Урок обучения грамоте и краеведение. Звуки [ш] и буква, которая его обозначает. Шикша.
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Фостенко Лариса Викторовна

   Урок обучения грамоте по УМК «Школа России»  составлен в соответствии с новыми образовательными стандартами второго поколения. На уроке представлены задания для читающих учащихся  и для учащихся, которые только учатся читать. На уроке работа ведётся в парах и индивидуально. Урок проходит в игровой форме. На протяжении всего урока ребят сопровождают проделки старухи Шапокляк. Так же представлены элементы краеведения. Ребята познакомятся с северной ягодой – шикшей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_obucheniya_gramote_v_1_klasse.docx22.15 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте в 1 классе.

Тема: Звук [ш] и буква, которая его обозначает.
Цель урока: научиться отличать звук [ш] от других звуков; научиться читать слоги, слова с новой буквой.
Планируемый результат: 
Предметные: характеризовать звуки русского языка; формировать навык чтения, учиться работать с текстом.
Метапредметный:
- регулятивные:  в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
 - познавательные: осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме;
- коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных  коммуникативных задач;
- личностные: формировать учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения к новой частной задачи.
Оборудование: проектор для просмотра слайдов, презентация, тексты для чтения.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика.

Мобили-
зующий этап

Сегодня на уроке у нас много гостей. Расскажите  нашим гостям : Как вы ведёте себя на уроке?

На уроке мы сидим,

Не шумим, не кричим,

Руку тихо поднимаем,

Если надо, отвечаем.

Формули-рование темы
и цели урока

Назовите изображённые на слайде предметы. (Слайд 2).

На слайде изображены шар, шляпа, шишка, Шапокляк.

Найдите в словах, обозна-чающих  названия данных предметов, одинаковый незнакомый вам звук и сформулируйте тему урока. (Слайд 3).

В каждом слове есть звук [ш]. Значит, тема урока – «Звук [ш] и буква, которая его обозначает».

Какую цель вы поставите на уроке?

Мы будем научиться отличать звук [ш] от других звуков; научиться читать слоги, слова с новой буквой.

Работа со звуком [ш]

Исключите одно из данных слов по самостоятельно найденному признаку.(Шелчок).

Из данных слов можно исключите слово Шапокляк. Оно отвечает на вопрос кто?, а остальные слова отвечают на вопрос что?

Что вы знаете о Шапокляк?

Шапокляк – это героиня книги Э.Успенского «Крокодил Гена и его друзья». Шапокляк – это вредная старуха. Её любимое занятие – делать злые дела.

А не возник ли у вас вопрос: «Почему у Шапокляк такое странное, необычное имя?» Вы сможете сами ответить на этот вопрос, если послушаете меня внимательно. Шапокляк – это мужской головной убор в виде цилиндра. (Слайд 4). Его носили мужчины в девятнадцатом веке. Они входили в помещение   и снимали цилиндр.    Держать его было неудобно. Цилиндр сделали складным. По-французски «шапо» - это шляпа. «Кляк»  - шлепок ладонью по её верху. После чего шляпа складывалась.

Так почему же у Шапокляк такое имя? (Шелчок) 

У старухи такое имя из-за голов-ного убора, который она носила.

Произнесите звук [ш]  в слове Шапокляк и  дайте характеристику этого  звука.

Звук [ш] согласный. Воздух при его произнесении встречает преграду. Он не поётся и не тянется. Он глухой, так как при его произнесении в ушах не слышно звона. Он твёрдый, потому, что произносится твёрдо.

Ориентируясь на тему урока, выберите среди данных цветов тот, который больше всего понравится старухе Шапокляк. (Слайд 5).

Старухе больше всего понравится ландыш, так как в его названии есть звук [ш].

Какое место в слове ландыш занимает звук [ш]?

В слове ландыш звук [ш] последний.

Измениете слово ландыш таким образом, чтобы оно обозначало не один, а много предметов. (Шелчок) 

Ландыши.


Произнесите слово ландыши  и  дайте характеристику нового  звука.

В слове ландыши звук [ш] твёрдый.

Я хотела найти слова, в которых  звук [ш] мягкий, но не смогла. Может быть, вы знаете такие слова?

(Дети пытаются найти слова с таким звуком.)

Какой вывод можно сделать?

Звук [ш] всегда твёрдый.

Дайте полную характеристику звук [ш].

Звук [ш] согласный, глухой, всегда твёрдый.

Приведите примеры слов со звуком  [ш],чередуя в ответах слова, отвечающие на вопрос кто? Со словами отвечаю-щими на вопрос что?

Шура, шина,  скворушка. Шум, кошка и т.д.

Физми-

нутка.

Во время физминутки мы определим, какую одежду предпочитает старуха Шапокляк. Как вы думаете, каков признак её любимой одежды?

Наличие в слове звука [ш].

Если в слове произнесённом мною слове есть звук [ш], вы прыгаете, выражая радость. Если нет, машете руками, показывая, что эта одежда  Шапокляк не нравится. Берет, шляпа, косынка, шарфик, туфли, башмаки, шубка. Пальто, шорты. Брючки, тельняшка.

(Дети анализируют слова и выполняют соответствующее движение.)

Знакомст-
во с новой

буквой.

С новым звуком мы познакомились, что мы сейчас должны сделать?

Мы должны познакомиться с буквой, которая обозначает звук [ш].

Пока мы подбирали наряд для старухи, она успела сделать злое дело. Шапок-ляк спрятала новую букву среди других букв. Кто сможет её отыскать?
 (Слайд 6).

Кто знает, как называется эта буква?  На какие предметы она похожа?

(Ребёнок находит эту букву на слайде). Это буква»ша». Она похожа на вилы, на расчёску и т.д.

Чтение

слогов с
новой буквой.

Вспомните , какую ещё мы ставили перед собой цель и определите, чем мы должны заняться сейчас?

Я приготовила для чтения слоги, но Шапокляк побывала здесь и их перепутала. 
(Слайд 7).

 Прочитайте перепутанные слоги  про себя и разделите их на две группы по самостоятельно найденному  признаку. Какие группы у вас получились?

Мы будем читать слоги с буквой Ш.

(Дети читают слоги про себя).
У нас получились слоги с буквой Ч и слоги с буквой Ш.

Прочитайте слоги с буквой Ч.
(После этого слоги исчезают),
Прочитайте слоги с буквой Ш.
Прочитайте эти слоги справа налево.
Прочитайте данные слоги, добавляя к ним по одной согласной букве из имени старухи.
 (Слайд 7).

(Читают слоги с буквой Ч.

 Читают слоги с буквой Ш.
Читают слоги справа налево.
Читают слоги добавляя к ним по одной согласной букве из имени старухи.)



Чтение

слов  с

новой

буквой.

К какой следующей цели мы перейдём?

Мы будем читать слова с буквой Ш.

Но у нас возникла новая проблема. К приготовленным мною для чтения словам Шапокляк подогнала ша-отделительную  машину.  С её помощью буква Ш исчезла из всех напечатанных слов. (Слайд 8).

Прочитайте, какие получились слова после работы этой машины.

(Дети читают слова.)

Ум, утка, лапа, есть, комар.

Определите, какие слова с Ш попали в эту машину. (Слайд 9).

(Дети вставляют в каждое слово букву Ш и читают получившиеся слова.)

Чтение

текста про шикшу.

Какое задание с этими словами можно выполнить?

(Дети подбирают варианты заданий).

Хотя старуха Шапокляк сегодня сделала нам много вредных дел, я предлагаю вам сделать для неё доброе дело. Мы с вами прочитаем ей и нашим гостям текст. Как вы думаете, что обязательно встретится в этом тексте. О чём этот текст вы узнаете, если отгадаете загадку? (Слайд 10-24).

Я в лесу расту, где мох.                  
Ягодки мои с горох.            
Похожа я на елочку -                    
Я тоже вся в иголочках.
(Дети отгадывают загадку и  читают текст)

Итог урока

Почему растение называют «вороника»?

Почему растение называют «водяника»?

На что похожи её листочки?

(Дети отвечают на вопросы).

Мы преодолели сегодня на уроке все злые дела старухи Шапокляк. Что бы вы хотели пожелать ей на прощанье?

Мы пожелали бы ей не совершать злые дела, быть доброй.

Выход за рамки урока.

Поработайте в парах. Придумайте вопрос, по сегодняшнему уроку, который  вы зададите своим одноклассникам.

(Придумывают вопросы).

За что я могу вас сегодня похвалить? (Слайд 25).

(Ответы детей).

Поработайте в атласом –определителем «От земли до неба» , найдите пользуясь алфавитным указателем, названия животных или растений с буквой Ш (желательно, чтобы они обитали или росли в нашем регионе) и к следующему уроку кратко прочитаете об этом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока обучения грамоте по теме: "Звуки [п] , [п,], буквы П, п. Профессии родителей".

Предмет: обучение грамотеКласс: 1Программа: УМК «Школа России»Тема: Согласные звуки [п] [п,], буквы П, п. Профессии родителей. С. 80-85...

Урок обучения грамоте. Тема "Гласные звуки и их буквы". УМК "Гармония"

На этом уроке дети учатся находить в словах гласные звуки и обозначать их буквами гласных....

конспект урока обучения грамоте по теме : «Звук [ ш ]. Согласные буквы Ш, ш»

коспект урока по обучению грамоте по :Теме: «Звук [ ш ]. Согласные буквы Ш, ш»...

Урок обучения грамоте по теме «Звук [ш] и буква Ш,ш». (УМК «Школа России»,1 класс)

Данный материал позволит в  игровой форме познакомить учащихся с особенностями звука [ ш ] в русском языке. На уроке проводится  индивидуальная, групповая работа, работа в парах, что позволя...