Урок обучения грамоте и краеведение. Звуки [ш] и буква, которая его обозначает. Шикша.
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме
Урок обучения грамоте по УМК «Школа России» составлен в соответствии с новыми образовательными стандартами второго поколения. На уроке представлены задания для читающих учащихся и для учащихся, которые только учатся читать. На уроке работа ведётся в парах и индивидуально. Урок проходит в игровой форме. На протяжении всего урока ребят сопровождают проделки старухи Шапокляк. Так же представлены элементы краеведения. Ребята познакомятся с северной ягодой – шикшей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_obucheniya_gramote_v_1_klasse.docx | 22.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок обучения грамоте в 1 классе.
Тема: Звук [ш] и буква, которая его обозначает.
Цель урока: научиться отличать звук [ш] от других звуков; научиться читать слоги, слова с новой буквой.
Планируемый результат:
Предметные: характеризовать звуки русского языка; формировать навык чтения, учиться работать с текстом.
Метапредметный:
- регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- познавательные: осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме;
- коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач;
- личностные: формировать учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения к новой частной задачи.
Оборудование: проектор для просмотра слайдов, презентация, тексты для чтения.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика. |
Мобили- | Сегодня на уроке у нас много гостей. Расскажите нашим гостям : Как вы ведёте себя на уроке? | На уроке мы сидим, Не шумим, не кричим, Руку тихо поднимаем, Если надо, отвечаем. |
Формули-рование темы | Назовите изображённые на слайде предметы. (Слайд 2). | На слайде изображены шар, шляпа, шишка, Шапокляк. |
Найдите в словах, обозна-чающих названия данных предметов, одинаковый незнакомый вам звук и сформулируйте тему урока. (Слайд 3). | В каждом слове есть звук [ш]. Значит, тема урока – «Звук [ш] и буква, которая его обозначает». | |
Какую цель вы поставите на уроке? | Мы будем научиться отличать звук [ш] от других звуков; научиться читать слоги, слова с новой буквой. | |
Работа со звуком [ш] | Исключите одно из данных слов по самостоятельно найденному признаку.(Шелчок). | Из данных слов можно исключите слово Шапокляк. Оно отвечает на вопрос кто?, а остальные слова отвечают на вопрос что? |
Что вы знаете о Шапокляк? | Шапокляк – это героиня книги Э.Успенского «Крокодил Гена и его друзья». Шапокляк – это вредная старуха. Её любимое занятие – делать злые дела. | |
А не возник ли у вас вопрос: «Почему у Шапокляк такое странное, необычное имя?» Вы сможете сами ответить на этот вопрос, если послушаете меня внимательно. Шапокляк – это мужской головной убор в виде цилиндра. (Слайд 4). Его носили мужчины в девятнадцатом веке. Они входили в помещение и снимали цилиндр. Держать его было неудобно. Цилиндр сделали складным. По-французски «шапо» - это шляпа. «Кляк» - шлепок ладонью по её верху. После чего шляпа складывалась. | ||
Так почему же у Шапокляк такое имя? (Шелчок) | У старухи такое имя из-за голов-ного убора, который она носила. | |
Произнесите звук [ш] в слове Шапокляк и дайте характеристику этого звука. | Звук [ш] согласный. Воздух при его произнесении встречает преграду. Он не поётся и не тянется. Он глухой, так как при его произнесении в ушах не слышно звона. Он твёрдый, потому, что произносится твёрдо. | |
Ориентируясь на тему урока, выберите среди данных цветов тот, который больше всего понравится старухе Шапокляк. (Слайд 5). | Старухе больше всего понравится ландыш, так как в его названии есть звук [ш]. | |
Какое место в слове ландыш занимает звук [ш]? | В слове ландыш звук [ш] последний. | |
Измениете слово ландыш таким образом, чтобы оно обозначало не один, а много предметов. (Шелчок) | Ландыши. | |
Произнесите слово ландыши и дайте характеристику нового звука. | В слове ландыши звук [ш] твёрдый. | |
Я хотела найти слова, в которых звук [ш] мягкий, но не смогла. Может быть, вы знаете такие слова? | (Дети пытаются найти слова с таким звуком.) | |
Какой вывод можно сделать? | Звук [ш] всегда твёрдый. | |
Дайте полную характеристику звук [ш]. | Звук [ш] согласный, глухой, всегда твёрдый. | |
Приведите примеры слов со звуком [ш],чередуя в ответах слова, отвечающие на вопрос кто? Со словами отвечаю-щими на вопрос что? | Шура, шина, скворушка. Шум, кошка и т.д. | |
Физми- нутка. | Во время физминутки мы определим, какую одежду предпочитает старуха Шапокляк. Как вы думаете, каков признак её любимой одежды? | Наличие в слове звука [ш]. |
Если в слове произнесённом мною слове есть звук [ш], вы прыгаете, выражая радость. Если нет, машете руками, показывая, что эта одежда Шапокляк не нравится. Берет, шляпа, косынка, шарфик, туфли, башмаки, шубка. Пальто, шорты. Брючки, тельняшка. | (Дети анализируют слова и выполняют соответствующее движение.) | |
Знакомст- буквой. | С новым звуком мы познакомились, что мы сейчас должны сделать? | Мы должны познакомиться с буквой, которая обозначает звук [ш]. |
Пока мы подбирали наряд для старухи, она успела сделать злое дело. Шапок-ляк спрятала новую букву среди других букв. Кто сможет её отыскать? Кто знает, как называется эта буква? На какие предметы она похожа? | (Ребёнок находит эту букву на слайде). Это буква»ша». Она похожа на вилы, на расчёску и т.д. | |
Чтение слогов с | Вспомните , какую ещё мы ставили перед собой цель и определите, чем мы должны заняться сейчас? Я приготовила для чтения слоги, но Шапокляк побывала здесь и их перепутала. Прочитайте перепутанные слоги про себя и разделите их на две группы по самостоятельно найденному признаку. Какие группы у вас получились? | Мы будем читать слоги с буквой Ш. (Дети читают слоги про себя). |
Прочитайте слоги с буквой Ч. | (Читают слоги с буквой Ч. Читают слоги с буквой Ш. | |
Чтение слов с новой буквой. | К какой следующей цели мы перейдём? | Мы будем читать слова с буквой Ш. |
Но у нас возникла новая проблема. К приготовленным мною для чтения словам Шапокляк подогнала ша-отделительную машину. С её помощью буква Ш исчезла из всех напечатанных слов. (Слайд 8). Прочитайте, какие получились слова после работы этой машины. | (Дети читают слова.) Ум, утка, лапа, есть, комар. | |
Определите, какие слова с Ш попали в эту машину. (Слайд 9). | (Дети вставляют в каждое слово букву Ш и читают получившиеся слова.) | |
Чтение текста про шикшу. | Какое задание с этими словами можно выполнить? | (Дети подбирают варианты заданий). |
Хотя старуха Шапокляк сегодня сделала нам много вредных дел, я предлагаю вам сделать для неё доброе дело. Мы с вами прочитаем ей и нашим гостям текст. Как вы думаете, что обязательно встретится в этом тексте. О чём этот текст вы узнаете, если отгадаете загадку? (Слайд 10-24). | Я в лесу расту, где мох. | |
Итог урока | Почему растение называют «вороника»? Почему растение называют «водяника»? На что похожи её листочки? | (Дети отвечают на вопросы). |
Мы преодолели сегодня на уроке все злые дела старухи Шапокляк. Что бы вы хотели пожелать ей на прощанье? | Мы пожелали бы ей не совершать злые дела, быть доброй. | |
Выход за рамки урока. | Поработайте в парах. Придумайте вопрос, по сегодняшнему уроку, который вы зададите своим одноклассникам. | (Придумывают вопросы). |
За что я могу вас сегодня похвалить? (Слайд 25). | (Ответы детей). | |
Поработайте в атласом –определителем «От земли до неба» , найдите пользуясь алфавитным указателем, названия животных или растений с буквой Ш (желательно, чтобы они обитали или росли в нашем регионе) и к следующему уроку кратко прочитаете об этом. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока обучения грамоте по теме: "Звуки [п] , [п,], буквы П, п. Профессии родителей".
Предмет: обучение грамотеКласс: 1Программа: УМК «Школа России»Тема: Согласные звуки [п] [п,], буквы П, п. Профессии родителей. С. 80-85...
Урок обучения грамоте. Тема:Согласные звуки [х], [х’], буква х. Слова-междометия
. Образовательная система "Школа 2100"...
Урок обучения грамоте. Тема "Гласные звуки и их буквы". УМК "Гармония"
На этом уроке дети учатся находить в словах гласные звуки и обозначать их буквами гласных....
конспект урока обучения грамоте по теме : «Звук [ ш ]. Согласные буквы Ш, ш»
коспект урока по обучению грамоте по :Теме: «Звук [ ш ]. Согласные буквы Ш, ш»...
Урок обучения грамоте по теме «Звук [ш] и буква Ш,ш». (УМК «Школа России»,1 класс)
Данный материал позволит в игровой форме познакомить учащихся с особенностями звука [ ш ] в русском языке. На уроке проводится индивидуальная, групповая работа, работа в парах, что позволя...
Урок обучения грамоте по теме: Звуки [ф], [ф\'] , буква Ф. Чтение слов, предложений и текстов с изученными буквами.
Урок обучения грамоте по УМК "Школа России"...