Рабочая программа по учебному предмету "Литературное чтение"
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему
Рабочая программа по литтературному чтению,4 класс,школа 2100
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grosheva_rabochaya_programma_po_literaturnomu_chteniyu_4_klass.doc | 99.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Бутурлиновская основная общеобразовательная школа №4
Бутурлиновского муниципального района Воронежской области
«Рассмотрено» на заседании МО Руководитель МО _______________Глотова О.В. Протокол №1 от « » августа 2016 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР МКОУ Бутурлиновская ООШ №4 ________________ Химичева В.А. « » сентября 2016 г. | «Утверждаю» Директор МКОУ Бутурлиновская ООШ №4 ______________ Балакирева О.С. Приказ № от « » сентября 2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Литературное чтение»
класс 4 «В»
Количество часов: 102 (3 ч в неделю)
Учитель: Грошева Тамара Викторовна
2016-2017 год
Содержание
Введение
Раздел 1. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета, курса.
Раздел 2. Содержание учебного предмета.
Раздел 3. Календарно- тематическое планирование .
Приложения к рабочей программе
Приложение 1. Контрольно- измерительные материалы.
Приложение 2. Критерии оценивания по предмету.
Введение
Рабочая программа составлена на основе:
Примерной программы начального общего образования. В 2ч. Ч.1.- М.: Просвещение, 2011.( Стандарты второго поколения)
Авторской программы Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение 4 класс. //Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт.
Примерная основная образовательная программа. /Под науч. Ред. Д.И. Фельдштейна. – М. : Баласс, 2011, а также в соответствии с образовательной программой начального общего образования МКОУ Бутурлиновской ООШ №4.
Формирование функционально грамотных людей - одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию.
Раздел 2: Содержание учебного материала
«Литературное чтение»
в рамках УМК «Школа 2100» в 4 классе, 3 часа в неделю - 102 часа в год.
Тема урока | Коли-чество часов | Основное содержание темы | Тип урока/Формы организации учебных занятий | Предметные действия | УУД | |||||||||
Личностные | Познава- тельные | Регулятивные | Коммуника-тивные | |||||||||||
Раздел 1. Любимые книги (7 часов) | Введение. Пролог. Знакомство с учебником. Г.Сапгир « Сегодня, завтра и ивчера» | 1 | Основные темы: произведения о родине; о труде; о детях; о добре и зле; о приключениях | Урок-путешествие | Знать основное содержание изученных произведений, их авторов | Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой | Анализ и оценка содержания разворота учебника. Понимание и распознавание условных обозначений. Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов. | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию | Умение слушать и вступать в диалог. Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. | |||||
2 | Начало удивительных событий. Е. Велтистов «Приключения Электроника» | 1 | Произведения современной отечественной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Герои произведения. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний | Урок работы с новым текстом | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов | Формирование познавательных мотивов –интереса к новому. Формирование основ гражданской идентичности личности. | Поиск и выделение необходимой информации. Свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля. | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. Ориентация на позицию других людей, уважение иной точки зрения, отличной от собственной Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению |
| |||||
3 | Что может Электроник? Е. Велтистов «Приключения Электроника». | 1 | Произведения современной отечественной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. | Комбинированный урок | определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать текст; – читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); – читать осознанно текст художественного произведения «про себя» | Формирование основ гражданской идентичности личности. Сформированность познавательных мотивов-интереса к новому | Поиск и выделение необходимой информации. Свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля. | Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью нахождения отклонений и отличий от эталона. | Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. | |||||
4 | Ю. Мориц «Баллада о фокусах шоколада». | 1 | Урок работы с новым текстом | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений. | Сформированность познавательных мотивов-интереса к новому. | Поиск и выделение необходимой информации. Свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля. | Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью нахождения отклонений и отличий от эталона | Умение слушать и вступать в диалог. Понимание возможности разных оснований для оценки . | ||||||
5 | Обобщающий урок по разделу « Любимые книги» Проверочная работа № 1. | 1 | Жанры произведений. Понимание содержания литературного произведения | Урок обобщения и контроля изученного | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений. | Сформированность учебных мотивов. | Анализ объектов с целью выделения признаков, синтез – составление целого из частей | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению | Умение слушать учителя. | |||||
6 | Внеклассное чтение. Книги о ребятах-сверстниках. | 1 | Виды речевой деятельности: слушание, говорение. Постановка вопросов, устные ответы на них. Связный рассказ о произведении по плану, о своих впечатлениях. Выразительное чтение фрагментов | Урок - соревнование | Уметь: – определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст | Развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости | Поиск и выделение необходимой информации. Свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля. | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. | Умение слушать и вступать в диалог. уважение иной точки зрения, отличной от собственной | |||||
7 | Что такое детская литература? Р.Р. Сочинение о любимом писателе. | 1 | Связный рассказ о произведении по плану, о своих впечатлениях. Выразительное чтение фрагментов | Урок развития речи | Уметь описывать героев произведений, излагать последовательность развития событий. | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений | Анализ объектов с целью выделения признаков, синтез – составление целого из частей | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию | Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания | |||||
8 | Летопись. А. Пушкин «Борис Годунов» (отрывок). Н. Кончаловская «В монастырской келье узкой…» | 1 | Тема. Главная мысль текста. Цель его написания. Эмоциональная и стилистическая окрашенность | Урок ознакомления с новым материалом. | Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов | Сформированность познавательных мотивов-интерес к новому. | Свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля. Выбор оснований и критериев для сравнения,построение логической цепи рассуждений | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. | Уважение иной точки зрения. Умение аргументировать свое предложение, убеждать, уступать. | |||||
9 | «Повесть временных лет». « Расселение славян».Славяне и их просветители.Изобритение славянской азбуки. | 1 | Тема. Главная мысль текста. Цель его написания. Эмоциональная и стилистическая окрашенность | Урок ознакомления с новым материалом | составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – оценивать события, героев произведения; – читать стихотворные произведения наизусть | Сформированность познавательных мотивов-интерес к новому. | Свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля. | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. | Уважение иной точки зрения. Умение аргументировать свое предложение, убеждать, уступать. | |||||
10 | «Похвала книгам» Ярослава Мудрого. | 1 | Постановка вопросов и ответы по содержанию. Основная мысль | Урок работы с новым текстом | составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – оценивать события, героев произведения; | Сформированность познавательных мотивов. Интерес к способу решения | Смысловое чтение как осмысление цели чтения. Поиск и выделение необходимой информации | Волевая саморегуляция, как способность к волевому усилию. | Умение аргументировать свое предложение | |||||
11 | Поучение» Владимира Мономаха детям. | 1 | Постановка вопросов и ответы по содержанию. Основная мысль | Урок работы с новым текстом | Выделение морального содержания ситуации. Оценка действий с точки зрения соблюдения моральной нормы | Смысловое чтение как осмысление цели чтения. Поиск и выделение необходимой информации | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. | Уважение иной точки зрения. Умение обосновать собственное мнение. | ||||||
12 | Дмитрий Герасимов. О поселянине и медведице. | 1 | Различие жанров произведений: стихотворение | Урок работы с новым текстом | Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов | Выделение морального содержания ситуации. Оценка действий с точки зрения соблюдения моральной нормы | Смысловое чтение как осмысление цели чтения. Поиск и выделение необходимой информации | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. | Уважение иной точки зрения. Умение обосновать собственное мнение. | |||||
13 | Путешествие 1. XVII век. Справщик Савватий – первый детский поэт. | 1 | Выразительное чтение, использование интонаций | Урок работы с новым текстом | Уметь: – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – оценивать события, героев произведения; – читать стихотворные произведения | Сформированность познавательных мотивов. Интерес к способу решения . | Поиск и выделение необходимой информации. Выбор оснований для классификации | Внесение необходимых дополнений и корректив в способ действия при расхождении эталона и его продукта. | Умение слушать собеседника. Уважение иной точки зрения. Умение обосновать собственное мнение. | |||||
14 | Стихи Симеона Полоцкого и Кариона Истомина… | 1 | Эмоциональная и стилистическая окрашенность | Урок развития умений и навыков. | читать стихотворные произведения наизусть; – отличать древнерусские стихи от современных | Сформированность познавательных мотивов. Интерес к способу решения | Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. | Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению | Умение слушать собеседника | |||||
15 | Обобщение по разделу: «У истоков русской детской литературы». Проверочная работа №2. | 1 | Виды речевой деятельности: слушание, говорение. Постановка вопросов, устные ответы на них. | Урок контроля | названия ,основное содержание изученных произведений, их авторов. | Сформированность познавательных мотивов. Интерес к способу решения | Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. | Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению | Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. Уважение иной точки зрения. | |||||
16 | Внеклассное чтение. Книги о книгах. | 1 | Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений | Урок внеклассного чтения. | Уметь самостоятельно находить произведения на заданную тему. | Формирование основ гражданской идентичности личности | Синтез , восполнение недостающих копонентов | Контроль в форме сличения способа действия и его результата. | Умение слушать собеседника | |||||
17 | Путешествие 2 .Конец XVIII века. Усадьба Аксаковых | 1 | Понимание содержания прочитанного: тема, главная мысль, события, их последовательность | Урок - путешествие | названия, основное содержание изученных произведений, их авторов | Сформированность познавательных мотивов-интереса к новому | Осознанное построение речевого высказывания в устной форме. Построение логической цепи рассуждений | Планирование –определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата | Уважение иной точки зрения. Умение договариваться , находить общее решение. | |||||
18 | С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука» | 1 | Осознанное, правильное, выразительное чтение. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | Комбинированнный урок | оценивать события, героев произведения; – читать стихотворные произведения наизусть | Сформированность познавательных мотивов-интереса к новому. | Осознанное построение речевого высказывания в устной форме | Планирование –определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата | Уважение иной точки зрения | |||||
19 | А. Болотов «Жизнь и приключения Андрея Болотова | 1 | Понимание содержания произведения. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного | Урок работы с новым текстом | оценивать события, героев произведения; – читать стихотворные произведения наизусть | Сформированность познавательных мотивов-интереса к новому. | Поиск и выделение необходимой информации | Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. | Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. | |||||
20 | Статья Н. И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума» | 1 | Выразительное чтение, установление логических связей. Гуманизм Н. И. Новикова и его чувство социальной вины. | Урок работы с новым текстом | Знать: – о Н. И. Новикове как издателе, писателе, ученом; – отличие современных статей из детских журналов от изданий ранних периодов | Формирование основ гражданской идентичности личности | Поиск и выделение необходимой информации. Установление причинно-следственных связей. | Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. | Умение слушать собеседника | |||||
21 | Сочинение в стиле нравоучительной статьи.Детские стихи А.Шишкова | 1 | Различие жанров произведения: стихи, басни, рассказы. Понимание содержания произведения. Герои произведения. Декламация стихотворных произведений | Урок развития речи | Уметь: – выбирать смысловые слова, тему; – анализировать тему и содержание сочинения. Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов | Сформированность познавательных мотивов-интереса к новому | Осознанное построение речевого высказывания в письменной форме. Выбор оснований и критериев для сравнения. | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию | Умение слушать собеседника. Учет разных мнений и умение обосновать собственное | |||||
22 | Обобщающий урок. Зарождение, становление и развитие детской литературы XI–XVIII веков. Проверочная работа № 3 по теме «Зарождение, становление и развитие детской литературы | 1 | Жанры. Связный рассказ о прочитанном. | Урок обобщения и контроля изученного | Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов | Формирование основ гражданской идентичности личности. Сформированность познавательных мотивов-интереса к новому. | Свободная ориентация в текстах художественного стиля. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Построение логической цепи рассуждений. | Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью нахождения отклонений и отличий от эталона. | Умение слушать собеседника. Учет разных мнений и умение обосновать собственное. Эмоциональное позитивное отношение к процессу сотрудничества | |||||
23 | Внеклассное чтение. Писатели о себе (автобиографические книги) | 1 | Понимание содержания литературного произведения. Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний | Урок внеклассного чтения | Знать автобиографическую литературу (автобиографические книги писателей о себе). Уметь определять место книги в детстве писателей, ее роль в становлении личности | Сформированность познавательных мотивов-интереса к новому. | Осознанное построение речевого высказывания в письменной форме. Выдвижение гипотез и их обоснование. | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию | Развитие эмпатии и сопереживания (на примере текста). Развитие доброжелательности и доверия к людям. | |||||
Раздел 3. XIX век. Путешествие продолжается…( 29 часов) | ||||||||||||||
24 | Путешествие 3. Москва начала XIX века. И. А. Крылов «Слон и Моська» | 1 | Выразительное чтение. Жанр: басня. Биографические сведения об авторе. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения | Урок -путешествие | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; – определять тему и главную мысль произведения; | Сформированность учебных мотивов. Выделение морального содержания ситуации. | Выбор наиболее эффективных способов решения задач . Подведение под понятие, выведение следствий. Построение речевого высказывания в устной форме. | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. | Ориентация на позицию других людей , отличную от собственной. Учет разных мнений и умение обосновать собственное. | |||||
25 | И. А. Крылов «Квартет». Характерные особенности жанра басни. | 1 | Выразительное чтение. Формулирование вопросов и ответов. Использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Урок ознакомления с новым материалом | пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – читать стихотворные произведения наизусть. – различать жанры художественной литературы | Сформированность учебных мотивов. Выделение морального содержания ситуации. | Анализ объектов с целью выделения признаков. Выбор оснований и критериев для сравнения. | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. Контроль в форме сличения способа действия | Учет разных мнений и умение обосновать собственное. Ориентация на позицию других людей . | |||||
26 | Басни И. А. Крылова | 1 | Выразительное чтение. Формулирование вопросов и ответов. Использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Урок -соревнования | читать стихотворные произведения наизусть. – различать жанры художественной литературы | Сформированность учебных мотивов. Выделение морального содержания ситуации. | Анализ объектов с целью выделения признаков | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью нахождения отклонений и отличий от эталона. | Учет разных мнений и умение обосновать собственное. Ориентация на позицию других людей , отличную от собственной | |||||
27 | Путешествие 4. 1828 год. Первая русская литературная сказка. | 1 | Различие жанров произведений. Осознанное чтение | Урок -путешествие | определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; | Сформированность учебных мотивов. Выделение морального содержания ситуации. | Структурирование знаний. Определение основной и второстепенной информации. | Коррекция- внесение необходимых дополнений и изменений | Умение слушать собеседника. Ориентация на партнера по общени | |||||
28 | А. Погорельский «Черная курица» | 1 | Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Пересказ текста | Урок работы с новым текстом | Уметь: – характеризовать образ Алеши, составлять план пути проникновения в сказку; – составлять стилизованный план; – делать вывод | Сформированность учебных мотивов. Выделение морального содержания ситуации. | Структурирование знаний. Определение основной и второстепенной информации. Поиск и выделение необходимой информации. | Коррекция- внесение необходимых дополнений и изменений. Оценка- выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению. | Умение слушать собеседника. Ориентация на партнера по общению. Учет разных мнений и умение обосновать собственное | |||||
29 | А. Погорельский «Черная курица» | 1 | Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Пересказ текста | Урок развития умений и навыков | Уметь: – характеризовать образ Алеши, составлять план пути проникновения в сказку; – составлять стилизованный план; – делать вывод | Сформированность учебных мотивов. Выделение морального содержания ситуации. | Структурирование знаний. Определение основной и второстепенной информации | Коррекция- внесение необходимых дополнений и изменений | Учет разных мнений и умение обосновать собственное. | |||||
30 | Путешествие 5. Лето 1831 года. Как писать для детей. | 1 | Выдающиеся представители русской литературы: А. С. Пушкин, В. А. Жуковский | Урок - путешествие | Знать названия ,содержание изученных литературных произведений, их авторов | Сформированность учебных мотивов. Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств | Осознанное и произвольное построения речевого высказывания в устной форме. | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. | Умение слушать собеседника. Умение договариваться | |||||
31 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане». Сказочное и реальное в тексте сказки. | 1 | Понимание содержания литературного произведения | Урок работы с новым текстом | Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; – определять тему и главную мысль произведения; | Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой | Структурирование знаний. Свободная ориентация и восприятие текста художественного стиля | Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью нахождения отклонений и отличий от эталона. | Умение договариваться, находить общее решение. Умение аргументировать свое предложение, убеждать, уступать. | |||||
32 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане». Первое чудо и вторая встреча с отцом | 1 | Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Литературная сказка | Урок –театрализация | пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – читать стихотворные произведения наизусть | Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой | Структурирование знаний. Свободная ориентация и восприятие текста художественного стиля. Установление причинно-следственных связей. | Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью нахождения отклонений и отличий от эталона. | Умение слушать собеседника. Умение договариваться, находить общее решение. Умение аргументировать свое предложение, убеждать, уступать. | |||||
33 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане». В чем главный смысл сказки? | 1 | Устное изложение текста по плану. Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений | Урок -рефлексия | Находить ключевые слова текста. Составлять простой план текста самостоятельно. | Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой | Структурирование знаний. Свободная ориентация и восприятие текста художественного стиля. | Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью нахождения отклонений и отличий от эталона. | Умение аргументировать свое предложение, убеждать, уступать | |||||
34 | Внеклассное чтение. А. С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде» | 1 | Сюжет, герой-персонаж, его характер, поступки. Литературная сказка. | Урок-сказка . | Уметь высказывать оценочное суждение по прочитанному. | Интерес к способу решения и к общему способу действия | Структурирование знаний. Свободная ориентация и восприятие текста художественного стиля | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию | Умение слушать собеседника | |||||
35 | В. А. Жуковский «Спящая царевна» | 1 | Сюжет, герой-персонаж. Богатство языка. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного | Урок-путешествие в сказку. | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения «про себя | Развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям. | Выбор вида чтения в зависимости от цели. | Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества | |||||
36 | Литературные сказки. Обобщение. | 1 | Средства выразительности и сравнения, определения. Богатство языка | Проектная деятельность. | Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; – определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст | Сформированность познавательных мотивов-интереса к новому. | Анализ объектов с целью выделения признаков. Выбор оснований и критериев для сравнения | Планирование –определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата | Умение аргументировать свое предложение, убеждать, уступать | |||||
37 | В. Даль «Война грибов с ягодами» (русская народная сказка ) | 1 | Средства выразительности и сравнения, определения. Богатство языка | Урок работы с новым текстом | Делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – читать стихотворные произведения | Развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям. | Поиск и выделение необходимой информации | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию | Умение договариваться , находить общее решение . | |||||
38 | Как надо писать для детей? А. Ишимова «Славяне». | 1 | Средства выразительности и сравнения, определения. Богатство языка | Урок развития речи. | различать жанры художественной литературы. | Формирование основ гражданской идентичности личности. | Выдвижение гипотез. Построение логической цепи рассуждений | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. | Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу | |||||
39 | Обобщение по разделу 3 «XIX век. Путешествие продолжается» .. | 1 | Жанры. Главная мысль | Урок связной речи | Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов | Сформированность учебных мотивов. | Выбор наиболее эффективных способов решения задач. Рефлексия способов и условий действия | Коррекция- внесение необходимых дополнений и изменений. Оценка- выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению. | Умение слушать собеседника. Умение аргументировать свое предложение | |||||
40 | Проверочная работа № 4 по разделу «XIX век. Путешествие продолжается». | 1 | Жанры. Главная мысль | Урок контроля | Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов | Сформированность учебных мотивов. | Выбор наиболее эффективных способов решения задач. Рефлексия способов и условий действия | Коррекция- внесение необходимых дополнений и изменений. | Умение слушать собеседника. Умение аргументировать свое предложение | |||||
41 | Внеклассное чтение. «Вчера и сегодня». (Книги о родном городе, его прошлом и настоящем или литературные сказки писателей XIX века) | 1 | Литературная сказка. Библиографические сведения (автор, титульный лист, аннотация | Урок внеклассного чтения | Уметь высказывать своё отношение к прочитанному. | Интерес к способу решения и к общему способу действия. Развитие доброжелательности , доверия , внимательности к людям. | Структурирование знаний. Свободная ориентация и восприятие текста художественного стиля. | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию | Умение слушать собеседника. Умение аргументировать свое предложение, убеждать, уступать | |||||
42 | Путешествие 6. Мир природы приходит на страницы книг. | 1 | Средства выразительности и описание. Понимание содержания литературного произведения | Урок - путешествие | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов | Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. | Свободная ориентация и восприятие текста художественного стиля | Оценка- выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению. | Умение слушать собеседника. | |||||
43 | Картины природы в книге С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука» | 1 | Средства выразительности и описание. Понимание содержания литературного произведения | Урок работы с новым тексто | Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; – определять тему и главную мысль | Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. | Свободная ориентация и восприятие текста художественного стиля. Выдвижение гипотез и их обоснование. | Оценка- выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению. | Умение аргументировать свое предложение, убеждать, уступать. Умение слушать собеседника. | |||||
44 | Поэты XIX века о природе. Стихи А. Толстого, А. Плещеева.Ф Тютчева,А.Майкова | 1 | Тема стихотворения. Средства выразительности. Выразительное чтение | Урок работы с новым текстом | пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; | Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств | Выбор оснований и критериев для сравнения. Свободная ориентация и восприятие текста художественного стиля. | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. | Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта | |||||
45 | Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». Картины русской природы в стихотворении | 1 | Виды текстов: описание, повествование. Герой-персонаж, его поступки, характер | Урок работы с новым текстом | читать стихотворные произведения наизусть; – различать жанры художественной литературы | Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств | Выбор вида чтения в зависимости от цели. Выдвижение гипотез и их обоснование. | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. | Умение аргументировать свое предложение, убеждать | |||||
46 | Путешествие 7. Школа Л. Н. Толстого в Ясной Поляне. «Какая бывает роса на траве» ; «Два брата» | 1 | Жанры: сказка, описание, рассказ | Урок работы с новым текстом | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов | Интерес к способу решения и общему способу действия. | Поиск и выделение необходимой информации. Выдвижение гипотез и их обоснование | Коррекция- внесение необходимых дополнений и изменений. | Умение аргументировать свое предложение, убеждать, уступать | |||||
47 | Практикум «Учусь читать художественную прозу» | 1 | Урок-практикум | делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – читать стихотворные | ||||||||||
48 | К. Д. Ушинский «Столица и губернский город». Сочинение -подражение Ушинскому. «Жалобы Зайки» | 1 | Главная мысль. Жанр. Элементы | Урок работы с новым текстом | читать стихотворные произведения наизусть; – различать жанры художественной литературы | Сформированность познавательных мотивов. Интерес к способу решения и общему способу действия. | Формулирование проблемы. Выдвижение гипотез и их обоснование | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. | Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу | |||||
49 | Первое знакомство с Родиной. ». К. Д. Ушинский «Деревня и уездный город». «Проселочная дорога».Сочинение в форме путевого очерка. | 1 | Главная мысль. Жанр. Элементы | Урок работы с новым текстом | различать жанры художественной литературы | Сформированность учебных мотивов. Формирование основ гражданской идентичности личности. | Выдвижение гипотез и их обоснование. | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. | Умение слушать собеседника Умение аргументировать свое предложение, убеждать, уступать. | |||||
50 | А. И. Куприн «Слон». Непонятная болезнь | 1 | Герой-персонаж: характер, поступки | Урок работы с новым текстом | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов | Интерес к способу решения и общему способу действия. | Определение основной и второстепенной информации. | Коррекция- внесение необходимых дополнений и изменений. | Умение аргументировать свое предложение, убеждать, уступать | |||||
51 | И. Куприн «Слон». | 1 | Герой-персонаж: характер, поступки | Урок- рефлексия | читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; – определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст; – делить текст на смысловые части | Интерес к способу решения и общему способу действия. | Определение основной и второстепенной информации | Коррекция- внесение необходимых дополнений и изменений. | Умение аргументировать свое предложение, убеждать, уступать | |||||
52 | Обобщение. Проверочная работа № 5 по разделу «Путешествие продолжается…» Внеклассное чтение .Произведения А.П.Чехова для детей | 1 | Различение жанров художественной литературы | Урок контроля.Урок внеклассного чтения | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов | Сформированность учебных мотивов. | Рефлексия способов и условий действия, контроль процесса и результатов деятельности. | Оценка- выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению. | Умение слушать собеседника. Умение аргументировать свое предложение | |||||
Раздел 4. Век ХХ. Новые встречи со старыми друзьями. (49 часов | ||||||||||||||
53 | Путешествие 8. (В… библиотеку). Загадка Л Л. Чарской. «Записки маленькой гимназистки | 1 | Осознанное, правильное, выразительное чтение. Пересказ | Урок- путешествие в библиотеку. | Уметь находить ключевые слова текста. | |||||||||
54 | Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки». Друзья и враги Лены Икониной. | 1 | Участие в диалоге при обсуждение прочитанного. Построение небольшого монологического высказывания о героях произведения | Урок работы с новым текстом | Уметь пересказывать текст подробно, сжато, выборочно.Уметь анализировать структуру книги , самостоятельно выбирать в библиотеке | Сформированность учебных мотивов. | ||||||||
55 | Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки». Друзья и враги Лены Икониной. | 1 | Участие в диалоге при обсуждение прочитанного. Построение небольшого монологического высказывания о героях произведения | Урок работы с новым текстом | Уметь пересказывать текст подробно, сжато, выборочно.Уметь анализировать структуру книги , самостоятельно выбирать в библиотеке | Сформированность учебных мотивов. | ||||||||
56 | Внеклассное чтение. Мир детства на страницах русской классики ХIХ–ХХ веков | 1 | Участие в диалоге при обсуждение прочитанного. Построение небольшого монологического высказывания о героях произведения | Урок внеклассного чтения | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений; их авторов | Интерес к способу решения и к общему способу действия | Структурирование знаний. Свободная ориентация и восприятие текста художественного стиля. | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию | Умение слушать собеседника | |||||
57 | Путешествие 9. Петроград. 1923 год. Редакция «Воробья». Житков и Маршак | 1 | Осознанное чтение. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. | Урок работы с новым текстом | пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план | Сформированность познавательных мотивов | Выдвижение гипотез и их обоснование. Установление причинно-следственных связей. | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. | Умение аргументировать свое предложение, убеждать, уступать. | |||||
58 | П Б. Житков «Николай Исаич Пушкин». Настоящий капитан. | 1 | Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения | Комбинированный урок | пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план | Развитие доброжелательности , доверия , внимательности к людям, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается. | Выдвижение гипотез и их обоснование. Установление причинно-следственных связей. | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию | Умение слушать собеседника | |||||
59 | Гимназисты Корнея Чуковского «Серебряный герб» (глава 1). « Телефон | 1 | Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения | Комбинированный урок | пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план | Развитие доброжелательности , доверия , внимательности к людям, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается | Выдвижение гипотез и их обоснование. Установление причинно-следственных связей. | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию | Умение слушать собеседника | |||||
60 | Д. Хармс «Уж я бегал, бегал, бегал…» | 1 | Понимание содержания литературного произведения. Главная мысль | Урок работы с новым текстом | читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; – определять тему и главную мысль произведения; | Интерес к способу решения и к общему способу действия. | Выбор вида чтения в зависимости от цели. Выдвижение гипотез и их обоснование | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. | Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов. | |||||
61 | Юрий Владимиров «Чудаки». Александр Введенский «О рыбаке и судаке» | 1 | Герой произведения. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний | Урок работы с новым текстом | пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план | Сформированность учебных мотивов | Определение основной и второстепенной информации | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. | Умение слушать собеседника. Ориентация на партнера по общению. | |||||
62 | Внеклассное чтение. Современные чудаки. | 1 | Герой произведения. | Урок внеклассного чтения. | Уметь анализировать структуру книги, самостоятельно выбирать в библиотеке | Интерес к способу решения и к общему способу действия. | Структурирование знаний. Свободная ориентация и восприятие текста художественного стиля. | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию | Умение аргументировать свое предложение, убеждать. | |||||
63 | Путешествие 10. «Вокруг Маршака». | 1 | Жанр произведения: стихотворение. Различие жанров произведений. | Урок работы с новым текстом | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений; их авторов | Интерес к способу решения и к общему способу действия. | Структурирование знаний. Свободная ориентация и восприятие текста художественного стиля. | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию | Умение аргументировать свое предложение, убеждать. | |||||
64 | Внеклассное чтение. Современные детские журналы | 1 | Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения | Урок внеклассного чтения | читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; – определять тему и главную мысль произведения; | Интерес к способу решения и к общему способу действия. | Структурирование знаний. Свободная ориентация и восприятие текста художественного стиля. | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию | Умение аргументировать свое предложение, убеждать. | |||||
65 | Е. Шварц «Два брата» | 1 | Произведение классика советской детской литературы. Понимание содержания произведения | Урок работы с новым текстом | определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; | Развитие доброжелательности, доверия, внимательности к людям | Свободная ориентация и восприятие текста художественного стиля | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. | Учет разных мнений и умение обосновать собственное. | |||||
66 | Е. Шварц «Два брата». | 1 | Произведение классика советской детской литературы. Понимание содержания произведения | Комбинированный урок | определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; | Развитие доброжелательности, доверия, внимательности к людям | Свободная ориентация и восприятие текста художественного стиля | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию | Учет разных мнений и умение обосновать собственное. | |||||
67 | Б. Галанов «Книжка про книжки» «Пишу на ту же тему по-своему» | 1 | Произведение классика советской детской литературы. Понимание содержания произведения | Урок работы с новым текстом | составлять цитатный план; – сравнивать сказки со схожим сюжетом; – выразительно читать фрагменты сказок | Развитие эмпатии и сопереживания , эмоционально-нравственной отзывчивости | Поиск и выделение необходимой информации. | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. | Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета | |||||
68 | А. Н. Толстой «Фофка», «Кот- сметанный рот» | 1 | Произведение классика советской детской литературы. Понимание содержания произведения | Урок работы с новым текстом | составлять цитатный план; – сравнивать сказки со схожим сюжетом; – выразительно читать фрагменты сказок | Развитие эмпатии и сопереживания , эмоционально-нравственной отзывчивости | Поиск и выделение необходимой информации. | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. | Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета | |||||
69 | М. Пришвин «Изобретатель». | 1 | Осознанное чтение доступных по объему произведений. Выразительное чтение | Урок работы с новым текстом | составлять цитатный план; – сравнивать сказки со схожим сюжетом; – выразительно читать фрагменты сказок | Интерес к способу решения и к общему способу действия. | Систематизация знаний. Выдвижение гипотез и их обоснование. Установление причинно-следственных связей | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. | Учет разных мнений и умение обосновать собственное | |||||
70 | С. Я. Маршак «Сила жизни» .Маршак-критик,поэт,переводчик,редактор. | 1 | использование интонаций,соответствующих смыслу текста. | Урок работы с новым текстом | сравнивать сказки со схожим сюжетом; – выразительно читать фрагменты сказок | Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств | Формулирование проблемы. Свободная ориентация и восприятие текста | Оценка- выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению | Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмет | |||||
71 | Обобщение. Проверочная работа № 6 по разделу «Детская литература XX века». | 1 | Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Урок контроля | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений; их авторов | Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств | Формулирование проблемы. Свободная ориентация и восприятие текста | Оценка- выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению | Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета | |||||
72 | Путешествие 11. В. Маяковский «История Власа- лентяя и лоботряса» | 1 | Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений с использованием соответствующей интонации, тона | Урок- путешествие. | понятиям гротеск, антитеза, цвет, ирония, пейзаж; – характеризовать персонажей, их поведение, авторское отношение. | Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств Формулирование проблемы. Свободная ориентация и восприятие текста | Формулирование проблемы. Свободная ориентация и восприятие текста | Оценка- выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению | Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета | |||||
73 | Агния Барто «Снегирь» | 1 | Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений с использованием соответствующей интонации, тона | Урок - поэзии | Уметь инсценировать художественные произведения (читать по ролям) | Сформированность учебных мотивов. | Определение основной и второстепенной информации. Поиск и выделение необходимой информации | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. | Умение слушать собеседника. Ориентация на партнера по общению | |||||
74 | Ю. Олеша «Три Толстяка». «Кукла с хорошим аппетитом» | 1 | Особенности творчества писателей XX в. | Урок работы с новым текстом | Уметь инсценировать художественные произведения (читать по ролям) | Формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни. | Определение основной и второстепенной информации. Поиск и выделение необходимой информации | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. | Умение слушать собеседника. Ориентация на партнера по общению | |||||
75 | Ю. Олеша «Три Толстяка». «Кукла с хорошим аппетитом | 1 | Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения. | Урок-рефлексия. | Уметь инсценировать художественные произведения (читать по ролям) | Формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни. | Определение основной и второстепенной информации | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. | Умение слушать собеседника | |||||
76 | «Учусь работать с научно-популярным текстом» (Б. Голанов «Как найти город Трёх Толстяков?» | 1 | Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения. Умение ставить вопросы, отвечать на вопросы по содержанию | Урок-практикум. | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений; их авторов. | Формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни | Выдвижение гипотез и их обоснование. Свободная ориентация и восприятие текста художественного стиля | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. | Умение аргументировать свое предложение, убеждать, уступать. | |||||
77 | Путешествие 12. «Дорогие мои мальчишки»(Р. Фраерман «Гайдар и дети» | 1 | Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний | Урок работы с новым текстом | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений; их авторов. | Формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни | Выдвижение гипотез и их обоснование. Свободная ориентация и восприятие текста художественного стиля | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. | Умение аргументировать свое предложение, убеждать, уступать. | |||||
78-80 | А. Гайдар. «Тимур и его команда». | 3 | Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний | Урок работы с новым текстом | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений; их авторов | Развитие эмпатии и сопереживания , эмоциональнонравственной отзывчивости, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается. | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. | Способность к волевому усилию. | Умение слушать собеседника. Ориентация на партнера по общению. | |||||
81 | Путешествие 13. Смешные книжки. Н. Носов «Федина задача» | 1 | Построение небольшого монологического высказывания: рассказ о своих впечатлениях о произведении. Пересказ текста | Урок работы с новым текстом | Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; – определять тему и главную мысль произведения; | Развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству и дружбе. Сформированность учебных мотивов | Формулирование проблемы. Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов. | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию . | Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета | |||||
82 | Юмористический рассказ на серьёзную тему. В. Драгунский «Что любит Мишка?» | 1 | Построение небольшого монологического высказывания | Урок работы с новым текстом | Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; – определять тему и главную мысль | Сформированность учебных мотивов | Установление причинно-следственных связей. | Контроль в форме сличения способа действия и его результата | Эмоционально позитивное отношение | |||||
83 | Внеклассное чтение. Юмористические рассказы В. Драгунского, Ю. Сотника и Н. Носова | 1 | Пересказ текста | Урок внеклассного чтения | пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план. | Сформированность учебных мотивов | Установление причинно-следственных связей | Контроль в форме сличения способа действия и его результата | Эмоционально позитивное отношение | |||||
84 | Стихи А. Барто. Сатира или юмор? | 1 | Различие жанров произведений. Выразительное чтение. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного | Урок работы с новым текстом | Уметь заучивать наизусть и выразительно читать стихотворения. | Стремление выполнять социально-значимую деятельность, быть полезным обществ | Установление причинно-следственных связей | Контроль в форме сличения способа действия и его результата | Эмоционально позитивное отношение | |||||
85 | Внеклассное чтение. «Не про меня ли это?» (Веселые произведения В. Голявкина | 1 | Различие жанров произведений. Выразительное чтение. Умение ставить вопросы по содержанию | Урок развития умений и навыков. | Уметь заучивать наизусть и выразительно читать стихотворения. | Интерес к способу решения и к общему способу действия | Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. | Умение слушать собеседника. Умение аргументировать свое предложение, убеждать | |||||
86 | Путешествие 14. «Книжкины именины» во Дворце пионеров. Стихи Е. Благининой, Б. Заходера, Ю. Коринца. | 1 | Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений с использованием соответствующей интонации, тона | Урок работы с новым текстом | Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений с использованием соответствующей интонации, тона | Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой | Выбор вида чтения в зависимости от цели. Свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля. | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. | Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества | |||||
87 | Стихи И. Токмаковой и Г. Сапгира | 1 | Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений с использованием соответствующей интонации, тона | Урок- соревнования | Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений с использованием соответствующей интонации, тона | Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой | Выбор вида чтения в зависимости от цели. Свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля. | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. | Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества | |||||
88 | Стихи Эммы Мошковской и Эдуарда Успенского | 1 | Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений с использованием соответствующей интонации, тона | Урок работы с новым текстом | Уметь заучивать наизусть и выразительно читать стихотворения | Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой | Свободная ориентация и восприятие текстов художественного ст Выбор вида чтения в зависимости от цели. иля. | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. | Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. Умение слушать собеседника | |||||
89 | Стихи Саши Чёрного и В. Долиной. | 1 | Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений | Урок работы с новым текстом | Уметь заучивать наизусть и выразительно читать стихотворения | Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств | Свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля. | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию | Умение договариваться , находить общее решение. | |||||
90 | Миниатюры Г.Цыферова. Р/р Создание собственных миниатюр. | 1 | Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений с использованием соответствующей интонации, тона | Урок работы с новым текстом | Уметь заучивать наизусть и выразительно читать стихотворения | Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств | Свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля. | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию | Умение договариваться , находить общее решение. | |||||
91 | Стихи Н. Матвеевой. | 1 | Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений | Урок работы с новым текстом | Уметь заучивать наизусть и выразительно читать стихотворения | Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств | Свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля. | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию | Умение договариваться , находить общее решение. | |||||
92 | Внеклассное чтение. Любимые стихи. | 1 | Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений | Урок внеклассного чтения. | Уметь анализировать структуру книги, самостоятельно выбирать в библиотеке. | Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств | Свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля. | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию | Умение договариваться , находить общее решение. | |||||
93 | Обобщение. Проверочная работа № 7 по разделу «Век ХХ. Новые встречи со старыми друзьями» С. Козлов «Снежный цветок».Практикум . Учись писать литературный текст. | 1 | Жанры. Герои произведений | Урок контроля | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений; их авторов. | Интерес к способу решения и к общему способу действия. | Выбор наиболее эффективных способов решения задач. Рефлексия способов и условий действия, контроль процесса и результатов деятельности | Коррекция- внесение необходимых дополнений и изменений | Умение слушать собеседника. Умение аргументировать свое предложение | |||||
94 | С. Козлов «Снежный цветок».. | 1 | Различие жанров произведений. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения | Урок работы с новым текстом | Знать произведения классиков детской поэзии. | Интерес к способу решения и к общему способу действия. | Выбор наиболее эффективных способов решения задач. Рефлексия способов и условий действия, контроль процесса и результатов деятельности | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. | Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества | |||||
95 | С. Козлов «Снежный цветок»..Проверка техники чтения за 2 полугодие | 1 | Различие жанров произведений. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. | Урок контроля | Знать произведения классиков детской поэзии | Сформированность учебных мотивов. Интерес к способу решения и к общему способу действия. | Выдвижение гипотез и их обоснование. Выбор вида чтения в зависимости от цели. | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. | Умение договариваться , находить общее решение. | |||||
96 | С. Козлов «Снежный цветок» | 1 | Различие жанров произведений. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения | Комбинированный урок. | Читать стихотворные произведения наизусть (по выбору) | Сформированность учебных мотивов. Интерес к способу решения и к общему способу действия. | Выдвижение гипотез и их обоснование. Выбор вида чтения в зависимости от цели. | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. | Умение договариваться , находить общее решение. | |||||
97 | Внеклассное чтение «О чём можно, о чём хочется читать». | 1 | Произведения современной отечественной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками | Урок-праздник | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений; их авторов. Уметь: – выразить собственное отношение к прочитанным произведениям – охарактеризовать отношение автора к героям, событиям произведений | Интерес к способу решения и к общему способу действия | Структурирование знаний. Свободная ориентация и восприятие текста художественного стиля. | Оценка- выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению. | Умение слушать собеседника. Умение аргументировать свое предложение, убеждать, уступать | |||||
98 | Путешествие 15. Современные детские писатели. К. Драгунская «Крайний случай». | 1 | Различие жанров произведений. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения | Урок работы с новым текстом | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов | Развитие эмпатии и сопереживания эмоционально-нравственной отзывчивости | Выбор вида чтения в зависимости от цели. Свободная ориентация и восприятие текста художественного стиля. | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. | Умение аргументировать свое предложение, убеждать, уступать | |||||
99 | Творческая манера Ксении Драгунской «Ерунда на постном масле». | 1 | Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения | Урок ознакомления с новым материалом | Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения «про себя | Развитие эмпатии и сопереживания эмоционально-нравственной отзывчивости, готовности к сотрудничеству | Выбор вида чтения в зависимости от цели. Свободная ориентация и восприятие текста художественного стиля. | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. | Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета | |||||
100-101 | Интервью с Тимом Собакиным. Интервью с Т. Собакиным.Стихи и проза Т.Собакина | 2 | Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения | Урок ознакомления с новым материалом | Уметь заучивать наизусть и выразительно читать стихотворения | Развитие доверия и внимательности к людям, готовности к оказанию помощи тем, кто в ней нуждается. | Доказательство. Выдвижение гипотез и их обоснование. Свободная ориентация и восприятие текста художественного стиля. | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. | Умение аргументировать свое предложение, убеждать, уступать | |||||
102 | Обобщение по всему курсу. Проверочная работа № 8 (итоговая) по теме: «Интервью у детского писателя». | 1 | Создание небольших письменных ответов на поставленные вопросы | Урок контроля | Уметь выразить письменно свои впечатления о прочитанном, записать в виде интервью ответы | Интерес к способу решения и к общему способу действия. | Выбор наиболее эффективных способов решения задач. | Коррекция- внесение необходимых дополнений и изменений | Умение слушать собеседника. Умение аргументировать свое предложение | |||||
Урочная деятельность- 89часов. Неурочная деятельность-13 часов |
РАЗДЕЛ 3
Календарно-тематическое планирование (Литературное чтение 4 класс Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В)
Тема урока | Дата проведения | ||||
4 класс | План | Факт | |||
Раздел 1. Любимые книги (7 часов) | |||||
Введение. Пролог. Знакомство с учебником. Г. Сапгир « Сегодня, завтра и вчера» | |||||
Начало удивительных событий. Е. Велтистов «Приключения Электроника» | |||||
Что может Электроник? Е. Велтистов «Приключения Электроника». | |||||
Ю. Мориц «Баллада о фокусах шоколада». | |||||
Обобщающий урок по разделу « Любимые книги» Проверочная работа № 1. | |||||
Внеклассное чтение. Книги о ребятах-сверстниках. | |||||
Что такое детская литература? Р.Р. Сочинение о любимом писателе. | |||||
Раздел 2. У истоков русской детской литературы.(17часов) | |||||
Летопись. А. Пушкин «Борис Годунов» (отрывок). Н. Кончаловская «В монастырской келье узкой…» | |||||
Повесть временных лет». « Расселение славян». Славяне и их просветители. Изобритение славянской азбуки | |||||
«Похвала книгам» Ярослава Мудрого. | |||||
«Поучение» Владимира Мономаха детям. | |||||
Дмитрий Герасимов. О поселянине и медведице. | |||||
Путешествие 1. XVII век. Справщик Савватий – первый детский поэт. | |||||
Стихи Симеона Полоцкого и Кариона Истомина | |||||
Обобщение по разделу: «У истоков русской детской литературы». Проверочная работа №2. | |||||
Внеклассное чтение. Книги о книгах | |||||
Путешествие 2 .Конец XVIII века. Усадьба Аксаковых | |||||
С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука» | |||||
А. Болотов «Жизнь и приключения Андрея Болотова ». | |||||
Статья Н. И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума» | |||||
Сочинение в стиле нравоучительной статьи. Детские стихи А.Шишкова | |||||
Обобщающий урок. Зарождение, становление и развитие детской литературы XI–XVIII веков. | |||||
Проверочная работа № 3 по теме «Зарождение, становление и развитие детской литературы XI–XVIII веков». | |||||
Внеклассное чтение. Писатели о себе (автобиографические книги) | |||||
Раздел 3. XIX век. Путешествие продолжается…( 29 часов) | |||||
Путешествие 3. Москва начала XIX века. И. А. Крылов «Слон и Моська» | |||||
И. А. Крылов «Квартет». Характерные особенности жанра басни. | |||||
Басни И. А. Крылова | |||||
Путешествие 4. 1828 год. Первая русская литературная сказка | |||||
А. Погорельский «Черная курица» | |||||
А. Погорельский «Черная курица» | |||||
Путешествие 5. Лето 1831 года. Как писать для детей. | |||||
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане». Сказочное и реальное в тексте сказки. | |||||
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане». Первое чудо и вторая встреча с отцом. | |||||
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане». В чем главный смысл сказки? | |||||
Внеклассное чтение. А. С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде» | |||||
В. А. Жуковский «Спящая царевна» | |||||
Литературные сказки. Обобщение. | |||||
В. Даль «Война грибов с ягодами» (русская народная сказка в обработке В. Даля). «Кузовок» (игра) | |||||
Как надо писать для детей? А. Ишимова «Славяне». | |||||
Обобщение по разделу 3 «XIX век. Путешествие продолжается» .. | |||||
Проверочная работа № 4 по разделу «XIX век. Путешествие продолжается». | |||||
Внеклассное чтение. «Вчера и сегодня». (Книги о родном городе, его прошлом и настоящем или литературные сказки писателей XIX века | |||||
Путешествие 6. Мир природы приходит на страницы книг. | |||||
Картины природы в книге С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука» | |||||
Поэты XIX века о природе. Стихи А. Толстого, А. Плещеева.Ф Тютчева,А.Майкова | |||||
Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». Картины русской природы в стихотворении | |||||
Путешествие 7. Школа Л. Н. Толстого в Ясной Поляне. «Какая бывает роса на траве» ; «Два брата» | |||||
Практикум «Учусь читать художественную прозу» | |||||
К. Д. Ушинский «Столица и губернский город». Сочинение -подражение Ушинскому. «Жалобы Зайки» | |||||
Первое знакомство с Родиной. ». К. Д. Ушинский «Деревня и уездный город». «Проселочная дорога».Сочинение в форме путевого очерка. | |||||
А. И. Куприн «Слон». Непонятная болезнь. | |||||
И. Куприн «Слон». | |||||
Обобщение. Проверочная работа № 5 по разделу «Путешествие продолжается…» Внеклассное чтение .Произведения А.П.Чехова для детей | |||||
Раздел 4. Век ХХ. Новые встречи со старыми друзьями. (49 часов) | |||||
Путешествие 8. (В… библиотеку). Загадка Л Л. Чарской. «Записки маленькой гимназистки» | |||||
Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки» . Первый день Лены в гимназии | |||||
Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки». Друзья и враги Лены Икониной. | |||||
Внеклассное чтение. Мир детства на страницах русской классики ХIХ–ХХ веков | |||||
Путешествие 9. Петроград. 1923 год. Редакция «Воробья». Житков и Маршак. | |||||
П Б. Житков «Николай Исаич Пушкин». Настоящий капитан. | |||||
Гимназисты Корнея Чуковского «Серебряный герб» (глава 1). « Телефон». | |||||
Д. Хармс «Уж я бегал, бегал, бегал…» | |||||
Юрий Владимиров «Чудаки». Александр Введенский «О рыбаке и судаке» | |||||
Внеклассное чтение. Современные чудаки. | |||||
Путешествие 10. «Вокруг Маршака». | |||||
Внеклассное чтение. Современные детские журналы | |||||
Е. Шварц «Два брата». | |||||
Е. Шварц «Два брата». | |||||
Б. Галанов «Книжка про книжки» «Пишу на ту же тему по-своему» | |||||
А. Н. Толстой «Фофка», «Кот- сметанный рот» | |||||
М. Пришвин «Изобретатель». | |||||
С. Я. Маршак «Сила жизни» .Маршак-критик,поэт,переводчик,редактор. | |||||
Обобщение. Проверочная работа № 6 по разделу «Детская литература XX века». | |||||
Путешествие 11. В. Маяковский «История Власа- лентяя и лоботряса» | |||||
Агния Барто «Снегирь» | |||||
Ю. Олеша «Три Толстяка». «Кукла с хорошим аппетитом | |||||
Ю. Олеша «Три Толстяка». «Кукла с хорошим аппетитом» | |||||
Учусь работать с научно-популярным текстом» (Б. Голанов «Как найти город Трёх Толстяков?» | |||||
Путешествие 12. «Дорогие мои мальчишки»(Р. Фраерман «Гайдар и дети» | |||||
А. Гайдар. «Тимур и его команда». | |||||
Путешествие 13. Смешные книжки. Н. Носов «Федина задача» | |||||
Юмористический рассказ на серьёзную тему. В. Драгунский «Что любит Мишка?» | |||||
Внеклассное чтение. Юмористические рассказы В. Драгунского, Ю. Сотника и Н. Носова | |||||
Стихи А. Барто. Сатира или юмор? | |||||
Внеклассное чтение. «Не про меня ли это?» (Веселые произведения В. Голявкина, И. Пивоваровой | |||||
Путешествие 14. «Книжкины именины» во Дворце пионеров. Стихи Е. Благининой, Б. Заходера, Ю. Коринца. | |||||
Стихи И. Токмаковой и Г. Сапгира | |||||
Стихи Эммы Мошковской и Эдуарда Успенского | |||||
Стихи Саши Чёрного и В. Долиной | |||||
Миниатюры Г.Цыферова. Р/р Создание собственных миниатюр. | |||||
Стихи Н. Матвеевой | |||||
Внеклассное чтение. Любимые стихи. | |||||
Обобщение. Проверочная работа № 7 по разделу «Век ХХ. Новые встречи со старыми друзьями» С. Козлов «Снежный цветок».Практикум . Учись писать литературный текст | |||||
С. Козлов «Снежный цветок»..Проверка техники чтения за 2 полугодие | |||||
С. Козлов «Снежный цветок» | |||||
Внеклассное чтение «О чём можно, о чём хочется читать». | |||||
Путешествие 15. Современные детские писатели. К. Драгунская «Крайний случай». | |||||
Творческая манера Ксении Драгунской «Ерунда на постном масле». | |||||
Интервью с Тимом Собакиным. Интервью с Т. Собакиным.Стихи и проза Т.Собакина | |||||
Обобщение по всему курсу. Проверочная работа № 8 (итоговая) по теме: «Интервью у детского писателя». |
Приложение 2. Критерии и нормы оценивания.
В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью:
навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и "про себя");
- Умения выразительно читать и пересказывать текст;
- Учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.
- При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.
Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).
Чтение и читательская деятельность в разных классах начальной школы имеет специфические особенности. Если в первом классе чтение выступает объектом усвоения (осваиваются способы чтения, ведется работа над пониманием прочитанных слов, предложений и небольших текстов), то во вторых - четвертых классах чтение постепенно становится обще учебным умением. Одним из показателей этого является изменение соотношения чтения "про себя" и вслух. Кроме этого, в первом классе основное учебное время занимает чтение вслух, тогда как по мере овладения навыками быстрого осознанного чтения увеличивается доля чтения "про себя" (от 10-15% в первом классе и до 80-85% в четвертом классе).
Учитывая особенности уровня сформированности навыка чтения школьников, учитель ставит конкретные задачи контролирующей деятельности: - Достижение осмысления прочитанного текста при темпе чтения не менее 65-70 слов в минуту (вслух) и 85-90 слов в минуту ("про себя");
- Проверка выразительности чтения подготовленного текста прозаических произведений и стихотворений, использование основных средств выразительности: пауз, логических ударений.
- Характеристика цифровой оценки (отметки) по предметам:
"5" ("отлично") - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета (два недочета приравниваются к одной ошибке); логичность и полнота изложения.
"4" ("хорошо") - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала;
"3" ("удовлетворительно") - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса;
"2" ("плохо") - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более б ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; на рушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса для реализации рабочей программы
«Литературное чтение».
Учебно-методическая литература для учителя.
№ | Автор, год издания | Название пособия | Вид пособия |
1. | Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева., 2013 | Литературное чтение. «В одном счастливом детстве». | Учебник |
2. | Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В, 2013 | Тетрадь по литературному чтению к учебнику «В одном счастливом детстве». | Рабочие тетради в 2-х частях. |
3. | Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В., Чиндилова О.В. , 2014 | Уроки литературного чтения в 4-м классе по учебнику «В одном счастливом детстве». | Методические рекомендации для учителя. |
4. | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов | Электронные ресурсы | |
5. | Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа/Под науч. ред. Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2009. – 400 с. | Сборник программ | |
6. | Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения) | Пособие для учителя | |
7. | Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения) | Пособие для учителя | |
8. | Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы.3-4 класс.-М.:Баласс, 2012.-80с. (Образовательная система «Школа 2100») | Пособие для учителя |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному предмету "Чтение и развитие речи". 2 класс.
Рабочая учебная программа по чтению и развитию речи. 2 класс. Разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В. Учебник Иль...
Рабочая программа по учебному курсу "Чтение" в 1 классе для обучающихся с ОВЗ.
Рабочая программа по учебному курсу "Чтение" в 1 классе для обучающихся с ОВЗ. Приложение к АООП. Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучаю...
Рабочая программа по учебному предмету "Чтение и развитие речи" 4 класс
Рабочая программа по учебному предмету "Чтение и развитие речи" составлена для обучающихся 4 класса с умственной отсталостью....
Рабочая программа по учебному предмету Чтение. Работа с текстом для 4б класса
Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Чтение. Работа с текстом» 4б класса составлена на основе следующих документов и материалов: • примерной программы по учебному предмету «Чтение ...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Чтение" для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Чтение» разработана в соответствии с:· Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Ф...
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение» 1 класс
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение» 1 класс составлена в соответствии с ФГОС НОО для глухих детей на основе АООП НОО глухих детей (вариант 1.2)....
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "ЧТЕНИЕ" для обучающейся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), получающей образование по индивидуальному плану на дому, 9 класс
Рабочая программа по предмету предназначена для обучающейся 9 класса, получающей образование по индивидуальному плану на дому и составлена с учётом индивидуальных и возрастных психофизиологическ...