Урок литературного чтения во 2 классе И.А. Крылов "Стрекоза и Муравей"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Захарова Ирина Сергеевна

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС. Урок интересный, динамичный, содержит большое количество развивающего материала и будет полезен учителям начальных классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема : И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей»


Цели урока: познакомить детей с новой басней И. А. Крылова, закреплять умение работать с текстом басни, продолжить формирование навыков выразительного чтения

 Образовательная:

- формировать общеучебные умения различать речь автора и героев басни, находить мораль басни, подбирать пословицы.

- формировать навык чтения по ролям

Развивающая:

- развивать правильную и выразительную речь, умение слушать, анализировать, сравнивать

Воспитательная:

- воспитывать интерес к чтению басни, уважение к труду, способность сопереживать, сострадать

Задачи:

- учить чтению по ролям

- учить различать речь автора и героев басни, находить мораль басни, объяснять смысл пословиц

- учить правильной и выразительной речи, умению слушать, анализировать, сравнивать

-обогащать словарный запас

Планируемые результаты:

Предметные:

- знать басни И.А. Крылова;

- характеризовать героев басни;

- определять мораль басни;

- читать по ролям

Метапредметные:

Познавательные

- определять структурные элементы басни;

- слушать, анализировать, сравнивать

Регулятивные

- определять цель

- работать по плану, работать в парах

- оценивать степень успешности достижения цели по критериям

Коммуникативные

- участвовать в диалоге

Личностные:
- осознавать, что басня высмеивает пороки человеческого общества;

- отмечать поступки, которые нельзя однозначно оценить как хорошие или плохие

 
Тип урока: открытие новых знаний

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку, карточки для работы в парах, маски для инсценировки басни.

Ход урока

Организационный момент.

Прозвенел у нас звонок, начинается урок.

Давайте прочитаем девиз нашего урока:

«Мало уметь читать -надо уметь думать.»

Этим мы и будем сейчас заниматься.

Повернитесь к гостям, поздоровайтесь, улыбнитесь. Мы готовы начинать урок. Садитесь.

Проверка д/з.

Ребята, что мы изучали на прошлом уроке? ( Басню И.А. Крылова Лебедь, Рак и Щука)

-Кто герои этой басни?  ( Лебедь, Рак и Щука)

Назовите мораль басни? (  Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука.)

-Почему героям не удалось сдвинуть воз с места? (не умеют договариваться, прежде чем выполнять какую-то работу, следует хорошо продумать, как ее делать.)

-Ребята, случайно ли автор делает героями своей басни таких разных животных? ( Нет , не случайно, автор показывает, что люди, не имеющие общей цели, никогда не придут к согласию. Лебедь- птица, поэтому тянет в облака, щука – рыба, поэтому тянет в воду, а рак – вообще пятится назад, как и люди, которые не могут между собой договориться)

- Чтение наизусть

Сегодня мы продолжим работать с произведениями, которые содержат юмор, но не пустой, а несущий глубокий смысл.


Актуализация знаний. 

- Какому жанру соответствуют следующие признаки: мораль, стихотворная форма, краткость? ( басня)

- Попробуйте дать определение: что такое басня? (Басня – это небольшое произведение с нравоучительным содержанием в стихах или прозе, героями которого являются люди, животные или различные предметы. Авторов басен называют баснописцами)

-Что такое мораль басни?( это нравоучение, совет. )

-Где может располагаться мораль? ( в начале или в конце басни)

- Из каких частей состоит басня? (Басня состоит из двух частей: случай из жизни и мораль)

-С каким автором, писавшим басни, вы познакомились на прошлом уроке?( И.А. Крылов)

- Что вы знаете об Иване Андреевиче Крылове?( рассказ детей)

   Иван Андреевич Крылов родился в Москве в семье офицера. Семья была бедной, и Ваня Крылов не мог получить хорошего образования, грамоте его выучил отец.

Когда  Ивану  Крылову  было  десять  лет, умер  отец. Забота  о  матери  и  брате  легла  на  плечи  Ивана  Андреевича Крылова. Ему  пришлось  поступить  на  работу  в  суд. Он переписывал бумаги, разносил  пакеты  с  документами.

И.А. Крылов много читал. Он самостоятельно выучил французский, итальянский  и греческий  языки. Его усиленные самостоятельные занятия дали необыкновенный результат: когда он стал взрослым, его  считали  одним  из  самых  образованных  людей  России.

Иван  Андреевич  Крылов  прожил  долгую жизнь и умер  в  возрасте  семидесяти  пяти  лет.

Более двухсот басен было создано Иваном Андреевичем Крыловым. В  1855  году  в  Летнем  саду  Петербурга  был  установлен  памятник  великому  баснописцу. Крылов изображён сидящим в кресле, а рядом с ним, чуть ниже, фигурки героев его басен.

Постановка учебной задачи. Формулирование проблемы


- Сегодня мы с вами познакомимся еще  с одной из басен Крылова.

А кто герои этой басни, вы узнаете, отгадав загадки:

Без работы хоть убей,                              
Жить не может (муравей. )

Над лугом, где пасутся козы,
На крыльях прозрачных порхают (стрекозы.)

Итак, название басни, с которой мы познакомимся,  это …(«Стрекоза и Муравей»)

- Прежде чем мы продолжим, попробуйте определить задачи урока, используя «слова – помощники»: познакомимся, узнаем, научимся читать.

Познакомимся с басней И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей»

Научимся читать ее выразительно

Узнаем мораль басни


-Ульяна и Андрей подготовили сообщение об этих насекомых. Послушайте их внимательно.

  Муравей – я живу в муравейнике. Внутри него вечно копошатся сотни, тысячи муравьев. Все они усердно трудятся: кто-то тащит веточку, кто-то торопится на поиски пищи. Мы удивляем людей своим трудолюбием. Каждый из муравьёв может перенести груз в несколько раз тяжелее себя.

Стрекоза  -я отношусь к самым необычным насекомым. В яркие солнечные дни я летаю, порхаю, охочусь за комарами, мухами, мошками. Люди мной любуются, восхищаются. После бабочек я занимаю второе место по красоте. Не возможно не любить меня!

-Давайте определим главные качества насекомых: у муравья – трудолюбие, а у стрекозы – красота. Запомните их, они нам еще пригодятся.

Изучение нового материала.

-Откройте учебники на странице 106.

Работа над басней "Стрекоза и Муравей"

1) Первичное восприятие текста (аудиозапись)

- Сейчас я приглашаю вас на сеанс воображения. Послушайте и представьте картины по данной басне. А прочитает её профессиональный актёр. Слушайте  внимательно,  какие-то  слова,  возможно,  вам  покажутся  непонятными.  После попробуем объяснить их значение.

Словарная работа.

-Какие незнакомые слова встретились в басне?

- Попрыгунья - та, кто все время вертится, прыгает, не сидит на месте (девочка, которая всё время вертится, прыгает, не сидит на месте);

Лето красное - тёплое, красивое, солнечное;

Оглянуться не успела - прошло очень быстро;

Зима катит в глаза - неожиданно наступила зима (для стрекозы, муравей её ждал);

Помертвело чисто поле – опустело;

Как под каждым ей листком

Был готов и стол и дом. - везде могла найти пропитание и место для отдыха;

Нужда – недостаток в чем-либо, бедность;

И кому же в ум пойдёт - никто даже и не подумает;

Удручена - огорчена;

Кум – крёстный отец по отношению к родителям крестника и к крёстной матери;

До вешних только дней – до весны;

Кумушка – крёстная мать по отношению к родителям крестника и крёстному отцу;

Мурава – трава;

Голову вскружило - обо всём забыла.

Анализ басни

- Какие чувства у вас вызвала Стрекоза? Вам жалко Стрекозу?

- Как вы думаете правильно ли поступил Муравей, что не пустил Стрекозу?

- Найдите описание того, как Стрекоза жила летом. Прочитайте.

( Лето красное пропела;…»

 «…Как по каждым её листком

Был готов и стол и дом…»

«… До того ль, голубчик, было?

В мягких муравах у нас

Песни, резвость всякий час,

Так, что голову вскружило.»…»)

Т.е. она жила беззаботно, весело проводила время, не думала о будущем.

- Как изменилась жизнь Стрекозы, с наступлением зимы? Прочитайте.

(«…Как зима катит в глаза

Помертвело чисто поле;

Нет уж дней тех светлых боле,

Как под каждым ей листком

Был готов и стол и дом.

Всё прошло: с зимой холодной

Нужда, голод настаёт;

Стрекоза уж не поёт:

И кому же в ум пойдёт

На желудок петь голодный!

Злой тоской удручена

К Муравью ползёт она…»)

- Почему за помощью Стрекоза пошла к Муравью?( - Потому что Муравей и Стрекоза родственники – кумовья, а еще муравей труженик, он подготовился к зиме)

- С какой просьбой она обратилась к Муравью? (Стрекоза обратилась к Муравью с просьбой приютить её до весны, прокормить и обогреть)

- Чем закончился их разговор?- ( Муравей отказался приютить Стрекозу.)

 Почему?- (Потому что Стрекоза все лето пела и плясала, когда надо было готовиться к зиме.)

- Какой человеческий недостаток высмеивается в басне?( лень, легкомыслие, праздность, т.е. бесцельная жизнь, безделье, беспечность, нежелание думать о завтрашнем дне

- Какова же мораль этой басни? В чьих словах она выражена? ( Она выражена в словах Муравья: «Ты все пела? Это дело, так поди же попляши!»

Как вы понимаете эти слова? ( Ты отдыхала, весело проводила время, ну и отдыхай дальше)

-Какие пословицы выражают главную мысль басни? Соберите пословицы, выберите ту, которая подходит к нашей басне.

Пословицы.

1) Поспешишь …                 …один отрежь.

2) Семь раз примерь…        …потехе час.

3) Делу время…                  ….людей насмешишь.

Делу время – потехе час. Докажите!

Кто из героев  вам понравился больше и почему?

-Как в  басне Крылов называет Стрекозу? Почему?

- Какими вы их представляете?

Работа в парах

У вас лежат конверты. В конвертах характеристики героев. Подчеркните красным цветом слова, которыми вы могли бы охарактеризовать Стрекозу, а зеленым – Муравья.

Ленивая, усердный, бездельница, труженик, нерадивая, трудолюбивый, избалованная, упорный, работящий, слабовольная.

Закрепление  изученного  материала.

1) Подготовка к чтению по ролям. Самостоятельное чтение.

 -Прочитайте текст самостоятельно, подумайте, сколько действующих лиц в басне?      -Как надо читать этот текст по ролям? Обратите внимание, на письме речь берется в кавычки. Кавычки открываются – начинается речь. Кавычки закрываются – речь заканчивается.      

2) Чтение по ролям.

- Сколько действующих  лиц в басне? 3 -автор, Стрекоза, Муравей)

3) Инсценирование  басни

Итог урока

- С каким произведением мы сегодня познакомились?

- Что такое басня?

- Какая мораль в басне?

- Какие человеческие недостатки высмеиваются в басне?

- Как бы вы поступили на месте Муравья?

Ребята, а как вы думаете каких людей на свете больше, таких как Стрекоза, или таких как Муравей?

Давайте дадим совет молодым стрекозам, чтобы они не оказались на месте Стрекозы!( быть ответственным и заранее думать о жилье и пище, меньше отдыхать, больше работать, не быть легкомысленной и беззаботной)

Молодцы! Урок окончен!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Иван Андреевич Крылов «Стрекоза и Муравей»

Слайд 2

Без работы хоть убей, Жить не может… Над лугом, где пасутся козы, На крыльях прозрачных порхают… 1

Слайд 3

Иван Андреевич Крылов «Стрекоза и Муравей» 2

Слайд 4

Слова для справок : мораль басни, с басней И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей» читать её выразительно. Цели урока: Познакомимся Научимся Узнаем с басней И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей» читать ее выразительно мораль басни 3

Слайд 5

4

Слайд 6

Словарная работа Оглянуться не успела прошло очень быстро Зима катит в глаза неожиданно наступила зима Помертвело чисто поле опустело, урожай собран, насекомые спрятались Как под каждым ей листком Был готов и стол и дом везде могла найти себе пищу и место для отдыха Нужда недостаток в чем-либо, бедность; И кому же в ум пойдёт никто даже и не подумает 5 огорчена Удручена

Слайд 7

Соберите пословицы, выберите ту, которая подходит к басне. Поспешишь Делу время Семь раз примерь потехе час. один раз отрежь. людей насмешишь. 6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения "Басня И.А.Крылова "Стрекоза и муравей"

Разработка урока по теме «Басня И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей»»  разработан для учителей, работающих в начальных классах повышенного уровня. Данный материал поможет организовать работу д...

Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."

Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...

Конспект урока литературного чтения 3 класс "Произведения русских баснописцев. И.А.Крылов «Стрекоза и муравей"

Автор:                 Калиева Жания Аяповна, учитель начальных классовТема, класс: ...

ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.

Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение

Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...