Знакомство со звуком и буквой З з
план-конспект урока (1 класс) на тему
Цели урока заключаются в ознакомлении учащихся со звуком и буквой З з; научении правильного произношения звука З; определении местонахождения звука З в словах; упражнении учащихся в чтении слогов и слов с буквой З, развитии фонематического слуха учащихся; обогащении словарного запаса, речи учащихся; развитии и корригировании памяти, внимания, мышления, зрительного и слухового восприятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etapy.docx | 28.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Знакомство со звуком и буквой З з.»
Цели. Образовательные: познакомить учащихся со звуком и буквой З з;
Научить правильно произносить звук З; определять местонахождение звука З в словах; упражнять учащихся в чтении слогов и слов с буквой З.
Коррекционно-развивающие: развивать фонематический слух учащихся; обогащать словарный запас, речь учащихся; развивать и корригировать память, внимание, мышление, зрительное и слуховое восприятие.
Воспитательные: воспитывать усидчивость, самостоятельность, интерес к чтению.
Оборудование: ПК, проектор, экран, презентация, карточки с изображением элементов букв; демонстрационная карточка; слоговая таблица; касса букв; предметные картинки; буквари.
этапы | Деятельность учителя | Деятельность уч-ся | Примечания |
I.Организованное Начало урока | -Здравствуйте, ребята! -Тихо садитесь. - Урок чтения. -Ребята, сегодня к нам на урок заглянуло солнышко, но оно почему-то очень печальное, грустное. Давайте его развеселим, сделаем так, чтобы оно улыбалось, светило ярко. - А для этого вам, ребята нужно хорошо поработать на уроке, активно отвечать, чтобы солнышку понравилось | Учащиеся приветствуют учителя. | На доске грустное солнышко |
II.Артикуляционная гимнастика | -Выполняем артикуляционную гимнастику 1упражнение. Открываем и закрываем ротик. 2упражнение. Язычок стал маляром Аккуратно красит дом. -Рот открыть. Проводить широким языком вперёд-назад по нёбу. Затем по внутренней стороне щёк. 3упражнение. Надоели превращенья Лижет язычок варенье. Рот открыть и улыбнуться. Широким языком облизывать верхнюю губу. При этом Стараться « обнять» языком сразу всю губу и облизать её, втягивая язык вглубь рта. Рот не закрывать. -Молодцы, ребята, хорошо выполняете артикуляционную гимнастику. | Учащиеся выполняют артикуляцион- ную гимнастику | |
III.Повторение изученных звуков и букв | -А сейчас повторим изученные звуки и буквы. -Я показываю, вы называете. А у м о с х ш л ы н р к п т и А у о ы и М с х ш л н р п т -Назовите буквы верхнего ряда? -Какие звуки они обозначают? -Как произносим гласные звуки? -Назовите буквы нижнего ряда? -Какие звуки они обозначают? -Как они произносятся? -Молодцы, ребята, вы очень хорошо произносите звуки и буквы, знаете гласные и согласные звуки. Солнышко вами очень довольно. | А у м о с х ш л ы н р к п т и А у о ы и -Гласные. -Поём. М с х ш л н р п т -Согласные. -Быстро, кратко, звонко, глухо. | Слайд №1 Слайд №2 |
IV.Игра «Добавь недостающую часть, чтобы получилась буква». | -А сейчас поиграем в игру и проверим, как хорошо вы знаете изученные буквы. -Нужно добавить недостающую часть, чтобы получилась буква. -Молодцы, справились и с этим заданием. | Учащиеся выходят к доске и дорисовывают недостающую часть к букве. | Буквы на карточках |
V.Чтение слоговой таблицы | -Солнышко посмотрит, как вы умеете читать слоги. -Молодцы! Солнышку понравилось ваше чтение. | Учащиеся читают слоги в слоговой таблице. | Слайд№3 |
VI.Читаем слог и договариваем недостающий. | -А теперь следующее задание. -Нужно прочитать слог, договорить недостающий, чтобы получилось слово. УМ.. Ма.. У.. ра.. НО.. ша.. -Итак, какие слова получились? -Давайте прочитаем их. -Молодцы! Правильно! | Учащиеся по очереди договаривают недостающий слог и читают получившиеся слова. | Слайд№4 |
VII. Физминутка. | Девочки и мальчики прыгают как мячики, ножками топают, ручками хлопают, глазками моргают, после отдыхают. | Дети выполняют движения | |
VIII.Знакомство со звуком и буквой З з. 1.Знакомство со звуком З. 2.Знакомство с печатной буквой Зз большой и маленькой. | -Сегодня на уроке мы познакомимся со звуком и буквой З з. -Дети, давайте представим себе, что мы с вами пошли в лес. -В лесу много насекомых. -Какие насекомые живут в лесу? -Подлетели к нам комарики и запели песни. -Кто знает песенку комара? З-З-З-З-З - Комар звенит, зудит. З-З-З-З-З -Подлетел большой комар и сердито звенит. -Как сердито звенит большой комар? З-З-З-З-З -Какой звук мы слышали? -Давайте вместе произнесём этот звук. -Приложите ладошку к горлышку. -Какой это звук? -Как мы обозначим его на схеме? -А вот подлетел к нам маленький комарик и ласково зазвенел. ЗЬ-ЗЬ-ЗЬ-ЗЬ-ЗЬ -Какой звук услышали сейчас? -Какой это звук? -Так какой же звук услышали в песенке комара? -Молодцы, ребята! Вы все правильно произносите звук З. -Звук З может находиться в начале слова, в середине и в конце. -Послушайте и определите место звука З в слове. Зоя азбука зебра роза -Молодцы, ребята! Справились и с этим заданием! -Звуки [з] и [з′] обозначаются буквой З з -Из каких частей состоит буква З з ? -Обведите пальчиком букву З з | Комары, мухи, жуки, муравьи. З-З-З-З-З З-З-З-З-З -Звук З
З-З-З-З-З -Согласный, твёрдый, звонкий. -Синим кружочком. ЗЬ-ЗЬ-ЗЬ-ЗЬ-ЗЬ -Согласный, мягкий, звонкий. -Звук З. Из двух полуовалов Дети обводят букву З и з из наждачной бумаги на карточках | Слайд№5 Картинка большого комара Картинка маленького комара |
IX.Работа с кассой букв. | -Давайте найдём букву З в большой кассе. -А теперь найдите место буквы З у себя в кассах. -Молодцы, дети, солнышко очень довольно вашей работой. | Один ученик находит букву З в большой кассе, остальные учащиеся находят букву З в маленьких кассах. | |
X.Конструирование буквы из шнурка. | -Как вы думаете, из чего можно сконструировать букву З? -У вас на парте шнурок. Сконструируйте букву З из шнурка. -Молодцы! Все справились! | Из проволоки, из ниток, из спичек. Учащиеся конструируют букву. | |
XI.Работа с загадкой | -Ребята, послушайте загадку. На эту букву посмотри: Она совсем как цифра три. -О какой букве эта загадка? -Почему буква З сравнивается с цифрой 3? --Чем похожа буква З и цифра 3? -Чем они отличаются? -Напечатайте карандашом на листочке букву З. | -О букве З. -Они похожи. -Состоят из 2-х полуовалов. -У буквы З овалы одинакового размера, у цифры 3 верхний овал меньше нижнего. Дети печатают букву. | На доску вывешиваются демонстрационные карточки. |
XII. Физминутка. | Каждый день по утрам Делаем зарядку (ходьба на месте) Очень нравится нам Делать по порядку: Весело шагать (ходьба) Руки поднимать, Приседать и вставать (3-4 раза) Прыгать и скакать (10 прыжков) | Учащиеся выполняют движения. | |
XIII.Работа по букварю. | -Откройте букварь и найдите на странице букву З з. -Большую букву покажите и обведите пальчиком. -Маленькую букву покажите и обведите пальчиком. -Что изображено на картинке слева вверху? -Для чего нужен замок? -Давайте хором произнесём это слово. -Где услышали звук З в слове? -Прочитаем букву на странице в правом верхнем углу. -А теперь прочитаем слоги. -Посмотрите на картинку слева. -Кто изображён на картинке? -Давайте прочитаем предложение под картинкой. -А теперь посмотрите на картинку справа. -Кто изображён на картинке? -Давайте хором прочитаем как её зовут? -Почему это слово написано с большой буквы? -Что делает Лиза? Какие цветы изображены на картинке? -Что сделала Лиза? -Лизе нравится запах розы. -А теперь прочитаем слова в столбике. (чтение слов учителем, дети следят) Заноза - острый кусочек чего-либо, вонзившийся под кожу и причиняющий боль. Чтение слов хором Чтение слов по «цепочке» Беседа. Ребята, посмотрите и скажите, как называется этот цветок. -Что можно сказать о розе? -А какого цвета бывают розы? -Где растут розы? -Как вы думаете, для чего люди сажают розы? -Посмотрите, что на веточке у розы? -Поэтому розы нужно брать осторожно, иначе может быть заноза. Чтение текста учителем. -О чём этот текст? -Молодцы, ребята, солнышку понравилась ваша работа. | Большую букву обводят пальцем. Маленькую букву обводят пальцем. -Замок. -Запирать дом, сарай. Дети хором произносят слово замок. -В начале. З-З-З За-зо-зу-зы Комары. Комары: з-з-з. Девочка. Лиза. Это имя девочки. Лиза любуется цветами. Розы. -Лиза сорвала розу. Захар Замок Роза Замок Запах Роза Заноза Чтение хором. Чтение по «цепочке». Роза. Красивая, красная, пахучая. Белые, жёлтые, оранжевые, красные. Розы растут в саду, на клумбе. Чтобы любоваться ими, дарить друг другу. Колючки, шипы. О розе. Чтение текста учащимися по «цепочке» и ответы на вопросы. | |
XIII.Работа с разрезной азбукой. | -Составим в кассе букв слово За-хар -Молодцы, ребята, вы справились с этим заданием. Солнышко радуется. -А сейчас самостоятельно составьте слово ро-за в кассе букв. -Молодцы! | -1-й слог- За (1-й звук[З] обозначим буквой З, 2-й звук[а] обозначим буквой а . -2-й слог- хар(1-й звук[х] обозначим буквой х, 2-й звук [а] обозначим буквой а, 3-й звук[р] обозначим буквой р.) 1-й слог-ро(1-й звук [р] обозначим буквой р,2-й звук[о] обозначим буквой о). -2-й слог-за(1-й звук[з] обозначим буквой з, 2-й звук[а] обозначим буквой а). | Ученик работает у доски Учащиеся работают самостоятельно |
XIV.В названии каких предметов встречается звук З. | Зонтик, яблоко, роза, кукла, заяц, машина. | Зонтик – в начале слова. Роза – в середине слова. Заяц – в начале слова. | Слайд№6 |
XV.Игра «Хлопки» | - А сейчас солнышко посмотрит как вы умеете слышать звук З. - Хлопните в ладоши, если услышите звуки З и З′. Резиновую Зину Купили в магазине Резиновую Зину В корзине принесли Она была разиней, Резиновая Зина, Упала из корзины – Измазалась в грязи. - Молодцы! | Учащиеся хлопают в ладоши, если слышат звук З и З′ в словах. | |
XVI.Итог урока | - Ребята, с каким новым звуком и буквой познакомились сегодня на уроке? - Что делали сегодня на уроке? Ребята, посмотрите на солнышко, оно улыбается. Ему очень понравилась ваша работа на уроке. Все были активными. Солнышко каждому из вас дарит свою улыбку. - Урок окончен. | Со звуком и буквой З з. Читали слоги, слова, выделяли звуки в словах, составляли слова в кассе букв, играли. Учитель каждому учащемуся раздаёт маленькие солнышки с улыбкой. | Слайд №7 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по литературному чтению "Знакомство со звуком и буквой Ф"
В данной работе представлен конспект урока по литератуному чтению (обучению грамоте) "Знакомство со звуком и буквой Ф". Также в конце текстового файла можно найти необходимые для урока графические при...
Конспект урока чтения для 1 класса по теме: “Знакомство со звуком и буквой С. Выделение звука [с]”
Конспект предназначен для урока чтения для детей с умеренной умственной отсталостью...
Научно- исследовательская статья на тему: "Методика знакомства со звуком и буквой на уроках Обучения грамоте в первом классе."
Научно- исследовательская статья на тему: "Методика знакомства со звуком и буквой на уроках Обучения грамоте в первом классе."...
«Знакомство со звуком [йо], буквой Ё».
Предмет Обучение грамотеТема: «Знакомство со звуком [йо], буквой Ё».Тип урока: Изучение нового материала.Цель урока: познакомить учащихся с функцией буквы «ё» обозн...
Конспект урока для 1 класса « Обучение грамоте» [по теме « Знакомство со звуком [щ]. Буквами Щ. щ.»
Познакомить с новым звуком и буквами Щ, щ...
Звук и буква З з. Знакомство со звуком и буквой З з.
конспект урока Звук и буква З з. Знакомство со звуком и буквой З з....
Конспект урока по предмету Речь и альтернативная коммуникация 3 класс. По теме: Звук и буква Зз. Знакомство со звуком и буквой Зз.
Звук и буква Зз. Знакомство со звукоам и буквой Зз...