«Знакомство со звуком [йо], буквой Ё».
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Мирошниченко Марина Викторовна

Предмет       Обучение грамоте

Тема: «Знакомство со звуком [йо], буквой Ё».

Тип урока: Изучение нового материала.
Цель урока: познакомить учащихся с функцией буквы «ё» обозначать два звука [й’о] в определенных позициях: в начале слова и после гласных в слове; упражнять в чтении слов с буквой «ё»; закреплять знание условного обозначения звонкого, глухого, твердого и мягкого согласных звуков; учить акцентированному произнесению согласных звуков на основе одноуровневых моделей слов;  формировать умение читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы; развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения; воспитывать любовь к животным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_obucheniya_gramotet.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

МКОУ СОШ №10 г. ПЛАСТ     Класс  1,1  Учитель:        Мирошниченко Марина Викторовна          Кол-во уч-ся    16

Название УМК    «Школа России»

Предмет       Обучение грамоте

Тема: «Знакомство со звуком [йо], буквой Ё».

Тип урока: Изучение нового материала.
Цель урока: познакомить учащихся с функцией буквы «ё» обозначать два звука [й’о] в определенных позициях: в начале слова и после гласных в слове; упражнять в чтении слов с буквой «ё»; закреплять знание условного обозначения звонкого, глухого, твердого и мягкого согласных звуков; учить акцентированному произнесению согласных звуков на основе одноуровневых моделей слов;  формировать умение читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы; развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения; воспитывать любовь к животным.

Задачи урока:

Планируемые результаты:

Предметные: знать  и  объяснять функцию буквы "ё" обозначать два звука в начале слова и после гласных; выполнять слоговое и        орфоэпическое чтение звуковой и буквенной схем слова.

Метапредметные: развивать речь, внимание, логическое мышление, фонематический слух, творческие и коммуникативные способности, навыки классификации, анализа и синтеза, умение формулировать тему и цель урока, подводить итог урока, выражать отношение к результату своей работы.

Личностные УУД: в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, делать выбор, как поступить.

Регулятивные УУД: различать способ и результат действия; принятие практической задачи.

Познавательные УУД: использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач; выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

Коммуникативные УУД: донести свою позицию до других; оформлять свою мысль в устной речи; слушать и понимать речь других.

Оборудование: предметные картинки, опорная схема, презентация, мультимедийный проектор, светофоры(карточки обратной связи).

Формы проведения урока: учебный диалог, фронтальная работа, , индивидуальная работа, дидактическая игра. 
Методы работы:
объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.


Ход урока:

Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя

 Методы, приемы, средства

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Реальный образовательный продукт совместной деятельности

1.Организационно-мотивационный

 

Обеспечение мотивационной готовности и положительного эмоционального настроя учащихся к работе на уроке.

    Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку. Организация внимания школьников, мотивация учения. 

Мы – дружные,

Мы – внимательные,

Мы – старательные,

Мы отлично учимся,

У нас все получится

Ребята, я хочу, чтобы сегодняшний урок принес нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время работы на уроке вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам!

Проверяют готовность рабочего места к уроку.

– самоопределение (Л);

– смыслообразование (Л)

– целеполагание (П);

– планирование учебного сотрудничества учителем и сверстниками(К).

Доброжелательный настрой учителя и учащихся на работу, полная готовность учащихся к уроку, быстрое включение учащихся в деловой ритм.

2. Актуализация опорных знаний учащихся. Постановка целей и задач урока.

Обеспечить мотивацию изучения нового материала. Актуализация субъективного опыта учащихся

1.

-Ребята, посмотрите на звуки.

 [м] [п ] [с ] [т] [з] [э] [к] [р]

--Среди них есть лишний, назовите его?

-Покажите карточку, которой обозначается этот звук.

- Какой буквой может обозначаться звук [э]?

-Какие звуки еще может обозначать эта буква?
-Покажите карточки.

-На что указывает эта буква?

-Как вы думаете, почему мы урок начали с этой буквы?

Коллективная работа

– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, (П); – использование знаково-символических средств (П);

– структурирование знаний (П);

Соотносят звук и схему, обосновывают свой ответ.

Дают характеристику каждого звука.

Звук [Э]

-Красный квадрат.

-Буква Е

-[й][э]

е  стоит после гласного и образует 2 звука.

На мягкость согласного

– учет разных мнений (К);
– подведение под понятие (П);

Дети озвучивают опорную запись.

Готовность учащихся к активной учебной деятельности, понимание учащимися  социальной и практической значимости изучаемого материала.


Вывели название темы урока

3. Организация мыслительной деятельности учащихся

Обеспечить восприятие, осмысление и запоминание учащимися нового звука и обозначающей его буквы. Создать содержательные и организационные условия усвоения учащимися методики  воспроизведения изучаемого материала

2. Сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие -в лес. Итак, в путь!

Первая остановка «Звуковая опушка»

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год (ёлка).  СЛАЙД «Ёлка»

-Составьте схему этого слова.(После составления детьми схемы на местах, к доске вызываются ученики с верным и неверным вариантом ответа. Озвучивают свой ответ. Доказывают).

-Посмотрите на схемы. Какая из них подходит к слову? (УДАРЕНИЕ)

-Ребята, а кто прячется под лапами у ёлки, вы узнаете, отгадав загадку:

Между сосен, между елок
Бродит тысяча иголок.
Но не сделать ни стежка
Все иголки без ушка!              
СЛАЙД «ЁЖИК»

-Ребята, а можно ли из деталей (частей) схемыслова ЁЛКА составить схему слова ЁЖИК?(УДАРЕНИЕ)

-Какими буквами можно обозначить звуки в первом слоге?

-Под схемой поставить соответствующую букву из кассы.(На доске разные варианты.

Физкультминутка «ЁЛКА»   СЛАЙД

Коллективная работа

ЁЖИК

Буква Ё.

Работа с Кассой букв.

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– использование знаково -символических средств (П);

– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация(П);

– моделирование и преобразование моделей разных типов  (П);

Индивидуальная работа( 2 человека работают у доски)

Парная работа.

Ё стоит вначале слова, образует два звука.

Называют слова с буквой Ё.

Самостоятельность учащихся в добывании знаний. Показателем выполнения дидактической задачи служит правильность, полнота и осознанность ответов учащихся.

Умение проводить анализ и синтез (звуко-буквенный анализ слов),умение контроля и самоконтроля.

4. Этап закрепления новых знаний и способов деятельности

Обеспечить закрепление учащимися  знаний и способов деятельности, повышение уровня осмысления изученного материала. Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания

1.Вторя остановка: «Чаща новой буквы»

-Показ буквы Ё.

-Назовите буквы, которые обозначает эта буква?

Страна «Вообразилия». -На что похожа эта буква?

-А теперь послушайте сказку о букве Ё. как она появилась.

Однажды буква “Е” убежала в лес. Вдруг подул ветер, закачались деревья. Букве “Е” стало страшно, и она спряталась под ель. Ель тоже закачалась от ветра, и на “Е” упали две шишки, от которых на голове у “Е” образовались шишки. От этого она превратилась в другую букву – “Ё”, вот оказывается, почему у “Ё” всегда две точки. От этого «Ё» -всегда ударная.

-А сейчас проверим, как хорошо вы запомнили новую букву.

Работа над формированием умения читать слоги, слова и предложения с изученными буквами.

Третья остановка: «Бор слияний»

Чтение слов со слайда:

ЁЖ                       ЁЖИК           СВОЁ

СВЁКЛА            ЁЛКА             МОЁ

КОВЁР               ТВОЁ             СПОЁМ

-Какие слова можно объединить в одну группу?

-Задайте вопрос к первой группе слов?(одуш. и неодуш).

- Ко второй группе слов? (местоимение)

- В каких словах «Ё» обозначает два звука?

-ВЫВОД!!!!!!!!!!!!

-Почему остались слова ЁЛКА и КОВЁР?

-А какую роль выполняет?

-ВЫВОД!!!! СТР 31 в АЗБУКЕ

-Прочитайте вывод.

Физкультминутка «ЁЖИК»

Жил в лесу колючий ежик, 
Был клубочком и без ножек,  
(Обнимают себя за плечи) 
Не умел он хлопать —Хлоп-хлоп-хлоп,  
(Хлопают в ладоши). 
Не умел он топать —Топ-топ-топ.  
(Выполняют "топотушки"). 
Не умел он прыгать — Прыг-прыг-прыг  
(Прыгают на двух ногах). 
Только носом двигать – Шмыг-шмыг-шмыг  
А ребятки в лес пришли, 
Ежика в лесу нашли,  
Научили хлопать — Хлоп-хлоп-хлоп, 
(Хлопают в ладоши). 
Научили топать — Топ-топ-топ. 
(Выполняют "топотушки"). 
Научили прыгать — Прыг-прыг-прыг, 
(Прыгают на двух ногах). 
Научили бегать… 
Бегают на месте 

Дети отмечают в карточках новую букву.

[й] [о]

Дети предлагают различные варианты(грабли, забор…).Коллективная и групповая работа

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

Дети читают парами.

Ответы детей.

– извлечение необходимой информации из текстов (П);

  1. Ёж, ёжик
  2. Своё, моё, твоё.

-Кто?

- Чьё?

ЁЖ   ЁЖИК    СВОЁ      ЁЛКА      МОЁ

 ТВОЁ  СПОЁМ

-Потому что Ё не обозначает 2 звука.

-Обозначает мягкость предыдущего согласного.

Установлена правильность и осознанность основного содержания изученного материала у всех учащихся:

умеют выделять в потоке речи изучаемый звук, узнавать графический образ новой буквы, читать с ней слова.

Проведена коррекция неточных представлений индивидуально.

КАРТОЧКИ

Использование системы знаний, предусматривающих нарастание сложности упражнений и самостоятельности учащихся в их выполнении, умение применять  имеющиеся знания в разнообразных ситуациях.

Знать графический образ буквы, уметь выделить ее образ среди других букв, быть внимательным, уметь классифицировать по признаку

СЛАЙД

5. Этап применения знаний и способов действий

1.Обеспечить усвоение учащимися знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях

2. Обеспечить формирование у школьников умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях

1.Четвёртая остановка «Роща ЧТЕНИЯ»

Работа с текстами. Стр. 31Формирование практических умений. Работа с текстом.

-Рассмотрите иллюстрацию. Какое название вы бы дали? Почему?

-А сейчас мы прочитаем текст и узнаем – правильно ли художник нарисовал эту картинку к тексту.

-Докажите предложениями из текста.

        

-Чтение вслух по частям.

-Найдите слова с буквой «Ё» и определите сколько звуков она обозначает.

группа

Текст «Ёжик».

Прочитать текст, ответить на вопросы.
2 группа. Стихотворение « Ёжик- чудачёк» рассыпалось. Восстановить текст, пользуясь подсказкой, подготовиться к выразительному чтению.
3 группа. Текст «В лесу.»- с. 31 « Азбука».

Читаем хором, по «цепочке». Задание: найти слова с буквой ё, подчеркнуть их.

– планирование учебного сотрудничества учителем и сверстниками(К)

Самостоятельная работа.

Первичное чтение (жужжащее).

Выборочное чтение

Парная работа.

Карточки у каждого ученика.

(На доске пронумерованные предметные картинки)

Парная работа.

Групповая работа с помощью учителя
Проверка: 1группа- читают по «цепочке, отвечают на вопросы.

  1. группа- сколько слов нашли?
  1. группа- читают стихотворение, все слушают. Чтение текста стихотворения с доски, заучивание.

Умения учащихся соотносить между собой факты, понятия, правила, умение распознавать и воспроизводить изученные звук и букву , алгоритмы и пользоваться ими.

6.Этап подведения итогов урока

Совместно с учащимися выявить качественную оценку работы класса и отдельных  учащихся

  • Ребята, наш урок подходит к концу.
  •  - Вспомните всю работу на уроке, выделите главное и сделайте вывод.
  • - Почему урок мы начали с буквы «Е»?

-Дома по желанию вы можете прочитать текст.

– волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

-Я сегодня узнал…
-Я вспомнил....
- Мне было трудно....
-Мне захотелось….

-Мне было интересно…

– самооценка на основе критерия успешности (Л);

Демонстрировать умение четко и кратко ответить на поставленные вопросы. Осознание учащимися своей учебной деятельности и всего класса.

7.Этап рефлексии

Инициировать рефлексию учащихся по вопросу эмоционального состояния, мотивации, своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками

-Оцените себя-на сколько вам было трудно работать?!

-В чем не уверены?

 

впечатления и настроение, полученные от урока.
– рефлексия способов и условий действия (П);

Реализация когнитивного алгоритма

Приложение 1 –презентация    

Приложение 2 - текст                                              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по литературному чтению "Знакомство со звуком и буквой Ф"

В данной работе представлен конспект урока по литератуному чтению (обучению грамоте) "Знакомство со звуком и буквой Ф". Также в конце текстового файла можно найти необходимые для урока графические при...

Конспект урока чтения для 1 класса по теме: “Знакомство со звуком и буквой С. Выделение звука [с]”

Конспект предназначен для урока чтения для детей с умеренной умственной отсталостью...

Научно- исследовательская статья на тему: "Методика знакомства со звуком и буквой на уроках Обучения грамоте в первом классе."

Научно- исследовательская статья на тему: "Методика знакомства со звуком и буквой на уроках Обучения грамоте в первом классе."...

Знакомство со звуком и буквой З з

Цели урока заключаются в  ознакомлении учащихся со звуком и буквой З з; научении правильного произношения  звука З; определении местонахождения звука З в словах; упражнении  у...

Звук и буква З з. Знакомство со звуком и буквой З з.

конспект урока Звук и буква З з.  Знакомство со звуком и буквой З з....