Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе УМК "Школа России" по теме "Б. Житков "Храбрый утёнок".
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
На уроке дети учатся прогнозировать события, сотавляют словесный и картинный планы рассказа-сказки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока литературного чтения УМК "Школа России". | 35.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Б. Житков «Храбрый утёнок»
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: портрет писателя, выставка книг, раздаточный материал.
Цель: познакомить детей с творчеством Бориса Степановича Житкова.
Задачи:
Образовательные:
познакомить учащихся с новым произведением;
способствовать формированию у обучающихся целостного представления об основной идее произведений;
организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения нового произведения;
организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текста.
Развивающие:
содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, самостоятельно работать с информацией, уметь ее анализировать; содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся; помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала.
Воспитательные:
содействовать воспитанию в детях чувства сострадания к слабым, заботы о них; способствовать сплочению классного коллектива.
Знания: познакомятся с содержанием произведения Б. Житкова «Храбрый утёнок».
Умения: научатся работать с ключевыми словами, прогнозировать содержание текста, самостоятельно работать с информацией о биографии автора, определять значения слов, характеризовать героев.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого
и исследовательского характера; осуществлять смысловое чтения..
Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
Личностные: проявляют этические чувства, прежде всего доброжелательность эмоционально - нравственную отзывчивость.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой. | - Улыбнитесь друг другу. Я смотрю на ваши лица и вижу, что в классе стало светлее. Это, наверное, потому, что здесь собрались добрые, отзывчивые люди. Ведь доброта – это солнце, которое согревает душу человека. | Настраиваются на работу | Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание. Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. |
II. Речевая разминка Цель: тренировка подвижности речевого аппарата, развитие выразительного чтения. | Проведём речевую разминку. - Прочитайте по слогам. - Прочитайте с удивлением. - Прочитайте весело. - Прочитайте сердито. На-на-на – во дворе растёт сосна. Но-но-но – завтра мы пойдём в кино. Ан-ан-ан – собери свой чемодан. Ин-ин-ин – вы ходили в магазин? | ||
III. Определение целей урока | - Представьте себе, что вы стали учителями. Какие цели урока вы поставили бы сегодня? | 1.Продолжить знакомство с произведениями о животных. 2.Узнаем о творчестве ещё одного писателя. 3.Будем учиться: - читать выразительно, без ошибок; - делить текст на части; - пересказывать текст. | Регулятивные: целеполагание. Познавательные: операция анализа, сравнения. Коммуникативные: отвечают на вопросы, аргументировать свою позицию. |
IV. Проверка домашнего задания. | - Произведения, какого раздела мы читаем? - Кто герои этих произведений? - С каким рассказом мы познакомились на прошлом уроке? - Кто автор? - Какое задание выполняли дома? - А кто выбрал другое задание? - Расскажите, какие рассказы Е. Чарушина вы читали? | - «О братьях наших меньших». - Животные. - «Страшный рассказ». - Е. Чарушин. - Подготовить пересказ (с.136-138). (Пересказы детей.) (Рассказы детей) | Познавательные: осуществлять поиск и выделять необходимую информацию Регулятивные: дополнять высказанные мнения по существу полученного задания. Личностные: проявляют интерес |
V. Физминутка для глаз. | |||
VI. Работа по теме урока. | |||
1.Введение в тему. | - .Отгадайте загадки.
- Как вы думаете, почему именно эти слова нам нужны сегодня? - Прочитайте название рассказа (стр. 139) - Подумайте, какие события могут в нём развиваться? - Проверим ваши предположения, когда познакомимся с рассказом Бориса Степановича Житкова “Храбрый утенок” | Отгадывают загадки: Утёнок, стрекоза. - Будем читать о них рассказ. «Храбрый утёнок». | Личностные: проявляют интерес Регулятивные: прогнозирование, принимать и сохранять учебную цель и задачу; дополнять высказанные мнения по существу полученного задания. Познавательные: осознанно Коммуникативные: аргументировать свою позицию; проявлять активность в коллективной деятельности; умение выслушать высказывания товарищей. |
2.Первичное знакомство. | - Итак, наши герои - стрекоза и утенок готовы рассказать вам интересную историю, которая однажды произошла с ними. - Какое впечатление произвёл на вас рассказ? - О чём он? - Подтвердилось ли что-нибудь из наших предположений? - Захотелось вам самим прочитать его? | Дети слушают рассказ (аудио) Красочные иллюстрации утят и стрекозы вывешиваются на доске. | |
3. Словарная работа. | - Но для начала я предлагаю вам обратить внимание на незнакомые или непонятные слова в тексте. Попробуем объяснить значение этих слов вместе с вами. Хозяйка – о женщине, хорошо ведущей домашнее хозяйство. | Дети дают определение словам. Подбирают синонимы к слову «храбрец» | Регулятивные: дополнять высказанные мнения по существу полученного задания. Познавательные: Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме. Коммуникативные: умение выслушать высказывания товарищей. |
4. Работа с текстом во время чтения: стадия осмысления. Первичное чтение произведения Проверка понимания содержания и смысла прочитанного рассказа. | Начинает читать текст учитель, далее 2-3 хорошо читающих ученика и самостоятельное чтение детьми про себя. - Как хозяйка кормила утят? - Почему утята не ели? - Почему они боялись стрекозу? - О чём думала хозяйка, когда убирала, пустую тарелку? - Кто помог утятам избавиться от стрекозы? - Как ему это удалось? - Каким был утенок Алеша? Выберите нужное: хвастун, храбрец, несмышлёныш, умница, сообразительный, глупый, веселый, верный друг. | На доске. | Регулятивные: дополнять высказанные мнения по существу полученного задания. Познавательные: Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; анализировать содержание информации. Коммуникативные: умение выслушать высказывания товарищей. Личностные: проявляют интерес к учебной деятельности |
VII. Физминутка | Танцевальные движения под музыку. | ||
VIII. Закрепление изученного. | |||
1.Чтение текста и деление его на части Работа по содержанию текста. Чтение с остановками. | Чтение сказки. - Что такое план? Для чего его составляют? План - это самое краткое изложение текста. - Перечитайте внимательно текст и разделите его на части. - С чего начинается рассказ? 1. Хозяйка кормит утят. - Какую иллюстрацию можно нарисовать к этому эпизоду? - А вот как изобразил этот эпизод художник. - Почему утята не ели? Как они себя вели? Что можно нарисовать? Они боялись и прятались в траве. 2. Боялись стрекозы. - Чему удивлялась хозяйка? Какую иллюстрацию нарисуем? - А вот как изобразил этот эпизод художник. 3. «Должно быть, наши утята заболели…» - Кто к ним приходит в гости? Какую иллюстрацию нарисуем? - А вот как изобразил этот эпизод художник – Разговор Алеши с утятами. 4. Алеша обещает помочь. - Какой следующий эпизод? Алеша прогоняет стрекозу. 5. Утенок сдержал свое слово. Чем заканчивается рассказ? Что можно нарисовать к этому эпизоду? Довольные утята кушают и угощают Алешу. 6. Стрекоза больше никогда не прилетала. | Сказку читают хорошо читающие ученики. Остальные дети следят по тексту. Отвечают на вопросы. Высказывания детей. План. 1.Кормление утят. 2.Страх утят. 3.Нетронутая еда. 4.Смелое обещание утёнка. 5.Сражение. 6.Угощение для спасителя. | Личностные: умение выражать свои чувства, мысли, проявлять эмоциональную реакцию на текст, адекватную тексту. Познавательные: анализировать содержание произведения; выделять необходимую информацию, обосновывать выбор. Регулятивные: принимать и сохранять учебную цель и задачу устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; строить монологическое высказывание. Коммуникативные: проявлять внимание к суждениям товарищей, проявлять активность в коллективной деятельности |
2.Рассказ о писателе. | - Кто познакомил нас с этой историей? - Знакомы ли вы с этим автором? - Какие произведения читали? Борис Степанович Житков родился в 19 веке, в Новгороде, в семье математика и пианистки. По образованию химик и биолог, инженер-кораблестроитель и штурман дальнего плавания. Работал юнгой, штурманом научно-исследовательского судна, ихтиологом, служил морским офицером. Б. С. Житков объездил полсвета – Россию, Европу, Азию, Японские острова. Он свободно объяснялся на многих языках, превосходно играл на скрипке, был искусным дрессировщиком. Он создал много произведений, в том числе удивительную книгу «Что я видел». Герой ее четырехлетний мальчик Алеша. Книги Б. Житкова учат добру и самым лучшим человеческим качества. | Борис Степанович Житков. (портрет) | Регулятивные: дополнять высказанные мнения по существу полученного задания. Познавательные: Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; анализировать содержание информации. Коммуникативные: умение выслушать высказывания товарищей. Личностные: проявляют интерес к учебной деятельности |
3.Закрепление. Работа с разрезными картинками к сказке. Составление картинного плана. Работа в парах. | - Разложите картинки в нужной последовательности. 1.С чего начинается рассказ? | Проверка на доске. | Коммуникативные: проявлять внимание к суждениям товарищей, проявлять активность в коллективной деятельности Личностные: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. Познавательные: выделять необходимую информацию, обосновывать выбор. |
IX. Подведение итогов урока. | - С каким произведением мы познакомились сегодня на уроке? - Кто его автор? - Что можно сказать об утенке Алеше? Какой он? - Какова основная мысль произведения? - Можно ли назвать рассказ Б. Житкова сказкой? Докажите. - А зачем автор наделил утят речью?
- Какую пословицу можно соотнести с этой сказкой? У страха глаза велики. Друзья познаются в беде. Кончил дело - гуляй смело. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. - Что из поставленных задач нам удалось выполнить? | Отвечают на вопросы. Утята разговаривают. - Чтобы лучше понять поступки героев. | Личностные: проявляют интерес Регулятивные: дополнять высказанные мнения по существу полученного задания. Познавательные: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме. Коммуникативные: проявлять внимание к суждениям товарищей. |
X. Рефлексия. | - Оцените свою работу на уроке. - Что вам особенно удалось? За что вы похвалили бы себя? - Что для вас оказалось трудным и надо ещё поработать над этим? Выберите листочек нужного цвета и прикрепите к дереву успеха: - если всё удалось – зелёный листик; - если надо над чем-то поработать – жёлтый листик; - если было трудно – красный листик. | Рефлексируют. «Дерево успеха» | Личностные: оценивать собственную и коллективную деятельность. Регулятивные: начальный уровень сформированности умений проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности. Познавательные: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме. Коммуникативные: проявлять внимание к суждениям товарищей. |
XI. Домашнее задание. | На выбор. Подготовить пересказ сказки: - от имени автора; - от имени утят; - от имени стрекозы. |
Приложение.
Храбрый утёнок
Сказка
Каждое утро хозяйка выносила утятам полную тарелку рубленых яиц. Она ставила тарелку возле куста, а сама уходила.
Как только утята подбегали к тарелке, вдруг из сада вылетала большая стрекоза и начинала кружиться над ними.
1. Вопрос: Как вы думаете, как поведут себя утята? Почему?
(Они спрячутся, испугаются)
Она так страшно стрекотала, что перепуганные утята убегали и прятались в траве. Они боялись, что стрекоза их всех перекусает.
А злая стрекоза садилась на тарелку, пробовала еду и потом улетала. После этого утята уже целый день не подходили к тарелке. Они боялись, что стрекоза прилетит опять. Вечером хозяйка убирала тарелку и говорила: "Должно быть, наши утята заболели, что-то они ничего не едят". Она и не знала, что утята каждый вечер голодные ложились спать.
2. Вопрос: Почему хозяйка думала, что утята заболели?
(Тарелка оставалась полной)
Однажды к утятам пришёл в гости их сосед, маленький утёнок Алёша. Когда утята рассказали ему про стрекозу, он стал смеяться.
- Ну и храбрецы!
- сказал он.
- Я один прогоню эту стрекозу. Вот вы увидите завтра.
3. Вопрос: Поверили ли утята Алеше? Почему?
(Думали, что он тоже испугается)
- Ты хвастаешь, - сказали утята, - завтра ты первый испугаешься и побежишь.
На другое утро хозяйка, как всегда, поставила на землю тарелку с рублеными яйцами и ушла.
- Ну, смотрите, - сказал смелый Алёша, - сейчас я буду драться с вашей стрекозой.
Только он сказал это, как вдруг зажужжала стрекоза. Прямо сверху она полетела на тарелку.
Утята хотели убежать, но Алёша не испугался. Не успела стрекоза сесть на тарелку, как Алёша схватил её клювом за крыло. Насилу она вырвалась и с поломанным крылом улетела.
4. Вопрос: Как Алеша победил стрекозу?
(Схватил ее клювом за крыло)
С тех пор она никогда не прилетала в сад, и утята каждый день наедались досыта. Они не только ели сами, но и угощали храброго Алёшу за то, что он спас их от стрекозы.
5. Вопрос: Почему утята угощали Алешу?
(Он им помог)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс по теме "Урок коллективного творчества "Царство Мороза Ивановича"
Технологическая карта урока литературного чтения составлена в соответствии с ФГОС....
Технологическая карта урока литературное чтение 2 класс «Былины и богатырские сказки» (обобщающий урок)
конспект урока по литературному чтению 2 класс УМК "Школа 2100"...
Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс. Тема:«Обобщающий урок по разделу «Писатели детям»
Предмет: литературное чтениеКласс: 2Тема урока: «Обобщающий урок по разделу «Писатели детям»Цели урока: повторить и обобщить пройденный материал; развивать память, внимание, логическое и образное...
Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс Тема урока: СТИХОТВОРЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ. С. А. ЕСЕНИН «БАБУШКИНЫ СКАЗКИ»
Создать условия для восприятия стихотворения С. А. Есенина «Бабушкины сказки», расширения словарного запаса, формирования навыка выразительного чтения стихотворения с соблюдением логического ударения,...
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...
технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение
Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Литературное чтение 5. Класс 4 6. Тема: В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке» (2 урок)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКАФИО (полностью) Лепешкина Ольга ПетровнаМесто работы...