Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные": В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные": В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".
Ход урока
I. Организационный момент (психологический настрой на урок).
II. Целеполагание.
III. Определение темы урока.
IV. Чтение сказки.
V. Актуализация знаний. Подготовка к сравнению произведений.
VI. Обобщение.
VII. Итог урока.
VIII. Рефлексия.
IX. Оценки за урок.
X. Домашнее задание
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока литературного чтения "Девочка Снегурочка". | 45.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературного чтения
Тема: "Сказки народные и литературные".
В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка"
Гимадинова Наталия Геннадьевна
учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №5»
Конспект урока литературного чтения
Тема: "Сказки народные и литературные".
В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка"
Тема: "Сказки народные и литературные". В.И. Даль. "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка"
Цели:
Обучающая:
- Формирование учебно-познавательных компетенций через создание условий для знакомства с народной сказкой «Снегурочка»
- Формирование понятия об авторской и народной сказках
- Формирование навыка сравнительного анализа литературных произведений.
Развивающая:
- Формирование коммуникативных компетенций через развитие речи, логического мышления, памяти, воображения, творческих способностей, внимания посредствам литературных произведений
- Развитие навыков чтения (понимание, осмысление, правильность, выразительность)
Воспитывающая:
- Формирование социально-трудовых компетенций через воспитание любви к родной литературе, произведениям устного народного творчества
- Воспитание чувства сопереживания, сочувствия, доброты.
Тип урока: обобщение.
Оборудование: демонстрационный материал (портрет и книги В. Даля), карточки с заданиями, схемы-опоры, презентация, учебник, рабочая тетрадь.
Ход урока
I. Организационный момент (психологический настрой на урок).
I. Оргмомент.
Эмоциональный настрой:
Порядок на столе,
Порядок в голове.
Как всегда мы снова
Начать урок готовы.
- Добрый день. Замечательно, что вы все готовы начать урок литературного чтения.
II. Целеполагание.
Отгадайте загадку:
Белая звёздочка с неба упала
Мне на ладошку, и тут же пропала. ( конечно снежинка)
Но наша снежинка не пропала…
- А превратилась в волшебную снежинку наших желаний на уроке. Слайд 1.
- Какие желания вы бы хотели исполнить на уроке чтения?
(На доске расположены по кругу снежинки, на которых записаны слова: слушать, читать, пересказывать, сочинять, отвечать на вопросы, сравнивать, играть, исследовать,. В центре – снежинка со словом ХОЧУ.
- Это наши желания. А каковы возможности? Можем ли мы сразу выполнить свои желания и почему? (Не знаем тему урока).
III. Определение темы урока.
- Тема урока запрятана в ребусе: Слайд 2.
(На доске рисунки: Снеговик, куры, бочка. Дети разгадывают ребус. Появляется «Снегурочка»)
А кого бы вы назвали родственниками Снегурочки? (Снежинки, Снеговик, Снежная королева, подснежники….)
- В каком произведении вы встречали это слово? (“Девочка Снегурочка”).
- Это и есть тема нашего урока.
- Снежинка со словом ХОЧУ заменилась на снежинку со словом МОГУ. Слайд 3.
- Теперь мы можем исполнить свои желания. Итак, начнём сравнивать, читать, исследовать и т.д.
- На прошлом уроке мы прочитали сказку“Девочка Снегурочка”. Кто её автор? (Владимир Иванович Даль). Слайд 4.
Что же за человек был Владимир Иванович Даль, чем он прославился, почему мы очень часто вспоминаем о нем на уроках русского языка и литературы?
Сообщение Никулиной Леры.
Проверим наше дом. задание.
Какое число является в сказках магическим числом? Есть ли в этой сказке троекратные повторы….. Дома вы читали отрывок из сказки по ролям.
Группа артистов.
Автор – Терещенко, Снегурочка – Шебеко, Волк – Щербаков, Медведь- Романтовский, Лиса – Шаповалова, Жучка – Попова.
Что вы можете сказать о Жучке? Каким героем она является в этой сказке?
( героем-помощником) Почему?
У наших художников тоже было индивидуальное задание. Сейчас мы посмотрим картины и послушаем как авторы видят главную героиню.
А вот так увидел Снегурочку великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов.(Журавлева Вита)Слайд 5,6
Но не только художников волновал образ Снегурочки, он не оставил равнодушными и композиторов. Послушайте эту музыку.
Кто-нибудь из вас знает из какого это произведения? (Зудилина Маша)
Мы поговорили с вами о Снегурочке с точки зрения литературы, искусства и музыки.
- Если у сказки есть автор, значит она… (авторская) или литературная. А какие еще литературные сказки вы знаете?
А как вы думаете где черпали писатели, композиторы, художники идеи для своих произведений? (В русском народном творчестве).
Какой великий русский писатель написал свои сказки на основе русских народных сказок?
В чем же различие авторской и русской народной сказки?
- Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним произведением, в котором главная героиня Снегурочка. (Возьмите текст сказки).
- Зачем сегодня мы прочитаем еще одну сказку о Снегурочке. Ведь мы уже знаем сказку В. И. Даля? (чтобы сравнить)
- Мы сравним обе эти сказки Слайд 7.
IV. Чтение сказки Слайд 8,9.
- Отличается она от сказки Даля?
V. Актуализация знаний. Подготовка к сравнению произведений.
- Снежинки упали к вам на столы. Выберите из двух определений то. Которое подходит к Снегурочке из наших произведений. (У детей на партах лежат снежинки, на которых записаны определения слова)
Снегурочка: Слайд 10.
1). СНЕГУРОЧКА – сказочная снежная девушка, тающая под весенними лучами солнца.
2). СНЕГУРОЧКА – внучка Деда Мороза, традиционный персонаж русских новогодних праздников. (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова)
- Какое определение подходит? Почему?
- У нас в гостях Снегурочка – сказочная снежная девушка, тающая под лучами солнца. Слайд 11.
VI. Сравнительный анализ произведений
- Снежинка со словом МОГУ меняется на снежинку со словом ДЕЛАЮ. Слайд 12.
- Самая главная снежинка на нашем уроке “сравнивать”. Мы сравним два произведения про Снегурочку. Слайд 13
Работа в парах. Игра “Крестики-нолики”.
- На доске – большая таблица, в которую мы будем заносить данные о произведениях. Если находите сходство, то в своих табличках ставите одинаковые значки, если различия, то – разные. (на доске прикрепляется таблица, у детей - аналогичные на листочках) Слайд 14
Название | Автор | Герои | Жанр | Тип сказки | Начало (зачин) | Основная часть | Окончание | |
“Девочка Снегурочка” |
|
|
|
|
|
|
| |
“Снегурочка” |
|
|
|
|
|
|
|
Сравнительный анализ: (по мере ответов заполняем таблицу)
1). Название произведения. (устные ответы)
1 вариант - “Девочка Снегурочка”
2 вариант – “Снегурочка”
2). Автор. (устные ответы)
1 вариант – В.И. Даль (показываю портрет)
2 вариант – сказка народная
3). Герои. (выбор правильного варианта ответа) Слайд 15.
- Друг Снегурочки – Снеговик захотел помочь вам и сам выбрал героев каждого произведения, но забыл, откуда они. Помогите разобраться, в какой табличке, герои из какого произведения.
Старик Старуха Снегурочка Медведь Волк Лиса | Дед Баба Снегурочка Подружки Коровушка |
(Дети замечают, что первая табличка к произведению “Девочка Снегурочка”, а вторая – “Снегурочка”, но в первой таблице не хватает ещё собачки, а на второй – лишняя коровушка. Такого героя в произведении нет)
Физкультминутка.
Покажите, что вы замёрзли и съёжились; отогрелись и расслабились. Вот вам случайно попали в лицо снежком, изобразите огорчение. Изобразите, как вы лепите снеговика: скатали большой ком снега, второй, поставили их друг на друга. Молодцы, какие красивые снеговики у вас получились. Вы пришли весёлые домой. Улыбнитесь. Какое у вас настроение? Я надеюсь, что с таким настроением мы с вами отлично продолжим работать на уроке.
4). Жанр произведения
- Чтобы доказать, что на произведение сказка, вспомним “Приметы сказки” Слайд16.
Приметы сказки: Зачин Присказка Волшебство Троекратный повтор Устаревшие слова Концовка Добро побеждает зло |
- Любая сказка включает в себя 3 основные части: Слайд 17.
Зачин
Основная часть
Концовка
6) - Одной из примет сказки является зачин. Что это такое?
- Сравните зачин каждой сказки (выборочное чтение)
Вывод: зачин в сказках одинаковый
7) Сравнение основной части сказки.
- Как появилась Снегурочка в вашей сказке. - За что старики любили Снегурочку?
- Много событий произошло со Снегурочкой в каждой из сказок. Определите точность последовательности событий. Восстановите содержание сказки, расставив события по порядку. (Дети восстанавливают содержание сказки)
Карточка 1 варианта: Карточка 2 варианта:
“Девочка Снегурочка” Жучка нашла Снегурочку. Снегурочка пошла с подружками в лес. Старик прогнал Жучку. Медведь, волк и лиса хотят проводить Снегурочку домой. Снегурочка в лесу потерялась. Лиса украла кур. |
“Снегурочка” Снегурочка прыгнула через костёр. Снегурочка боится идти летом в лес. Снегурочке весной стало грустно. Девушки развели костёр. Снегурочка превратилась в облако. Снегурочка с подружками пошла в лес. |
Слайд 17
8) Сравнение концовок в сказках. (Выборочное чтение)
- Почему народная сказка “Снегурочка” закончилась печально?
VI. Обобщение.
(На доске заполненная таблица: Слайд 18
Вариант | Название | Автор | Герои | Жанр | Начало (зачин) | Основная часть | Окончание |
«Девочка Снегурочка» | Х | В.И.Даль Х | Старик Старуха Снегурочка Медведь Волк, Лиса Жучка Х | Сказка Авторская Х | Жили-были… Х | Разные события Х | Снегурочка вернулась домой Х |
«Снегурочка» | О | Народ О | Дед Баба Снегурочка Подружки О | Сказка Народная О | Жили-были… Х | Разные события О | Снегурочка растаяла и превратилась в облако О |
(Х и О обозначают различия в сказках)
VII. Итог урока.
- Мы сравнили две сказки. Какой вывод вы сделали? Сказки разные, но их связывает героиня – Снегурочка. В сказках добро побеждает зло. Обе сказки по-своему хороши. Обе Снегурочки понравились и т.д.
- В чём различия сказок авторских и народных?
- Что общего во всех сказках? (повторить приметы сказки, как жанра)
(Снежинку “делаю” меняю на снежинку “получаю”) Слайд 18.
VIII. Рефлексия. Слайд19.
- Мы сегодня с вами исследовали и сравнивали 2 сказки, а для этого читали, пересказывали, слушали, сочиняли, играли, отвечали на вопросы, т.е. выполнили всё, что планировали. Что же, в итоге, каждый из вас получил?
(Дети подводят итоги своей работы и оценивают свои знания) Слайд2о.
IХ. Оценки за урок.
Х. Домашнее задание Слайд19.
Название | Автор | Герои | Жанр | Тип сказки | Начало (зачин) | Основная часть | Окончание | |
“Девочка Снегурочка” |
|
|
|
|
|
|
| |
“Снегурочка” |
|
|
|
|
|
|
|
Название | Автор | Герои | Жанр | Тип сказки | Начало (зачин) | Основная часть | Окончание | |
“Девочка Снегурочка” |
|
|
|
|
|
|
| |
“Снегурочка” |
|
|
|
|
|
|
|
Название | Автор | Герои | Жанр | Тип сказки | Начало (зачин) | Основная часть | Окончание | |
“Девочка Снегурочка” |
|
|
|
|
|
|
| |
“Снегурочка” |
|
|
|
|
|
|
|
Название | Автор | Герои | Жанр | Тип сказки | Начало (зачин) | Основная часть | Окончание | |
“Девочка Снегурочка” |
|
|
|
|
|
|
| |
“Снегурочка” |
|
|
|
|
|
|
|
Название | Автор | Герои | Жанр | Тип сказки | Начало (зачин) | Основная часть | Окончание | |
“Девочка Снегурочка” |
|
|
|
|
|
|
| |
“Снегурочка” |
|
|
|
|
|
|
|
Название | Автор | Герои | Жанр | Тип сказки | Начало (зачин) | Основная часть | Окончание | |
“Девочка Снегурочка” |
|
|
|
|
|
|
| |
“Снегурочка” |
|
|
|
|
|
|
|
Название | Автор | Герои | Жанр | Тип сказки | Начало (зачин) | Основная часть | Окончание | |
“Девочка Снегурочка” |
|
|
|
|
|
|
| |
“Снегурочка” |
|
|
|
|
|
|
|
Карточка 1 варианта: “Девочка Снегурочка” Жучка нашла Снегурочку. Снегурочка пошла с подружками в лес. Старик прогнал Жучку. Медведь, волк и лиса хотят проводить Снегурочку домой. Снегурочка в лесу потерялась. Лиса украла кур.
| Карточка 2 варианта “Снегурочка” Снегурочка прыгнула через костёр. Снегурочка боится идти летом в лес. Снегурочке весной стало грустно. Девушки развели костёр. Снегурочка превратилась в облако. Снег Снегурочка с подружками пошла в лес. |
Карточка 1 варианта: “Девочка Снегурочка” Жучка нашла Снегурочку. Снегурочка пошла с подружками в лес. Старик прогнал Жучку. Медведь, волк и лиса хотят проводить Снегурочку домой. Снегурочка в лесу потерялась. Лиса украла кур.
| Карточка 2 варианта “Снегурочка” Снегурочка прыгнула через костёр. Снегурочка боится идти летом в лес. Снегурочке весной стало грустно. Девушки развели костёр. Снегурочка превратилась в облако. Снег Снегурочка с подружками пошла в лес. |
Карточка 1 варианта: “Девочка Снегурочка” Жучка нашла Снегурочку. Снегурочка пошла с подружками в лес. Старик прогнал Жучку. Медведь, волк и лиса хотят проводить Снегурочку домой. Снегурочка в лесу потерялась. Лиса украла кур.
| Карточка 2 варианта “Снегурочка” Снегурочка прыгнула через костёр. Снегурочка боится идти летом в лес. Снегурочке весной стало грустно. Девушки развели костёр. Снегурочка превратилась в облако. Снег Снегурочка с подружками пошла в лес. |
Карточка 1 варианта: “Девочка Снегурочка” Жучка нашла Снегурочку. Снегурочка пошла с подружками в лес. Старик прогнал Жучку. Медведь, волк и лиса хотят проводить Снегурочку домой. Снегурочка в лесу потерялась. Лиса украла кур.
| Карточка 2 варианта “Снегурочка” Снегурочка прыгнула через костёр. Снегурочка боится идти летом в лес. Снегурочке весной стало грустно. Девушки развели костёр. Снегурочка превратилась в облако. Снег Снегурочка с подружками пошла в лес. |
Карточка 1 варианта: “Девочка Снегурочка” Жучка нашла Снегурочку. Снегурочка пошла с подружками в лес. Старик прогнал Жучку. Медведь, волк и лиса хотят проводить Снегурочку домой. Снегурочка в лесу потерялась. Лиса украла кур.
| Карточка 2 варианта “Снегурочка” Снегурочка прыгнула через костёр. Снегурочка боится идти летом в лес. Снегурочке весной стало грустно. Девушки развели костёр. Снегурочка превратилась в облако. Снег Снегурочка с подружками пошла в лес. |
1). СНЕГУРОЧКА – сказочная снежная девушка, тающая под весенними лучами солнца.
2). СНЕГУРОЧКА – внучка Деда Мороза, традиционный персонаж русских новогодних праздников. (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова)
__________________________________________________________________________________
1). СНЕГУРОЧКА – сказочная снежная девушка, тающая под весенними лучами солнца.
2). СНЕГУРОЧКА – внучка Деда Мороза, традиционный персонаж русских новогодних праздников. (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова)
__________________________________________________________________________________
1). СНЕГУРОЧКА – сказочная снежная девушка, тающая под весенними лучами солнца.
2). СНЕГУРОЧКА – внучка Деда Мороза, традиционный персонаж русских новогодних праздников. (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова)
__________________________________________________________________________________
1). СНЕГУРОЧКА – сказочная снежная девушка, тающая под весенними лучами солнца.
2). СНЕГУРОЧКА – внучка Деда Мороза, традиционный персонаж русских новогодних праздников. (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова)
__________________________________________________________________________________
1). СНЕГУРОЧКА – сказочная снежная девушка, тающая под весенними лучами солнца.
2). СНЕГУРОЧКА – внучка Деда Мороза, традиционный персонаж русских новогодних праздников. (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова)
__________________________________________________________________________________
1). СНЕГУРОЧКА – сказочная снежная девушка, тающая под весенними лучами солнца.
2). СНЕГУРОЧКА – внучка Деда Мороза, традиционный персонаж русских новогодних праздников. (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова)
__________________________________________________________________________________
1). СНЕГУРОЧКА – сказочная снежная девушка, тающая под весенними лучами солнца.
2). СНЕГУРОЧКА – внучка Деда Мороза, традиционный персонаж русских новогодних праздников. (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова)
__________________________________________________________________________________
1). СНЕГУРОЧКА – сказочная снежная девушка, тающая под весенними лучами солнца.
2). СНЕГУРОЧКА – внучка Деда Мороза, традиционный персонаж русских новогодних праздников. (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова)
__________________________________________________________________________________
1). СНЕГУРОЧКА – сказочная снежная девушка, тающая под весенними лучами солнца.
2). СНЕГУРОЧКА – внучка Деда Мороза, традиционный персонаж русских новогодних праздников. (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова)
__________________________________________________________________________________
1). СНЕГУРОЧКА – сказочная снежная девушка, тающая под весенними лучами солнца.
2). СНЕГУРОЧКА – внучка Деда Мороза, традиционный персонаж русских новогодних праздников. (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова)
__________________________________________________________________________________
1). СНЕГУРОЧКА – сказочная снежная девушка, тающая под весенними лучами солнца.
2). СНЕГУРОЧКА – внучка Деда Мороза, традиционный персонаж русских новогодних праздников (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературное чтение Послебукварный период. Введение в литературное чтение Программа Е. И. Матвеевой 1 класс (ФГОС)
Программа по литературному чтению в первом классе призвана решать задачи, связанные с формированием читательской деятельности, расширением литературного кругозора, развитием чувства художественн...
Конспект урока "Л. Квитко. "Смелые воробьи" (по учебнику "Литературное чтение. 2 класс" (авт. - Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.) )
Урок построен с применением технологии формирования правильного типа читательской деятельности (автор - Н.Н. Светловская). Содержание материала спосбствует развитию коммуникативных способностей ...
Литературное чтение (2 класс). Три типа сказок: волшебные, о животных, бытовые. Русская народная сказка «Мужик и медведь».
Технологическая карта урока по литературному чтению во 2 классе. УМК "Система Занкова Л. В." Три типа сказок: волшебные, о животных, бытовые. Русская народная сказка «Мужик и медведь»....
Презентация к уроку литературного чтения (2 класс). Три типа сказок: волшебные, о животных, бытовые. Русская народная сказка «Мужик и медведь».
Презентация к уроку литературного чтения (2 класс). Три типа сказок: волшебные, о животных, бытовые. Русская народная сказка «Мужик и медведь»....
Итоговые задания по литературному чтению по основным разделам программы "Литературное чтение" 4 класс УМК "Школа России"
Представлены задания по основным разделам программы "Литературное чтение" УМК "Школа России" 4 класс. С помощью итоговых работ можно проконтролировать, насколько усвоены учащимися программные знания, ...
КТП уроков литературного чтения в 4 классе, учебник «Литературное чтение» Л.Ф.Климановой, Л.А.Виноградской, М.В.Бойко, УМК «Перспектива» 104 часа ( 3 часа в неделю).
Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения в 4 классе, учебник «Литературное чтение» Л.Ф.Климановой,Л.А.Виноградской, М.В.Бойко, УМК «Перспектива» 10...
Технологическая карта урока .Литературное чтение. 2 класс.Тема: "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк», презентация "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк»
Технологическая карта урока УМК : «Перспектива», авторы учебника: Л. Ф.Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий. 2 класс.Пред...