Конспект урока литературного чтения в 3 классе "И.А.Крылов «Мартышка и Очки»"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Конспект урока литературного чтения в 3 классе "И.А.Крылов «Мартышка и Очки»"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_martyshka_i_ochki.docx19.53 КБ
Файл prezentatsiya_0.pptx797.73 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: И.А.Крылов «Мартышка и Очки»

Тип урока: изучение нового материала.

Цель:

  • Познакомить учащихся с новой басней И.А.Крылова

«Мартышка и очки»

Задачи:

Образовательные:

  • Помочь вспомнить басни, прочитанные ранее;
  • Познакомить учащихся с новой басней И.А.Крылова

«Мартышка и очки»

  • Дать представление о характерных признаках басни;
  • Находить мораль в произведении;

Развивающие:

  • Развивать навыки беглого, выразительного чтения;
  • Развивать память внимание, речь учащихся;
  • Формировать умение определять басню, как жанр литературы по характерным признакам;
  • Обогащать словарный запас учащихся;
  • Продолжить развитие мыслительных операций (классификация, обобщение, сравнение), воображения, памяти, фантазии;

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к чтению;
  • Воспитывать чувство коллективизма, товарищества, взаимовыручки;

Оборудование:

  • Портрет И.А.Крылова;
  • Иллюстрация к басне «Мартышка и очки»;

Ход урока:

I.Организационный момент. (2 мин)

Психологический настрой

Ну – ка проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ли на месте,

Всё ли в порядке –

Ручка, книжки и тетрадка?

Учитель просит детей сесть за столы.

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь отметку «5».

II. Проверка домашнего задания. (5 мин)

- Что было задано на дом?

(подготовить рассказ об И.А.Крылове)

  1. Выступление детей

III. Постановка цели. Актуализация знаний. (5 мин)

Цели:

- продолжить развитие мыслительных операций (классификация, обобщение, сравнение), воображения, памяти, фантазии;

- помочь вспомнить басни, прочитанные ранее;

- На доске зашифрованы названия литературных жанров. Расшифруйте их и определите, с каким из них мы ещё не встречались в этом году?

(ЛИНАЫБ, КЗАСАК, ХОТИСВОРТЕЕНИ, АСНЯБ, ГАЗАДАК)

(Былина, сказка, стихотворение, басня, загадка)

- Какие  басни вы уже читали в прошлом году? ( Лебедь, рак и щука. Стрекоза и муравей)

Постановка учебной задачи урока

- Сегодня мы обратимся к жанру басни

- Мы должны выяснить, какие характерные признаки есть у басни?

- Чем она отличается от рассказа, сказки, стихотворения?

    СЛАЙД  -Разгадайте фамилию, имя и отчество  писателя, чью басню мы сегодня будем читат.

- Можете ли вы прочитать наизусть?

- Сегодня мы познакомимся ещё с одной басней И.А.Крылова

- А чтобы узнать о ком она, найдите лишнее животное в этой группе и объясните, по какому признаку вы его выделили:

  СЛАЙД   Собака, кошка, мартышка, корова, овца, коза.

- Правильно, сегодня мы с вами познакомимся с басней И.А.Крылова «Мартышка и очки», а познакомиться с басней Крылова – значит стать умнее, узнать что – то новое, важное о себе и людях.

- Почему слова «Очки» и «Мартышка» написаны с большой буквы?

(это герои басни)

IV. Изучение нового материала. (10 мин)

Цель:

- Ребята, А.С.Пушкин очень любил басни И.А.Крылова и называл его «истинно народным поэтом».

- Посмотрите на портрет И.А.Крылова. СЛАЙД

- Каким он вам представляется по характеру?

(добрый, умный и т. д.)

- Да, ребята, мы видим открытое лицо , добрые и проницательные глаза мудрого человека.

- Родился И.А.Крылов в Москве 13 февраля 1768 года. Отец его был военным, а мать была неграмотной женщиной. Образованию будущего баснописца уделялось много внимания. Но уже в 10 лет И.А.Крылов остался без отца и пошёл работать в магистрат, переписывать бумаги. Ещё через 4 года семья Крыловых переезжает в Петербург. Иван Андреевич уже в это время начинает писать стихи, пьесы, но они не имели успеха. Трижды Крылов издавал свои собственные журналы в период с 1789 по 1793 год. Но они закрывались властями. Иван Андреевич становится домашним учителем детей князя Голицына и его личным секретарём. После Крылов работал в Публичной библиотеке в Петербурге, занимается литературной деятельностью. К нему приходит успех и признание, карьера его развивается успешно, он получает различные награды. В Публичной библиотеке Крылов проработал до 1844 года (До 73 лет!). вышел в отставку, переехал жить на Васильевский остров. Умер И.А.Крылов 21 ноября 1844года, в зените славы, дожив до глубокой старости.

- Прежде чем познакомиться с новой басней, давайте вспомним, что же такое басня?  ( ответы детей….СЛАЙД)

- Басня – небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей – хитрость, ложь, лесть, жадность, глупость и др.

В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаём людей. Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.

- Чтобы текст басни нам был понятен, определим значение некоторых слов:

1.Словарно – лексическая работа.

  1. МАРТЫШКА — маленькая обезьянка
  2. ДЮЖИНА — 12
  3. ПОЛДЮЖИНЫ — 6
  4. ТЕМЯ — верхняя часть головы
  5. НАНИЖАЕТ — оденет подряд на нитку, проволоку 
  6. К ХУДУ КЛОНИТ — к плохому клонит
  7. ПОЗНАТНЕЙ — знать — в буржуазно-дворянском обществе: высший слой привилегированного класса                
  8. НЕВЕЖДА — необразованный, несведущий человек

НЕВЕЖА — грубый невоспитанный человек

2.Прогнозирование содержания.

- Можно ли по названию определить, о чём будет произведение?

- Как вы думаете, какой будет мораль басни?

- Сформулируйте её своими словами.

VI. Физкультминутка. (1 мин)

Рано утром на полянке

Так резвились обезьянки:

Левой ножкой: топ, топ!

Правой ножкой: топ, топ!

Руки вверх, вверх, вверх!

Кто поднимет выше всех?

Все присели, снова встали

Вы резвиться не устали?

V. Знакомство с басней «Мартышка и Очки». (2 мин)

1.Чтение басни учителем. (СЛАЙД)

- Понравилась ли вам басня?

- Что заставило вас улыбнуться?

VI . Закрепление изученного. (5 мин)

1.Чтение басни учениками.(УЧЕБНИК)

- Смогли ли мы предугадать её содержание?

- Найдите в учебнике иллюстрацию, которая соответствует данному эпизоду басни.

- Почему именно этот эпизод изображён?

- Чем он важен?

- Похоже ли её поведение на поступки людей?

2.Выборочное чтение.

- Прочитайте мораль басни «Мартышка и Очки».

???? - Подтвердите примерами, что мораль этой басни важна и в наши дни.

-Прочитайте выразительно те строки, в которых рассказывается о примерке очков.

- Какие слова помогают нам понять, что Мартышка не знает, как использовать очки?

- Как вы понимаете выражение «тьфу пропасть»?

- Почему предложение «Тьфу пропасть!» восклицательное?

- Как бы вы прочитали это предложение: с радостью, огорчением, досадой?

- Как вы понимаете строки «О камень так хватила их, что только брызги засверкали»?

- Почему Мартышка решила, что люди её обманули?

- В чём комичность ситуации описанной в басне?

Выразительное чтение басни по ролям.

VII. Итог урока. (2 мин)

- Кто такой И.А.Крылов?

- С какой басней познакомились?

- Кто главный герой басни?

- Каких ещё животных наделил И.А.Крылов человеческими качествами в своих баснях?

VIII. Домашнее задание. (1 мин)

- Выучить басню наизусть.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ваня - Ваня простота Купил лошадь без хвоста. Сел задом наперед И поехал в огород ЛИНАЫБ, КЗАСАК, ХОТИСВОРТЕЕНИ, АСНЯБ, ГАЗАДАК БЫЛИНА, СКАЗКА, СТИХОТВОРЕНИЕ, БАСНЯ, ЗАГАДКА

Слайд 2

Расшифруйте 1 2 3 4 5 6 5 А Б В Г Д Е 4 Ж З И Й К Л 3 М Н О П Р С 2 Т У Ф Х Ц Ч 1 Ш Щ Ы Э Ю Я 3,4; 3,5; 1,5; 2,3 1,5; 2,3; 5,5; 5,3; 6,5; 6,5: 3,5; 3,4; 6,2 5,4; 5,3; 3,1; 6,4; 3,3; 3,5

Слайд 3

Иван Андреевич Крылов

Слайд 4

1) Узнать, … 2) Учиться понимать … 3) Для чего мы читаем басни И. А. Крылова? СОБАКА, КОШКА, МАРТЫШКА, КОРОВА, ОВЦА, КОЗА Тема урока: «И. А. Крылов «Мартышка и очки»

Слайд 5

Что такое басня? Басня – это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются недостатки людей. В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаём людей; Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.

Слайд 6

____________ К несчастью, то ж бывает у людей: Как ни полезна вещь,- цены не зная ей, Невежда про нее свой толк всё к худу клонит; А ежели невежда познатней, То он её ещё и гонит.

Слайд 8

Урок был для меня: интересный, сложный, увлекательный, непонятный, познавательный, трудный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения Тема. И. А. Крылов «Мартышка и Очки»

Тема. И. А. Крылов «Мартышка и Очки»Цель. Ознакомление учащихся с жизнью и творчеством И. А. Крылова, расширение читательского кругозора детей.Задачи: Научить определять басню как жанр литератур...

Поурочная разработка по литературному чтению по теме: Басни Крылова "Мартышка и очки"

Тема: Басни И.А. Крылова. Басня «Мартышка и очки». Цели:Познакомить детей с творчеством И.А. Крылова на примере басни «Мартышка и очки»;Совершенствовать навыки правильного, осознанного, выр...

Урок литературного чтения Тема. И. А. Крылов «Мартышка и Очки» 3 класс

                              Урок литературного чтения Тема. И. А. Крылов «Мартышка и Очки» 3 класс...

Методическая разработка урока литературного чтения 3 класс И. Крылов "Ворона и лисица"

Урок разработан по программе "Перспективная начальная школа" . Урок литературного чтения в 3 классе. На уроке используется презентация к басни И . Крылова "Ворона и Лисица"....

Урок литературного чтения Тема. И. А. Крылов «Мартышка и Очки»

Цели: ознакомление учащихся с жизнью и творчеством И. А. Крылова ; расширение читательского кругозора детей ; воспитание культуры поведения.Планируемые результаты: Дети  научатся определять ...

Конспект урока Литературного чтения в 3-м классе по теме "И.А. Крылов Мартышка и очки. Наизусть. УМК: «Школа России» Лебеденко Олеся Григорьевна, учитель начальных классов. Тема урока: И.А.Крылов «Мартышка и очки. Наизусть ».

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель: продолжить знакомство с творчеством И.А. Крылова;выявить приём И.А. Крылова для высмеивания людских пороков. Задачи:Образовательные:...