Урок литературного чтения "В.Осеева "Почему?"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Урок литературного чтения. УМК "Школа России". Тип урока:закрепление знаний и способов действий. Цель: продолжить знакомство с творчеством В.Осеевой, развивать умения прогнозировать текст.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок литературного чтения 2 класс. В.Осеева "Почему?" | 2.21 МБ |
Презентация В.Осеева "Почему? | 1.59 МБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ «Лицей №5» города Губкина Белгородской области
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 2 КЛАСС
В. ОСЕЕВА «ПОЧЕМУ?»
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ЗВЕРЕВА С.Н.
г.Губкин
2017 год
Урок литературного чтения 2В класс
УМК: «Школа России»
Тип урока: закрепление знаний и способов действий.
Тема урока: « В. Осеева «Почему?» (2-й урок)
Учитель: Зверева С.Н.
Тема. В. Осеева «Почему?»
Цели урока:
Продолжить знакомство учащихся с произведением В. Осеевой, развивать умения прогнозировать текст.
Задачи:
- Дать представление о том, что каждая деталь в художественном произведении имеет свой смысл и помогает понять всё произведение.
- Показать, что в центре самого произведения – человек. Научить разбираться в том, как писательница изображает человека, как открывает нам то, что скрыто от глаз: мысли и чувства персонажей, черты их характера.
- Воспитывать у учащихся честность, ответственность за свои поступки.
Оборудование:
портрет В.А. Осеевой, карточки с планом текста, презентация.
Универсальные учебные действия.
1. Личностные
-Воспитывать вдумчивого читателя, способного эмоционально откликаться на художественное произведение
- Освоение личностного смысла учения, желания учиться.
- Уважать мнение одноклассников.
- Оценка жизненных ситуаций и поступков героев с точки зрения общечеловеческих норм.
2.Регулятивные:
-Способность фиксировать учебную проблему, определять область знания и незнания, способа действий
- Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
-Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
-Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
-Корректировать выполнение задания в дальнейшем.
- Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
3.Познавательные:
-Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.
-Сравнивать и группировать объекты по нескольким признакам; находить части текста; самостоятельно выстраивать их в нужной последовательности.
-Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.
совершенствовать умение работать с текстом, формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, проводить аналогии и делать выводы.
4.Коммуникативные:
-Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
-.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
-Читать вслух и про себя текст учебника, понимать прочитанное.
- Сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Ход урока
1 слайд.
І. Организационный момент. Психологический настрой.
- Ребята, я рада вас видеть в хорошем настроении. У нас сегодня много гостей. Очень хочется, что бы мы оставили сегодня о себе хорошее впечатление. Улыбнитесь друг другу, как улыбается солнышко. Повернитесь к гостям, улыбнитесь им. Ребята, пошлите нашим гостям часть своего и солнечного тепла.
-Я желаю вам сегодня добра,
А если вам будет трудно,
Я вам помогу.
2 слайд.
ІІ. Актуализация знаний.
Однажды предрассветною порой
Три мудреца склонились надо мной;
И я спросила их, поднявши веки:
« Что главное, скажите, в человеке?»
«Конечно, разум, - первый мне ответил:
С ним каждый путь и правилен и светел.
«Благодарю, что просветил меня»
Я поклонилась, голову склоняя.
Второй ответил: «Воля на пути,
Который нужно с гордостью пройти,
Чтобы достойно подойти к концу»
Я поклонилась в пояс мудрецу.
«Да нет, не то – заволновался третий,
Дослушайте, что строго он ответил:
3 слайд.
«Невелика моя об этом повесть:
Но главное у человека – совесть».
ІІІ. Сообщение темы и цели урока.
4 слайд.
- Прочитайте эпиграф нашего урока: «Самое главное украшение – чистая совесть» (Цицерон).
« Мозговая атака»
- Дайте, объяснение значения слова совесть.
- Что такое совесть?
- Нужна ли совесть человеку?
- Что значит поступать по совести? (честно, откровенно, чистосердечно).
- Когда совесть чиста?
- Я предлагаю обратиться к словарю. Прочитайте, что обозначает слово СОВЕСТЬ.
5 слайд.
Совесть - способность человека к различению добра и зла,
сознание добра и зла.
- Сегодня, ребята, мы продолжаем работу над рассказом, с которым познакомились вчера.
- Кто автор этого произведения?
- Как называется произведение? 6 слайд.
- Давайте попробуем предположить о том, чему будет посвящен этот урок.
(Мы будем читать, пересказывать текст, обсуждать поступок мальчика, почему он поступил так, а не иначе)
- Верно, при первичном чтении трудно всё понять и осознать. Поэтому настоящие читатели всегда возвращаются к прочитанному. Вот и мы попробуем сегодня сделать маленький шаг к такому настоящему чтению.
7 слайд.
Рубрика «В гостях у автора» (карточка)
Дорогие ребята!
Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:
- Понравился тебе рассказ?
Я ответила:
- Не знаю. Я о нем не думала.
Мама огорчилась.
- Мало уметь читать, надо уметь думать, - сказала она.
С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и своих собственных. И так как в жизни мне это помогло, то я написала и для вас короткие рассказы, чтобы вам было легче научиться читать и думать.
8 слайд.
Гимнастика для глаз.
ІV. Проверка домашнего задания.
- А вот насколько внимательно вы дома прочитали рассказ В. Осеевой «Почему?» я сейчас узнаю. Вам надо: восстановить последовательность событий в рассказе. Работа в парах.
План неправильный.
- Бум наказан.
- Мальчик с собачкой
- Сын признался.
- Чашка разбилась.
- У каждого своё «почему?»
- Это … Бум!
- Ночью.
- Расстроенный лай.
- Все дома!
- Он будет жить в будке.
- Бум один на крыльце.
План правильный.
- Мальчик с собакой.
- Чашка разбилась.
- Это … Бум!
- Он будет жить в будке.
- Бум наказан.
- Бум один на крыльце.
- Ночью.
- Расстроенный лай.
- Сын признался.
- Все дома!
- У каждого своё «Почему?».
9 слайд.
Проверка. Читаем «цепочкой». У кого так, поднимите руки. Молодцы!
ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ.
- Оцените свою работу. Если у вас всё получилось – выберите красный цвет, если были недочёты в работе – зелёный, если многое не удалось – синий.
V. Осознание изученного материала.
- Пересказ первого пункта.
- Что однажды случилось с мальчиком? (стр. 96-97)
- Как мама отреагировала, услышав звон разбитой чашки.
Читают по ролям (стр.97)
- - Как вы думаете, он обманывал раньше? Как он выглядел в этот момент? (Тихонько сполз, опустил глаза, колени дрожали, язык заплетался, уши горели)
- - Почему мальчик не признался маме сразу?
(Сильно испугался, чашка была папина, а в семье после смерти отца берегли каждую его вещь. Чашка была дорога и маме и сыну).
- - Как вы думаете, мама догадалась, кто разбил чашку?
Пыталась ли мама помочь сыну сказать правду?
- Выборочное чтение.
Найдите в тексте слова: « Ты очень испугался? Если ты нечаянно…» (стр.98)
- – Что испытывал мальчик? (Мальчик испытывал тревогу, страх, переживания, мучение совести)
- Как об этом пишет автор, прочитайте абзац, начало « Время шло..» (стр.99)
(« на сердце тяжело», « мурашки пробегали по спине», « вина становилась больше», « кусал ногти», « не мог ни на что решиться», « утыкался лицом в подушку»)
- - Как вы думаете, почему автор приводит описание природы?
(Все, что накопилось в природе перед дождем, вырывается наружу, начинается дождь. Все, что накопилось в душе мальчика, тоже вырывается наружу. Герой признается, что чашку разбил он, а не Бум. Совесть не давала ему покоя. Таким образом, описание природы помогает сильнее почувствовать переживания мальчика). 10 слайд.
- - В подтверждении этой мысли я предлагаю вам следующее задание.
11 слайд. Перед вами незаполненный кластер, ключевым словом которого является слово ПРИРОДА. Работая с текстом в учебнике, заполним недостающие звенья кластера (стр.100-101)
12 слайд.
10. - Подведем итог.
- Каждый человек имеет право на ошибку. Главное уметь вовремя найти правильное решение, исправить её.
ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ.
- Оцените свою работу. Если у вас всё получилось – выберите красный цвет, если были недочёты в работе – зелёный, если многое не удалось – синий.
13 слайд. Физминутка
VI. Работа в группах.
Деформированный текст. Прочитайте отрывок из рассказа на карточке, сравните его с текстом в учебнике. Что я изменила или пропустила? (Первый текст: тихонько сполз – встал, второй текст: пропустила слова колени у меня задрожали, язык заплетался, третий текст: не поставила многоточие в предложении «Это…это…Бум!»
(Тексты прочитывают, называют разницу, показывают)
Вывод: важность каждого слова или знака в рассказе для понимания качеств личности героя, его состояния.
ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ.
- Оцените свою работу. Если у вас всё получилось – выберите красный цвет, если были недочёты в работе – зелёный, если многое не удалось – синий.
VII.Творческая работа.
Обозначь на палитре цветом своё отношение к главному герою. Обоснуй свой выбор.
Начало рассказа Конец рассказа
Ученики: Сначала мальчик нам не понравился, потому что по его вине страдал Бум. Отношение к нему в начале рассказа мы обозначили желтым цветом. Нам его было жалко. Красным – потому что мы гневались на него. А теперь я думаю, что у героя сильный характер, потому что он смог сказать маме правду. Мальчик не смог бы жить спокойно, зная, что Буму плохо из-за него. На второй палитре мы обозначили красный цвет. Мы рады, что мальчик сознался маме. Оранжевый – мы им восхищаемся и уважаем. Зеленый – Бум теперь в безопасности. |
VIII. Итог урока.
- Что живёт в душе мальчика? ( совесть)
Вывод: - Произведения В.Осеевой проникнуты огромным желанием научить детей различать добро и зло в своём сердце. Именно совесть, которая живет в сердце человека, подсказывает, как правильно жить и правильно поступать. Я думаю, что в жизни очень важно научится прислушиваться к голосу совести.
Выставка книг. – Ребята, перед вами выставка книг В.А.Осеевой. Обязательно прочитайте эти книги. Уверена, они вам очень понравятся.
14 слайд.
IX. Рефлексия.
- Сейчас, каждый из вас должен задать себе вопрос:
- Чему я научился на этом уроке?
- Смогли ли мы с вами ответить на главный вопрос Почему?
- Какой урок вынес мальчик из этого случая? А вы?
ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ.
Если вы сегодня были честны сами с собой, честно трудились, закрасьте в листе достижений красным цветом квадратик, если работали не в полную силу – зелёным, не старались – синим.
X. Домашнее задание.
- Попробуйте дать ответ Буму. Ответ Буму: - Бум, тебя выгнали во двор, потому что…. |
- Попробуйте дать ответ маме от имени сына. Ответ маме: - Мама, я не сказал тебе правду, потому что…. |
- Попробуйте дать ответ сыну от имени мамы. Ответ сыну: Я очень обрадовалась тому, что… |
15 слайд.
Подписи к слайдам:
ГЛАВНЫЕ КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕКА: - РАЗУМ ВОЛЯ СОВЕСТЬ
«Самое главное украшение – чистая совесть» Цицерон
Словарная работа Совесть – способность человека к различению добра и зла, сознание добра и зла. Совесть - это нравственность, справедливость, добро, честность, порядочность, мораль
ВАЛЕНТИНА АЛЕКСАНДРОВНА ОСЕЕВА «Почему ?»
Рубрика «В гостях у автора» ВАЛЕНТИНА АЛЕКСАНДРОВНА ОСЕЕВА
План к тексту: Мальчик с собакой. Чашка разбилась. Это… Бум! Он будет жить в будке. Бум наказан. Бум один на крыльце. Ночью. Расстроенный лай. Сын признался. Все дома! У каждого свое «Почему ?»
ДУШЕВНОЕ СОСТОЯНИЕ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ
Физминутка
Рефлексия - Чему я научился на этом уроке? - Какой урок вынес мальчик из этого случая? - А вы ? Домашнее задание : дать ответ от имени… (карточки)
Б лагодарю всех за активную работу на уроке. Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе . (Литературное чтение, музыка, изобразительн...
Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс
Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе. Тема урока: Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов». Особенности зарубежной литературной сказки.
Конспект урока соответствует требования ФГОС, способствует формированию и развитию УУД....
Урок литературного чтения во 2-м классе по программе «Начальная школа ХХI». Тема урока: «Сказки народные и литературные. Русская народная сказка «Снегурочка».
Конспект урока можно использовать при закреплении материала....