Конспект открытого урока по литературному чтению. А. П. Чехов. "Белолобый", 4 класс, УМК Система развивающего обучения Л.В. Занкова.
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Данный конспект был разработан для открытого урока по литературному чтению. Предназначен для 4 класса,работающего по УМК Система развивающего обучения Л.В.Занкова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka_literaturnoe_chtenie.docx | 48.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 4 б
Учитель: Журавлева Л.А.
УМК: Система развивающего обучения Л.В. Занкова
Учебный предмет: литературное чтение
Авторы учебника: Свиридова В.Ю.
Тема урока: А.П.Чехов «Белолобый»
Цель: Познакомить с рассказом А.П.Чехова «Белолобый», провести анализ образов главных героев.
Задачи урока:
Образовательные:
-совершенствовать навык правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения
-учить выражать отношение к героям произведения
- совершенствование текстовых умений
- обогащение словаря учащихся
-познакомить с литературоведческими понятиями: герои произведения, действующие лица.
Развивающие :
-развивать речь и творческое воображение
-развивать логику, мышление и память
-развивать у детей способность полноценно воспринимать художественный текст, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное.
Воспитательные :
-воспитывать эмоциональную отзывчивость к прочитанному
-формировать интерес к миру детской художественной литературы, воспитывать взаимовыручку; создание успеха для каждого ребёнка.
- обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления о мире, роли материнского инстинкта в жизни животных, о том, что часто нельзя побеждает хочу.
-воспитывать бережное отношение к окружающему миру, гуманное отношение к животным.
Планируемые результаты образования
Предметные учить работать с текстом; формировать умение составлять сравнительную характеристику персонажей произведения; развивать навыки беглого, выразительного, выборочного чтения;
Личностные проявлять интерес к изучению темы; умение высказывать свое отношение к прочитанному, выражать свои эмоции; мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
Метапредметные(критерии сформированности/ оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД)
Коммуникативные УУД: умение работать в паре; умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме;
Регулятивные УУД: умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение прогнозировать предстоящую работу в сотрудничестве с учителем; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексии
Познавательные УУД: умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов; умение на основе анализа объектов делать выводы; умение находить ответы на вопросы в иллюстрации, в тексте.
Тип урока: Урок открытия нового знания
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая; объяснительно – иллюстративный.
Образовательные ресурсы: выставка книг А.П.Чехова; карточки с заданиями, иллюстрации к рассказу «Белолобый» презентация, компьютер, мультимедиапроектор.
1.Организационный момент
Уч.
Улыбнулись, друзья,
За работу пора.
Пусть ваш поиск будет успешным,
Дружным, вдумчивым, интересным.
2.Актуализация знаний
- На прошлом уроке мы познакомились с содержанием одного из произведений А.П.Чехова, выполняли словарную работу.
- Сегодня мы проанализируем образы главных персонажей Дадим им общую характеристику. Выскажем свое мнение и отношение к этим героям.
Слайд – 1- откр.
(читает учитель по компьютеру)
Уч.
-А давайте заглянем в логово.
Средивалежин меж корней,
Отрывши яму для жилья,
Росла волчиная семья.
Уч.
- Можно ли эти строчки использовать в качестве эпиграфа к нашему уроку? Почему?
Дети:
( Можно, эти строки нам говорят ,что сегодня пойдет речь о волчихе и ее волчатах )
Слайд - 2 – откр.
Уч.
- Чтобы нам урок начать,
Надо след расшифровать
Вы внимательно смотрите.
Чей же след, тогда скажите?
Дети:
(След является волчьим, т. к. конечности пальцеходящие,
передние - пятипалые
задние - четырехпалые
волчьих - псовых, значит данный след является волчьим.)
Уч.
- С каким произведением мы продолжим знакомиться на этом уроке? Кто автор этого произведения?
Дети:
- С рассказом А. П. Чехова « Белолобый»
Слайд – 3 – откр.
Уч.
Чтобы лучше понять проблемы, которые поднимает и решает А.П.Чехов в своем произведении, обратимся к его биографии.
Дети:
Лобаченко В.
А.П. Чехов знаменитый русский писатель. Родился он 29 января 1860 г. на берегу Азовского моря в г. Таганроге, в маленьком домике на Полицейской улице.
Слайд-4-5 по очереди
открываю
В этом доме Антон Чехов начинал постигать мир, делал первые шаги, произносил первые слова. Отец, Павел Егорович, был купцом и имел бакалейную лавку. Мать, Евгения Яковлевна – домохозяйка. Открыта лавка была с пяти часов утра до одиннадцати ночи, и когда отец куда-нибудь уходил, в лавке по очереди сидели дети. Детей было шестеро: пять сыновей и одна дочь.
Слайд- 6 откр.
Шевченко Эв., Зол.Анастас
Когда Антоше исполнилось восемь лет,его отдали в гимназию, где уже учились старшие братья. В 1879 г. Окончив гимназию, Антон поступил на медицинский факультет Московского университета. В 80-е г. г. Чехов сотрудничал в разных юмористических журналах Петербурга и Москвы: « Стрекозе», «Будильнике»
Слайд-7 откр.
«Зрителе», « Москве», «Осколках».
В круг детского чтения вошли рассказы и повести « Ванька» , « Беглец», «Мальчики», « Каштанка», « Налим» и др.Рассказ «Белолобый» был напечатан в 1895г. в журнале «Детское чтение», а создан в Мелихове. А. П. Чехов писал в письме своему другу Суворину: « Жизнь без природы, без людей, без отечества - это не жизнь».Писатель очень любил животных, а они отвечали ему взаимностью. В Мелихове у него жили две таксы- Хина и Бром. В ялтинском саду жил даже ручной журавль.
А. П. Чехов болел, прожил 44года и в 1904г. скончался.
3.Постановка учебной задачи.
Уч.
Обобщение учителя:
-Хотя произведения Чехова написаны давно , они до сих пор читаются детьми и взрослыми и одно из таких произведений рассказ «Белолобый.»
- Мы , действительно не просто заглянем и узнаем, как живет волчья семья, но и попробуем проникнуть в мир чувств и отношений, в мир А. П. Чехова, этого великого русского писателя .А может, и совершим открытия.
Уч.
-Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
Дети:( Восприятие мира глазами волчихи )
Уч.
- Все ли вам известно о жизни волков?
- Какую ГИПОТЕЗУ ( предположение) мы можем выдвинуть?
Дети:
(Жизнь волка трудна и опасна )
будут доказывать гипотезу на протяжении всего урока.
Слайд – 8 откр.
Уч.
-Попробуем определить главную мысль произведения, в течение нашего урока. Что пытался донести до читателя этим рассказом великий мастер слова А. П. Чехов.
4.Проверка домашнего задания.
Уч.
- Назовите произведение, которое читали дома?
Дети:
(Рассказ А. П. Чехова « БЕЛОЛОБЫЙ»
Уч.
- Какова его тема?
( о животных )
Уч.
- Только ли об этом?
Дети:( о волчихе и щенке)
Уч.
-А какие еще персонажи есть?
Дети:
( Игнат и волчата )
Уч.
-Кто же главный герой произведения, без кого бы не могло состояться рассказа?
Дети:
( Без волчихи и щенка - это главные герои,
остальные действующие лица)
Уч.
- Поговорим о главных героях:
-Какое чувство у Вас вызывает волчиха?
Слайд – 9 откр.
( На слайде записаны предложения, они незаконченные, чтобы закончить их нужно найти слова из текста:
1.Чувство жалости, когда ……. Найди в тексте Зачитайте.
2.Волнения, когда …………
3.Тревоги, когда …………
4.Удивления,когда …………
5.Уважения и симпатии , когда …………
1.Чувство жалости, когда …..
Дети:
- ( Она была уже не молода и чутье у нее ослабело)
с.29-1часть.
- ( По слабости здоровья она уже не охотилась на телят и крупных баранов, как прежде, и уже далеко обходила лошадей с жеребятами, а питалась одною падалью; свежее мясо ей приходилось кушать очень редко, только весной, когда она , набредя на зайчиху, отнимала у нее детей и забиралась к мужикам в хлев, где были ягнята.)
с.29-30, 1 часть.
- ( Ее мучил голод, она думала о том, с какою жадностью она будет есть ягненка, и от таких мыслей зубы у нее щелкали и глаза светились в потемках, как два огонька.)
с. 31-2 часть.
2. Волнения, когда…….
Дети:
- ( Волчиха была слабого здоровья, мнительная; она вздрагивала от малейшего шума и все думала о том, как бы дома без нее кто не обидел волчат.)
с.29-1часть.
-( Прыгнув в дыру, волчиха упала передними лапами и грудью на что-то мягкое и теплое, должно быть, на барана, и в это время в хлеву что-то вдруг завизжало, залаяло и залилось тонким, подвывающим голоском, овцы шарахнулись к стенке, и волчиха, испугавшись, схватила, что первое попалось в зубы, и бросилась вон… )
с.31 – ч. 2
3. Тревоги, когда……
Дети:
- ( Запах человеческих и лошадиных следов, пни, сложенные дрова и темная унавоженная дорога пугали ее; ей казалось, будто за деревьями в потемках стоят люди и где-то за лесом воют собаки.)
с.29-1часть .
4.Удивления, когда……
Дети:
- ( Волчиха остановилась и положила свою ношу на снег, чтобы отдохнуть и начать есть, и вдруг отскочила с отвращением. Это был не ягненок, а щенок, черный, с большой головой и на высоких ногах, крупной породы, с таким же белым пятном во весь лоб, как у Арапки. Судя по манерам, это был невежа, простой дворняжка.
с.32-2 часть.
- « Зачем он бежит за мной? - думала волчиха с досадой. Должно быть, он хочет, чтобы я его съела»
с. 33- часть 2.
5.Уважение и симпатии, когда…….
Дети:
- ( Голодная волчиха встала, чтобы идти на охоту. Ее грели друг друга. Она облизала их и пошла.)
с.29 –ч. 1.
- ( и все думала о том, как бы дома без нее кто не обидел волчат.)
с.29-1ч.
Уч.
- Скажите, про какие заботы и трудности волчихи говорит нам автор?
а) заботы - - не попастся человеку
- обеспечить себе и детям пропитание
б) трудности - - возраст
- плохое зрение
- плохоечутье
Уч.
- А сейчас поработаем самостоятельно в парах.
- Какой , вы представляете себе волчиху?
- ( у вас в конвертах находятся слова, вам нужно будет подобрать слова, которые подходят к образу волчихи. Открывайте конверты, читайте, выбирайте нужные слова, которые подходят к образу волчихи и советуйтесь.)
- вижу ,уже многие выбрали, давайте проверим:
1-пара:
- назовите все слова, которые не подходят к образу волчихи?
(1 уч. Называет слова, которые не подходят к образу волчихи)
добрая неприветливая
злая безжалостная
- давайте проверим, у кого так, поднимите зеленую елочку, кто допустил ошибку –красную.
- А теперь зачитайте все слова , которые подходят к образу волчихи :
( 2 уч.в паре называет слова , которые подходят к образу волчихи, читает оставшиеся слова)
заботливая осторожная
любящая опытная
голодная старая
мнительная слабая
Уч.- Поднимите сигнальные елочки у кого так - (зеленая ел.), а теперь кто допустил ошибку - ( красная ел.)
Уч.
- Молодцы!
Уч.
- Дети, как случилось, что щенок попал к волчихе?
( Зачитайте отрывок)
Дети:
- Прыгнув в дыру, волчиха упала передними лапами и грудью на что-то мягкое и теплое, должно быть, на барана, и в это время в хлеву что-то вдруг завизжало, залаяло и залилось тонким, подвывающим голоском, овцы шарахнулись к стенке, и волчиха, испугавшись, схватила, что первое попалось в зубы, и бросилась вон….
с.31-ч.2
Уч.
- Что вы можете сказать о щенке?
(зачитайте отрывок)
Дети:
- а щенок, черный, с большой головой и на высоких ногах, крупной породы, с таким же белым пятном во весь лоб как у Арапки. Судя по манерам, это был невежа, простой дворняжка.
с.32-ч.2
Уч.
- Так какой же второй главный герой произведения.
(Белолобый)
Уч.
-Давайте определим , какие качества характера были присущи Белолобому.
Слайд - 11 откр
- Ребята, был ли щенок- Белолобый:бесхитростный и т.д.
бесхитростный- (да) беззащитный- (да)
мужественный- (нет) умный-(нет)
глупый-(нет)доверчивый – ( да)
добрый-(нет)забавный – ( да )
бестолковый-(да) робкий - ( нет )
веселый-(да) общительный – (да)
( фронтальный опрос ,щелчк. убираются слова , которые не подходят к образу щенка)
Уч.
- Зачитайте слова , которые подходят к образу щенка, каким же был щенок?
(1 ребенок зачитывает )
-Уч.
- Как вы думаете, понимал ли он, что ему грозит опасность, если он пойдет с волчицей к ее логову?
Дети:
( нет, он был очень глупый и маленький)
5.Физминутка
6.Работа по теме урока.
- А теперь прочтем 3-ю часть.
Словарная работа
-Чтобы нам было легче читать, разберем значение слов.
- Что такое хлев? Специальное помещение для домашнего
скота.
- Что такое наст? Заледеневшая корка на снегу после
короткой оттепели.
-Что такое слега? Толстая жердь ,брус.
- Что такое яровая пшеница? Засеваемая весной и
созревающая летом
или осенью в год посева.
- А теперь мы прочитаем 3-ю часть и ответим на вопрос после чтения .
7.Анализ содержания. 3 части
-Почему случилось так, что волчиха не съела щенка, хотя была очень голодна?
( Читают подготовленные дети)
Лобаченко В., Шевченко Э., Капитула Ул.,Золоторева А.,
Саранчук Л., Ускова А., Пилипенко Ол..
Уч.
-Так почему волчиха не съела щенка, хотя была очень голодна?
Дети :
- ( от него шел неприятный запах ,воняло, пахло псиной)
- ( она мать - а он детеныш)
- ( идет борьба чувств: голода и материнства )
- Докажите, зачитайте.
с.35-3 ч.
(-« Съем-ка его…» - решила волчиха. Она подошла к нему, а он лизнул ей в морду и заскулил, думая, что она хочет играть с ним. В былое время она едала собак, но от щенка сильно пахло псиной, и, по слабости здоровья, она уже не терпела этого запаха; ей стало противно, и она отошла прочь…
Уч.
- Что еще повлияло на то , что волчиха не съела щенка?
Дети:
( дружба волчат со щенком, он такой же, как ее дети;
дружба помогла закреплению чувств материнства )
дети, если не ответят, то
учитель
Уч.
- Ребята прочитайте на слайде слова:
( один ученик читает)
« была слабого здоровья»
« она вздрагивала»
« думала»
« помнила»
« соображала»
« ее мучил голод»
-Ребята, а если бы вы не читали этот рассказ, и глядя на эти слова, чтобы вы сказали - о ком так можно сказать в жизни ?
Дети:
( о человеке)
Уч.
- А как вы думаете, почему Чехов приписывает лютому зверю человеческие качества?
Дети:
( потому, что на этом образе мы видим, что животные, хотя и не говорят, но они страдают, им тоже бывает горько, только об этом они знают только сами,они переживают за своих детей, как наша волчиха.)
Уч.
- Верно, я думаю, что у нас появляется чувство уважения и гордости за прекрасного русского писателя А.П. Чехова, сумевшего таким доступным и красивым языком рассказать о волчихе.
Уч.
- Давайте узнаем дальше, что произошло с волчицей и Белолобым?
8.Анализ содержания 4 части.
Прочитаем 4 – часть и ответим на вопрос после чтения:
-Почему автор отправляет волчиху на охоту во второй
раз ?
Дети:
( Читают подготовленные дети)
Лобаченко В., Шевченко Э., Капитула Ул.,Золоторева А .,
Саранчук Л., Ускова А., Пилипенко Ол.,ГабД.,Корчагина , Алексеева Ар..Ускова А., Ниценко К.
Уч
-Так почему же автор отправляет волчиху на охоту во второй раз?
Дети:
- ( Чтобы показать, как тяжело выживать животным в природе, вызвать в нас сочувствие)
Уч.
- А как описывается сторож Игнат? Зачитайте.
Дети:
с.36-ч.4
- ( Старик лет семидесяти, который , все кашлял и разговаривал сам с собой; обыкновенно ночью спал, а днем бродил по лесу с ружьем – одностволкой и посвистывал на зайцев. Должно быть, раньше он служил в механиках, потому что каждый раз, прежде чем остановиться , кричал себе: « Стоп, машина!» и прежде чем пойти дальше: « Полный ход!»При нем находилась громадная черная собака неизвестной породы , по имени Арапка. Когда она забегала далеко вперед, то он кричал ей: «Задний ход!»
с.37-ч.4
- ( когда на крыльце показался Игнат со своей одностволкой, то перепуганная волчиха была уже далеко от зимовья. Фюйть!- засвистел Игнат.-Фюйть! Гони на всех парах!Он спустил курок – ружье дало осечку; он спустил еще раз – и громадный огненный сноп вылетел из ствола и раздалось оглушительное «бу!» «бу!».Ему сильно отдало в плечо; и, взявши в одну руку ружье, а в другую топор, он пошел посмотреть, отчего шум…Немного погодя он вернулся в избу.
с.37-4ч.
-Ничего…-ответил Игнат. – Пустое дело .Повадился наш Белолобый с овцами спать, в тепле. Только нет того понятия, чтобы в дверь, а норовит все как бы в крышу и опять разворошил крышу.
Уч.
Чьими глазами мы его видим?
( глазами волчицы ) – зачитайте.
2ч.с.3
Дети:
- « Иногда он пел и при этом сильно шатался и часто падал ( волчиха думала, что это от ветра и кричал: « Сошел с рельсов!»
Уч.
- А за что Игнат наказал Белолобого? Справедливо ли наказал?
Дети ( устно)
( Игнат считал , что Белолобый приходил в хлев через крышу. А на самом деле это было не так. Солому на крыше разрывала волчиха.)
Уч.
-Так кто в рассказе « Белолобый» считает, что Белолобый глупый? Почему?
- ( Игнат считает Белолобого « глупым» он его так и называет « глупый».
Уч.
- Докажите, что щенок не глупый, а просто маленький.(Перечислите его умные поступки)
Дети:
- Нашел дорогу домой
- Когда волчица во второй раз наведалась в хлев, щенок помешал ей утащить ягнят, разбудив своим лаем мать Арапку.
Уч.
-Кто еще нам кажется смешным (глупым)?
Дети:
- (Игнат.)
- ( Он наказывает ни за что Белолобого, приговаривая « Ходи в дверь!Ходи в дверь!Ходи в дверь!»)
- ( А на самом деле Белолобый спас ягненка, когда волчица пришла за добычей второй раз, он залаял еще громче, проснулась Арапка и вышел Игнат и прогнал волчицу.)
Уч.
-Что спасает щенка щенка от гибели, когда он оказывается в « чужом мире», в лесу, среди диких волков?
Дети:
- ( его простодушие, наивность, так как он не знает, что волков надо бояться)
-( несмотря на свое простодушие, он не глупый, нашел дорогу домой.)
Уч.
- А кто спасаетволчиху от трех выстрелов сторожа?
Дети:
- ( Белолобый)
- ( щенок залаял и спугнул волчиху, это спало ей жизнь)
9.Итог урока.
Уч.
-А теперь давайте вернемся к нашей ГИПОТЕЗЕ , о том,
Что жизнь волка трудна и опасна.
- Скажите, доказали ли мы эту ГИПОТЕЗУ?
Дети:
(да, очень трудно им добывать пропитание, боятся людей, что могут попасться человеку, как волчице , которая два раза ходила за добычей и так у нее ничего не вышло, приходила ни с чем!)
Уч.
- Как вы думаете, почему автор назвал свой рассказ « Белолобый», а не « Волчиха»?
( С образом щенка связаны все остальные действующие лица ;именно щенок,его образ помог нам лучше понять волчиху. Узнать как борются два чувства: голода и материнства. Все завязано на щенке.)
Уч.
- Дети чему научил нас этот рассказ?
- любить животных,
-по доброму относиться к животным,
-понимать окружающий мир,
-сочувствовать животным;
Учитель или сильный ученик:
- А.П. Чехов хочет воздействовать на наши чувства, познакомить с жизнью диких животных, показать, что в природе свои законы, все живое имеет право на жизнь, вызвать желание гуманного отношения к животным, показать борьбу инстинктов.
Уч.
_ Как вы думаете ,для чего А.П.Чехов написал этот рассказ?
( чтобы люди стали внимательнее относится к природе, животным )
10.Самостоятельная работа. Тест.
И в заключении нашего урока проведем «Тест»
Тест
Выбери правильный ответ.
1. Жанр произведения:
а) рассказ б) повесть в) быль г) сказка
2. В каком месяце происходит событие?
а) январь б) февраль в) март г) апрель
3. Героями произведения являются:
а) волчица б) щенок в) сторож Игнат г) странник
4. Повествование ведется от лица:
а) автора б) волчицы в) Игната
5. Какой породы щенок Белолобый?
а) борзая б) лайка в) дворняжка
Уч. слайд -15откр.
И в завершении нашего урока ответьте на вопросы теста.
(На столе лежат тесты, прочитайте задания, выберите нужный ответ, обведите кружком.)
- Выбрали.
-Сверьте ваши ответы с ответами на слайде. Слайд- 16откр. - у кого так ( проверим сигнальной картой
- кто допустил ошибку(красную сигн. карту)
- а теперь посмотрите на тест, какое слово у нас получилось, если прочитать буквы:
1у,2м,3ни ,4ц,5а. Слайд -17.
Умница!
11.Рефлексия.
И перехожу к радуге ( рефлексия) читаю.
У меня на доске вот такая красивая радуга
Она необычная , на каждой ее дуге есть незаконченные предложения, вам нужно выбрать свое предложение, закончив его. Поставьте снежинку на нужную дугу радуги.
Музыка.
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова Тема: "Средства выражения авторского отношения к герою. Отличие позиции автора от позиции героя. Проверь себя"
конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО. урок предполагает использование диска "Проверь себя" на ноутбуках....
Конспект и презентация по литературному чтению. А.П. Чехов "Белолобый".
Конспект урока построен с учётом ФГОС. Учащиеся учатся работать с информацией, по плану, строить и доказывать гипотезу....
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Н.КУН " ОЛИМП" 4 класс
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Н.КУН "ОЛИМП" 4 класс...
Конспект открытого урока по литературному чтению "А.Куприн "Слон" 3 класс "Школа России"
Конспект составлен в соответствии с ФГОС. В ходе урока использовалась физминутка "Слон". Видеоролик на тему"Семья"....
Конспект открытого урока по литературному чтению "Стихи о маме" 2 класс
Стихи о маме. Е.А.Благинина «Посидим в тишине», Э.Э.Мошковская «Я маму мою обидел»Цели урока: · познакомить учащихся с произведениями о маме;·...
План – конспект открытого урока по литературному чтению в 1 "Буква э"классе
Тема: Гласный звук [э], буквы Э, э.Задачи:1. Познакомить со звуком [э], буквами Э, э.2. Совершенствовать навыки чтения, умение рассуждать, работать с те...
Конспект открытого урока по литературному чтению УМК "Школа России" 2 класс СтихиАлексея Плещеева "О весне" (с презентацией)
Файл содержит презентацию и конспект урока, картинки и словарик к уроку. К сожалению, не возможно загрузить презентацию с аудио и видеоматериалами. К уроку использовались аудио и видео материалы (Анто...