Конспект урока литературного чтения "Народные промыслы в литературе"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме
Конспект урока построен по технологии развития критического мышления. Работа ведется по учебнику Романовской
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_literaturnogo_chteniya.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология развития критического мышления
Конспект урока литературного чтения
4 класс
Тема: Народные промыслы в литературе. «В Дымковской слободе»
Цели урока:
Знакомство с особенностями народных промыслов: дымковской и богородской игрушками.
Расширение кругозора в области народных промыслов.
Развитие навыков беглого и выразительного чтения.
Развитие умений:
- определять стиль литературного произведения;
- сравнивать, анализировать, делать выводы;
- ранжировать информацию по степени новизны;
- работать в группе.
Материалы к уроку: учебник Романовской, иллюстрации народных промыслов, статьи из энциклопедий «Чудо всюду»
Ход урока
- Организационный момент.
Я рада этой новой встрече,
Мне с вами интересно, друзья!
Интересные ваши ответы
С удовольствием слушаю я.
Мы сегодня снова будем читать,
Выводы делать и рассуждать,
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок.
- Сообщение темы урока. Стадия вызова.
- Прочитайте тему сегодняшнего урока с доски.
«Народные промыслы в литературе»
- Где вы уже встречались с этим понятием? (на уроках ИЗО, ДПИ и т.д.)
- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?
- Что вспоминается, когда слышите «народные промыслы»?
(составление кластера:
Хохлома Гжель Жостово Городец
Богородская игрушка Народные промыслы Палех
Дымковская Матрешки Павловопосадские Игрушка платки
- В какие группы можно объединить? (посуда, игрушки, одежда и т. д.)
- Какой из промыслов ближе детскому возрасту? (игрушки)
- Стадия осмысления. Работа с текстом.
- Давайте подробнее остановимся на дымковской и богородской игрушках. Для этого вам предстоит познакомиться с двумя текстами – статьями из энциклопедии «Чудо всюду», расположенными у вас на столах. (Дети читают вслух по очереди несколько человек)
Заполнение сравнительной таблицы.
-Найдите на ваших столах таблицы. Сейчас мы будем сравнивать эти два промысла и результаты сравнения помещать в таблицы. Выберите в группе человека, который будет делать записи.
-По каким критериям предлагаете сравнивать? (Выбор критериев совместно с детьми)
Дымковская игрушка | Линии сравнения | Богородская игрушка |
1. Материал | ||
2. Оформление | ||
3.Подвижность | ||
4.Образы (мотивы) | ||
5. Цель использования |
Работа в группах по заполнению таблицы.
Проверка: каждая группа называет по одной линии сравнения
Вывод. Вот какие разные промыслы, сколько отличий мы нашли, хотя их и объединяет общее понятие «игрушка»
- Физминутка.
Под народную музыку дети эмитируют лепку дымковской игрушки и ее роспись, использую основные элементы данной росписи:
большой и малый овалы – движения туловищем и головой;
точки – топ ногой;
волнистые линии – движения руками.
5.Продолжение стадии осмысления.
- О каких же промыслах мы ведем речь на уроке?
- Вы многое уже назвали о данных промыслах, но еще наверно интересно было бы узнать, как живут люди, занимающиеся данными промыслами. В учебнике есть произведение, которое называется «В Дымковской слободе. На берегах Вятки». Автор В. Крупин Откройте учебники на странице 118,найдите текст.
Словарная работа.
- Что обозначает слово «слобода»? (выслушиваются мнения детей)
- Еще вам встретятся при чтении незнакомые слова
«корчага», «Венеция», «гондольер» (чтение сносок в учебнике, показ иллюстраций)
- Сейчас вы будете читать текст, и делать пометки карандашом:
+ | Знакомая информация |
! | Новая информация |
? | Хочу узнать подробнее |
Чтение про себя с пометками.
Обсуждение.
- Что нового
из жизни людей,
в особенностях местности,
в технологии изготовления игрушки вы узнали, прочитав текст?(названия инструментов, подгонка тона по цветкам мать-и-мачехи, сливки + мел=для побелки игрушки и т. д.)
- Похожи ли по своему стилю тексты из начала урока на текст из учебника? Чем?
6.Рефлексия.
- Подведем итог работы. Чему учился каждый из вас на уроке? Какие умения приобретали, которые могут пригодиться на других уроках, вообще в жизни?
- О каких промыслах говорили? Был ли полезен урок? В этом нам поможет представительница одного и народных промыслов – Матрешка. Внутри у нее задания:
- Сравни по материалу и оформлению дымковскую и богородскую игрушки.
- Проанализируй дымковскую и богородскую игрушки по цели использования и подвижности.
- Узнай по описанию: « Знаменитые «Кузнецы» стали символом русской народной игрушки. По сторонам наковальни укреплены на планочках резные фигурки кузнеца и медведя. Привлекают не только занимательный сюжет, тёплый юмор, но и движение игрушки – весело стучат молоточки по наковальне, когда двигаешь планочки»
7. Оценивание.
8. Домашнее задание.
Сравнить два любых промысла, результат занести в сравнительную таблицу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по кубановедению "Промыслы и ремесла Кубани"
Сценарий урока поможет научить отличать понятия "промыслы" и "ремесла", соотносить вид ремесла с материалами, которые ему подходят.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"783407...
Конспект урока литературного чтения во 2 классе по УМК «Перспективная начальная школа» Тема: Художественный образ в литературе. М. Пришвин «Золотой луг». Поход в «Музейный дом»: В. Ван Гог «Подсолнухи».
Конспект урока литературного чтения во 2 классе по УМК «Перспективная начальная школа»Тема: Художественный образ в литературе. М. Пришвин «Золотой луг». Поход в «Музейный дом»: В. Ван Гог «Подсолнухи»...
План-конспект урока литературного чтения во 2 классе на тему Выдающийся представитель русской литературы А.С.Пушкин. "У лукоморья дуб зелёный..."
Модель урока литературного чтения во 2 классе. Этот урок является вступительным перед знакомством с творчеством А.С.Пушкина. Материал может быть полезен учителям начальной шко...
УМК "Перспектива" конспект урока. Тема: "Народные промыслы. Городец" 2 класс
Народные промыслы. Городец....
Конспект урока литературного чтения в 4 классе на тему: Обобщение по разделу «Зарубежная литература».
Тема: Обобщение по разделу «Зарубежная литература».Цели урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся. Развивать память, внимание, мы...
Конспект урока литературного чтения. Тема"Знакомство с разделом «Зарубежная литература». Дж.Свифт «Путешествие Гулливера" (УМК "Школа России", 4 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Тема: «Знакомство с разделом «Зарубежная литература». Дж.Свифт «Путешествие Гулливера» Цели деятельности учителя: знакомство с...
Конспект урока литературного чтения "Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу «Великие русские писатели»
Конспект урока литературного чтения "Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу «Великие русские писатели»...