Рабочая программа по учебному курсу "Чтение" в 1 классе для обучающихся с ОВЗ.
рабочая программа по чтению (1 класс) на тему

Максимова Надежда Константиновна

Рабочая программа по учебному курсу "Чтение" в 1 классе для обучающихся с ОВЗ. Приложение к АООП. 

Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Основная цель курса «Чтение» - развитие речевой коммуникации учащихся,  как способности использовать вербальные и невербальные средства для общения с окружающими людьми в различных ситуациях. 

Задачи обучения в первом классе:

- учить обучающихся понимать и чётко выполнять речевые инструкции, взаимодействовать друг с другом в ходе выполнения заданий, обращаться друг к другу и адекватно отвечать на вопрос или просьбу,

- развитие интонационной выразительности речи у обучающихся, совершенствования их лексики, грамматического строя речи, формирование простейших умений в части построения связного монологического высказывания. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Приложение к АООП

               

Рабочая программа

по учебному курсу

«Чтение»

1 класс

                         

   

Составитель:

Максимова  Надежда Константиновна,

учитель

 

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному курсу «Чтение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Основная цель курса «Чтение» - развитие речевой коммуникации учащихся,  как способности использовать вербальные и невербальные средства для общения с окружающими людьми в различных ситуациях.

Задачи обучения в первом классе:

- учить обучающихся понимать и чётко выполнять речевые инструкции, взаимодействовать друг с другом в ходе выполнения заданий, обращаться друг к другу и адекватно отвечать на вопрос или просьбу,

- развитие интонационной выразительности речи у обучающихся, совершенствования их лексики, грамматического строя речи, формирование простейших умений в части построения связного монологического высказывания.

Название учебно-методического комплекта

1 класс

Аксёнова А.К., «Букварь». Учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ А.К. Аксёнова, С.В. Комарова, М.И. Шишкова 3-е издание, Москва, Просвещение, 2015 г.-189 с.

Количество учебных часов

Место учебного курса «Чтение» - образовательная область «Язык и речевая практика». Согласно учебному плану МБОУ «ОШ №23 для обучающихся с ОВЗ» на изучение курса «Чтение» отводится:

Класс

Количество часов

в неделю

Количество

часов  в год

Количество контрольных работ

1

 3 часа

96 часов

-

Формы организации учебной деятельности

Основной формой организации обучения Чтению является урок.  Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подходов.

Каждый урок Чтения оснащён необходимыми наглядными пособиями, раздаточным и дидактическим материалом, техническими средствами обучения.

Требования к уровню подготовки учащихся

Личностными  результатами  изучения чтения являются: 

  • Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
  • Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений.
  • Ценить и принимать следующие базовые ценности «добро», «природа», «семья»;
  • Воспитывать уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям;
  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм (плохо  и хорошо);
  • Понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
  1. Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Результатами изучения курса «Чтение»

является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Входить и выходить из учебного помещения со звонком;
  • Ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
  • Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.)
  • Работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под руководством учителя;
  • Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать  предложенному плану и работать в общем темпе.
  • Активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои    действия и действия одноклассников.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в учебнике, на листе бумаги и у доски под руководством учителя;
  • Уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя;
  • Назвать, характеризовать предметы по их основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу); находить общее и различие с помощью учителя;
  • Плавно читать по слогам слова, предложения;
  • Использовать знако-символические средства с помощью учителя.
  • Работать с несложной по содержанию и структуре информацией.

Коммуникативные УУД:

  • Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель- класс);
  • Обращаться за помощью и принимать помощь;
  • Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту
  • Участвовать в диалоге на уроке в жизненных ситуациях;
  • Оформлять свои мысли в устной речи;
  • Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться;
  • Слушать и понимать речь других;
  • Договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
  • Доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодейство-вать с людьми.

Тематическое планирование

1 класс

Количество учебных недель: 33

Количество учебных часов по учебному плану: 3

Количество учебных часов в год: 96

№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

1

Добукварный период

22

2

Букварный период

74

Итого:

96

Содержание программы  учебного курса

1 класс

Добукварный период

Различение звуков окружающей действительности, узнавание их.

Имитация голосов животных (кто как голос подает), узнавание животного по его голосу.

Соотнесение звуков окружающего мира с речевыми звуками: у-у-у – воет волк, ш-ш-ш – шипит гусь и др.

Практическое знакомство со словом (Назови предметы», «Повтори все слова, которые сказали»).

Фиксация слова условно-графическим изображением. «Чтение» зафиксиро-ванных слов, соотнесение их с конкретными предметами.

Дифференциация сходных по звучанию слов: дом-дым, удочка-уточка и др.

Выделение слова из ряда предложенных на слух (2-3), фиксация каждого слова картинкой и схемой. «Чтение» слов.

Практическое знакомство с предложением на основе демонстрации действия. Фиксация предложения условно-графическим изображением. «Чтение» предло-жения.

Составление предложений из 2-3 слов по картинке, запись их условно-графи-ческой схемой. «Чтение» каждого предложения.

Дифференциация сходных по звучанию предложений с обязательным выбором соответствующей картинки.

Деление двусложных слов на части (слоги). Фиксация части слова условно-графическим изображением.

«Чтение» слов по слогам, соотнесение каждого прочитанного слова с картинкой.

Дифференциация оппозиционных слогов в игре: ма-на, са-за и т.д.

Артикуляционная гимнастика с игровыми заданиями. Дыхательные упраж-нения в игре: «Покатай  ватный шарик по парте».

Отработка чёткого звуко-произношения на материале коротких стихот-ворений, чистоговорок и т.д. Дифференциация оппозиционных звуков: м-н, б-п, д-т, с-з, с-ш и т.д. Выделение звуков а, у, м, о, н, с  в начале слова при произношении этих звуков учителем.

Обозначение звука условным значком. Подбор слов, начинающихся с заданного звука, с опорой на предметы или картинки.

Букварный период

Звук и буква  «А».

Правильное и отчетливое произношение звука «А», выделение его в начале слова, подбор слов, начинающихся со звука «А» с опорой на картинки или задание учителя.

Звук и буква  «У».

Правильное и отчетливое произношение звука «У», выделение его в начале слова, подбор слов, начинающихся со звука «У» с опорой на картинки или задание учителя.

Образование и чтение слогов, состоящих из одной гласной, в словах (а-у, у-а).

Звук и буква  «М».

Образование и чтение закрытых слогов «-ам-ум».

Составление и чтение прямых и обратных слогов «-ам, -ма; -ум, -му. Сравнение закрытых и открытых слогов.

Звук и буква  «О».

Чтение слоговых таблиц.

Звук и буква  «Х».

Чтение по слогам слов из двух усвоенных слогов  (-ма-ма, му-ха, у-ха и др.). Соотнесение прочитанного слова с предметом или картинкой.

Звук и буква  «С».

Чтение слоговых таблиц. Составление и чтение слов, состоящих из закрытого трехбуквенного слога: мох, сом и т.д.

Звук и буква  «Н».

Чтение слоговых таблиц.

Чтение предложений из 1-2 слов к предметной картинке.

Звук и буква  «ы».

Чтение предложений из 3 слов с последующим их устным воспроизведением.

Звук и буква  «Л».

Чтение слоговых таблиц. Чтение предложений из 3 слов с последующим их устным воспроизведением.

Звук и буква  «В». Чтение предложений из 3 слов с последующим их устным воспроизведением.

Звук и буква  «И». Чтение предложений из 3 слов с последующим их устным воспроизведением.

Чтение предложений из 3 слов с последующим их устным воспроизведением.

Повторение пройденных звуков и букв.

Звук и буква  «Ш».

Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур.

Звук и буква  «П».

Чтение небольших текстов  из 2-4 предложений.

Звук и буква  «Т».

Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур.

Звук и буква  «К».

Чтение небольших текстов  из 2-4 предложений. Чтение слов, обозначающих один и много предметов.

Звук и буква  «З».

Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур. Соотнесение слова с иллюстративным материалом.

Звук и буква  «Р».

Чтение слоговых структур по подобию, целостное запоминание слогов.

Звук и буква «й». Чтение небольших текстов  с последующим воспроизведе-нием прочитанного.

Звук и буква  «Ж». 

Чтение предложений с последующим их устным воспроизведением. Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур.

Звук и буква  «Б». 

Чтение небольших текстов  с последующим воспроизведением прочитанного.

Звук и буква  «Д».

Чтение небольших текстов  из 2-4 предложений.

Звук и буква  «Г».

Чтение небольших текстов  с последующим воспроизведением прочитанного.

Звук и буква  «ь».

Чтение загадок и стихотворений (из 2 строчек).

Разучивание их с голоса учителя.

Звук и буква  «Е».

Выборочное чтение по заданию учителя.

Звук и буква  «Я».

Чтение небольших текстов  с последующим воспроизведением прочитанного.

Звук и буква  «Ю». Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур.

Звук и буква  «Ё». Чтение предложений с последующим их устным воспроизведением.

Звук и буква  «Ч».

Звук и буква  «Ф». Чтение предложений с последующим их устным воспроизведением.

Звук и буква  «Ц».

Звук и буква  «Э». Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур.

Звук и буква  «Щ». Чтение небольших текстов  из 2-4 предложений.

Звук и буква  «ъ». Чтение предложений с последующим их устным воспроизведением.

Формы и средства контроля

Рабочая программа учебного курса «Чтение» в 1 классе не предусматривает проведение контрольных работ. Основные формы текущего контроля: устный опрос, оценивание письменных работ учащихся.

Критерии оценивания

В соответствии с требования ФГОС для обучающихся с ОВЗ оценке подлежат личностные и предметные результаты.

Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребёнка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой образовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций.

В 1 классе система оценивания – безотметочная. Результат продвижения первоклассников в развитии определяется на основе анализа их продуктивной деятельности: поделок, рисунков, уровня формирования  учебных навыков, речи.

Перечень учебно-методических средств обучения

Наименование объектов и средств

% оснащенности

Литература

Основная

1.1

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: подготовительный, 1-4 классы / под редак-цией В.В. Воронковой; Москва, Просвещение,   2014 г.

100

1.2

Аксёнова А.К., «Букварь». Учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образо-вательных учреждений VIII вида/ А.К. Аксёнова, С.В. Комарова, М.И. Шишкова 3-е издание, Москва, Просвещение, 2015 г.-189 с.

100

Дополнительная:

2.1

Дидактические игры и материалы:

«Школьная жизнь», «Поиграем в сказку», «Мои игрушки», «Цвет и форма геометри-ческих фигур»,  Наглядные карточки по развитию речи; Наглядный, демонстративный и дидактический материал по темам:

«Русские народные сказки, герои этих сказок», «Портреты русских и других поэтов, писателей»; «Растения», «Животные дикие, домашние, лесные и др.», «Карта мира, РФ», Музыкальные детские инструменты, маленькие мячики, кубики, мозайки, пазлы…

Карточки со словарными словами, предметные картинки по темам.

100


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для обучающихся 1 класса сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония")

Рабочая программа составлена на основе авторской программы И. Б. Истоминой «Математика» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  (образоват...

Рабочая программа по учебному предмету «Технология» для обучающихся 1 класса сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония").

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Н. М. Конышевой «Технология» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  (образоват...

Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для обучающихся 2 класса (образовательная система "Гармония")

Нормативные документы, лежащие в основе составления рабочей программы: Федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования, 2009;  Федерального перечня...

Рабочая программа по учебному предмету «ТЕХНОЛОГИЯ» для обучающихся 2 класса (образовательная система "Гармония")

Рабочая  программа по учебному предмету «Технология»   составлена  основе следующих нормативно-правовых документов Федерального  государственного образовательного стандарта на...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Математика" для обучающейся 2 класса для детей с ОВЗ

Рабочая программа учебного предмета "Математика" для обучающихся 2 класса, учебный план, которого реализует адаптированную общеобразовательную программу для детей с ограниченными возможностя...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Музыка" для обучающейся 2 класса для детей с ОВЗ

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для обучающейся 2 класса, учебный план, которого реализует адаптированную общеобразовательную программу для детей с ограниченными возможностями...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Математика» для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант 1 на 2023/2024 учебный год

Аннотация к рабочей программе учебного предмета, курса «Математика» 1-4 классы Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена на основе требований Федерального гос...