Урок обучения грамоте. Тема "Гласные звуки и их буквы". УМК "Гармония"
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме
На этом уроке дети учатся находить в словах гласные звуки и обозначать их буквами гласных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_obucheniya_gramote.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок обучения грамоте
(УМК «Гармония»)
Тема: «Гласные звуки и их буквы»
Задачи:Подвести учащихся к осознанию необходимости буквенного обозначения гласных звуков. Учить находить и называть буквы гласных. Тренировать в нахождении гласных звуков в словах и обозначении их буквами гласных. Познакомить с правилами написания большой буквы в именах.
Содержание урока | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
1.Введение в тему урока Посмотрите на таблицу «Звуки» и расскажите, что вы о них знаете. Посмотрите на схему слова и попробуйте сказать, какое слово я задумала. Я задумала слово… Почему так много слов можно подобрать к одной схеме? А что же надо сделать, чтобы слова можно было узнавать? Чтобы узнавать слова, люди решили обозначать звуки знаками. Как эти знаки называются? Вот сегодня мы и узнаем, какие буквы используются для обозначения гласных звуков. 2.Целеполагание Итак, что вы хотите узнать по этой теме? Чему хотите научиться? 3.Знакомство с буквами гласных для обозначения ударных гласных звуков и с использованием большой буквы в именах Посмотрите на предметные картинки. Что нарисовано на первой картинке? Выполним звуковой анализ слова ШАР Кто знает, какой буквой нужно обозначить ударный гласный звук [а] в слове ШАР? Найдите её в кассе букв. Почему в кассе букв две буквы, большая и маленькая? Когда мы используем большую букву? Откройте учебник на странице 32. Посмотрите на портрет девочки в верхнем левом углу. Девочка называет своё имя. Обратите внимание на широко открытый рот. Догадайтесь, с какого звука начинается имя девочки. Как узнали? Её зовут… Назовите гласный звук в имени девочки. Какой он? Какой буквой его обозначим? А какой: большой или маленькой? Почему так решили? Когда же ещё используется большая буква? Пользуясь данной таблицей, назовите «опасные» при письме места. Большую букву в именах можно считать «опасным» при письме местом? Как в данной таблице показать это «опасное» место – большую букву в именах? Глядя на таблицу, скажите, какие «опасные» места встречаются при записи предложений? Посмотрите на схемы слов Аля и шар и скажите, какой звук мы обозначили буквой а? Помогают ли буквы узнавать слова? С какой буквой мы познакомились? Напечатаем в тетрадях по печатанию сначала большую букву а, а потом маленькую. 4.Физминутка Чем отличается звук от буквы? Встали. Если я называю звук, вы прыгаете на двух ногах. Если я показываю букву, вы хлопаете в ладоши. 5.Знакомство с буквами гласных для обозначения ударных гласных звуков и с использованием большой буквы в именах Продолжим знакомство с буквами гласных для обозначения ударных гласных звуков. Выполним звуковой анализ слова ДОМ. Назовите гласный звук в этом слове. Охарактеризуйте его. Где он стоит в слове: в начале, в середине или в конце? Какой буквой гласных обозначается этот звук: большой или маленькой буквой? Почему? Найдите её в кассе букв. В учебнике найдите рисунок девочки, имя которой начинается на звук [о]. Как догадались? Как зовут эту девочку? Охарактеризуйте первый звук в её имени. Какой буквой гласных обозначается этот звук: большой или маленькой буквой? Почему? Найдите её в кассе букв. С какой буквой мы ещё познакомились? Напечатаем в тетрадях по печатанию сначала большую букву о, а потом маленькую. 6.Физминутка Если показываю большую букву гласных, вы встаёте, если маленькую – вы спите. 7. Знакомство с буквой гласного для обозначения ударного гласного звука [ы] Посмотри на рисунок шара. Сколько шаров? Если один –ШАР. А если много шаров, как звучит слово? Назовите последний звук в слове ШАРЫ. Охарактеризуйте его. Посмотрите на алфавит. Сколько вы видите букв ы? Почему? Найдите её в кассе букв. С какой буквой мы ещё познакомились? Напечатаем в тетрадях по печатанию маленькую букву ы. 8. Подведение итога урока. Что хотели узнать на уроке? Узнали? Кто знает буквы гласных звуков? Кто понял правило написания большой буквы в именах? Поднимите руку. Чему хотели научиться? Научились? Кто может находить и называть буквы гласных, находить гласные звуки в словах и обозначать их буквами гласных? Поднимите руку. Для чего люди придумали буквы? Откройте форзац учебника. Найдите город Буквоград. Почему город так называется? Найдите дом, в котором живут буквы гласных. Сколько всего гласных букв? А сколько букв мы узнали? На этом уроке вы узнали только 6 букв гласных звуков. На следующих уроках вы узнаете остальные буквы гласных звуков. Рассмотрите следующую страницу учебника. Подумайте и скажите, чему будем учиться на следующем уроке? Закончим наш урок волшебными словами, которые зписаны на доске. Прочитайте эти слова. Найдите в них буквы гласных, с которыми мы сегодня познакомились. | Звуки бывают гласные и согласные; гласные могут быть в слове ударными и безударными, а согласные – твёрдыми и мягкими, глухими и звонкими. Сом, сыр, шар, ком, сор… Одна карточка может обозначать разные звуки. Высказываются предположения. Знаки, обозначающие звуки, называются буквами. Буквы гласных, правило написания большой буквы в именах. Находить и называть буквы гласных, находить гласные звуки в словах и обозначать их буквами гласных. Шар. 1 ребёнок работает у доски, остальные дети – в тетрадях для печатания. Читающие дети отвечают: буквой а. Когда пишем первое слово в предложении. [а] По губам. Аля, Аня Ударный. Буквой а. Большой. В начале звуковой схемы имени – вертикальная черта. Первое слово в предложении пишется с большой буквы; между словами – пробел; в конце предложения стоит точка ( ?, ! ). Да. Большая букева в начале предложения, пробелы между словами, большая буква в именах, конец предложения. Гласный, ударный звук [а]. Да. С буквой а. Звук мы произносим и слышим, а букву видим и пишем. Дети самостоятельно работают в парах Гласный, ударный звук [о]. В середине. Маленькой буквой о. Это не имя, не начало предложения; в середине слова не пишется большая буква. В середине сверху. По форме губ. Оля. Гласный, ударный звук [о]. Большой буквой О. Это имя. С буквой о. Один шары Звук [ы]. Гласный, ударный звук [ы]. Одну, маленькую. Нет имён на букву Ы, не начинаются слова на букву Ы. С буквой Ы. Буквы гласных а, о, у, э, и, ы. Правило написания большой буквы в именах. Научились находить и называть буквы гласных, находить гласные звуки в словах и обозначать их буквами гласных. Чтобы узнавать слова, люди решили обозначать звуки знаками. Эти знаки называются буквами В нём живут буквы. 10 букв. Выпролнять звуковой анализ слов. | Слово, которого ещё не было, например, сам. На доске запись: Знать: буквы гласных, правило написания большой буквы в именах. Уметь: находить и называть буквы гласных, находить гласные звуки в словах и обозначать их буквами гласных. На доске предметные картинки с изображением шара, дома, лука, страуса эму, кита. Учитель вывешивает на доску таблицу Учитель заменяет карточку, помещённую в таблицу раньше, другой: На доске схема «Отличия звука от буквы». Проверка: предлагаю два варианта выполнения звукового анализа (один вариант - неверный). Аналогично проходит работа по знакомству с буквами у, э, и. Ура! Мы молодцы! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обучения грамоте "Согласные звуки [ р ], [ р, ]. Буквы Р,р»
В интересной форме проводится ознакомление с новыми согласными звуками, буквой и закрепление изученного с помощью разнообразных упражнений....
Урок обучения грамоте "Согласные звуки [т], [т\'] . Буквы Т,т" по "Русской Азбуке" В.Г.Горецкого УМК "Школа России".
Урок обучения грамоте с использованием презентации, упражнений для развития речевого аппарата, игровых моментов....
Урок обучения грамоте "Согласные звуки [г][г\']. Буква Г"
Цель урока: познакомить учащихся с новыми согласными звуками [г], [г\'], буквой Г; учить читать слоги, слова и предложения с новой буквой; расширить круг чтения, знакомить с героями русских народных ск...
урок обучения грамоте Тема: "Звуки [д], [д’], буква Д, д".
В данном материале представлен конспект урока и презентация. В разработку включены дидактические игры для интерактивной доски....
Презентация к уроку Обучение грамоте "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф."
Презентация к уроку по обучению грамоте 1 класс по программе "Школа 2100". Тема "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф".....
Конспект урока Обучение грамоте "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф."
Конспект урока по обучению грамоте 1 класс по программе "Школа 2100". Тема "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф" (с презентацией)....
Для урока обучение грамоте "Согласные звуки [б],[б], Буква Бб. Строчная буква б". (урок 71) Школа 2100
Презентация с иллюстрациями к уроку обучения грамоте о звуках и букве Бб....