Литературное чтение
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Ознакомитьучащихся с жизнью и творчеством В.П.Астафьева.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kapaluha.docx26.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  В. П Астахов  « Капалуха».  Люби живое.

Цели (решаемые проблемы):

Создать условия для осознания и осмысления детьми блока новой учебной информации; применении информации в знакомой и новой учебной ситуации;

Планируемые результаты:

УУД (универсальные учебные действия)

Регулятивные:

Формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность действий.

Стимулировать поисковую деятельность  обучающихся;  создать условия для систематизации изучаемого материала;

Познавательные:

Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения темы.

Учить бережному отношению ко всему живому на земле, учиться самостоятельности, сотрудничеству друг с другом, с учителем.

Коммуникативные:

Задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания.

Личностные результаты:

Установка на здоровый образ жизни, принятие образа «хорошего ученика», наличие начальных навыков адаптации в динамично изменяющемся мире.

Предметные результаты:

Ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.П. Астафьева;

Учить детей анализировать содержание прочитанного и объяснять его смысл, понимать настроение писателя, оценивать поступки героев;

Ресурсы:  Презентация  к уроку « Капалуха В. П. Астафьев».

Ход урока

  1. Организация класса. Настрой. 

Читаем быстро, уверенно, лучше, чем вчера. (плакат на доске – чтение хором).

 Отгадайте загадку

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом –

Чудеса увидишь в нем.

не мешай лесным жителям.(Лес)

 Правила поведения в лесу

Лес – это самое удивительное и прекрасное творение природы.  Мы отправляемся в путешествие в лес. Давайте вспомним Правила поведения в лесу.

не шуми в лесу

не разоряй птичьих гнёзд

       не разводи костров

не оставляй мусор

   не нарушай тишины

Молодцы, вы знаете правила поведения в лесу.

На слайде записаны слова: ненависть, любовь, сострадание, грусть.

– Дети, как назвать эту группу слов одним словом? (Чувства)

– Назовите самое светлое, на ваш взгляд, чувство. (Любовь)

– Предлагаю вам обсудить понятие «любовь». Для этого вы разделитесь на три группы. Послушайте задания.

1 группа обсудит – «К кому может быть направлена любовь?»

2 группа подумает – «Как выражают любовь?»

3 группа скажет – «Какой может быть любовь?»

Дети в группах обсуждают задания, готовят ответы. Выступление каждой группы.

1 группа.

Мы считаем, что любовь может быть направлена к маме, папе, брату и сестре, к бабушке и дедушке. Мы очень любим своих домашних кошечек и собачек. У нас есть любимые вещи, игрушки, книги и диски с фильмами. Мы должны любить природу, т.к. от нее зависит наша жизнь.

2 группа.

Мы думаем, что свою любовь нужно выражать красиво. Взрослые дарят друг другу цветы. Мама ласкает и целует ребенка. Дети помогают старшим. На праздники дарят подарки. Часто говорят нежные слова. Бабушки нас балуют. Животные тоже любят своих детенышей. Они их облизывают, кормят, охраняют.

3 группа.

Мы хотим сказать, что любовь может быть очень сильной. Мама и папа живут вместе. И тогда это счастливая любовь. А иногда слабой, тогда папа уходит в другую семью. Эта любовь несчастливая.

– Исходя из сказанного вами, дайте определение понятию «любовь» по опорным словам.

Любовь – это чувство, которое направлено на… (выступление детей 1 группы)

Любовь – это чувство, которое выражается … (выступление детей 2 группы)

Любовь – это чувство, которое может быть… (выступление детей 3 группы)

– А теперь давайте прочитаем, как дается определение этого чувства в «Толковом словаре» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведова.

Зачитывание детьми понятия «любовь» (стр. 336).

  1. Глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство.
  2. Чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности.

2. Введение в тему:

- По какой теме работаем?

- О чём эта тема?

- Назовите авторов и произведения, которые изучали по данной теме.

  1. Постановка учебной цели.

- Сегодня на уроке познакомимся ещё с одним автором и его произведением по теме”Люби живое”.

- Прочитайте его имя, фамилию и отчество (Виктор Петрович Астафьев).

- Обратите внимание на портрет и послушайте краткую биографию этого автора. Выступление учащихся.

В. П. Астафьев родился к Красноярском крае, на берегах Енисея. Очень любил свой край, его природу. Большинство его произведений посвящены природе и человеку. Произведения этого автора – это его жизнь.

Учитель: – Мы с вами прочитаем рассказ, название которого определим, разгадав кроссворд.

– Как вы думаете, к кому направлена самая сильная любовь. Подумайте. (Самая сильная любовь направлена к маленькому, к ребенку).

– Эту любовь можно назвать материнской любовью. Она самая сильная, чистая. Назовите тему нашего урока. (Материнская любовь).

  1. В воде купался,
    А сухой остался. (Гусь).
  2. Какую птицу называют
    лесным доктором? (Дятел).
  3. Не царь, а в короне,
    Не всадник, а со шпорами. (Петух).
  4. Что же это за девица?
    Не швея, не мастерица,
    Ничего сама не шьёт,
    А в иголках круглый год. (Ежиха).
  5. Угадайте, что за птица:
    Света яркого боится,
    Клюв крючком, глаза пятачком,
    Ушастая голова. Это … (Сова).
  6. Я весь день ловлю жучков
    Уплетаю червячков.
    В край далёкий не летаю,
    Здесь под крышей обитаю. (Воробей).

Маленький рост, длинный хвост,
Серая шубка, острые зубки. (Мышь).
 

Выберите из 1ой отгадки звонкую парную согласную, непарную звонкую согласную из 2- ,из-  ударную гласную , 4- непарную  твёрглухую,5. глас ударн, 6 звон непарн соглас,твёр, не даёт звука

– Какое слово у нас получилось?

– Глухарь. (Показ рисунка птицы).

Глухарь.
Глухарь – это крупная птица. Самка меньше самца. Самец красноборовый и бородатый. Самка буровато-рыжая. Живут в сосновых лесах.
Весной самка откладывает от 4 до 15 яиц. Глухарят водит за собой мать. Летом питается травой, семенами, ягодами. Зимой – хвоей сосны, почками.
День проводит на земле, ночует на деревьях. Очень осторожен. Обладает прекрасным слухом и зрением. Этих птиц осталось мало на Земле. Их надо беречь и охранять.
   «Весной, как только сойдет снег – в лесу, эти птицы начинают токовать, - т.е. петь свои весенние песни. Эта птица ходит по земле, как индюк, распустив веером хвост, и щелкает клювом, будто две палочки одна о другую стукаются. А песню кончает – будто нож на бруске затачивают. В конце песни  эта птица ничего не слышит, глохнет – и поэтому ее называют …(глухарь)

– Итак, ребята, наш рассказ будет о птице глухаре, или, как ласково ее называют местные охотники «капалуха».

Прочитайте заголовок. Можно ли по названию рассказа определить о ком или о чём пойдёт речь в рассказе?

  1. Подготовка к восприятию новых знаний.

Сегодня прочитаем рассказ “Капалуха”.

- Что означает это название? (Птица, глухарь)

- Что вы знаете об этих птицах?

- Послушайте сообщение о глухаре.

Глухарь – это большая чёрная птица, краснобровая и бородатая. Самка меньше самца. Живут в сосновых лесах. Весной самка откладывает от 4 до 15 яиц. Глухарят за собой водит мать. Зимой птицы кормятся хвоей сосен, пихт, кедров. Ночуют в снегу. Часто гибнут под ледяной коркой. Этих птиц осталось мало на Земле. Их надо беречь и охранять. В нашем крае они тоже водятся.

- Почему птицу носят такое название?

- Послушайте голоса птиц (ток глухаря). (Звучит фонограмма)

- Что услышали?

- Отправляемся в особый лес, тайгу.

Что такое тайга? (трудно проходимый лес)

  1. Чтение произведения и работа над содержанием.

Прочитаем по частям. Прислушайтесь к своим чувствам.

Комбинированное чтение.

1 часть – ученик

- Где происходило действие?

- Что делали дети в тайге?

- Где поднялся шум?

2 часть – ученик

- Почему сердце автора забилось от испуга?

- Как выглядело гнездо?

- Почему дети не взяли яйца?

3 часть – ученик

- Что вас поразило, удивило в этой части?

- Какой матерью была капалуха?

- Кого она вам напоминает? Почему?

- Что испытала птица?

- Как об этом сказал автор?

4 часть – ученик

- Что испытывали ребята?

- А глухарка?

- Какие чувства испытали вы?

- Что чувствовали при чтении?

- Обоснуйте свои чувства.

Работа с иллюстрацией.

- Расскажите, какой момент изображён?

- Прочитайте.

- В тексте встретятся трудные слова. Научимся читать и понимать их.

Словарная работа.

Тайга – трудно проходимый лес

Просека – очищенное от деревьев место

Пастьба – место, где пасут скот

Валежник – сухие сучья, деревья

Папоротник – растения с крупными листьями

Черничник – заросли черники

Покоробленные – кривые

Напружены – напряжены

Альпийским – высокогорные

  1. Обобщающая беседа.

- Главное действующее лицо этого произведения?

- Какая главная мысль?

- Какой вывод вы сделали для себя?

 - Как закончилась встреча мальчиков с капалухой?

- Как вы думаете, изменится ли их отношение к природе после этого случая?

- Любовь к природе, животным облагораживает чувства человека. Как связать пословицу: “Добра мать до своих детей, а земля до всех людей” с содержанием текста?

- Главное назначение человека – творить добро. Беречь землю, всё живое на ней и тогда земля, природа будет добра к нам.

- Что значит быть добрым к природе?

- Вспомним слова М. М. Пришвина:

Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину”.

  1. Итог урока.

- Природа, её красота помогает человеку стать добрее, а человеческая доброта помогает природе стать красивее. 

Нашим уроком мы уже в какой-то мере попытались прикоснуться к красоте природы сердцем. Кто считает, что у него это получилось, поднимет желтый кружок, кто остался равнодушным поднимает красный. Поднимите руки.

Желтый цвет – это свечи, которые мы сегодня зажгли за братьев наших меньших. Мысленно пожелайте всем птицам, зверям, населяющим Зеленую страну благополучно перенести зиму. А нам необходимо как можно чаще прикасаться к красоте природы сердцем, чтобы оно у нас не зачерствело.

На сегодняшнем уроке я узнал …

На этом уроке я похвалил бы себя …

Мне понравились ответы таких ребят, как  …

После урока мне захотелось..

- Домашнее задание:

1.Выразительное чтение рассказа и составить план рассказа.

2.Составить синквейн.Лес.

3.Написать письмо

Напомнить правила написания синквейна.

  • 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.    Капалуха
  • 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
  • 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
  • 4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
  • 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...