Этап урока | Содержание | Методы и приемы работы/форм | Деятельность педагога | Деятельность детей. | УУД |
Организационный момент 1-3 мин. | 1.Общая готовность детей к уроку. | ф | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку Проверка готовности. -Посмотрите друг другу в глаза и улыбнитесь. Пусть этот урок наполнит наши сердца добрыми чувствами.
| Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку. Реакция на учителя, внимание.
| Л: воспринимать речь учителя, выражать свое отношение. Регулятивные: - нацеливание на успешную деятельность. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать новое. Коммуникативные: - формирование умения слушать и слышать. |
I этап до чтения 5-10 мин. Цель: организация мыслительной операции в познавательном процессе. | 1. Речевая разминка (3 мин) Работа по развитию четкости произношения слов и предложений. | ф | Просит прочитать на доске скороговорку с разной интонацией (c радостью, грустью) Наши руки были в мыле, Мы посуду сами мыли, Мы посуду мыли сами, Помогали нашей маме. | Читают скороговорку, радостно, грустно. (Хоровое чтение) | Р: воспринимать учебные действия учителя по заданию, умение сверять свои действия с целью и исправлять ошибки; оценивать результат своей деятельности. К: согласовывать усилие по решению учебной задачи; договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать другие мнения. Л: применять навыки сотрудничества. П: анализировать степень выразительности чтения, содержание поэтического произведения. |
2. Отработка техники чтения
|
| Прочитайте слова по слогам, а затем плавно, целыми словами По-сту-ча-лась - постучалась Об-хва-ти-ли – обхватили Нес-коль-ко –несколько Ос-та-нав-ли-ва-ясь –останавливаясь Прев-ра ти-лась- превратилась | Читают слова по слогам, целыми словами. (Хоровое чтение)
|
| 3. Актуализация знаний (6- 8 мин)
| Проблемная ситуация. Повторение. | Открывает записанные на доске слова : Лучше, сердце, матери, греет, солнце. -Как вы понимаете эту пословицу?
| Читают слова и складывают в предложение. Объясняют их смысл | Регулятивные: - умение осуществлять действие по образцу. Познавательные: - постановка и решение проблемы. Коммуникативные: - постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске ранее приобретённых знаний. |
3.Формулирование темы, задач урока. (3 мин) | Наблюдение. Проблемная ситуация. | -Как вы думаете, почему я включила эту пословицу в сегодняшний урок? -Прочитав сказку, мы и ответим на вопрос. - Кто же создал эту сказку? (Татарский народ) -Посмотрите на эту карту?
Просит прочитать заголовок текста, автора. -Попробуйте сформулировать тему урока. -Какие задачи поставим перед собой? -Какую работу мы будем выполнять на уроке?
| Делают предположение.
Подготовленный ученик рассказывает о Татарстане.
Читают заголовок и автора, формулируют тему и цели урока. (Татарская сказка «Три сестры») (Выяснить о поступках героев, проанализировать их, соотнести с нормами поведения) | Регулятивные: - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик. -формулирование темы после обсуждения. Познавательные: - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать побольше. Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
1. Антиципация.
|
| С помощью какого изобразительного средства мы можем узнать, о чем говориться в произведении? По заголовку и иллюстрации сказки предположите, о чем будет сказка? | Делают предположение.
| Р: Принятие целей. Готовность к чтению. К: понимать на слух текст сказки, построение речевых высказываний. П: воспринимать художественное произведение, извлечение из текста необходимой информации, аргументировать точку зрения. |
II этап во время чтения 15-20 мин. Цель: знакомство с произведением. | 1. Первичное чтение текста |
| Аудиозапись сказки. | Самостоятельное слежение, слушание текста, отметка непонятных слов. Отвечают на вопрос, называют непонятные им слова Пытаются объяснить их если могут.
| Познавательные: - выдвижение гипотез, их обсуждение; доказательство; умение работать со словарём; умение добывать информацию самостоятельно. Регулятивные: - составление плана и последовательных действий. Личностные: Справедливо распределять обязанности, взаимопомощь. Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
|
а) Проверка первичного восприятия.
|
| Задает вопросы: -Кто главные герои текста? -Где происходят действия? (Зачитать)
|
б) Словарная работа: «Открытие нового знания»
| Поисковый | Пояснение непонятных слов для детей -Какие слова были непонятны? -Кто из вас может объяснить данное слово? - Начнём читать сказку, обращая внимание на непонятные слова . - Кто догадался, какие слова нам встретятся? На доске: Т.з, .рм.рк., х.лс. - 1 группа отыскивает в словаре 1 слово, 2 группа- 2 слово, а 3 группе достаётся слово? - Зачитываем значение слов. - Закройте словари. Итак, что такое «таз»? «ярмарка»?, «холст»? Таз - широкий и неглубокий большой круглый, чаще всего металлический сосуд. Ярмарка - большая торговля, с увеселениями, гуляниями, развлечениями. Холст - льняная ткань, обычно ручной выделки. |
в) Физкультминутка для глаз.
|
| Организует выполнение гимнастики для глаз. Чтобы отдохнули глаза, можно не вставая с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени.
| Выполняют гимнастику для глаз.
|
|
2. Работа над содержанием |
| Контроль чтения уч-ся -Понравились ли вам дочери, о которых говорится в сказке? -Что понравилось? – Что не понравилось? -Как описываются дочери в сказке? (Зачитать) -Какое отношение к ним возникает у нас в начале сказки? Задает вопросы: -О чем попросила мама дочек? -Чем занималась старшая сестра? (Зачитать) -Что делала средняя? (Зачитать) -Хотелось ли им идти к маме? -Как отреагировала на просьбу матери младшая дочь? (Зачитать) -Как вы считаете, правильно ли поступала белочка, наказывая дочерей? -Можно ли сказать, что она поступила справедливо? -Определите главную мысль рассказа. -Как вы думаете, зачем народ сочинил эту сказку? | Чтение текста в режиме жужжащего чтения.
Отвечают на вопросы учителя. (выборочное чтение) |
|
Подготовка к выразительному чтению |
| -Какие чувства вы хотели бы выразить чтением этой сказки? -Как нужно читать, чтобы чтение было выразительным? |
|
|
Включение в систему знаний и повторения.
| Выразительное чтение. |
| - А теперь представьте, что мы будем читать сказку по ролям. - Скажите, сколько героев из сказки нам предстоит озвучить? (мать, белочка, старшая дочь, средняя дочь, младшая дочь - слов не говорит, но есть ещё автор) -За кого мы будем читать (1 ребёнок у доски) добрым, ласковым безразличным занятым рассержено, со злостью, ласково, по - доброму спокойно, выразительно - Обсудите в группе, слова какого персонажа являются самыми важными и прочитайте с нужной интонацией. | Чтение по ролям.
| П: осознанно и произвольно строить высказывания в устной форме. К: принимать на слух ответы учащихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию; уметь использовать речь для регуляции своего действия; выразительно читать. Р: принимать и сохранять учебную цель и задачу
|
Физминутка (2 мин) |
|
|
|
|
|
III этап после чтения 10-15 мин. | 1. Работа с пословицами. |
| Прочитать пословицы и выбрать те, которые подходят к нашей сказке. А работу вы выполнять будете в парах. Приступаете. - Птица рада весне, а младенец матери.
- Кто отца мать и отца почитает, тот вовеки не погибает. (+)
- При солнышке тепло - при матери добро.
- Вся семья вместе и душа на месте.
- Не оставляй отца и матери на старости лет, и Бог тебя не оставит. (+)
| Работа в парах
| П: умение осуществлять анализ объектов поэтического произведения. К: - знание основных моральных норм работы в паре. -строить монологическое высказывание, адекватно -использовать речевые средства. Р: принимать и сохранять учебную цель и задачу, осуществлять взаимоконтроль. |
2.Самостоятельная работа в группе |
| Организует совместную работу по составлению сравнительной таблицы.
| Сестра | Что делала? |
| Оказала ли помощь матери |
| Эмоции, слова белочки |
| В кого превратилась |
| Когда превратилась |
|
Работа по таблице: - Кто вам нравится больше всех? Почему? - Кто из сестер нравится автору-народу? Почему вы так решили? - За что народ любит младшую дочь? - За что были наказаны старшие дочери? - Кто из персонажей сказки выражает авторскую позицию? | Работают в группе по заполнению сравнительной таблицы. 1 гр.- старшей 2 гр.- средней 3гр.- младшей Представляют результат, выслушивают.
(Белочка)
| Регулятивные: - выделение и осознание учащимися что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Познавательные: - преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью; - самостоятельное формулирование познавательной цели; - самостоятельное создание алгоритма деятельности при решении проблем творческого характера. Коммуникативные: - умение слушать и вступать в диалог, принимать решение; - выбор главного в групповой работе. Личностные: - готовность к сотрудничеству; - оказание помощи; - развитие творческих способностей; - умение слушать и слышать. |
Языковый анализ |
| -Объясните выражения: «быстрые как ласточки», «лицом похожие на светлую луну»? Почему такое сравнение с ласточками? - Сестры сравниваются с ласточками. Как называется этот прием в литературе? - Сравните дочерей. Что было у них общего, чем они были похожи в детстве и какими они стали, когда разъехались по своим семьям? Найдите ответ в сказке и прочитайте -Чем сестры отличаются друг от друга? | -Ласточки очень трудолюбивы, целый день летают они в поисках мошек, хлопочут, полет у них быстрый, стремительный. -Сравнение. -«И выросли три дочери быстрые, как ласточки, лицом похожие на светлую луну» - они похожи внешне, все трудолюбивые, красивые, веселые. -Отличается от двух старших сестер младшая: она добрая, отзывчивая, любит свою маму, всегда готова прибежать к ней на помощь |
Подведение итогов урока 3-5 мин. | Анализ предположений.
|
| - Оправдались ли наши предположения? - О каком же чувстве эта сказка? - Чему научила вас эта история, сохраненная татарским народом? Определите главную мысль произведения. -Давайте вернемся к пословицам и скажите, какое отношение они имеют к уроку? Какова была цель урока? Что узнали нового на уроке? На что напоминает вам сказка? Какие выводы сделаете для себя из этого урока? - Т.о., мы видим, что татарская сказка похожа на другие народные сказки по общим проблемам. Доброе отношение к людям, и прежде всего к матери, всегда волновало людей, независимо от того, какой национальности они были. | (О любви матери к своим детям, детей к родителям) (Заботиться о членах своей семьи несмотря ни на что, тем самым проявляя свою любовь). Высказываются: На уроке мы узнали, что думает татарский народ о семье, об отношении дочерей к матери. Эта сказка напомнила нам, как надо бережно и внимательно относиться к маме. Я думаю, что буду внимателен к маме. Я обязательно буду помогать ей каждый день и т.д. А я хочу еще прочитать произведение о матери, выучить стихотворение о маме.
| Регулятивные: - оценка-осознание качества и уровня освоения и владения учебными действиями; - осуществлять итоговый контроль. Личностные: - оценивать собственную учебную деятельность; свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач. Коммуникативные: - умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми; - проявлять активность в деятельности. |
Рефлексия | Творческая работа
|
| -Представьте, что вы встретились с сестрами. Какие бы вы им задали вопросы? Что бы им сказали? – Измените сказку так, чтобы все сестры оказались настоящими дочерями.
| Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности
|
| Домашнее задание - мин
|
| Сегодня вы выбираете домашнее задание по душе. В первом конверте задание сложное, но творческое, интересное, во втором конверте задание полегче. (пересказ от лица белочки или чтение по ролям), выучить стихи о маме и заботливых детях. Разработать правила взаимоотношений в семье. | Запись д/з |
| Самооценивание | Рефлексия. Контрольно-оценочная деятельность. | – На столе и экране 2 сердца. Выберите то, которое соответствует вашему настроению, и положите его в конверт с нужным значком. - В заключение урока, хочется сказать одно, что мама – главный человек для любого человека. Берегите ее, жалейте ее, помогайте ей. Никто не знает всё, как мать, Никто, как мать, не понимает, Никто не может так ласкать, Никто, как мать, не сострадает. Никто, как мать, не может дать, Никто, как мать, прощать не может. И так любить, и ожидать Никто, как мать, не может тоже. (Вера Кушнир) Маме посвящены не только рассказы, стихи, но написаны песни. Послушайте одну из них. Спасибо Вам, ребята. Берегите себя и своих близких. |
|
|