Урок внеклассного чтения "Сказка - ложь, да в ней намек..." для 1 класса
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме

Светлана Витальевна

Здесь представлена технологическая карта открытого урока внеклассного чтения по теме "Сказка - ложь, да в ней намек..." для 1 класса. Отдельно отмечены сингапурские структуры, которые реализованы в ходе урока. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tk_urok_vn.chteniya_skazka.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: Литературное чтение

Тема урока: «Сказка – ложь, да в ней намёк…»

Класс: 1 В        

Тип урока: урок внеклассного чтения

Ф.И.О. учителя: Волкова Светлана Витальевна

Цель: формирование у обучающихся мотива чтения, развитие устойчивого интереса к чтению, вооружение учащихся необходимыми знаниями и навыками для осознанного выбора книги и усвоения её содержания.

Задачи:

  • создать  условия для развития и совершенствования представлений о сказках;
  • воспитывать у  обучающихся бережному отношению к родителям, старшему поколению;
  • развивать умение анализировать качества, проявленные персонажами сказки;
  • развивать навыки сотрудничества со сверстниками;
  • воспитывать у  обучающихся чувство доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости.

Оборудование:  выставка книг со сказками, презентация к уроку, конверты с заданиями (на каждую команду), песня «В гостях у сказки», листочки с высказыванием А.С. Пушкина (на каждого ученика), по 4 листочка с текстом сказки «Три сестры» (на каждого ученика), плакаты с 3 сказочными героями для рефлексии (Буратино, Почтальон Печкин, Царевна-Несмеяна).

Организация пространства в классе: дети сидят по командам (4 человека в команде), 7 команд (7 столов).

Этапы и ход урока

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

  1. Организационный момент:
  • Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать

Пусть книги друзьями заходят в дома,

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.

Книга – верный друг детей

С ней живется веселей!

Готовятся к уроку, настраиваются на работу на уроке.

- планирование учебного сотрудничества с учителем (К)

  1. Самоопределение темы
  • Предлагаю вам в группе отгадать название произведения. Каждой команде – своя загадка (карточки). Прошу участников №1 открыть конверт и прочитать загадку для команды. Ответ обсудите в команде (на обсуждение – 30 с.).

  • А теперь прошу огласить ответы.
  • Молодцы, ребята. А теперь скажите, что объединяет все эти произведения?
  • Правильно. Как вы думаете, о чем мы будем говорить на нашем уроке? (О сказках)

Работа в группах

Разгадывают загадки-карточки:

  1. Этот сказочный герой
    С хвостиком, усатый,
    В шляпе у него перо,
    Сам весь полосатый,
    Ходит он на двух ногах,
    В ярко-красных сапогах.( Кот в сапогах).
  2. Из муки он был печен.

На сметане был мешен

На окошке он студился

По дорожке он катился (Колобок)

  1. Всех на свете он добрей,
    Лечит он больных зверей,
    И однажды бегемота
    Вытащил он из болота.(Доктор Айболит)
  2. Был он сделан из полена,
    И в каморке с папой жил.
    А вот нос его, наверно,
    Самым длинным в мире был.(Буратино)
  3. В этом доме без забот
    Жили звери, только вот,
    Медведь к ним пришел потом,
    Поломал звериный дом.(Теремок)
  4. В сказке лисонька плутовка
    Обманула зайку ловко,
    Из избушки выгнав прочь.
    Плакал зайка день и ночь.
    Но в беде ему помог
    Один смелый петушок.(Зайкина избушка)
  5. Он моторчиком жужжит
    И над улицей кружит.
    Он летит всё выше, выше,
    У него есть дом на крыше.(Карлсон)

  • Все они – сказки

Формулируют тему урока: - О сказках

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме (П)

- умение сотрудничать в модели ученик-ученик (К)

- умение вежливо общаться (К)

- подведение под понятие (П)

- самоопределение (Л)

- смыслообразование (Л)

- планирование своих действий (Р)

- принятие и сохранение учебной задачи (Р)

  1. Работа по новой теме
  • Верно, ребята, сегодня мы говорим о сказках. Ребята, а вы любите сказки?
  1. - А.С. Пушкину принадлежат слова: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок!» Как вы понимаете смысл этого высказывания? (Ответы детей)
  • Для более точного определения смысла этого предложения прошу выделить в этом предложении ключевые слова (у каждого на парте это высказывание на листочке), подчеркните их в своих листочках. (1 мин.)
  • А теперь назовите, какие ключевые слова вы выделили и докажите, почему они являются ключевыми.
  1. - Предлагаю прочесть следующий текст (СЛАЙД) шепотом, хором. 

В мире много сказок

Грустных и смешных,

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

В сказке может все случиться,

Наша сказка впереди,

Сказка в двери к нам стучится.

Скажем гостье: «Заходи!»

  1. Выходит девочка-Сказка:
  • Здравствуйте, ребята! Не меня ли вы зовете?
  • Здравствуй, Сказка! Мы пригласили тебя в гости, чтобы узнать новую сказку и новое о сказках.

Девочка-Сказка: - Что ж, но для начала вам, ребята надо выполнить задания. Выполните их верно – получите новую сказку.

  • Ребята, справимся с заданиями Сказки?

Девочка-Сказка: - Для начала предлагаю вам рассказать о своих любимых сказка друг другу так, чтобы вашему товарищу тоже захотелось прочесть именно эту сказку. А потом проверим, как вы умеете слушать и запоминать рассказанные вам сказки.

  • Ребята, предлагаю сделать это, двигаясь под музыку. Как только музыка остановится – слушаем задание:

Звучит музыка («В гостях у сказки»)

  • Выберите ближайшую пару. Первым будет рассказывать тот, кто ниже ростом. Помните, вы должны внимательно слушать и запомнить, о какой сказке рассказывает вам ваш партнер. Каждому на рассказ - по 30 с. (ТАЙМЕР). Время пошло.
  • Поблагодарите друг друга за интересную информацию.    
  • Двигаемся дальше. Танцуем под музыку. Стоп. Выбираем ближайшую пару. И теперь первым будет говорить тот, у кого глаза светлее. Внимание: теперь вы должны сначала рассказать об услышанной сказке, а потом поведать о своей. Каждому на рассказ - по 40 с. (ТАЙМЕР). Начали.  
  • Время вышло. Поблагодарите своих партнеров и сядьте на свои места.
  • А теперь прошу ответить вас, о каких новых сказках вы узнали от своих собеседников?
  • Поднимите руки те, кто хочет прочитать те сказки, о которых вам рассказали!

Девочка-Сказка: - Молодцы, ребята! Прекрасно справились с заданиями! Я рада познакомить вас с новой сказкой – татарской народной сказкой, которая называется «Три сестры» (показывает книгу «Татарские сказки»).

  • Ребята, возьмите листочки №1.

(чтение девочки-Сказки) Жила-была женщина. День и ночь она работала, чтобы накормить и одеть трёх своих дочерей. И выросли три дочери быстрые, как ласточки, лицом похожие на светлую луну. Одна за одной вышли замуж и уехали.

Прошло несколько лет. Тяжело заболела старуха мать, и посылает она к своим дочерям рыжую белочку.

- Скажи им, дружок, чтобы ко мне поспешили.

Прибежала белочка к старшей дочери и рассказала ей о просьбе матери.

Девочка-Сказка: - Как вы думаете, что ответила старшая дочь?

  • Ребята, предлагаю вам обсудить это в паре с партнером по плечу по очереди. Подумали (30с.) Приступаем к ответам – на ответ отводится 30 с. (ТАЙМЕР)
  • Ребята, кто хочет ответить?  
  • Я приглашаю Сказку присесть отдохнуть. А мы продолжим читать.  Возьмите листочек под №2.

(чтение учителя) - Ой, - вздохнула старшая, услышав от белочки печальную весть. - Ой! Я бы рада пойти, да мне надо почистить эти два таза.

- Почистить два таза? - рассердилась белочка. - Так будь же ты с ними вовек неразлучна!

И тазы вдруг вскочили со стола и обхватили старшую дочь сверху и снизу. Она упала на пол и уползла из дома большой черепахой.

Постучалась белочка ко второй дочери.

  • Как вы думаете, что ответила средняя дочь? (Ответы-предположения детей) Ребята, предлагаю вам обсудить это в паре с партнером по лицу по очереди. Подумали (30с.) Приступаем к ответам – на ответ отводится 30 с. (ТАЙМЕР)
  • Кто хочет озвучить свой ответ?  
  • Продолжаем дальше.  Возьмите листочек под №3.

(чтение хорошо читающего ученика) - Ой, - отвечала та. - Я сейчас побежала бы к матери, да очень занята: надо мне к ярмарке холста наткать.

- Ну и тки теперь всю жизнь, никогда не останавливаясь! - сказала белочка. И вторая дочь превратилась в паука.

А младшая месила тесто, когда белочка постучала к ней.

  • Как вы думаете, что ответила младшая дочь? (Ответы-предположения детей) Ребята, предлагаю вам обсудить это в группе, начиная с участника №1 по очереди.
  • Кто хочет поделиться своими мыслями?  
  • Продолжаем дальше.  Возьмите листочек под №4.

(чтение учителя) Дочь не сказала ни слова, даже не обтерла рук, побежала к своей матери.

- Приноси же ты всегда людям радость, моё дорогое дитя, - сказала ей белочка, - и люди будут беречь и любить тебя, и детей твоих, и внуков, и правнуков.

И правда, третья дочь жила много лет, и все её любили. А когда пришла пора ей умереть, она превратилась в золотую пчёлку.

  • Всё лето день-деньской собирает пчёлка мёд людям… А зимою, когда всё вокруг гибнет от холода, пчёлка спит в тёплом улье, а проснётся - ест только мёд и сахар.
  • Ребята, понравилась вам татарская народная сказка «Три сестры»?
  • Кто воспитывал сестер? Трудно ли было матери?
  •  (СЛАЙД) На экране написаны качества, которые проявились у героинь нашей сказки: прочитайте их  

  • Какие из этих качеств проявила старшая дочь?

  • Прочитайте ответ старшей дочери.
  • Какие из этих качеств проявила средняя дочь?

  • Прочитайте ответ средней дочери.
  • Какие из этих качеств проявила младшая дочь?

  • Прочитайте, что сделала младшая дочь, когда узнала о болезни матери.
  • Как были вознаграждены сестры за свои действия? Прочитайте
  • Ребята, а как вы заботитесь о своих родителях, бабушках и дедушках? (Ответы детей)
  • Спасибо тебе, Сказка, за такую мудрую татарскую сказку!

- Да!

Фронтальная работа

Ответы детей: -....

Индивидуальная работа

Ответы детей: - Потому что ложь – это неправда, вымысел, намек – это догадка, а урок – это мудрость, чему учит сказка. Чтение детьми: индивидуально, хором

- Да!

МИКС-ПЭА-ШЭА  Работа в парах

Двигаются под музыку

Находят пару

Рассказывают друг другу о сказках

Благодарят друг друга

Двигаются под музыку

Находят пару

Рассказывают друг другу о сказках

Благодарят друг друга

Садятся на места.

Ответы детей

Поднимают руки

Восприятие сказки, чтение детьми (жужжащее чтение, вслух)  

ЗУМ_ИН

ТАЙМ-ПЭА-ШЭА Работа в группах: Ответы-предположения детей  

ТАЙМ-ПЭА-ШЭА Работа в группах: Ответы-предположения детей  

РАУНД РОБИН Работа в группах:

Ответы-предположения детей

Ответы детей

Читают со слайда: равнодушие, сочувствие, неуважение к матери, внимание, доброта, забота только о себе, любовь

  • Старшая сестра проявила равнодушие, неуважение к матери, заботу только о себе.

Чтение детьми вслух (выборочное)

  • Средняя сестра проявила равнодушие, неуважение к матери, заботу только о себе.

Чтение детьми вслух (выборочное)

  • Младшая сестра проявила сочувствие, внимание, доброту, любовь.

Чтение детьми вслух (выборочное)

 Ответы детей. Выборочное чтение

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме (П)

- подведение под понятие (П)

- анализ и объяснение понятий (П)

- сравнение понятий (П)

- формулировка  выводов на основе анализа объектов (П)

- оценка учебных действий в соответствии с поставленной задачей (Р)

- учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К)

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

- аргументация своего мнения (К)

- смыслообразование (Л)

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме (П)

- подведение под понятие (П)

- анализ и объяснение понятий (П)

- сравнение понятий (П)

- формулировка  выводов на основе анализа объектов (П)

- оценка учебных действий в соответствии с поставленной задачей (Р)

- учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К)

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

- аргументация своего мнения (К)

- смыслообразование (Л)

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

-  извлечение необходимой информации из текстов (П)

- формулировка выводов на основе анализа (П)

- построение логической цепи рассуждений, доказательство (П)

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

- формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К)

  1. Физминутка

Песня «В гостях у сказки»

Девочка-Сказка: - Я хочу узнать, насколько хорошо вы знаете сказки. Задание следующее: нужно двигаться под музыку. Когда музыка остановится, нужно будет объединиться по столько человек, сколько будет в заданиях. Прошу всех встать. (звучит музыка)

  • Сколько козлят съел волк в одной сказке? (6 съел, а 1 спрятался)
  • Сколько человек тянуло репку? (3 – дед, бабка и внучка, остальные – не относятся к человеку)
  • Во сколько часов волшебство для Золушки теряет силу? (12)
  • От скольки героев удалось уйти Колобку? (5 – дед, бабка, заяц, волк, медведь)
  • Сколько звуков в названии зверька, который звал дочерей на помощь матери. (5 – белка)

ФИКС-МИКС-ГРУПП

Работа в группах

- самоопределение (Л)

- адекватное использование различных средств для решения коммуникационных задач (К)

- осознание ответственности за общее дело (Л)

  1. Закрепление
  • Возвращаясь к нашему высказыванию (СЛАЙД: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок!»), скажите, что из этого высказывания относится к сказке «Три сестры»?

Вопросы-помощники:

  • Какой урок, какую мудрость несет эта сказка? Несет ли какой-то урок эта сказка?
  • Ребята, обратите внимание на интересную выставку книг с различными сказками. Можете ознакомиться с ними и выбрать для чтения наиболее понравившиеся.  

Ответы детей: - Урок-мудрость – эта сказка учит бережно относиться к своим родителям, заботиться о них.

- генерирование идей и  обобщение информации (П)

- использование критериев для обоснования своего суждения (К)

- определение и высказывание самых простых, общих для всех людей правил, формулировка выводов (Л)

- осуществление синтеза, составление целого из частей (П)

- построение логической цепи рассуждений, доказательство (П)

  1. Подведение итогов
  • Ребята, предлагаю подвести итог данному уроку и сделать комплимент сказке. Что такое комплимент?
  • Подумайте, какой комплимент вы можете сделать сказке. Можно начать с таких слов «Сказка, ты ….!» (СЛАЙД) Конечно, другие варианты тоже уместны и очень приветствуются.
  • Сказка, прошу выйти и послушать комплименты сказке!(выход девочки-Сказки)

  • Комплимент – это похвала кому-то, любезные слова

Используют клише для рефлексии.

Ответы детей

- самоопределение (Л)

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

- адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К)

  1. Рефлексия
  • А теперь оцените свою работу и свой настрой на уроке. Те, кто доволен своей работой на уроке, – подойдут к плакату с героем Буратино, который, преодолев трудные испытания, разгадал-таки тайну старинного очага.    
  • Те, у кого остались какие-то вопросы, – подойдут к плакату «Почтальон Печкин»
  • А те, кто по какой-то причине недовольны своей работой на уроке, – пройдут к плакату «Царевна-Несмеяна»

Оценивают свою работу.

- самоопределение (Л)

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности (Р)

- использование критериев для обоснования своего суждения (К)

- формулировка выводов с пониманием моральных норм и этических требований (Л)

- оценка учебных действий в соответствии с поставленной задачей (Р)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока внеклассного чтения на тему "Сказки о животных". 1 класс

Знакомство детей со сказкой в игровой форме. Дети узнают, что сказки бывают: волшебные, бытовые и сказки о животных. Затем идет знакомство и работа с произведением В.Сутеева "Палочка - выручалочка"....

Конспект урока внеклассного чтения "Презентация творчества Н.Н.Носова" 4 класс

Конспект урока внеклассного чтения "Презентация творчества Н.Н.Носова" 4 класс...

Конспект урока внеклассного чтения "Презентация творчества С.Я.Маршака" 3 класс

Конспект урока внеклассного чтения  "Презентация творчества С.Я.Маршака" 3 класс...

Урок внеклассного чтения, В.А. Сухомлинский "Две матери"4 класс

Урок внеклассного чтения проводится в предверии празднования "Дня матери". На уроке ребята ведет дневник "Двойных пометок", в котором сравнивают поведение двух сыновей и рассуждают на тему, что важнее...

Урок внеклассного чтения «Стихи, посвященные Великой Отечественной войне». 4 класс

Урок внеклассного чтения с элементами проектной деятельности...