рабочая программа по литературном учтению 4 класс
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему

Валиуллина Зульфия Рафаиловна

Аннотация

к  календарно – тематическому планированию по литературному чтению  4  Б класса

 

1.      Учитель:  Валиуллина З.Р.

2.      Количество часов: 68 ч., 2 ч. в неделю

3.      Планирование составлено в соответствии с требованиями ФГОС,

на основе

- концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

-  планируемых результа­тов начального общего образования.

-  примерной основной образовательной программы.

-  основной образовательной программы НОО МБОУ «СОШ №2».

-  рабочей  программы для начальных классов «Перспектива» МО и Н РФ. Издательство  Москва, «Просвещение»  2014 г., авторы Л.Ф.Климановой, Т.В.Бабушкиной.

-  Учебник Л. Ф. Климанова, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина.   Литературное чтение.  4 класс. В 2 ч. учебник для общеобразовательных учреждений; Рос. Акад. Наук; Рос. Акад. Образования; изд-во «Просвещение».  —М.: Просвещение, 2014.

 

4.В структуру КТП входит:

- пояснительная записка;

- календарно – тематическое планирование;

- приложение Комплект  оценочно-методических материалов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Всего 68ч.; в неделю 2 часа.

Плановых контрольных уроков  -__2__ч.

Административных контрольных уроков  - __1_ч.

КТП по литературному чтению  разработано на основе:

  • Основной образовательной программы НОО МБОУ «СОШ №2».

Учебник

1. Л. Ф. Климанова, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина.   Литературное чтение. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1. —М.: Просвещение, 2014.

 2. Л. Ф. Климанова, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина.   Литературное чтение. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2. —М.: Просвещение, 2014.

Дополнительная литература:

Н. Н. Нянковская. Комплексные тесты. 4 класс. Русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир. + Интенсив – тренажёр/Н. Н. Нянковская, Т. Н. Танько – Москва: АСТ, 2014

Количество контрольных работ  в начальной школе.

Виды работ

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Год

1

Контрольная работа

-

1

-

1

2

Количество проверочных работ, экскурсий, внеклассных чтений, проектов

Наименование

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Год

2.

Проект

-

1

-

1

2

3.

Экскурсия в библиотеку

1

-

-

1

2

4.

Внеклассное чтение

1

1

3

1

6

Планируемые результаты изучения курса «Литературное чтение» в 4 классе

Личностные, метапредметные

и предметные результаты освоения курса (за 4 класс)

    Планируемые результаты изучения курса («Литературное чтение», авторы Л.Ф Климановой, Л. А. Виноградская, М.В. Бойкиной.) по годам обучения разработаны в соответствии с особенностями структуры и содержания данного курса и являются ориентирами, помогающими учителю разрабатывать свою рабочую программу.

    Вспомогательный и ориентировочный характер представленных планируемых результатов позволяет учителю корректировать их в соответствии с учебными возможностями обучающихся, собственными профессиональными взглядами, материально-техническими и другими условиями образовательного учреждения.

4 класс

Личностные результаты

Учащийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:

К окончанию 4 класса будут сформированы:

   • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и

к процессу чтения; ориентация на содержательные моменты школьной действительности; выстраивание индивидуальных маршрутов для достижения образовательных целей;

   • мотивация обращения к художественной книге как источнику эстетического наслаждения; мотивация обращения к справочной и энциклопедической литературе как источнику получения информации; умения осознавать роль книги в мировой культуре; рассматривать книгу как нравственную, эстетическую, историческую ценность;

   • первоначальные представления о нравственных понятиях  (тщеславие; гнев, самообладание; поступок, подвиг), отражённых в литературных произведениях;

   • умение отвечать на вопросы: «Что такое поступок?», «Какой поступок можно назвать героическим?», «Всякого ли героя можно назвать героем?»;

   • осознание ответственности человека за благополучие своей семьи, своей малой родины, своей страны;

   • способность к самооценке своей работы на основе самостоятельно выбранных критериев; способность адекватно оценить работу товарища, одноклассника.

Учащиеся получат возможность научиться:

   • эмпатии как осознанному пониманию чувств других людей и сопереживанию им, выражающимся в поступках.

Метапредметные результаты

Учащийся получит возможность для формирования следующих регулятивных УУД:

Учащиеся научатся:

   • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

   • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

   • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Учащиеся получат возможность научиться:

   • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

   • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Учащийся получит возможность для формирования следующих познавательных УУД:

   • использовать разные виды чтения: изучающее, просмотровое, ознакомительное — и выбирать вид чтения в соответствии с поставленным заданием;

   • преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

   • строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

   • пользоваться справочником и энциклопедией.

Учащиеся получат возможность научиться:

   • осуществлять расширенный поиск с использованием  ресурсов библиотек и интернет-ресурсов;

   • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Учащийся получит возможность для формирования следующих  коммуникативных УУД:

Учащиеся научатся:

   • участвовать в коллективной работе; планировать работу группы в соответствии с поставленными задачами;

   • готовить самостоятельно проекты;

   • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

   • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; создавать письменное высказывание с обоснованием своих действий.

Учащиеся получат возможность научиться:

   • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

   • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёрами;

   • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

   • адекватно использовать все речевые средства для решения коммуникативных задач.

Предметные результаты

Общие предметные результаты освоения программы

Виды речевой и читательской деятельности

Учащиеся научатся:

   • осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения; понимать цель чтения (читательский интерес, поиск возможной информации, приобретение читательского опыта, поиск аргументов);

   • осознанно воспринимать содержание различных видов текста, их особенности (специфику); определять самостоятельно тему и главную мысль произведения;

   • составлять рассказы на тему; представлять свои рассказы в группе;

   • сравнивать произведения разных жанров; группировать их по заданным признакам; определять отличительные особенности;

   • сравнивать произведения художественной и научно-познавательной литературы; находить необходимую информацию в научно-познавательном тексте для подготовки сообщения;

   • сравнивать произведения живописи и литературы; готовить рассказ о картине.

Учащиеся получат возможность научиться:

   • воспринимать литературу как искусство;

   • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста.

Круг детского чтения

Учащиеся научатся:

   • ориентироваться в книге по названию, оглавлению; отличать сборник произведений от авторской книги; самостоятельно осуществлять поиск книги в библиотеке по заданному параметру, по собственному желанию;

   • составлять самостоятельно краткую аннотацию;

   • писать самостоятельно отзыв на выбранную книгу;

   • самостоятельно пользоваться алфавитным и систематическим каталогами, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Учащиеся получат возможность научиться:

   • ориентироваться в библиотечном пространстве; пользоваться интернет-каталогам для поиска необходимой литературы.

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

   • определять конкретный смысл понятий:  притчи, былины, мифы, литературная сказка;

   • различать виды устного народного творчества; выявлять особенности каждого из них;

   • сравнивать пословицы и поговорки разных народов; группировать пословицы и поговорки по темам;

   • сравнивать былину и сказочный текст;

   • сравнивать поэтический и прозаический тексты былины;

   • определять ритм стихотворения;

   • сравнивать, сопоставлять различные виды текста; называть 2—3 особенности текста;

   • создавать собственный прозаический или поэтический текст, используя средства художественной выразительности.

Учащиеся получат возможность научиться:

   • использовать в речи литературоведческие понятия.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

   • делать творческий пересказ; рассказывать от лица разных героев произведения;

   • создавать свой собственный текст.

Учащиеся получат возможность научиться:

   • самостоятельно делать инсценировки по прочитанным произведениям.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

У выпускника могут быть сформированы:

Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

Формирование эстетических чувств.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций.

Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.

Активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач.

Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами (общение,  культура,  творчество; книга, автор, содержание; художественный текст и др.); осознание связи между предметами гуманитарно-эстетического цикла.

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.

Формирование отношения к книге как важнейшей культурной ценности Формирование отношения к художественным произведениям как искусству слова.

Осознание духовно-нравственных ценностей великой русской литературы и литературы народов России.

Осознание значимости систематического чтения для личностного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении.

Понимание роли чтения; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении, давать нравственную оценку поступков.

Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.

Умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.


Тема урока,

элементы содержания

Тип

урока

Основные виды деятельности учащихся

Дата

Кален

сроки

Факт

сроки

                                                                                                                              1 четверть – 18часов

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)- 3 часа

Виды речевой и читательской деятельности (Работа с текстом художественного произведения –3 часов,  Библиографическая культура – 4 часа,  чтение про себя – 1 час,  чтение вслух – 1 час,  Работа с разными видами текста – 2 часа, Говорение (культура речевого общения - 1 часа, работа  с учебными и научно-популярными текстами – 1 час) – 13 часов

Круг детского чтения -1 часа

Творческая деятельность учащихся - 1 часа

Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства, источник необходимых знаний. Элементы книги:

содержание или оглавление, титульный  лист, аннотация, иллюстрации.

Высказывание о книгах известных людей прошлого и современности. Устное сочинение на тему «Книга в нашей жизни». Из Повести временных лет. О книгах.  Летописец Нестор. М. Горький. О книгах. Рассказ о своей домашней библиотеке. История книги. Подготовка сообщения на тему.

1

Предполагать  на основе названия

раздела, какие произведения будут в

нём представлены.  Определять конкретный смысл понятий:  библиотека, каталог, аннотация.  Рассуждать о роли книги в мировой культуре.  Читать вслух и про себя.  Группировать высказывания по темам.  Составлять рассказы на тему;  представлять свои рассказы в группе;  оценивать в соответствии с представленными образцами.  

Участвовать в работе группы;

отбирать необходимую информацию для подготовки сообщения

5.09

2.09

Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал).

Удивительная находка. Пересказ текста. Экскурсия в библиотеку.

1

Определять конкретный смысл понятий:  библиотека, каталог, аннотация.  Рассуждать о роли книги в мировой культуре.  Читать вслух и про себя.  Группировать высказывания по темам.  Составлять рассказы на тему;  представлять свои рассказы в группе;  оценивать в соответствии с представленными образцами.  

7.09

5.09

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение) Историко-литературные понятия: фольклор и авторские художественные произведения (различение).

Виды  устного народного

творчества. Пословицы разных народов. Сочинение на тему.

1

Предполагать  на основе названия  раздела, какие произведения будут

в нём представлены.  Определять  конкретный смысл понятий:  притчи,  былины, мифы.  Различать виды устного народного творчества;  выявлять особенности каждого вида.  Читать вслух и про себя.  Объяснять смысл пословиц.  Сравнивать пословицы и поговорки разных народов.  Составлять на основе пословицы письменный ответ на вопрос, какие ценности переданы в народной мудрости.  

14.09

8.09

Чтение вслух.  Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.

Библия — главная священная книга христиан. Из книги притчей Соломоновых (из Ветхого Завета).  Притча о сеятеле (из Нового Завета). Смысл притчи.

1

19.09

14.09

Работа с текстом художественного произведения.  Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.

Милосердный самарянин (из Нового Завета).

Смысл притчи.

1

Обсуждать в группе высказывания из Ветхого Завета.  Выявлять особенности притч.  Объяснять нравственный смысл притч.  Выявлять особенности былинного текста.  Рассказывать о картине.  Сравнивать былину и сказочный текст.  Сравнивать поэтический и прозаический тексты былины.  Находить постоянные эпитеты, которые используются в былине.  Выявлять особенности мифа.  Пересказывать текст подробно. Предполагать, о чём будет рассказываться в тексте дальше.  Находить в мифологическом словаре необходимую информацию.  Определять тему выставки книг.  Группировать книги по темам.  Представлять одну из книг по заданным параметрам.  Составлять сказку по аналогии с данной сказкой.

Распределять роли;  договариваться

друг с другом.  

21.09

19.09

Книга учебная, художественная, справочная.

Работа с текстом. Проверка читательской компетенции.

1

26.09

21.09

Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи

(с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений,

метафор, гипербол. Былины. Особенности былинных текстов. Устное сочинение по  картине. В. Васнецов. Гусляры. Исцеление Ильи Муромца. Былина. Сравнение былины со сказочным текстом.

1

28.09

26.09

Работа с разными видами текста. Сравнение поэтического и прозаического текстов былины.

Ильины три поездочки.

Устное сочинение по картине В. Васнецова «Богатырский скок».

1

3.10

28.09

Библиографическая культура.  Типы книг.

Славянский миф. Особенности мифа.

 Мифы Древней Греции. Деревянный конь.

Мифологический словарь.

1

Инсценировать произведение.  Размышлять над тем, что такое тщеславие, гнев, самообладание, терпение, миролюбие.  

Участвовать в работе группы.  

Находить необходимый материал для подготовки сценария.  

Проверять  себя и самостоятельно  оценивать свои достижения

5.10

3.10

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение). Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) — узнавание, различение, определение основного смысла.  

Вн. чт. Произведения устного

народного творчества. Самостоятельное чтение. Сказки о животных.

1

10.10

5.10

Творческая деятельность учащихся .

Создание сказки по аналогии.  Тайская народная сказка. Болтливая птичка.

1

Инсценировать произведение.  Размышлять над тем, что такое тщеславие, гнев, самообладание, терпение, миролюбие.  

Участвовать в работе группы.  

Находить необходимый материал для подготовки сценария.  

Проверять  себя и самостоятельно  оценивать свои достижения

12.10

10.10

12

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений).

Немецкая народная сказка. Три бабочки.

1

Инсценировать произведение.  Размышлять над тем, что такое тщеславие, гнев, самообладание, терпение, миролюбие.  

Участвовать в работе группы.  

Находить необходимый материал для подготовки сценария.  

Проверять  себя и самостоятельно  оценивать свои достижения

17.10

12.10

13

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение). Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: рассуждение (монолог героя, диалог героев).

Семейное чтение. Царь и кузнец.  Шрамы на сердце. Притча.

1

19.10

17.10

14

Творческая деятельность учащихся Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся.  Наш театр. Подготовка сценария к сказке о лисе.

1

Определять тему выставки книг.  Группировать книги по темам.  Представлять одну из книг по заданным параметрам.  Составлять сказку по аналогии с данной сказкой.

Распределять роли;  договариваться

друг с другом.  Инсценировать

произведение.  Размышлять над тем, что

такое тщеславие, гнев, самообладание, терпение, миролюбие.  Участвовать в работе группы.  Находить необходимый материал для подготовки сценария.  Проверять  себя и самостоятельно  оценивать свои достижения

19.10

19.10

15

Круг детского чтения. Произведения о Родине.

Пословицы о Родине. К. Ушинский. Отечество. В. Песков. Отечество. Сравнение текстов о

Родине.

1

Предполагать  на основе названия раздела, какие произведения будут в нём представлены.  Определять смысл понятий:  поступок, подвиг.  Рассуждать о том, что такое поступок, подвиг,  объяснять значение этих

понятий.  Объяснять смысл пословиц. Строить высказывание на тему «Что для меня значит моя Родина».  Подбирать близкие по смыслу слова к слову  Родина.  Сравнивать тексты о Родине: смысл текстов.  Сравнивать

произведения литературы и живописи.  Читать вслух и про себя.  Находить в научно-познавательной литературе необходимую информацию для подготовки сообщения.  Рассказывать о картине.  Называть особенности исторической песни.  Определять ритм стихотворения.  Читать выразительно с опорой на ритм стихотворения.  Выполнять творческий пересказ; рассказывать от лица разных героев произведения. Определять тему и название выставки книг.  Группировать книги по темам.  Представлять книгу.  Находить нужную книгу по тематическому каталогу.  Участвовать в работе группы,  договариваться друг с другом.  Проверять  себя и самостоятельно  оценивать свои достижения.

Выбирать произведение для заучивания наизусть

24.10

24.10

16

Говорение (культура речевого общенияОсобенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту.

Н. Языков. Мой друг!

Что может быть милей…

А. Рылов. Пейзаж с рекой. С. Романовский. Русь. Сравнение произведений художественной литературы и живописи.

1

Предполагать  на основе названия

раздела, какие произведения будут в

нём представлены.  Определять смысл

понятий:  поступок, подвиг.  Рассуждать о том, что такое поступок,

подвиг,  объяснять значение этих

понятий.  Объяснять смысл пословиц.

Строить высказывание на тему «Что

для меня значит моя Родина».  Подбирать близкие по смыслу слова к

слову  Родина.  Сравнивать тексты о

Родине: смысл текстов.  Сравнивать

произведения литературы и живописи.  Читать вслух и про себя.  Находить в научно-познавательной литературе необходимую информацию для подготовки сообщения.  Рассказывать о картине.

24.10

24.10

17

Работа с текстом художественного произведения. Осознание понятия  Родина, представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России).

Александр Невский. Подготовка сообщения о святом Александре

Невском. В. Серов. Ледовое побоище.  Н. Кончаловская. Слово о побоище ледовом.

1

26.10

26.10

18

Работа с разными видами текста. Умение работать с разными видами  информации.

Дмитрий Донской. Куликовская битва. Подготовка сообщения

о Дмитрии Донском. Историческая песня.

Ф. Глинка. Солдатская  песнь.

1

Читать вслух и про себя.  Находить в научно-познавательной литературе необходимую информацию для подготовки сообщения.  Рассказывать о картине.  Называть особенности исторической песни.  Определять ритм стихотворения.  Читать выразительно с опорой на ритм стихотворения.  

26.10

26.10

2 четверть – 14 час

Виды речевой и читательской деятельности (Работа с текстом художественного произведения –5 часов.Говорение (культура речевого общения 2 часа, работа  с учебными и научно-

популярными текстами – 1 час) – 8 часов

Круг детского чтения -5 часа.    Творческая деятельность учащихся  1 час.

19

Работа  с учебными и научно-популярными текстами. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы,

выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст.

Великая Отечественная война 1941—1945 годов. Р.Рождественский. Реквием. А. Приставкин. Портрет отца. В. Костецкий. Возвращение

1

Выполнять творческий пересказ; рассказывать от лица разных героев произведения.  Определять тему и название выставки книг.  Группировать книги по темам.  Представлять книгу.  Находить нужную книгу по тематическому каталогу.  Участвовать в работе группы,  договариваться друг с другом.  Проверять  себя и самостоятельно  оценивать свои достижения.

Выбирать произведение для заучивания наизусть

7.11

7.11

20

Работа с текстом художественного произведения.

Характеристика исторического героя – защитника Отечества.

Е. Благинина. Папе на фронт. В. Лактионов. Письмо с фронта.

Сравнение произведений живописи и литературы.

1

Участвовать в работе группы,  договариваться друг с другом.  

Проверять  себя и самостоятельно  оценивать свои достижения.

Выбирать произведение для заучивания наизусть.

9.11

9.11

21

Круг детского чтения. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Вн. чт.  Историческая

литература для детей.

1

Участвовать в работе группы,  договариваться друг с другом.  

Проверять  себя и самостоятельно  оценивать свои достижения.

Выбирать произведение для заучивания наизусть.

14.11

14.11

22

Работа с текстом художественного произведения. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного  произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

С. Фурин. Чтобы солнышко светило.  В. Орлов. Разноцветная  планета.

1

Участвовать в работе группы,  договариваться друг с другом.  

Проверять  себя и самостоятельно  оценивать свои достижения.

Выбирать произведение для заучивания наизусть.

16.11

16.11

23

Говорение (культура речевого общения Передача впечатлений в рассказе.

Ф. Семяновский. Фронтовое детство. Фотография — источник получения  информации.

1

Участвовать в работе группы,  договариваться друг с другом.  

Проверять  себя и самостоятельно  оценивать свои достижения.

Выбирать произведение для заучивания наизусть.

21.11

21.11

24

Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный. Опыт. Умение работать с разными видами информации.

Творческий проект на тему «Нам не нужна война».

1

Участвовать в работе группы,  договариваться друг с другом.  Проверять  себя и самостоятельно  оценивать свои достижения.

Выбирать произведение для заучивания наизусть.

23.11

23.11

25

Работа с текстом художественного произведения. Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста.

А. Н. Толстой. Детство Никиты. Смысл рассказа.

1

Предполагать  на основе названия раздела, какие произведения будут

в нём представлены.  Определять нравственный смысл понятий:  ответственность, совесть.  Читать вслух и про себя.

Рассуждать о том, похож ли Никита на нас, наших друзей; о том, какие качества мы ценим в людях.

28.11

28.11

26

Круг детского чтения Произведения, хорошо знакомые детям по дошкольному опыту, предназначенные для младшего школьного возраста; книги, изучение которых предполагается в средней школе.

А. Н. Толстой. Детство Никиты. Герои рассказа. И. Суриков. Детство.

1

Характеризовать героев рассказа;  называть их качества,  объяснять смысл их поступков.  Сравнивать поэтический и прозаический тексты на одну и ту же тему.  Составлять текст по аналогии данным.  Рассуждать о том, какие качества, прежде всего, ценятся в людях.  Соотносить содержание текста и пословицу.  Определять тему и на звание выставки книг.  Составлять тематический список книг.  

Выявлять особенности юмористического текста.

 Обсуждать в группе, что такое ответственность, взаимопонимание, любовь, сопереживание.  Участвовать в работе группы;  договариваться друг с другом.

  

30.11

30.11

27

Произведения о детях.

А. Гайдар. Тимур и его команда.

1

5.12

5.12

28

Работа с текстом художественного произведения .Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали.

М. Зощенко. Самое главное. Смысл рассказа.

1

7.12

7.12

29

Работа  с учебными и научно-популярными текстами.

Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему.

И. Пивоварова.

Смеялись мы — хи-хи…

1

Определять

нравственный смысл понятий: ответственность, совесть.  Читать вслух и про себя. Выявлять особенности юмористического текста.  Обсуждать в группе, что такое  ответственность, взаимопонимание,

любовь, сопереживание.  Участвовать в работе группы;  договариваться друг  с другом.  Различать жанры художественных произведений: стихотворение, рассказ, сказка.  Распределять роли.  Инсценировать произведение. Проверять  себя и самостоятельно  оценивать свои достижения

12.12

12.12

30

Работа с текстом художественного произведения. Характеристика героя

произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста.

Н. Носов. Дневник Коли Синицына.

Н. Носов. Метро.

1

14.12

14.12

31

  Круг детского чтения  Умение работать с разными видами информации. Контрольная работа по определению сформированности читательских умений

1

  Определять тему и название выставки книг.  Писать отзыв на книгу.

Представлять книгу в группе;  давать ей оценку.  Выявлять особенности литературной сказки. Характеризовать героев сказки;  называть качества

героев сказки.

19.12

19.12

32

Работа над ошибками. Творческая деятельность учащихся.

Интерпретация текста

литературного произведения в творческой деятельности учащихся.

Наш театр. Н. Носов. Витя Малеев в школе и дома.

1

Обсуждать в группе, что такое

ответственность, взаимопонимание,

любовь, сопереживание.  

21.12

21 .12

3 четверть –20 часов

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)- 3 часа

Виды речевой и читательской деятельности (Работа с текстом художественного произведения – 10 часов. Письмо (культура письменной речи) – 1 час,– 11 часов

Круг детского чтения - 3 час.        Творческая деятельность учащихся – 3 часа

33

Работа с текстом художественного произведения. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного

произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Собиратели русских народных сказок:

А. Афанасьев, В. Даль,

К. Ушинский, Л. Н. Толстой, А. Н. Толстой.

1

Характеризовать героев рассказа;  называть их качества,  объяснять смысл их поступков.  Сравнивать поэтический и прозаический тексты на одну и ту же тему.  Составлять текст по аналогии данным.  Рассуждать о том, какие качества, прежде всего, ценятся в людях.  Соотносить содержание текста и пословицу.  Определять тему и на звание выставки книг

9.01

9.01

34

Круг детского чтения Особенности зарубежной

литературной сказки.

В. и Я. Гримм — собиратели немецких народных сказок.

Белоснежка и семь гномов.

1

Участвовать в работе группы;  договариваться друг

с другом.  Различать жанры художественных произведений: стихотворение, рассказ, сказка.  Распределять роли.  Инсценировать произведение. Проверять  себя и самостоятельно  оценивать свои достижения.

11.01

11.01

35

Круг детского чтения

Вн. чт.  Семейное чтение.

В. Драгунский. …

Бы. Смысл рассказа.

1

Определять

нравственный смысл понятий:  ответственность, совесть.  Читать вслух и про себя.

Выявлять особенности юмористического текста.  

16.01

36

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)- Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция).

Шарль Перро — собиратель народных сюжетов. Сказки.

Мальчик-с-пальчик.

1

Участвовать в работе группы;  договариваться друг

с другом.  

Различать жанры художественных произведений: стихотворение, рассказ, сказка.  

Распределять роли.  Проверять  себя и самостоятельно  оценивать свои достижения

18.01

37

Литературная

(авторская) сказка. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту.

Шарль Перро. Спящая красавица.

1

23.01

38

Письмо (культура письменной речи)

Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Сказки Г.-Х. Андерсена. Дикие лебеди. Создание выставки книг.

1

Предполагать  на основе названия раздела, какие произведения будут в нём представлены.  Определять

нравственный смысл понятий:  ответственность, совесть.  Читать вслух и про себя.

25.01

39

Работа с текстом художественного произведения .

Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

Г.-Х. Андерсен. Пятеро из одного стручка.  Чайник. Смысл сказки.

1

Соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями, делать свой нравственный выбор.

30.01

40

Круг детского чтения. Чтение вслух.

Вн.чт. И. Токмакова. Сказочка о счастье.

1

Предполагать  на основе названия раздела, какие произведения будут в нём представлены.  Определять

конкретный смысл понятий:  отзыв на книгу, переводная литература.

 Определять тему и название выставки книг.  

Писать отзыв на книгу.

1.02

41

Работа с текстом художественного произведения Подробный пересказ текста. С. Аксаков. Аленький цветочек.

1

6.02

42

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)- Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту.

С. Аксаков. Аленький

цветочек. Ш. Перро.

Красавица и Чудовище.

Сравнение сказок.

1

Представлять книгу в группе;  давать ей оценку.  Выявлять особенности литературной сказки. Характеризовать

героев сказки;  называть

качества героев сказки.  Сравнивать сказки разных писателей.  Обсуждать в группе, что значит жить по совести, жить для себя, жить, даря людям добро. Сочинять сказку по аналогии с авторской сказкой.  

8.02

43

Творческая деятельность учащихся  Инсценирование.

Э. Хогарт. Мафин печёт пирог.

1

13.02

44

Работа с текстом художественного произведения .

Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных

средств языка (с помощью учителя).

Великие русские писатели. А. С. Пушкин. Стихотворения и сказки.

1

Предполагать  на основе названия раздела, какие произведения будут в нём представлены.  

15.02

45

Самостоятельное воспроизведение

текста с использованием выразительных средств языка. Великие русские

писатели .К. Паустовский. Сказки А. С. Пушкина.  Подготовка сообщения.

1

Читать наизусть понравившиеся произведения.  Читать вслух и про себя.  Выбирать стихи для выразительного чтения.  Выбирать из статьи информацию, необходимую для подготовки сообщения по теме.  Составлять собственный текст «Что для меня значат сказки А. С. Пушкина».  Сравнивать сюжет народной и сюжет литературной сказок. Характеризовать  героев сказки;  называть качества их характера.  

предметы в сказке.  

20.02

46

Творческая деятельность учащихся. Устное сочинение.

Устное сочинение на

тему «Что для меня значат сказки А. С. Пушкина».

1

22.02

47

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)-Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

А. С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне... Сравнение с народной сказкой.

1

27.02

48

Работа с текстом художественного произведения. Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. А. С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне ... Герои сказки.

1

Сравнивать литературные сказки.  Сравнивать произведения живописи и литературы.  

Находить в тексте средства художественной выразительности: сравнение, эпитет, олицетворение, метафора.  

 Составлять собственный текст «Что для меня значат сказки А. С. Пушкина».  

Употреблять средства художественной выразительности в собственной речи.

1.03

49

Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.   А. С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне...  Волшебные помощники в сказке

1

6.03

50

Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя).

Вн. чт.А. С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне... В. Жуковский. Спящая красавица.

1

13.03

51

Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя).

А. С. Пушкин. Осень. . Гонимы вешними лучами.

Е. Волков. Октябрь.

1

Составлять рассказ по картине;  представлять его в группе.  

Выявлять особенности исторической песни.  Читать по ролям.  Задавать самостоятельно вопросы по тексту;  давать оценку вопросов.

Готовить экскурсию по материалам содержания раздела.

15.03

52

Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.

Ф. И. Тютчев. Ещё земли печален вид…

А. Куинджи. Ранняя весна.

1

Составлять рассказ по картине;  представлять его в группе.  

Выявлять особенности исторической песни.  Читать по ролям.  Задавать самостоятельно вопросы по тексту;  давать оценку вопросов.

15.03

4 четверть – 16 часов

Виды речевой и читательской деятельности (Работа с текстом художественного произведения – 3 часа,  аудирование  (слушание)- 2часа,  говорение (культура речевого общения- 5

часа) – 10 часа

Круг детского чтения - 3 час

Творческая деятельность учащихся – 3часа

53

Творческая деятельность учащихся  

Сочинение по картине.

И. Козлов, И. Левитан. Вечерний звон.

1

Употреблять средства художественной выразительности в собственной речи. Составлять рассказ по картине;  представлять его в группе

29.03

54

Аудирование  (слушание)

Стихи поэтов 19-20 вв.

о природе.

М. Ю. Лермонтов. Тифлис. Дары Терека.  Крестовая гора. Утёс.

1

Пересказывать тексты подробно и кратко. Участвовать в работе группы;  договариваться друг с другом.  Распределять роли.  Инсценировать произведение.

Проверять  себя и самостоятельно  оценивать свои достижения

3.04

55

Круг детского чтения Историческая литература.

М. Ю. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого

опричника и удалого купца Калашникова.

1

Пересказывать тексты подробно и кратко. Участвовать в работе группы;  договариваться друг с другом.  

Распределять роли.  Инсценировать произведение.

Проверять  себя и самостоятельно  оценивать свои достижения

5.04

56

Особенности художественного и исторического текстов.

М. Ю. Лермонтов.

Бородино.

1

Пересказывать тексты подробно и кратко. Участвовать в работе группы;  договариваться друг с другом.  Распределять роли.  Инсценировать произведение. Проверять  себя и самостоятельно  оценивать свои достижения

10.04

57

Работа с текстом художественного произведения .

Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов.

Л. Н. Толстой. Maman. Герои рассказа.      

1

Составлять каталог на определённую тему.

Проверять  себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

12.04

58

Герой рассказа: мир ценностей героев, основанный на общечеловеческих ценностях.

Л. Н. Толстой. Ивины. Герои рассказа.

1

Объяснять конкретный смысл понятий:  средства художественной выразительности — олицетворение, эпитет, метафора, сравнение. Называть изученные произведения А. С. Пушкина.

17.04

59

Круг детского чтения Произведения классиков отечественной

литературы ХIХ - ХХ вв.  Монолог как форма  речевого высказывания.

И. Никитин. Когда закат прощальными лучами…

И. Левитан. Тишина. Сравнение произведений живописи и литературы.

1

Читать наизусть понравившиеся произведения.  

Читать вслух и про себя.  

Выбирать стихи для выразительного чтения.

19.04

60

Говорение (культура речевого общения )

Осознание диалога как вида речи.И. Бунин. Гаснет вечер, даль синеет…

Подготовка вопросов к стихотворению.

Ещё холодно и сыро.

1

Выбирать из статьи информацию, необходимую для подготовки сообщения по теме.   Сравнивать сюжет народной и сюжет литературной сказок. Характеризовать героев сказки;  называть качества их характера.  Определять нравственный смысл сказочного текста.

Называть и  характеризовать волшебные предметы в сказке.  Называть и  характеризовать волшебных помощников в сказке. Сравнивать литературные сказки.  Сравнивать произведения живописи и литературы.  

24.04

61

Самостоятельное

построение плана собственного высказывания.

Н. Некрасов. Мороз,

Красный нос. Сравнение

со сказочным текстом.

1

26.04

62

Творческая деятельность учащихся  

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения,

отдельных его сюжетных линий,

короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Проект. Мы идём в музей.

1

Находить в тексте средства художественной выразительности: сравнение, олицетворение, эпитет, метафора.  

3.05

63

Работа с текстом художественного произведения

Отражение основной мысли текста в высказывании.

Самостоятельное чтение.

Л. Н. Толстой. Был русский князь Олег.Басни.

1

Употреблять средства художественной выразительности в собственной речи. Составлять рассказ по картине;  представлять его в группе.  

Выявлять особенности исторической песни.  Читать по ролям.  Задавать самостоятельно вопросы по тексту;  давать оценку вопросов.  

Готовить экскурсию по материалам содержания раздела.

Участвовать в работе группы;  договариваться друг с другом.  Распределять роли.  Инсценировать произведение.

Проверять  себя и самостоятельно  оценивать свои достижения

8.05

64

.

Говорение (культура речевого общения)

Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы,

антонимы, сравнения) с учётом особенностей моно-

логического высказывания. Семейное чтение. Л. Н. Толстой. Петя Ростов

1

10.05

65

Творческая деятельность учащихся  

Инсценирование.

Вн.чт.  Маленькие и большие секреты страны Литературии.

Наш театр. И. Крылов. Ворона и Лисица.

1

15.05

66

Итоговая работа.

1

Представлять книгу в группе;  давать ей оценку.  Выявлять особенности литературной сказки. Характеризовать

героев сказки;  называть качества героев сказки.  Сравнивать сказки

разных писателей.  Обсуждать в группе, что значит жить по совести, жить для себя, жить, даря людям добро.

17.05

67

Говорение (культура речевого общения )

Работа со словом , целенаправленное пополнение активного словарного

запаса. Отбор и использование выразительных средств языка с учётом

особенностей моно- логического высказывания

Ритм. Рифма. И.С.Тургенев. Стихи и проза.

1

Сочинять сказку по аналогии с авторской сказкой.  Выявлять особенности поэтического текста сказки.  Участвовать в работе группы,  договариваться друг с другом.  Распределять роли. Инсценировать произведение.  Составлять аннотацию на книгу.  Составлять каталог на определённую тему. Проверять  себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

22.05

68

Аудирование(слушание)

Умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать

выступления товарищей.

Урок-игра «Литературные тайны» 

Говорение (культура речевого общения)

Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения.

Экскурсия в музей

 М. Джалиля.

1

Представлять книгу в группе;  давать ей оценку.  Выявлять особенности литературной сказки. Характеризовать

героев сказки;  называть качества героев сказки.  Сравнивать сказки разных писателей.  

Обсуждать в группе, что значит жить по совести, жить для себя, жить, даря людям добро.

24.05


ПРИЛОЖЕНИЕ К КТП

Комплект

оценочно-методических материалов

График проведения контрольных работ

Наименование

Дата проведения

План

Факт

Контрольная работа по определению сформированности читательских умений.

19.12

Итоговая работа

17.05

Критерия оценивания

Учебный предмет "Литературное чтение

С учётом особенностей уровня сформированности навыка чтения ставятся следующие задачи контролирующей деятельности и ориентировочный темп чтения количества слов в минуту:

-в 1 классе - проверяется сформированность слогового способа чтения; осознание общего смысла читаемого текста при темпе чтения не менее 25-30 слов в минуту (на конец года); понимание значения отдельных слов и предложений;

-во 2 классе - проверяется сформированность умения читать целыми словами и словосочетаниями; осознание общего смысла и содержания прочитанного текста при темпе чтения вслух не менее 45-50 слов в минуту (на конец года);

-в 3 классе - наряду с проверкой сформированности умения читать целыми словами основными задачами контроля являются: достижение осмысления прочитанного текста при темпе чтения не менее 65-70 слов в минуту (вслух) и 85-90 слов в минуту (про себя); проверка выразительности чтения подготовленного текста прозаических произведений и стихотворений;

-в 4 классе - проверяется сформированность умения читать целыми словосочетаниями и предложениями; достижение осмысления текста, прочитанного при ориентировочном темпе 80-90 слов минуту (вслух) и 115-120 слов в минуту (про себя); выразительность чтения по книге и наизусть как подготовленного, так и неподготовленного текста, самостоятельный выбор элементарных средств выразительности в зависимости от характера произведения.

Критерии оценивания  устных ответов учащихся

Отметка

Комментарий

«2»(неудовлетвортельно)

Учащийся не владеет терминологией, не может назвать изученных авторов произведения, владение навыком чтения не соответствует нормам для данного уровня обучения ( не понимает прочитанное, не может ответить на вопросы по содержанию)

«3» (удовлетворительно)

Выполнение читательского задания с серьезными недочетами, неточный пересказ  содержания прочитанного, ответ на вопросы по содержанию при помощи учителя, неточное знание авторов и произведений по программе.

«4» (хорошо)

Выполнение читательского задания самостоятельно и без серьезных ошибок, пересказ содержания близко к тексту, ответы на вопросы по содержанию без помощи учителя, знание авторов произведений с несерьезными ошибками.

«5» (отлично)

Выполнение нестандартного задания без ошибок и самостоятельно.

Критерии оценки проверочных работ учащихся по литературному чтению.

Виды работ

«5»

«4»

«3»

«2»

Контрольное чтение

Плавное выразительное чтение с соблюдением интонаций, пауз, передачей голосом характера героев, подробный пересказ прочитанного, полные связные ответы на вопросы о поступках героев.

Плавное чтение с небольшими отклонениями от литературных норм, не влияющие на передачу смысла текста, незначительные затруднения в пересказе и ответах на вопросы.

Послоговое либо плавное чтение  с серьезными нарушениями литературных норм, влияющим на передачу смысла произведения, серьезные затруднения в пересказе текста и ответах на вопросы, привлечение помощи учителя.

Медленное чтение с серьезными нарушениями, влияющими на передачу смысла текста, серьезные затруднения в пересказе текста даже с помощью учителя, в ответах на вопросы по содержанию.

Тестирование

Безошибочное выполнение всех заданий.

Безошибочное выполнение более 80% заданий либо незначительные ошибки в отдельных заданиях ( неполный или неточный ответ на некоторые вопросы)

Безошибочное выполнение более 50% заданий, либо незначительные отклонения во всех заданиях.

Безошибочное выполнение менее50% заданий.

Классификация ошибок и недочётов, влияющих на снижение оценок.

Ошибки:

-искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);

неправильная постановка ударений (более 2);

-чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и чёткости произношения слов при чтении вслух;

-неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;

-неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;

- нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;

-нетвердое знание наизусть подготовленного текста;

-монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочёты:

-не более двух неправильных ударений;

-отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и чёткости произношения слов при чтении вслух;

-неточности при формулировке основной мысли произведения;

-нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.

\

Контрольная работа по определению сформированности читательских умений..

1 вариант

  • Прочитай текст и выполните задания

Дочь лесного царя (отрывок).

Из –под шатра старого, векового дуба, где находилась её спальня, царевна Лея (1) помчалась вприпрыжку в покои отца. Царь Волд сидел на своём зелён __ троне, сложенном из молодых ёлок. Он был высок, величав, хотя стар (2) годами.  Зелёная пушистая борода доходила ему до пояса, а на голове красиво высилась царская корна, свитая из дубовых листьев. Вокруг царского трона толпилась стража. Вертлявые лесовики с козлиными ногами, хвостами и рожками в почтительном молчании созерцали своего повелителя. При виде вбежавшей сюда царевны они все поклонились ей до земли.

- Здравствуй, папа, как спать (3) – почивать изволили? – звонким голоском приветствовала отца (4) Лея.

Старый царь раскрыл объятия навстречу дочери.

- Здравствуй, моя Лея, здравствуй, весёлая пташка наших лесов! Проснулась, наконец – то, шалунья. Глянь- кА на небо, солнышко – то уж высоко – высоко поднялось, пока ты спала. А когда оно опустится снова, из дальнего людского селения наши лесные слуги доставят мне сюда добычу.

- Ведь ты строго – настрого наказал им не запаздывать нынче, отец? – И зелёные глазки Леи с нетерпеливым вопросом впиваются в глаза царя.

-  Да, деточка. К солнечному закату им велено быть обратно. А чтобы день ожиданья не показался тебе слишком долгим, моя доченька, ступай на озеро к царице – матушке.  Ты не пожелала ей ещё, кстати, доброго утра, крошка.

- Бегу, лечу, как на крыльях! – И маленькая фигурка лесной царевны исчезла в чаще леса.

Л. Черкаская

Часть 1

   В каждом задании выберите правильный ответ и обведите нужную букву.

  1. Где жила царевна Лея?

     а)  в лесу                          в) на озере

     б) в реке                           г) в деревне

  1. Среди выделенных в тексте слов выберите слово, где звуков меньше, чем букв.

     а) 1                                    в) 3

     б) 2                                    г) 4

3.    Укажите падеж выделенного слова в предложении: «Старый царь раскрыл объятия навстречу дочери»

а)  именительный            в) родительный

     б) винительный               г) дательный

4.    Выберите образное выражение.

     а)  пушистая борода        в) молодая царевна

     б) царская корона            г) маленькая фигурка

 5.     К какому жанру относится данное произведение?

     а)  рассказ                         в) родительный

     б) винительный                г) дательный

6. Какое окончание нужно написать в выделенном прилагательном в 1 абзаце?

     а)  - ам                               в) - ом

     б) -  им                                 г) – ем

7. Укажите глагол 1 спряжения.

     а)  раскрыл                         в) толпилась

     б) доставят                         г) опустится

8. Куда отправил  лесной царь своих слуг?

     а)  в поле                            в) в город

     б) в селение                       г) в деревню

9. Найдите главные члены в предложении: «Старый царь раскрыл объятия навстречу дочери».

   а)  старый царь                  в) раскрыл дочери

   б) раскрыл объятия           г) царь раскрыл

Часть 2

Запишите ответы в определённом месте.

  1. Разделите текст на части и озаглавьте их. Запишите получившийся план.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Заполните таблицу, добавив 2-3 слова из текста. По 1 слову каждой части речи разберите по составу.

Имена существительные

Имена прилагательные

Глаголы

  1. Выпишите из текста последнее предложение. Подчеркните в нём главные члены,  подпишите части речи. У существительных и прилагательных определите склонение и падеж, подпишите.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Придумайте и запишите своё название прочитанному отрывку.

_____________________________________________________________________________

  1. Из текста выпишите по 2 слова с орфограммами, рядом напишите проверочное слово:

- безударная гласная в корне слова –

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- парная согласная в корне слова и перл окончанием –

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

-непроизносимая согласная –

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2 вариант

Прочитай текст.

КОГДА ЛЮДИ РАДУЮТСЯ

В школе ребятам часто говорили:

— Нужно уметь хорошо трудиться. Так трудиться, чтобы люди потом сказали: вот какие золотые руки у наших ребят!

Алёшка любит столярничать. Отец купил ему столярный станок и инструменты.

Научился Алёшка работать — сделал самокат. Замечательный самокат получился, не грех и похвалиться!

— Смотри, — сказал он отцу, — какой самокат!

— Неплохо! — ответил отец. Алёшка — во двор, к ребятам:

— Смотрите, какой я самокат сделал!

— Ничего самокат! — сказали ребята. — Катайся! Алёшка катался-катался на своём самокате — никто на него

не смотрит. Надоело ему. Бросил он самокат.

Весной в школе ребята решили рассаду выращивать, чтобы потом высадить её во дворе.

Учительница сказала:

— Когда будут готовы ящики, займёмся рассадой.

А Алёшка вернулся домой, раздобыл доски и решил сам ящики сделать. Подумаешь! Это не самокат какой-нибудь. Проще простого.

В субботу Алёшка трудился и всё воскресенье, а в понедельник принёс в школу два ящика, как раз на два окна.

Увидели ребята ящики.

— Вот это да! — сказали. — Золотые у тебя руки.

Учительница увидела и тоже обрадовалась:

— Золотые у тебя руки, Алёша! Молодец! Домой Алёшка пришёл, а мать ему говорит:

— Очень я довольна тобой, сынок! Встретила я учительницу твою, одноклассников, и все говорят, что у тебя золотые руки.

Вечером мать отцу об этом сказала, и он тоже похвалил сына.

— Папа! — спросил Алёшка. — А почему, когда я самокат сделал, меня никто не похвалил, никто не говорил, что у меня золотые руки? А сейчас говорят. Ведь самокат труднее сделать!

— А потому, что самокат ты для себя одного сделал, а ящики — для всех, — сказал отец. — Вот люди и радуются!

(С. Баруздин)

Часть 1

1. Определи жанр этого произведения.

1)  басня                2)  сказка              3)  рассказ

2. Кто главный герой произведения?

1)  учительница           2)  отец Алёши                  3)  Алёша

3. Чем увлекался главный герой?

1)  рисованием                   2)  спортом                      3)  столярным делом

4. Что изготовил Алёша для себя?

1)  ящики для рассады                      2)  самокат                3)  табурет

5 . Какое дело задумали ребята с наступлением весны? Выбери соответствующий рисунок и подпиши его.

1) _____________________________________________________________________________

2) ___________________________________________________________________________

3) ____________________________________________________________________________

6. Укажи верный вариант ответа.

Сочетание слов золотые руки обозначает

1)  руки с золотыми украшениями

2)  умелые руки

3)  красивые руки

7. Какая тема является основной в прочитанном тобой тексте?

1)  о добре и зле               2)  о людях                    3)  о труде

8. Подумай, что вынесено в название текста.

1)  тема                                     2)  основная мысль

Часть 2

9. Отметь слова, характеризующие Алёшу. (Обрати внимание:

правильных ответов может быть несколько.)

1)  старательный                  2)  ленивый                            3)  грубый

4)  трудолюбивый                5)  неумелый                         6)  жадный

7)  смелый                              8)  отзывчивый

10. Запиши ответ на вопрос «Почему Алёша бросил свой самокат?»

Ответ: ____________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Почему все обрадовались изделию, которое сделать «проще простого»?

Ответ: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12.  Как объяснил отец своему сыну причину радости других людей? Найди ответ в тексте, выпиши соответствующее предложение.

Ответ: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13. Как ты понимаешь пословицу Для кого труд радость, для того жизнь счастье? Сформулируй толкование пословицы и кратко запиши его.

Ответ: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14. Чему учит это произведение?

Ответ: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Часть 3

Сформулируй и запиши развёрнутый ответ (5—6 предложений)

на вопрос задания 15*.

15*Приведи примеры из своей жизни, когда результаты твоего труда радовали других людей.

Ответ: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9.        Найди и подчеркни главные члены предложения:

На груди жука красовались небольшие шипики и бугорки.

10.        Разбери по составу слово:    длинные

11.        Из   третьего   абзаца   выпиши   указанные   в   таблице   части   речи.   Для   имени
существительного и имени прилагательного запиши род, число, падеж.

Род

Число

Падеж

Имя существительное

Имя прилагательное

Местоимение

Глагол

12.        Запиши любое слово (можно не из текста), в котором:

а)        букв больше, чем звуков        

б)        звуков больше, чем букв        

13.        В  природе  существуют живые  и  неживые  объекты.   Запиши   по два  примера
объектов живой и неживой природы.

объекты живой природы:        объекты неживой природы:

1)                1)        

2)                 2)        

  1. Сформулируй главную мысль текста своими словами (не более 3-х предложений).
  2. Понравилась ли тебе данная работа?        . Напиши номер задания, которое

тебе понравилось        . Напиши номер задания, которое тебе не понравилось        .

Уровень

Критерии выделения уровней

База-17 баллов и повышенный 9 баллов

Перевод

Низкий

«2»

7-10 баллов за базовые задания и 0-9 баллов за задания повышенного уровня

Ниже  65%  базы,  повышенный уровень не учитывается

Базовый

«3»

11-16 баллов за базовые задания и 2-4 балла за задания повышенного уровня

17 баллов за базовые задания и 0 баллов за задания повышенного уровня

65%-95%   базы   и   менее   50% повышенного

100% за базовый уровень и 0% повышенный

Повышенный

«4»

11-14 баллов за базовые задания и 6-9 баллов за задания повышенного уровня

15-17 баллов за базовые задания и 5-6 баллов за задания повышенного уровня

65%-80%-базовый уровень и 65%-100% повышенный уровень

70%-100% базовый уровень и 50-65% повышенный уровень

Высокий

«5»

15-17 баллов за базовые задания и 8-9 баллов за задания повышенного уровня

70%-100%базовый уровень и 95-100% повышенный уровень

Критерии оценивания контрольной работы

Итоговая работа

Вариант 1.

Прочитай текст и выполни задания

Часть 1.

                       _________________________________________________________

        В зелёном русском лесу вряд ли есть дерево, живописнее клёна. Красивы широкие лапчатые и узорчатые листья клёна, гладкий и чистый его ствол. Крепка и прочна его древесина.  Обычно растёт клён рядом с другими деревьями  берёзой, осиной, дубом, ольхой.  Крепки и туги кленовые ветки. Точно пружины, гнутся они под рукою.                                                                                                        Весёлый зелёный клён любит солнечный ярки        й свет. Лучами солнца освещена его вершина.                                                                                                         Клёны сажают в городских парках, украшают ими парковые дорожки, берега прудов.                                                                                                                Особенно красивы клёны ранней осенью. В лучах солнца блистают пурпурные и золотистые кленовые листочки. Что-то праздничное, весёлое есть в этом дереве, украшающем наши леса.                                                                                        Далеко разлетаются крылатые семена клёна. Семена эти разносит ветер, гуляя  по полям и лугам. Там, где упадёт на удобное место крылатое семечко, вырастет на другой год молодой тоненький кленок.                        (По И. Соколову-Микитову).

 О чём этот текст? Напиши.        

__________________________________________________________________________

 Озаглавь текст. Впиши своё название на пустой строчке перед текстом.

 Вставь слова в предложения, используя текст.

Клён любит ________________________________________________________ свет.

В лучах солнца ___________________________________________________________

____________________________________________  кленовые листочки.

 Какие семена у клёна? Выпиши слово из текста. _____________________________________

 Какие листья у клёна? Выпиши из текста три слова.

_______________________________________________________________________________________

 Впиши недостающие заголовки в план текста.

Клён в русском лесу.

 __________________________________________________________________

Клёны сажают в парках.

__________________________________________________________________

___________________________________________________________________

 Сделай подписи рядом с  рисунком, используя текст.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Выпиши из текста сравнение.

_______________________________________________________________________________________

 Выпиши из текста олицетворение («оживление»).

_______________________________________________________________________________________ 

Определи жанр прочитанного текста

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Часть 2

Как ты считаешь, о чём этот текст? В чем его основная мысль? Напиши об этом. В твоей записи должно быть 2-3 предложения, и это обязательно должен быть связный текст.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Прочитай текст и заполни таблицу.

Клен получил своё название из латинского языка и обозначает “острый”, так как его листья имеют острые лопасти от 3 до 5. Растёт клён в основном в умеренном поясе обоих полушарий, а также в Средиземноморье и в Средней Азии.                         Клён - это дерево или кустарник с опадающими, простыми, лопастными, довольно крупными черешковыми листьями. Плоды клёна имеют лёгкие своеобразные крылья, с помощью которых семена разносятся ветром по округе.                         Осенью эти растения окрашиваются в яркие цвета: лимонные, жёлтые, красные, оранжевые или бордовые. Окраска их зависит от вида клёнов.

Где произрастает клён?

Почему плоды клёна могут разноситься ветром?

От чего зависит окраска листьев клёна осенью?

Сможет ли расти клён в тенистом и безветренном месте? Докажи свой ответ, представив два доказательства.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вариант 2.

Прочитай текст и выполни задания

Часть 1.

Из всех деревьев русского леса милее всех мне наша береза. Хороши и чисты березовые светлые рощи. Белы стволы берез, покрытые тонкой берестою.                 Особенно хорош березовый лес весной. Как только сойдет в лесу снег, набухают на березах смолистые душистые почки. Из каждой случайно надломленной ветки березы каплет живительный сладкий сок. Множество пролетных певчих птиц собирается в березовых рощах.                                                                                 В летние знойные дни хорошо бродить в березовой роще. Теплый ветер шелестит над головой зеленой листвою. Пахнет травой,  грибами, спелой душистой земляникой. Сквозь густую листву прорываются солнечные лучи. Чудесен и ранней осенью березовый лес, покрытый золотыми монетками берёзовой  листвы.  Крутясь в воздухе, танцуют, а потом падают на землю золотые листочки. От дерева к дереву протянуты тонкие липкие нити серебристой паутины. Прозрачен и чист воздух, малейший слышится в березовом лесу звук.        Простые деревенские люди ласково называли березу березонькой. В праздничные летние дни девушки завивали из ветвей молодых березок венки, пели под березами хороводные песни.                                 (По И. Соколову-Микитову)

 О чём этот текст? Напиши.        

__________________________________________________________________________

 Озаглавь текст. Впиши своё название на пустой строчке перед текстом.

 Вставь слова в предложения, используя текст.

Множество  __________________________________________________________ птиц.

Сквозь густую  ___________________________________________________________

____________________________________________  лучи.

 Какие песни? Выпиши слово из  текста. _____________________________________________

 Чем пахнет летом в роще? Выпиши из текста три слова.

_______________________________________________________________________________________

 Впиши недостающие заголовки в план текста.

Милая сердцу берёза.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Птицы готовятся к отлёту.

Сделай подписи рядом с  рисунком, используя текст.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Выпиши из текста сравнение.

_______________________________________________________________________________________

 Выпиши из текста олицетворение («оживление»).

Определи жанр прочитанного текста

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Часть 2

Как ты считаешь, о чём этот текст? В чем его основная мысль? Напиши об этом. В твоей записи должно быть 2-3 предложения, и это обязательно должен быть связный текст.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 Прочитай текст и заполни таблицу.

Берёза считается самым красивым деревом в Сибири. Не зря его называют «русская красавица». Родина этого растения - Европа.                                        Берёза - это изящное листопадное дерево с прозрачной, сквозистой кроной и с тонкими свисающими ветвями. У берёзы северных районов белая кора, с чёрными отметинами, которая у основания покрыта мощной черноватой коркой, с глубокими трещинами. Листья плотные, треугольной или ромбовидной формы, с пильчатыми краями.  Весной берёза выпускает длинные коричневые или зелёные сережки. Осенью же берёзовые рощи покрываются золотом от ярко-жёлтой листвы.                        

Где родина берёзы?

Какие листья у берёзы?

Что появляется на берёзе весной?

3.   Сможет ли берёза расти на  болотах в южных районах? Докажи свой ответ, представив два доказательства.

1._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Аннотация

к  календарно – тематическому планированию по литературному чтению  4  Б класса

  1. Учитель:  Валиуллина З.Р.
  2. Количество часов: 68 ч., 2 ч. в неделю
  3. Планирование составлено в соответствии с требованиями ФГОС,

на основе

- концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

  • планируемых результатов начального общего образования.
  • примерной основной образовательной программы.
  • основной образовательной программы НОО МБОУ «СОШ №2».
  • рабочей  программы для начальных классов «Перспектива» МО и Н РФ. Издательство  Москва, «Просвещение»  2014 г., авторы Л.Ф.Климановой, Т.В.Бабушкиной.
  • Учебник Л. Ф. Климанова, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина.   Литературное чтение.  4 класс. В 2 ч. учебник для общеобразовательных учреждений; Рос. Акад. Наук; Рос. Акад. Образования; изд-во «Просвещение».  —М.: Просвещение, 2014.

4.В структуру КТП входит:

- пояснительная записка;

- календарно – тематическое планирование;

- приложение Комплект  оценочно-методических материалов.

Лист учета выполнения содержания КТП

Реквизиты протокола педсовета (дата, №)

Реквизиты приказа (дата, №)

Изменения и (или) дополнения

УЧИТЕЛЬ: _____________/Валиуллина З.Р.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению3 класс УМК "ГАРМОНИЯ"

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса УМК "ГАРМОНИЯ" (134ч.)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению1 класс УМК Гармония

Рабочая программа по литературному чтению1 класс УМК Гармония...

Рабочая программа по литературному чтению1 класс

Уровень общего образования – начальное общее (1 класс)Количество часов – 126 часовПрограмма по предмету составлена  на основе авторской программы пообучению грамоте Н.Г. Агарковой,  Ю.А. Ага...