Урок литературного чтения (период обучения грамоте) по теме "Работа букв гласных. Буквы А-Я"
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Цель данного урока: создание условий для формирования осознанного понимания обучающимися роли и влияния букв гласных звуков при чтении на твердость - мягкость согласных.
Задачи:
- Через практическую деятельность выявить причину, по которой одна и та же буква согласного читается по-разному.
- Познакомиться с буквой Я, упражняться в чтении слогов и слов с буквами А-Я
- Способствовать развитию фонематического слуха и речи обучающихся.
- Развивать познавательный интерес, внимание, умение делать умозаключения.
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie_1_klass.docx | 61.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока | Работа букв гласных. Буквы А-Я | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель урока | Создание условий для формирования осознанного понимания обучающимися роли и влияния букв гласных звуков при чтении на твердость – мягкость согласных. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задачи |
одна и та же буква согласного читается по-разному.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I. Организационный момент (Психологическая установка на работу) | Мы – дружные! Мы – старательные! Мы – внимательные! В первом классе учимся! Всё у нас получится! - У меня хорошее настроение, потому что мы вместе. Улыбнемся друг другу. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. С радостным настроением мы начнем урок! | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II. Актуализация знаний, фиксация затруднений в деятельности (По ходу игры буквы крепятся на доску: М Н Р Л) III. Постановка учебной задачи IV. Построение проекта выхода из затруднения. (Исследование) V. Первичное закрепление |
- По положению моих губ догадайтесь, какой звук я загадала и произнесите его. - Какие звуки мы произносили? (Гласные) - Почему их так называем? А) На звуковую зарядку к нам пришли гости. Кто это? (Тим и Том) - Послушаем разговор Тима и Тома между собой и узнаем о них важную информацию. Прослушивание диалога (через озвученный слайд презентации): - Я мягкий, нежный, милый Тим. - Я строгий рослый Том. - В зелёном я люблю ходить. - Я - только в голубом. Мы о согласных день и ночь Заботимся вдвоём. За мягких отвечаю я, За твёрдых – братец Том. - Какую важную информацию вы узнали из диалога Тима и Тома? - Для нашего урока, какая информация важней: в чем они ходят и какие они на вид или то, что они «друзья» согласных звуков? 2. Игра «Твердый – мягкий» - Тим и Том набирают команды для спортивной игры на следующем уроке. Остальные дети -«жюри», они строго следят за отбором игроков. ( У детей иллюстрации. Ребенок подходит, называет себя, выделяя первый звук и спрашивает: - Кто меня возьмёт в команду? ЛОВУШКА: выходит обучающийся с первым гласным звуком. 2ой вопрос: - Может и репку не возьмем, все животные, а она овощ?) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Я - мммморж, первый звук [м], Я-ммммедведь, первый звук [мˊ] - буква М Я – лллев, первый звук [лˊ] - буква Л Я – лллось, первый звук [л] Я – уууутка, первый звук [у] - Я – рррррак, первый звук [р], Я – ррррепка [рˊ] - буква Р Я – нннерпа, первый звук [нˊ] Я – ннносорог, первый звук [ н] - буква Н
- Почему так происходит, что одна и та же буква обозначает и мягкий, и твердый звук??? Значит, может читаться и мягко, и твердо? Как вы думаете, ребята?? Рабочий лист - На какой измерительной ступеньке находятся наши знания по этому вопросу? Нарисуйте себя там - Попробуем в этом разобраться? - Поставим перед собой учебную задачу на урок: Узнать, почему одну и ту же согласную букву можно читать по-разному. Поработаем исследователями! - Кто такие исследователи? - Приступаем к работе!! Знакомство с буквами А-Я 1. (Работа в паре) Построим звуковой домик для УТКИ, которая не попал в команды Тима и Тома. Зовут её странным именем НАНЯ. - Составим схему, обозначим гласные звуки буквами. «НА» «НЯ»- Какой звук слышим после [Н̊]? (А). Поставим букву А???
А А Я Вывод: Нужна другая буква – это Я - Напишем на пустой карточке печатную букву «Я» и поставим её в схему. 1. Упражнения на запоминание букв: стихи про буквы, Игра «Зачеркушки» на рабочем листе
2. Чтение слогов и слов с буквами А-Я
- Прочитаем слоги, которые выстроились под буквой А и под буквой Я. Вывод: Чтение согласной буквы зависит от следующей за ней гласной. А – твердый командир Я – мягкий командир, перед ней все согласные читаются мягко. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Работа с рабочим листом, задание № 3. - Рассмотрите на рисунках мак и мяч. Схемы этих слов уже записаны. Прочитайте эти схемы. Под звуковой схемой есть два прямоугольника. В них нужно вписать буквы, которые обозначают первые два звука. - В словах мак и мяч первые звуки разные. А буквы? Да, одна буква М обозначает в одном слове твёрдый согласный звук, а в другом — мягкий. - Впишите буквы, громко пропевая звуки, которые они обозначают. Теперь нужно выбрать буквы гласных. - Какую букву вы выберете для слова мак? Мяч? 4. Рабочий лист, задание № 4. - Перед вами звуковая схема имени мальчика и девочки. Но звуки не обозначены. Мы знаем, что в имени четыре звука и два слога. Мы видим буквы гласных, которые есть в этом имени. - Кто может в звуковой схеме красными кружочками обозначить гласные звуки? Первый звук, скорее всего, согласный. Но какой — мягкий или твёрдый? - Что нам может подсказать? (А — буква гласного звука.) Я, кажется, угадала имя — Тата. Верно? (Нет, потому что третий звук должен быть мягкий согласный.) - А как вы это узнали? (По букве Я: она всегда обозначает мягкий согласный.) Кто уже знает имя | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
А) Почитаю с учителем по алгоритму ма – мя – ля – ла ра – ря – на – ня ля – ма– кя – кА мама ма -ма маˊма Работа на доске мама няня Аля Ляля Маня Лара (запись на доске) Б) Составлю слова из предложенных слогов, один и тот же слог можно повторять: Лара, Надя, Маня, мама, дядя, рама, ляля, (рабочий лист) В) Проверка составленных слов (слайд) Г) Соотнести слова с данного слайда с рабочим листом - Почему некоторые слова написаны с заглавной буквы? - Почему у меня «Ляля» с маленькой, а в рабочем листе с большой буквы? | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Физминутка Сороконожка | Шла сороконожка | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Закрепление |
- На кого похожи рожденные сороконожки? - Сколько их родилось? Как вы это поняли? 2. Чтение имен сороконожек. У сороконожки столько детей, что трудно сразу запомнить, где кто спит. Над каждой кроваткой написано имя ребёнка. - Кто спит в третьей кроватке верхнего ряда? - Кто спит в первой кроватке справа в первом ряду? - Где спит Аря? - Отметить в первом ряду в именах гласные. Как будем читать букву согласного? | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа с проверкой по эталону | Работа в рабочем листе, задание 4.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Итог урока | - Какую учебную задачу ставили? - На какую ступеньку знаний вы поставите себя сейчас? - Как бы мы назвали тему урока? | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия | - Продолжите фразу: Сегодня на уроке - Нарисуйте своё настроение от урока |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению (период обучения грамоте). 1 класс.
Дано подробное планирование с формированием универсальных учебных действий к каждому уроку. Программа "Школа России"....
Урок литературного чтения (период обучения грамоте) по теме: Весёлые стихи Б.Заходера «Два и три», «Песенка-азбука»
Урок построен в виде игры-путешествия по стране Вообразилии, которую придумал поэт Б. Заходер.Во время путешествия ученики в игровой форме проходят все этапы урока: подготовительная работа...
план - конспект урока по литературному чтению (период обучения грамоте) 1 класс
Урок составлен с пирменением ЭОР. ЭОР подобраны в соответствии с этапами урока. Хорошо показаны методы активного обучения, а также мотивация на различные виды деятельности....
План-конспект урока "Литературное чтение" (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "ПНШ", тема "«Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»»
Урок литературного чтения (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "перспективная начальная школа", по теме «Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»» (первый урок) разр...
Урок литературного чтения (период обучения грамоте) "Буква Т,т"
Цели урока:1. Знакомство с буквой Т,т2. Развитие умения звукобуквенного анализа.3. Развитие умения читать слоги, слова, предложения....
Конспект урока по литературному чтению (период обучения грамоте) "Чтение слов с буквой Ч. Орфограмма ча-чу"
План-конспект урока по литературному чтению (период обучения грамоте) 1 класс "Чтение слов с буквой Ч. Орфограмма ча-чу" УМК "Школа России"...
Развитие речевой деятельности на уроках литературного чтения и обучение грамоте
Обучающий Вебинар https://www.youtube.com/watch?v=ZOVHU4FNdC8&feature=youtu.be...