Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные": В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Гимадинова Наталия Геннадьевна

Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные":  В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".

Ход урока

I.           Организационный момент (психологический настрой на урок).

II.          Целеполагание.

III.         Определение темы урока.

IV.         Чтение сказки.

V.          Актуализация знаний. Подготовка к сравнению произведений.

VI.         Обобщение.

VII.        Итог урока.

VIII.       Рефлексия.

IX.         Оценки за урок.

X.          Домашнее задание   

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения

Тема: "Сказки народные и литературные".

В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка"

       

Гимадинова Наталия Геннадьевна

учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №5»

Конспект урока литературного чтения

Тема: "Сказки народные и литературные".

В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка"

           

Тема: "Сказки народные и литературные". В.И. Даль. "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка"

Цели:

Обучающая:

  • Формирование учебно-познавательных компетенций через создание условий для знакомства с народной сказкой «Снегурочка»
  • Формирование понятия об авторской и народной сказках
  • Формирование навыка сравнительного анализа литературных произведений.

Развивающая:

  • Формирование коммуникативных компетенций через развитие речи, логического мышления, памяти, воображения, творческих способностей, внимания посредствам литературных произведений
  • Развитие навыков чтения (понимание, осмысление, правильность, выразительность)

Воспитывающая:

  • Формирование социально-трудовых компетенций через воспитание любви к родной литературе, произведениям устного народного творчества
  • Воспитание чувства сопереживания, сочувствия, доброты.

Тип урока: обобщение.

Оборудование: демонстрационный материал (портрет и книги В. Даля), карточки с заданиями, схемы-опоры, презентация, учебник, рабочая тетрадь.

Ход урока

I. Организационный момент (психологический настрой на урок).

I. Оргмомент.

Эмоциональный настрой:

Порядок на столе, 
Порядок в голове.
Как всегда мы снова
Начать урок готовы.

- Добрый день. Замечательно, что вы все готовы начать урок литературного чтения.

II. Целеполагание.

Отгадайте загадку:

Белая звёздочка с неба упала
Мне на ладошку, и тут же пропала. ( конечно снежинка)

Но наша снежинка не пропала…

- А превратилась в волшебную снежинку наших желаний на уроке.    Слайд 1.

- Какие желания вы бы хотели исполнить на уроке чтения?

(На доске расположены по кругу снежинки, на которых записаны слова: слушать, читать, пересказывать, сочинять, отвечать на вопросы, сравнивать, играть, исследовать,. В центре – снежинка со словом ХОЧУ.

- Это наши желания. А каковы возможности? Можем ли мы сразу выполнить свои желания и почему?  (Не знаем тему урока).

III. Определение темы урока.

- Тема урока запрятана в ребусе:   Слайд 2.

(На доске рисунки: Снеговик, куры, бочка. Дети разгадывают ребус. Появляется «Снегурочка»)

А кого бы вы назвали родственниками Снегурочки? (Снежинки, Снеговик, Снежная королева,  подснежники….)

- В каком произведении вы встречали это слово? (“Девочка Снегурочка”).

- Это и есть тема нашего урока.

- Снежинка со словом  ХОЧУ заменилась на снежинку со словом МОГУ.  Слайд 3.

- Теперь мы можем исполнить свои желания. Итак, начнём сравнивать, читать, исследовать и т.д.

- На прошлом уроке мы прочитали сказку“Девочка Снегурочка”. Кто её автор? (Владимир Иванович Даль).   Слайд 4.

Что же за человек был Владимир Иванович Даль, чем он прославился, почему мы очень часто вспоминаем о нем на уроках русского языка и литературы?

Сообщение Никулиной Леры.

Проверим наше дом. задание.

Какое число является в сказках магическим числом? Есть ли в этой сказке троекратные повторы….. Дома вы читали отрывок из сказки по ролям.

Группа артистов.

Автор – Терещенко, Снегурочка – Шебеко, Волк – Щербаков, Медведь-  Романтовский, Лиса – Шаповалова, Жучка – Попова.

Что вы можете сказать о Жучке? Каким героем она является в этой сказке?

( героем-помощником) Почему?

У наших художников тоже было индивидуальное задание. Сейчас мы посмотрим картины и послушаем как авторы видят главную героиню.

А вот так увидел Снегурочку великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов.(Журавлева Вита)Слайд 5,6

Но не только художников волновал образ Снегурочки, он не оставил равнодушными и композиторов. Послушайте эту музыку.  

Кто-нибудь из вас знает из какого это произведения? (Зудилина Маша)

Мы поговорили с вами о Снегурочке с точки зрения литературы, искусства и музыки.

- Если у сказки есть автор, значит она… (авторская) или литературная. А какие еще литературные сказки вы знаете?

А как вы думаете где черпали писатели, композиторы, художники идеи для своих произведений? (В русском народном творчестве).

Какой великий русский писатель написал свои сказки на основе русских народных сказок?

В чем же различие авторской и русской народной сказки?

- Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним произведением, в котором главная героиня Снегурочка. (Возьмите текст сказки).

- Зачем сегодня мы прочитаем еще одну сказку о Снегурочке. Ведь мы уже знаем сказку В. И. Даля? (чтобы сравнить)

- Мы сравним обе эти сказки Слайд 7.

IV. Чтение сказки Слайд 8,9.

- Отличается она от сказки Даля?

V. Актуализация знаний. Подготовка к сравнению произведений.

- Снежинки упали к вам на столы. Выберите из двух определений то. Которое подходит к Снегурочке из наших произведений.  (У детей на партах лежат снежинки, на которых записаны определения слова)

Снегурочка:  Слайд 10.

1). СНЕГУРОЧКА – сказочная снежная девушка, тающая под весенними лучами солнца.

2). СНЕГУРОЧКА – внучка Деда Мороза, традиционный персонаж русских новогодних праздников. (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова)

- Какое определение подходит? Почему?

- У нас в гостях Снегурочка – сказочная снежная девушка, тающая под лучами солнца. Слайд 11.

VI. Сравнительный анализ произведений

- Снежинка со словом МОГУ меняется на снежинку со словом ДЕЛАЮ.  Слайд 12.

- Самая главная снежинка на нашем уроке “сравнивать”. Мы сравним два произведения про Снегурочку. Слайд 13

Работа в парах. Игра “Крестики-нолики”.

- На доске – большая таблица, в которую мы будем заносить данные о произведениях. Если находите сходство, то в своих табличках ставите одинаковые значки, если различия, то – разные. (на доске прикрепляется таблица, у детей - аналогичные на листочках) Слайд 14

Название

Автор

Герои

Жанр

Тип сказки

Начало (зачин)

Основная часть

Окончание

“Девочка Снегурочка”

 

 

 

 

 

 

 

“Снегурочка”

 

 

 

 

 

 

 

Сравнительный анализ: (по мере ответов заполняем таблицу)

1). Название произведения. (устные ответы)

1 вариант - “Девочка Снегурочка”

2 вариант – “Снегурочка”

2). Автор. (устные ответы)

1 вариант – В.И. Даль (показываю портрет)

2 вариант – сказка народная

3). Герои. (выбор правильного варианта ответа)   Слайд 15.

- Друг Снегурочки – Снеговик захотел помочь вам и сам выбрал героев каждого произведения, но забыл, откуда они. Помогите разобраться, в какой табличке, герои из какого произведения.

Старик

Старуха

Снегурочка

Медведь

Волк

Лиса

Дед

Баба

Снегурочка

Подружки

Коровушка

(Дети замечают, что первая табличка к произведению “Девочка Снегурочка”, а вторая – “Снегурочка”, но в первой таблице не хватает ещё собачки, а на второй – лишняя коровушка. Такого героя в произведении нет)

Физкультминутка.

Покажите, что вы замёрзли и съёжились; отогрелись и расслабились. Вот вам случайно попали в лицо снежком, изобразите огорчение. Изобразите, как вы лепите снеговика: скатали большой ком снега, второй, поставили их друг на друга. Молодцы, какие красивые снеговики у вас получились. Вы пришли весёлые домой. Улыбнитесь. Какое у вас настроение? Я надеюсь, что с таким настроением мы с вами отлично продолжим работать на уроке.

4). Жанр произведения

- Чтобы доказать, что на произведение сказка, вспомним “Приметы сказки”  Слайд16.

Приметы сказки:

Зачин

Присказка

Волшебство

Троекратный повтор

Устаревшие слова

 Концовка

Добро побеждает зло

 

- Любая сказка включает в себя 3 основные части: Слайд 17.

Зачин

Основная часть

Концовка

6) - Одной из примет сказки является зачин. Что это такое?

- Сравните зачин каждой сказки (выборочное чтение)

Вывод: зачин в сказках одинаковый

7) Сравнение основной части сказки.

- Как появилась Снегурочка в вашей сказке. - За что старики любили Снегурочку?

- Много событий произошло со Снегурочкой в каждой из сказок. Определите точность последовательности событий. Восстановите содержание сказки, расставив события по порядку. (Дети восстанавливают содержание сказки)

Карточка 1 варианта:                                                           Карточка 2 варианта:                                                                                              

“Девочка Снегурочка”

Жучка нашла Снегурочку.

Снегурочка пошла с подружками в лес.

Старик прогнал Жучку.

Медведь, волк и лиса хотят проводить Снегурочку домой.

Снегурочка в лесу потерялась.

Лиса украла кур.

“Снегурочка”

Снегурочка прыгнула через костёр.

Снегурочка боится идти летом в лес.

Снегурочке весной стало грустно.

Девушки развели костёр.

Снегурочка превратилась в облако.

Снегурочка с подружками пошла в лес.

Слайд 17

8) Сравнение концовок в сказках. (Выборочное чтение)

- Почему народная сказка “Снегурочка” закончилась печально?

VI. Обобщение.

(На доске заполненная таблица:  Слайд  18

Вариант

Название

Автор

Герои

Жанр

Начало (зачин)

Основная часть

Окончание

«Девочка Снегурочка»

Х

В.И.Даль

Х

Старик

Старуха

Снегурочка

Медведь

Волк, Лиса

Жучка            

          Х

Сказка Авторская

Х

Жили-были…

Х

Разные события

Х

Снегурочка вернулась домой

Х

«Снегурочка»

О

Народ

О

Дед

Баба

Снегурочка

Подружки

О

Сказка Народная

О

Жили-были…

Х

Разные события

О

Снегурочка растаяла и превратилась в облако

О

(Х и О обозначают различия в сказках)

VII. Итог урока.

- Мы сравнили две сказки. Какой вывод вы сделали? Сказки разные, но их связывает героиня – Снегурочка. В сказках добро побеждает зло. Обе сказки по-своему хороши. Обе Снегурочки понравились и т.д.

- В чём различия сказок авторских и народных?

- Что общего во всех сказках? (повторить приметы сказки, как жанра)

(Снежинку “делаю” меняю на снежинку “получаю”) Слайд 18. 

VIII. Рефлексия. Слайд19.

- Мы сегодня с вами исследовали и сравнивали 2 сказки, а для этого читали, пересказывали, слушали, сочиняли, играли, отвечали на вопросы, т.е. выполнили всё, что планировали. Что же, в итоге, каждый из вас получил?

(Дети подводят итоги своей работы и оценивают свои знания) Слайд2о.

IХ. Оценки за урок.

Х. Домашнее задание   Слайд19.

Название

Автор

Герои

Жанр

Тип сказки

Начало (зачин)

Основная часть

Окончание

“Девочка Снегурочка”

 

 

 

 

 

 

 

“Снегурочка”

 

 

 

 

 

 

 

Название

Автор

Герои

Жанр

Тип сказки

Начало (зачин)

Основная часть

Окончание

“Девочка Снегурочка”

 

 

 

 

 

 

 

“Снегурочка”

 

 

 

 

 

 

 

Название

Автор

Герои

Жанр

Тип сказки

Начало (зачин)

Основная часть

Окончание

“Девочка Снегурочка”

 

 

 

 

 

 

 

“Снегурочка”

 

 

 

 

 

 

 

Название

Автор

Герои

Жанр

Тип сказки

Начало (зачин)

Основная часть

Окончание

“Девочка Снегурочка”

 

 

 

 

 

 

 

“Снегурочка”

 

 

 

 

 

 

 

Название

Автор

Герои

Жанр

Тип сказки

Начало (зачин)

Основная часть

Окончание

“Девочка Снегурочка”

 

 

 

 

 

 

 

“Снегурочка”

 

 

 

 

 

 

 

Название

Автор

Герои

Жанр

Тип сказки

Начало (зачин)

Основная часть

Окончание

“Девочка Снегурочка”

 

 

 

 

 

 

 

“Снегурочка”

 

 

 

 

 

 

 

Название

Автор

Герои

Жанр

Тип сказки

Начало (зачин)

Основная часть

Окончание

“Девочка Снегурочка”

 

 

 

 

 

 

 

“Снегурочка”

 

 

 

 

 

 

 

Карточка 1 варианта:                  

“Девочка Снегурочка”

Жучка нашла Снегурочку.

Снегурочка пошла с подружками в лес.

Старик прогнал Жучку.

Медведь, волк и лиса хотят проводить Снегурочку домой.

Снегурочка в лесу потерялась.

Лиса украла кур.

                                                                             

Карточка 2 варианта

“Снегурочка”

Снегурочка прыгнула через костёр.

Снегурочка боится идти летом в лес.

Снегурочке весной стало грустно.

Девушки развели костёр.

Снегурочка превратилась в облако.

Снег  Снегурочка с подружками пошла в лес.

Карточка 1 варианта:                  

“Девочка Снегурочка”

Жучка нашла Снегурочку.

Снегурочка пошла с подружками в лес.

Старик прогнал Жучку.

Медведь, волк и лиса хотят проводить Снегурочку домой.

Снегурочка в лесу потерялась.

Лиса украла кур.

                                                                             

Карточка 2 варианта

“Снегурочка”

Снегурочка прыгнула через костёр.

Снегурочка боится идти летом в лес.

Снегурочке весной стало грустно.

Девушки развели костёр.

Снегурочка превратилась в облако.

Снег  Снегурочка с подружками пошла в лес.

Карточка 1 варианта:                  

“Девочка Снегурочка”

Жучка нашла Снегурочку.

Снегурочка пошла с подружками в лес.

Старик прогнал Жучку.

Медведь, волк и лиса хотят проводить Снегурочку домой.

Снегурочка в лесу потерялась.

Лиса украла кур.

                                                                             

Карточка 2 варианта

“Снегурочка”

Снегурочка прыгнула через костёр.

Снегурочка боится идти летом в лес.

Снегурочке весной стало грустно.

Девушки развели костёр.

Снегурочка превратилась в облако.

Снег  Снегурочка с подружками пошла в лес.

Карточка 1 варианта:                  

“Девочка Снегурочка”

Жучка нашла Снегурочку.

Снегурочка пошла с подружками в лес.

Старик прогнал Жучку.

Медведь, волк и лиса хотят проводить Снегурочку домой.

Снегурочка в лесу потерялась.

Лиса украла кур.

                                                                             

Карточка 2 варианта

“Снегурочка”

Снегурочка прыгнула через костёр.

Снегурочка боится идти летом в лес.

Снегурочке весной стало грустно.

Девушки развели костёр.

Снегурочка превратилась в облако.

Снег  Снегурочка с подружками пошла в лес.

Карточка 1 варианта:                  

“Девочка Снегурочка”

Жучка нашла Снегурочку.

Снегурочка пошла с подружками в лес.

Старик прогнал Жучку.

Медведь, волк и лиса хотят проводить Снегурочку домой.

Снегурочка в лесу потерялась.

Лиса украла кур.

                                                                             

Карточка 2 варианта

“Снегурочка”

Снегурочка прыгнула через костёр.

Снегурочка боится идти летом в лес.

Снегурочке весной стало грустно.

Девушки развели костёр.

Снегурочка превратилась в облако.

Снег  Снегурочка с подружками пошла в лес.

1). СНЕГУРОЧКА – сказочная снежная девушка, тающая под весенними лучами солнца.

2). СНЕГУРОЧКА – внучка Деда Мороза, традиционный персонаж русских новогодних праздников. (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова)

__________________________________________________________________________________

1). СНЕГУРОЧКА – сказочная снежная девушка, тающая под весенними лучами солнца.

2). СНЕГУРОЧКА – внучка Деда Мороза, традиционный персонаж русских новогодних праздников. (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова)

__________________________________________________________________________________

1). СНЕГУРОЧКА – сказочная снежная девушка, тающая под весенними лучами солнца.

2). СНЕГУРОЧКА – внучка Деда Мороза, традиционный персонаж русских новогодних праздников. (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова)

__________________________________________________________________________________

1). СНЕГУРОЧКА – сказочная снежная девушка, тающая под весенними лучами солнца.

2). СНЕГУРОЧКА – внучка Деда Мороза, традиционный персонаж русских новогодних праздников. (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова)

__________________________________________________________________________________

1). СНЕГУРОЧКА – сказочная снежная девушка, тающая под весенними лучами солнца.

2). СНЕГУРОЧКА – внучка Деда Мороза, традиционный персонаж русских новогодних праздников. (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова)

__________________________________________________________________________________

1). СНЕГУРОЧКА – сказочная снежная девушка, тающая под весенними лучами солнца.

2). СНЕГУРОЧКА – внучка Деда Мороза, традиционный персонаж русских новогодних праздников. (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова)

__________________________________________________________________________________

1). СНЕГУРОЧКА – сказочная снежная девушка, тающая под весенними лучами солнца.

2). СНЕГУРОЧКА – внучка Деда Мороза, традиционный персонаж русских новогодних праздников. (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова)

__________________________________________________________________________________

1). СНЕГУРОЧКА – сказочная снежная девушка, тающая под весенними лучами солнца.

2). СНЕГУРОЧКА – внучка Деда Мороза, традиционный персонаж русских новогодних праздников. (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова)

__________________________________________________________________________________

1). СНЕГУРОЧКА – сказочная снежная девушка, тающая под весенними лучами солнца.

2). СНЕГУРОЧКА – внучка Деда Мороза, традиционный персонаж русских новогодних праздников. (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова)

__________________________________________________________________________________

1). СНЕГУРОЧКА – сказочная снежная девушка, тающая под весенними лучами солнца.

2). СНЕГУРОЧКА – внучка Деда Мороза, традиционный персонаж русских новогодних праздников. (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова)

__________________________________________________________________________________

1). СНЕГУРОЧКА – сказочная снежная девушка, тающая под весенними лучами солнца.

2). СНЕГУРОЧКА – внучка Деда Мороза, традиционный персонаж русских новогодних праздников (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение Послебукварный период. Введение в литературное чтение Программа Е. И. Матвеевой 1 класс (ФГОС)

Программа по литературному чтению в первом классе призвана решать задачи, связанные с формированием читательской деятельности, расширением литературного кругозора, развитием чувства художественн...

Конспект урока "Л. Квитко. "Смелые воробьи" (по учебнику "Литературное чтение. 2 класс" (авт. - Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.) )

Урок построен с применением технологии формирования правильного типа читательской деятельности (автор - Н.Н. Светловская).  Содержание материала спосбствует развитию коммуникативных способностей ...

Литературное чтение (2 класс). Три типа сказок: волшебные, о животных, бытовые. Русская народная сказка «Мужик и медведь».

Технологическая карта урока по литературному чтению во 2 классе. УМК "Система Занкова Л. В." Три типа сказок: волшебные, о животных, бытовые. Русская народная сказка «Мужик и медведь»....

Презентация к уроку литературного чтения (2 класс). Три типа сказок: волшебные, о животных, бытовые. Русская народная сказка «Мужик и медведь».

Презентация к уроку литературного чтения (2 класс). Три типа сказок: волшебные, о животных, бытовые. Русская народная сказка «Мужик и медведь»....

Итоговые задания по литературному чтению по основным разделам программы "Литературное чтение" 4 класс УМК "Школа России"

Представлены задания по основным разделам программы "Литературное чтение" УМК "Школа России" 4 класс. С помощью итоговых работ можно проконтролировать, насколько усвоены учащимися программные знания, ...

КТП уроков литературного чтения в 4 классе, учебник «Литературное чтение» Л.Ф.Климановой, Л.А.Виноградской, М.В.Бойко, УМК «Перспектива» 104 часа ( 3 часа в неделю).

Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения в 4 классе, учебник «Литературное чтение» Л.Ф.Климановой,Л.А.Виноградской, М.В.Бойко, УМК «Перспектива» 10...

Технологическая карта урока .Литературное чтение. 2 класс.Тема: "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк», презентация "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк»

     Технологическая карта урока        УМК : «Перспектива», авторы учебника: Л. Ф.Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий. 2 класс.Пред...