Урок обучения грамоте по теме: Звуки [ м ] , [ м' ].Буква Мм.
методическая разработка по чтению (1 класс) на тему
Цели: Создать условия для ознакомления учащихся с согласными звуками [ м ] , [ м' ], буквой Мм. Различать печатную и письменную, строчную и заглавную букву, составлять небольшой рассказ по сюжетной картинке, осуществлять звуковой анализ слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_obuch.gram_.bukva_m.-_publikatsiya.docx | 25.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ.
ТЕМА: ЗВУКИ [М], [М’]. БУКВА Мм
Педагогическая цель | Создать условия для ознакомления учащихся с согласными звуками [м], [м’], буквой Мм, развития речи, памяти |
Тип урока | Решение учебной задачи |
Планируемые результаты: предметные | Овладевают первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка и правилах речевого этикета. Распознают звук [м], букву Мм; различают печатную и письменную, строчную (маленькую) и заглавную (большую) букву; находят изучаемую букву на «ленте букв»; обозначают звук [м] на схеме условным знаком и буквой; различают твердый и мягкий звуки, их обозначения; овладевают навыками позиционного принципа чтения; составляют небольшой рассказ повествовательного характера по сюжетной картинке; осуществляют звуковой анализ слова |
личностные | Проявляют познавательный интерес и мотивацию к учебе |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: выполняют учебные действия в речевой и умственной форме. Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации в схемах, картинках; логические – осуществляют звуковой анализ слова, характеризуют изучаемый звук. Коммуникативные: понимают возможность различных позиций других людей и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии, учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию |
Основное содержание темы, понятия и термины | Общее представление о согласных. Звуки [м], [м’]. Буква Мм. Звуковая модель слова. Молния. Позиционный принцип чтения |
Образовательные ресурсы | Азбука. 1 класс. Электронное приложение к учебнику Л. Ф. Климановой, С. Г. Макеевой (1 CD). «Лента букв» |
Сценарий урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы контроля | |
осуществляемые | формируемые | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент) | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствие учащихся. Каждый час, всегда, везде – На уроке и в игре – Громко, четко говорим И тихонечко сидим. – Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | |
II. Речевая разминка | Коллективная. Словесный. Фонетическая зарядка | – Как мычит корова? | – Му-у-у… | Готовят артикуляционный аппарат к чтению | Правильное произношение звуков |
III. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Какой первый звук вы сейчас произнесли? – Давайте сформулируем задачу сегодняшнего урока | – [м]. – Познакомиться со звуком [м] и буквой, его обозначающей | Формулируют учебную задачу вместе с учителем | Устные ответы |
IV. Усвоение новых знаний и способов действий. 1. Общее представление о согласных звуках. А. Барто «Игра в слова» | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Какие звуки вы уже знаете? Как они произносятся? – Есть ли среди них звук, который вы сейчас произнесли? – Звук [м] не гласный, он согласный. Согласных много, они разнообразны по своему звучанию (могут шипеть, трещать, свистеть, шуршать). | – Гласные [а], [о], [у], [ы], [и], [э]. Поются. – Нет. Слушают объяснение учителя. | Осуществляют классификацию звуков на гласные и согласные. Перечисляют гласные звуки, называют их существенные признаки. Знакомятся с общей характеристикой согласных звуков. | Устные ответы |
Скажи погромче Слово «гром». Грохочет слово, Словно гром. Скажи потише: «Шесть мышат», И сразу мыши Зашуршат. – Какие звуки «играют»? | Выделяют звуки, которые «играют»: [р], [ш] | С помощью учителя выделяют свойства согласных звуков. Эмоционально «переживают» текст стихотворения. Выделяют в нем «играющие» звуки | |||
2. Сравнение гласных и согласных звуков | Фронтальная. Словесный, наглядный. Рассказ, беседа | – Гласные звуки придают речи мелодичность, напевность, при их произнесении воздух свободно выходит через полость рта. Все гласные звуки произносятся с участием голоса. Губы и язык тоже захотели участвовать в разговоре и начали ставить различные препятствия свободно льющимся звукам. Так появились согласные звуки. – Произнесите звук [а], а губы сомкните. Получился ли у вас звук [а]? – Сомкните губы и подайте голос – услышите звук [м] | Слушают объяснение учителя. – Нет. Произносят звук [м] | Закрепляют знания о гласных звуках, их произнесении; демонстрируют на практике. Сравнивают произнесение гласных и согласных звуков. Упражняются в произнесении звука [м] и объясняют специфику произнесения согласного звука | Устные ответы, упражнение в произнесении звуков |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | МАТРЕШКИ Мы веселые матрешки, Ладушки, ладушки. На ногах у нас сапожки, Ладушки, ладушки. В сарафанах наших пестрых, Ладушки, ладушки, Мы похожи, словно сестры, Ладушки, ладушки | Выполняют движения по тексту под руковод-ством учителя | Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни | Правильное выполнение движений |
3. Сравнение звуков [м] и [м’] (учебник, с. 78) | Фронтальная. Словесный, наглядный. Беседа, работа с условными обозначениями | – Найдите на картинке слова с новым звуком. – Чем похожи и чем различаются звуки [м] и [м’]? – Согласные образуются на основе преграды; губы смыкаются, но [м] – твердый звук, а [м’] – мягкий, так как дополнительно происходит подъем средней части спинки языка к твердому небу. Предлагает рассмотреть условные обозначения твердого и мягкого звуков | – Мама, мимоза, масло, сметана, мёд, молоко. Отвечают на вопрос. Слушают объяснение учителя. Указывают символическое изображение твердых и мягких звуков. Апробируют на практике произнесение звуков | Осуществляют сравнение звуков [м] и [м’], находят сходства и различия. Используют символическое изображение твердых и мягких звуков | Устные ответы, работа с условными обозначениями |
4. Знакомство с буквой Мм (учебник, с. 78) | Фронтальная. Словесный, наглядный. Беседа | – Какой буквой обозначаются звуки [м] и [м’] на письме? Найдите ее на «ленте букв». – На что похожа буква (эм) Мм? Палочка и палочка, Между ними галочка. И понятно сразу всем: Получилась буква М. А. Шибаев | – Мм. Находят на «ленте букв» букву Мм. Отвечают на вопрос. Слушают стихотворение | Соотносят звук и букву. Находят изучаемую букву на «ленте букв». Устанавливают сходство буквы с окружающими предметами | Устные ответы, работа с «лентой букв» |
5. Работа с картинкой (учебник, с. 78) | Групповая. Словесный, наглядный. Рассказ | – Рассмотрите картинку и составьте по ней рассказ. – Прочитайте предложение под картинкой, заменив рисунок словом | Рассматривают картинку, составляют рассказ. Читают предложение | Составляют рассказ повествовательного характера по сюжетной картинке | Рассказ по картинке |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | Мы топаем ногами, Мы хлопаем руками, Киваем головой. Мы руки поднимаем, Мы руки опускаем, Мы кружимся потом. | Выполняют движения по тексту под руковод-ством учителя | Учатся позитивно относиться к своему здоровью, овладевают способами физического самосовершенствования. | Правильное выполнение движений |
6. Освоение позиционного принципа чтения (учебник, с. 78) | Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Чтение, объяснение учителя, упражнение | – Знаете ли вы, как певцы поют? Как они это делают? Споем слоги, как певцы. При произнесении слога губы будут сначала смыкаться, а потом размыкаться. Предлагает выполнить упражнение в договаривании слога до целого слова: ма…, ми..., мо… . – Как читать согласную в слоге (твердо или мягко), подскажет гласная буква. Согласная перед буквами А, О, У, Ы, Э читается твердо, а перед И – мягко. Старайтесь без паузы, мгновенно соединять звуки и слоги | – Они поют гласные звуки [а], [и] ... и слоги ма-, мо-, ми-, му-. Читают слоги ма-, мо-, мэ-, мы-, ми-, смыкая и размыкая губы. – Мама, машина, минута, море. Слушают объяснение учителя, читают слоги | Овладевают принципом позиционного чтения. Воспринимают объяснение учителя на слух и отрабатывают практические навыки. Упражняются в договаривании слога до слова | Чтение, упражнение |
V. Закрепление знаний и способов действий. 1. Работа со стихотворением (учебник, с. 78) | Фронтальная. Словесный Чтение | Читает стихотворение. – Как описано в стихотворении образование слова «мама»? | Слушают стихотворение. Отвечают на вопрос | Воспринимают смысл стихотворения на слух. Воспроизводят правило позиционного чтения | Устные ответы |
2. Звуковой анализ слова (учебник, с. 78) | Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Звуковой анализ слова | – Прочитайте модель слова. – Выполните звуковой анализ слова по схеме | – Мимоза. Выполняют звуковой анализ слова по схеме | Владеют навыками работы с моделью слова, звуковой схемой слова. Характеризуют звуки в слове, ставят ударение | Звуковой анализ слова |
3. Самостоятельная работа с электронным приложением к учебнику | Индивидуальная. Практический, словесный. Упражнение, звуковые схемы, мультфильм, игры | – Выполните задания, предложенные в диске к теме «Мм» | Выполняют упражнения, работают со звуковыми схемами, смотрят мультфильм, участвуют в игре | Умеют работать с электронным пособием самостоятельно, выполняют задания | Упражнения, звуковые схемы, игры |
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | Фронтальная. Словесный. Беседа | – С какими звуком и буквой вы познакомились сегодня на уроке? – Какие знания приобрели? – Что особенно понравилось? Почему? – Что вызвало затруднение? Почему? Спасибо за урок | Отвечают на вопросы | Оценивают свою деятельность на уроке. Осуществляют самоконтроль | Устные ответы на вопросы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока обучения грамоте по теме: "Звуки [п] , [п,], буквы П, п. Профессии родителей".
Предмет: обучение грамотеКласс: 1Программа: УМК «Школа России»Тема: Согласные звуки [п] [п,], буквы П, п. Профессии родителей. С. 80-85...
конспект урока обучения грамоте по теме : «Звук [ ш ]. Согласные буквы Ш, ш»
коспект урока по обучению грамоте по :Теме: «Звук [ ш ]. Согласные буквы Ш, ш»...
Урок обучения грамоте по теме «Звук [ш] и буква Ш,ш». (УМК «Школа России»,1 класс)
Данный материал позволит в игровой форме познакомить учащихся с особенностями звука [ ш ] в русском языке. На уроке проводится индивидуальная, групповая работа, работа в парах, что позволя...
Урок обучения грамоте по теме «Звук [ш] и буква Ш» в 1 классе
отражает опыт применения проблемно-диалогической технологии, технологии формирования типа правильной читательской деятельности (технологии продуктивного чтения),технологии оценивания образовател...
Методическая разработка урока обучения грамоте по теме « Звук [г] и буква Г,г» (УМК «Школа России» 1 класс)
Данная разработка урока поможет учителю интересно провести урок обучения грамоте в 1 классе по ФГОС....
Урок обучения грамоте по теме: Звуки [ф], [ф\'] , буква Ф. Чтение слов, предложений и текстов с изученными буквами.
Урок обучения грамоте по УМК "Школа России"...