(РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»2 КЛАСС ПО УМК «ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ») Разработчик Захарина Нина Леонидовна.
рабочая программа по чтению (2 класс) на тему
Рабочая программа по литературному чтению соответствует трребованиям к рабочей программе по ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp.liter_._chtenie_2_kl.docx | 129.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Скоробогатовская средняя школа»
Принято на заседании педагогического совета, протокол от 30.08.2016 года №01 | Утверждено приказом директора школы от 30.08.2016г. №163 _______________________ О.В. Кострова, директор школы |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (НОВАЯ РЕДАКЦИЯ)
(РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» 2 КЛАСС
ПО УМК «ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ»)
С изменениями и дополнениями, утвержденной приказом школы от 12.05.2011г. №53,
приказом от 05.04.2012г №34/1, приказом от 17.10.2013Г. №91/3, приказом от 01.09.2014г. №126., приказом от 31.03.2015г. №89,
приказом от 31.08.2015г. №177, от 29.03.2016г. №78, от 30.08.2016г. №163
Разработчик рабочей программы:
Захарина Н.Л.., учитель начальных классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» 2 КЛАСС
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета
к концу 2 класса
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
- положительное отношение и интерес к урокам литературного чтения.
Учащиеся приобретают опыт:
внимательного отношения к собственным переживаниям, вызванным восприятием природы, произведения искусства, собственных поступков, действий других людей;
- оценки своих эмоциональных реакций, поступков и действий других людей.
У учащихся могут быть сформированы:
- представление о добре и зле, общих нравственных категориях;
- умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями;
- ориентация в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей;
- умения оценивать свое отношение к учебе;
- внимание к переживаниям других людей, чувство сопереживания;
- эстетическое чувство на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдений за природой. (внимательное и вдумчивое отношение к произведениям искусства, явлениям природы)
ПРЕДМЕТНЫЕ
Речевая и читательская деятельность
Учащиеся научатся:
- воспринимать на слух художественное произведение, определять произведенное им впечатление;
- читать вслух осмысленно, передавая нужную интонацию;
- пересказывать произведение кратко, выборочно, используя соответствующую лексику;
- объяснять смысл названия произведения, связь его с содержанием;
- вычленять фрагменты текста, нужные для ответа на поставленные вопросы;
- объяснять действия персонажей;
- делить произведения на части, озаглавливать их (под руководством учителя);
- сравнивать героев разных произведений;
- ставить вопросы к тексту.
Учащиеся получат возможность научиться:
- в процессе размышления над произведением привлекать опыт собственных переживаний, жизненных впечатлений.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
- создавать рассказ по циклу картинок;
- рассказывать прочитанную сказку от лица персонажа по данному плану с помощью учителя;
- выразительно читать стихотворение и фрагменты прозаического текста перед группой.
Учащиеся получат возможность научиться:
- читать по ролям художественное произведение;
- сочинять рассказы, загадки, сказки, продолжения прочитанных произведений;
- придумывать иллюстрации к прочитанным произведениям;
- создавать рассказ на заданную тему по личным впечатлениям;
- участвовать в инсценировании литературных произведений.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
- выделять рифмы в тексте стихотворения;
Учащиеся получат возможность научиться:
- объяснять переносное значение отдельных слов, фразеологизмов;
- находить сравнения в тексте произведения;
- определять особенности жанра отдельных произведений фольклора;
- определять отношение автора к персонажам, определять, как оно выражено;
- выделять слова действующих лиц, автора, описание внешности, поступков героев, описание пейзажа;
- определять ритм стихотворения путем прохлопывания.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся приобретают опыт:
- выполнения учебных действий в устной и письменной форме;
- самостоятельной оценки правильности выполненных действия, внесения корректив;
- планирования своих действий в соответствии с поставленной целью (например, участие в проектной деятельности).
Познавательные
Учащиеся научатся:
- прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам;
- самостоятельно находить значения отдельных слов в толковом словаре, помещённом в учебнике, в сносках к тексту;
Учащиеся получат возможность научиться:
- сравнивать произведения и героев;
- устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев;
- находить объяснение незнакомых слов в словаре;
- находить нужные книги в библиотеке.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
- работая в паре, высказывать свое мнение, выслушивать мнение партнёра;
- задавать вопросы по тексту произведения;
- сотрудничать с одноклассниками, участвуя в групповой деятельности (под руководством взрослого).
Учащиеся получат возможность научиться:
- обсуждать героев литературных произведений: высказывать свое отношение, оценивать высказывание партнера, вырабатывать общую позицию;
- аргументировать собственную позицию;
- получать нужную информацию, задавая вопросы старшим; сопоставлять полученные ответы.
2. Содержание учебного предмета
2 класс (134 ч)
Круг чтения
Осень пришла (12 ч)
Вспомним лето (6 ч)
С. Щипачёв «Подсолнух»; И. Суриков «Степь»; И. Соколов-Микитов «Вертушинка»; О. Дриз «Кончилось лето».
Здравствуй, осень (6 ч)
М. Пришвин «Полянка в лесу»; А. Майков «Осень»; А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»; К. Паустовский «Прощание с летом».
Самостоятельное чтение. М. Пришвин «Последние цветы»; К. Ушинский «Пчёлы и муха»; А. Барто «Вам не нужна сорока?»; С. Аксаков «Осень»; В. Берестов «Урок листопада».
Региональный компонент: Г. Констанская «Заманила осень, заманила».
Народные песни, сказки, пословицы (30 ч)
Песни. Русские народные песни: «Как на тоненький ледок», «Ходит конь по бережку», «Заинька, где ты был-побывал…»; шотландская народная песня «Спляшем!»; чешские народные песни: «Разговор лягушек», «Сенокос»; английская народная песня «Дом, который построил Джек».
Сказки народов России. Русские сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Хаврошечка», «Мальчик с пальчик», «Каша из топора»; ненецкая сказка «Кукушка»; татарская сказка «Три дочери»; мордовская сказка «Врозь — плохо, вместе — хорошо»; лезгинская сказка «Как проверяется дружба».
Колыбельные песни разных народов. Русская колыбельная «Берёзонька скрип, скрип…»; сербская колыбельная «Нашей Любице…»; латышская колыбельная «Спи, усни, мой медвежонок…»
Сказки народов мира. Индийская сказка «Золотая рыба»; иранская сказка «Счастливый мальчик»; сербская сказка «Два ленивца»; хорватская сказка «Век живи — век учись».
Пословицы. О правде; о труде и лени; о дружбе; об учёбе.
Самостоятельное чтение. Народные песни. Русские песни: «Уж как я ль мою коровушку люблю…»; «Тень-тень, потетень…»; шведская песня «Отличные пшеничные…»; французская песня «Сюзон и мотылёк».
Народные сказки. Русская сказка «Снегурочка»; корейская сказка «Дружные братья»; норвежская сказка «Как мальчик к Северному ветру за своей мукой ходил».
Региональный компонент: вологодский фольклор.
Зимние картины (12 ч)
И. Никитин «Встреча зимы» (отрывок); К. Паустовский «Первый зимний день»; С. Есенин «Пороша»; А. Пушкин «Опрятней модного паркета…»; Н. Сладков «Песенки подо льдом»; С. Маршак «Двенадцать месяцев» (отрывок).
Загадки о зиме.
Самостоятельное чтение. Н. Некрасов «Мороз, Красный нос» (отрывок); С. Есенин «Поёт зима, аукает…»; М. Пришвин «Птицы под снегом».
Авторские сказки (35 ч)
К. Ушинский «Мена»; А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»; братья Гримм «Храбрый портной», «Маленькие человечки»; И. Токмакова «Гном»; Х.К. Андерсен «Оле-Лукойе» (главы); А. Толстой «Золотой ключик» (главы); С. Хопп «Волшебный мелок» (главы); Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» (главы); Б. Заходер (из Ю. Тувима) «Про пана Трулялинского»; Дж. Родари «Волшебный барабан»; С. Седов «Два медведя»; О. Дриз «Очень Высокий Человек».
Самостоятельное чтение. Дж. Крюс «Колдун в чернильнице»; Р. Киплинг «Откуда у кита такая глотка».
Писатели о детях и для детей (33 ч)
Авторские колыбельные: Л. Мей «Баю-баюшки-баю…», А.Майков «Спи, дитя моё, усни…»; И. Токмакова «Как на горке — снег, снег…»; О. Дриз «Нашумелись»; А. Барто «Колыбельная», «Олень», «Снегирь»; Н. Носов «Фантазёры», «Живая шляпа»; С. Маршак «Чего боялся Петя?»; О. Кургузов «Надоело летать»; Ю. Владимиров «Чудаки»; Л. Толстой «Косточка», «Птичка»; А. Гайдар «Совесть»; В. Драгунский «Друг детства»;В. Осеева «Волшебное слово»; Л. Пантелеев «Трус»; В. Железников «Рыцарь»; А. Алексин «Первый день»; С. Маршак «Друзья-товарищи».
Самостоятельное чтение. В. Осеева «Обидчики»; М. Зощенко «Самое главное».
Региональный компонент:Т.Петухова «Дождался», «Лохматый подарок».
Весеннее настроение (12 ч)
Русские народные песни: «Идёт матушка-весна…», «Призыв весны», «Сад»; А. Плещеев «Птичка», «Весна» (отрывок); В. Вересаев «Перелётные птицы»; А. Пушкин «Только что на проталинах весенних…»; А. Толстой «Весна»; Саша Чёрный «Зелёные стихи»; Л. Милева «Синяя сказка»; О. Кургузов «Мы пишем рассказ»; Б. Заходер «Что красивей всего?».
Самостоятельное чтение. Народные песни «Весна-красна», «Вырастай, яблонька»; Ф. Тютчев «Зима недаром злится…»; О. Дриз «Зелёная карета»; М. Пришвин «Трясогузка».
Региональный компонент: Т. Петухова «Солнечный дождь», «Вот и мы!».
Навык и культура чтения
Обучение осознанному, плавному чтению целыми словами, без искажений состава слов, с соблюдением орфоэпических норм; правильному интонированию, изменению силы голоса, соблюдению пауз в зависимости от смысла читаемого; передаче эмоционального тона персонажа, выбору нужного темпа чтения.
Работа с текстом и книгой
Формирование умений определять смысловую связь заглавия с содержанием произведения, выделять в тексте ключевые слова, раскрывать их значение.
Формирование умения пользоваться школьным толковым словарём для объяснения непонятных слов.
Обучение прогнозированию содержания текста по заглавию.
Формирование умений называть персонажей и место действия так, как они обозначены в произведении, определять причины действий персонажей.
Формирование умения характеризовать персонажей с использованием слов, выбранных из предложенного в учебнике списка.
Развитие умения находить в тексте слова и предложения, характеризующие наружность героя, его речь, поступки, место действия.
Развитие внимания к собственным чувствам, возникающим при чтении произведения, умение выразить их в речи.
Формирование умений делить текст на части, озаглавливать их, отвечать на вопросы по тексту с опорой на фрагменты произведения и личный жизненный опыт.
Формирование умений определять главную мысль произведения.
Обучение подробному пересказу небольших произведений и отдельных эпизодов, выборочному пересказу (рассказ об отдельном герое, отдельном событии), составлению рассказа от лица героя по предложенному плану с помощью учителя.
Развитие умения определять и объяснять своё отношение к произведению и герою, опираясь на личный читательский и жизненный опыт, сравнивать собственное отношение к персонажам различных произведений.
Формирование умений определять отношение автора к герою, находить в тексте способы выражения авторской позиции. Развитие умения сравнивать отношение автора к разным героям одного произведения, сопоставлять на материале конкретного произведения мысли и чувства разных писателей, вызванные сходными явлениями природы, человеческими поступками.
Формирование представления о содержании основных нравственных понятий, развитие умения давать нравственную оценку человеческим поступкам, выявлять общие нравственные принципы, отражаемые в сказках разных народов.
Формирование умений представлять структуру книги (на примере учебника, опираясь на титульный лист, предисловие); ориентироваться в книге, пользуясь оглавлением; пользоваться толковым словарём, помещённым в учебнике; соотносить иллюстрацию с содержанием текста произведения.
Развитие воображения, речевой творческой деятельности
Формирование умений делать творческий пересказ произведения или его фрагмента, создавать устный рассказ от лица одного из героев, переносить его в новые ситуации, продолжать созданный писателем сюжет.
Обучение подбору рифм, недостающих слов в поэтическом тексте.
Формирование умения сочинять сказки, загадки, рассказы по заданным темам и рисункам.
Формирование умения писать сочинения-миниатюры из 3—4 предложений по литературным и жизненным впечатлениям.
Развитие умения заучивать стихотворения и фрагменты прозаического текста, выразительно читать их перед одноклассниками.
Формирование умений создавать рассказ по репродукциям картин известных художников по предложенному плану под руководством учителя; рассказывать о возможных иллюстрациях к произведению.
Литературоведческая пропедевтика
Обогащение представлений о фольклорных жанрах (песни-разговоры, сезонные песни, колыбельные, пословицы).
Знакомство со средствами выразительности: сравнениями, звукописью.
Развитие умения выделять рифму в стихотворении.
Расширение представления о ритме (через прохлопывание в ладоши трёхсложного ритма).
Знакомство с понятиями: портрет героя художественного произведения, его речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению во 2 классе (4 часа в неделю, 136 часов в год)
№ п\п | Тема урока | Дата | Планируемые результаты | |||||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные | ||||||
1 четверть(34 часа) | ||||||||
Осень пришла(12часов) | ||||||||
1 | Знакомство с учебником Часть 1 С. 3—4 | 2.09 | Структуру построения учебника «Литературное чтение», информацию, помещённую на титульном листе, развороте, в предисловии, оглавлении. Ориентироваться в странице «Содержание»; выполнять практическую работу со словарями и дополнительной литературой; демонстрировать результаты творческой работы; составлять устный рассказ о летнем отдыхе. | П.Уметь делить информацию на известную и неизвестную; осуществлять поиск информации при выполнении учебных заданий (в справочниках, словарях). П.Соотносить свои жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями. К.Внимательно выслушивать собеседника и оценивать его высказывание. П.Находить в словаре в конце учебника значение слов, встречающихся в тексте произведения. Р. Оценивать свои эмоциональные реакции. К.Рассказывать о собственных впечатлениях. П.Рассказывать о собственном опыте общения с природой; анализировать позицию автора. Знакомиться со звучанием нового (трёхсложного) ритма через прохлопывание. . . | Формировать положительное отношение к урокам литературного чтения. | |||
2 | С. П. Щипачев «Подсолнух» С. 5 | 3.09 | «Технологию» осмысленного выразительного чтения лирического произведения. Ориентироваться по содержанию учебника; выразительно читать лирические стихотворения; отвечать на вопросы. | Развивать внимание к слову в поэтическом тексте. | ||||
3 | И. З. Суриков «Степь» (отрывок) С. 6—7 | 5.09 | «Технологию» осмысленного выразительного чтения лирического произведения. Ритм стихотворения. Находить концовку в произведении; объяснять авторские обороты; читать текст художественного произведения «про себя»; рассказывать о зрительных и звуковых впечатлениях, пере-данных поэтом; определять место паузы, способ выделения слов; анализировать ритм стихотворения; сопоставлять картины природы в стихотворениях разных авторов. | Актуализировать опыт общения с природой. | ||||
4 | И. С. Соколов-Микитов «Вертушинка» С. 8—9 | 6.09 | Научно-популярные произведения для детей, их отличительные особенности. Формировать умения работать с текстом: пересказывать отдельные части рассказа, выделять в тексте фрагменты, необходимые для ответа на вопрос. Развивать внимание к позиции автора и способу её выражения. Формировать умение рассказывать по предложенному плану. | Формировать внимание к собственному жизненному опыту. | ||||
5 | И. С. Соколов-Микитов «Вертушинка» С. 8—9 | 9.09 | Олицетворение. Формировать умения работать с текстом: пересказывать отдельные части рассказа, выделять в тексте фрагменты, необходимые для ответа на вопрос. Развивать внимание к позиции автора и способу её выражения. Формировать умение рассказывать по предложенному плану. | Формировать внимание к собственному жизненному опыту. | ||||
6 | Сравнение О. О. Дриз «Кончилось лето» С. 10—11 | 10.09 | Сравнение как художественный приём. Замечать похожие черты в предметах и явлениях. | Соотносить собственные впечатления с авторскими. Развивать умение актуализировать память. | ||||
7 | М. М. Пришвин «Полянка в лесу» С. 12—13 Тест № 1 по теме «Вспомним лето» | 12.09 | Художественный приём – сравнение. Выделять фрагменты текста для ответа на вопрос; объяснять действия персонажей; определять состояние рассказчика, используя предложенные слова. | Получать важную информацию, задавая вопросы старшим. Развивать коммуникативные способности, творческое воображение. | ||||
8 | А. Н. Майков «Осень» (отрывок) С. 14—15 | 13.09 | Произведения выдающихся представителей русской литературы о природе. Ритм стихотворения (Иметь представление о трехсложном ритме). Находить в тексте стихотворные слова и слово сочетания, позволяющие ответить на поставленный вопрос; передавать при чтении настроение, выраженное в произведении. | Развивать интерес к внутренней жизни человека. | ||||
9 | А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…» (отрывок) С. 16—17 | 16.09 | Произведения выдающихся представителей русской литературы. Ритм стихотворения. Выразительно читать лирические стихотворения; читать наизусть; подтверждать свое мнение строчками из текста. | Развивать ком-муникативные способности. | ||||
10 | К. Г. Паустовский «Прощание с летом» (отрывок) С. 18—19 | 17.09 | Научно-популярные произведения для детей. Вычленять фрагменты текста, нужные для ответа на вопрос; сравнивать переживания писателей, выраженные в разных произведениях; создавать рассказ по аналогии с прочитанным, записывать его; рассказывать об иллюстрациях к прочитанному произведению. | Развивать коммуникативные способности, внимание к собственному жизненному опыту. | ||||
11 | Картинная галерея И. И. Машков «Натюрморт. Камелия» С. 20—21 | 19.09 | Что такое иллюстрация и её роль в понимании произведения. Анализировать детали, изображённые на картине. | Формировать эстетическую оценку произ-ведения изоб-разительного искусства. | ||||
12 | Внеклассное чтение Осень в произ-ведениях русских писателей и поэтов С. 22—25 | 20.09 | Исходные данные книги (автор, заглавие, подзаголовок), оглавление, аннотация. Выразительно читать художественный текст. Самостоятельно работать с книгой: различать тип книги, поль-зоваться исходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. | Формировать читательский интерес. | ||||
Народные песни, сказки, пословицы (30 часов) | ||||||||
13 | Статья о песнях. «Как на тоненький ледок…» (русская народная песенка) С. 26—27 | 23.09 | Песня – вид устного народного творчества. Рифма. Придумывать по аналогии продолжение народной песни; сочинять мелодии к народной песне; заучивать наизусть песню по собственному выбору. | К.Давать оценочные высказывания о прочитанном произведении. К.Развивать умение определять и высказывать собственную позицию, аргументируя её. П.Объяснять причины поступков, совершаемых героями; определять отношение персонажей друг к другу. Объяснять значение устойчивых выражений. Р.Прогнозировать развитие сюжета, создавать рассказ по циклу иллюстраций. К.Работать в паре: выслушивать мнение партнёра, оценивать его, вырабатывать общую позицию. Привлекать свой читательский опыт для оценки персонажей. | Развивать творческую инициативу. | |||
14 | «Ходит конь по бережку…» (русская народная песенка) С. 28 | 24.09 | Связь поэтических текстов с народным творчеством. Определять особенности жанра песни. Определять эмоциональную окрашенность произведения, передавать её при чтении. | Развивать творческую инициативу. | ||||
15 | «Заинька, где ты был…» (русская народная песенка) С. 29—31 | 26.09 | Ритм стихотворения. Произведения устного народного творчества. Жанры произведений. Передавать эмоциональную окрашен-ность произведения при чтении; приду-мывать по аналогии продолжение народной песни; находить в песне ответы на вопросы, читать по ролям; заучивать наизусть песню по собственному выбору. | Развивать творческую инициативу. | ||||
16 | «Спляшем!» (шотландская народная песенка) «Разговор лягушек», «Сенокос» (чешские народные песенки) С. 32—23 | 27.09 | Зарубежные произведения устного народного творчества. Понятие «песня». Анализировать настроение песни, позиции её создателей, форму слова как способ выражения этой позиции; передавать эмоциональную окрашенность произведения при чтении. Рассказывать о персонаже по предложенному плану. | Развивать творческую инициативу. | ||||
17 | Дом, который построил Джек » (английская С.Я. Маршак «народная песенка) С. 34—37 | 30.09 | Содержание литературного произведения: тема, события, последовательность. Паузы. Рассказывать о персонаже по предложенному плану; рисовать иллюстрации, сочинять мелодии к песне; заучивать песню по выбору. | Развивать творческую инициативу и фантазию. | ||||
18 | Сказки народов России «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (русская народная сказка) С. 38—45 | 1.10 | Понятие «сказка». Народные и авторские сказки. Особенности волшебной сказки: наличие двух миров( земного и волшебного; присутствие волшебных вещей и волшебного помощника). Иметь представление о народностях России. Пересказывать фрагменты произведения с использованием ска-зочной лексики; озаглавливать отдель-ные части сказки; оценивать героев; обосновывать свой вывод; выдерживать паузы при чтении; вы-делять нужные слова; находить реплики героев при чтении по ролям. | Воспринимать и понимать эмоционально-нравственные переживания героев. | ||||
19 | «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (русская народная сказка) С. 38—45 | 3.10 | Содержание литературного произведения: тема, события, последовательность. Пересказывать фрагменты произведения с использованием ска-зочной лексики; озаглавливать отдель-ные части сказки; оценивать героев; обосновывать свой вывод; выдерживать паузы при чтении; вы-делять нужные слова; находить реплики героев при чтении по ролям. | Воспринимать и понимать эмоционально-нравственные переживания героев. | ||||
20 | «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (русская народная сказка) С. 38—45 | 4.10 | Народная сказка. Содержание литературного произведения: тема, события, последовательность. Озаглавливать отдельные части сказки; оценивать героев; обосновывать свой вывод; выдерживать паузы при чтении; выделять нужные слова; находить реплики героев при чтении по ролям. | Воспринимать и понимать эмоционально-нравственные переживания героев. | ||||
21 | Картинная галерея В. М. Васнецов «Аленушка» С. 76—77 | 7.10 | Роль иллюстрации в книге. Соотносить иллюстрации с содержанием текста, анализировать детали, изображённые на картине. Делать сравнительный анализ литературного и художественного произведения, которые имеют одинаковые названия. | Определять и высказывать собственную позицию, аргументируя её. | ||||
22 | «Хаврошечка» (русская народная сказка) С. 46—51 | 8.10 | Народные сказки. Особенности волшебной сказки. Пересказывать фрагменты сказки; объяснять причины поступков героев. Читать выразительно, делать смысловые, эмоциональные паузы, передавать нужную интонацию. | Определять и высказывать собственную позицию, аргументируя её. | ||||
23 | «Хаврошечка» (русская народная сказка) С. 46—51 | 10.10 | Роль волшебных предметов в волшебной сказке. Содержание литературного произведения: тема, события, последовательность. Подтверждать собственные высказывания словами из текста. Создавать продолжение сказки. | Определять и высказывать собственную позицию, аргументируя её. | ||||
24 | «Мальчик с пальчик» (русская народная сказка) С. 52—55 Тест № 2 по теме «Народные песни, сказки,послови-цы». | 11.10 | Сходство и различие авторской и народной сказки. Иметь представление о многозначности слова. Определять значение слова в контексте; использовать в рассказе фольклорную лексику; определять отношение персонажей друг к другу, подкрепляя выводы фрагментами текста; определять собственное отношение к ним; делить про-изведение на части и озаглавливать их; соотносить иллюстрации с содержанием текста. | Выражать собственное отношение к полученной информации. | ||||
25 | «Мальчик с пальчик» (русская народная сказка) С. 52—55 | 14.10 | Сходство и различие авторской и народной сказки. Иметь представление о многозначности слова. Определять значение слова в контексте; использовать в рассказе фольклорную лексику; определять отношение персонажей друг к другу, подкрепляя выводы фрагментами текста; определять собственное отношение к ним; делить про-изведение на части и озаглавливать их; соотносить иллюстрации с содержанием текста. | Выражать собственное отношение к полученной информации. | ||||
26 | «Каша из топора» (русская народная сказка) С. 56—58 | 15.10 | Бытовые сказки. Особенности русских народных сказок. Определять значение слова в контексте; использовать в рассказе фольклорную лексику; соотносить иллюстрации с содержанием текста. | Выражать собственное отношение к полученной информации. | ||||
27 | «Кукушка» (ненецкая народная сказка) С. 59—60 | 17.10 | Сказки разных народов. Отличительные особенности. Определять главную мысль сказки. Рассказывать сказку от лица определённого персонажа. | Развивать вни-мание к собст-венным пере-живаниям, вы-званным дан-нымпроизве-дением, и умение передавать их. | ||||
28 | «Три дочери» (татарская народная сказка) С. 61—66 | 18.10 | Бытовые сказки. Отличительные особенности сказок народов России. Выделять реплики персонажей при чтении по ролям; воспроизводить от-дельные сюжетные линии; находить в тексте фрагменты, необходимые для ответа на вопросы. | Развивать внимание к собственным переживаниям, вызванным данным произведением, и умение передавать их. | ||||
29 | «Три дочери» (татарская народная сказка) С. 61—66 | 21.10 | Бытовые сказки. Отличительные особенности сказок народов России. Сравнивать персонажей различных сказок; делать выводы о главной мысли сказки. | Развивать вни-мание к собст-венным пере-живаниям, вы-званным данным произведением, и умение передавать их. | ||||
30 | «Врозь — плохо, вместе — хорошо» (мордовская народная сказка) С. 67—70 | 22.10 | Сказки народов России. Выделять необходимые эпизоды из текста для ответа на вопросы. Оценивать поступки персонажей, сочинять истории. | Обогащать нравственные представления. | ||||
31 | «Как проверяется дружба» (лезгинская народная сказка) С. 71—75 | 24.10 | Сказки народов России. Выделять необходимые эпизоды из текста, читать или пересказывать их. Оценивать поступки персонажей, обосновывая свою позицию. | Обогащать нравственные представления. | ||||
32 | «Как проверяется дружба» (лезгинская народная сказка) С. 71—75 | 25.10 | Сказки народов России. Обосновывать сделанные выводы фрагментами текста. Рассказывать сказку от лица определённого персонажа. | Обогащать нравственные представления | ||||
33 | «Березонька скрип-скрип…» (русская колыбельная) «Нашей Любице…» (сербская колыбельная) «Спи, усни, мой медвежонок…» (латышская колыбельная) С. 78—80 | 28.10 | Жанр фольклора – колыбельная. Определять фольклорный жанр и характеризовать его особенности. Находить в тексте слова, позволяющие ответить на вопрос. | Развивать эмоционально-нравственную сферу. | ||||
34 | «Березонька скрип-скрип…» (русская колыбельная) «Нашей Любице…» (сербская колыбельная) «Спи, усни, мой медвежонок…» (латышская колыбельная) С. 78—80 | 29.10 | Жанр фольклора – колыбельная. Заучивать наизусть понравившееся произведение. Устанавливать связь произведений литературы с произведениями живописи. | Развивать эмоционально-нравственную сферу. | ||||
2 четверть(30часов) | ||||||||
35 | Внеклассное чтение Русский фольклор С. 97—101 | 7.11 | Жанры русского фольклора. Выразительно читать понравившиеся произведения. | Развивать эмоционально-нравственную сферу. | ||||
36 | «Золотая рыба» (индийская народная сказка) С. 81—86 | 8.11 | Произведения зарубежной литературы. Выделять реплики персонажей, читать по ролям, передавая интонацию говорящих; определять основную мысль произведения. | Развивать эмоционально-нравственную сферу. | ||||
37 | «Золотая рыба» (индийская народная сказка) С. 81—86 | 11.11 | Произведения зарубежной литературы. Выделять реплики персонажей, читать по ролям, передавая интонацию говорящих; определять основную мысль произведения. | Развивать эмоционально-нравственную сферу. | ||||
38 | «Счастливый мальчик» (иранская народная сказка) С. 87—89 | 12.11 | Произведения зарубежной литературы. Находить в тексте нужный эпизод, читать или пересказывать его; объяснять и оценивать поступки персонажа; определять главную мысль произведения; пересказывать произведение от лица разных персонажей. | Развивать эмоционально-нравственную сферу. | ||||
39 | «Два ленивца» (сербская народная сказка) «Век живи — век учись» (хорватская народная сказка) С. 90—93 | 14.11 | Произведения зарубежной литературы. Определять эмоциональную окрашен-ность произведения; аргументировать свой выбор; оценивать персонажей; привлекать читательский опыт; создавать сказки, развивающие поставленную в изучаемом про-изведении проблему. | Развивать эмоционально-нравственную сферу. | ||||
40 | Пословицы о правде, о труде и лени, о дружбе, об учебе С. 94—96 Тест № 3 по теме «Сказки народов мира» | 15.11 | Особенности жанра пословицы. Объяснять смысл пословиц; соотносить содержание пословицы с поступками героев произведений, поведением людей. Создавать сказки и рассказы по мотивам пословиц. | Обобщать жизненный опыт. | ||||
41 | Пословицы о правде, о труде и лени, о дружбе, об учебе С. 94—96 | 18.11 | Особенности жанра пословицы и поговорки. Различать пословицы и поговорки; объяснять смысл пословиц; соотносить содержание пословицы с поступками героев произведений, поведением людей. Создавать сказки и рассказы по мотивам пословиц. | Обогащать жизненный опыт. | ||||
42 | Внеклассное чтение Сказки народов мира С. 102—107 | 19.11 | Сказки разных жанров. Выполнять самостоятельную работу с книгой в процессе проектной деятельности под руководством учителя и библиотекаря. | Сопоставлять нравственную позицию создателей разных сказок. | ||||
Зимние картины(12часов) | ||||||||
43 | И. С. Никитин «Встреча зимы» (отрывок) С. 110—111 | 21.11 | Произведения выдающихся представителей русской литературы. Рифма и ритм стихотворения. Анализировать поэтическое слово, его смысл в контексте произведения, по авторскому переживанию, способу его выражения; привлекать собственный жизненный опыт при восприятии худо-жественного текста; выразительно читать лирическое произведение. | К.Развивать умение работать в паре, аргументировать свою точку зрения. Выяснять значение незнакомых слов в толковом словаре в конце учебника. . П.Воспроизводить сюжет сказки или фрагмент произведения, рассказать историю жизни героя, прочитать понравившийся эпизод, проде-монстрировать собственную иллюстрацию, выполненную к произведению. П.Соотносить литературный текст, его экранизацию, театральную постановку. Рассказывать о прочитанном, обосновывая своё отношение к произведению. П.Определять причину поступков героя произведения. Развивать внимание к музыке стиха: ритму, рифме, звукописи | Привлекать опыт наблюдений за природой для решения конкретных задач. | |||
44 | К. Г. Паустовский «Первый зимний день» С. 112—114 | 22.11 | Научно-популярные произведения. Находить фрагменты текста для ответа на поставленные вопросы; понимать позицию автора; объяснять значение слова в контексте произведения. | Привлекать опыт наблюдений за природой для решения конкретных задач. | ||||
45 | Картинная галерея А. А. Пластов «Первый снег» С. 124—125 | 25.11 | Об иллюстрации в книге и её роли в понимании произведения. Рассказывать о собственных наблюдениях за природой по пред-ложенным вопросам; создавать рассказ по репродукции с картины. | Определять и высказывать собственную позицию, аргументируя её. | ||||
46 | С. А. Есенин «Пороша» С. 115—116 | 26.11 | Произведения выдающихся представителей русской литературы. Рифма и ритм стихотворения Высказывать свои впечатления о художественном произведении; воссоздавать в устной речи картины, возникшие при чтении стихов; анализировать поэтический образ | Развивать внимание к собственным переживаниям, желанию определить их источник. | ||||
47 | С. А. Есенин «Пороша» С. 115—116 | 28.11 | Произведения выдающихся представителей русской литературы. Рифма и ритм стихотворения Отвечать на вопросы; составлять устный рассказ на данную тему | Развивать вни-мание к собст-венным пере-живаниям, же-ланию определить их источник. | ||||
48 | А. С. Пушкин «Опрятней модного паркета…» (отрывок) С. 118—119 | 29.11 | Произведения выдающихся представителей русской литературы. Анализировать название произведения; воспринимать эмоциональный настрой поэтического произведения; выражать в устной речи впечатление от стихотворения; придумывать рассказ на заданную тему. | Развивать творческую фантазию. | ||||
49 | А. С. Пушкин «Опрятней модного паркета…» (отрывок) С. 118—119 | 2.12 | Произведения выдающихся представителей русской литературы. Выражать в устной речи впечатление от стихотворения; придумывать рассказ на заданную тему. | Развивать творческую фантазию. | ||||
50 | Н. И.Сладков «Песенки подо льдом» С. 120—121 | 3.12 | Научно-популярные произведения. Выделять в тексте нужные фрагменты; объяснять поведение персонажей; привлекать собственный опыт общения с природой. | Развивать интерес к информационному поиску. | ||||
51 | С. Я. Маршак «Ветры, бури, ураганы…» (отрывок) С. 122 | 5.12 | Жанры произведений. Сопоставлять картины природы из произведения и своей памяти. | Актуализировать собственный опыт наблюдений природных явлений. | ||||
52 | Загадки о зиме С. 122—123 | 6.12 | Принципы построения загадок. Сравнивать загадки; сочинять загадки | Актуализировать собственный опыт наблюдений при-родных явлений. | ||||
53 | Загадки о зиме С. 122—123 | 9.12 | Принципы построения загадок. Сравнивать загадки; сочинять загадки | Актуализировать собственный опыт наблюдений природных явлений. | ||||
54 | Внеклассное чтение Зима в произ-ведениях русских писателей С. 126—129 | 10.12 | Произведения русских писателей. Соотносить жизненные наблюдения и читательские впечатления. | Актуализировать собственный опыт наблюдений природных явлений. | ||||
Авторские сказки (35часов) | ||||||||
55 | К. Д. Ушинский «Мена» С. 130—134 | 12.12 | Произведения выдающихся представителей русской литературы. События, составляющие основу произведения. Выделять в тексте фрагменты, нужные для ответа на вопрос; объяснять состояние и поведение персонажа; определять свое отношение к нему; анализировать позицию автора; обосновывать свой выбор. Выделять из списка слов, близкие по смыслу. | Р.Сравнивать героев сказок, главные мысли произведений. П.Находить в словаре и в сносках значение незнакомых слов. П.Выполнять самостоятельную работу с книгой в процессе иссле-довательской деятельности под руководством учителя К.Развивать умение работать в паре, аргументировать свою точку зрения. Выяснять значение незнакомых слов в толковом словаре в конце учебника. П.Воспроизводить сюжет сказки или фрагмент произведения, рассказать историю жизни героя, прочитать понравившийся эпизод, проде-монстрировать собственную иллюстрацию, выполненную к произведению. П.Соотносить литературный текст, его экранизацию, театральную постановку. Рассказывать о прочитанном, обосновывая своё отношение к произведению. П.Определять причину поступков героя произведения. Развивать внимание к музыке стиха: ритму, рифме, звукописи. | Формировать умения обосновывать собственную позицию. | |||
56 | А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» С. 135—148 Тест № 4 по теме «Зимние картины» | 13.12 | Произведения выдающихся предста-вителей русской литературы. Особен-ности волшебного помощника и пред-ставление волшебного мира в данной сказке. Пересказывать фрагменты произведения с использованием слов из текста; определять внутреннее состояние героев, причины их поведения. | Развивать представления о нормах нравственности. | ||||
57 | А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» С. 135—148 | 16.12 | Условия для сравнения характеров героев. Оценивать героев произведения, используя предложенный список слов; объяснять сделанные выводы; определять основную мысль произведения; сопоставлять персонажей авторских и народных сказок. | Развивать представления о нормах нравственности. | ||||
58 | А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» С. 135—148 | 17.12 | Героев произведения. Выразительно читать произведение. Пересказывать фрагменты с использо-ванием слов из текста, кратко и подробно. | Развивать представления о нормах нравственности. | ||||
59 | А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» С. 135—148 | 19.12 | Произведения выдающихся пред-ставителей русской литературы. Читать по ролям. Определять основную мысль произведения. | Развивать представления о нормах нравственности. | ||||
60 | Внеклассное чтение Наш конкурс С. 150 - 151 | 20.12 | Жанры художественных произведений, их особенности Работать с учебником и книгой. | Развивать представления о нормах нравственности | ||||
61 | Братья Гримм «Храбрый портной» Часть 2 С. 3—13 | 23.12 | Произведения зарубежной литературы. Продолжить сказку, сопоставлять персонажей разных произведений. | Формировать критерии оценки человеческих поступков. | ||||
62 | Братья Гримм «Храбрый портной» Часть 2 С. 3—13 | 24.12 | Связь названия с темой текста, мысль текста. Выделять в тексте нужный эпизод и пересказывать его; определять причины поступков героя и оценивать их. | Формировать критерии оценки человеческих поступков. | ||||
63 | Братья Гримм «Храбрый портной» Часть 2 С. 3—13 | 26.12 | Героев произведения, их характерные особенности. Пересказывать фрагменты произведения с использованием слов из текста; определять внутреннее состояние героев, причины их поведения. | Формировать критерии оценки человеческих поступков. | ||||
64 | И. П. Токмакова «Гном» С. 14 | 27.12 | Современные произведения для детей. Связь названия с темой текста, мысль текста. Сочинять по заданной теме; передавать впечат-ления, полученные при чтении литературного произведения, в рисунке; читать стихи наизусть; определять ритм стихотворения | Развивать творческое воображение. | ||||
3 четверть(40 часов) | ||||||||
65 | Х.-К. Андерсен «Оле Лукойе» (отрывок) С. 15—21 | 13.01 | Произведения зарубежной литературы. Выделить нужный эпизод; пересказать фрагмент текста; высказывать собственное отношение к героям; участвовать в диалоге. | К.Развивать умение работать в паре, аргументировать свою точку зрения. Выяснять значение незнакомых слов в толковом словаре в конце учебника. . П.Воспроизводить сюжет сказки или фрагмент произведения, рассказать историю жизни героя, прочитать понравившийся эпизод, проде-монстрировать собственную иллюстрацию, выполненную к произведению. П.Соотносить литературный текст, его экранизацию, театральную постановку. Рассказывать о прочитанном, обосновывая своё отношение к произведению. П.Определять причину поступков героя произведения. Развивать внимание к музыке стиха: ритму, рифме, звукописи. . П.Формулировать личную оценку, аргументировать своё мнение с привлечением текста произведения или других источников. Р.Анализировать характер и мотивы поведения героя произведения; определять причинно-следственную связь событий, фиксировать их последовательность. | Развивать самоанализ, умение понять и определить собственное переживание. Работать с словарями. | |||
66 | Х.-К. Андерсен «Оле Лукойе» (отрывок) С. 15—21 | 14.01 | Произведения зарубежной литературы. Пересказывать фрагменты произведения с использованием слов из текста; определять внутреннее состояние героев, причины их поведения. | Развивать самоанализ, умение понять и определить собственное переживание. | ||||
67 | Внеклассное чтение[1] Х.-К. Андерсен «Сказки» | 16.01 | Произведения Х.-К. Андерсена. Пользоваться аппаратом книги. | Развивать самоанализ, умение понять и определить собственное переживание. | ||||
68 | Братья Гримм «Маленькие человечки» С. 22—25 | 17.01 | Произведения зарубежной литературы. Кратко или подробно пересказывать нужные эпизоды; развивать отдельные сюжетные линии; актуализировать прошлый опыт общения с разными видами искусства. | Формировать положительное отношение к урокам литературного чтения. | ||||
69 | А. Н. Толстой. Карло мастерит деревянную куклу и называет ее Буратино. (Из книги «Золотой ключик, или Приключения Буратино» ) С. 26—31 | 20.01 | Авторские сказки, их особенности. Выражать состояние персонажей при чтении; определять границы реплик героев; оценивать поведение героев; давать характеристику героям произведения. | Формировать положительное отношение к урокам литературного чтения. | ||||
70 | А. Н. Толстой. Карло мастерит деревянную куклу и называет ее Буратино. (Из книги «Золотой ключик, или Приключения Буратино») С. 26—31 | 21.01 | Произведения зарубежной литературы. Кратко или подробно пересказывать нужные эпизоды; развивать отдельные сюжетные линии; актуализировать прошлый опыт общения с разными видами искусства | Формировать положительное отношение к урокам литературного чтения. | ||||
71 | А. Н. Толстой. Говорящий Сверчок дает Буратино мудрый совет . (Из книги «Золотой ключик, или Приключения Буратино» ). С. 26—31 | 23.01 | Произведения зарубежной литературы. Выражать состояние персонажей при чтении по ролям, точно определять границы их реплик, оценивать поведение героев. | Формировать положительное отношение к урокам литературного чтения. | ||||
72 | Внеклассное чтение А. Н. Толстой«Золотой ключик, или Приключения Буратино» Картинная галерея А. Муха «Плакат» С. 64—65 Тест № 5 по теме «Авторские сказки» | 24.01 | Знать два названия данного произведе-ния. Значение слова «плакат». Историю создания плаката. Пересказывать сюжет понравившейся сказки, характеризовать главного героя, высказывать мнение об иллюстрациях к конкретному произведению. Анализировать композицию картины; осознавать эмоционально-смысловые связи ее элементов. | Формировать положительное отношение к урокам литературного чтения. | ||||
73 | С. Хопп. «Юн и колдунья» Главы из книги «Волшебный мелок» С. 32—33 | 27.01 | Произведения зарубежной литературы. Мотивы поведения героев произведения. Вычленять эпизоды; выразительно читать и пересказывать отрывки из текста; домысливать развитие событий, исходя из особенностей характера персонажа; использовать письменную речь для фиксации результатов творческой деятельности. | Формировать положительное отношение к урокам литературного чтения. | ||||
74 | С. Хопп. «Юн и Софус» (Из книги «Волшебный мелок»). С. 34 | 28.01 | Произведения зарубежной литературы. Приём увеличения. Выразительно читать, домысливать развитие событий, исходя из особенностей характера персонажа. | Формировать критерии оценки человеческих поступков. | ||||
75 | С. Хопп. «По ту сторону калитки» Главы из книги «Волшебный мелок» С. 35—37 | 30.01 | Произведения зарубежной литературы. Кратко или подробно пересказывать нужные эпизоды; развивать отдельные сюжетные линии; актуализировать прошлый опыт общения с разными видами искусства. | Формировать критерии оценки человеческих поступков. | ||||
76 | Внеклассное чтение Р. Киплинг. «Откуда у кита такая глотка» С.68-71 | 31.01 | Авторские сказки. Работать с книгой: назвать автора, какие произведения в ней напечатаны, продемонстрировать иллюстрации, назвать художника, создавшего их. | Развивать эмоционально-нравственную сферу. | ||||
77 | Н. Н. Носов. «Как Незнайка сочинял стихи» Главы из книги «Приключения Незнайки и его друзей» С. 38—44 | 3.02 | Произведения современной отечественной литературы для детей. Выделять нужный эпизод, пересказывать фрагменты текста. Определять причину поступков героев произведения, анализировать причинно-следственные связи совершаемых героями поступков. | Развивать внимание к причинно-следственным связям совершаемых поступков. Формировать критерии оценки человеческих поступков. | ||||
78 | Н. Н. Носов. «Как Незнайка сочинял стихи». (Из книги «При-ключения Незнайки и его друзей»). С. 38—44 | 4.02 | Произведения современной отечественной литературы для детей. Вычленять реплики персонажей, верно их интонировать при чтении по ролям. | Формировать критерии оценки человеческих поступков. | ||||
79 | Н. Н. Носов. «Как Незнайка сочинял стихи». (Из книги «Приключения Незнайки и его друзей») С. 38—44 | 6.02 | Произведения современной отечественной литературы для детей. Находить рифмы в любимых стихотво-рениях. Продолжать стихи, подобрав рифмы. Выразительно читать понравившиеся эпизоды. Отвечать на вопросы по прочитанному. | Развивать представления о нормах нравственности. | ||||
80 | Внеклассное чтение Н. Н. Носов. «Приключения Незнайки и его друзей» | 7.02 | Произведения современной отечественной литературы для детей. Выразительно читать понравившиеся эпизоды. Рассказывать о действиях литературного героя, определять своё отношение к нему. | Развивать представления о нормах нравственности. | ||||
81 | Б. В. Заходер «Про пана Трулялинского» С. 45—47 | 10.02 | Юмористические произведения для детей. Юмор и сатира – в чём разница? Анализировать ритм стихотворения; характеризовать внутреннее состояние персонажа; анализировать смысл слова | Повышать интерес к информационному поиску. Развивать эмоционально-нравственную сферу. | ||||
82 | Б. В. Заходер «Про пана Трулялинского» С. 45—47 | 11.02 | Юмористические произведения для детей. Выразительно читать, описывать внешний вид персонажа. | Развивать эмоционально-нравственную сферу. | ||||
83 | Дж. Родари «Волшебный барабан» С. 48—55 | 13.02 | Произведения зарубежных авторов для детей. Многозначность слова. Пересказывать конкретные фрагменты произведения; определять нужную информацию при чтении по ролям; объяснять многозначные слова. | Развивать эмоционально-нравственную сферу. | ||||
84 | Дж. Родари «Волшебный барабан» С. 48—55 | 14.02 | Произведения зарубежных авторов для детей. Определять смысл слова в контексте; высказывать собственное отношение к про- читанному; определять позицию автора в произведении; продолжать предложенный сюжет; аргументировать собственный вывод. | Актуализировать читательский опыт. | ||||
85 | Дж. Родари «Волшебный барабан» С. 48—55 | 17.02 | Произведения зарубежных авторов для детей. Выражать состояние персонажей при чтении; определять границы реплик героев; оценивать поведение героев; давать характеристику героям произведения. | Формировать критерии оценки человеческих поступков. | ||||
86 | С. А. Седов «Два медведя» С. 56—58 | 18.02 | Современные произведения для детей. Что такое план? Выделять в тексте нужные эпизоды; объяснять внутреннее состояние персонажей; рассказывать о поступках героев; составлять и записывать план произведения. | Развивать эмоционально-нравственную сферу. | ||||
87 | О. О. Дриз «Очень Высокий Человек» С. 59—63 | 20.02 | Юмористические произведения для детей. Отличительные особенности сказки. Объяснять поступки героев, их внутреннее состояние с опорой на текст; объяснять значение многозначных слов. | Формировать положительное отношение к урокам литературного чтения. | ||||
88 | О. О. Дриз «Очень Высокий Человек» С. 59—63 | 21.02 | Юмористические произведения для детей. Читать стихотворения наизусть; определять ритм стихотворения; отвечать на вопросы по тексту. | Формировать положительное отношение к урокам литературного чтения. | ||||
89 | Внеклассное чтение Дж. Крюс. «Колдун в чернильнице» С. 66-67 | 27.02 | Авторские сказки. Работать с книгой: назвать автора, какие произведения в ней напечатаны, продемонстрировать иллюстрации, назвать художника, создавшего их. | Развивать эмоционально-нравственную сферу. | ||||
Писатели о детях и для детей (33 ч) | ||||||||
90 | Л. А. Мей «Баю-баюшки…» С. 72 | 28.02 | Особенности колыбельной как поэтического жанра. Выразительно читать текст, делая нужные паузы. Выделять общие черты жанра. | К.Вести диалог: вы-слушивать мнение товарищей, фор-мулировать свою точку зрения. К.Развивать умение работать в паре, аргументировать свою точку зрения. Выяснять значение незнакомых слов в толковом словаре в конце учебника. П.Воспроизводить сюжет сказки или фрагмент произведения, рассказать историю жизни героя, прочитать понравившийся эпизод, проде-монстрировать собственную иллюстрацию, выполненную к произведению. П.Соотносить литературный текст, его экранизацию, театральную постановку. Рассказывать о прочитанном, обосновывая своё отношение к произведению. П.Определять причину поступков героя произведения. Развивать внимание к музыке стиха: ритму, рифме, звукописи. . П.Формулировать личную оценку, аргументировать своё мнение с привлечением текста произведения или других источников. Р.Анализировать характер и мотивы поведения героя произведения; определять причинно-следственную связь событий, фиксировать их последовательность. . | Формировать внимательность к красоте окружающего мира. | |||
91 | А. Н. Майков «Спи, дитя моё, усни!…» С. 73 Тест № 6 по теме «Сказки народов мира». | 3.03 | Особенности колыбельной как поэтического жанра. Ритм стихотворения. Определять ритм стихотворения; определять жанр произведения; выразительно читать | Формировать внимательность к красоте окружающего мира. | ||||
92 | И. П.Токмакова «Как на горке снег, снег…» О. О. Дриз «Нашумелись…» С. 74 - 75 | 4.03 | Особенности колыбельной как поэтического жанра. Сравнивать стихотворения современных авторов для детей; сочинять колыбельную песенку. | Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей. | ||||
93 | А. Л. Барто «Колыбельная» С. 75—76 | 6.03 | Особенности колыбельной как поэтического жанра. Ритм стихотворения. Понимать внутреннее состояние персонажа; находить нужные слова для определения характера героя; объяснять смысл названия произведения. | Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей. | ||||
94 | Н. Н. Носов «Фантазеры» С. 77—83 | 7.03 | Отличие рассказа от сказки. Объяснять смысл названия произведения; определять причину поступков персонажей; высказывать свое отношение к героям; правильно интонировать речь героев при чтении по ролям; давать характеристику нравственным поступкам героев. | Формировать самоанализ, умение прогнозировать свои поступки. | ||||
95 | Н. Н. Носов «Фантазеры» С. 77—83 | 10.03 | Отличительные особенности рассказа. Читать по ролям; объяснять смысл произведения. Помещать себя в вымышленную ситуацию. | Формировать самоанализ, умение прогнозировать свои поступки. | ||||
96 | Н. Н. Носов «Фантазеры» С. 77—83 | 11.03 | Отличительные особенности рассказа. Отвечать на вопросы по прочитанному; ориентироваться в произведении. | Формировать самоанализ, умение прогнозировать свои поступки. | ||||
97 | С. Я. Маршак «Чего боялся Петя?» С. 84—85 | 13.03 | Лирическое стихотворение. Ритм. Рассказывать о переживаниях героя, давать им оценку, определять причины; сопоставлять героев разных произве-дений; анализировать ритм лирического произведения. | Формировать внимательное отношение к нравственному содержанию поступков. | ||||
98 | Внеклассное чтение А. Л. Барто «Олень» С. 86 | 14.03 | Современные произведения для детей. Лирическое стихотворение. Вычленять в тексте нужные фрагменты; выразительно читать лирическое произведение; чувствовать его ритм; выделять рифму; самостоятельно работать с книгой. | Привлекать жизненный опыт. | ||||
99 | О. Ф. Кургузов «Надоело летать» С. 87—89 | 17.03 | Различие жанров произведений. Как построить небольшой монологический рассказ. Выделять реплики персонажей; передавать при чтении по ролям необходимую интонацию; анализировать причины совершенных героями поступков, их внутренний мир. | Формировать критерии оценки человеческих поступков. Привлекать собственный опыт практических действий. | ||||
100 | Ю. М. Владимиров «Чудаки» С. 90—91 | 18.03 | Лирическое произведение, его особенности. Читать лирическое произведение; опре-делять позицию автора; анализировать название произведения; определять смысловые оттенки слова. | Формировать положительное отношение к урокам литературного чтения. | ||||
101 | Л. Н. Толстой «Косточка» С. 92—93 | 20.03 | Отличительные особенности рассказа. Анализировать внутреннее состояние персонажа и способы его выражения в литературном произведении. | Формировать критерии оценки человеческих поступков. Привлекать собственный опыт практических действий. | ||||
102 | А. П. Гайдар «Совесть» С. 94—95 | 21.03 | Отличительные особенности рассказа. Выделять в тексте фрагменты, необходимые для ответа на вопрос; определять состояние персонажа; рассказывать о его действиях; выражать к ним свое отношение; привлекать читательский опыт. | Формировать критерии оценки человеческих поступков. Привлекать собственный опыт практических действий. | ||||
103 | В. Ю. Драгунский «Друг детства» С. 96—101 | 24.03 | Правила постановки пауз. Находить в тексте фрагменты, необходимые для ответа на вопрос; выразительно читать прозаическое произведение. | Формировать критерии оценки человеческих поступков. Привлекать собственный опыт практических действий. | ||||
104 | В. Ю. Драгунский «Друг детства» С. 96—101 | 25.03 | Произведения для детей о детях. Объяснять смысл названия произведения; определять причину поступков персонажей; высказывать свое отношение к героям; правильно интонировать речь героев при чтении по ролям; давать характеристику нравственным поступкам героев. | Прогнозировать своё будущее занятие в жизни, место в обществе. | ||||
4 четверть(30 часов) | ||||||||
105 | В. Ю. Драгунский «Друг детства» С. 96—101 | 3.04 | Название произведения, автора, главных героев. Выделять в тексте нужные эпизоды; объяснять внутреннее состояние персонажей; рассказывать о поступках героев; составлять и записывать план произведения.. | . К.Вести диалог: вы-слушивать мнение товарищей, фор-мулировать свою точку зрения. Формировать собственное отношение к прочитанному, передавать его при чтении. П.Привлекать жизненный и читательский опыт для оценки поведения героев. | Формировать критерии оценки человеческих поступков. Привлекать собственный опыт практических действий. | |||
106 | Внеклассное чтение В.А. Осеева «Обидчики» С. 130 Поэты о детях Тест № 7 по теме «Писатели о детях». | 4.04 | Произведения, созданные поэтами для детей. Работать с книгой. Выразительно читать понравившееся произведение, обосновывать своё отношение к выб-ранному произведению. Вычленять в тексте необходимые фрагменты; анализировать внутренний мир героев; соотносить поступки героев с его словом и действием. | Формировать положительное отношение к урокам литературного чтения. | ||||
107 | В. А. Осеева «Волшебное слово» С. 102—106 | 7.04 | Отличительные особенности рассказа. Выявлять авторскую позицию, сопоставлять героев различных про-изведений, развивать внимание к внутреннему состоянию героя, пересказывать текст от его лица с использованием разных вариантов начала. | Проявлять внимательность к внутреннему состоянию человека и поступку, вызванного им. | ||||
108 | В. А. Осеева «Волшебное слово» С. 102—106 | 8.04 | Название произведения, автора, главных героев. Объяснять смысл названия произведения; определять причину поступков персонажей; высказывать свое отношение к героям; правильно интонировать речь героев при чтении по ролям; давать характеристику нравст-венным поступкам героев. | Проявлять внимательность к внутреннему состоянию человека и поступку, вызванного им. | ||||
109 | Л. Н. Толстой «Птичка» С. 107—109 | 10.04 | Связь названия с темой текста, мыслью текста. Выделять в тексте нужные эпизоды; объяснять внутреннее состояние персонажей; рассказывать о поступках героев. | Проявлять внимательность к внутренней жизни других людей. | ||||
110 | Л. Н. Толстой «Птичка» С. 107—109 | 11.04 | Название произведения, автора, главных героев. Сознательно, плавно, правильно читать целыми словами, объяснять смысл названия произведения. | Проявлять внимательность к внутренней жизни других людей. | ||||
111 | Л. Пантелеев «Трус» С. 110—111 | 14.04 | Название произведения, автора, главных героев. Ориентироваться в тексте; объяснять смысл названия произведения; Правильно читать целыми словами. | Проявлять внимательность к внутренней жизни других людей. | ||||
112 | Н. Н. Носов «Живая шляпа» С. 112—115 | 15.04 | Современные юмористические произведения для детей. Приёмы смешного в литературных произведениях. Определять эмоциональную окрашенность произведения; выбирать нужное слово из предложенных для оценки героев; передавать внутреннее состояние при чтении по ролям; пересказывать произведение от лица одного из персонажей; соотносить смысл пословицы с содержанием произведения. | Формировать положительное отношение к урокам литературного чтения. | ||||
113 | А. Л. Барто «Снегирь» С. 116—119 | 17.04 | Произведения выдающихся представителей русской литературы. Роль иллюстрации в понимании смысла произведения. Ориентироваться в тексте; объяснять смысл названия произведения; привлекать жизненный и читательский опыт для оценки поведения героев. Объединять слова, близкие по смыслу. | Проявлять внимательность к внутренней жизни других людей. | ||||
114 | А. Л. Барто «Снегирь» С. 116—119 | 18.04 | Произведения выдающихся представителей русской литературы. Роль иллюстрации в понимании смысла произведения. Сознательно, плавно, правильно читать целыми словами, объяснять смысл названия произведения. | Проявлять внимательность к внутренней жизни других людей. | ||||
115 | В. К. Железников «Рыцарь» С. 120—123 | 21.04 | Связь названия с темой текста, мыслью текста. Находить в тексте фрагменты, позволяющие ответить на поставленный вопрос; озаглавливать части текста; анализировать характер героев. Придумывать подписи к иллюстрации. | Обогащать представление о внутренней жизни человека, нравственной оценке его поступков. | ||||
116 | В. К. Железников «Рыцарь» С. 120—123 | 22.04 | Связь названия с темой текста, мыслью текста. Высказывать собственное отношение к прочитанному; пересказывать текст от третьего лица с использованием разных вариантов начала. | Обогащать представление о внутренней жизни человека, нравственной оценке его поступков. | ||||
117 | Внеклассное чтение Рассказы о детях М.М. Зощенко «Самое главное» С.131 - 135 | 24.04 | Произведения Н. Носова, В. Драгунского, В. Железникова, М. Зощенко. Работать с книгой. Выразительно читать понравившееся произведение, обосновывать своё отношение к вы-бранному произведению. Вычленять в тексте необходимые фрагменты; анализировать внутренний мир героев; соотносить поступки героев с его словом и действием. | Формировать положительное отношение к урокам литературного чтения. | ||||
118 | А. Г. Алексин «Первый день» С. 124—126 | 25.04 | Связь названия с темой текста, мыслью текста. Отвечать на вопросы по прочитанному; анализировать название произведения. | Развивать ком-муникативные способности, внимание к внутренней жизни человека. | ||||
119 | . Г. Алексин «Первый день» С. 124—126 | 28.04 | Название произведения, автора, главных героев. Находить нужные фрагменты текста; пересказывать их кратко и близко к тексту; | Развивать ком-муникативные способности, внимание к внутренней жизни человека. | ||||
120 | С. Я. Маршак «Друзья-товарищи» С. 127 Тест № 8 по теме «Писатели о детях и для детей» | 2.05 | Современные юмористические произведения для детей. Приёмы смешного в литературных произведениях. Объяснять смысл названия произведе-ния. Сознательно, плавно, правильно читать целыми словами стихотворение. Подставить рифмы во вторую часть стихотворения. | Развивать ком-муникативные способности, внимание к внутренней жизни человека. | ||||
121 | Картинная галерея В.И. Суриков «Портрет дочери художника» С. 128—129 | 5.05 | Связь произведений литературы с произведениями живописи. Рассказывать о человеке, изображённом на картине, по предложенному плану. | Формировать положительное отношение к урокам литературного чтения. | ||||
122 | Внеклассное чтение «Весна-красна, ты с чем пришла?...», «Вырастай, яблонька…» Ф. И. Тютчев «Зима недаром злится…» С. 156 - 157 | 6.05 | Жанры произведений. Объяснять смысл названия произведения. Сознательно, плавно, правильно читать целыми словами стихотворение. | Формировать положительное отношение к урокам литературного чтения. | ||||
Весеннее настроение (12 часов) | ||||||||
123 | Русская народная песня «Идет ма- тушка-весна...». Призыв весны. С. 136 | 12.05 | Народные обряды Древней Руси. Выразительно читать произведения, сопоставлять описание природы в разных произведениях. Объединять слова, близкие по смыслу. Анализировать русскую народную песню. | Р.Работать в группе: выслушивать мнение партнёра, объяснять собственную позицию. П.Привлекать жизненный и читательский опыт для оценки поведения героев. К.Развивать умение работать в паре, аргументировать свою точку зрения. Выяснять значение незнакомых слов в толковом словаре в конце учебника. . П.Воспроизводить сюжет сказки или фрагмент произведения, рассказать историю жизни героя, прочитать понравившийся эпизод, проде-монстрировать собственную иллюстрацию, выполненную к произведению. П.Соотносить литературный текст, его экранизацию, театральную постановку. Рассказывать о прочитанном, обосновывая своё отношение к произведению. П.Определять причину поступков героя произведения. Развивать внимание к музыке стиха: ритму, рифме, звукописи. . П.Формулировать личную оценку, аргументировать своё мнение с привлечением текста произведения или других источников. Р.Анализировать характер и мотивы поведения героя произведения; определять причинно-следственную связь событий, фиксировать их последовательность. . | Формировать чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознание этнической принадлежности. | |||
124 | Русская народная песня «Сад» С. 137 | 13.05 | Лирические и эпические произведения. Произведения устного народного творчества. Участвовать в обсуждении произведения; привлекать собственный опыт общения с природой, полученные ранее знания, переживания при общении с природой; анализировать русскую народную песню. | Формировать положительное отношение к урокам литературного чтения. | ||||
125 | А. Н. Плещеев «Птичка», «Весна» (отрывок) С. 138—139 | 15.05 | Произведения выдающихся представителей русской литературы. Сопоставлять описания отдельных явлений природы в разных стихот-ворениях; анализировать переживания автора; читать лирические произведения; обращать внимание на поэтический ритм. | Актуализировать знания и переживания, связанные с конкретными явлениями природы. | ||||
126 | А. Н. Плещеев «Птичка», «Весна» (отрывок) С. 138—139 | 16.05 | Произведения выдающихся представителей русской литературы. Ритм стихотворения. Определять ритм стихотворения. | Актуализировать знания и переживания, связанные с конкретными явлениями природы. | ||||
127 | Картинная галерея И. И. Левитан «Март» С. 154—155 | 19.05 | Роль иллюстрации в понимании произведения. Понимать настроение художника; вычленять выразительные средства в художественном произведении. | Формировать положитель-ное отношение к урокам литературного чтения. | ||||
128 | В. В. Вересаев «Перелетные птицы» С. 140—141 | 20.05 | Научно-популярные произведения. Выделять фрагменты текста для ответа на вопрос; определять эмоциональную окра-шенность произведения, передавать ее при чтении произведения; са-мостоятельно выбирать стихотворения для заучивания. | Актуализировать жизненный опыт. Формировать внимание к собственным переживаниям. | ||||
129 | А. С. Пушкин «Только что на проталинах весенних…» С. 142 | 22.05 | Произведения выдающихся представителей русской литературы. Выбирать, читать и пересказывать нужные фрагменты текста; привлекать собственные наблюдения за отношением человека к природе; создавать сочинения по своим наблюдениям. | Формировать внимание к собственным переживаниям. | ||||
130 | А. Н. Толстой «Весна» С. 143—144 | 23.05 | Произведения о природе для детей. Повторы. Выделять необходимые фрагменты текста; выразительно читать и пересказывать текст; рассказывать о собственных жизненных впечатлениях. | Формировать положительное отношение к урокам литературного чтения. | ||||
131 | Саша Черный «Зеленые стихи» С. 144—145 Итоговый тест. | 26.05 | Произведения о природе для детей. Ритм стихотворения. Читать лирическое стихотворение; передавать переживания, выраженные в произведении; выделять фрагменты текста для ответа на вопрос. | Развивать эстетические чувства. | ||||
132 | Л. Милева «Синяя сказка» С. 146—148 | 27.05 | Произведения о природе для детей. Звукопись. Рассказывать об отдельных персонажах, оценивать их поступки; объяснять смысл названия произведения; придумывать сказки по аналогии с прочитанным. | Формировать положительное отношение к урокам литературного чтения. | ||||
133 | Л. Милева «Синяя сказка» С. 146—148 | 29.05 | Связь названия с темой текста, мыслью текста. Выбирать, читать и пересказывать нужные фрагменты текста; привлекать собственные наблюдения за отношением человека к природе; создавать сочинения по своим наблюдениям. | Формировать положительное отношение к урокам литературного чтения. | ||||
134 | О. Ф. Кургузов «Мы пишем рассказ» С. 149—151 Проверка навыка чтения. | 30.05 | Особенности рассказа. Находить нужные фрагменты текста; пересказывать их кратко и близко к тексту; сочинять рассказ по предложенному плану. | Формировать положительное отношение к урокам литературного чтения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» 2 класс на 2012-2013 учебный год учителя Жучковой Надежды Владимировны УМК «Школа России»
Рабочая программа учебного предмета «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» 2 класс на 2012 - 2013 учебный год...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литературное чтение» для изучения предмета на базовом уровне 3 класс
Рабочая программа разработана применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова. (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литерат...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. Ю. Свиридовой, Н. А. Чураковой «Литературное чтение 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная литература»...
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для 4 класса начального общего образования на 2015/2016 учебный год
Рабочая учебная программа составлена на основе программы Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова. – М.: Вентана-Граф, 2012....
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение», 4 класс начального общего образования для УМК «Перспективная начальная школа» на 2016 – 2017 учебный год
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной рабочей программы по ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» ДЛЯ 1 КЛАССА НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»ДЛЯ 1 КЛАССАНА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» для обучающихся 1-4 классов РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ учебного предмета «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» для 4 класса
Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Светская этика) для 4 класса (предметная область "О...