Открытый урок по обучению грамоте в 1 классе "Звуки и буква Х,х"
план-конспект занятия по чтению (1 класс) на тему
Урок разработан по прогамме "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_obucheniya_gramote_v_1_klasse_zvuki_i_bukva_hh.doc | 106.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №25»
Интегрированный урок
«Звуки [х], [х']. Буквы X, х. Без труда хлеб не родится никогда»
(интеграция предметов: обучение грамоте, письмо,
окружающий мир, технология)
Составила и провела
учитель начальных классов
Трунькина Т.А.
2016 г.
Тема: «Звуки [х], [х']. Буквы X, х. Без труда хлеб не родится никогда».
Цель: познакомить учащихся с согласными буквами Х,х.
Задачи: учиться слышать и отличать на слух звуки [х] и [х’]; читать слоги, слова, предложения и тексты с буквами X, х; продолжить формирование умения производить звуко-буквенный анализ, развивать умение писать строчную букву х, слова и предложения с ней; анализировать пословицы, тексты, озаглавливать их, составлять и записывать предложения.
Метапредметные результаты: учащийся контролирует выполнение учебной задачи, использует базовые предметные и метапредметные понятия; работает со знаково-символическими средствами представления информации (слого-звуковыми схемами, лентой букв, карточками- моделями), оценивает свою работу.
Личностные результаты: учащиеся рассказывают о необходимости старательно трудиться, воспитывается бережное отношение к хлебу, уважительное отношение к людям труда.
Оборудование и материалы: компьютер, мультимедийный проектор с экраном, CD с электронным приложением к «Азбуке», схемы- модели, лента букв, медиафильм, каравай, Колобок.
Тип урока: открытие новых знаний
Методы обучения: деятельностный метод обучения
- создание проблемной ситуации;
- поисковый;
- наглядно-иллюстративный;
- словесный
Формы организации деятельности:
- фронтальная
- парная
- дифференцированная
Средства обучения:
- учебник, ч.2
- мультимедиа проектор
- наглядные пособия
Основные этапы урока. | Содержание урока | Формирование УУД |
Этап мотивации (1мин) | - Сегодня у нас на уроке гости. Давайте поприветствуем наших гостей. Россия славится своим гостеприимством. Поддержим эту традицию. Давайте улыбнёмся и свои добрые улыбки подарим гостям и друг другу. (Дети садятся) - Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный? - А у вас какое настроение? Выберите и покажите мне карандаш, цвет которого соответствует вашему настроению. Зелёный- настроение отличное, к уроку готов! Жёлтый- ещё не решил, но буду стараться. Красный- переживаю, сомневаюсь в своих знаниях. - Я желаю вам сохранить хорошее настроение весь урок. Не переживайте, у вас всё получится. | Познавательные УУД: формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; формируем умение представлять информацию в виде схемы; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; формируем умение ориентироваться на развороте учебника; формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации. Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; формируем умение работать в паре, группе Регулятивные УУД: формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные УУД: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Духовно-нравственное развитие и воспитание: 1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые; 2) гражданско-патриотическое воспитание; 3) воспитание трудолюбия, способности к познанию, бережного отношения к хлебу, уважительного отношения к людям труда; 4) воспитание здорового образа жизни; 5) экологическое воспитание; |
Актуализация знаний. Постановка учебной задачи. (5 мин) | Если хочешь много знать, Многого добиться, Обязательно читать, Должен научиться.
- Нам надо определить тему сегодняшнего урока. Определить тему урока поможет игра «Доскажи словечко». Хрюша сел на петуха. Мы смеялись: Сочинять он стал стихи - - С каких звуков начинались досказанные слова? ([х] и [х’]) - Какая тема урока? Тема урока: «Звуки [х] и [х’] и буква, которая их обозначает». - Вдумайтесь в тему урока. Давайте вместе определим задачи урока: Познакомиться с … (новой буквой и звуками.) Научиться слышать и отличать … (звуки [х] и [х’] от других звуков.) Учиться читать … (слоги, слова и предложения с новой буквой.)
- Исходя из задач урока скажите, сегодня будет урок закрепления или открытия новых знаний? - Как мы будем открывать новые знания? Составим план работы: 1.Услышать и выделить звуки. 2.Дать характеристику звукам. 3.Знакомство с новой буквой. 4. Написание новой буквы, слогов. 5.Чтение слогов, слов, предложений с новой буквой. (Учитель составляет на доске поочерёдно план из схем- моделей) - Итак, что мы сейчас делали? (Определили тему, поставили задачи. Составили план работы). - Проверим ваши накопленные знания, проведем гимнастику для ума. Вспомним, чему учились на прошлых уроках.
Речь бывает … Звуки бывают… Звуки отличаются от букв тем, что… Согласные бывают… Гласные звуки а, о, у, ы обозначают… Гласные звуки я, ё, и, е обозначают… | |
Работа над новым материалом. (8 – 10 мин) Первичное закрепление. (3мин) |
- Начинаем работать по первому пункту плана. - Какой праздник приближается? (Новый год). По китайскому гороскопу но- вый 2017 год- это год Красного Огненного Петуха. В преддверии праздника я выбрала картинки на новогоднюю тему. - Что изображено на экране? (Хлопушка) - Произнесём это слово. Какой новый звук услышали? Произнесите его. Где находится этот звук? Можно его петь? Охарактеризуйте его. (Аналогичная работа со словом «Петухи») 2. Составление звуковой схемы к слову ПЕТУХИ. (Ученик на ПК составляет звуковую схему. Дети индивидуально работают со схемой) 3. Звуковой анализ слова ПЕТУХИ. - Кто ошибся в составлении звуковой схемы? - С какой целью выполняли звуковой анализ слова? (Чтобы научиться слышать новые звуки) - Чем отличаются звуки [х] и [х’]? 4. Игра «Твёрдый- мягкий» - Я буду произносить слова. Если в слове услышите твёрдый звук [х], то хлопнут в ладоши мальчики. Если в слове услышите мягкий звук [х’], то хлопнут в ладоши девочки. Будьте внимательны! Хомяк, пастух, шорохи, холодец, мухи, хитрец, хорь. - Итак, что мы делали на этом этапе урока? (Учились слышать и отличать новые звуки) - Оцените свои успехи по критерию: «Я умею слышать и отличать звуки [х] и [х’]». Зелёный цвет- я научился слышать и отличать звуки [х] и [х’]. Жёлтый цвет- затрудняюсь, но стараюсь. Красный- ничего не понял.
- Начинаем работать по следующему пункту плана. - Звуки [х] и [х’] обозначаются на письме буквами х, Х - строчной (маленькой) и большой (заглавной). - Зачем нужна заглавная буква? (Имена собственные и начало предложения пишутся с большой буквы).
(на ножницы, лопасть вертолёта, на мельницу, на крестик) «Х» на ножницы похожа, Но в работе, а не лежа. Хочешь – режешь, Хочешь – шьешь, Хочешь сам себя стрижешь. Ха – забавная игрушка, Деревянная вертушка – Ветру вольному подружка.
(1в. – заглавную, 2в. – маленькую)
- На какой улице она живёт? (На улице согласных) - В каком ряду она стоит? - Почему она стоит в нижнем ряду? - Есть ли парный ей звук по звонкости- глухости? - Продолжите фразу «значит звуки [х] и [х’]…» (непарные) - Итак, что мы делали на этом этапе урока? (Знакомились с буквой Х, х) Хомка, хомка, хомячок, Полосатенький бочок. Хомка раненько встаёт, Щёчки моет, шейку трёт. Подметает хомка хату И выходит на зарядку. 1, 2, 3, 4, 5 – Хочет хомка сильным стать.
- Вернёмся к плану. Какую работу сейчас будем выполнять? (Будем учиться писать новую букву.) - Откройте Пропись. Сегодня мы работаем на правой странице разворота. Скажите, мы познакомимся с написанием строчной буквы или строчной и заглавной буквой?
(Она состоит из полуовала, открытого влево и полуовала, открытого вправо). Обведите элементы буквы х.
-В рабочей строке выполняем полуовал, открытый влево, а затем соприкасающийся с ним полуовал, открытый вправо. На данном этапе прописываются только полстрочки буквы х.
(При написании слогов напомнить о видах соединений.) -Что мы делали на этом этапе? (Мы учились писать строчную букву х и слоги с новой буквой). -Оцените свои успехи по критерию: «Я умею писать букву х и слоги с новой буквой». Зелёный цвет- я научился писать букву х и слоги с новой буквой. Жёлтый цвет- затрудняюсь, но стараюсь. Красный- ничего не понял. | |
Задания на развитие речи и внимания. (2 мин) |
- Какой следующий пункт плана? (Чтение слов и предложений с новой буквой). - Откройте учебник (с.38). Рассмотрим иллюстрацию на левой части разворота.
(Каравай хлеба) - Как связана тема урока с хлебом? - Кого принято встречать хлебом и солью? - Что изображено над караваем? - Почему солнцу, звездам, тучке отведена большая часть иллюстрации? (Солнце, дождь дают растениям тепло, влагу и хороший урожай). - Что находится выше неба и звезд? (Боги, Дева Мария с ребенком). Люди обращаются с молитвами об урожае к Богу.
БЕЗ ТРУДА ХЛЕБ НЕ РОДИТСЯ НИКОГДА - Как вы её понимаете? Ведь в пословицах содержится народная мудрость. - А правы вы или нет мы обсудим в конце урока. (Гимнастика для глаз) | |
Включение нового знания в систему знаний. (13 мин) Рефлексия. Итог урока. (1 мин) Самооценка работы |
Далее работа дифференцируется:
(Сначала «нечитающие» дети читают слова, потом «читающие» дети озвучивают текст на с. 39). - О чём этот текст? - Почему до холодов надо убрать хлеб? - Какие машины принимают участие в уборке хлеба? - Как можно озаглавить текст? («Уборка хлеба»). - Ребята, я хочу сказать, что на уроке всё это время присутствовал ещё один гость- герой сказки. Отгадайте, кто по амбару мешен, по сусекам скребён, на сметане мешён? (Учитель показывает Колобка) - Он не случайный гость, ведь сегодня на уроке мы говорим о хлебе, а колобок- это тоже хлеб.
- Колобок предлагает прочитать пословицу и подумать над её значением. ЗА ОБЕДОМ ХЛЕБ ВСЕМУ ГОЛОВА - Как вы её понимаете? (Человек может обойтись без многого, а без хлеба – не может.) -Что мы делали на этом этапе? -Оцените свои успехи по критерию: «Я умею читать слоги, слова и предложения с буквой х». Зелёный цвет- я научился читать слоги, предложения с новой буквой. Жёлтый цвет- затрудняюсь, но стараюсь. Красный- ничего не понял. - Колобок вас хочет спросить: А вы можете рассказать как попал хлеб с поля на стол? Как убирали хлеб 50 (100) лет назад? -Где можем найти ответ на этот вопрос? (Узнать из учебника, попытаться самим выяснить, послушать учителя) -Колобок предлагает посмотреть фильм.
- Правильно ли мы раскрыли смысл пословицы «Без труда хлеб не родится никогда»? ВЫВОД: - Ребята! Вот какой длинный путь проделал кусочек хлеба, прежде чем попасть к нам на стол. Он хранит тепло рук тысяч людей. -Х – очень важная буква. С нее начинается очень дорогое, важное слово – ХЛЕБ. -Что мы делали на этом этапе? -Оцените свои успехи по критерию: «Я знаю, как пришёл хлеб к нам на стол». Зелёный цвет- я знаю, как пришёл хлеб к нам на стол. Жёлтый цвет- затрудняюсь, но стараюсь. Красный- ничего не понял.
(ученик держит в руках каравай) - Вспомните, какие задачи ставили на уроке и что мы делали, чтобы их достичь?
- Удалось ли нам решить поставленные задачи? - Все ли пункты плана выполнили? - Какая работа вам понравилось на уроке? - Что у вас хорошо получилось? - Над чем надо поработать? - Оцените свои успехи на уроке по лесенке «Знаний»: Человечек- это вы. На какую ступеньку вы встанете? Зелёная ступенька- всё понял, доволен собой, хорошее настроение; Желтая ступенька- только часть задания выполнена верно; Красная ступенька- не получилось так как хотелось. - Спасибо за урок! (Дети угощают гостей караваем) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ открытого урока по обучению грамоте в 1-ом классе (по программе «Школа России») ТЕМА: «Согласные звуки [п], [п\']. Буквы П, п ».
КОНСПЕКТ открытого урока по обучению грамоте в 1-ом классе (по программе «Школа России») ТЕМА: «Согласные звуки [п], [п\']. Буквы П, п »....
Открытый урок по обучению грамоте.Звуки [ ж ], [ ш ], буквы Ж, Ш.
Открытый урок по обучению грамоте.Звуки [ ж ], [ ш ], буквы Ж, Ш. Закрепление знаний парных согласных звуков [ж – ш], умение их различать на слух и обозначать буквами Ж, Ш. Продолжение набл...
Открытый урок по обучению грамоте (чтение). 1 «А» класс «Изучаем букву З, з.»
Открытый урок обучения грамоте " Изучаем букву З,з". (по УМК «Начальная школа XXI век»). Тип урока: изучение нового. Презентация к данному уроку....
Открытый урок по обучению грамоте. Тема: чтение слогов и слов с буквой Ш.
Закрепить у обучающихся знание о сочетании Ши в словах ; совершенствовать навык чтения; развивать фонематический слух, речь, мышление, внимание; воспитывать уважение к старшим. Развитие речевого аппар...
Открытый урок по обучению грамоте (чтению) с использованием Сингапурских структур по теме: "Буква ю в начале слова и после гласных. Буква ю после согласных"
1В класс Учитель Каримова З.Р.Тема: «Буква ю в начале слова и после гласных. Буква ю после согласных »Цель: познакомить учащихся с новой йотированной буквой Ю ю, особенностями этой б...
Технологическая карта открытого урока по обучению грамоте в 1-ом классе. Тема урока : «Гласный звук [ы], буква ы».
Тема Гласный звук [ы], буква ы. Педагогическая цель Научить различать и чётко произносить звук Ы в слогах, словах, предложениях, познакомить с буквой Ы. Задачи Обучающая: - познакомить с нов...