Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе на тему: С. Михалков "В снегу стояла ёлочка".
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Полежака Лариса Николаевна

Урок формирует умения анализировать стихотворение, находить художественные средства, а также устанавливать причинно- следственные связи, делать выводы. Создание ситуации успеха способствует развитию творческого и критического мышления. На уроке совершенствуются навыки выразительного чтения, воспитывается бережное отношение к природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

литературного чтения во 2 классе

по УМК «Начальная школа XXI века»

Тема: Здравствуй, праздник новогодний! 

С. Михалков «В снегу стояла елочка»

Тип: урок открытия нового знания.

Цель урока: познакомить  детей с произведением С.В. Михалкова; продолжить обучать детей литературному анализу, навыку выразительного чтения;

развивать умение выражать свои мысли, творческие способности, умение работать в парах, группах; воспитывать интерес к творчеству С.В. Михалкова, любовь к родной природе, внимание к поэтическому слову.

Технологии, используемые на уроке: проблемное обучение, технология  развития критического мышления, самооценочная деятельность.

Задачи:

Образовательные:

– формируем анализировать произведение, находить художественные средства, решать проблемные сиуации, аргументировать свою точку зрения;

-- способствовать обогащению словарного запаса, развивать творческое мышление; совершенствовать культуру речи;

– совершенствовать навыки выразительного чтения стихотворения; умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Воспитательные:

– прививать умения слушать и слышать друг друга; выражать свои эмоции,  эмоционально «проживать» текст;

–  формируем умение работать в паре, группе; совместно договариваться о правилах поведения и общения; применять правила делового сотрудничества;

–  развивать интерес  к чтению и расширять читательский опыт учащихся.

Развивающие:

– развиваем речь (умение оформлять свои мысли, приводить аргументы), критическое мышление (устанавливать аналогии; сравнивать, обобщать);

–  развивать творческое  и критическое мышление, память; эмоциональное восприятие текста; умение устанавливать причинно- следственные связи.

Планируемые результаты

Предметные:

учить школьника читать стихотворный текст,

анализировать произведение, выделять образные средства;

развивать интерес  к чтению и расширять читательский опыт учащихся знакомством со стихами  известного  поэта; формирование способностей конструктивному взаимодействию, сотрудничеству при работе  в  парах и малых группах; учить формулировать собственное мнение и позицию. Совершенствовать навыки чтения учащихся, учить выразительному чтению.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать своё предположение  на основе работы с иллюстрацией учебника планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

ПознавательныеУУД:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, осуществлять анализ текста с выделением  существенных признаков находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД:

Владеть монологической и диалогической формами речи.

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные:

Самоопределение; учить

осознавать личностный смысл учения. Выражать свои эмоции,  эмоционально «проживать» текст.

Включаться в парную и групповую работу, связанную с общением.

Применять правила делового сотрудничества, проявлять доброжелательность по отношению друг к другу. Оценивать свои достижения и успехи товарища.

Ресурсы урока: учебник “Литературное чтение” Л.А.Ефросинина , 2 класс, 1часть

М.: “Вентана-Граф” 2012 г. (Начальная школа XXI века) с.162- 163;

карточки для индивидуальной работы и работы в паре;

компьютер, презентация, интерактивная доска.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация к деятельности

Настрой на работу в стихотворной форме (слайд №1 презентации)

 Я рада видеть каждого из вас.
 И пусть зима в окно прохладой дышит,
 Нам будет здесь уютно и тепло,
 Ведь мы друг друга любим, чувствуем и     слышим.

Рассмотрите картинку  и скажите:

- Какое настроение она вызывает? Объясните, почему вы так считаете?

- Как вы понимаете смысл записанного высказывания? Сделайте выводы, какая атмосфера будет у нас на уроке? Что нужно для этого?

Самоопределение к учебной  деятельности. Постановка учебной задачи

 - Ребята, каждый урок – это новый шаг в страну Знаний, это новые открытия. Какие же открытия ждут нас сегодня? Попробуйте догадаться, прочитав тему урока.

- О чём пойдёт речь сегодня на уроке?

- Кто будет главной героиней? Почему вы так думаете?

- Как вы думаете, название отражает тему или главную мысль произведения?

- Свои секреты ёлочка откроет только самым внимательным и сообразительным.

Подготовка к уроку, настрой на продуктивную работу и успешный результат.

Упражнение в развитии речи, активизация познавательной деятельности учащихся.

Составляют высказывания по иллюстрации, анализируют  настроение; делают выводы о том, каким будет урок, и сколько интересных тайн откроет нам мир зимней природы.

Ребята знакомятся с темой урока, делают предположения. Участвуют в беседе.

Выполняют анализ, мотивируют дальнейшую работу.

Активизация знаний учащихся и определение темы урока,

планирование деятельности

Определение темы и задач урока.

- Вы готовы к путешествию в зимний лес и, наконец-то,  познакомиться  с героиней произведения С. Михалкова «В лесу стояла ёлочка»?

Сегодня мы остановимся на следующих станциях:

  1. Разминка (создаём настроение)
  2. Знакомство.
  3. Загадочная (настроение, сравнение)
  4. Объяснялка (словарная работа)
  5. Прочитай- ка.
  6. Отдыхай- ка.
  7. Творческая.
  8. Книжная полка.
  9. Рефлексия.

Итак, мы делаем первый шаг в  увлекательный мир открытий.

1.        Речевая разминка (создаём настроение)

- Знаете ли вы скороговорки о ёлочке?

- Попробуйте сказать скороговорку “Ёлка, ёлка, ёлочка колкая иголочка”

  • с радостью;
  • с грустью;
  • с обидой;
  • угрозой;
  • поругать;
  • похвалить;
  • испуганно.

- Можно ли эту букву выделить в отдельную группу? Почему вы так считаете?

Составляют короткий текст- описание ёлочки по иллюстрации. После знакомства с произведением сравнивают свои описания с «героиней» стихотворения.

Выдвигают предположение о цели и задачах каждого этапа урока.

Обучающиеся совместно с учителем определяют тему и задачи урока:

 - Сегодня на уроке мы будем…, познакомимся с …, научимся…  .

Работа со скороговоркой в парах.

Обучающиеся самостоятельно определяют цель учебной деятельности, учатся находить средства её осуществления.

Организация познавательной деятельности

2.        Первичное знакомство со стихотворением.

Проблемная ситуация.   Какой жанр произведения? (Это сказка или стихотворение)

- Похоже ли это стихотворение на сказку? Докажите своё мнение.

3.        Загадочная (настроение, сравнение).

Задание 1. Сравнительная характеристика иллюстраций в учебнике.

- Что необычного в иллюстрациях к этому стихотворению?

- Какое настроение у ёлочки на первом рисунке? Почему?

- Какой изобразил художник ёлочку на втором рисунке?

- Почему у ёлочки исчез страх?

Задание 2.Чтение молча. Беседа по содержанию.

Задание 3.Выборочное чтение.

- Прочитайте строфу с описанием ёлочки в снегу до встречи с людьми.

- Найдите строфы, которыми можно подписать иллюстрации в учебнике.

- Прочтите строфу, в которой отражена главная мысль произведения. Докажите своё мнение.

 4.        Словарная работа.

  • Челочка - прядь волос на лбу.
  • Полутораметровая - высотой один метр с половиной.
  • Пришла в себя - очнулась. 

5.        Прочитай- ка. Выразительное чтение.

 Сколько в этом стихотворении строф? (читают по строфам)

- Какие особые “инструменты” помогают радовать слушателей своим чтением?

- Прочитайте, используя данный инструмент.

- голос ровно звучит

- голос повышается

- голос понижается  (см. слайды презентации)

- Какие чувства возникают при чтении данного стихотворения?

- Рассмотри иллюстрации и найди подходящие к ним слова из текста.

- Какие средства выразительности использует автор?

- Что такое эпитеты?

Эпитет – художественное, выразительное определение. Эпитет выделяет в предмете нечто примечательное.

- Назовите эпитеты.

- Ребята, елка здесь живой предмет или неживой?

- Как называется такой прием в литературе, когда автор оживляет неживое?

- Найдите в стихотворении повторы.

- Прочитайте выразительно стихотворение.

6.        Отдыхай- ка.

Физкультминутка

Снежинки спускаются с неба 
всё ниже, всё ниже... 
Сугробы пушистого снега 
всё выше, всё выше... 
Шаги уходящего года 
всё тише, всё тише... 
А песенка Нового года 
всё ближе, всё ближе...

7.        Творческая.

- Понравилось ли вам стихотворение?

- Что особенно произвело впечатление?

- Как вы думаете, хотел ли лесник срубить ёлочку?

- Что могло произойти, если бы сынишка лесника не заступился за зелёную красавицу?

Проблемная ситуация.   Какой же Новый год без ёлочки? Это же основной атрибут праздника. Как быть?

Составляем кластер на тему: «Ёлочка в лесу»

8.        Книжная полка.

Игра «Угадай- ка».  Прочтите строки из известных вам произведений. Определите название и автора.

- К какому жанру относятся данные произведения?

- Что такое стихотворение? (Стихотворение – художественное произведение, написанное рифмами)

- Для чего создаются стихи? Ведь в повседневной жизни мы не разговариваем друг с другом в рифму.

- Что общего во всех стихотворениях? (Их написал С. Михалков)

Знакомятся с произведением. Высказывают свои мнения, аргументируют точку зрения.

Составляют обложку произведения

С. Михалкова «В снегу стояла елочка»

Дети сравнивают составленные свои тексты- описания с «героиней» стихотворения. Анализируют, делают выводы.

Размышляют, отвечают на поставленный вопрос.

Участвуют в беседе,

обосновывают свои ответы.

Систематизируют знания.

Учатся определять основную мысль произведения, аргументировать, делать выводы.

Выводы детей.

Объясняют значение слов.

Анализ стихотворения. Подготовка к выразительному чтению.

Совершенствуют  навыки чтения; умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Выделяют образные средства.

Находят эпитеты в стихотворении, олицетворения.

Выразительное чтение вслух. Осуществляют взаимопроверку в парах, оценивают чтение друг друга.

Делают упражнения в соответствии с текстом физкультминутки.

Предположения детей.

Работают в группах, учатся решать проблемную ситуацию.

Ребята обобщают полученные знания,

делают выводы.

Ответы детей. Учатся формулировать мысли, обобщать, делать выводы.

Рефлексия деятельности

9.        Рефлексия.

Организует беседу по уточнению и конкретизации новых знаний. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности на уроке.

 - Как вы оцениваете свою работу на уроке?

(Слайд презентации)

Отвечают на вопросы, обобщают, делают выводы.

На уроке

  • Я узнал…
  • Я понял…
  • Мне понравилось…
  • Я затруднялся…
  • Моё настроение…

Самооценка учащимися учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс по теме "Урок коллективного творчества "Царство Мороза Ивановича"

Технологическая карта урока литературного чтения  составлена в соответствии с ФГОС....

технологическая карта урока литературное чтение 2 класс по теме "О братьях наших меньших"

Разработка урока литературного чтения по разделу "О братьях наших меньших" содержит поэтапный ход урока обобщения и рефлексии....

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс. Тема:«Обобщающий урок по разделу «Писатели детям»

Предмет: литературное чтениеКласс: 2Тема урока: «Обобщающий урок по разделу «Писатели детям»Цели урока: повторить и обобщить пройденный материал; развивать память, внимание, логическое и образное...

технологическая карта урока литературного чтения 4 класс по теме Л.Н.Толстой Акула

урок литературного чтения в 4 классе Л.Н.толстой Акула...

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Мягкий согласный звук [й ]. Буква «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе по теме  "Мягкий согласный звук   [й ]. Буква «й». " и презентация к уроку...

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс на тему "Обучение пересказу с элементами перевода в диалог"

Цели деятельности учителя: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.Ю. Драгунского; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; научить отличать прямую речь от косвенн...