конспект урока обучения грамоте по теме : «Звук [ ш ]. Согласные буквы Ш, ш»
план-конспект урока (русский язык, 1 класс) по теме
коспект урока по обучению грамоте по :
Теме: «Звук [ ш ]. Согласные буквы Ш, ш»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 105.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема: «Звук [ ш ]. Согласные буквы Ш, ш»
ФИО (полностью) | Хуснутдинова Фируза Насибуловна | |
Место работы | МКОУ «Осыпнобугорская СОШ» Приволжский район Астраханская область. | |
Должность | учитель начальных классов | |
Предмет | Обучение грамоте | |
Класс | 1 | |
Тема и номер урока в теме | «Звук [ ш ]. Согласные буквы Ш,ш» 1-й (из 3-х) урок в теме. | |
Базовый учебник | «Азбука» 1 класс. Под ред. В.Г.Горецкого, Климановой «Школа России» 2012 г. | |
Цель урока: | Познакомить детей с новыми буквами и звуком; формировать навыки чтения, учить работать с текстом; развивать фонематический слух, внимание, память , речь, мышление. | |
Задачи: |
| |
Тип урока: | изучение нового материала. | |
Формы работы учащихся: | индивидуальная, групповая | |
Необходимое оборудование | предметные картинки, опорная схема, карточки с дифференцированными заданиями, для индивидуальной работы, жетоны с изображением Солнышка, интерактивная доска, ноутбук, мультимедийный проектор. | |
Структура и ход урока |
Структура и ход урока
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Действия учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Действия учащихся | Время (в мин.) |
1. | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. | Организацион-ный момент | Приветствует, проверяет готовность учащихся и кабинета к уроку. Организует внимание школьников, мотивирует учеников.
Прозвенел уже звонок, Начинается урок! Все ли у вас в порядке? На месте ли книжки тетрадки? Молодцы, ребятки! -Ребята, к нам на урок заглянуло Солнышко, но какое-то оно не веселое. Как думаете почему? Надо бы нам Солнышку помочь тучку прогнать. Вы согласны со мной? Выполняя каждое задание правильно, работая дружно вы вернете Солнышку хорошее настроение и расправите все лучики.. | Проверяют готовность рабочего места к уроку. - Тучка Солнышко собою закрывает. -Да! Учащиеся высказываются и решают, что нужно им для изучения новой темы, формулируют ее. | 1 мин. | |
2. | Актуализация знаний. | Задает вопросы, комментирует ответы детей, сообщает тему урока. Раскрывает и определяет цели урока, выбирает план урока. 1.Фонетическая разминка. - Прочитайте задание. Лучик «Называй-ка». - Назовите предметы, изображенные на картинках. ( шарики, лошадь, , ландыш, кошка, матрёшки) Какой звук повторяется в этих словах? Вспомните, какой звук издаёт змея? – А теперь давайте пошипим все вместе: Ш-ш-ш. 2. Подведение к формулированию темы. Проблемный вопрос. - Рассмотрите буквы на доске ( А, О, ш, У, И ) найдите «лишнюю» букву не менее чем по двум признакам | Фронтальная работа Отвечают на вопросы. Читающий ребенок озвучивает задание для класса. - В каждом слове встречается звук [ ш]. Называют варианты ответов, правильный: - Я думаю, что « лишняя» буква «ш». Она строчная, остальные заглавные; её мы не изучали, а с остальными уже работали. (Обращаются к ленте букв) - Мы еще не заселяли эту букву. Называют тему урока. - Звук [ ш ]. Строчная буква ш. Дети сопоставляя тему урока и содержание данной записи, восстанавливают ее и формулируют самостоятельно цель урока. -Изучить новый звук и новую букву. -Учиться отличать новый звук и букву от других звуков и букв. -Учиться читать слоги, слова и предложения с новой буквой. | 4 – 5 минут | |
3. | Этап усвоения новых знаний и способов деятельности. | №1 | Демонстрирует ЭОР, делает комментарии, задает вопросы Мотивирует учебную деятельность учащихся с помощью ЭОР. Лучик «Угадай-ка» 1.Слого-звуковой анализ слов шары, карандаш. - Назовите отгадки к загадкам. Сегодня все ликует! В руках у детворы От радости танцуют воздушные …Шары В снежном поле по дороге Мчится конь мой одноногий. И намного - много лет Оставляет чёрный след. Карандаш. (определение места изучаемого звука в словах, количество звуков, букв, характеристика звука в начале слова шары и на конце слова карандаш). Наблюдение 2.Артикуляция при произношении звука[ ш ]. - Подберите слова, в которых встречается звук [ ш]. -Прочитайте чистоговорки на доске, четко проговаривая все звуки. - Произнесите звук [ ш ] еще раз и дайте ему характеристику по алгоритму (алгоритм на доске). Вывод повторяют все хором. 3.Организует физкультминутку Физминутка с заданием Лучик «Поиграй-ка» - Определение места звука [ ш ] в словах. Познавательная игра. - Я буду называть слова, а вы – определять, где в слове новый звук спрятался. Если звук [ ш ] в начале слова приседают ребята 1ряда, остальные прыгают на носочках. Если в середине -2ряд выполняет прыжки, на конце слова -3 ряд.
Шуба крыша карандаш шалаш хорошо Ушки крошка шутка шиповник крылышки - Я называю слова, а вы если слышите в слове звук [ ш ] – хлопайте в ладоши. Шаль, сталь, пушок, пух, стук, шарф, шелк, лист, свист, штраф, паштет, омлет. 4. Знакомство с буквой. - Согласный звук [ ш ] на письме обозначается согласной буквой ш. Показ картинки с написанием печатного и письменного вариантов букв, строчной и заглавной. - На что похожа буква ш? - Прочитайте на доске стихотворения. С чем сравнили образ буквы ш поэты? Ах, табуретка хороша! Перевернул – И буква Ш! (Е. Тарлапан) Посмотри на букву Ш- Буква очень хороша, Потому что из нее Можно сделать Е и Ё. (А. Шибаев) Шура сено ворошил, Вилы в сене позабыл. ( Г. Виеру) - Молодцы, ребята! 5.Печатание строчной и заглавной букв ш, Ш в блокнотах. Запись словарного слова КАРАНДАШ, с делением на слоги, постановкой ударения безударные буквы выделяют, запоминают написание. - А чтобы прочитать букву ш, нужно просто назвать звук [ ш ]. 6. Чтение слогов, слов с доски и в «Азбуке» с.141 Лучик «Почитай-ка» Прочитайте слова и слоги в полголоса самостоятельно, а затем соседу. - Почему одни слова написаны со строчной буквы, а другие, с заглавной? Верно. | Вступают в диалог с учителем и товарищами по классу. Работа в парах. Дети называют слова с буквой ш и делают вывод: звук [ ш ] согласный, т.к. встречаются препятствия во рту при произнесении – щеки сжаты, язык в среднем положении, звук всегда твердый, глухой т.к. произносится без участия голоса, шипящий т.к. слышится свист и шипение. Хлопки на словах: шаль, шелк, пушок, шарф, штраф, паштет. Варианты ответов детей: - На вилку, расческу, на перевернутую букву е и т.д. Дети по желанию читают стихи на доске. Не читающие -запоминают. / Индивидуальная работа -«жужжащее» чтение. Работа в парах - взаимопроверка. - Имена собственные пишутся с заглавной буквы. | 15 мин |
4. | Этап первичной проверки понимания учащимися изученного материала. | Демонстрирует ЭОР, делает комментарии, задает вопросы Организует фронтальную работу с демонстрацией ЭОР, анализирует результаты выполнения учащимися заданий Работа по учебнику на с.140 Чтение пословиц и нахождение в тексте новой буквы самостоятельно. - Сколько букв ш нашли в тексте? - Что нужно сделать, чтобы прочитать букву ш? Чтение и толкование смысла пословиц и поговорок по желанию. - В каких случаях можно употребить в речи каждую из пословиц? 2.Рассматривание иллюстраций на с.140-141 в «Азбуке». - Кто изображен на рисунках? Составление рассказа по иллюстрации, анализ одного – двух предложений. - Найдите предметы на иллюстрации, в названии которых есть согласный звук [ ш ]. Значение каких слов вам не знакомо? - Кто сможет объяснить? При затруднении находят в толковом словаре с помощью учителя. Молодцы и с этим заданием справились! 3. Лучик «Отдыхай – ка» Физминутка «Шар» Я с утра сегодня встал. С полки шар воздушный взял. Начал дуть я и смотреть Стал мой шарик вдруг толстеть. Я всё дую – шар всё толще, Дую – толще, дую – толще. Вдруг услышал я хлопок. Лопнул шарик, мой дружок. Разминка для глаз
| Отвечают на вопросы. Не читающие ребята находят новую букву в строчках подчеркивают карандашом, считают сколько раз она встретилась в пословицах. Остальные ученики читают и отмечают количество букв. (8 букв) - Назвать звук[ ш ]. Ответы детей. Ответы детей. - Шамаханская царица из «Сказки о золотом петушке» А.С Пушкина, шуты, груши, кувшин, чаша, шатер и т.д. | 4 – 5 мин. | |
5. | Этап закрепления новых знаний и способов деятельности |
№4 | Демонстрирует ЭОР, делает комментарии, задает вопросы Организует фронтальную работу с демонстрацией ЭОР, анализирует результаты выполнения учащимися заданий Работа с книгой Работа над формированием умения читать слоги, слова и предложения с новой буквой. Чтение текста с. 141 по-цепочке самостоятельное чтение. Лучик «Отвечай - ка» Беседа по содержанию. Работа над развитием связной речи и активизации словарного запаса. Выборочное чтение. - О каком времени года упоминается в рассказе? Прочитайте это предложение. - Свой ответ подтвердите предложением из текста. - Как вы понимаете слово кисти «горели»? Что говорится о ребятах Актуализация полученных ранее знаний. -Вспомните, какие значения имеет слово кисти? Распространение первого предложения. Подбор заголовка. Пересказ. | Фронтальная работа. Самостоятельная работа. - Речь идет об осени. Читают 4 предложение. - Краснели, алели, пылали. -Кисти ягод( синоним- грозди), кисти для рисования, кисти рук, декоративные пучки шелковых нитей. | 4 мин. |
6 | Этап применения знаний и способов действий | №2 | Лучик « Размышляй- ка» Работает над развитием памяти, внимания и мышления. Воспитывает познавательный интерес. Проводит индивидуальную работу по карточкам. Метод занимательности содержания. Если вы будете внимательно выполнять упражнения, то у вас обязательно все получится! 1. Найди и вычеркни в строчках все буквы ш. (Сколько из них строчных, заглавных?) ОРШПМИКИшИБЮьШЭтМЧБЬсяАЫ СЦЫФоПАвКЕНцШДИшлРПВШтЭЪХ
ГРУШАБРИКОСЛИВАНАНАС
ТА запиши ответ.
| Индивидуальная работа взаимопроверка Карточки у каждого ученика. В скобках дополнительные задания к упражнению. Дети выполняют их по выбору. 6 букв (4 заглавные, 2-строчные) Груша, абрикос, слива, ананас – фрукты. (Составь предложение с этими словами) Наташа. | 6- 7 мин. |
7. | Этап подведения итогов урока |
- Какими впечатлениями от урока вы поделитесь дома? | Выучили согласный, твердый, глухой, шипящий звук [ ш ].Научились узнавать звук на слух в словах, писать печатную букву ш, читать с ней слоги, слова, предложения, узнавать и отличать ее среди изученных букв. Учились пересказывать текст и т.д. | 2-3 мин. | |
8. | Этап рефлексии | №3 | Подводит итоги урока. Оценивает работу учащихся Вы хорошо потрудились – работали активно и дружно. Посмотрите, ребята, нам удалось прогнать тучку. Солнышко нам благодарно улыбается, расправив лучики. Выберите себе на память об уроке портрет Солнышка, отражающий ваше настроение. - Я желаю вам успехов и хорошего настроения на весь день! | Проводят самоанализ работы на уроке. Выбирают портрет Солнышка, из трех предложенных, отражающий впечатления и настроение полученные от урока. | 1-2 мин. |
Приложение к плану-конспекту урока:
«Звук [ ш ]. Согласные буквы Ш,ш»
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | тест | К - тип | Тест к уроку "Согласный звук [ш], строчная буква "ш"" | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4fef303f-5ab3-43e9-bb82-c9eb19f32dd1/index_listing.html |
2 | Опиши звук [ш] | П - тип | Интерактивное задание | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a9a4a6b-0a01-0180-0063-6a7e9b82bdc7/%5BNS-RUS_1-16%5D_%5BQS_141%5D.html |
3 | Наглядный материал к уроку "Строчная буква "ш"" | П - тип | Иллюстрация | |
4 | «Подбери гардероб» | К - тип | Интерактивное задание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока обучения грамоте по теме: « Звуки [г], [г,],буквы Г, г.»
Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе. Цель урока познакомить учащихся с новыми звуками и буквами, учить сравнивать произношение и написание слов, закреплять представление об однокорен...
Конспект урока обучения грамоте по теме: Звуки [н], [н\']. Буква Н н.
Конспект разработан с учетом возрастных особенностей, оснащен яркой презентаций (использование ИК-технологий), полностью готов к применению на практике....
Конспект урока обучения грамоте на тему "Звуки [г], [г`], Буквы «Гг»"
Цели деятельности учителя: знакомство учащихся со звуками [г], [г,], с печатными буквами Гг; совершенствование навыка чтения по слогам и орфоэпически.Тип урока: урок рефлексииОборудование: Учебник &la...
Конспект урока обучения грамоте на тему "Звуки [р] [р’], буквы Р,р." 1 класс
Конспект урока по обучению грамоте на тему "Звуки [р] [р’], буквы Р,р." 1 класс...
Конспект урока обучение грамоте по теме «Звуки р, р\',, буквы Р, р» 1 класс. УМК «Школа России»
Урок открытия нового знания составлен в соответствие с требованиями ФГОС....
Конспект урока обучение грамоте на тему: "Звуки [г], [г’]. Буква Г, г" (УМК "Начальная школа XXI века", 1 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление с согласными звуками [г],[г’], с буквой Г, г; формирование умения моделировать звуковой состав слова, выполнять звуковой анализ слов; развитие фонематичес...
Конспект урока обучение грамоте по теме "Звуки [в][в\']. Буква "В"
Технологическая карта урока обучения грамотеТема: «Звуки [в], [в,]. Буква «В». Цели деятельности учителя: знакомство учащихся со звуками [в], [в,], с печатной буквой В; со...
Комментарии
Звук [ ш ]. Согласные буквы Ш, ш»
конспект урока