Рабочая программа по учебному предмету "Литературное чтение"
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему

Грошева Тамара Викторовна

Рабочая программа по литтературному чтению,4 класс,школа 2100

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

 Бутурлиновская  основная общеобразовательная школа №4

Бутурлиновского муниципального района Воронежской области

«Рассмотрено» на заседании МО

Руководитель МО

_______________Глотова О.В.

Протокол №1   от

«        » августа 2016 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР МКОУ Бутурлиновская ООШ №4

________________ Химичева В.А.

«       »  сентября 2016 г.

«Утверждаю»

Директор МКОУ Бутурлиновская ООШ №4

______________ Балакирева О.С.

Приказ №         от «      » сентября  2016 г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по учебному предмету  

   «Литературное чтение»

класс 4 «В»

Количество часов: 102 (3 ч в неделю)
Учитель: Грошева Тамара Викторовна

2016-2017 год


Содержание

Введение

Раздел 1. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета, курса.

Раздел 2. Содержание учебного предмета.

Раздел 3. Календарно- тематическое планирование .

Приложения к рабочей программе

Приложение 1. Контрольно- измерительные материалы.

Приложение 2. Критерии оценивания по предмету.

Введение

Рабочая программа составлена на основе:

Примерной программы начального общего образования. В 2ч. Ч.1.- М.: Просвещение, 2011.( Стандарты второго поколения)

 Авторской программы  Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.  Литературное чтение 4 класс.  //Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт.

Примерная основная образовательная программа. /Под науч. Ред. Д.И. Фельдштейна.   – М. : Баласс, 2011, а также в соответствии с образовательной программой начального общего образования МКОУ  Бутурлиновской ООШ №4.  

Формирование  функционально грамотных людей - одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию.

Раздел 2: Содержание учебного материала

«Литературное чтение»

в рамках УМК «Школа 2100»   в 4 классе,  3 часа  в неделю -  102 часа в год.

Тема урока

Коли-чество часов

Основное содержание темы

Тип урока/Формы организации учебных занятий

Предметные действия

УУД

Личностные

Познава-

тельные

Регулятивные

Коммуника-тивные

                                                                                 Раздел 1. Любимые книги (7 часов) 

Введение. Пролог. Знакомство с учебником. Г.Сапгир « Сегодня, завтра и ивчера»

1

Основные темы: произведения о родине; о труде; о детях; о добре и зле; о приключениях

Урок-путешествие

Знать основное содержание изученных произведений, их авторов

Формирование чувства прекрасного

и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой

Анализ и оценка содержания разворота учебника.

Понимание и распознавание условных обозначений.

Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов.

Волевая саморегуляция  как способность к волевому усилию

Умение слушать и вступать в диалог.

Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета.

2

Начало удивительных событий. Е. Велтистов «Приключения Электроника»

1

Произведения современной отечественной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Герои произведения. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний

Урок работы с новым текстом

Знать названия, основное содержание изученных литературных

произведений, их авторов

Формирование познавательных мотивов –интереса к новому.

Формирование основ гражданской идентичности личности.

Поиск и выделение необходимой информации.

Свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля.

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. Ориентация на позицию других людей, уважение иной точки зрения, отличной от собственной

Выделение  и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению

 

3

Что  может Электроник? Е. Велтистов «Приключения Электроника».

1

Произведения современной отечественной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками.

Комбинированный урок

определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать текст;

– читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»

Формирование основ гражданской идентичности личности.

Сформированность

познавательных  мотивов-интереса  к новому

Поиск и выделение необходимой информации.

Свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля.

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью

нахождения отклонений и отличий от эталона.

Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

4

Ю. Мориц «Баллада о фокусах шоколада».

1

Урок работы с новым текстом

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений.

Сформированность

познавательных  мотивов-интереса  к новому.

Поиск и выделение необходимой информации.

Свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля.

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью

нахождения отклонений и отличий от эталона

Умение слушать и вступать в диалог.

Понимание возможности разных оснований для оценки .

5

Обобщающий урок по разделу « Любимые книги» Проверочная работа № 1.

1

Жанры произведений. Понимание содержания литературного произведения

Урок обобщения и контроля изученного

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений.

Сформированность

учебных  мотивов.

Анализ объектов с целью выделения признаков,

синтез – составление целого из частей

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.

Выделение  и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению

Умение слушать учителя.

6

Внеклассное чтение. Книги о ребятах-сверстниках.

1

Виды речевой деятельности: слушание, говорение. Постановка вопросов, устные ответы на них. Связный рассказ о произведении по плану, о своих впечатлениях. Выразительное чтение фрагментов

Урок  - соревнование

Уметь:

– определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст

Развитие эмпатии  и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости

Поиск и выделение необходимой информации.

Свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля.

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.

Умение слушать и вступать в диалог.

уважение иной точки зрения, отличной от собственной

7

Что такое детская литература? Р.Р. Сочинение о любимом  писателе.

1

Связный рассказ о произведении по плану, о своих впечатлениях. Выразительное чтение фрагментов

Урок развития речи

Уметь описывать героев произведений, излагать последовательность развития событий.

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений

Анализ объектов с целью выделения признаков,

синтез – составление целого из частей

Волевая саморегуляция  как способность к волевому усилию

Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания

8

Летопись. А. Пушкин «Борис Годунов» (отрывок). Н. Кончаловская «В монастырской келье узкой…»

1

Тема. Главная мысль текста. Цель его написания. Эмоциональная и стилистическая окрашенность

Урок ознакомления с новым материалом.

Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов

Сформированность познавательных мотивов-интерес к новому.

Свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля. Выбор оснований и критериев для сравнения,построение логической цепи рассуждений

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.

Уважение иной точки зрения. Умение аргументировать свое предложение,

убеждать, уступать.

9

«Повесть временных лет». « Расселение славян».Славяне и их просветители.Изобритение славянской азбуки.

1

Тема. Главная мысль текста. Цель его написания. Эмоциональная и стилистическая окрашенность

Урок ознакомления с новым материалом

 составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– оценивать события, героев произведения;

– читать стихотворные произведения наизусть

Сформированность познавательных мотивов-интерес к новому.

Свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля.

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.

Уважение иной точки зрения. Умение аргументировать свое предложение,

убеждать, уступать.

10

«Похвала книгам» Ярослава Мудрого.

1

Постановка вопросов и ответы по содержанию. Основная мысль

Урок работы с новым текстом

составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– оценивать события, героев произведения;

Сформированность познавательных мотивов. Интерес к способу решения

Смысловое чтение как осмысление цели чтения. Поиск и выделение необходимой информации

Волевая саморегуляция, как способность к волевому усилию.

Умение аргументировать свое предложение

11

Поучение» Владимира Мономаха детям.

1

Постановка вопросов и ответы по содержанию. Основная мысль

Урок работы с новым текстом

Выделение морального содержания ситуации.

Оценка действий с точки зрения соблюдения моральной нормы

Смысловое чтение как осмысление цели чтения. Поиск и выделение необходимой информации

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.

Уважение иной точки зрения. Умение обосновать собственное мнение.

12

Дмитрий Герасимов. О поселянине и медведице.

1

Различие жанров произведений: стихотворение

Урок работы с новым текстом

Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов

Выделение морального содержания ситуации.

Оценка действий с точки зрения соблюдения моральной нормы

Смысловое чтение как осмысление цели чтения. Поиск и выделение необходимой информации

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.

Уважение иной точки зрения. Умение обосновать собственное мнение.

13

Путешествие 1. XVII век. Справщик Савватий – первый детский поэт.

1

Выразительное чтение, использование интонаций

Урок работы с новым текстом

Уметь:

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– оценивать события, героев произведения;

– читать стихотворные произведения

Сформированность познавательных мотивов. Интерес к способу решения .

Поиск и выделение необходимой информации. Выбор оснований для классификации

Внесение необходимых дополнений и корректив в способ действия при расхождении эталона и его продукта.

Умение слушать собеседника. Уважение иной точки зрения. Умение обосновать собственное мнение.

14

Стихи Симеона Полоцкого и Кариона Истомина…

1

Эмоциональная и стилистическая окрашенность

Урок развития умений и навыков.

читать стихотворные произведения наизусть;

– отличать древнерусские стихи от современных

Сформированность познавательных мотивов. Интерес к способу решения

Поиск и выделение необходимой информации.

Структурирование знаний.

Выделение  и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению

Умение слушать собеседника

15

Обобщение по разделу: «У истоков русской детской литературы». Проверочная работа №2.

1

Виды речевой деятельности: слушание, говорение. Постановка вопросов, устные ответы на них.

Урок контроля

названия ,основное содержание изученных произведений, их авторов.

Сформированность познавательных мотивов. Интерес к способу решения

Поиск и выделение необходимой информации.

Структурирование знаний.

Выделение  и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению

Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Уважение иной точки зрения.

16

Внеклассное чтение. Книги о книгах.

1

Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений

Урок внеклассного чтения.

Уметь самостоятельно находить произведения на заданную тему.

Формирование основ гражданской идентичности личности

Синтез , восполнение недостающих копонентов

Контроль в форме сличения способа действия и его результата.

Умение слушать собеседника

17

Путешествие 2

.Конец XVIII века. Усадьба Аксаковых

1

Понимание содержания прочитанного: тема, главная мысль, события, их последовательность

Урок - путешествие

названия, основное содержание изученных произведений, их авторов

Сформированность

познавательных   мотивов-интереса  к новому

Осознанное построение речевого высказывания в устной  форме.

Построение логической цепи рассуждений

Планирование –определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата

Уважение иной точки зрения.

Умение договариваться , находить общее решение.

18

С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука»

1

Осознанное, правильное, выразительное чтение. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Комбинированнный урок

оценивать события, героев произведения;

– читать стихотворные произведения наизусть

Сформированность

познавательных   мотивов-интереса  к новому.

Осознанное построение речевого высказывания в устной  форме

Планирование –определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата

Уважение иной точки зрения

19

А. Болотов «Жизнь и приключения Андрея Болотова

1

Понимание содержания произведения. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного

Урок работы с новым текстом

оценивать события, героев произведения;

– читать стихотворные произведения наизусть

Сформированность

познавательных  

 мотивов-интереса  к новому.

Поиск и выделение необходимой информации

Выделение  и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

20

Статья Н. И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума»

1

Выразительное чтение, установление логических связей. Гуманизм Н. И. Новикова и его чувство социальной вины.

Урок работы с новым текстом

Знать:

– о Н. И. Новикове как издателе, писателе, ученом;

– отличие современных статей из детских журналов от изданий ранних периодов

Формирование основ гражданской идентичности личности

Поиск и выделение необходимой информации.

Установление причинно-следственных связей.

Выделение  и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Умение слушать собеседника

21

Сочинение в стиле нравоучительной статьи.Детские стихи А.Шишкова

1

Различие жанров произведения: стихи, басни, рассказы. Понимание содержания произведения. Герои произведения. Декламация стихотворных произведений

Урок развития речи

Уметь:

– выбирать смысловые слова, тему;

– анализировать тему и содержание сочинения.

Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов

Сформированность

познавательных   мотивов-интереса  к новому

Осознанное построение речевого высказывания в письменной форме. Выбор оснований и критериев для сравнения.

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию

Умение слушать собеседника.

Учет разных мнений и умение обосновать собственное

22

Обобщающий урок. Зарождение, становление и развитие детской литературы XI–XVIII веков. Проверочная работа № 3 по теме «Зарождение, становление и развитие детской литературы

1

Жанры. Связный рассказ о прочитанном.

Урок обобщения и контроля изученного

Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов

Формирование основ гражданской идентичности личности.

Сформированность

познавательных   мотивов-интереса  к новому.

Свободная ориентация в текстах художественного стиля.

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Построение логической цепи рассуждений.

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью

нахождения отклонений и отличий от эталона.

Умение слушать собеседника.

Учет разных мнений и умение обосновать собственное.

Эмоциональное позитивное отношение к процессу сотрудничества

23

Внеклассное чтение. Писатели о себе (автобиографические книги)

1

Понимание содержания литературного произведения. Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

Урок внеклассного чтения

Знать автобиографическую литературу (автобиографические книги писателей о себе). Уметь определять место книги в детстве писателей, ее роль в становлении личности

Сформированность

познавательных   мотивов-интереса  к новому.

Осознанное построение речевого высказывания в письменной форме.

Выдвижение гипотез и их обоснование.

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию

Развитие эмпатии и сопереживания

(на примере текста).

Развитие доброжелательности и доверия к людям.

Раздел  3.    XIX век. Путешествие  продолжается…( 29 часов)

24

Путешествие  3.  Москва начала  XIX века. И. А. Крылов «Слон и Моська»

1

Выразительное чтение. Жанр: басня. Биографические сведения об авторе. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения

Урок -путешествие

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения;

Сформированность

учебных

мотивов.

Выделение морального содержания ситуации.

Выбор наиболее эффективных способов решения задач .

Подведение под понятие,

выведение следствий.

Построение речевого высказывания в устной форме.

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.

Ориентация на позицию других людей , отличную от собственной.

Учет разных мнений  и умение обосновать собственное.

25

И. А. Крылов «Квартет». Характерные особенности жанра басни.

1

Выразительное чтение. Формулирование вопросов и ответов. Использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Урок ознакомления с новым материалом

пересказывать текст;

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– читать стихотворные произведения наизусть.

– различать жанры художественной литературы

Сформированность

учебных

мотивов.

Выделение морального содержания ситуации.

Анализ объектов с целью выделения признаков.

Выбор оснований и критериев для сравнения.

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.

Контроль в форме сличения способа действия

Учет разных мнений  и умение обосновать собственное.

Ориентация на позицию других людей .

26

  Басни И. А. Крылова

1

Выразительное чтение. Формулирование вопросов и ответов. Использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Урок -соревнования

читать стихотворные произведения наизусть.

– различать жанры художественной литературы

Сформированность

учебных

мотивов.

Выделение морального содержания ситуации.

Анализ объектов с целью выделения признаков

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью

нахождения отклонений и отличий от эталона.

Учет разных мнений  и умение обосновать собственное.

Ориентация на позицию других людей , отличную от собственной

27

Путешествие 4. 1828 год. Первая русская литературная сказка.

1

Различие жанров произведений. Осознанное чтение

Урок -путешествие

определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать текст;

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

Сформированность

учебных

мотивов.

Выделение морального содержания ситуации.

Структурирование знаний.

Определение основной и второстепенной информации.

Коррекция- внесение необходимых

дополнений

и изменений

Умение слушать собеседника.

Ориентация на партнера по общени

28

А. Погорельский «Черная курица»

1

Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Пересказ текста

Урок работы с новым текстом

Уметь:

– характеризовать образ Алеши, составлять план пути проникновения в сказку;

 – составлять стилизованный план;

– делать вывод

Сформированность

учебных

мотивов.

Выделение морального содержания ситуации.

Структурирование знаний.

Определение основной и второстепенной информации.

Поиск и выделение необходимой информации.

Коррекция- внесение необходимых

дополнений

и изменений.

Оценка- выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению.

Умение слушать собеседника.

Ориентация на партнера по общению.

Учет разных мнений  и умение обосновать собственное

29

А. Погорельский «Черная курица»

1

Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Пересказ текста

Урок развития умений и навыков

Уметь:

– характеризовать образ Алеши, составлять план пути проникновения в сказку;

 – составлять стилизованный план;

– делать вывод

Сформированность

учебных

мотивов.

Выделение морального содержания ситуации.

Структурирование знаний.

Определение основной и второстепенной информации

Коррекция- внесение необходимых

дополнений

и изменений

Учет разных мнений  и умение обосновать собственное.

30

Путешествие 5. Лето 1831 года. Как писать для детей.

1

Выдающиеся представители русской литературы: А. С. Пушкин,

В. А. Жуковский

Урок - путешествие

Знать названия ,содержание изученных литературных произведений, их авторов

Сформированность

учебных

мотивов.

Формирование чувства прекрасного

и эстетических чувств

Осознанное и произвольное построения речевого высказывания в устной форме.

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.

Умение слушать собеседника.

Умение договариваться

31

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане». Сказочное и реальное в тексте сказки.

1

Понимание содержания литературного произведения

Урок работы с новым текстом

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения;

Формирование чувства прекрасного

и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой

Структурирование знаний.

Свободная ориентация и восприятие текста художественного стиля

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью

нахождения отклонений и отличий от эталона.

Умение договариваться,

находить общее решение.

Умение аргументировать свое предложение, убеждать, уступать.

32

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане». Первое чудо и вторая встреча с отцом

1

Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Литературная сказка

Урок –театрализация

пересказывать текст;

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– читать стихотворные произведения наизусть

Формирование чувства прекрасного

и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой

Структурирование знаний.

Свободная ориентация и восприятие текста художественного стиля.

Установление причинно-следственных связей.

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью

нахождения отклонений и отличий от эталона.

Умение слушать собеседника.

Умение договариваться,

находить общее решение.

Умение аргументировать свое предложение, убеждать, уступать.

33

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане». В чем главный смысл сказки?

1

Устное изложение текста по плану.

Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений

Урок -рефлексия

Находить ключевые слова текста. Составлять  простой план текста самостоятельно.

Формирование чувства прекрасного

и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой

Структурирование знаний.

Свободная ориентация и восприятие текста художественного стиля.

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью

нахождения отклонений и отличий от эталона.

Умение аргументировать свое предложение, убеждать, уступать

34

Внеклассное чтение. А. С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»

1

Сюжет, герой-персонаж, его характер, поступки. Литературная сказка.

Урок-сказка .

Уметь высказывать оценочное суждение  по прочитанному.

Интерес к способу решения

и к общему способу действия

Структурирование знаний.

Свободная ориентация и восприятие текста художественного стиля

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию

Умение слушать собеседника

35

В. А. Жуковский «Спящая царевна»

1

Сюжет, герой-персонаж. Богатство языка. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного

Урок-путешествие в  сказку.

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя

Развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям.

Выбор вида чтения в зависимости от цели.

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества

36

Литературные сказки. Обобщение.

1

Средства выразительности и сравнения, определения. Богатство языка

Проектная деятельность.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст

Сформированность

познавательных   мотивов-интереса  к новому.

Анализ объектов с целью выделения признаков.

Выбор оснований и критериев для сравнения

Планирование –определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата

Умение аргументировать свое предложение, убеждать, уступать

37

В. Даль «Война грибов с ягодами» (русская народная сказка )

1

Средства выразительности и сравнения, определения. Богатство языка

Урок работы с новым текстом

Делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– читать стихотворные произведения

Развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям.

Поиск и выделение необходимой информации

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию

Умение договариваться , находить общее решение .

38

Как надо писать для детей? А. Ишимова «Славяне».

1

Средства выразительности и сравнения, определения. Богатство языка

Урок развития речи.

различать жанры художественной литературы.

Формирование основ гражданской идентичности личности.

Выдвижение гипотез. Построение логической цепи рассуждений

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.

Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу

39

Обобщение по разделу 3  «XIX век. Путешествие продолжается» ..

1

Жанры. Главная мысль

Урок связной речи

Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов

Сформированность

учебных

мотивов.

Выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Рефлексия способов и условий действия

Коррекция- внесение необходимых

дополнений

и изменений.

Оценка- выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению.

Умение слушать собеседника.

Умение аргументировать свое предложение

40

Проверочная работа   № 4  по разделу  «XIX век. Путешествие продолжается».

1

Жанры. Главная мысль

Урок контроля

Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов

Сформированность

учебных

мотивов.

Выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Рефлексия способов и условий действия

Коррекция- внесение необходимых

дополнений

и изменений.

Умение слушать собеседника.

Умение аргументировать свое предложение

41

Внеклассное чтение. «Вчера и сегодня». (Книги о родном городе, его прошлом и настоящем или литературные сказки писателей XIX века)

1

Литературная сказка. Библиографические сведения (автор, титульный лист, аннотация

Урок внеклассного чтения

Уметь высказывать своё отношение к прочитанному.

Интерес к способу решения

и к общему способу действия.

Развитие доброжелательности , доверия , внимательности к людям.

Структурирование знаний.

Свободная ориентация и восприятие текста художественного стиля.

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию

Умение слушать собеседника.

Умение аргументировать свое предложение, убеждать, уступать

42

Путешествие 6. Мир природы приходит на страницы книг.

1

Средства выразительности и описание. Понимание содержания литературного произведения

Урок - путешествие

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов

Формирование чувства прекрасного

и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Свободная ориентация и восприятие текста художественного стиля

Оценка- выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению.

Умение слушать собеседника.

43

Картины природы в книге С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука»

1

Средства выразительности и описание. Понимание содержания литературного произведения

Урок работы с новым тексто

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль

Формирование чувства прекрасного

и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Свободная ориентация и восприятие текста художественного стиля.

Выдвижение гипотез и их обоснование.

Оценка- выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению.

Умение аргументировать свое предложение, убеждать, уступать.

Умение слушать собеседника.

44

Поэты XIX века

о природе. Стихи

А. Толстого,

А.  Плещеева.Ф Тютчева,А.Майкова

1

Тема стихотворения. Средства выразительности. Выразительное чтение

Урок работы с новым текстом

пересказывать текст;

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

Формирование чувства прекрасного

и эстетических чувств

Выбор оснований и критериев для сравнения.

Свободная ориентация и восприятие текста художественного стиля.

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.

Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта

45

Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». Картины русской природы в стихотворении

1

Виды текстов: описание, повествование. Герой-персонаж, его поступки, характер

Урок работы с новым текстом

читать стихотворные произведения наизусть;

– различать жанры художественной литературы

Формирование чувства прекрасного

и эстетических чувств

Выбор вида чтения в зависимости от цели.

Выдвижение гипотез и их обоснование.

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.

Умение аргументировать свое предложение, убеждать

46

Путешествие 7. Школа Л. Н. Толстого в Ясной Поляне. «Какая бывает роса на траве» ; «Два брата»

1

Жанры: сказка, описание, рассказ

Урок работы с новым текстом

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов

Интерес к способу решения и общему способу действия.

Поиск и выделение необходимой информации. Выдвижение гипотез и их обоснование

Коррекция- внесение необходимых

дополнений

и изменений.

Умение аргументировать свое предложение, убеждать, уступать

47

Практикум «Учусь читать художественную прозу»

1

Урок-практикум

делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– читать стихотворные

48

К. Д. Ушинский «Столица и губернский город». Сочинение -подражение   Ушинскому. «Жалобы Зайки»

1

Главная мысль. Жанр. Элементы

Урок работы с новым текстом

читать стихотворные произведения наизусть;

– различать жанры художественной литературы

Сформированность познавательных мотивов. Интерес к способу решения и общему способу действия.

Формулирование проблемы. Выдвижение гипотез и их обоснование

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.

Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу

49

Первое знакомство с Родиной. ». К. Д. Ушинский «Деревня и уездный город». «Проселочная дорога».Сочинение в форме путевого очерка.

1

Главная мысль. Жанр. Элементы

Урок работы с новым текстом

различать жанры художественной литературы

Сформированность

учебных

мотивов.

Формирование основ гражданской идентичности личности.

Выдвижение гипотез и их обоснование.

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.

Умение слушать собеседника Умение аргументировать свое предложение, убеждать, уступать.

50

А. И. Куприн «Слон». Непонятная болезнь

1

Герой-персонаж: характер, поступки

Урок работы с новым текстом

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов

Интерес к способу решения и общему способу действия.

Определение основной и второстепенной информации.

Коррекция- внесение необходимых

дополнений

и изменений.

Умение аргументировать свое предложение, убеждать, уступать

51

И. Куприн «Слон».

1

Герой-персонаж: характер, поступки

Урок- рефлексия

читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст;

– делить текст на смысловые части

Интерес к способу решения и общему способу действия.

Определение основной и второстепенной информации

Коррекция- внесение необходимых

дополнений

и изменений.

Умение аргументировать свое предложение, убеждать, уступать

52

Обобщение. Проверочная работа   № 5 по разделу «Путешествие продолжается…» Внеклассное чтение .Произведения А.П.Чехова для детей

1

Различение жанров художественной литературы

Урок контроля.Урок внеклассного чтения

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов

Сформированность

учебных

мотивов.

Рефлексия способов и условий действия, контроль процесса и результатов деятельности.

Оценка- выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению.

Умение слушать собеседника.

Умение аргументировать свое предложение

Раздел 4.  Век ХХ. Новые встречи со старыми друзьями. (49 часов

53

Путешествие 8.

(В… библиотеку). Загадка Л Л. Чарской.

«Записки маленькой гимназистки

1

Осознанное, правильное, выразительное чтение. Пересказ

Урок- путешествие в  библиотеку.

Уметь находить ключевые слова текста.

54

Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки». Друзья и враги Лены Икониной.

1

Участие в диалоге при обсуждение прочитанного. Построение небольшого монологического высказывания о героях произведения

Урок работы с новым текстом

Уметь пересказывать  текст подробно, сжато,  выборочно.Уметь анализировать структуру книги , самостоятельно выбирать в библиотеке

Сформированность

учебных

мотивов.

55

Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки». Друзья и враги Лены Икониной.

1

Участие в диалоге при обсуждение прочитанного. Построение небольшого монологического высказывания о героях произведения

Урок работы с новым текстом

Уметь пересказывать  текст подробно, сжато,  выборочно.Уметь анализировать структуру книги , самостоятельно выбирать в библиотеке

Сформированность

учебных

мотивов.

56

Внеклассное чтение. Мир детства на страницах русской классики ХIХ–ХХ веков

1

Участие в диалоге при обсуждение прочитанного. Построение небольшого монологического высказывания о героях произведения

Урок внеклассного чтения

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений; их авторов

Интерес к способу решения

и к общему способу действия

Структурирование знаний.

Свободная ориентация и восприятие текста художественного стиля.

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию

Умение слушать собеседника

57

Путешествие 9. Петроград. 1923 год. Редакция «Воробья». Житков и Маршак

1

Осознанное чтение. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного.

Урок работы с новым текстом

пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план

Сформированность познавательных мотивов

Выдвижение гипотез и их обоснование. Установление причинно-следственных связей.

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.

Умение аргументировать свое предложение, убеждать, уступать.

58

П Б. Житков «Николай Исаич  Пушкин». Настоящий капитан.

1

Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения

Комбинированный урок

пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план

Развитие доброжелательности , доверия , внимательности к людям, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.

Выдвижение гипотез и их обоснование. Установление причинно-следственных связей.

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию

Умение слушать собеседника

59

Гимназисты Корнея

 Чуковского «Серебряный герб» (глава 1). « Телефон

1

Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения

Комбинированный урок

пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план

Развитие доброжелательности , доверия , внимательности к людям, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается

Выдвижение гипотез и их обоснование. Установление причинно-следственных связей.

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию

Умение слушать собеседника

60

Д. Хармс «Уж я бегал, бегал, бегал…»

1

Понимание содержания литературного произведения. Главная мысль

Урок работы с новым текстом

читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения;

Интерес к способу решения

и к общему способу действия.

Выбор вида чтения в зависимости от цели.

Выдвижение гипотез и их обоснование

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.

Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов.

61

Юрий Владимиров «Чудаки». Александр Введенский «О рыбаке и судаке»

1

Герой произведения. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний

Урок работы с новым текстом

пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план

Сформированность

учебных

мотивов

Определение основной и второстепенной информации

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.

Умение слушать собеседника.

Ориентация на партнера по общению.

62

Внеклассное чтение. Современные чудаки.

1

Герой произведения.

Урок внеклассного чтения.

Уметь анализировать структуру книги, самостоятельно выбирать в библиотеке

Интерес к способу решения

и к общему способу действия.

Структурирование знаний.

Свободная ориентация и восприятие текста художественного стиля.

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию

Умение аргументировать свое предложение, убеждать.

63

Путешествие 10.

«Вокруг Маршака».

1

Жанр произведения:

стихотворение.

Различие жанров произведений.

Урок работы с новым текстом

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений;

их авторов

Интерес к способу решения

и к общему способу действия.

Структурирование знаний.

Свободная ориентация и восприятие текста художественного стиля.

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию

Умение аргументировать свое предложение, убеждать.

64

Внеклассное чтение.

Современные детские журналы

1

Иллюстрация в книге и ее роль

в понимании произведения

Урок внеклассного чтения

читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения;

Интерес к способу решения

и к общему способу действия.

Структурирование знаний.

Свободная ориентация и восприятие текста художественного стиля.

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию

Умение аргументировать свое предложение, убеждать.

65

Е. Шварц «Два брата»

1

Произведение классика советской детской литературы. Понимание содержания произведения

Урок работы с новым текстом

определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

Развитие доброжелательности, доверия, внимательности к людям

Свободная ориентация и восприятие текста художественного стиля

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.

Учет разных мнений  и умение обосновать собственное.

66

Е. Шварц «Два брата».

1

Произведение классика советской детской литературы. Понимание содержания произведения

Комбинированный урок

определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

Развитие доброжелательности, доверия, внимательности к людям

Свободная ориентация и восприятие текста художественного стиля

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию

Учет разных мнений  и умение обосновать собственное.

67

Б. Галанов «Книжка про книжки»
(отрывок).

«Пишу на ту же тему по-своему»

1

Произведение классика советской детской литературы. Понимание содержания произведения

Урок работы с новым текстом

составлять цитатный план;

– сравнивать сказки со схожим сюжетом;

– выразительно читать фрагменты сказок

Развитие эмпатии и сопереживания , эмоционально-нравственной отзывчивости

Поиск и выделение необходимой информации.

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.

Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета

68

А. Н. Толстой «Фофка», «Кот- сметанный рот»

1

Произведение классика советской детской литературы. Понимание содержания произведения

Урок работы с новым текстом

составлять цитатный план;

– сравнивать сказки со схожим сюжетом;

– выразительно читать фрагменты сказок

Развитие эмпатии и сопереживания , эмоционально-нравственной отзывчивости

Поиск и выделение необходимой информации.

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.

Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета

69

М. Пришвин «Изобретатель».

1

Осознанное чтение доступных по объему произведений. Выразительное чтение

Урок работы с новым текстом

составлять цитатный план;

– сравнивать сказки со схожим сюжетом;

– выразительно читать фрагменты сказок

Интерес к способу решения

и к общему способу действия.

Систематизация знаний. Выдвижение гипотез и их обоснование.

Установление причинно-следственных связей

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.

Учет разных мнений  и умение обосновать собственное

70

 С. Я. Маршак «Сила жизни» .Маршак-критик,поэт,переводчик,редактор.

1

использование интонаций,соответствующих смыслу текста.

Урок работы с новым текстом

сравнивать сказки со схожим сюжетом;

– выразительно читать фрагменты сказок

Формирование чувства прекрасного

и эстетических чувств

Формулирование проблемы.

Свободная ориентация и восприятие текста

Оценка- выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению

Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмет

71

Обобщение. Проверочная работа

№ 6 по разделу «Детская литература XX века».

1

Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Урок  контроля

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений;

их авторов

Формирование чувства прекрасного

и эстетических чувств

Формулирование проблемы.

Свободная ориентация и восприятие текста

Оценка- выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению

Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета

72

Путешествие 11.

В. Маяковский    «История Власа- лентяя и лоботряса»

1

Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений с использованием соответствующей интонации, тона

Урок- путешествие.

понятиям гротеск, антитеза, цвет, ирония, пейзаж;

– характеризовать персонажей, их поведение, авторское отношение.

Формирование чувства прекрасного

и эстетических чувств Формулирование проблемы.

Свободная ориентация и восприятие текста

Формулирование проблемы.

Свободная ориентация и восприятие текста

Оценка- выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению

Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета

73

Агния Барто «Снегирь»

1

Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений с использованием соответствующей интонации, тона

Урок -  поэзии

Уметь инсценировать художественные произведения (читать по ролям)

Сформированность

учебных

мотивов.

Определение основной и второстепенной информации.

Поиск и выделение необходимой информации

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.

Умение слушать собеседника.

Ориентация на партнера по общению

74

Ю. Олеша «Три Толстяка». «Кукла с хорошим аппетитом»

1

Особенности творчества писателей XX в.

Урок работы с новым текстом

Уметь инсценировать художественные произведения (читать по ролям)

Формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни.

Определение основной и второстепенной информации.

Поиск и выделение необходимой информации

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.

Умение слушать собеседника.

Ориентация на партнера по общению

75

Ю. Олеша «Три Толстяка». «Кукла с хорошим аппетитом

1

Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения.

Урок-рефлексия.

Уметь инсценировать художественные произведения (читать по ролям)

Формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни.

Определение основной и второстепенной информации

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.

Умение слушать собеседника

76

«Учусь работать с научно-популярным текстом» (Б. Голанов «Как найти город Трёх Толстяков?»

1

Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения. Умение ставить вопросы, отвечать на вопросы по содержанию

Урок-практикум.

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений;

их авторов.

Формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни

Выдвижение гипотез и их обоснование. Свободная ориентация и восприятие текста художественного стиля

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.

Умение аргументировать свое предложение, убеждать, уступать.

77

Путешествие 12. «Дорогие мои мальчишки»(Р. Фраерман «Гайдар и дети»

1

Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

Урок работы с новым текстом

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений;

их авторов.

Формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни

Выдвижение гипотез и их обоснование. Свободная ориентация и восприятие текста художественного стиля

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.

Умение аргументировать свое предложение, убеждать, уступать.

78-80

А. Гайдар. «Тимур и его команда».

3

Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

Урок работы с новым текстом

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений;

их авторов

Развитие эмпатии и сопереживания , эмоциональнонравственной отзывчивости, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Способность к волевому усилию.

Умение слушать собеседника.

Ориентация на партнера по общению.

81

Путешествие 13. Смешные книжки. Н. Носов «Федина задача»

1

Построение небольшого монологического высказывания: рассказ о своих впечатлениях о произведении. Пересказ текста

Урок работы с новым текстом

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения;

Развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству и дружбе.

Сформированность учебных мотивов

Формулирование проблемы.

Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов.

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию .

Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета

82

Юмористический рассказ на серьёзную тему. В. Драгунский «Что любит Мишка?»

1

Построение небольшого монологического высказывания

Урок работы с новым текстом

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль

Сформированность учебных мотивов

Установление причинно-следственных связей.

Контроль в форме сличения способа действия и его результата

Эмоционально позитивное отношение

83

Внеклассное  чтение. Юмористические  рассказы В. Драгунского, Ю. Сотника и Н. Носова

1

Пересказ текста

Урок внеклассного чтения

пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план.

Сформированность учебных мотивов

Установление причинно-следственных связей

Контроль в форме сличения способа действия и его результата

Эмоционально позитивное отношение

84

Стихи А. Барто.  Сатира или юмор?

1

Различие жанров произведений. Выразительное чтение. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного

Урок работы с новым текстом

Уметь заучивать  наизусть и выразительно читать стихотворения.

Стремление выполнять социально-значимую деятельность, быть полезным обществ

Установление причинно-следственных связей

Контроль в форме сличения способа действия и его результата

Эмоционально позитивное отношение

85

Внеклассное чтение. «Не про меня ли это?» (Веселые произведения

В. Голявкина

1

Различие жанров произведений. Выразительное чтение. Умение ставить вопросы по содержанию

Урок развития умений и навыков.

Уметь заучивать  наизусть и выразительно читать стихотворения.

Интерес к способу решения

и к общему способу действия

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.

Умение слушать собеседника.

Умение аргументировать свое предложение, убеждать

86

Путешествие 14. «Книжкины  именины» во Дворце пионеров. Стихи Е. Благининой, Б. Заходера, Ю. Коринца.

1

Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений с использованием соответствующей интонации, тона

Урок работы с новым текстом

Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений с использованием соответствующей интонации, тона

Формирование чувства прекрасного

и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой

Выбор вида чтения в зависимости от цели.

Свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля.

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.

Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества

87

Стихи И. Токмаковой и

Г. Сапгира

1

Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений с использованием соответствующей интонации, тона

Урок- соревнования

Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений с использованием соответствующей интонации, тона

Формирование чувства прекрасного

и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой

Выбор вида чтения в зависимости от цели.

Свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля.

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.

Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества

88

Стихи Эммы Мошковской  и Эдуарда Успенского

1

Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений с использованием соответствующей интонации, тона

Урок работы с новым текстом

Уметь заучивать  наизусть и выразительно читать стихотворения

Формирование чувства прекрасного

и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой

Свободная ориентация и восприятие текстов художественного ст Выбор вида чтения в зависимости от цели.

иля.

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.

Взаимоконтроль и взаимопомощь  по ходу выполнения задания.

Умение слушать собеседника

89

Стихи Саши Чёрного и В. Долиной.

1

Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений

Урок работы с новым текстом

Уметь заучивать  наизусть и выразительно читать стихотворения

Формирование чувства прекрасного

и эстетических чувств

Свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля.

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию

Умение договариваться , находить общее решение.

90

Миниатюры Г.Цыферова. Р/р Создание собственных миниатюр.

1

Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений с использованием соответствующей интонации, тона

Урок работы с новым текстом

Уметь заучивать  наизусть и выразительно читать стихотворения

Формирование чувства прекрасного

и эстетических чувств

Свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля.

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию

Умение договариваться , находить общее решение.

91

Стихи Н. Матвеевой.

1

Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений

Урок работы с новым текстом

Уметь заучивать  наизусть и выразительно читать стихотворения

Формирование чувства прекрасного

и эстетических чувств

Свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля.

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию

Умение договариваться , находить общее решение.

92

Внеклассное чтение. Любимые стихи.

1

Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений

Урок внеклассного чтения.

Уметь анализировать структуру книги, самостоятельно выбирать в библиотеке.

Формирование чувства прекрасного

и эстетических чувств

Свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля.

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию

Умение договариваться , находить общее решение.

93

Обобщение. Проверочная работа № 7 по разделу «Век ХХ. Новые встречи со старыми друзьями»    С. Козлов «Снежный цветок».Практикум . Учись писать литературный текст.

1

Жанры. Герои произведений

Урок контроля

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений;

их авторов.

Интерес к способу решения

и к общему способу действия.

Выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Рефлексия способов и условий действия, контроль процесса и результатов деятельности

Коррекция- внесение необходимых

дополнений

и изменений

Умение слушать собеседника.

Умение аргументировать свое предложение

94

С. Козлов «Снежный цветок»..

1

Различие жанров произведений. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения

Урок работы с новым текстом

Знать произведения классиков детской поэзии.

Интерес к способу решения

и к общему способу действия.

Выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Рефлексия способов и условий действия, контроль процесса и результатов деятельности

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.

Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества

95

С. Козлов «Снежный цветок»..Проверка техники чтения за 2 полугодие

1

Различие жанров произведений. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.

Урок контроля

Знать произведения классиков детской поэзии

Сформированность учебных мотивов. Интерес к способу решения

и к общему способу действия.

Выдвижение гипотез и их обоснование.

Выбор вида чтения в зависимости от цели.

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.

Умение договариваться , находить общее решение.

96

С. Козлов «Снежный цветок»

1

Различие жанров произведений. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения

Комбинированный урок.

Читать стихотворные произведения наизусть (по выбору)

Сформированность учебных мотивов. Интерес к способу решения

и к общему способу действия.

Выдвижение гипотез и их обоснование.

Выбор вида чтения в зависимости от цели.

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.

Умение договариваться , находить общее решение.

97

Внеклассное чтение «О чём можно, о чём хочется читать».

1

Произведения современной отечественной литературы,

доступные для восприятия младшими школьниками

Урок-праздник

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений; их авторов.

Уметь:

– выразить собственное отношение к прочитанным произведениям

– охарактеризовать отношение автора к героям, событиям произведений

Интерес к способу решения

и к общему способу действия

Структурирование знаний.

Свободная ориентация и восприятие текста художественного стиля.

Оценка- выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению.

Умение слушать собеседника.

Умение аргументировать свое предложение, убеждать, уступать

98

Путешествие 15. Современные  детские писатели. К. Драгунская «Крайний случай».

1

Различие жанров произведений. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения

Урок работы с новым текстом

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов

Развитие эмпатии и сопереживания  эмоционально-нравственной отзывчивости

Выбор вида чтения в зависимости от цели. Свободная ориентация и восприятие текста художественного стиля.

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.

Умение аргументировать свое предложение, убеждать, уступать

99

Творческая  манера  Ксении Драгунской «Ерунда на постном масле».

1

Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения

Урок ознакомления с новым материалом

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя

Развитие эмпатии и сопереживания  эмоционально-нравственной отзывчивости, готовности к сотрудничеству

Выбор вида чтения в зависимости от цели. Свободная ориентация и восприятие текста художественного стиля.

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.

Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета

100-101

Интервью с Тимом Собакиным. Интервью с Т. Собакиным.Стихи и проза Т.Собакина

2

Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения

Урок ознакомления с новым материалом

Уметь заучивать  наизусть и выразительно читать стихотворения

Развитие доверия и внимательности к людям,

готовности к оказанию  помощи тем, кто в ней нуждается.

Доказательство.

Выдвижение гипотез и их обоснование. Свободная ориентация и восприятие текста художественного стиля.

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.

Умение аргументировать свое предложение, убеждать, уступать

102

Обобщение по всему курсу. Проверочная работа № 8 (итоговая) по теме: «Интервью у детского писателя».

1

Создание небольших письменных ответов на поставленные вопросы

Урок контроля

Уметь выразить письменно свои впечатления о прочитанном, записать в виде интервью ответы

Интерес к способу решения

и к общему способу действия.

Выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Коррекция- внесение необходимых

дополнений

и изменений

Умение слушать собеседника.

Умение аргументировать свое предложение

Урочная деятельность- 89часов.

Неурочная деятельность-13 часов

РАЗДЕЛ 3

Календарно-тематическое планирование (Литературное чтение  4 класс Бунеев  Р.Н., Бунеева Е.В)

Тема урока

Дата проведения

4 класс

План

Факт

                                                                                 Раздел 1. Любимые книги (7 часов)

Введение. Пролог. Знакомство с учебником. Г. Сапгир « Сегодня, завтра и вчера»

Начало удивительных событий. Е. Велтистов «Приключения Электроника»

Что  может Электроник? Е. Велтистов «Приключения Электроника».

Ю. Мориц «Баллада о фокусах шоколада».

Обобщающий урок по разделу « Любимые книги» Проверочная работа № 1.

Внеклассное чтение. Книги о ребятах-сверстниках.

Что такое детская литература? Р.Р. Сочинение о любимом  писателе.

Раздел 2.  У истоков русской детской  литературы.(17часов)

Летопись. А. Пушкин «Борис Годунов» (отрывок). Н. Кончаловская «В монастырской келье узкой…»

Повесть временных лет». « Расселение славян». Славяне и их просветители. Изобритение  славянской азбуки

«Похвала книгам» Ярослава Мудрого.

«Поучение» Владимира Мономаха детям.

Дмитрий Герасимов. О поселянине и медведице.

Путешествие 1. XVII век. Справщик Савватий – первый детский поэт.

Стихи Симеона Полоцкого и Кариона Истомина

Обобщение по разделу: «У истоков русской детской литературы». Проверочная работа №2.

Внеклассное чтение. Книги о книгах

Путешествие 2

.Конец XVIII века. Усадьба Аксаковых

С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука»

А. Болотов «Жизнь и приключения Андрея Болотова ».

Статья Н. И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума»

Сочинение в стиле нравоучительной статьи. Детские стихи А.Шишкова

Обобщающий урок. Зарождение, становление и развитие детской литературы XI–XVIII веков.

Проверочная работа № 3 по теме «Зарождение, становление и развитие детской литературы XI–XVIII веков».

Внеклассное чтение. Писатели о себе (автобиографические книги)

Раздел  3.    XIX век. Путешествие  продолжается…( 29 часов)

Путешествие  3.  Москва начала  XIX века. И. А. Крылов «Слон и Моська»

И. А. Крылов «Квартет». Характерные особенности жанра басни.

  Басни И. А. Крылова

Путешествие 4. 1828 год. Первая русская литературная сказка

А. Погорельский «Черная курица»

А. Погорельский «Черная курица»

Путешествие 5. Лето 1831 года. Как писать для детей.

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане». Сказочное и реальное в тексте сказки.

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане». Первое чудо и вторая встреча с отцом.

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане». В чем главный смысл сказки?

Внеклассное чтение. А. С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»

В. А. Жуковский «Спящая царевна»

Литературные сказки. Обобщение.

В. Даль «Война грибов с ягодами» (русская народная сказка в обработке В. Даля). «Кузовок» (игра)

Как надо писать для детей? А. Ишимова «Славяне».

Обобщение по разделу 3  «XIX век. Путешествие продолжается» ..

Проверочная работа   № 4  по разделу  «XIX век. Путешествие продолжается».

Внеклассное чтение. «Вчера и сегодня». (Книги о родном городе, его прошлом и настоящем или литературные сказки писателей XIX века

Путешествие 6. Мир природы приходит на страницы книг.

Картины природы в книге С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука»

Поэты XIX века

о природе. Стихи

А. Толстого,

А.  Плещеева.Ф Тютчева,А.Майкова

Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». Картины русской природы в стихотворении

Путешествие 7. Школа Л. Н. Толстого в Ясной Поляне. «Какая бывает роса на траве» ; «Два брата»

Практикум «Учусь читать художественную прозу»

К. Д. Ушинский «Столица и губернский город». Сочинение -подражение   Ушинскому. «Жалобы Зайки»

Первое знакомство с Родиной. ». К. Д. Ушинский «Деревня и уездный город». «Проселочная дорога».Сочинение в форме путевого очерка.

А. И. Куприн «Слон». Непонятная болезнь.

И. Куприн «Слон».

Обобщение. Проверочная работа   № 5 по разделу «Путешествие продолжается…» Внеклассное чтение .Произведения А.П.Чехова для детей

                                                                Раздел 4.  Век ХХ. Новые встречи со старыми друзьями. (49 часов)

Путешествие 8.

(В… библиотеку). Загадка Л Л. Чарской.

«Записки маленькой гимназистки»

Л. Чарская

«Записки маленькой гимназистки» . Первый день Лены в гимназии

Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки». Друзья и враги Лены Икониной.

Внеклассное чтение. Мир детства на страницах русской классики ХIХ–ХХ веков

Путешествие 9. Петроград. 1923 год. Редакция «Воробья». Житков и Маршак.

П Б. Житков «Николай Исаич  Пушкин». Настоящий капитан.

Гимназисты Корнея

 Чуковского «Серебряный герб» (глава 1). « Телефон».

Д. Хармс «Уж я бегал, бегал, бегал…»

Юрий Владимиров «Чудаки». Александр Введенский «О рыбаке и судаке»

Внеклассное чтение. Современные чудаки.

Путешествие 10.

«Вокруг Маршака».

Внеклассное чтение.

Современные детские журналы

Е. Шварц «Два брата».

Е. Шварц «Два брата».

Б. Галанов «Книжка про книжки»
(отрывок).

«Пишу на ту же тему по-своему»

А. Н. Толстой «Фофка», «Кот- сметанный рот»

М. Пришвин «Изобретатель».

С. Я. Маршак «Сила жизни» .Маршак-критик,поэт,переводчик,редактор.

Обобщение. Проверочная работа

№ 6 по разделу «Детская литература XX века».

Путешествие 11.

В. Маяковский    «История Власа- лентяя и лоботряса»

Агния Барто «Снегирь»

Ю. Олеша «Три Толстяка». «Кукла с хорошим аппетитом

Ю. Олеша «Три Толстяка». «Кукла с хорошим аппетитом»

Учусь работать с научно-популярным текстом» (Б. Голанов «Как найти город Трёх Толстяков?»

Путешествие 12. «Дорогие мои мальчишки»(Р. Фраерман «Гайдар и дети»

А. Гайдар. «Тимур и его команда».

Путешествие 13. Смешные книжки. Н. Носов «Федина задача»

Юмористический рассказ на серьёзную тему. В. Драгунский «Что любит Мишка?»

Внеклассное  чтение. Юмористические  рассказы В. Драгунского, Ю. Сотника и Н. Носова

Стихи А. Барто.  Сатира или юмор?

Внеклассное чтение. «Не про меня ли это?» (Веселые произведения

В. Голявкина,

И. Пивоваровой

Путешествие 14. «Книжкины  именины» во Дворце пионеров. Стихи Е. Благининой, Б. Заходера, Ю. Коринца.

Стихи И. Токмаковой и

Г. Сапгира

Стихи Эммы Мошковской  и Эдуарда Успенского

Стихи Саши Чёрного и В. Долиной

Миниатюры Г.Цыферова. Р/р Создание собственных миниатюр.

Стихи Н. Матвеевой

Внеклассное чтение. Любимые стихи.

Обобщение. Проверочная работа № 7 по разделу «Век ХХ. Новые встречи со старыми друзьями»    С. Козлов «Снежный цветок».Практикум . Учись писать литературный текст

С. Козлов «Снежный цветок»..Проверка техники чтения за 2 полугодие

С. Козлов «Снежный цветок»

Внеклассное чтение «О чём можно, о чём хочется читать».

Путешествие 15. Современные  детские писатели. К. Драгунская «Крайний случай».

Творческая  манера  Ксении Драгунской «Ерунда на постном масле».

Интервью с Тимом Собакиным. Интервью с Т. Собакиным.Стихи и проза Т.Собакина

Обобщение по всему курсу. Проверочная работа № 8 (итоговая) по теме: «Интервью у детского писателя».

 

 

Приложение 2. Критерии и нормы оценивания.

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью:
навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и "про себя");

  1. Умения выразительно читать и пересказывать текст;
  2. Учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.
  3. При проверке умения пересказывать текст  произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.
    Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).
    Чтение и читательская деятельность в разных классах начальной школы имеет специфические особенности. Если в первом классе чтение выступает объектом усвоения (осваиваются способы чтения, ведется работа над пониманием прочитанных слов, предложений и небольших текстов), то во вторых - четвертых классах чтение постепенно становится обще учебным умением. Одним из показателей этого является изменение соотношения чтения "про себя" и вслух. Кроме этого, в первом классе основное учебное время занимает чтение вслух, тогда как по мере овладения навыками быстрого осознанного чтения увеличивается доля чтения "про себя" (от 10-15% в первом классе и до 80-85% в четвертом классе).
    Учитывая особенности уровня сформированности навыка чтения школьников, учитель ставит конкретные задачи контролирующей деятельности:
  4.  Достижение осмысления прочитанного текста при темпе чтения не менее 65-70 слов в минуту (вслух) и 85-90 слов в минуту ("про себя");
  5. Проверка выразительности чтения подготовленного текста прозаических произведений и стихотворений, использование основных средств выразительности: пауз, логических ударений.
  6. Характеристика цифровой оценки (отметки) по предметам:
    "5" ("отлично") - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета (два недочета приравниваются к одной ошибке); логичность и полнота изложения.

    "4" ("хорошо") - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала;

  7. "3" ("удовлетворительно") - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса;

    "2" ("плохо") - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более б ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; на рушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса для реализации рабочей программы

«Литературное чтение».

Учебно-методическая литература для учителя.

Автор, год издания

Название пособия

Вид пособия

1.

Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева., 2013

 Литературное чтение.

«В одном счастливом детстве».

Учебник

2.

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В, 2013

Тетрадь по литературному чтению к учебнику «В одном счастливом детстве».

Рабочие тетради в 2-х частях.

3.

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В., Чиндилова О.В. , 2014

Уроки литературного чтения в 4-м классе по учебнику «В одном счастливом детстве».

Методические рекомендации для учителя.

4.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru/ 

Электронные ресурсы

5.

Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа/Под науч. ред. Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2009. – 400 с.

  Сборник программ

6.

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова  [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения)

Пособие для учителя

7.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения)

Пособие для учителя

8.

Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы.3-4 класс.-М.:Баласс, 2012.-80с. (Образовательная система «Школа 2100»)

Пособие для учителя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету "Чтение и развитие речи". 2 класс.

Рабочая учебная программа по чтению и развитию речи. 2 класс. Разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В. Учебник Иль...

Рабочая программа по учебному курсу "Чтение" в 1 классе для обучающихся с ОВЗ.

Рабочая программа по учебному курсу "Чтение" в 1 классе для обучающихся с ОВЗ. Приложение к АООП. Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучаю...

Рабочая программа по учебному предмету "Чтение и развитие речи" 4 класс

Рабочая программа по учебному предмету "Чтение и развитие речи" составлена для обучающихся 4 класса с умственной отсталостью....

Рабочая программа по учебному предмету Чтение. Работа с текстом для 4б класса

Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Чтение. Работа с текстом» 4б класса составлена на основе следующих документов и материалов: • примерной программы по учебному предмету «Чтение ...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Чтение" для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Чтение» разработана в соответствии с:· Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Ф...

Рабочая программа по учебному предмету «Чтение» 1 класс

Рабочая программа по учебному предмету «Чтение»  1 класс составлена в соответствии с ФГОС НОО для глухих детей  на основе АООП НОО глухих детей (вариант 1.2)....

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "ЧТЕНИЕ" для обучающейся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), получающей образование по индивидуальному плану на дому, 9 класс

Рабочая программа по предмету предназначена для обучающейся 9  класса, получающей образование по индивидуальному плану на дому и составлена с учётом индивидуальных и возрастных психофизиологическ...