Открытый интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира в 4 классе. Тема: "Лес – природное сообщество"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Цель: формирование представлений о лесе как о природном сообществе.
Задачи:
- Создавать условия для обогащения опыта учащихся, познакомить их с разнообразием лесных обитателей, ярусами, лесной подстилкой;
- Способствовать речевому развитию и формированию навыкам чтения через произведения Н. Сладкова;
- Воспитывать интерес к природе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Открытый интегрированный урок
литературного чтения и окружающего мира
в 4А классе.
Тема: Лес – природное сообщество.
Лес – не школа, а всему научит.
Цель: формирование представлений о лесе как о природном сообществе.
Задачи:
- Создавать условия для обогащения опыта учащихся, познакомить их с разнообразием лесных обитателей, ярусами, лесной подстилкой;
- Способствовать речевому развитию и формированию навыкам чтения через произведения Н. Сладкова;
- Воспитывать интерес к природе.
ХОД УРОКА:
- Организационный момент.
- Звучат звуки леса. Под звуки леса уч-ся читает рассказ Н. Сладкова «Следы».
- Как вы думаете, какая сегодня тема урока? (лес) (открывается тема урока).
- Мы эту тему рассмотрим одновременно на уроке литературного чтения и окружающего мира, потому что лес – это ещё и природное сообщество. Как вы понимаете это словосочетание? В течение урока мы к нему будем возвращаться.
- А ещё мы узнаем, можно ли с помощью художественной литературы найти ключ к открытию природы?
- Что такое лес с точки зрения предмета окружающий мир?
- Лес – это территория земли, занятая деревьями.
- Чтобы раскрыть эту тему, мы будем работать в группах:
1 группа представляет КЛУБ ПУТЕШЕСТВЕННИКА.
Цель вашего исследования – Лес и его обитатели. Проблема: Почему растения в лесу растут ярусами? Сколько этажей в лесу? (дать уч-ся таблицу по ярусам, названия ярусов, названия деревьев, кустов и трав).
2 группа представляет КЛУБ ЛЮБИТЕЛЕЙ ЖИВОТНЫХ.
Цель вашего исследования – Животный мир в лесу. Проблема: Как разделили животные между собой лесные ярусы? (Даны названия животные, задание- распределить по ярусам)
3 группа представляет КЛУБ ЗНАТОКОВ.
Цель вашего исследования – Книги Н. Сладкова. Проблема: Раскрыть тайны лесных обитателей.
(Работа в группах)
- Все обитатели леса живут вместе. Лес можно сравнить с многоэтажным домом. Учёные называют «этажи» ярусами.
(проверка работы 1 группы):
- Сколько ярусов нашли? (4 яруса)(уч-ся прикрепляют «ярусы» на доску).
- Как вы думаете, сколько ярусов образуют деревья? (Два. Верхний ярус состоит из высоких, светолюбивых пород деревьев. Ниже располагаются теневыносливые деревья).
- Ещё ниже расположен 3 ярус, образованный различными кустарниками.
- А кто сможет сказать, на какие два яруса делятся кустарники? (Ярус кустарников делится на кустарники и кустарнички).
- А что располагается на нижних «этажах» леса (4 ярус)? (На нижних этажах леса живут травы, грибы, мхи, лишайники).
- Ярусность выражена также в расположении корневых систем. Деревья верхних ярусов обладают наиболее глубокой корневой системой и могут использовать воду и минеральные вещества из глубины слоёв почвы.
(проверка работы 2 группы)
- Весь лес - от верхушек деревьев до земли – заселён животными. Не забывайте, что к животным относятся не только млекопитающие, но и птицы, пресмыкающиеся, земноводные, насекомые, пауки, черви.
- Животные в лесу расселяются «поэтажно». Одни поднимаются на «чердак», другие спускаются в «подвал», то есть под землю.
- А как вы, ребята, распределили жителей леса в «многоэтажный» дом? (Уч-ся прикрепляют таблички с надписями животных на ярусы) («Чердак» - самое светлое и безопасное место. Здесь живут белка и дятел).
- Почему? (белки прячут среди листьев свои гнёзда, а птицы выводят птенцов).
- А кто ведёт наземную жизнь? (Это лиса, волк, кабан, муравей, медведь, лось).
- На какие группы по способу питания можно разделить животных? (Хищники и растительноядные).
- В какой группе оказался медведь? (медведь относится к растительноядной группе).
- Почему? (медведь питается ягодами, грибами, мёдом).
- Как вы думаете, чем ещё питается медведь? (он питается мясом других животных, рыбой).
- Правильно ли был распределён медведь в растительноядную группу? (нет).
- Как называется группа по способу питания, если это животное питается растительноядной и животной пищей? (это всеядная группа).
физминутка («Ползёт змея лесной тропою…)
(проверка работы 3 группы)
- Для того, чтобы лес открыл нам свои тайны, надо знать особые правила. И эти правила у Н. Сладкова есть.
(показ 1 слайда – портрет Н. Сладкова).
(Показ 2 слайда – правила).
- С помощью этих правил писатель сумел открыть нам тайны леса.
(показ илл. белки).
- Какой секрет этого животного вы нашли?
(если время будет, то разобрать тайну мышки).
- А вывод по книге вы теперь сделаете сами. Задание – составить пословицу. (работа с пословицей «Лес – не школа, а всему научит»).
- Лес как живой организм может заболеть и почувствовать себя неудобно.
Инсценировка «Дуб и рябина».
- Что произошло с деревьями?
- Какие условия нужны деревьям и другим обитателям леса для нормального существования?
- А для этого откроем учебник – 1, 2 группы – стр. 179, 3 группа – стр. 180.(сам. чтение).
- Отгадайте загадку.
И на горке, и под горкой,
Под берёзой и под ёлкой
Хороводами и в ряд
В шляпках молодцы стоят.
- Что это? Для чего они нужны лесу?
-Какое ещё условие нужно для того, чтобы лес хорошо себя чувствовал? (подстилка).
- Как она образуется?
- Для чего она нужна?
- Значит, всё в природе взаимосвязано. И её обитатели живут вместе, сообща? Поэтому лес и называют природным сообществом.
- На стр. 181 прочитаем вывод.
-А сейчас мы проверим наши знания: как всё усвоили?
- Почему лес называют природным сообществом? (все обитатели леса живут совместно, тесно связаны между собой. Жизнь одних зависит от других).
- Для вас сейчас будет показана презентация – тест. Ваша задача с помощью сигнальных карточек выбрать правильный по вашему мнению ответ. Правильный ответ среди предложенных трёх только один.
(Презентация – Сигнальные катрочки).
- На этом урок наш не заканчивается. Не все тайны мы с вами открыли. - Не ответили на вопрос, а должен ли человек вмешиваться в жизнь леса и изменять её?
- Поэтому путешествие по лесному краю не заканчивается. Обратите внимание на выставку книг, которые помогут нам в дальнейшем пути.
УРОК ОКОНЧЕН.
(Дополнительно, если останется время – составить цепи питания)
Предварительный просмотр:
Открытый интегрированный урок
литературного чтения и окружающего мира
в 4 классе.
Тема: Лес – природное сообщество.
Цель: формирование представлений о лесе как о природном сообществе.
Задачи:
- Создавать условия для обогащения опыта учащихся, познакомить их с разнообразием лесных обитателей, ярусами, лесной подстилкой;
- Способствовать речевому развитию и формированию навыкам чтения через произведения Н. Сладкова;
- Воспитывать интерес к природе.
ХОД УРОКА:
- Организационный момент.
- Звучат звуки леса. Под звуки леса уч-ся читает рассказ Н. Сладкова «Следы».
- Как вы думаете, какая сегодня тема урока? (лес) (открывается тема урока).
- Мы эту тему рассмотрим одновременно на уроке литературного чтения и окружающего мира, потому что лес – это ещё и природное сообщество. Как вы понимаете это словосочетание? В течение урока мы к нему будем возвращаться.
- А ещё мы узнаем, можно ли с помощью художественной литературы найти ключ к открытию природы?
- Что такое лес с точки зрения предмета окружающий мир?
- Лес – это территория земли, занятая деревьями.
- Чтобы раскрыть эту тему, мы будем работать в группах:
1 группа представляет КЛУБ ПУТЕШЕСТВЕННИКА.
Цель вашего исследования – Лес и его обитатели. Проблема: Почему растения в лесу растут ярусами? Сколько этажей в лесу? (дать уч-ся таблицу по ярусам, названия ярусов, названия деревьев, кустов и трав).
2 группа представляет КЛУБ ЛЮБИТЕЛЕЙ ЖИВОТНЫХ.
Цель вашего исследования – Животный мир в лесу. Проблема: Как разделили животные между собой лесные ярусы? (Даны названия животные, задание- распределить по ярусам)
3 группа представляет КЛУБ ЗНАТОКОВ.
Цель вашего исследования – Книги Н. Сладкова. Проблема: Раскрыть тайны лесных обитателей.
(Работа в группах)
- Все обитатели леса живут вместе. Лес можно сравнить с многоэтажным домом. Учёные называют «этажи» ярусами.
(проверка работы 1 группы):
- Сколько ярусов нашли? (4 яруса)(уч-ся прикрепляют «ярусы» на доску).
- Как вы думаете, сколько ярусов образуют деревья? (Два. Верхний ярус состоит из высоких, светолюбивых пород деревьев. Ниже располагаются теневыносливые деревья).
- Ещё ниже расположен 3 ярус, образованный различными кустарниками.
- А кто сможет сказать, на какие два яруса делятся кустарники? (Ярус кустарников делится на кустарники и кустарнички).
- А что располагается на нижних «этажах» леса (4 ярус)? (На нижних этажах леса живут травы, грибы, мхи, лишайники).
- Ярусность выражена также в расположении корневых систем. Деревья верхних ярусов обладают наиболее глубокой корневой системой и могут использовать воду и минеральные вещества из глубины слоёв почвы.
(проверка работы 2 группы)
- Весь лес - от верхушек деревьев до земли – заселён животными. Не забывайте, что к животным относятся не только млекопитающие, но и птицы, пресмыкающиеся, земноводные, насекомые, пауки, черви.
- Животные в лесу расселяются «поэтажно». Одни поднимаются на «чердак», другие спускаются в «подвал», то есть под землю.
- А как вы, ребята, распределили жителей леса в «многоэтажный» дом? (Уч-ся прикрепляют таблички с надписями животных на ярусы) («Чердак» - самое светлое и безопасное место. Здесь живут белка и дятел).
- Почему? (белки прячут среди листьев свои гнёзда, а птицы выводят птенцов).
- А кто ведёт наземную жизнь? (Это лиса, волк, кабан, муравей, медведь, лось).
- На какие группы по способу питания можно разделить животных? (Хищники и растительноядные).
- В какой группе оказался медведь? (медведь относится к растительноядной группе).
- Почему? (медведь питается ягодами, грибами, мёдом).
- Как вы думаете, чем ещё питается медведь? (он питается мясом других животных, рыбой).
- Правильно ли был распределён медведь в растительноядную группу? (нет).
- Как называется группа по способу питания, если это животное питается растительноядной и животной пищей? (это всеядная группа).
физминутка («Ползёт змея лесной тропою…)
(проверка работы 3 группы)
- Для того, чтобы лес открыл нам свои тайны, надо знать особые правила. И эти правила у Н. Сладкова есть.
(показ 1 слайда – портрет Н. Сладкова).
(Показ 2 слайда – правила).
- С помощью этих правил писатель сумел открыть нам тайны леса.
(показ илл. белки).
- Какой секрет этого животного вы нашли?
(если время будет, то разобрать тайну мышки).
- А вывод по книге вы теперь сделаете сами. Задание – составить пословицу. (работа с пословицей «Лес – не школа, а всему научит»).
- Лес как живой организм может заболеть и почувствовать себя неудобно.
Инсценировка «Дуб и рябина».
- Что произошло с деревьями?
- Какие условия нужны деревьям и другим обитателям леса для нормального существования?
- А для этого откроем учебник – 1, 2 группы – стр. 179, 3 группа – стр. 180.(сам. чтение).
- Отгадайте загадку.
И на горке, и под горкой,
Под берёзой и под ёлкой
Хороводами и в ряд
В шляпках молодцы стоят.
- Что это? Для чего они нужны лесу?
-Какое ещё условие нужно для того, чтобы лес хорошо себя чувствовал? (подстилка).
- Как она образуется?
- Для чего она нужна?
- Значит, всё в природе взаимосвязано. И её обитатели живут вместе, сообща? Поэтому лес и называют природным сообществом.
- На стр. 181 прочитаем вывод.
-А сейчас мы проверим наши знания: как всё усвоили?
- Почему лес называют природным сообществом? (все обитатели леса живут совместно, тесно связаны между собой. Жизнь одних зависит от других).
- Для вас сейчас будет показана презентация – тест. Ваша задача с помощью сигнальных карточек выбрать правильный по вашему мнению ответ. Правильный ответ среди предложенных трёх только один.
(Презентация – Сигнальные катрочки).
- На этом урок наш не заканчивается. Не все тайны мы с вами открыли. - Не ответили на вопрос, а должен ли человек вмешиваться в жизнь леса и изменять её?
- Поэтому путешествие по лесному краю не заканчивается. Обратите внимание на выставку книг, которые помогут нам в дальнейшем пути.
УРОК ОКОНЧЕН.
(Дополнительно, если останется время – составить цепи питания)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира
Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира по УМК "Начальная школа XXI века" во втором классе по теме: Г.Скребицкий "Весна-художник". Травянистые растения. Спасибо ...
Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира
урок литературного чтения в 1 классе по программе «Гармония" учебник «Азбука» Н. М. Бетенькова, В. Г. Горецкий, Д. С. Фомин.Тема урока:«Чтение слов с изученными буквами. В гости к деревьям»Цели ...
Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира.
Конспект урока в 4 классе...
Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира на тему:О братьях наших меньших. Б. Заходер « Плачет киска в коридоре», И. Пивоварова « Жила - была собака»
Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мираТема: О братьях наших меньших. Б. Заходер « Плачет киска в коридоре», И. Пивоварова « Жила - была собака»Цель: расширить представления о кош...
Работа по формированию предметных результатов. Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира в 3 классе (открытый урок в рамках районного семинара в 2013-2014 уч.г.).
Данный материал включает конспект интегрированного урока по литературному чтению и окружающему миру. Используется ИКТ-технология....
Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира "Образ Родины в произведениях поэтов"
Форма занятия: защита проектовЦель: расширить представления детей о Родине, как стране и ее героическом народеЗадачи урока:учить ребят работать творчески, развивать логическое мышление,...
Открытый интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира в 4 классе. Тема: Лес – природное сообщество
Цель: формирование представлений о лесе как о природном сообществе.Задачи: Создавать условия для обогащения опыта учащихся, познакомить их с разнообразием лесных обитателей, ярусами, лесной подстилкой...