Открытый урок по обучению грамоте в 1 классе "Звуки и буква Х,х"
план-конспект занятия по чтению (1 класс) на тему

Трунькина Татьяна Александровна

Урок разработан по прогамме "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_obucheniya_gramote_v_1_klasse_zvuki_i_bukva_hh.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №25»

Интегрированный урок

«Звуки [х], [х']. Буквы X, х. Без труда хлеб не родится никогда»

                    (интеграция предметов: обучение грамоте, письмо,

окружающий мир, технология)

Составила и провела

 учитель начальных классов

Трунькина Т.А.

2016 г.

Тема: «Звуки [х], [х']. Буквы X, х. Без труда хлеб не родится никогда».

        Цель:  познакомить учащихся с согласными буквами Х,х.

Задачи: учиться слышать и отличать на слух звуки [х] и [х’]; читать слоги, слова, предложения и тексты с буквами X, х; продолжить формирование умения производить звуко-буквенный анализ, развивать умение писать строчную букву х, слова и предложения с ней; анализировать пословицы, тексты, озаглавливать их, составлять и записывать предложения.

Метапредметные результаты: учащийся контролирует выполнение учебной задачи, использует базовые предметные и метапредметные понятия; работает со знаково-символическими средствами представления информации (слого-звуковыми схемами, лентой букв, карточками- моделями), оценивает свою работу.

Личностные результаты: учащиеся рассказывают о необходимости старательно трудиться, воспитывается бережное отношение к хлебу, уважительное отношение к людям труда.

Оборудование и материалы: компьютер, мультимедийный проектор с экраном, CD с электронным приложением к «Азбуке», схемы- модели, лента букв, медиафильм, каравай, Колобок.

Тип урока:  открытие новых знаний 

      Методы обучения: деятельностный метод обучения

  • создание проблемной ситуации;
  • поисковый;
  • наглядно-иллюстративный;
  • словесный

Формы организации деятельности:

  • фронтальная
  • парная
  • дифференцированная

Средства обучения:

  • учебник, ч.2
  • мультимедиа проектор
  • наглядные пособия

Основные

этапы

урока.

Содержание урока

Формирование УУД

Этап мотивации (1мин)

- Сегодня у нас на уроке гости. Давайте  поприветствуем наших гостей. Россия славится своим гостеприимством. Поддержим эту традицию. Давайте улыбнёмся и свои добрые улыбки подарим гостям и друг другу.

(Дети садятся)

- Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный?

- А у вас какое настроение? Выберите и покажите мне карандаш, цвет которого соответствует вашему настроению.

Зелёный- настроение отличное, к уроку готов!

Жёлтый- ещё не решил, но буду стараться.

Красный- переживаю, сомневаюсь в своих знаниях.

- Я желаю вам сохранить хорошее настроение весь урок. Не переживайте, у вас всё получится.

Познавательные УУД:

формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

формируем умение представлять информацию в виде схемы;

 формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

 формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД:

формируем умение слушать и понимать других;

формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

формируем умение работать в паре, группе

Регулятивные УУД:

 формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию, бережного отношения к хлебу, уважительного отношения к людям труда;

4) воспитание здорового образа жизни;

5) экологическое воспитание;

Актуализация знаний.

Постановка учебной задачи.

(5 мин)

Если хочешь много знать,

Многого добиться,

Обязательно читать,

Должен научиться.

  1. Определение темы и задач урока.

- Нам надо определить тему сегодняшнего урока.

Определить тему урока  поможет игра «Доскажи словечко».

                                         Хрюша сел на петуха.

                                         Мы смеялись:
                                        (ха - ха - ха!)

                                         Сочинять он стал стихи -
                                        Мы смеялись:
                                        (хи - хи - хи!)

- С каких звуков начинались досказанные слова? ([х] и [х’])

- Какая тема урока?

  Тема урока: «Звуки [х] и [х’] и буква, которая их обозначает».              

- Вдумайтесь в тему урока. Давайте вместе определим задачи урока:

Познакомиться с … (новой буквой и звуками.)

Научиться слышать и отличать … (звуки [х] и [х’] от других звуков.)

Учиться читать … (слоги, слова и предложения с новой буквой.)

  1. Составление плана работы.

- Исходя из задач урока скажите, сегодня  будет урок  закрепления или открытия новых знаний?

- Как мы будем открывать новые знания? Составим план работы:

1.Услышать и выделить звуки.

2.Дать характеристику звукам.

3.Знакомство с новой буквой.

4. Написание новой буквы, слогов.

5.Чтение слогов, слов, предложений с новой буквой.

 (Учитель составляет на доске поочерёдно план из схем- моделей)

- Итак, что мы сейчас делали?

(Определили тему, поставили задачи. Составили план работы).

- Проверим ваши накопленные знания, проведем гимнастику для ума.

Вспомним, чему учились на прошлых уроках.

 

  1. Поиграем в игру «Доскажи словечко»

Речь бывает …

Звуки бывают…

Звуки отличаются от букв тем, что…

Согласные бывают…

Гласные звуки а, о, у, ы обозначают…

Гласные звуки я, ё, и, е обозначают…

Работа над новым материалом.

(8 – 10 мин)

Первичное

закрепление.

(3мин)

  1. Выделение звуков из потока речи. Характеристика звуков.

- Начинаем работать по первому пункту плана.

- Какой праздник приближается? (Новый год). По китайскому гороскопу но-

вый 2017 год- это год Красного Огненного Петуха. В преддверии праздника я выбрала картинки на новогоднюю тему.

- Что изображено на экране? (Хлопушка)

- Произнесём это слово. Какой новый звук услышали? Произнесите его. Где находится этот звук? Можно его петь? Охарактеризуйте его.

(Аналогичная работа со словом «Петухи»)

2. Составление звуковой схемы к слову ПЕТУХИ.

(Ученик на ПК составляет звуковую схему. Дети индивидуально работают со схемой)

3. Звуковой анализ слова ПЕТУХИ.

- Кто ошибся в составлении звуковой схемы?

- С какой целью выполняли звуковой анализ слова? (Чтобы научиться слышать новые звуки)

- Чем отличаются звуки [х] и [х’]?

4. Игра «Твёрдый- мягкий»

- Я буду произносить слова. Если в слове услышите твёрдый звук [х], то хлопнут в ладоши мальчики. Если в слове услышите мягкий звук [х’], то хлопнут в ладоши девочки. Будьте внимательны!

     Хомяк, пастух, шорохи, холодец, мухи, хитрец, хорь.

- Итак, что мы делали на этом этапе урока?

(Учились слышать и отличать новые звуки)

- Оцените свои успехи по критерию:

«Я умею слышать и отличать звуки [х] и [х’]».

Зелёный цвет- я научился слышать и отличать звуки [х] и [х’].

Жёлтый цвет- затрудняюсь, но стараюсь.

Красный- ничего не понял.

  1. Знакомство с буквой Х,х.

- Начинаем работать по следующему пункту плана.

- Звуки [х] и [х’] обозначаются на письме буквами х, Х - строчной (маленькой) и большой (заглавной).

- Зачем нужна заглавная буква?

(Имена собственные и начало предложения пишутся с большой буквы).

  • -- На что похожа буква Х?

(на ножницы, лопасть вертолёта, на мельницу, на крестик)

«Х» на ножницы похожа,

 Но в работе, а не лежа.

Хочешь – режешь,

Хочешь – шьешь,

Хочешь  сам себя стрижешь.

Ха – забавная игрушка,

Деревянная вертушка –

Ветру вольному подружка.

  • - Конструирование буквы

 (1в. – заглавную, 2в. – маленькую)

  • Загадаю вам загадку.
    Выполняйте по порядку:
    Раз – листочки поднимаем,
    Два – листочки загибаем,
    Три – еще разок свернём,
    На четыре-  развернём.
    Буква спрятана внутри.
    Кто догадлив? Назови!

  • - Посмотрите, какое место в ленте букв занимает буква Х.

- На какой улице она живёт? (На улице согласных)

- В каком ряду она стоит?

- Почему она стоит в нижнем ряду?

- Есть ли парный ей звук по звонкости- глухости?

- Продолжите фразу «значит звуки [х] и [х’]…» (непарные)

- Итак, что мы делали на этом этапе урока?

(Знакомились с буквой Х, х)

Хомка, хомка, хомячок,

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встаёт,

Щёчки моет, шейку трёт.

Подметает хомка хату

И выходит на зарядку.

1, 2, 3, 4, 5 –

Хочет хомка сильным стать.

  1. Написание строчной буквы х (с.15).

- Вернёмся к плану. Какую работу сейчас будем выполнять?

(Будем учиться писать новую букву.)

- Откройте Пропись. Сегодня мы работаем на правой странице разворота.

Скажите, мы познакомимся с написанием строчной буквы или строчной и заглавной буквой?

  • Из каких элементов состоит строчная буква х?

(Она состоит из полуовала, открытого влево и полуовала, открытого вправо).

Обведите элементы буквы х.

  • Как вы думаете буква х пишется с отрывом или без отрыва?
  • Просмотр на экране написания строчной буквы х.
  • Образец написания новой буквы учителем.

 -В рабочей строке выполняем полуовал, открытый влево, а затем соприкасающийся с ним полуовал, открытый вправо. На данном этапе прописываются только полстрочки буквы х.

  1. Чтение слогов на экране (хором).
  2. Написание слогов в Прописи (с.15)

(При написании слогов напомнить о видах соединений.)

-Что мы делали на этом этапе?

(Мы учились писать строчную букву х и слоги с новой буквой).

-Оцените свои успехи по  критерию:

«Я умею писать букву х и слоги с новой буквой».

Зелёный цвет- я научился писать букву х и слоги с новой буквой.

Жёлтый цвет- затрудняюсь, но стараюсь.

Красный- ничего не понял.

Задания на развитие речи и внимания.

(2 мин)

  1. Обсуждение темы «Без труда хлеб не родится никогда» (с.38).

- Какой следующий пункт плана?

(Чтение слов и предложений с новой буквой).

- Откройте учебник (с.38). Рассмотрим иллюстрацию на левой части разворота.

  • -Что изображено на рисунке в центре?  

(Каравай хлеба)

- Как связана тема урока с хлебом?

- Кого принято встречать хлебом и солью?

- Что изображено над караваем?

- Почему солнцу, звездам, тучке отведена большая часть иллюстрации?

(Солнце, дождь дают растениям тепло, влагу и хороший урожай).

- Что находится выше неба и звезд?  

(Боги, Дева Мария с ребенком).

Люди обращаются с молитвами об урожае к Богу.

  • Прочитайте пословицу над иллюстрацией.

БЕЗ ТРУДА ХЛЕБ НЕ РОДИТСЯ НИКОГДА

- Как вы её понимаете? Ведь в пословицах содержится народная мудрость.

- А правы вы или нет мы обсудим в конце урока.

(Гимнастика для глаз)

Включение нового знания в систему знаний.

(13 мин)

Рефлексия.

Итог урока.

(1 мин)

Самооценка

работы

  1. Чтение слов и текста с новой буквой в учебнике (с.39).

Далее работа дифференцируется:

  • «нечитающие» дети (группа №2) читают про себя слоги и столбики слов,
  • «читающие» (группа №1) — читают текст на с. 39.

(Сначала «нечитающие» дети читают слова, потом «читающие» дети озвучивают текст на с. 39).

- О чём этот текст?

- Почему до холодов надо убрать хлеб?

- Какие машины принимают участие в уборке хлеба?

- Как можно озаглавить текст? («Уборка хлеба»).

- Ребята, я хочу сказать, что на уроке всё это время присутствовал ещё один гость- герой сказки. Отгадайте, кто по амбару мешен, по сусекам скребён, на сметане мешён? (Учитель показывает Колобка)

- Он не случайный гость, ведь сегодня на уроке мы говорим о хлебе, а колобок- это тоже хлеб.

  1. Чтение вслух «читающими» детьми пословицы с экрана.

- Колобок предлагает прочитать пословицу и подумать над её значением.

ЗА ОБЕДОМ ХЛЕБ ВСЕМУ ГОЛОВА

- Как вы её понимаете?

(Человек может обойтись без многого, а без хлеба – не может.)

-Что мы делали на этом этапе?

-Оцените свои успехи по  критерию:

«Я умею читать слоги, слова и предложения с буквой х».

Зелёный цвет- я научился читать слоги, предложения с новой буквой.

Жёлтый цвет- затрудняюсь, но стараюсь.

Красный- ничего не понял.

- Колобок вас хочет спросить:

А вы можете рассказать как попал хлеб с поля на стол? Как убирали хлеб 50 (100) лет назад? 

-Где можем найти ответ на этот вопрос?

(Узнать из учебника, попытаться самим  выяснить, послушать учителя)

-Колобок предлагает посмотреть фильм.

  • Просмотр фильма «Откуда к нам хлеб на стол пришёл?»

- Правильно ли мы раскрыли смысл пословицы

 «Без труда хлеб не родится никогда»?

ВЫВОД:

 - Ребята! Вот какой длинный путь проделал кусочек хлеба, прежде чем попасть к нам на стол. Он хранит тепло рук тысяч людей.

  -Х – очень важная буква. С нее начинается очень дорогое, важное слово – ХЛЕБ.

-Что мы делали на этом этапе?

-Оцените свои успехи по критерию:

«Я знаю, как пришёл хлеб к нам на стол».

Зелёный цвет- я знаю, как пришёл хлеб к нам на стол.

Жёлтый цвет- затрудняюсь, но стараюсь.

Красный- ничего не понял.

  • Чтение наизусть стихотворения «Хлеб» (с.42)

(ученик держит в руках каравай)

- Вспомните, какие задачи ставили на уроке и что мы делали, чтобы их достичь?

  • Познакомились с …
  • Учились слышать и отличать…
  • Учились читать …

- Удалось ли нам решить поставленные задачи?

- Все ли пункты плана выполнили?

- Какая работа вам понравилось на уроке?

- Что у вас хорошо получилось?

- Над чем надо поработать?

- Оцените свои успехи на уроке по лесенке «Знаний»:

Человечек- это вы. На какую ступеньку вы встанете?

Зелёная ступенька- всё понял, доволен собой, хорошее настроение;

Желтая ступенька- только часть задания выполнена верно;

Красная ступенька- не получилось так как хотелось.

- Спасибо за урок!

(Дети угощают гостей караваем)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ открытого урока по обучению грамоте в 1-ом классе (по программе «Школа России») ТЕМА: «Согласные звуки [п], [п\']. Буквы П, п ».

КОНСПЕКТ открытого  урока по обучению грамоте в 1-ом классе (по программе «Школа России») ТЕМА: «Согласные звуки [п], [п\']. Буквы П, п »....

Открытый урок по обучению грамоте.Звуки [ ж ], [ ш ], буквы Ж, Ш.

Открытый урок по обучению грамоте.Звуки [ ж ], [ ш ], буквы Ж, Ш.  Закрепление знаний парных согласных звуков [ж – ш], умение их различать на слух и обозначать буквами Ж, Ш. Продолжение набл...

Открытый урок по обучению грамоте (чтение). 1 «А» класс «Изучаем букву З, з.»

Открытый урок обучения грамоте " Изучаем букву З,з". (по УМК «Начальная школа XXI век»). Тип урока: изучение нового. Презентация к данному уроку....

Открытый урок по обучению грамоте. Тема: чтение слогов и слов с буквой Ш.

Закрепить у обучающихся знание о сочетании Ши в словах ; совершенствовать навык чтения; развивать фонематический слух, речь, мышление, внимание; воспитывать уважение к старшим. Развитие речевого аппар...

Открытый урок по обучению грамоте (чтению) с использованием Сингапурских структур по теме: "Буква ю в начале слова и после гласных. Буква ю после согласных"

1В класс  Учитель Каримова З.Р.Тема: «Буква ю в начале слова и после гласных.  Буква ю после согласных »Цель: познакомить учащихся с новой йотированной  буквой Ю ю, особенностями этой б...

Технологическая карта открытого урока по обучению грамоте в 1-ом классе. Тема урока : «Гласный звук [ы], буква ы».

Тема Гласный звук [ы], буква ы. Педагогическая цель Научить различать и чётко произносить звук Ы в слогах, словах, предложениях, познакомить с буквой Ы. Задачи Обучающая: - познакомить с нов...