Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Э. Шим "Белка и Ворон". Е. Трутнева "Осень" УМК "Начальная школа XXI века"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Знакомство с произведением Э Шима "Белка и Ворон": самостоятельное чтение учащимися текст, анализ сказки, чтение по ролям, характеристика героев.Знакомство со стихотворением Е. Трутневой "Осень": работа с языковыми средствами выразительности. Сравнение двух произведений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок  литературного чтения во 2 классе

(УМК «Начальная школа XXI века»)

Дата проведения урока: 26.10.2016 г. 

Тема урока:  Э. Шим «Белка и Ворон». Е. Трутнева «Осень».

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цели:   

Познавательные: познакомить учащихся с произведениями Э. Шима «Белка и Ворон» и Е. Трутневой «Осень»; закрепить умение работать с текстом до чтения, в ходе чтения, после чтения; формировать понятия:  «сказка», «стихотворение»; умение правильно называть произведение (фамилию автора, название), тему и жанр.

Развивающие: развивать читательские умения, навыков выразительного чтения, устную речь учащихся, технику чтения, творческое воображение, внимание, память.

Воспитательные: воспитывать читателя, понимающего и любящего книгу, учить видеть и понимать красоту осенней природы, воспитывать любовь к природе, животным и бережное к ним отношение.

 Формировать УУД:

Познавательные: воспринимать на слух художественное произведение, выполнять задания в учебнике и тетради, читать по ролям, показывая при чтении характер героя, использовать знаково-символическое моделирование для решения читательских задач.

Личностные: развивать эстетические чувства, содействовать осознанию ценности изучаемого предмета, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, планировать действия, в соответствии с поставленной задачей; умение анализировать, обобщать, оценивать результат своей деятельности; проводить самоконтроль и самооценку; планировать учебное сотрудничество.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме, воспитывать культуру диалогового общения.

 

Методы обучения: деятельностный,  наглядно-словесный.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, парная, фронтальная.

Оборудование: основные:

учебник «Литературное чтение» 2 класс (автор Л.А. Ефросинина),

рабочая тетрадь «Литературное чтение» № 1, 2 класс (автор Л.А. Ефросинина)

Справочник «Книгочей»

дополнительные:

выставка детских рисунков  к произведению Г. Скребицкого «Осень»,

таблица для сравнения изучаемых произведений

           музыка П. И. Чайковского «Времена года: Октябрь: Осенняя песня»

 Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

  1. Организацион

ный  момент

Ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте своей улыбкой успехов друг другу и хорошего настроения.

Проверьте, всё ли готово у вас к уроку.

Проверка своего рабочего места

  1. Проверка

домашнего задания

-На дом вы получили творческое задание, нарисовать иллюстрации к произведению Г. Скребицкого «Осень»

Какие замечательные рисунки все выполнили!

(Обращает внимание на выставку рисунков)

Мы можем их отправить на ежегодный школьный конкурс рисунков в рамках Недели осени.

- А теперь послушаем чтение наизусть стихотворения А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…»

 - Чье чтение наизусть вам больше всего понравилось и почему?

Дети читают наизусть стихотворение А. С. Пушкина

Дети называют имена учеников, чьё чтение наизусть было выразительным, без ошибок.

Личночтные:

Развитие эстетических чувств

Регулятивные:

Умение проводить оценку ответов одноклассников

  1. Этап

мотивации  и

актуализации

знаний

 

На доске плакат со словами А. С. Пушкина

«Сказка – ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок»    

- Прочитайте предложение.

-  Эти строки из поэмы А. С. Пушкина станут девизом нашего урока

-Как вы думаете, почему именно эти строки я взяла девизом урока?

 -Как вы понимаете смысл этих слов?

- Какие бывают сказки по авторству?

- Какие бывают сказки по содержанию?

- Отгадайте загадки и вы узнаете,  кто станет героем новой сказки, с которой мы с вами познакомимся сегодня на уроке.

С ветки на ветку,

Быстрый, как мяч,

Скачет по лесу

Рыжий циркач.

Вот на лету он шишку сорвал,

Прыгнул на ствол

И в дупло убежал.

(Белка)

Умная птица
Над полем кружится,
Клювом своим
Она может гордиться:
Чёрный, как смоль,
И крепкий, как сталь,
Клюв очень нужная
В жизни деталь.
(Ворон)

(Слайды 2-3)

-Ребята, сегодня познакомимся со сказкой Эдуарда Шима «Белка и Ворон». Эдуард Юрьевич Шим родился в 1930 году, он очень любит природу, детей и хотел своими произведениями рассказать вам о красоте природы, рассказать её секреты, чтобы вы любили природу и бережно к ней относились, в его произведениях растения, животные оживают, превращаясь в сказочных героев.

 

Один из учеников вслух читает предложение.

Дети предполагают, что на уроке будут знакомиться с новой сказкой

Каждая сказка учит чему-нибудь: доброте, вежливости и т. д.

-Народные сказки и литературные (авторские) скаки

- Сказки бывают волшебные, бытовые и о животных.

Дети отгадывают загадки и прогнозируют, о ком будет сказка.

Личностные: (смысло-образование)

Регулятивные прогнози-рование

  1. Физкульт

минутка

Белочка

Зарядкой белочке не лень
Заниматься целый день, 
С одной ветки прыгнув влево, 
На сучке она присела.
Вправо прыгнула потом, 
Покружилась над дуплом.
Влево-влево целый день
Прыгать белочке не лень.

Прыжки в стороны чередуются с приседанием и бегом по маленьким кругам.

Личностные :

умение применять правила охраны своего здоровья

  1. Этап

усвоения  новых знаний

Работа с учебником (страница 111)

- Ребята, какой условный знак  стоит перед произведением?

1. Учитель организует самостоятельное чтение произведения (сказка «Белка и Ворон», читать молча, определять жанр и тему, моделировать обложку)

2. Беседа по содержанию произведения

- Как называется произведение?

- Кто главный герой сказки Э. Шима? (Белка и Ворон).

- Жанр произведения? Докажите, что это сказка

- Как ворон и Белка обращаются друг к другу?

Прочитайте.

- Какие вопросы задавала Белочка?

- Какая она по характеру? (Любознательная, трудолюбивая, вежливая).

- Что говорит о мудрости Ворона? 

3. Работа в тетрадях

- Дайте характеристику героям сказки. Выполните задание в рабочей тетради на с. 46, №1

Учитель организует взаимопроверку работы в парах по эталону (слайд  4-5  )

Произведение для самостоятельного чтения.

Работа в парах в рабочей тетради

Обсуждение и исправление ошибок.

Регулятивные:

умение работать со знаками

Познаватель-ные:

осуществлять смысловое чтение

Коммуникативные: вести устный диалог, слушать собеседника

Регулятивные:

оценивать свою деятельность и деятельность работы другой пары

  1.  Этап включения в систему знаний

Организует наблюдение за формой текста, чтение по ролям, передавая при чтении характер героя, знакомство с понятием «диалог»

Работают со словарём – справочником «Книгочей»

Регулятивные:

 Проводить поиск и выделение информации из справочной литературы

  1. Физкульт-минутка

 

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю тихо сели.

Ребята повторяют движения, описанные в стихотворении

Личностные :

умение применять правила охраны своего здоровья

  1. Этап усвоения новых знаний.

2. Знакомство со стихотворением Е.Трутневой «Осень».

  1. Учитель выразительно читает стихотворение

(звучит тихая музыка)

  1. Беседа после первичного восприятия

- Понравилось вам произведение?

-Какое настроение оно у вас вызвало?

- Определите жанр произведения. Докажите.

      3.    Выразительное чтение стихотворения        учащимися с передачей радостного настроения

     4.   Творческая работа. Устное иллюстрирование стихотворения.

    5.   Работа над языковыми средствами выразительности

    6. Работа с моделями обложек.

- Мы познакомились с двумя произведениями. Какая модель  какому произведению соответствует?  (слайд 6)

Дети внимательно слушают и следят за интонацией учителя

Обучающиеся рассказывают, какие картины осени они представили при чтении стихотворения Е. Трутневой «Осень»

Ученики сравнивают модели и обосновывают свой выбор

Познавательные: воспринимать на слух художественное произведение, выполнять задания в учебнике и тетради, читать по ролям, показывая при чтении характер героя, использовать знаково-символическое моделирование для решения читательских задач.

  1. Этап

включения в систему знаний

Учитель организует работу по сравнению произведений: что общего и чем отличаются (заполнение таблицы)

Автор

Заголовок

Жанр

Тема

Э. Шим

О природе

Осень

(Слайд 7)

Сравнивают произведения и заполняют таблицу

Регулятивные: умение работать с таблицей

  1.  Рефлексия

- Понравился ли вам урок?

- С какими произведениями мы познакомились?

- Что на вас произвело наибольшее впечатление?

- Какие задания показались вам наиболее интересными?

- Продолжите предложения:

Мне понравилось…

Мне было трудно…

Девизом нашего урока были слова А. С. Пушкина: «…Добрым молодцам урок». Какой урок мы сегодня получили?

Надо быть трудолюбивыми, упорными  и т. д.

Регулятивные:

обобщать, оценивать результат своей деятельности

Регулятивные:

- уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей;

Личностные:

содействовать осознанию ценности изучаемого предмета

  1.  Домашнее задание

Дифференцированное задание

Слабо читающим: стр.11-113, выполнить задания в учебнике;

Хорошо читающим: стр. 113-114, выучить наизусть, выполнить задания в рабочей тетради.

По выбору: все желающие могут выучить стихотворение наизусть.

Выбирают  и записывают домашнее задание

Личностные:

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс по теме "Урок коллективного творчества "Царство Мороза Ивановича"

Технологическая карта урока литературного чтения  составлена в соответствии с ФГОС....

Технологическая карта урока литературномого чтения 3 класс, произведение К.Г.Паустовского «Стальное колечко». УМК "Начальная школа XXI века".

1. Тема: Произведение К.Г.Паустовского «Стальное колечко»( 1 урок).2.Литературное чтение.3. 3 класс, УМК «Начальная школа XXI века»4.Использованная литература:1) Литературное чтение: 3 класс: учебник ...

технологическая карта урока литературное чтение 2 класс по теме "О братьях наших меньших"

Разработка урока литературного чтения по разделу "О братьях наших меньших" содержит поэтапный ход урока обобщения и рефлексии....

технологическая карта урока литературного чтения 4 класс по теме Л.Н.Толстой Акула

урок литературного чтения в 4 классе Л.Н.толстой Акула...

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Мягкий согласный звук [й ]. Буква «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе по теме  "Мягкий согласный звук   [й ]. Буква «й». " и презентация к уроку...

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс на тему "Обучение пересказу с элементами перевода в диалог"

Цели деятельности учителя: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.Ю. Драгунского; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; научить отличать прямую речь от косвенн...