Конспект урока по литературному чтению в 4 классе на тему: Б. Л. Пастернак «Золотая осень».
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Планируемые результаты:
Предметные: умение прогнозировать содержание произведения, читать вслух, воспринимать на слух поэтическое произведение;
Метапредметные: Регулятивные – формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока оценивание своей работы на уроке. Познавательные - анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, в произведении живописи (тема, главная мысль, композиция). Коммуникативные – ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе.
Личностные: понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniyu_na_temu_pasternak.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе на тему: Б. Л. Пастернак «Золотая осень».
Тема: Борис Леонидович Пастернак Стихотворение «Золотая осень».
Цель: познакомить с жизнью и творчеством Б. Л. Пастернака.
Задачи:
- Формирование у детей навыков осознанного чтения;
- Развивать умения детей работать со стихотворным текстом, выразительно читать стихотворение;
- Развивать интерес к чтению, воспитывать читательскую активность и любовь к поэзии
Планируемые результаты:
Предметные: умение прогнозировать содержание произведения, читать вслух, воспринимать на слух поэтическое произведение;
Метапредметные: Регулятивные – формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока оценивание своей работы на уроке. Познавательные - анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, в произведении живописи (тема, главная мысль, композиция). Коммуникативные – ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе.
Личностные: понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств.
Оборудование: выставка книг Б.Л. Пастернака, портрет писателя.
Ход урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
| Здравствуйте ребята, садитесь. Вот звонок нам дал сигнал: Поработать час настал. Так что время не теряем И работать начинаем. | Здороваются, садятся. |
| Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с творчеством выдающегося писателя Бориса Леонидовича Пастернака. Ребята прочитайте название стихотворения, какую картину вы представили? А сейчас прочитав стихотворение Б. Пастернака, мы увидим с вами золотую осень глазами поэта. | Сказочную, золотую осень. |
| Читает учитель. | |
| Какая же золотая осень у Б. Пастернака? |
|
| Будем вчитываться в стихотворение, и пытаться понять отношения Б. Пастернака к этой поре. | |
Перечитывание 1 строфы. | С чем сравнивает Б. Пастернак золотую осень в этом четверостишие? Что такое чертог? Почему сравнивают с чертогом? Где идет поэт? Что такое просека? Докажите, что природа сама собой любуется. | Со сказочным чертогом. Чертог – это пышное, великолепное помещение или здание, дворец. Потому что осень как пышный дворец. Поэт идет по просеке. Просека – это очищенная от деревьев полоса в лесу, служащая границей участка, дорогой. Просеки лесных дорог, заглядевшихся в озера. |
Перечитывание 2 строфы. | Итак, ребята поэт идет просекой и любуется меняющимися картинами. Что напоминает ему эта просека? Ребята, а вы были на выставке картин? А что изображено на этих картинах? | Выставку. Вязы, ясени, осины в позолоте небывалой. |
Перечитывание 3 строфы. | Кого напоминает липа и береза поэту? Почему невест? Какая невеста? Давайте вместе с поэтом вглядимся в эти портреты. Что за обруч золотой у липы? Что такое лик? Почему береза под фатой подвенечной и прозрачной? | Невест. Венец новобрачный. Тихая, робкая, красивая. Крона Лик – это лицо. Под фатой видно лицо невесты, так же и сквозь листочки видно лицо березы. |
Перечитывают дети. | Как вы понимаете выражение погребенная земля? Что похоронило землю? Ребята, что такое флигель? Какую картину вы представили? | Погребенная, т.е похороненная, спрятанная, закрытая. Листочки уже упали с деревьев и закрыли всю землю толстым слоем. Листьев так много, что земли не видно. Флигель – это постройка сбоку здания. Как картина в золоченой раме, так и флигель. |
Перечитывание 5 строфы. | Почему нельзя осенью, во время листопада ходить по земле и быть не услышанным? Какое слово выбрал поэт, чтобы показать, что листьев очень много? Что означает, слово бушует? | Потому что земля уже спит, покрытая опавшими листьями и когда идешь, они шуршат под ногами. Бушует. Бушует – проявляет себя буйно, с необычной силой. |
Перечитывание 6 строфы. | Какие звуки услышал поэт? Что автор описывает в 2 последних строках? А заря какая? Когда заря бывает вишневой? Ребята, а что такое сгусток? | (эхо) Эхо – физическое явление, заключающееся в принятии наблюдателем отраженной от препятствия волны. Птицы улетают, воздух опустел, прохладно. Вечернюю зарю. Вишневая, т.к. солнце уже село, и небо окрашивается в вишневый цвет. Когда солнце село и на самом закате превращается в вишневый сгусток. Сгусток – застывший комок сгустившейся жидкости. |
Перечитывают 7 строфу. | Где поэт оказался? Это улица или дом? У Пастернаков была дача в Переделкино (Подмосковье) Наверное, сойдя с электрички, он туда и шел? Что его окружало на даче? Что такое каталог? Наверное, пройдя такой путь, налюбовавшись красотой природы приятно посидеть у камина, или у печки со старинной книгой. | В древнем уголке. Старые книги, одежда, оружия, сокровищ каталог. Каталог – это составленный в определенном порядке перечень чего-либо. Камин – это элемент дизайна интерьера, представляет собой печь с дымоходом. |
| Вернемся к нашему вопросу. Какая осень у Пастернака. Как Пастернак относится к этой поре? Ребята, какой темп выберите для чтения? Быстрый или медленный? После каждого четверостишего, что нужно делать? | Задушевная. Он любуется этой порой, чувствует себя спокойно умиротворённо, т.е. на душе тихо, спокойно, мирно. Медленно, будто идем и вместе с поэтом рассматриваем эти картины. Паузы. |
| ||
| Выучить стихотворение наизусть. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению (3 класс) по теме: "И.Г. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка». Пересказ от лица персонажа".
Тема: И.Г. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка». Пересказ от лица персонажа.УМК: Планета знаний...
Конспект урока по литературному чтению 4 класс на тему: "Серебряное копытце" П. П. Божов
Конспект урока по литературному чтению 4 класс на тему: "Серебряное копытце" П. П. Божов...
Конспект урока по литературному чтению 1 класс по теме "Сказки К.И.Чуковского" УМК "Школа России"
Дети знакомятся с творчеством писателя К.И.Чуковского и его сказками, учатся работать с текстом, отвечать на вопросы по содержанию....
План-конспект урока по литературному чтению (3 класс) по теме "Басни И. А. Крылова. Обобщение".
Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Басни И. А. Крылова" в 3 классе. Разработан на основе УМК "Школа России" «Литературное чтение» Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, 3 класс ....
План - конспект урока по литературному чтению 3 класс по теме: "Лев и собачка" УМК "Планета знаний"
Метеодическая разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС. Цель урока - создать условия для формирования умения определять тему и главную мысль произведения....
Конспект урока по литературному чтению 3 класс на тему "А. Барто «Разлука», «В театре"
Предмет: Литературное чтениеКласс: 3 «А»Тема урока: А. Барто «Разлука», «В театре».Цели урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством А. Барто; обучать правильному чтению стихов; развивать память,...
Конспект урока по литературному чтению 2 класс по теме: В.Бианки "Сова"
Конспект урока с презентацией...