Открытый урок литературного чтения. Пришвин "Ребята и утята". 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме
Открытый урок литературного чтения. Пришвин "Ребята и утята".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение,
средняя общеобразовательная школа № 38
(ул. Шевченко, 21)
Открытый урок литературного чтения во 2 А классе Михаил Пришвин «Ребята и утята»
Учитель:
Рукамеда Ольга Сергеевна
Ноябрь 2011г
г Тула
Урок литературного чтения "М.Пришвин "Ребята и утята". 2-й класс
Рукамеда Ольга Сергеевна, учитель начальных классов
Цели:
1Познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина; организовать эмоционально-эстетическое восприятие; учить формировать идею произведения; познакомить с художественными особенностями произведения;
2) Развивать речь учащихся; развивать навык осознанного и правильного чтения; формировать умение отвечать на вопросы по содержанию текста; находить в тексте предложения, подтверждающие устное высказывание;
3) Воспитывать способность замечать красоту природы, потребность в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру, интерес и уважение к писателю как создателю художественного произведения.
- Ход урока
- І. Организационный момент
-На прошлом уроке чтения мы с вами говорили о том, что у каждого человека есть друзья детства, друзья юности, друзья старости. А есть друзья, которые идут с человеком по всей его жизни. Такими друзьями могут быть и ...
Не дерево, а с листочками,
Не рубашка, а сшита.
Не растение, а с корешком
Не человек, а с разумом. (Книга) (Слайд 1)
-Правильно. Скажите, ребята, а зачем человеку книги?
-Книга действительно наш лучший друг, т.к. знакомит нас с окружающим миром, учит и воспитывает в нас добро, уважение, любовь к природе и многое другое.
- ІІ. Актуализация знаний
1. Рассказ о М.Пришвине.
– Сегодня мы познакомимся с произведением автора, который стал писателем, прежде попробовав себя в нескольких профессиях. Этот человек, путешествуя по неисследованным северным лесам, по азиатским степям с дорожной сумкой и охотничьим ружьем, наблюдал за природой. Любовался её красотой. Это был не просто наблюдательный человек, а человек неравнодушный к чужой проблеме, беде.
– Какого человека можно назвать неравнодушным?
– Так вот и этот человек всегда старался помочь не только людям, но и вообще природе. Даже, когда шел по зимнему лесу, он не мог пройти равнодушно мимо берез, склонившихся под тяжестью снега. Он брал палку и сбивал снег, освобождая березки. Его неравнодушие проявлялось во всех его делах и поступках. В рассказе, с которым мы познакомимся сегодня, вы сами поймете, что это был за человек.
– Прочитайте, что о нем написал К.Паустовский: (слайд2)
“Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю…”
- На долю кого выпала бы эта благодарность?
- М.Пришвин. (слайд3)
-Михаил Михайлович Пришвин прожил долгую, насыщенную событиями жизнь. Родом он был из бедной семьи. Но получил хорошее образование. Работал агрономом, был несколько лет сельским учителем, библиотекарем. Много путешествовал, накопил много впечатлений. Начал писать в 30 лет. Пришвин был влюблён в свою Родину, в её красоту, в леса и поля, реки и озёра, в птиц и зверей. Все произведения Пришвина проникнуты большой любовью к природе. Природу и Родину Пришвин рассматривал как единое целое. Неслучайны слова автора «Охранять природу – значит охранять Родину». Мы к ним ещё вернёмся. Пришвин был очень наблюдательным человеком, способным рассказать историю не только леса, но и любого листка, травинки, гриба. Прекрасно знал жизнь обитателей лесов, полей и необыкновенно увлекательно рассказывал о них в своих книгах.
-Посмотрите, на экране представлены произведения, с которыми вы уже возможно знакомы ( слайд4) и книги, встреча с которыми предстоит. Своими произведениями Пришвин воспитывал в людях любовь к природе.
- ІІІ. Сообщение темы урока
– А вот как вы считайте, почему люди пишут книги?
– Мир вокруг нас огромен, прекрасен, удивителен. А М.Пришвин старался передать красоту мира словами, чтобы люди, прочитав его рассказы, тоже начали видеть и чувствовать эту красоту. Тогда они становятся лучше.
– Давайте и мы попробуем увидеть красоту природы и попытаемся стать лучше, познакомившись с новым произведением М.Пришвина.(слайд 5)
- IV. Изучение нового материала
– Прочитайте заглавие рассказа.
– “Ребята и утята”
– Как вы думаете, кто главные герои этого произведения?
– Кто видел маленьких утят?
– Где?
– Утки бывают не только домашние, но и дикие. Об одной из диких уточек – чирке-свистунке и написал свой рассказ М.Пришвин.
1) Словарная работа.
– В тексте вам встретятся незнакомые слова. Попробуем объяснить их значение.
Чирок-свистунок – птица семейства утиных. Обитают эти птицы на небольших водоемах. (слайд 6)
Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1 км. (слайд 7)
Паровое поле – поле, отдыхающее от посевов.
Овсяное поле – поле, засеянное овсом. (слайд 8)
Вода спала – с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился. (слайд 9)
Кузница – помещение, где работают кузнецы. (слайд 10)
2) Физминутка.
3) Чтение рассказа.
– Теперь мы прочитаем рассказ, а потом вы попробуете доказать, что М.Пришвин был неравнодушным человеком.
(Чтение рассказа учителем)
4) Анализ и выборочное чтение произведения.
– Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера?
– Докажите строчками из произведения.
– Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса?
– На свободу.
– Что значит для утят свобода?
– Долго ли раздумывала уточка, прежде чем перевести своих утят?
– Докажите строчками из произведения.
– Сколько надо было идти до озера?
– 3 версты.
– Сколько это километров?
– Чуть больше 3 километров.
– Это много или мало для человека?
– А для маленькой уточки?
– Прочитайте, как шла мать-уточка с утятами.
– Почему уточка-мать шла позади утят?
– Какие враги были у уток?
– Докажите строчками из произведения.
– Кто страшнее?
– Почему?
– Как стали вести себя мальчишки, увидев утят?
– Докажите строчками из произведения.
– Зачем ребята это делали?
– Просто так, для забавы.
– Как вела себя уточка, когда ловили её утят?
– Докажите строчками из произведения.
– Могла ли утка кричать?
– Докажите строчками из произведения.
– Её немота, беззащитность, отчаяние – все в этих движениях.
– А какое чувство пережили утята?
– Как вы думаете, если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали?
– А какое слово вы кричите, когда боитесь?
– Мама!
– А ваша мама переживает за вас?
– Как она ведет себя при этом?
– Как в рассказе чаще всего называют уточку?
– Мать.
– А какая она мама?
– Заботливая.
– Вам её жалко?
– Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас , которые испытала уточка-мать. Но вы можете представить , как поведет себя ваша мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает.
– Какие пословицы о маме вы знаете?
– Утята пойманы, что собираются делать ребята?
– Докажите строчками из произведения.
– Кто помешал мальчишкам?
– Смогли ли они объяснить свой поступок?
– Какое приказание дал им взрослый?
– Докажите строчками из произведения.
– Назовите слова, которые показывают строгость автора.
– Что делали бы вы, оказавшись рядом?
– Что можно сказать о ребятах?
– Как их назвал рассказчик?
– Как можно назвать их по-другому?
– Можно ли сказать, что ребята были жестокими?
– Поэтому-то автор и назвал их ласково, понимая, что они это сделали неумышленно.
– Что сделала уточка-мать, когда её детей отпустили?
– Докажите строчками из произведения.
– Как шла уточка-мать в начале рассказа?
– А почему сейчас она побежала впереди?
– Хотела быстрее увести детей от врагов.
– Как Пришвин попрощался с утятами?
– Что он сделал при этом?
– Докажите строчками из произведения.
– Что означает этот жест: снять перед кем-то шляпу?
– Знак уважения.
– Перед кем этот знак уважения?
– Почему?
– Как мальчишки на это прореагировали?
– Почему?
– Что пожелали люди уточке?
– Нужно ли было пожелание людей уточке?
– Почему?
– Докажите строчками из произведения.
5) Работа над иллюстрацией.
– Посмотрите на иллюстрацию.
– Кто изображен на переднем плане?
– Что они делают?
– Кто изображен на заднем плане?
– Что они делают?
– Найдите в рассказе слова, которые можно подписать под этой иллюстрацией.
– Для чего М.Пришвин написал свой рассказ?
– Что его волновало?
– Вызывают ли у вас сочувствие действующие лица
– Кто именно?
– А кто нет?
– Почему?
6) Работа с пословицами.
– Давайте попробуем продолжить пословицы, записанные на доске. (слайд 12)
– Прочитайте их про себя.
– Вслух прочитает первую пословицу …
(Умел ошибиться – умей и …)
– Продолжите пословицу.
– Умел ошибиться – умей и поправиться.
– К кому из действующих лиц рассказа подходит эта пословица?
– Почему?
– Вслух прочитает вторую пословицу …
(Сей добро, посылай …, оделяй …)
– Продолжите пословицу.
– Сей добро, посылай добро, оделяй добром.
– К кому из действующих лиц рассказа подходит эта пословица?
– Почему?
7) Определение главной мысли рассказа.
– Как автор назвал свой рассказ? (слайд13)
– Почему?
– Автор делает ребят и утят главными действующими лицами, подчеркивая, что мы живем все вместе, рядом, о совместном сосуществовании.
– Чему научил М.Пришвин ребят и нас своим рассказом?
– Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь и воспитать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь.
– Что же вы можете сказать о М.Пришвине? (слайд 14)
– Докажите, что М.Пришвин – человек
а) добрый;
б) строгий;
в) неравнодушный.
8) Заключительное слово.
– Вот уже несколько десятков лет, как нет с нами М.Пришвина. Но для нас с вами он оставил послание: (слайд 15)
Мои молодые друзья!
Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти сохранить, их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные. Будем охранять наши леса, степи, горы.
Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину".
V. Итог урока
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок литературного чтения в 3-м классе по теме: Обучение умению анализа стихотворения на примере стихотворения К.Д. Бальмонта «Осень».
Познакомить детей с творчеством К. Д. Бальмонта....
открытый урок литературного чтения в 4-ом классе УМК"Школа России" С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»
Цель: продолжить работу над сказкой «Аленький цветочек»; отрабатывать навыки правильного осознанного чтения; давать характеристику героям сказки, учить анализировать сказку, работать с книгой; обогаща...
Открытый урок литературного чтения в 1 «А» классе по теме: «Использование слов он, она, оно».
Открытый урок литературного чтения в 1 «А» классе по теме: «Использование слов он, она, оно», проведенный на районном семинаре "Проблема преемственности и успешной адаптации при переходе д...
Открытый урок литературного чтения во 2 "Б" классе.
В рамках проведения городских открытых мероприятий педагогических работников, реализующих ФГОС ОВЗ, прошел урок литературного чтения во 2 «Б» классе. Провела урок учитель нача...
Открытый урок литературного чтения во 2-м классе по теме "Сказки Х.-К. Андерсена"
Открытый урок литературного чтения во 2-м классе по теме "Сказки Х.-К. Андерсена"...
Открытый урок литературного чтения в 3 Б классе К.Г.Паустовский "Растрепанный воробей" (Районный семинар для учителей начальных классов общеобразовательных организаций Белгородского района)
Открытый урок литературного чтения в 3 «Б» классеУчитель-Семяшкина А.В.(районный семинар для учителей начальных классов) Тема: К.Г. Паустовс...
Открытый урок литературного чтения во 2 Б классе Ш.Перро "Кот в сапогах" (Районный семинар для учителей начальных классов общеобразовательных организаций Белгородского района)
Открытый урок литературного чтения во 2 «Б» классеУчитель-Семяшкина А.В. Тема: Литература зарубежных стран. Ш. Перро «Кот в сапогах». ...