Урок литературного чтения "Знакомство с буквой Ц, ц"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Конспект и презентация к уроку литературного чтения (обучения грамоте) по теме "Знакомство с буквой Ц, ц"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomstvo_s_bukvoy_ts_ts.ppt | 1.83 МБ |
tema_ts_ts.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Буква Ц – Внизу крючок, Точно с краником бачок. Вот какая буква Ц – С коготками на конце. Коготок-царапка – Как кошачья лапка. Ц ц
Ц ц
согласный твёрдый глухой Ц ц
Прочитать слоги и дополнить их до полных слов: ца цо цу це ци цы Ц ц
цвет цветы цветик цветок цветочек цветник цветущий цветовод цветочница Ц ц
Зовут меня люди Царицей цветов За цвет и за запах Моих лепестков. Ц ц
Игра на внимание Ц ц
Ц ц
- Как называется буква, которую мы изучили? - Какой звук она обозначает? - Дайте характеристику новому звуку. - Какие слова со звуком [ц] вы запомнили? Ц ц
Ц ц Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения (обучения грамоте) в 1 классе
УМК «Начальная школа XXI века»
Тема: «Знакомство с буквой Ц»
Урок открытия новых знаний
Цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала
Задачи урока:
Образовательные:
- познакомить с новой буквой и новым звуком, которая его обозначает;
- выделять звук [ц] в речи;
- научить читать слоги и слова с буквой ц;
Развивающие:
- развивать фонематический слух детей;
- развивать речь; логической мышление, воображение;
Воспитательные:
- формировать культуру общения, воспитывать интерес и желание читать.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: знают этапы выполнения звукобуквенного анализа слов, умеют самостоятельно читать слоги, слова, предложения, получат возможность научиться выделять звук [ц]
Метапредметные:
Познавательные УУД: сравнение звукового состава слов, качественная характеристика звуков, моделирование звуковой схемы, доказательство выбора фишки при обозначении звука.
Регулятивные: умеет держать цель деятельности до получения ее результата, анализировать собственную работу;
Коммуникативные: умеют участвовать в учебном диалоге; учитывать разные мнения и формулировать собственное и аргументировать его.
Личностные: выражают положительные отношение к учебному процессу; проявляют внимание и интерес к освоению новых знаний и умений.
Материально – техничное обеспечение урока:
- мультимедийный проектор
- презентация
- Мотивация к деятельности
- Ребята, я рада видеть вас отдохнувшими после перемены. Я дарю вам свою улыбку. В ответ поделитесь своей. Сразу станет на сердце теплей и светлей. Ну а мы сразу станем добрей. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Пожелайте мысленно другу что-то хорошее.
- А я желаю вам правильных ответов, хорошей и интересной работы на уроке.
- Актуализация опорных знаний и поставка учебной задачи
- Какая бывает речь?
- Что вы знаете об устной речи?
- Что вы знаете о письменной речи?
- Из чего состоит наша речь?
- Какие знаки препинания могут стоять в конце предложения?
- Когда ставится точка и как называется такое предложение? Приведите пример.
- Когда ставится вопросительный знак и как называются такие предложения? Приведите пример.
- Когда ставится восклицательный знак и как называются такие предложения? Приведите пример.
- Из чего состоят предложения?
- Из чего состоят слова?
- Сколько букв в русском алфавите? Прочитаем алфавит.
- На какие группы делятся все звуки?
- Чем они отличаются?
- Сколько гласных букв?
- Сколько гласных звуков?
- Прочитать гласные :а о у э ы. Что вы о них знаете?
- Прочитать гласные: я ё е ю и. Что у них общего?
- Прочитать гласные: ё е я ю. Что о них можете сказать?
- Когда они дают 2 звука? Примеры.
- Каким может быть гласный звук?
- Какую характеристику мы даём согласным звукам?
- Назовите пары по звонкости – глухости.
- Назовите непарные звонкие буквы. Непарные глухие.
- Назовите буквы, которые дают только мягкие звуки, только твёрдые.
- Прочитать буквы. Какая лишняя? (Ц – не изучали)
«Знакомство с буквой Ц ц» (слайд 1)
- Какую учебную задачу поставим на уроке? Что должны сделать, чему научиться?
- В каком порядке знакомимся с новыми буквами?
(выделяем звуки, читаем слоги, слова, предложения, рассказы или сказки)
– На этом уроке мы будем знакомиться с новым звуком [ц] и буквами, обозначающими его.
– Ваша задача – быть внимательными, терпеливыми, научиться читать слова с буквой ц.
- Открытие нового знания
- На что похожа буква?
(слайд 2)
Буква Ц –
Внизу крючок,
Точно с краником бачок.
Вот какая буква Ц –
С коготками на конце.
Коготок-царапка –
Как кошачья лапка.
Физкультминутка «Вышли мышки…»
2) Выделение звука (слайд 3)
- Кто это? (цапля)
- Произнесите слова, выделяя голосом первый звук.
- Теперь только первый звук. Дайте ему характеристику.
- Что это? (цифры)
- Произнесите слова, выделяя голосом первый звук.
- Теперь только первый звук. Дайте ему характеристику.
- Давайте сделаем вывод: какой звук даёт буква Ц? (слайд 4)
- Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала
1) (слайд 5) Прочитайте слоги с буквой Ц и дополнить их до полных слов.
ЦА ЦО ЦЕ ЦЫ ЦИ ЦУ
Курица кольцо цепь цыплёнок цирк цунами
Царь лицо цепочка цыган циркуль цукаты
Царица яйцо церковь цыц, цыкнуть
Цука́ты — сваренные в сахарном сиропе натуральные ягоды, фрукты или овощи, кожура цитрусовых.
Цунами — длинные волны, которые образуются в океане или другом водоёме. Причиной большинства цунами являются подводные землетрясения.
2)Послушайте песенку и постарайтесь запомнить слова со звуком [Ц ].
https://www.youtube.com/watch?v=fcZel1uczUk
3) (слайд 6) Прочитать слова
Цвет цветы цветик цветок цветочек цветник цветущий цветовод цветочница
- Я считаю, что все эти слова – родственники. Как вы думаете почему? (есть общая часть)
- Смысл какого слова вы не понимаете и хотели бы узнать у ребят или у учителя?
– Цветовод – специалист по цветоводству, человек, выращивающий цветы. Цветовод – это профессия. Ее можно получить в сельскохозяйственном институте на специальном факультете.
- Цветочница – продавщица цветов, букетчица, ящик для цветов, Муха, вредитель сельскохозяйственных растений.
Физкультминутка «Цветок»
Нежный маленький бутон,
Свернут туго-туго он. (Дети приседают и «закрываются»)
Солнце луч ему протянет,
И бутон гвоздикой станет. (Встают на носочки и вытягивают руки вверх)
- Первичное закрепление
1) (слайд 7) Отгадайте загадку
Зовут меня люди
Царицей цветов
За цвет и за запах
Моих лепестков (роза)
- Какие цветы вы еще знаете? Выслушиваются ответы детей.
2) Хорошо читающие дети читают вслух рассказ (слайд 8)
Царица цветов
И по красоте, и по запаху розу называют царицей цветов. Она растет на кустах. Корни у розового куста длинные, прямые. Коричневый ствол и зеленые молодые побеги покрыты шипами. Цветы розы бывают белые, пунцовые, розовые и желтые. (К.Ушинский)
– Как называется рассказ? Почему розу назвали царицей цветов?
Ответы детей.
3) (слайд 9) Игра на внимание
Посмотрите на картинки и постарайтесь их запомнить.
(слайд 10 – пустой)
Назовите их.
- Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой
- - Мы читали слова с буквой Ц. А теперь вы будете угадывать слова с этой буквой и печатать их. Прочитайте загадки, а отгадки впишите в кроссворд. Какие умения вам понадобятся? (умение печатать слова и определять какой буквой обозначается звук)
- Проверьте себя по образцу
- Работа по учебнику с. 140
Читает учитель.
Цыпленок Цып
Цыпленок Цып вылупился из яйца самым первым и теперь сидел на крыльце и ждал, когда же наконец остальные цыплята вылупятся.
– Мама, ты неправильно сидишь! Видишь – никто не вылупляется больше!
Курица так удивилась, что только глазами захлопала.
– Ну, ты посиди, – говорит Цып, – а я пойду прогуляюсь.
Вышел Цып в поле, подошел к цветку и говорит:
– Неправильно ты цветешь! Надо вниз цветком цвести, тогда на тебя всякие бабочки и жуки не будут садиться.
Сказал и пошел дальше. Смотрит – гусеница ползет.
– Эй, гусеница, ты неправильно ползешь.
– А как же надо? – удивилась гусеница.
– Надо свернуться кольцом и катиться, так быстрее будет.
Сказал и пошел дальше. Смотрит – цапля лягушек ловит.
– Эй, цапля, ты же неправильно ловишь. Смотри, как надо! И как прыгнет в болото.
Тут бы Цыпу и конец пришел, хорошо – цапля его вытащила.
– Чтобы учить, – говорит цапля, – надо самому что-нибудь знать. Понял, Цып?..
(Г.Юдин)
- Почему это сказка?
- Что вы узнали о цыплёнке?
- Кто запомнил слова цапли?
- А что бы вы сказали цыпленку?
- Что поучительного в этой сказке?
- Чтение сказки детьми.
- Итог урока. Рефлексия.
(слайд 11)
- Какую учебную задачу ставили перед собой на уроке?
- Мы ее достигли?
- Как называется буква, которую мы изучили?
- Какой звук она обозначает?
- Еще раз охарактеризуйте его.
- Какие слова со звуком [ц] вы запомнили?
- Что понравилось?
- А что показалось трудным?
(слайд 12)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературного чтения (урок обучения грамоте). УМК «Школа России» Тема «Звуки [ф\'], [ф] и буквы Ф, ф.
Одной из особенностей ФГОС НОО является их деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. С учетом требований новых стандартов назрела необходимость изм...
Интегрированный урок. Русский язык. Письмо букв Ж ,ж. Литературное чтение. Звук [ ж ], буквы Ж, ж.
Интегрированный урок. Русский язык. Письмо букв Ж ,ж. Литературное чтение. Звук [ ж ], буквы Ж, ж.Цели. Формировать графические навыки письма, отрабатывать каллиграфию; создать с детьми алгоритм...
План-конспект урока "Литературное чтение" (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "ПНШ", тема "«Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»»
Урок литературного чтения (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "перспективная начальная школа", по теме «Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»» (первый урок) разр...
Урок литературного чтения "Согласные буквы Ч, ч. Чтение слов с буквой ч"
В данную работу входят два конспекта, карточки, методические материалы к урокам....
Конспект урока литературного чтения в 1 классе на тему:"«Звук [ж], буквы Ж, ж. Чтение слов, предложений и текстов с буквами Ж, ж». Закрепление.
Конспект урока разработан по программе "Школа России"....
Урок литературного чтения (обучение грамоте) в 1 классе. Тема Закрепление по теме «Звуки [г], [г,]. Буквы Г, г. Звуки [к], [к,]. Буквы К, к».
Конспект открытого урока в 1 классе по УМК "Планета Знаний"...