Урок обучения грамоте. Тема "Гласные звуки и их буквы". УМК "Гармония"
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме

Литвиненко Ирина Леонидовна

На этом уроке дети учатся находить в словах гласные звуки и обозначать их буквами гласных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_obucheniya_gramote.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

                                            Урок обучения грамоте

(УМК «Гармония»)

Тема: «Гласные звуки и их буквы»

Задачи:Подвести учащихся к осознанию необходимости буквенного обозначения гласных звуков. Учить находить и называть буквы гласных. Тренировать в нахождении гласных звуков в словах и обозначении их буквами гласных. Познакомить с правилами написания большой буквы в именах.

Содержание урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1.Введение в тему урока

Посмотрите на таблицу «Звуки» и расскажите, что вы о них знаете.




Посмотрите на схему слова                и попробуйте сказать, какое слово я задумала.


Я задумала слово…


Почему так много слов можно подобрать к одной схеме?


А что же надо сделать, чтобы слова можно было узнавать?


Чтобы узнавать слова, люди решили обозначать звуки знаками. Как эти знаки называются?


Вот сегодня мы и узнаем, какие буквы используются для обозначения гласных звуков.


2.Целеполагание


Итак, что вы хотите узнать по этой теме?


Чему хотите научиться?






3.Знакомство с буквами гласных для обозначения ударных гласных звуков и с использованием большой буквы в именах


Посмотрите на предметные картинки. Что нарисовано на первой картинке?




Выполним звуковой анализ слова ШАР



Кто знает, какой буквой нужно обозначить ударный гласный звук [а] в слове ШАР?

Найдите её в кассе букв. Почему в кассе букв  две буквы, большая и маленькая? Когда мы используем большую букву?


 Откройте учебник на странице 32. Посмотрите на портрет девочки в верхнем левом углу. Девочка называет своё имя. Обратите внимание на широко открытый рот. Догадайтесь, с какого звука начинается имя девочки.


Как узнали?


Её зовут…


Назовите гласный звук в имени девочки. Какой он?


Какой буквой его обозначим?


А какой: большой или маленькой?


Почему так решили?


Когда же ещё используется большая буква?


Пользуясь данной таблицей, назовите «опасные» при письме места.




Большую букву в именах можно считать «опасным» при письме местом?


Как в данной таблице показать это «опасное» место – большую букву в именах?


Глядя на таблицу, скажите, какие «опасные» места встречаются при записи предложений?


Посмотрите на схемы слов Аля и шар и скажите, какой звук мы обозначили буквой а?


Помогают ли буквы узнавать слова?


С какой буквой мы познакомились?


Напечатаем в тетрадях по печатанию сначала большую букву а, а потом маленькую.


4.Физминутка

Чем отличается звук от буквы?



Встали. Если я называю звук, вы прыгаете на двух ногах. Если я показываю букву, вы хлопаете в ладоши.


5.Знакомство с буквами гласных для обозначения ударных гласных звуков и с использованием большой буквы в именах


Продолжим знакомство с буквами гласных для обозначения ударных гласных звуков.

Выполним звуковой анализ слова ДОМ.

Назовите гласный звук в этом слове. Охарактеризуйте его.


Где он стоит в слове: в начале, в середине или в конце?


Какой буквой гласных обозначается этот звук: большой или маленькой буквой?


Почему?


Найдите её в кассе букв.


В учебнике найдите рисунок девочки, имя которой начинается на звук [о].

Как догадались?


Как зовут эту девочку?


Охарактеризуйте первый звук в её имени.


Какой буквой гласных обозначается этот звук: большой или маленькой буквой?


Почему?


Найдите её в кассе букв.

С какой буквой мы ещё познакомились?


Напечатаем в тетрадях по печатанию сначала большую букву о, а потом маленькую.


6.Физминутка


Если показываю большую букву гласных, вы встаёте, если маленькую – вы спите.


7. Знакомство с буквой гласного для обозначения ударного  гласного звука [ы]


Посмотри на рисунок шара. Сколько шаров?


Если один –ШАР. А если много шаров, как звучит слово?


Назовите последний звук в слове ШАРЫ.


Охарактеризуйте его.


Посмотрите на алфавит. Сколько вы видите букв ы?


Почему?


Найдите её в кассе букв.

С какой буквой мы ещё познакомились?


Напечатаем в тетрадях по печатанию маленькую букву ы.


8. Подведение итога урока.

Что хотели узнать на уроке?


Узнали?

Кто знает  буквы гласных звуков? Кто понял правило написания большой буквы в именах? Поднимите руку.




Чему хотели научиться?

Научились?

Кто может находить и называть буквы гласных, находить гласные звуки в словах и обозначать их буквами гласных? Поднимите руку.






Для чего люди придумали буквы?






Откройте форзац учебника. Найдите город Буквоград. Почему город так называется?


Найдите дом, в котором живут буквы гласных. Сколько всего гласных букв?

А сколько букв мы узнали?


На этом уроке вы узнали только 6 букв гласных звуков. На следующих уроках вы узнаете остальные буквы гласных звуков.

Рассмотрите следующую страницу учебника. Подумайте и скажите, чему будем учиться на следующем уроке?



Закончим наш урок волшебными словами, которые зписаны на доске. Прочитайте эти слова. Найдите в них буквы гласных, с которыми мы сегодня познакомились.


Звуки бывают гласные и согласные; гласные могут быть в слове  ударными и безударными, а согласные – твёрдыми и мягкими, глухими и звонкими.


Сом, сыр, шар, ком, сор…





Одна карточка может обозначать разные звуки.


Высказываются предположения.



Знаки, обозначающие звуки, называются буквами.








Буквы гласных, правило написания большой буквы в именах.

Находить и называть буквы гласных, находить гласные звуки в словах и обозначать их буквами гласных.










Шар.




1 ребёнок работает у доски, остальные дети – в тетрадях для печатания.


Читающие дети отвечают: буквой а.


Когда пишем первое слово в предложении.




[а]



По губам.


Аля, Аня


Ударный.


Буквой а.


Большой.


В начале звуковой схемы имени – вертикальная черта.




Первое слово в предложении пишется с большой буквы; между словами – пробел; в конце предложения стоит точка ( ?, ! ).


Да.





Большая букева в начале предложения, пробелы между словами, большая буква в именах, конец предложения.

Гласный, ударный звук [а].



Да.


С буквой а.







Звук мы произносим и слышим, а букву видим и пишем.













Дети самостоятельно работают в парах


Гласный,  ударный звук [о].


В середине.


Маленькой буквой о.


Это не имя, не начало предложения; в середине слова не пишется большая буква.




В середине сверху.


По форме губ.

Оля.


Гласный,  ударный звук [о].


Большой буквой О.


Это имя.



С буквой о.














Один



шары


Звук [ы].


Гласный,  ударный звук [ы].


Одну, маленькую.


Нет имён на букву Ы, не начинаются слова на букву Ы.



С буквой Ы.







Буквы гласных а, о, у, э, и, ы. Правило написания большой буквы в именах.





Научились находить и называть буквы гласных, находить гласные звуки в словах и обозначать их буквами гласных.









Чтобы узнавать слова, люди решили обозначать звуки знаками. Эти знаки называются буквами




В нём живут буквы.



10 букв.






Выпролнять звуковой анализ слов.









Слово, которого ещё не было, например, сам.















На доске запись:

Знать: буквы гласных, правило написания большой буквы в именах.

Уметь: находить и называть буквы гласных, находить гласные звуки в словах и обозначать их буквами гласных.







На доске предметные картинки с изображением шара, дома, лука, страуса эму, кита.



























Учитель вывешивает на доску таблицу








Учитель заменяет карточку, помещённую в таблицу раньше, другой:
















На доске схема «Отличия звука от буквы».











Проверка: предлагаю два варианта выполнения звукового анализа (один вариант - неверный).




























Аналогично проходит работа по знакомству с буквами у, э, и.































































Ура! Мы молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте "Согласные звуки [ р ], [ р, ]. Буквы Р,р»

В интересной форме проводится ознакомление с новыми согласными звуками, буквой и закрепление изученного с помощью разнообразных упражнений....

Урок обучения грамоте "Согласные звуки [т], [т\'] . Буквы Т,т" по "Русской Азбуке" В.Г.Горецкого УМК "Школа России".

Урок обучения грамоте с использованием презентации, упражнений для развития речевого аппарата, игровых моментов....

Урок обучения грамоте "Согласные звуки [г][г\']. Буква Г"

Цель урока: познакомить учащихся с новыми согласными звуками [г], [г\'], буквой Г; учить читать слоги, слова и предложения с новой буквой; расширить круг чтения, знакомить с героями русских народных ск...

урок обучения грамоте Тема: "Звуки [д], [д’], буква Д, д".

В данном  материале представлен конспект урока и презентация. В разработку включены дидактические игры для интерактивной доски....

Презентация к уроку Обучение грамоте "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф."

Презентация к уроку по обучению грамоте 1 класс по программе "Школа 2100".  Тема "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф".....

Конспект урока Обучение грамоте "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф."

Конспект   урока по обучению грамоте 1 класс по программе "Школа 2100".  Тема "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф" (с презентацией)....

Для урока обучение грамоте "Согласные звуки [б],[б], Буква Бб. Строчная буква б". (урок 71) Школа 2100

Презентация с иллюстрациями  к уроку обучения грамоте  о звуках и букве Бб....