Конспект урока литературного чтения по произведениям Л.Н.Толстого "Муравей и Голубка" и "Лев и Мышь"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
В конспекте урока даётся понятие "басня", сравниваются две басни, персонажи и их поступки; рассматривается роль иллюстрации для характеристики персонажей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 16.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по литературному чтению в 1 классе
по теме Л.Н.Толстой «Муравей и Голубка» , «Лев и Мышь».
ЦЕЛИ:
- Дать начальное представление о басне: наличие иносказания, морали.
- Дать начальное представление о пословице как изречении, содержащем народную мудрость.
- Подготовить учащихся к выразительному чтению басни.
- Учить сравнивать сюжеты басен, персонажей басен, учить сравнивать смысл басен и пословиц.
- Развитие речи, логического мышления, внимания.
- Развитие умения работать с иллюстрацией к тексту.
- Воспитание у учащихся чувства взаимопомощи и взаимовыручки.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- иллюстрации с изображением животных;
- презентация
ХОД УРОКА.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
- Проверка готовности к уроку.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
- Вступительная беседа учителя.
- Вчера на уроке мы с вами познакомились с рассказом русского писателя Льва Николаевича Толстого «Муравей и Голубка». Какую особенность этого рассказа мы отметили?
(Он короткий, но поучительный.)
- Правильно, ребята, это очень маленький , короткий рассказ, но поучительный. А чему же он учит нас, читателей?
(Этот рассказ научил нас тому, что надо друг другу помогать, а особенно, если кто-то попал в беду)
- А как называются такие короткие поучительные рассказы?
(Такие рассказы называются баснями.)
- Проверка чтения басни «Муравей и Голубка».
-Дома вы готовили выразительное чтение басни «Муравей и Голубка». Главными персонажами басни являются муравей и голубка. Что можно сказать о главных героях? Какие они?
(Муравей маленький, голубка по сравнению с ним намного больше его.)
- Посмотрите ещё раз внимательно на иллюстрацию учебника на странице 8 и скажите, какими там изображены и муравей и голубка?
(На рисунке оба персонажа изображены одинаковыми по размеру).
- А как вы думаете, ребята, почему? Ведь в жизни голубка намного больше муравья?
(Я дума потому, что в жизни они совершили одинаковые поступки).
- Совершенно верно.
4. Новая тема : басня «Лев и мышь» Л.Н.Толстой. Чтение басни учителем.
-Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одной басней этого мудрого русского писателя. Она называется «Лев и мышь».
- Откройте учебники, прочитайте название басни и подумайте, кто будут главными персонажами басни?
(Я думаю, что лев и мышь).
- Физпауза.
- Обсуждение прочитанного.
- Вы совершенно верно назвали персонажей басни: это лев и мышь. Посмотрите, какие они разные по размеру. Кто из них сначала попал в беду и как?
(Сначала в беду попала мышь. Она пробежала по телу спящего льва, лев проснулся, поймал её.)
- Что стала делать мышь? Как об этом сказано в тексте?
(«Мышь стала отмаливать»).
- А что значит «отмаливать»?
(Просит отпустить её, пожалеть, помиловать).
- Найдите в тексте слова мыши и прочитайте их.
(«Пустишь – и я тебя помилую»).
- Тогда лев засмеялся и отпустил её. Как вы думаете, почему лев засмеялся, когда услышал, что мышь обещает ему милость?
(Лев – большой, а мышь – маленькая. Он не мог представить, как она такая маленькая может помочь ему.)
- Но тем не менее, ведь мышь сумела ему помочь. Как это произошло? Кто из вас запомнил?
(Однажды охотник поймал льва и привязал его к дереву верёвкой).
- Как мышь помогла льву? Найдите в тексте слова и прочитайте.
(«Мышь услыхала львиный рёв, прибежала, перегрызла верёвку…»
- Правильно, подчеркните в тексте эти слова карандашом. Итак, в этой басне Л.Толстой рассказал о льве и мыши, а в чём он хотел убедить нас, читателей?
(Помогать друг другу, не забывать добро).
- Сравнительный анализ басен «Муравей и Голубка» и «Лев и мышь».
- А теперь прочитайте задание №1 на странице учебника. Перед цифрой задания стоит значок, на котором нарисован колокольчик. Он обозначает задачу урока. Таким образом задача урока: сравнить эти две басни. Читаем дальше, что значит «сравнить»?
(Сравнить – это значит определить, что общего в этих баснях и чем они отличаются).
-Начнём с текстов басен. Какие они?
(Они короткие, но поучительные).
-Какие персонажи в каждой басне?
(В каждой басне персонажи противоположные по силе и по размеру).
- Совершенно верно. А что общего?
(Несмотря на различия по силе и размеру, они друг другу помогают, совершают одинаковые поступки).
- Итак, начнём сравнение басен с общих черт:
- обе басни короткие, небольшие рассказы;
- обе басни учат помогать друг другу;
Получается, что персонажи басни разные, но обе басни выражают одну мысль, обе учат помогать друг другу, не забывать добро.
- Работа с пословицами.
- В учебнике помещены пословицы. Напомните, что такое пословица.
(Пословица – это короткое изречение, обычно всего одно предложение. В этом изречении запечатлён народный опыт, представление о жизни. Пословица имеет прямой и переносный смысл).
- Прочитайте ещё раз пословицы. Подходят ли они к басне «Лев и мышь»?
(Да, подходят к этой басне).
- Вы считаете, что эти пословицы подходят к обеим басням. А как вы думаете, почему так получилось, что к двум разным басням с разными персонажами подходят одни и те же пословицы?
(Я думаю потому, что эти пословицы выражают одинаковую мысль двух разных басен, а именно мысль о помощи друг другу).
- Совершенно верно. Басни с разными персонажами, а пословицы подошли и к первой и ко второй басне, так как они выражают основную мысль басен.
ИТОГ УРОКА.
- Что сегодня на уроке мы с вами делали?
(Читали и сравнивали басни, вспомнили, что такое пословица, работали с иллюстрацией к басне.)
Дома вам нужно будет найти книжки с другими баснями этого автора. Кто хочет, может нарисовать иллюстрацию к басне «Лев и мышь», так как в учебнике нет иллюстрации к этой басне. Когда будете изображать персонажей басни, подумайте, какими вы их изобразите.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения по произведению Н Носова "Заплатка".
Урок литературного чтения проводится в нетрадиционной форме- съёмка фильма. Учащиеся работают в группах: сценаристы, режиссёры, костюмеры. Каждая группа выполняет свои задания, в ходе проверки которых...
План-конспект урока литературного чтения "Изучение произведения Ф.И.Тютчева "Чародейкою зимой"
Анализ произведения (лирического стихотворения ) помогает научиться правильному прочтению и восприятию художественного произведения, открыть для себя поэзии, понять. Сделать переживание читателя...
Конспект урока литературного чтения по произведению Б. Полевого "Последний день Матвея Кузьмина" УМК "Гармония"
Конспект урока литературного чтения УМК "Гармония" по произведению Б. Полевого "Последний день Матвея Кузьмина", 2 урок...
Конспект урока литературного чтения по произведению И.П.Токмаковой «Аля, Кляксич и буква «А»»
Тема урока: И.П.Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А»».Цель: Познакомить детей с творчеством И.П. Токмаковой. Прочитать и осмыслить рассказ И.П.Токмаковой «Аля, Кляксич и б...
Конспект урока литературного чтения по произведению Н.Артюховой "Саша -дразнилка"
Подробный конспект урока с презентацией поможет провести увлекательный урок в 1 классе....
Конспект урока литературного чтения "Разножанровые произведения о природе. А. Барто «Апрель» (Начальная школа XXI века, 2 класс)
Тема: Разножанровые произведения о природе. А. Барто «Апрель»Цели деятельности учителя: знакомство с произведением А. Барто «Апрель»; формирование умений: анализировать художес...
Конспект урока литературное чтение "Анализ произведения С. Козлова Красота
Методическая разработка урока литературного чтения для 2 класса на тему «Анализ произведения С.Козлова «Красота». Поход в Музейный Дом А.Дюрер «Травы»....