Конспект урока литературного чтения 3 класс "Произведения русских баснописцев. И.А.Крылов «Стрекоза и муравей"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Автор:                 Калиева Жания Аяповна, учитель начальных классов

Тема, класс:         «Стрекоза и Муравей», 3 класс

 

Программа:            программа линии  УМК «Гармония»

Учебник:     Литературное чтение 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ О.В. Кубасова, Смоленск Ассоциация 21 век.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalieva_zha_konspekt_uroka.docx35.97 КБ
Файл kalieva_zha_krylov.pptx250.34 КБ

Предварительный просмотр:

Тема учебного занятия: Произведения русских баснописцев. И.А.Крылов «Стрекоза и муравей»

Цель урока: создать условия для осознания учащимися воспитательного воздействия художественного текста

Задачи урока:

Познавательные: анализировать текст с целью характеристики персонажей;

                                 анализировать языковое оформление текста.

Предметные:  совершенствовать навык чтения, осмысленность и выразительность;

                          характеризовать персонажей, выявлять мотивацию персонажей.

Личностные: формировать нравственно-этические ориентиры;

                         развивать способность к нравственной оценке поступков;

                         развивать способность к  неоднозначности нравственной  оценки поступков персонажей.

Регулятивные: ориентироваться в тексте;

                         формировать способность к  оценке деятельности сверстников.

Коммуникативные: вступать в дискуссию;

                          выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения;

                          аргументировать свое мнение.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска

Планируемые результаты: 

Предметные: познакомить с личностью Ивана Андреевича Крылова и его басней «Стрекоза и Муравей».

Метапредметные

  • познавательные: учить воспринимать на слух произведение; строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; осознанно читать басню с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта;
  • коммуникативные: учить выслушивать разные точки зрения; вступать в диалог; формулировать собственное мнение, участвовать в коллективном обсуждении;
  • регулятивные: ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками; планировать свои действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий;
  • личностные: формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Ход урока

п/п

Этапы урока

Деятельность учителя:

Что я буду делать?

Деятельность учеников:

Что будут делать ученики?

Универсальные учебные действия

1.

Психлогический настрой

Приветствие “Здравствуйте!” (Слайд 2)

 Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

  • желаю (соприкасаются большими пальцами);
  • успеха (указательными);
  • большого (средними);
  • во всём (безымянными);
  • и везде (мизинцами);
  • Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

Учительпредлагает разделиться на группы.

Стратегия «Найди себе группу».

Ученики  приветствуют учителя, друг друга, объединяются в группы и рассаживаются за столы  малыми группами по 4 человека -4 группы и по 5 чел. 2 гр..

Дети делятся на группы по желанию

Личностные результаты:

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной

деятельности.

2.

Актуализация знаний учащегося;

-мотивация обучающихся к изучению темы

- Чей это портрет? ( И.А. Крылова) (Слайд 3)

- Что всплывает в памяти, когда звучит имя И.А. Крылова? (прием «корзина идей»)

И.А. Крылов – великий русский писатель. Жизнь баснописца в детстве была необычайно бедной. Девятилетним мальчиком, когда умер его отец, ему пришлось идти работать, переписывая бумаги, заботиться о семье. Маленькому Ивану не пришлось учиться, но мать сама составила план образования сына, следила за его занятиями. С детства в Иване Андреевиче жила жажда знаний, он любил читать, размышлять о прочитанном. Его усиленные самостоятельные занятия принесли необыкновенные результаты: когда он стал взрослым, его считали одним из самых образованных и просвещенных людей своего времени. Он сумел стать разнообразно талантливым человеком: драматургом, издателем, музыкантом, художником. В 1806 г. появились его первые басни. С тех пор басни И.А.Крылова встречали с восторгом, а слава Ивана Андреевича стала расти. Более двухсот басен было создано баснописцем.

Дети отвечают, формулируют задачи урока.

(- вспомним его биографию;

- вспомним определение басни;

- познакомимся с новой басней)

Коммуникативные: умение с точностью выражать свои мысли, владение речью в соответствии с нормами русского языка.

Общеучебные универсальные действия:

умение внимательно слушать.

Логические универсальные действия:

анализ материала; вывод-ответ.

Действия постановки и решения проблем:

формулирование проблемы и желания ее решить.

3.

Стадия вызова

Работа в группах

-Что нам нужно вспомнить?

- Что же такое «Басня»?

Прочитайте и вспомните, что же такое басня.

-На карточках для индивидуальной работы вычеркните лишнее – то, что не относится к жанру басен. (Слайд 4)

Речевые упражнения (Слайд 5)

Стрекоза – стрекоза,
Большекрылая краса.
Глазки голубые,
Крылья кружевные,
Над водой летаешь,
Комаров пугаешь.

(Слайд 6)

Дом большой у муравья,
Как и вся его семья,
Дружно носят хворостинки,
На своих широких спинках

(Разные способы чтения: «жужжащее чтение», чтение с удивлением, с сердитой, с веселой интонацией, с ускорением, с замедлением).

Почему мы услышали загадки именно про этих насекомых?

Работа в группах

Речевая разминка

Организация учащихся на изучение нового материала; построение проекта выхода из затруднений.

Логические универсальные действия:

анализ материала; вывод-ответ.

Действия постановки и решения проблем:

формулирование проблемы и желания ее решить.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование (определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем и сверстниками).

4.

Стадия осмысления

Создание проблемной ситуации и формулирование проблемы.

Приём «Дерево предсказаний»

-Давайте попробуем предсказать, какие характеры будут у героев басни?

- А теперь  проверим наши предсказания и прослушаем текст басни, которую исполнят наши артисты

1) Первичное восприятие текста. Слушание басни

2) Формулирование проблемы.

-Во всем ли совпали наши предположения?

- Такой ли предстала перед нами стрекоза, как мы видели из представления?

 - А муравей?

- Значит, мы с вами ошиблись и в этой басне Муравей – отрицательный герой и симпатии автора на стороне стрекозы?

Затруднение:

-Давайте попробуем в этом разобраться?

Всё-таки, какие пороки высмеивает басня? 

- О стрекозе: красавица, беззаботная, легкомысленная, веселая и т.д..

- О муравье: труженик, коллективист, умный и т.д..

Подготовленные дети читают басню

Разные мнения детей выслушиваются.

Дети зачитывают строки из басни

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование (определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем и сверстниками).

5.

Этап закрепления новых знаний и способов действий

Рефлексия

-Какие незнакомые слова и выражения встретились в басне?

-Соедините стрелкой похожие по смыслу высказывания (Слайд 7)

Зима катит в глаза.

В мягких муравах у нас.

Голову вскружило.

Оглянуться не успела.

В ум пойдет.

Помертвело чисто поле.

Злой тоской удручена

Забыла обо всем.

Не хочется думать.

Неожиданно наступила зима.

Быстро прошло.

В поле стоит мёртвая тишина.

Тоскует.

В мягкой траве у нас.

.

Приём КМ «Шесть шляп мышления» (Слайд 8)

(Вспомнить назначение каждой шляпы)

Правила игры.

Каждый самостоятельно читает басню и обсуждает

Групповое обсуждение.

Выступление лидеров команд.

Работа в группах

На листочках соединяют правильные ответы

1 группа- «Жёлтая шляпа»  отмечает в басне «+» все положительные моменты, то что вам очень понравилось в поступках героев и записываете на постер.

2 группа – «Чёрная шляпа» отмечаете «-» отрицательные моменты, то что вам не понравилось в поступках героев и записываете на постер.

3 группа – «Красная шляпа» - свои эмоции по отношению к героям басни.

         4 группа – «Зелёная шляпа» - отвечаете на вопрос: «А интересно, что бы было, если бы…» если бы Муравей всё-таки пустил Стрекозу к себе жить.

         5 группа – «Белая шляпа» - называет только факты, цифры.

6 группа «Синяя шляпа» - Задача: всё прослушав, подвести итог сказанному, попытаться сделать вывод: с кем согласны, не согласны. Обосновать ответ.

Защита мнений (выходят каждый в своей шляпе).

Регулятивные: прогнозирование, контроль в форме сличения, коррекция.

Познавательные: логические универсальные действия: решение проблемы.

Коммуникативные УУД: сотрудничество, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Коммуникативные : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия.

Личностные: смыслообразование.

6.

Повторение,

включение  в  систему  имеющихся  знаний

Вывод по проблеме: (слайд9)

  • Достигли  поставленной  цели?
  • В каких словах заключена мораль  басни? Прочитайте эти строки.
  • Какие же пороки "пощипал" Крылов в басне «Стрекоза и Муравей?
  •  Полезным ли для вас оказался урок? Чем?
  • Нужно ли изучать басни?
  • Чему они учат?

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

познавательные: рефлексия;

личностные: смыслообразование

7.

Рефлексия

Предлагаю составить синквейн  (Слайд10)

Ключевое слово (по желанию детей):

- «Стрекоза» или «Муравей».

Дети составляют свои синквейны, записывают, зачитывают  1 от группы

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия.

Личностные: смыслообразование.

8.

Оценивание

-Оцените свою работу на уроке

- кто свою работу оценивает на «5»

- Кто свою работу оценивает на «4», на «3»

Учащиеся выставляют отметку.

Выставление отметок в дневники, в журнал.

9.

Домашнее задание

(Слайд11)

  • Выразительное чтение басни наизусть.
  • Инсценировка басни.

Учащиеся записывают домашнее задание в дневники.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Литературное чтение 3 класс 1 часть О.В. Кубасова.
  2. Методические рекомендации 3 класс О.В. Кубасова
  3. Учебное занятие по литературному чтению учителя начальных классов Афанасовой В.И.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель высшей категории МБОУ «Карагачская СОШ» Беляевского района Калиева Ж.А . Тема: «Стрекоза и Муравей»

Слайд 2

Психологическая разминка Желаю успеха большого во всём и везде Здравствуйте !

Слайд 3

Иван Андреевич Крылов

Слайд 4

Басня -это литературный жанр с краткой формой повествования, где действуют звери, птицы, вещи, а подразумеваются под ними люди, высмеиваются их пороки. В басне обязательно есть мораль

Слайд 5

Стрекоза – стрекоза, Большекрылая краса. Глазки голубые, Крылья кружевные, Над водой летаешь, Комаров пугаешь .

Слайд 6

Дом большой у муравья, Как и вся его семья, Дружно носят хворостинки, На своих широких спинках

Слайд 7

Словарная работа Зима катит в глаза –Неожиданно наступила зима. В мягких муравах у нас- В мягкой траве у нас Голову вскружило – Забыла обо всем Оглянуться не успела- быстро прошло В ум пойдет- Не хочется думать Помертвело чисто поле- В поле мертвая тишина Злой тоской удручена - Тоскует

Слайд 9

Вывод по проблеме : Достигли поставленной цели? В каких словах заключена мораль басни? Прочитайте эти строки. Какие же пороки "пощипал" Крылов в басне «Стрекоза и Муравей? Полезным ли для вас оказался урок? Чем? Нужно ли изучать басни? Чему они учат?

Слайд 10

« Синквейн » 1 . В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным). 2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными). 3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами. 4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме. 5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Слайд 11

Домашнее задание: -Выразительное чтение басни наизусть. -Подготовится к инсценировке басни.

Слайд 12

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения во 2 классе И.А.Крылов "Стрекоза и Муравей"

Конспект урока литературного чтения по басне Ивана Андреевича Крылова "Стрекоза и Муравей"...

Разработка урока по чтению во 2 классе. И.А.Крылов. "Стрекоза и муравей"

Разработка урока по чтению во 2 классе.  И.А.Крылов. "Стрекоза и муравей"...

Урок литературного чтения в 4 классе "И.А. Крылов "Стрекоза и муравей"

Тема: И. А. Крылов «Стрекоза и Муравей»Цели: -создавать условия для ознакомления с содержанием  басни;- формировать творческие способности детей, устную речь, расширять словарный запас.- способст...

Методическая разработка урока литературного чтения по теме "Басня И.А.Крылова "Стрекоза и Муравей" 3 класс УМК Гармония

Цель: создание условий для ознакомления учащихся с творчеством И.А.Крылова, с содержанием басни "Стрекоза и Муравей"Задачи:Предметные: познакомить учащихся с личностью Ивана Андреевича Крылова и его б...

Конспект урока литературного чтения в 3 классе "И.А.Крылов «Мартышка и Очки»"

Конспект урока литературного чтения в 3 классе "И.А.Крылов «Мартышка и Очки»"...

Урок литературного чтения во 2 классе И.А. Крылов "Стрекоза и Муравей"

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС. Урок интересный, динамичный, содержит большое количество развивающего материала и будет полезен учителям начальных классов....