«Знакомство со звуком [йо], буквой Ё».
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Предмет Обучение грамоте
Тема: «Знакомство со звуком [йо], буквой Ё».
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель урока: познакомить учащихся с функцией буквы «ё» обозначать два звука [й’о] в определенных позициях: в начале слова и после гласных в слове; упражнять в чтении слов с буквой «ё»; закреплять знание условного обозначения звонкого, глухого, твердого и мягкого согласных звуков; учить акцентированному произнесению согласных звуков на основе одноуровневых моделей слов; формировать умение читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы; развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения; воспитывать любовь к животным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_obucheniya_gramotet.doc | 92 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
МКОУ СОШ №10 г. ПЛАСТ Класс 1,1 Учитель: Мирошниченко Марина Викторовна Кол-во уч-ся 16
Название УМК «Школа России»
Предмет Обучение грамоте
Тема: «Знакомство со звуком [йо], буквой Ё».
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель урока: познакомить учащихся с функцией буквы «ё» обозначать два звука [й’о] в определенных позициях: в начале слова и после гласных в слове; упражнять в чтении слов с буквой «ё»; закреплять знание условного обозначения звонкого, глухого, твердого и мягкого согласных звуков; учить акцентированному произнесению согласных звуков на основе одноуровневых моделей слов; формировать умение читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы; развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения; воспитывать любовь к животным.
Задачи урока:
Планируемые результаты:
Предметные: знать и объяснять функцию буквы "ё" обозначать два звука в начале слова и после гласных; выполнять слоговое и орфоэпическое чтение звуковой и буквенной схем слова.
Метапредметные: развивать речь, внимание, логическое мышление, фонематический слух, творческие и коммуникативные способности, навыки классификации, анализа и синтеза, умение формулировать тему и цель урока, подводить итог урока, выражать отношение к результату своей работы.
Личностные УУД: в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, делать выбор, как поступить.
Регулятивные УУД: различать способ и результат действия; принятие практической задачи.
Познавательные УУД: использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач; выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
Коммуникативные УУД: донести свою позицию до других; оформлять свою мысль в устной речи; слушать и понимать речь других.
Оборудование: предметные картинки, опорная схема, презентация, мультимедийный проектор, светофоры(карточки обратной связи).
Формы проведения урока: учебный диалог, фронтальная работа, , индивидуальная работа, дидактическая игра.
Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.
Ход урока:
Этап урока | Цель этапа | Деятельность учителя Методы, приемы, средства | Деятельность ученика Формируемые УУД | Реальный образовательный продукт совместной деятельности |
1.Организационно-мотивационный
| Обеспечение мотивационной готовности и положительного эмоционального настроя учащихся к работе на уроке. | Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку. Организация внимания школьников, мотивация учения. Мы – дружные, Мы – внимательные, Мы – старательные, Мы отлично учимся, У нас все получится Ребята, я хочу, чтобы сегодняшний урок принес нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время работы на уроке вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам! | Проверяют готовность рабочего места к уроку. – самоопределение (Л); – смыслообразование (Л) – целеполагание (П); – планирование учебного сотрудничества учителем и сверстниками(К). | Доброжелательный настрой учителя и учащихся на работу, полная готовность учащихся к уроку, быстрое включение учащихся в деловой ритм. |
2. Актуализация опорных знаний учащихся. Постановка целей и задач урока. | Обеспечить мотивацию изучения нового материала. Актуализация субъективного опыта учащихся | 1. -Ребята, посмотрите на звуки. [м] [п ] [с ] [т] [з] [э] [к] [р] --Среди них есть лишний, назовите его? -Покажите карточку, которой обозначается этот звук. - Какой буквой может обозначаться звук [э]? -Какие звуки еще может обозначать эта буква? -На что указывает эта буква? -Как вы думаете, почему мы урок начали с этой буквы? | Коллективная работа – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, (П); – использование знаково-символических средств (П); – структурирование знаний (П); Соотносят звук и схему, обосновывают свой ответ. Дают характеристику каждого звука. Звук [Э] -Красный квадрат. -Буква Е -[й][э] е стоит после гласного и образует 2 звука. На мягкость согласного – учет разных мнений (К); Дети озвучивают опорную запись. | Готовность учащихся к активной учебной деятельности, понимание учащимися социальной и практической значимости изучаемого материала. Вывели название темы урока |
3. Организация мыслительной деятельности учащихся | Обеспечить восприятие, осмысление и запоминание учащимися нового звука и обозначающей его буквы. Создать содержательные и организационные условия усвоения учащимися методики воспроизведения изучаемого материала | 2. Сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие -в лес. Итак, в путь! Первая остановка «Звуковая опушка» Что же это за девица: Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьёт, А в иголках круглый год (ёлка). СЛАЙД «Ёлка» -Составьте схему этого слова.(После составления детьми схемы на местах, к доске вызываются ученики с верным и неверным вариантом ответа. Озвучивают свой ответ. Доказывают). -Посмотрите на схемы. Какая из них подходит к слову? (УДАРЕНИЕ) -Ребята, а кто прячется под лапами у ёлки, вы узнаете, отгадав загадку: Между сосен, между елок -Ребята, а можно ли из деталей (частей) схемыслова ЁЛКА составить схему слова ЁЖИК?(УДАРЕНИЕ) -Какими буквами можно обозначить звуки в первом слоге? -Под схемой поставить соответствующую букву из кассы.(На доске разные варианты. Физкультминутка «ЁЛКА» СЛАЙД | Коллективная работа ЁЖИК Буква Ё. Работа с Кассой букв. – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – использование знаково -символических средств (П); – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация(П); – моделирование и преобразование моделей разных типов (П); Индивидуальная работа( 2 человека работают у доски) Парная работа. Ё стоит вначале слова, образует два звука. Называют слова с буквой Ё. | Самостоятельность учащихся в добывании знаний. Показателем выполнения дидактической задачи служит правильность, полнота и осознанность ответов учащихся. Умение проводить анализ и синтез (звуко-буквенный анализ слов),умение контроля и самоконтроля. |
4. Этап закрепления новых знаний и способов деятельности | Обеспечить закрепление учащимися знаний и способов деятельности, повышение уровня осмысления изученного материала. Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания | 1.Вторя остановка: «Чаща новой буквы» -Показ буквы Ё. -Назовите буквы, которые обозначает эта буква? Страна «Вообразилия». -На что похожа эта буква? -А теперь послушайте сказку о букве Ё. как она появилась. Однажды буква “Е” убежала в лес. Вдруг подул ветер, закачались деревья. Букве “Е” стало страшно, и она спряталась под ель. Ель тоже закачалась от ветра, и на “Е” упали две шишки, от которых на голове у “Е” образовались шишки. От этого она превратилась в другую букву – “Ё”, вот оказывается, почему у “Ё” всегда две точки. От этого «Ё» -всегда ударная. -А сейчас проверим, как хорошо вы запомнили новую букву. Работа над формированием умения читать слоги, слова и предложения с изученными буквами. Третья остановка: «Бор слияний» Чтение слов со слайда: ЁЖ ЁЖИК СВОЁ СВЁКЛА ЁЛКА МОЁ КОВЁР ТВОЁ СПОЁМ -Какие слова можно объединить в одну группу? -Задайте вопрос к первой группе слов?(одуш. и неодуш). - Ко второй группе слов? (местоимение) - В каких словах «Ё» обозначает два звука? -ВЫВОД!!!!!!!!!!!! -Почему остались слова ЁЛКА и КОВЁР? -А какую роль выполняет? -ВЫВОД!!!! СТР 31 в АЗБУКЕ -Прочитайте вывод. Физкультминутка «ЁЖИК» Жил в лесу колючий ежик, | Дети отмечают в карточках новую букву. [й] [о] Дети предлагают различные варианты(грабли, забор…).Коллективная и групповая работа – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); Дети читают парами. Ответы детей. – извлечение необходимой информации из текстов (П);
-Кто? - Чьё? ЁЖ ЁЖИК СВОЁ ЁЛКА МОЁ ТВОЁ СПОЁМ -Потому что Ё не обозначает 2 звука. -Обозначает мягкость предыдущего согласного. | Установлена правильность и осознанность основного содержания изученного материала у всех учащихся: умеют выделять в потоке речи изучаемый звук, узнавать графический образ новой буквы, читать с ней слова. Проведена коррекция неточных представлений индивидуально. КАРТОЧКИ Использование системы знаний, предусматривающих нарастание сложности упражнений и самостоятельности учащихся в их выполнении, умение применять имеющиеся знания в разнообразных ситуациях. Знать графический образ буквы, уметь выделить ее образ среди других букв, быть внимательным, уметь классифицировать по признаку СЛАЙД |
5. Этап применения знаний и способов действий | 1.Обеспечить усвоение учащимися знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях 2. Обеспечить формирование у школьников умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях | 1.Четвёртая остановка «Роща ЧТЕНИЯ» Работа с текстами. Стр. 31Формирование практических умений. Работа с текстом. -Рассмотрите иллюстрацию. Какое название вы бы дали? Почему? -А сейчас мы прочитаем текст и узнаем – правильно ли художник нарисовал эту картинку к тексту. -Докажите предложениями из текста.
-Чтение вслух по частям. -Найдите слова с буквой «Ё» и определите сколько звуков она обозначает. группа Текст «Ёжик». Прочитать текст, ответить на вопросы. Читаем хором, по «цепочке». Задание: найти слова с буквой ё, подчеркнуть их. | – планирование учебного сотрудничества учителем и сверстниками(К) Самостоятельная работа. Первичное чтение (жужжащее). Выборочное чтение Парная работа. Карточки у каждого ученика. (На доске пронумерованные предметные картинки) Парная работа. Групповая работа с помощью учителя
| Умения учащихся соотносить между собой факты, понятия, правила, умение распознавать и воспроизводить изученные звук и букву , алгоритмы и пользоваться ими. |
6.Этап подведения итогов урока | Совместно с учащимися выявить качественную оценку работы класса и отдельных учащихся |
-Дома по желанию вы можете прочитать текст. | – волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); -Я сегодня узнал… -Мне было интересно… – самооценка на основе критерия успешности (Л); | Демонстрировать умение четко и кратко ответить на поставленные вопросы. Осознание учащимися своей учебной деятельности и всего класса. |
7.Этап рефлексии | Инициировать рефлексию учащихся по вопросу эмоционального состояния, мотивации, своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками | -Оцените себя-на сколько вам было трудно работать?! -В чем не уверены?
| впечатления и настроение, полученные от урока. | Реализация когнитивного алгоритма |
Приложение 1 –презентация
Приложение 2 - текст
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по литературному чтению "Знакомство со звуком и буквой Ф"
В данной работе представлен конспект урока по литератуному чтению (обучению грамоте) "Знакомство со звуком и буквой Ф". Также в конце текстового файла можно найти необходимые для урока графические при...
Конспект урока чтения для 1 класса по теме: “Знакомство со звуком и буквой С. Выделение звука [с]”
Конспект предназначен для урока чтения для детей с умеренной умственной отсталостью...
Научно- исследовательская статья на тему: "Методика знакомства со звуком и буквой на уроках Обучения грамоте в первом классе."
Научно- исследовательская статья на тему: "Методика знакомства со звуком и буквой на уроках Обучения грамоте в первом классе."...
Знакомство со звуком и буквой З з
Цели урока заключаются в ознакомлении учащихся со звуком и буквой З з; научении правильного произношения звука З; определении местонахождения звука З в словах; упражнении у...
Конспект урока для 1 класса « Обучение грамоте» [по теме « Знакомство со звуком [щ]. Буквами Щ. щ.»
Познакомить с новым звуком и буквами Щ, щ...
Звук и буква З з. Знакомство со звуком и буквой З з.
конспект урока Звук и буква З з. Знакомство со звуком и буквой З з....
Конспект урока по предмету Речь и альтернативная коммуникация 3 класс. По теме: Звук и буква Зз. Знакомство со звуком и буквой Зз.
Звук и буква Зз. Знакомство со звукоам и буквой Зз...