Урок литературного чтения (период обучения грамоте) по теме "Работа букв гласных. Буквы А-Я"
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Наврова Нина Александролвна

Цель данного урока: создание условий для формирования осознанного понимания обучающимися роли и влияния букв гласных звуков при чтении на твердость - мягкость согласных.

Задачи:

  1. Через практическую деятельность выявить причину, по которой   одна и та же буква согласного читается по-разному.
  2. Познакомиться с буквой Я, упражняться в чтении слогов и слов с  буквами А-Я
  3. Способствовать развитию  фонематического слуха и речи обучающихся.
  4. Развивать познавательный интерес, внимание, умение делать умозаключения.
  5. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_1_klass.docx61.16 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока

Работа букв гласных. Буквы А-Я

Цель урока

Создание условий для формирования осознанного понимания обучающимися роли  и влияния букв гласных звуков при чтении на  твердость – мягкость согласных.  

Задачи

  1. Через практическую деятельность выявить причину, по которой  

одна и та же буква согласного читается по-разному.

  1. Познакомиться с буквой Я, упражняться в чтении слогов и слов с  буквами А-Я
  2. Способствовать развитию  фонематического слуха и речи обучающихся.
  3. Развивать познавательный интерес, внимание, умение делать умозаключения.
  4. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

I. Организационный момент (Психологическая установка на работу)

Мы – дружные!

Мы – старательные!

Мы – внимательные!

В первом классе учимся!

Всё у нас получится!

- У меня хорошее настроение, потому что мы вместе. Улыбнемся друг другу. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. С радостным настроением мы начнем урок!

II. Актуализация

знаний,

фиксация затруднений в деятельности

(По ходу игры буквы крепятся на доску:

М Н Р Л)

III. Постановка учебной задачи

IV. Построение проекта выхода из

затруднения.

(Исследование)

V. Первичное закрепление

  1. Звуковая гимнастика:

- По положению моих губ догадайтесь, какой звук я загадала и произнесите его. - Какие звуки мы произносили? (Гласные)

- Почему их так называем?

А) На звуковую зарядку к нам пришли гости. Кто это?  (Тим и Том)

- Послушаем  разговор Тима и Тома между собой и  узнаем  о них важную информацию.

Прослушивание диалога (через озвученный слайд презентации):

                      - Я мягкий, нежный, милый Тим.

 - Я строгий рослый Том.

 - В зелёном я люблю ходить.

 - Я - только в голубом.

Мы о согласных день и ночь

Заботимся вдвоём.

За мягких отвечаю я,

За твёрдых – братец Том.

- Какую важную информацию вы узнали из диалога Тима и Тома?

- Для нашего урока, какая информация важней: в чем они ходят и какие они на вид или то, что они «друзья» согласных звуков?

2. Игра «Твердый – мягкий»

- Тим и Том набирают команды для спортивной игры на следующем  уроке. Остальные дети -«жюри», они строго следят за отбором игроков.

( У детей иллюстрации. Ребенок подходит, называет себя, выделяя первый звук и спрашивает: - Кто меня возьмёт в команду? ЛОВУШКА: выходит обучающийся с первым гласным звуком. 2ой вопрос: - Может и репку не возьмем, все животные, а она овощ?)

Я - мммморж, первый звук [м],

Я-ммммедведь, первый звук [мˊ]      - буква М      

Я – лллев, первый звук [лˊ]                - буква Л

Я – лллось, первый звук [л]

Я – уууутка, первый звук [у]                                             -

Я – рррррак, первый звук [р],

Я – ррррепка [рˊ]                                 - буква   Р                                                                                                                 

Я – нннерпа, первый звук [нˊ]

Я – ннносорог, первый звук [ н]        - буква Н

                                                                                                               

- Почему так происходит, что одна и та же буква обозначает и мягкий, и твердый звук??? Значит,  может читаться и мягко, и твердо? Как вы думаете, ребята??

Рабочий лист

- На какой измерительной ступеньке находятся наши знания по этому вопросу? Нарисуйте себя там

- Попробуем в этом разобраться?

- Поставим перед собой учебную задачу на урок: Узнать, почему одну и ту же согласную букву можно читать по-разному.

 Поработаем исследователями!

- Кто такие исследователи?

- Приступаем к работе!!  

Знакомство с буквами А-Я

1. (Работа в паре)

Построим звуковой домик для УТКИ, которая не попал в команды Тима и Тома. Зовут её странным именем НАНЯ.  

 - Составим схему, обозначим гласные звуки буквами.

  «НА»    «НЯ»- Какой звук слышим после [Н̊]? (А). Поставим букву А???

                                     

         А       А Я  

Вывод: Нужна другая буква – это Я                                      

- Напишем на пустой карточке печатную букву «Я» и поставим её в схему.

1. Упражнения на запоминание букв: стихи про буквы,

Игра «Зачеркушки» на рабочем листе

О

А

Х

В

П

Я

Т

К

Ы

Э

Я

И

Л

Б

Н

Я

В

А

Я

П

О

А

А

У

В

А

К

Л

Т

Я

Г

И

Я

А

Ф

Ы

2. Чтение слогов и слов с буквами А-Я

РА
ЛА
НА

МА

ДА

РЯ

ЛЯ

НЯ

МЯ

ДЯ

 

- Прочитаем слоги, которые выстроились под буквой А и под буквой Я.

Вывод:

Чтение согласной буквы зависит от следующей за ней гласной.

А – твердый командир

Я – мягкий командир, перед ней все согласные читаются мягко.

3. Работа с рабочим листом, задание № 3.

- Рассмотрите на рисунках мак и мяч. Схемы этих слов уже записаны. Прочитайте эти схемы.

Под звуковой схемой есть два прямоугольника. В них нужно вписать буквы, которые обозначают первые два звука.

- В словах мак и мяч первые звуки разные. А буквы?

Да, одна буква М обозначает в одном слове твёрдый согласный звук, а в другом — мягкий.

- Впишите буквы, громко пропевая звуки, которые они обозначают. Теперь нужно выбрать буквы гласных.

- Какую букву вы выберете для слова мак? Мяч?

4. Рабочий лист, задание № 4.

- Перед вами звуковая схема имени мальчика и девочки. Но звуки не обозначены.

Мы знаем, что в имени четыре звука и два слога.

Мы видим буквы гласных, которые есть в этом имени.

- Кто может в звуковой схеме красными кружочками обозначить гласные звуки?

Первый звук, скорее всего, согласный. Но какой — мягкий или твёрдый?

- Что нам может подсказать? (А — буква гласного звука.) Я, кажется, угадала имя — Тата. Верно?

 (Нет, потому что третий звук должен быть мягкий согласный.)

-  А как вы это узнали?

(По букве Я: она всегда обозначает мягкий согласный.) Кто уже знает имя

  1. Дифференцированное задание по выбору:

А) Почитаю с учителем по алгоритму

ма – мя – ля – ла                

ра – ря – на – ня

ля – ма– кя – кА

мама    ма -ма    маˊма          Работа на доске

мама    няня

Аля      Ляля

Маня    Лара

(запись на доске)

Б)  Составлю  слова из предложенных слогов, один и тот же слог

можно повторять: Лара, Надя, Маня, мама, дядя, рама, ляля,

(рабочий лист)

В) Проверка составленных слов (слайд)

Г) Соотнести слова с данного слайда с рабочим листом

- Почему некоторые слова написаны с заглавной буквы?

- Почему у меня «Ляля» с маленькой, а в рабочем листе с большой буквы?

Физминутка

Сороконожка

Шла сороконожка
( дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)
По сухой дорожке.
Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап!
( дети останавливаются и приседают.)
- Ой, промокнут сорок лап!
Насморк мне не нужен
( дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи),
Обойду я лужи!
- Грязи в дом не принесу
( дети останавливаются, трясут одной ногой),
Каждой лапкой потрясу!
( трясут другой ногой).
И потопаю потом
( дети топают ногами)
- Ой, какой от лапок гром!

Закрепление

  1. Чтение учителем стихотворения  про сороконожек Веры Инбер.

- На кого похожи рожденные сороконожки?

- Сколько их родилось? Как вы это поняли?

2. Чтение имен сороконожек.

У сороконожки столько детей, что трудно сразу запомнить, где кто спит.

Над каждой кроваткой написано имя ребёнка.

- Кто спит в третьей кроватке верхнего ряда?

-  Кто спит в первой кроватке справа в первом

ряду?

- Где спит Аря?

- Отметить в первом ряду в именах гласные.

Как будем читать букву согласного?

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Работа в рабочем листе, задание 4.

 

Итог урока

- Какую учебную задачу ставили?

- На какую ступеньку знаний вы поставите себя сейчас?

- Как бы мы назвали тему урока?

Рефлексия

- Продолжите фразу: Сегодня на уроке C:\Users\Админ\Downloads\slide-11.jpg

- Нарисуйте своё настроение от урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению (период обучения грамоте). 1 класс.

Дано подробное планирование с формированием универсальных учебных действий к каждому уроку. Программа "Школа России"....

Урок литературного чтения (период обучения грамоте) по теме: Весёлые стихи Б.Заходера «Два и три», «Песенка-азбука»

Урок построен в виде игры-путешествия по стране Вообразилии, которую придумал поэт Б. Заходер.Во время путешествия ученики в игровой форме проходят все этапы урока: подготовительная работа...

план - конспект урока по литературному чтению (период обучения грамоте) 1 класс

Урок составлен с пирменением ЭОР. ЭОР подобраны в соответствии с этапами урока. Хорошо показаны методы активного обучения, а также мотивация на различные виды деятельности....

План-конспект урока "Литературное чтение" (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "ПНШ", тема "«Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»»

Урок  литературного чтения (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "перспективная начальная школа", по теме «Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»» (первый урок) разр...

Урок литературного чтения (период обучения грамоте) "Буква Т,т"

Цели урока:1. Знакомство с буквой Т,т2. Развитие умения звукобуквенного анализа.3. Развитие умения читать слоги, слова, предложения....

Конспект урока по литературному чтению (период обучения грамоте) "Чтение слов с буквой Ч. Орфограмма ча-чу"

План-конспект урока по литературному чтению (период обучения грамоте) 1 класс  "Чтение слов с буквой Ч. Орфограмма ча-чу" УМК "Школа России"...