Технологическая карта урока литературного чтения "Басни. Русские баснописцы" 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс)
"Басни. Русские баснописцы".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_basni.russkie_basnopistsy.docx | 30.85 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет | Литературное чтение |
Класс | 4 |
Тема урока | «Басни. Русские баснописцы» |
Цели деятельности педагога | Обобщить знания детей о басне и русских баснописцах, учить самостоятельно делать выводы. |
Тип урока | Урок методологической направленности (урок обобщения и систематизации знаний) |
Планируемые образовательные результаты | Личностные: развивать умение четко и слаженно работать в группе, осуществлять самоконтроль, привитие интереса к чтению классической литературы. Предметные: понимание ключевых проблем произведения, умение анализировать литературное произведение формировать тему, идею, владение литературоведческой терминологией; формирование собственного отношения произведения; понимание авторской позиции. Метапредметные: развитие речи и творческого мышления обучающихся, формирование умения взаимодействовать в коллективной деятельности, развитие таких навыков обучающихся, как выразительное чтение и умение строить собственное устное высказывание. |
Методы и формы обучения | Игровые методы оценивания; проблемное обучение; наблюдение; самооценка. |
Образовательные ресурсы | http://lib.ru/LITRA/KRYLOW/basni.txt http://hobbitaniya.ru/krilov/krilov.php
|
Оборудование | Компьютер, проектор, книги с баснями для выставки, рисунки учащихся, портреты баснописцев. |
Демонстрационный материал | Презентация, подготовленная учителем. |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Организационный момент. | Прозвенел звонок Начинается урок. Нам надо многое понять, Чтоб читателями стать. Улыбнитесь соседу слева, улыбнитесь соседу справа. Подняли глазки на меня. Начинаем наш урок. | Настраиваются на работу | Коммуникативные: учатся слушать и понимать учителя Личностные: формирование умения организовывать свою деятельность Регулятивные: способность к саморегуляции |
Актуализация знаний | Определите, о каком жанре произведения пойдёт речь на сегодняшнем уроке. Это небольшое произведение с нравоучительным содержанием в стихах или прозе, героями которого являются люди ,животные или различные предметы. Как называют авторов басен? Каких баснописцев вы знаете? Что осуждают и высмеивают баснописцы? Что такое ирония? Всякая басня содержит мораль. Что это такое? | Басня. Баснописцами. Они высмеивают глупость, зазнайство, грубость, жадность, хитрость, упрямство, лицемерие. Авторы говорят о своих героях с усмешкой, с легким юмором или иронией. Ирония – тонкая, скрытая насмешка. Мораль басни – это нравоучение, выраженное в краткой форме | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Коммуникативные: отвечают на вопросы. Познавательные: извлекают необходимую информацию. |
Постановка проблемы. Постановка учебной задачи. | Определите тему сегодняшнего урока. Сегодня мы выясним, насколько хорошо вы знаете басни и их героев, умеете определять мораль басни. - Почему басни называют нравоучительными? А как вы думаете актуальна ли басня в наши дни? | Определяют тему урока. Ставят учебные задачи. ( Повторить литературоведческие понятия, вспомнить русских баснописцев и их басни) | Регулятивные: прогнозируют предстоящую работу (составлять план). Коммуникативные: развиваем умение слушать и понимать других. Личностные: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Познавательные: На основе анализа объектов делать выводы. |
Работа по теме урока. | 1) Работа в группах. - Я приготовила задание для каждой команды (в конвертах на карточках). а) Прогнозирование по ключевым словам, иллюстрациям. Дети по очереди читают строки из басни, называют басню и объясняют смысл. 1) Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдёт… 2) Сыр выпал, с ним была плутовка такова… 3) Как ни полезна вещь, - цены не зная ей, Так поди же, попляши 5) У сильного всегда бессильный виноват.
в) Как в баснях используют аллегорию в образах животных. 2) Образ Волка – 3) Образ Осла – 4) Образ Муравья – 5) Образ Стрекозы - | а). («Лебедь, Рак да Щука» Если они друзья, то всё надо делать дружно. Автор сожалеет, что в товарищах согласья нет. Когда делают дело, а между героями идёт раздор, то в итоге ничего не получится) 2.(«Ворона и лисица» Лиса получила то, что хотела, благодаря своей хитрости) 3. («Мартышка и очки» Надо знать применение вещам, не быть глупцом, невеждой). 4.(«Стрекоза и муравей» Здесь показана беспечность, бездушие муравья и беззаботность Стрекозы) 5.(«Волк и Ягнёнок» В этой басне показана безжалостность, беспощадность, жестокость сильных по натуре и робость слабых) б) Подбирают синонимы к словам, выражениям, исходя из смысла басен. в) 1) Льстивость и хитрость -в образе Лисы. 2) Грубость и жадность- в образе Волка. 3) Глупость и упрямство- в образе Осла. 4)Трудолюбие и старательность - в образе Муравья. 5) Легкомыслие в образе Стрекозы. | Регулятивные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (легко или сложно); Умение оценивать правильность выполнения действия; Познавательные: Систематизация полученных знаний и умений Коммуникативные: развиваем умение слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной форме. |
Физминутка. | Нёс однажды Муравей, 2 травинки для дверей. На полянке под кустом Муравьишка строит дом. Лишь снежок запорошит Стрекоза к нему спешит. -Ты, кума не торопись, А за дело-ка возьмись, 1,2,3,4,5- начинаем приседать. - Героев, какой басни вы узнали? Молодцы! | Выполняют движения | |
Включение в систему знаний и повторение. | 1. Просмотр анимационного фильма по басне И.А.Крылова «Кукушка и Петух» - Сей Предлагаю вам посмотреть отрывок из мультфильма по басне И.А.Крылова. Ваша задача – определить из какой басни взят фрагмент, сформулировать мораль. Просмотр. - Как называется басня? - Процитируйте слова, в которых заключена мораль басни. Кто помнит эти слова наизусть? 2.По фразе отгадайте басню, автора. - Все лето стрекоза в то только и жила, -Какие ещё басни этого автора знаете? - Осенью у муравьёв подмокла пшеница: они её сушили. (Л. Н. Толстого «Стрекоза и муравьи») - Чем отличаются басни Л. Н. Толстого? - Схватил её, перевернул, и верхняя ступенька -Внизу уж очутилась. (А.. Е. Измайлов «Лестница») - Назовите мораль. Какие ещё басни этого автора знаете? - А та, поднявши нос, В ответ ей говорит: говорит: «Откуда? – мы пахали!» (И. И. Дмитриев «Муха») - Какие ещё басни этого автора знаете? | Определяют название басни, формулируют мораль басни. | Коммуникативные: взаимодействие со сверстниками, умение вступать в диалог, владение монологической и диалогической формой речи. Познавательные: систематизация, сопоставление, обобщение, сравнение, анализ. |
Самостоятельная работа с самопроверкой. | Р.т. с Кроссворд «По страницам басен»
| Разгадывают кроссворд «По страницам басен» Проверяют. Взаимопроверка (проверка по слайду) | Коммуникативные: умение результативно мыслить и работать с информацией |
Рефлексия деятельности. | Подведём итог. Достигли мы задач урока? - В чём же сила басен? - Что высмеивают басни? Басня актуальна и сегодня.
Просигнализируйте смайликом ваше настроение, с которым вы уходите с урока. Сообщает домашнее задание. | Басня подчёркивает, что величие человека в его достоинствах. Недостатки людей, жадность, клевету, малодушие, тщеславие, лживость, лесть, лицемерие. | Познавательные: приобретать умение мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: учащиеся оценивают свою работу. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока «Литературное чтение» в 3 классе по теме «Сказка – ложь, да в ней намек…» (Русская сказка «Кот и лиса») Количество уроков в теме – 2 часа.
1. Предметная: Знакомство с жанром « сказка», признаками сказки. Умение искать скрытый смысл. Работа с архаизмами. Уметь извлекать информацию из текста, иллюстраций, поль...
Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: "Стихи о детях и для детей А.Барто, С.Михалкова, С.Маршака" Русские народные сказки о зиме "Два Мороза".
Технологическая карта урока литературного чтения по теме: "Стихи о детях и для детей А.Барто, С.Маршака, С Михалкова". Русские народные сказки о зиме .«Два мороза» во 2 «Б» классе . Учитель...
Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе. Тема : Русская народная сказка "Марья и ведьмы"
Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС....
Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе Тема урока: Мудростью богаты. Русские народные пословицы и поговорки.
Цель: развитие умения анализировать пословицы и поговорки. Планируемые результаты:Предметные: относить произведение к соответствующему жанру, определять основную мысль произведения, правильно упо...
Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе на тему:«Мальчик с пальчик» (русская народная сказка). УМК "Планета знаний"
Тема: «Мальчик с пальчик» (русская народная сказка). Стр. 52 -55Цель: Развивать внимание к многозначности слова и его значению в контексте; делить произведение на части и озаглавливать их; соотносить ...
Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме "Русская народная сказка "Два Мороза"", УМК "Школа России", соответствует ФГОС НОО ОВЗ
Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме "Русская народная сказка "Два Мороза"", УМК "Школа России", соответствует ФГОС...
Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе "Русская народная сказка «Сивка-бурка""
Цель: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Сивка-Бурка» и новым видом сказок, научить видеть заключеннуюв сказках народную мудрость; способствовать формированию умений определя...