Открытый урок литературного чтения Л.Н. Толстой "Прыжок" (3 класс)
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме
Урок литературного чтения на тему "Л.Н. Толстой "Прыжок" предполагает знакомство учащихся 3 класса с биографией великого русского писателя и с содержанием его рассказа "Прыжок". В ходе урока ученики просматривают презентацию о жизни и творчестве Л.Н. Толстого и переходят к чтению рассказа "Прыжок" по частям. После прочтения каждой части учитель предлагает учащимся ответить на вопросы по прочитанному. После работы с текстом целесообразно выполнить задание на интерактивной доске, в котором ученики должны расположить картинки в том порядке, в котором события развивались в тексте рассказа. В заключении урока учащиеся раскрывают основную мысль рассказа и делятся своими впечатлениями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya_v_3_klasse.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНО УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ
городского округа Орехово-Зуево
Конспект открытого урока литературного чтения в 3 классе
по теме
Л.Н. Толстой «Прыжок»
Учитель начальных классов
Кузнецова Евгения Александровна
2013-2014 учебный год
Цель: организовать деятельность учащихся при ознакомлении с рассказом Л.Н. Толстого «Прыжок».
Задачи:
- развивать устную речь учащихся, учить умению высказывать свои мысли, разрешать проблемные ситуации;
- формировать литературоведческие представления, обеспечивающие детям полноценное восприятие произведения, помочь постичь идею произведения через его форму, проникнуть в настроение произведения;
- учить понимать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте, работать с композиционными частями рассказа;
- дать почувствовать детям необыкновенную силу слова, развивать эмоциональный мир детей, учить читателей постигать внутреннее состояние человека через его внешнее проявление.
УУД:
Коммуникативные – формулировать собственное мнение и позицию, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
Регулятивные – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные – контролировать и оценивать процесс и результат деятельности, поиск и выделение необходимой информации.
Личностные – учебно-познавательная мотивация учебной деятельности, следование моральным нормам и этическим требованиям.
Оборудование:
- рисунки детей по рассказам Л.Н. Толстого;
- интерактивная доска;
- система для голосования Interwrite Response;
- презентация о жизни и творчестве Л.Н. Толстого.
Ход урока:
- Организационный момент
- Проверка домашнего задания
- Ребята, с каким произведением мы работали на прошлых уроках? (рассказ Николая Георгиевича Гарина-Михайловского «Тёма и Жучка»).
- Какие впечатления произвел на вас сюжет этого рассказа?
- Сегодня на уроке мы продолжим разговор о человеческом мужестве и отношении к животным. Но прежде, вы ответите на вопросы теста по рассказу «Тёма и Жучка». И выясним, насколько хорошо вы поняли его содержание.
Тест с использованием Interwrite Response
- Молодцы! Результат теста нас очень порадовал. А мы продолжаем наш урок.
3. Подготовка к восприятию нового материала
- Вот новый день и новый час,
Урок литературы новый.
Но старый друг у нас в гостях –
Мудрейший человек и мастер слова.
- О каком известном писателе эти слова вы поймете, послушав информацию о нем.
Он родился в 1828 году в усадьбе Ясная поляна. Прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире. Этот писатель очень любил детей. Он открыл школу в Ясной Поляне, написал Азбуку и сам учил детей. С некоторыми рассказами этого замечательного писателя вы знакомились ранее. (Л.Н. Толстой)
Презентация о жизни и творчестве Л.Н. Толстого
Слайд 1. - Сегодня мы пролистаем некоторые страницы альбома творческой жизни Л.Н.Толстого. Повторим пройденное и узнаем много нового и интересного.
Слайд 2. Лев Николаевич Толстой родился 28 августа 1828 года в имении Ясная Поляна, близ города Тулы. Это дом писателя, сейчас он является музеем.
Слайд 3-4. Его сохранили в неприкосновенном виде, и создается впечатление, что это жилой дом, а хозяин куда-то ненадолго отлучился. В Ясной Поляне писатель провёл большую часть своей жизни. Уже в детстве Лев отличался от братьев искусством составлять шарады, маленькие рассказы. Он очень многим интересовался и всю жизнь пополнял свои знания.
Слайд 5. Вместе с братьями он затеял издавать рукописный журнал «Детские забавы». Лёва вёл рубрику «Натуральная история», где писал рассказы о птицах. Пристрастие к жанру рассказов о животных осталось навсегда. Это был самый мудрый русский писатель. И когда люди читают его книги, то становятся умнее. Я уверена, что произведение, которое мы будем сегодня изучать, и вас тоже многому научит.
- Какие рассказы Л.Н. Толстого вы знаете? (Акула, Лев и собачка, Косточка, Ворон и лисица, Как мужик гусей делил, Филипок, Слон, Липунюшка, Котенок).
- Многие из вас сделали рисунки к рассказам писателя.
Просмотр выставки
- Словарная разминка
- Открываем учебник на с. 109. Прежде чем начнем знакомство с текстом, выполнил словарную разминку.
На доске:
Раз-за-до-рил-ся
Вы-тя-ги-ва-лись
Прон-зи-тель-ный
Две-над-ца-ти-лет-ний
Ра-мах-нул-ся
Вдре-без-ги
- Кто знает, что такое «быль»? (то, что было на самом деле; реально произошедшие события).
- Первичное чтение текста по частям и анализ прочитанного
Часть 1.
- Где происходит действие рассказа? (на корабле)
- Знаете ли вы, что такое мачта? (вертикально стоящая конструкция на корабле, обычно на высоте 15-20 метров (5-8 этажный дом), с перекладинами, на которых держались паруса; от перекладин протягивалось множество веревок, канатов).
Слайд 6.
- Откуда на корабле обезьяна? (возможно, привезли из жарких стран для забавы)
- Какие слова передают поведение обезьяны? Зачитайте.
- Что мы знаем про мальчика? (он – сын капитана, ему 12 лет)
- Видимо, это важная для нас информация.
- Что сделала обезьяна?
- Какие чувства испытал мальчик? Зачитайте отрывок. (Мальчик остался без шляпы… он растерялся)
- Как вели себя люди на палубе?
- Как это подействовало на мальчика? (покраснел, скинул куртку…)
Физкультминутка.
Часть 2.
- Сумел ли мальчик догнать обезьяну?
- Что раззадорило мальчика еще больше? (мартышка забралась на макушку мачты и оттуда корчилась…)
- Были ли действия мальчики опасными для его жизни? Что с ним может произойти, если он потеряет равновесие?
- Как автор передает состояние людей на палубе?
Часть 3.
- Почему мальчик вдруг потерял равновесие?
- Для чего отец мальчика вынес ружье?
- Почему он прицелился в сына и потребовал, чтобы мальчик прыгнул воду? (побуждал его к прыжку, чтобы мальчик не упал на палубу)
- Обратите внимание, как мальчик прыгнул в воду.
- Как долго мальчик находился под водой? (очень трудно задержать дыхание)
- Почему отец закричал и убежал к себе в каюту? (он пережил сильное потрясение, испугался за сына)
- Как вы думаете, кто был виноват в этой опасной ситуации? (мальчик и матросы)
- Задание на интерактивной доске
- Посмотрите на иллюстрации к рассказу. Подумайте и попробуйте расположить картинки в том порядке, в котором события развивались в тексте.
- Итог урока, выставление оценок
- С каким произведением мы знакомились сегодня на уроке?
- Чему вас учит это произведение? (Задумываться над своими поступками, не теряться в трудных ситуациях, вовремя справляться со своими чувствами. Этот рассказ учит, что страх преодолеть нелегко, что иногда важные решения нужно принимать очень быстро, ведь от этого может зависеть чья–то жизнь. В рассказе «Прыжок» жизнь мальчика зависела от решения отца. Выстрел отца – это поступок. Если бы сын не прыгнул в воду, то он бы упал на палубу и разбился.)
- К какому жанру относится это произведение. (Это рассказ. Произведение небольшое по объёму. Рассказывается только один случай из их жизни героев.)
- Как вы думаете, почему рассказ называется «Прыжок»? (Прыжок мальчика – это тоже поступок, храбрый поступок. Этим поступком мальчик преодолевает трусость, растерянность. Прыжок спасает его от смерти.)
- Домашнее задание
Стр. 109-111 (читать, пересказывать)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок литературного чтения в 3-м классе по теме: Обучение умению анализа стихотворения на примере стихотворения К.Д. Бальмонта «Осень».
Познакомить детей с творчеством К. Д. Бальмонта....
открытый урок литературного чтения в 4-ом классе УМК"Школа России" С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»
Цель: продолжить работу над сказкой «Аленький цветочек»; отрабатывать навыки правильного осознанного чтения; давать характеристику героям сказки, учить анализировать сказку, работать с книгой; обогаща...
Открытый урок литературного чтения в 1 «А» классе по теме: «Использование слов он, она, оно».
Открытый урок литературного чтения в 1 «А» классе по теме: «Использование слов он, она, оно», проведенный на районном семинаре "Проблема преемственности и успешной адаптации при переходе д...
Открытый урок литературного чтения во 2 "Б" классе.
В рамках проведения городских открытых мероприятий педагогических работников, реализующих ФГОС ОВЗ, прошел урок литературного чтения во 2 «Б» классе. Провела урок учитель нача...
Открытый урок литературного чтения во 2-м классе по теме "Сказки Х.-К. Андерсена"
Открытый урок литературного чтения во 2-м классе по теме "Сказки Х.-К. Андерсена"...
Открытый урок литературного чтения в 3 Б классе К.Г.Паустовский "Растрепанный воробей" (Районный семинар для учителей начальных классов общеобразовательных организаций Белгородского района)
Открытый урок литературного чтения в 3 «Б» классеУчитель-Семяшкина А.В.(районный семинар для учителей начальных классов) Тема: К.Г. Паустовс...
Открытый урок литературного чтения во 2 Б классе Ш.Перро "Кот в сапогах" (Районный семинар для учителей начальных классов общеобразовательных организаций Белгородского района)
Открытый урок литературного чтения во 2 «Б» классеУчитель-Семяшкина А.В. Тема: Литература зарубежных стран. Ш. Перро «Кот в сапогах». ...