказаний. Оправдались ли ваши предположения? 

Домашнее задание.

У.1) Вы продолжите работать над выразительностью чтения  рассказа  В. Осеевой «Хорошее»,  стр. 93-94.

2)пересказать рассказ от имени главного героя Юры

Начните так:

Проснулся я утром. Посмотрел в окно. Солнце светит. Денёк хороший. И захотелось мне что-нибудь хорошее сделать.
3) сделайте  сами  что-нибудь  хорошее

рефлексия.

– Выберите предложение, которое вам хочется закончить.

Я узнал (а), что …

Мне было интересно …

Мне было трудно …

Меня удивило, что …

Мне захотелось, что …

У.  Ребята В.А. Осеева написала очень много произведений о детях и для детей. Посмотрите  на выставку книг. Я призываю почитать  книги  В. Осеевой!  Её книги  повествуют о вечных  ценностях –  дружбе, порядочности, взаимовыручке.

У. Вы – молодцы! Спасибо за урок! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения на тему: В.Осеева "Хорошее"

Данный урок проводится в 3 классе по учебнику Л.Ф.Климановой "Литературоное чтение"....

Конспект урока литературного чтения во 2 классе «Я и мои друзья». В.А. Осеева «Хорошее».

Конспект урока литературного чтения во 2 классе «Я и мои друзья». В.А. Осеева «Хорошее» с использованием групповых технологий...

Конспект урока литературного чтения во 2 классе. В.А.Осеева. "Хорошее"

Конспект урока литературного чтения с использованием методов и приёмов  технологии  развития критического мышления и технологии продуктивного чтения....

Конспект урока литературного чтения во втором классе с использованием приемов ТРКМЧП В. А. Осеева. «Волшебное слово». (урок 1)

Задача данного урока познакомить с содержанием рассказа с помощью технологии развития критического мышления (приём - таблица «Что? Где? Когда? Почему?»)  и освоить социокультурные кат...