Литературное чтение. Открытый урок "Старый дед и внучек" 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Гурдина Фаиля Рауфовна

Папка содержит конспект урока, аудиозапись.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Старый дед и внучек. Л.Н. Толстой1.38 МБ

Предварительный просмотр:

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Тема:Л. Н. Толстой «Старый дед и внучек»

Цели:

Образовательные:

Создавать условия для совершенствования навыка чтения, умения работать с текстом.

Создавать условия для  развития связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.

Содействовать формированию культуры  поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, групповой работе воспитанию интереса к чтению

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самоанализу, самонаблюдению, самооценке.

-  Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме;  

- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ содержания, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Планируемый результат        

Предметные:

Уметь выразительно читать произведение, отражая его настроение, высказывать своё мнение о прочитанном, определять главную мысль текста, соотносить содержание произведения с пословицами.

Уметь работать с текстом (прогнозировать содержание по  выставке книг и  и иллюстрациям, отвечать на вопросы по содержанию).  

Личностные:

Уметь проводить самоанализ, самонаблюдение, самооценку.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;   (Регулятивные УУД).

Уметь слушать и понимать речь других;  оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ содержания; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;  преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Организация пространства:фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа.

Ресурсы:Учебник, мультимедийный проектор, презентация.

Ход урока 

I.Мотивация  (самоопределение  к учебной деятельности)

-Здравствуйте! Ребята, какое сегодня прекрасное утро. Я рада вас всех видеть.  

  Посмотрите на слайд и скажите - О чём говорит  это солнышко? Слайд1

- Ребята! Посмотрите на Солнышко. Улыбнитесь ему. Солнышко дарит нам свои теплые добрые лучи. Протяните руки, возьмите один маленький лучик в свое сердце. Закройте глазки, мысленно пожелайте своим одноклассникам,   и нашим гостям хорошего настроения, радости, и удачи!

- Садитесь! Мы начинаем наш урок.  

 II. Актуализация знаний.

Чтобы мы хорошо отвечали на уроке, чтобы язык наш слушался нас, давайте проведем речевую разминку  Слайд 2

 – Прочитайте предложение. (Слайд 2). Как называются такие высказывания?

Семья в куче, не страшна и туча.

– Прочитайте пословицу, делая ударение каждый раз на другом слове.

Прочитайте:

  • с удивлением,
  • с вопросительной интонацией,
  • с веселой интонацией,

 – Как вы понимаете эту пословицу?

(если семья дружная, то никакие беды ей не страшны)


– Эта пословица будет как бы девизом нашего урока. А почему на этот вопрос вы ответите в конце нашего урока  

III. Постановка учебной задачи

(Работа по технологии продуктивного чтения)

 

Работа в группах.

- Ребята сейчас будем работать в группах

 -Перед вами листочки, на которых написаны пословицы, но эти пословицы потеряли свое начало и конец . Вам нужно будет соединить начало и конец пословиц, чтобы получились верные высказывания  объяснить смысл этих пословиц, а также ответить на вопрос который тоже лежит у вас на столе.

-1группа объяснит смысл пословицы под №1;

 (1когда все члены семьи в сборе душа спокойна и человек не волнуется понапрасну.

2когда в семье все хорошо никто не ругается(мир да тишь),тогда эта семья поистине крепка и ничего ее не сломит.)

-2 группа объяснит смысл пословицы под№2;

(Когда человек почитает своих родителей и  прислушивается к их советам, это  помогает ему избежать многих ошибок.)

-3 группа объяснит смысл пословицы под №3.

(Это значит что дети   приносят роителям как  радость так и горе. Смысл в том что если  ребенок радуется, то радуются и родители,  а вот  если случилось   горе, то родителям горе.

(идет работа в группах )

Теперь давайте проверим, посмотрите на слай3

Вся семья вместе…         … тот вовек не погибает.

Кто родителей почитает…    …детки же и горе.

Детки  -  радость…      …и душа на месте.

- Что общего  у этих пословиц? (1 группа)

- Как вы понимаете слово «семья»? (2 группа)

- Зачем люди создают семьи? (3 группа)

IVФормулирование темы урока

Слайды с фотографиями семьи, пожилых людей 4-5

-Расскажите, что вы видите на фотографиях. Сделайте свои  предположения, о чем сегодня пойдет речь

( сегодня мы на уроке поговорим о семье, о пожилых, старых людях)

-Верно. Читать мы будем о пожилых людях, об отношении в семье к старым людям.

-Что такое старость?

 - Есть ли в вашей семье старые люди?

-Как вы о них заботитесь? (Ценим и уважаем, заботимся о них, помогаем им, утешаем их в трудную минуту, не обижаем их и не огорчаем их)

-Посмотрите на слайд 6 , прочитайте названия этих книг и скажите  с произведением какого писателя мы познакомимся?

(мы познакомимся  с произведением  Л.Н.Толстого)

-Но для того чтобы узнать о ком мы будем сегодня читать, отгадайте загадку слайд7

Он трудится не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед –

Мой родной, любимый …(дед)

- Верно. Читать мы будем о пожилых людях, об отношениях в семье к старым людям.

-Прочитайте,  как называется рассказ «Старый дед и внучек»

Слайд 8

- Да, ребята, именно с этим рассказом мы с вами познакомимся на сегодняшнем уроке.

V. Работа по теме урока (Совместная деятельность по достижению цели)

  -Прослушайте рассказ Л.Н.Толстого   «Старый дед и внучек». Я попрошу вас внимательно слушать каждое слово,  размышлять над каждым предложением и определить какое это произведение по настроению?

 (Знакомство с текстом - первичное чтение.  (аудио слушание)

 -Какое это произведение по настроению?

(грустное)  

-Почему вы так решили?    

  Какие чувства вы испытали? Как бы вы продолжили это предложение  слайд9

Я почувствовал…

(Я почувствовал жалость, стыд, грусть…)

Вторичное чтение (читают жужжанием)

 СЛОВАРНАЯ  РАБОТА

-Произведение «Старый дед и внучек» рассказывает об истории, которая произошла в одной семье. Написана она очень давно и при чтении  вам встретились слова, которое в наше время практически не употребляются.

 -Возьмите  в руки карандаши,  отметьте  незнакомые вам слова.

(выполняют)

-Какие слова для вас непонятны и незнакомы? Давайте посмотрим их объяснение на слайде 10

ЛОХАНКА

НЕВЕСТКА

БРАНИТЬ

СЛАЖИВАЕТ

-Есть в  тексте то, что вас УДИВИЛО или заставило задуматься?

-Есть в тексте то, с чем вы  НЕ СОГЛАСНЫ?

Физминутка.

Раз, два, три, четыре

Кто живёт в нашей квартире?

Раз, два, три, четыре, пять.

Всех могу пересчитать.

Мама, папа, брат, сестрёнка,

Кошка Мурка, два котёнка,

Мой, щенок, сверчок и я.

Вот и вся моя семья.

 

 VI. Закрепление  знаний и способов действий

Ребята, вы прочитали рассказ, скажите мне на сколько частей можно поделить текст? (на 4)

А теперь давайте попробуем ответить на вопросы

- Назовите главных героев рассказа.(Дед, невестка, сын, внучек)

-  Почему деда стали кормить за печкой? слад11

- Найдите в тексте и прочитайте, почему деда не сажали за стол?

-Что случилось во время обеда за печкой?

- А как вы думаете почему дед уронил и разбил чашку?

-(Потому что он был бессильный, слабый, беспомощный, всё выполняет и со всем соглашается).

 - Как вы думаете, всегда ли дедушка был таким        беспомощным? 

Выборочное чтение 

-  - Прочитайте, Что сделала невестка, когда дедушка разбил чашку с едой?

-Как вы охарактеризуете невестку?

(Грубая, бессердечная, злая, она не уважает старших)

- Прочитайте, чем ответил на брань невестки старик?

-  Как он повёл себя? 

- Почему он вздохнул и нечего не сказал?

(Ему было жаль себя и он молчал, чтобы ещё больше не прогневать невестку. Он сожалел о том, что плохо воспитал сына или о том, что сыну досталась плохая жена)

 (выборочное чтение)

 - Почему родители Миши заплакали?

- Как изменилась жизнь дедушки после этого   случая?

  - Что можно сказать о сыне деда? Какой он? (Он равнодушный, бездушный) Почему он не заступился за своего родного отца?

( он слепо подчиняется своей жене. Он не защитил своего родного отца)

- Что заставило измениться невестку и сына по отношению к деду? (Слова Миши)

Что испытали родители после слов Миши? Почему они заплакали?

Получается, что сынишка преподнёс им урок. Какие слова подойдут для характеристики Миши?

(Справедливый, добрый, умный) 

Самостоятельная работа

работа в группах

 Задание:

-Составьте кластер – описание данной семьи.

Итоги урока. Рефлексия

 - Чему научил нас рассказ Л.Н.Толстого? Как вы думаете зачем он его написал?

(уважать старших, терпимости к старым людям…..)

Издревле символом семьи являлось дерево, как показатель силы и мощи семьи. И как вы догадались это дерево в нашем классе не случайно. Это дерево станет деревом мудрости и обретёт совершенно другой вид, а какой это зависит от вас. Листочки этого дерева необычные, в виде ладошек. Ладошка – это символ заботы согласия доброты

Возьмите ладошки соответствующие вашему настроению и напишите на нём, что вы пообещаете самому себе по отношению к вашим близким. Начать можно со слов обещаю, постараюсь, я хочу, буду…

1.обещаю любить бабушку и дедушку

2. я постараюсь видеть чужую боль

3. Не буду грубить маме и папе

4.Буду  добрым,

5.хочу быть терпимым   

 6. я постараюсь быть милосердным

 7.  буду уважать права других

 8. постараюсь принять другого таким, какой он ест

9. я хочу  быть любящим, помогать своим друзьям

10. я постараюсь быть заботливым  

11. буду почитать старших

12. постараюсь быть великодушным

(Дети зачитывают и крепят ладошки  к дереву)

Видите наше дерево стало ещё краше.

 Семья в куче, не страшна и туча.

Оценивание.

Благодарю вас за работу на уроке.

Домашнее задание.

 Составьте кластер своей семьи

А ещё хочу раздать каждому из вас памятку                             «Советы детям»

  1. Любите, цените и берегите своих родителей, их вам никто не заменит.
  2. Преодолевайте лень, всегда старайтесь помочь родителям – это принесёт им радость.
  3. Вам нравится улыбка мамы, одобрение папы. Старайтесь, чтобы они у вас в доме были каждый день. Это зависит только от вас самих.
  4. Дарите цветы маме, бабушке, сестре пусть полевые или, даже нарисованные дарите их как можно чаще.

И помните слова Марины Цветаевой «Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами, а вы будете ими» 

 Мои пожелания:

  • Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.
  • Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте.
  • Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания.
  • Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.
  • Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.

- И всё это вам поможет жить в мире.

Кто родителей почитает, … если в семье вражда.
Не будет добра, … тот вовек не погибает.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА №1 с. СРЕДНЯЯ ЕЛЮЗАНЬ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтению А. Милн "Винни - Пух" 2 класс, Школа 2100

Данная презентация поможет учителю организовать урок по данной теме в  интересной, познавательной форме. К презентации прилагается конспект урока, в котором расписаны все этапы ....

Открытый интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира в 4 классе. Тема: "Лес – природное сообщество"

Цель: формирование представлений о лесе как о природном сообществе.Задачи: Создавать условия для обогащения опыта учащихся, познакомить их с разнообразием лесных обитателей, ярусами, лесной подстилкой...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ. Урок проведен во 2 «б» классе 6 апреля 2010г.

Урок знакомит детей с понятием "заклички"как вид устного народного творчества Руси....

Открытый урок литературного чтения. Пришвин "Ребята и утята". 2 класс

Открытый урок литературного чтения. Пришвин "Ребята и утята"....

Открытый урок литературного чтения Л.Н. Толстой "Прыжок" (3 класс)

Урок литературного чтения на тему "Л.Н. Толстой "Прыжок" предполагает знакомство учащихся 3 класса с биографией великого русского писателя и с содержанием его рассказа "Прыжок". В ходе урока ученики п...

Работа по формированию предметных результатов. Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира в 3 классе (открытый урок в рамках районного семинара в 2013-2014 уч.г.).

Данный материал включает конспект интегрированного урока по литературному чтению и окружающему миру. Используется ИКТ-технология....

Конспект открытого урока по литературному чтению. А. П. Чехов. "Белолобый", 4 класс, УМК Система развивающего обучения Л.В. Занкова.

Данный конспект был разработан для открытого урока по литературному чтению. Предназначен для 4 класса,работающего по УМК Система развивающего обучения Л.В.Занкова...