Конспект урока чтения В.Осеева "Почему?" 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме
Данный урок разработан с учетом требований ФГОС. В уроке прослеживается межпредметная связь (литературное чтение- изобразительное исскуство - русский язык).
В моем классе многие дети имеют речевые нарушения - это дети логопаты. Работа с такими детьми очень сложная необходимо подходить к каждому ребенку индивидуально, учитывать все его способности.
При работе с такими детьми необходим индивидуальный подход на фоне коллективной работы. Эти детям необходимо помогать правильно выстраивать ответы на вопросы, подбирать речевой материал, способствующий автоматизации звуков.
Для успешной работы с такими детьми я работаю в сотрудничестве с логопедом. На своих уроках я использую чистоговорки, скороговорки, небольшие стишки, что способствует автоматизации звуков поставленных учителем логопедом на индивидуальных занятиях.
Очень важно, что бы урок был красочный - музыка, (музыкальные физминутки), презентации, иллюстрации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka_2.docx | 26.52 КБ |
prezentaciya1_v_oseeva.pptx | 1.87 МБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
школа №315 Санкт-Петербурга.
Конспект урока по предмету: «Литературное чтение»
2 класс.
Тема: «В.А.Осеева рассказ «Почему?»»
Подготовила: учитель
начальных классов
Боченкова В.В.
г. Санкт - Петербург.
2013г.
Тема: «В.А.Осеева рассказ «Почему?»
Цель: -Научить детей отыскивать в произведении глубинный смысл – подтекст, понимать главную мысль произведения.
Задачи:
- Дать представление о том, что каждая деталь в художественном произведении имеет свой смысл и помогает понять всё произведение.
- Показать, что в центре самого произведения – человек. Научить разбираться в том, как писательница изображает человека, как открывает нам то, что скрыто от глаз: мысли и чувства персонажей, черты их характера.
- Воспитывать у учащихся честность, ответственность за свои поступки.
Оборудование: портрет В.А. Осеевой, карточки с выдержками из текста, цветные карандаши, раскраски, презентация.
Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).
- Организационный этап.- 2 мин.
Речевая разминка.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. – 3 мин.
3) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.- 5 мин.
- составление плана пересказа;
- пересказ текста по плану;
4) Первичное закрепление
* составление портрета главного героя;
* восстановление деформированного текста.
5) Творческое применение и добывание знаний.
6) Рефлексия .
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Универсальные учебные действия.
1. Личностные:
- Освоение личностного смысла учения, желания учиться.
- Уважать мнение одноклассников.
- Оценка жизненных ситуаций и поступков героев с точки зрения общечеловеческих норм.
2.Регулятивные:
- Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
-Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
-Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
-Корректировать выполнение задания в дальнейшем.
- Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
3.Позновательные:
-Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.
-Сравнивать и группировать объекты по нескольким признакам; находить части текста ; самостоятельно выстраивать их в нужной последовательности.
-Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.
4.Коммуникативные:
-Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
-.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
-Читать вслух и про себя текст учебника, понимать прочитанное.
- Сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста; воспринимать на слух художественное произведение; объяснять нравственный смысл рассказа; понимать и объяснять поступки героев; составлять план пересказа и пересказывать текст по нему; соотносить чувства героя с состоянием природы.
Ход урока.
На первом уроке состоялось первичное знакомство с рассказом. Данный урок будет полностью посвящен анализу рассказа.
- Организационный этап.
Речевая разминка.
Произнесите чистоговорки.
А) Собирала Маргарита Маргаритки на траве,
Потеряла Маргарита маргаритки во дворе.
Б) Жужжит над жимолостью жук,
Зеленый на жуке кожух.
В) Сорока с вороной спорила:
Тараторила, тараторила, ворону переспорила.
- Сообщение темы и цели урока Мотивация к деятельности.
- У меня на доске расположены иллюстрации из рассказа и портрет автора.
- Скажите, с каким произведением мы будем продолжать работать и кто его автор?
-Сегодня мы будем работать с текстом рассказа В.А. Осеевой «Почему?»
3.. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний
1) составление плана пересказа.
- Восстановите последовательность событий в рассказе.
(задание на карточках)
- Бум наказан.
- Мальчик с собакой.
- Сын признался.
- Чашка разбилась.
- У каждого своё почему.
- Это…Бум!
- Ночью.
- Расстроенный лай.
- Все дома!
- Он будет жить в будке!
- Бум один на крыльце.
(проверяем по цепочке с опорой на презентацию)
(ответ: 2,4, 6, 10, 1, 11, 7, 8, 3, 9,5)
2) пересказ по плану.
4. Первичное закрепление.
- С текстом рассказа мы с вами знакомились на прошлом уроке. Но ведь при первичном чтении трудно все понять, все осознать. Поэтому настоящие читатели всегда возвращаются к прочитанному.
Вот мы и попробуем сегодня сделать маленький шаг к такому настоящему чтению.
-Сейчас, я предлагаю вам вернуться к прошлому уроку и послушать ваше мнение о главном герое, а также ваши предположения, о чём мог бы быть рассказ с названием “Почему?”
-Давайте попробуем предположить, чему будет посвящён второй урок.
- Какие открытия мы можем сегодня совершить и на какой вопрос ответить?
(Дети высказывают свое мнение, учитель записывает их высказывания на доске)
- Прослушав ваши мнения, я поняла, что у нас главный герой получился какой-то непривлекательный. Давайте теперь обратимся к тексту и попробуем понять главного героя: какой он человек, какой у него характер? Заодно посмотрим,изменится ли ваше отношение к мальчику
- У каждого из вас на столе лежит отрывок из рассказа, в котором я кое – что изменила. Прочитайте этот отрывок (сильный ученик читает вслух).
Послышался звон…Сердце у меня замерло. Я тихонько встал со стула и опустил глаза. На полу валялись розовые черепки, золотой ободок блестел на солнце.
Бум вылез из под стола, осторожно понюхал черепки и сел, склонив на бок голову и подняв в верх одно ухо.
Из кухни послышались быстрые шаги.
- Что это? Кто это? – мама опустилась на колени и закрыла лицо руками.- Папина чашка… горько повторяла она. Потом подняла глаза и с упреком спросила: -Это ты?
Бледно-розовые черепки блестели на ее ладонях.
- Это, это Бум!
- Бум? – Мама поднялась с колен и медленно переспросила: - Это Бум?
- А теперь сравним этот отрывок с текстом из рассказа. Что я изменила или пропустила?
(Изменения фиксируются на доске подготовленными карточками с выдержками из произведения.)
Тихонько сполз заменила на Встал
- Но ведь и так понятно! Попробуйте изобразить как главный герой “встал” со стула (показывает один ученик), а теперь, как он “тихонько сполз” (показывает другой ученик). Есть разница? Какая?
- Какой можно сделать вывод?
(Замена лексического значения слов играет очень важную роль.)
- Далее.
Пропустила слова: колени у меня задрожали, язык заплетался.
- Эти оценочные слова относятся к какой части речи?
- Уместно ли было употребление автором таких характерных глаголов?
(Они помогают оценить состояние мальчика.)
- Молодцы! Давайте дальше.
Не поставила многоточие в предложении “Это… это… Бум!”
- Ну и что подумаешь какие-то точки!
- Почему они важны?
Вот мы и доказали, каким важным в произведении может оказаться всего лишь одно слово.
5.Физкультминутка.
- В подтверждение этой мысли, я предлагаю вам следующее задание:
6. Творческое применение и добывание знаний.
На доске слово «Природа» и картина Левитана «Дождь. Буря».
- Есть ли в тексте отрывок описания природы, который можно было бы сравнить с данной картиной? Прочитайте его.
- Ребята, какое настроение вызывает у вас эта картина?
- Как выдумаете с чем связано такое настроение картины? (с настроением мальчика).
- Я предлагаю вам с помощью различных цветов изобразить те ощущения, которые испытывал мальчик, после того, как разбил папину чашку?
Дети рисуют. Учитель вывешивает работы на доске с анализом.
-Как вы думаете, что мы изобразили на листе бумаги: настроение или душу мальчика?
-А теперь найдите и прочитайте в учебнике эпизод признания мальчика.
Мама, это я, я разбил чашку! (читают дети)
- Обратимся теперь к краскам, изобразите, какой теперь стала душа мальчика?
(Дети рисуют)
-Давайте сравним, что у нас получилось? (Первые иллюстрации изображены темными красками, а вторая светлыми и яркими)
-Почему иллюстрации получились разными?
Душа мальчика после признания стала гораздо светлее и чище.
Учитель показывает картину Левитана «Золотая осень».
- Отражает ли эта картина состояние души мальчика? Докажите.
- Ребята, выполнив следующее задание, вы поймете, что живет в душе мальчика?
Синквейн:
1. … . .(Дети отгадывают – совесть.)
2. Чистая, беспокойная.
3. Мучает, побуждает, возвышает.
4. Стыд не дым, а глаза ест.
5. Честь.
-Что такое совесть?
Совесть — способность человеческого духа к различению добра и зла, сознание добра и зла.
- Молодцы! Именно совесть, которая живёт в сердце каждого человека, показывает, как правильно жить и правильно поступать. Каждый человек имеет право на ошибку, главное уметь вовремя найти правильное решение, исправить её.
7. Рефлексия.
- Давайте вспомним, какой портрет мальчика мы составили в начале урока?
- Скажите, изменилось ли ваше мнение о мальчике. Дайте ему характеристику.
- Скажите, чему учит нас этот рассказ?
8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
-Сейчас, каждый из вас должен задать себе такой вопрос: «Чему я научился на этом уроке?»
- Смогли ли мы с вами ответить на главный вопрос ПОЧЕМУ?
- Молодцы! (учитель выставляет оценки за работу на уроке)
Домашнее задание: выразительное чтение отрывка, который больше всего тронул, поразил.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Составьте план пересказа. 1.Бум наказан. 2.Мальчик с с обакой. 3.Сын признался. 4.Чашка разбита. 5.У каждого своё почему. 6.Это…Бум! 7.Ночью. 8.Расстроенный лай. 9.Все дома! 10.Он будет жить в будке. 11.Бум один на крыльце.
1.Мальчик с собакой. 2.Чашка разбита. 3.Это…Бум! 4.Он будет жить в будке! 5.Бум наказан. 6.Бум один на крыльце. 7.Ночью. 8.Расстроенный лай. 9.Сын признался. 10.Все дома. 11.У каждого свое почему.
1. Тихонько сполз заменила на Встал. 2. Пропустила слова : колени у меня задрожали, язык заплетался. 3. Не поставила многоточие в предложении: « Это… это …Бум!» Что изменилось ? МОЛОДЦЫ!
И.Левитан « Дождь.Буря » Природа
И. Левитан «Золотая осень»
Синквеин . 2 . Чистая, беспокойная . 3.Мучает, побуждает, возвышает . 4. Стыд не дым, глаза не ест. 5.Честь. 1.Совесть. Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока чтения в 3 классе по теме "И.З. Суриков "Зима"
Предлагаю Вашему вниманию подробный конспект урока чтения в 3 классе по теме"И.З. Суриков "Зима". Надеюсь, кому-нибудь пригодится....
Конспект урока чтения во 2 классе по теме"Г. Остер. Будем знакомы"
Конспект урока литературного чтения во 2 классе.УМК"Школа России"...
План-конспект урока чтения во 2 классе "А.Куприн. Скворцы"
План проведения урока литературного чтения во 2 классе. "Начальная школа XXI века"...
Конспект урока чтения во 2 классе с презентацией по теме "Обобщающий урок по разделу стихи о маме"..
Этот конспект поможет учителю при подготовке к уроку чтения во 2 классе, который работает по программе" Школа России ".Тема урока: обобщение знаний по разделу " Cтихи о маме"....
План-конспект урока чтения в 1 классе. Тема: «Чтение слогов, слов, предложений с буквой в ».
Цели :1) учить соотносить звук с буквой, составлять слоги и слова из усвоенных слоговых структур;2) развивать фонематический слух; зрительное и слуховое восприятие; наглядно-действ...
План - конспект урока чтения в 1 классе. Чтение текста "Шалун Барсик"
Цель урока: способствовать совершенствованию умения читать слоги, слова и предложения с изученными буквами.Задачи: закреплять умение читать слова и предложения с изученными буквами, обучать связному в...
Конспект урока чтения в 1 классе Тема урока: «Звуки [л], [л,], буквы Л, л.»
Конспект урока чтения в 1 классе Тема урока: «Звуки [л], [л,], буквы Л, л.»...