Конспект урока по литературному чтению в 4 классе на тему: Б. Л. Пастернак «Золотая осень».
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Агафонова Ксения Борисовна

Планируемые результаты:

Предметные: умение прогнозировать содержание произведения, читать вслух, воспринимать на слух поэтическое произведение;

Метапредметные: Регулятивные – формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока оценивание своей работы на уроке. Познавательные  - анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, в произведении живописи (тема, главная мысль, композиция). Коммуникативные – ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе.

Личностные: понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе на тему: Б. Л. Пастернак «Золотая осень».

Тема: Борис Леонидович Пастернак Стихотворение «Золотая осень».

Цель: познакомить с жизнью и творчеством Б. Л. Пастернака.

Задачи:

  • Формирование у детей навыков осознанного чтения;
  • Развивать умения детей работать со стихотворным текстом, выразительно читать стихотворение;
  • Развивать интерес к чтению, воспитывать читательскую активность и любовь к поэзии

Планируемые результаты:

Предметные: умение прогнозировать содержание произведения, читать вслух, воспринимать на слух поэтическое произведение;

Метапредметные: Регулятивные – формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока оценивание своей работы на уроке. Познавательные  - анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, в произведении живописи (тема, главная мысль, композиция). Коммуникативные – ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе.

Личностные: понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств.

Оборудование: выставка книг Б.Л. Пастернака, портрет писателя.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

  1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята, садитесь.

Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

Здороваются, садятся.

  1. Подготовка к восприятию.

Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с творчеством выдающегося писателя Бориса Леонидовича Пастернака. Ребята прочитайте название стихотворения, какую картину вы представили?  А сейчас прочитав стихотворение Б. Пастернака, мы увидим с вами золотую осень глазами поэта.

Сказочную, золотую осень.

  1. Первичное чтение.

Читает учитель.

  1. Проверка первичного чтения.

Какая же золотая осень у Б. Пастернака?

  • Волшебна
  • Печальная
  • Прекрасная
  • Тоскливая
  • Загадочная
  • Умиротворенная
  • Радостная
  • Тихая
  1. Постановка учебной задачи.

Будем вчитываться в стихотворение, и пытаться понять отношения Б. Пастернака к этой поре.

  1. Чтение и анализ 1 строфы. Читают дети.

Перечитывание  1 строфы.

С чем сравнивает Б. Пастернак золотую осень в этом четверостишие? Что такое чертог?

Почему сравнивают с чертогом?

Где идет поэт?

Что такое просека?

Докажите, что природа сама собой любуется.

Со сказочным чертогом.

Чертог – это пышное, великолепное помещение или здание, дворец.

Потому что осень как пышный дворец.

Поэт идет по просеке.

Просека – это очищенная от деревьев полоса в лесу, служащая границей участка, дорогой.

Просеки лесных дорог, заглядевшихся в озера.

  1. Чтение и анализ 2 строфы. Читают дети.

Перечитывание 2 строфы.

Итак, ребята поэт идет просекой и любуется меняющимися картинами. Что напоминает ему эта просека?

Ребята, а вы были на выставке картин?

А что изображено на этих картинах?

Выставку.

Вязы, ясени, осины в позолоте небывалой.

  1. Чтение и анализ 3 строфы. Читают дети.

Перечитывание 3 строфы.

Кого напоминает липа и береза поэту?

Почему невест?

Какая невеста?

Давайте вместе с поэтом вглядимся в эти портреты. Что за обруч золотой у липы?

Что такое лик?

Почему береза под фатой подвенечной и прозрачной?

Невест.

Венец новобрачный.

Тихая, робкая, красивая.

Крона

Лик – это лицо.

Под фатой видно лицо невесты, так же и сквозь листочки видно лицо березы.

  1. Чтение и анализ 4 строфы. Читают дети.

Перечитывают дети.

Как вы понимаете выражение погребенная земля?

Что похоронило землю?

Ребята, что такое флигель?

Какую картину вы представили?

Погребенная, т.е похороненная, спрятанная, закрытая.

Листочки уже упали с деревьев и закрыли всю землю толстым слоем. Листьев так много, что земли не видно.

Флигель – это постройка сбоку здания.

Как  картина в золоченой раме, так и флигель.

  1. Чтение и анализ 5 строфы. Читают дети.

Перечитывание 5 строфы.

Почему нельзя осенью, во время листопада ходить по земле и быть не услышанным?

Какое слово выбрал поэт, чтобы показать, что листьев очень много?

Что означает, слово бушует?

Потому что земля уже спит, покрытая опавшими листьями и когда идешь, они шуршат под ногами.

Бушует.

Бушует – проявляет себя буйно, с необычной силой.

  1. Чтение и анализ 6 строфы. Читают дети.

Перечитывание 6 строфы.

Какие звуки услышал поэт?

Что автор описывает в 2 последних строках?

А заря какая?

Когда заря бывает вишневой?

Ребята, а что такое сгусток?

(эхо) Эхо – физическое явление, заключающееся в принятии наблюдателем отраженной от препятствия волны. Птицы улетают, воздух опустел, прохладно.

Вечернюю зарю.

Вишневая, т.к. солнце уже село, и небо окрашивается в вишневый цвет.

Когда солнце село и на самом закате превращается в вишневый сгусток.

Сгусток – застывший комок сгустившейся жидкости.

  1. Чтение и анализ 7 строфы. Читают дети.

Перечитывают 7 строфу.

Где поэт оказался? Это улица или дом? У Пастернаков была дача в Переделкино (Подмосковье) Наверное, сойдя с электрички, он туда и шел?

Что его окружало на даче?  

Что такое каталог?

Наверное, пройдя такой путь, налюбовавшись красотой природы приятно посидеть у камина, или у печки со старинной книгой.

В древнем уголке.

Старые книги, одежда, оружия, сокровищ каталог.

Каталог – это составленный в определенном порядке перечень чего-либо.

Камин – это элемент дизайна интерьера, представляет собой печь с дымоходом.  

  1. Обобщение.

Вернемся к нашему вопросу. Какая осень у Пастернака.

Как Пастернак относится к этой поре?

Ребята, какой темп выберите для чтения? Быстрый или медленный?

После каждого четверостишего, что нужно делать?

Задушевная.

Он любуется этой порой, чувствует себя спокойно умиротворённо, т.е. на душе тихо, спокойно, мирно.

Медленно, будто идем и вместе с поэтом рассматриваем эти картины.

Паузы.

  1. Выразительное чтение.

  1.  Домашнее задание.

Выучить стихотворение наизусть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению (3 класс) по теме: "И.Г. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка». Пересказ от лица персонажа".

Тема: И.Г. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка». Пересказ от лица персонажа.УМК: Планета знаний...

Конспект урока по литературному чтению 4 класс на тему: "Серебряное копытце" П. П. Божов

Конспект урока по литературному чтению 4 класс на тему: "Серебряное копытце" П. П. Божов...

Конспект урока по литературному чтению 1 класс по теме "Сказки К.И.Чуковского" УМК "Школа России"

Дети знакомятся с творчеством  писателя К.И.Чуковского и его сказками, учатся работать с текстом, отвечать на вопросы по содержанию....

План-конспект урока по литературному чтению (3 класс) по теме "Басни И. А. Крылова. Обобщение".

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Басни И. А. Крылова" в 3 классе. Разработан на основе УМК "Школа России" «Литературное чтение» Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, 3 класс ....

План - конспект урока по литературному чтению 3 класс по теме: "Лев и собачка" УМК "Планета знаний"

Метеодическая разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС. Цель урока - создать условия для формирования умения определять тему и главную мысль произведения....

Конспект урока по литературному чтению 3 класс на тему "А. Барто «Разлука», «В театре"

Предмет: Литературное чтениеКласс: 3 «А»Тема урока: А. Барто «Разлука», «В театре».Цели урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством А. Барто; обучать правильному чтению стихов; развивать память,...