Литературное чтение
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме
Ознакомитьучащихся с жизнью и творчеством В.П.Астафьева.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kapaluha.docx | 26.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: В. П Астахов « Капалуха». Люби живое.
Цели (решаемые проблемы):
Создать условия для осознания и осмысления детьми блока новой учебной информации; применении информации в знакомой и новой учебной ситуации;
Планируемые результаты:
УУД (универсальные учебные действия)
Регулятивные:
Формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность действий.
Стимулировать поисковую деятельность обучающихся; создать условия для систематизации изучаемого материала;
Познавательные:
Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения темы.
Учить бережному отношению ко всему живому на земле, учиться самостоятельности, сотрудничеству друг с другом, с учителем.
Коммуникативные:
Задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания.
Личностные результаты:
Установка на здоровый образ жизни, принятие образа «хорошего ученика», наличие начальных навыков адаптации в динамично изменяющемся мире.
Предметные результаты:
Ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.П. Астафьева;
Учить детей анализировать содержание прочитанного и объяснять его смысл, понимать настроение писателя, оценивать поступки героев;
Ресурсы: Презентация к уроку « Капалуха В. П. Астафьев».
Ход урока
- Организация класса. Настрой.
Читаем быстро, уверенно, лучше, чем вчера. (плакат на доске – чтение хором).
Отгадайте загадку
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом –
Чудеса увидишь в нем.
не мешай лесным жителям.(Лес)
Правила поведения в лесу
Лес – это самое удивительное и прекрасное творение природы. Мы отправляемся в путешествие в лес. Давайте вспомним Правила поведения в лесу.
не шуми в лесу
не разоряй птичьих гнёзд
не разводи костров
не оставляй мусор
не нарушай тишины
Молодцы, вы знаете правила поведения в лесу.
На слайде записаны слова: ненависть, любовь, сострадание, грусть.
– Дети, как назвать эту группу слов одним словом? (Чувства)
– Назовите самое светлое, на ваш взгляд, чувство. (Любовь)
– Предлагаю вам обсудить понятие «любовь». Для этого вы разделитесь на три группы. Послушайте задания.
1 группа обсудит – «К кому может быть направлена любовь?»
2 группа подумает – «Как выражают любовь?»
3 группа скажет – «Какой может быть любовь?»
Дети в группах обсуждают задания, готовят ответы. Выступление каждой группы.
1 группа.
Мы считаем, что любовь может быть направлена к маме, папе, брату и сестре, к бабушке и дедушке. Мы очень любим своих домашних кошечек и собачек. У нас есть любимые вещи, игрушки, книги и диски с фильмами. Мы должны любить природу, т.к. от нее зависит наша жизнь.
2 группа.
Мы думаем, что свою любовь нужно выражать красиво. Взрослые дарят друг другу цветы. Мама ласкает и целует ребенка. Дети помогают старшим. На праздники дарят подарки. Часто говорят нежные слова. Бабушки нас балуют. Животные тоже любят своих детенышей. Они их облизывают, кормят, охраняют.
3 группа.
Мы хотим сказать, что любовь может быть очень сильной. Мама и папа живут вместе. И тогда это счастливая любовь. А иногда слабой, тогда папа уходит в другую семью. Эта любовь несчастливая.
– Исходя из сказанного вами, дайте определение понятию «любовь» по опорным словам.
Любовь – это чувство, которое направлено на… (выступление детей 1 группы)
Любовь – это чувство, которое выражается … (выступление детей 2 группы)
Любовь – это чувство, которое может быть… (выступление детей 3 группы)
– А теперь давайте прочитаем, как дается определение этого чувства в «Толковом словаре» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведова.
Зачитывание детьми понятия «любовь» (стр. 336).
- Глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство.
- Чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности.
2. Введение в тему:
- По какой теме работаем?
- О чём эта тема?
- Назовите авторов и произведения, которые изучали по данной теме.
- Постановка учебной цели.
- Сегодня на уроке познакомимся ещё с одним автором и его произведением по теме”Люби живое”.
- Прочитайте его имя, фамилию и отчество (Виктор Петрович Астафьев).
- Обратите внимание на портрет и послушайте краткую биографию этого автора. Выступление учащихся.
В. П. Астафьев родился к Красноярском крае, на берегах Енисея. Очень любил свой край, его природу. Большинство его произведений посвящены природе и человеку. Произведения этого автора – это его жизнь.
Учитель: – Мы с вами прочитаем рассказ, название которого определим, разгадав кроссворд.
– Как вы думаете, к кому направлена самая сильная любовь. Подумайте. (Самая сильная любовь направлена к маленькому, к ребенку).
– Эту любовь можно назвать материнской любовью. Она самая сильная, чистая. Назовите тему нашего урока. (Материнская любовь).
- В воде купался,
А сухой остался. (Гусь). - Какую птицу называют
лесным доктором? (Дятел). - Не царь, а в короне,
Не всадник, а со шпорами. (Петух). - Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (Ежиха). - Угадайте, что за птица:
Света яркого боится,
Клюв крючком, глаза пятачком,
Ушастая голова. Это … (Сова). - Я весь день ловлю жучков
Уплетаю червячков.
В край далёкий не летаю,
Здесь под крышей обитаю. (Воробей).
Маленький рост, длинный хвост,
Серая шубка, острые зубки. (Мышь).
Выберите из 1ой отгадки звонкую парную согласную, непарную звонкую согласную из 2- ,из- ударную гласную , 4- непарную твёрглухую,5. глас ударн, 6 звон непарн соглас,твёр, не даёт звука
– Какое слово у нас получилось?
– Глухарь. (Показ рисунка птицы).
Глухарь.
Глухарь – это крупная птица. Самка меньше самца. Самец красноборовый и бородатый. Самка буровато-рыжая. Живут в сосновых лесах.
Весной самка откладывает от 4 до 15 яиц. Глухарят водит за собой мать. Летом питается травой, семенами, ягодами. Зимой – хвоей сосны, почками.
День проводит на земле, ночует на деревьях. Очень осторожен. Обладает прекрасным слухом и зрением. Этих птиц осталось мало на Земле. Их надо беречь и охранять.
«Весной, как только сойдет снег – в лесу, эти птицы начинают токовать, - т.е. петь свои весенние песни. Эта птица ходит по земле, как индюк, распустив веером хвост, и щелкает клювом, будто две палочки одна о другую стукаются. А песню кончает – будто нож на бруске затачивают. В конце песни эта птица ничего не слышит, глохнет – и поэтому ее называют …(глухарь)
– Итак, ребята, наш рассказ будет о птице глухаре, или, как ласково ее называют местные охотники «капалуха».
Прочитайте заголовок. Можно ли по названию рассказа определить о ком или о чём пойдёт речь в рассказе?
- Подготовка к восприятию новых знаний.
Сегодня прочитаем рассказ “Капалуха”.
- Что означает это название? (Птица, глухарь)
- Что вы знаете об этих птицах?
- Послушайте сообщение о глухаре.
Глухарь – это большая чёрная птица, краснобровая и бородатая. Самка меньше самца. Живут в сосновых лесах. Весной самка откладывает от 4 до 15 яиц. Глухарят за собой водит мать. Зимой птицы кормятся хвоей сосен, пихт, кедров. Ночуют в снегу. Часто гибнут под ледяной коркой. Этих птиц осталось мало на Земле. Их надо беречь и охранять. В нашем крае они тоже водятся.
- Почему птицу носят такое название?
- Послушайте голоса птиц (ток глухаря). (Звучит фонограмма)
- Что услышали?
- Отправляемся в особый лес, тайгу.
Что такое тайга? (трудно проходимый лес)
- Чтение произведения и работа над содержанием.
Прочитаем по частям. Прислушайтесь к своим чувствам.
Комбинированное чтение.
1 часть – ученик
- Где происходило действие?
- Что делали дети в тайге?
- Где поднялся шум?
2 часть – ученик
- Почему сердце автора забилось от испуга?
- Как выглядело гнездо?
- Почему дети не взяли яйца?
3 часть – ученик
- Что вас поразило, удивило в этой части?
- Какой матерью была капалуха?
- Кого она вам напоминает? Почему?
- Что испытала птица?
- Как об этом сказал автор?
4 часть – ученик
- Что испытывали ребята?
- А глухарка?
- Какие чувства испытали вы?
- Что чувствовали при чтении?
- Обоснуйте свои чувства.
Работа с иллюстрацией.
- Расскажите, какой момент изображён?
- Прочитайте.
- В тексте встретятся трудные слова. Научимся читать и понимать их.
Словарная работа.
Тайга – трудно проходимый лес
Просека – очищенное от деревьев место
Пастьба – место, где пасут скот
Валежник – сухие сучья, деревья
Папоротник – растения с крупными листьями
Черничник – заросли черники
Покоробленные – кривые
Напружены – напряжены
Альпийским – высокогорные
- Обобщающая беседа.
- Главное действующее лицо этого произведения?
- Какая главная мысль?
- Какой вывод вы сделали для себя?
- Как закончилась встреча мальчиков с капалухой?
- Как вы думаете, изменится ли их отношение к природе после этого случая?
- Любовь к природе, животным облагораживает чувства человека. Как связать пословицу: “Добра мать до своих детей, а земля до всех людей” с содержанием текста?
- Главное назначение человека – творить добро. Беречь землю, всё живое на ней и тогда земля, природа будет добра к нам.
- Что значит быть добрым к природе?
- Вспомним слова М. М. Пришвина:
“Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину”.
- Итог урока.
- Природа, её красота помогает человеку стать добрее, а человеческая доброта помогает природе стать красивее.
Нашим уроком мы уже в какой-то мере попытались прикоснуться к красоте природы сердцем. Кто считает, что у него это получилось, поднимет желтый кружок, кто остался равнодушным поднимает красный. Поднимите руки.
Желтый цвет – это свечи, которые мы сегодня зажгли за братьев наших меньших. Мысленно пожелайте всем птицам, зверям, населяющим Зеленую страну благополучно перенести зиму. А нам необходимо как можно чаще прикасаться к красоте природы сердцем, чтобы оно у нас не зачерствело.
На сегодняшнем уроке я узнал …
На этом уроке я похвалил бы себя …
Мне понравились ответы таких ребят, как …
После урока мне захотелось..
- Домашнее задание:
1.Выразительное чтение рассказа и составить план рассказа.
2.Составить синквейн.Лес.
3.Написать письмо
Напомнить правила написания синквейна.
- 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. Капалуха
- 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
- 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
- 4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
- 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Программно-методическое сопровождение по литературному чтению (УМК «Перспектива»): Сборник тестов и проверочных работ по литературному чтению для 3-ого класса по учебнику Л.Ф, Климановой, Л.А, Виноградовой, М.В. Бойкиной «Литературное чтение»
В данном пособии предоставлены как проверочные работы, так и тесты по литературному чтению для учеников 3 класса по УМК "Перспектива"....
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....