Урок внеклассного чтения «Стихи, посвященные Великой Отечественной войне». 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Канина Ольга Анатольевна

Урок внеклассного чтения с элементами проектной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_stihi_o_voyne.odt33.21 КБ

Предварительный просмотр:

  Урок внеклассного чтения с элементами проектной деятельности

Класс: 4 класс

УМК «Планета знаний»

Тема урока: «Стихи, посвященные Великой Отечественной войне».

Цели урока:

  • Познакомить учащихся со стихами о Великой Отечественной войне, написанными во время и после войны.
  • Поговорить о мыслях и чувствах людей, прошедших через войну.
  • Воспитывать чувство патриотизма.

1. Организация деятельности учащихся по знакомству с новым произведением, со страницами истории Великой Отечественной войны.

2. Формирование навыка размышлять и анализировать, навыка монологической речи.

3. Развитие читательских умений, навыков выразительного чтения, речи, образного мышления, вызвать душевный отклик на произведения о войне.

4. Воспитание интереса к истории родной страны, чувства патриотизма, любви к Родине, уважения к защитникам Отечества

Формирование УУД на уроке:

Познавательные (П): воспринимать художественное произведение, работать по иллюстрации к тексту.

Личностные (Л): содействовать осознанию ценности изучаемого предмета; проявлять уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.

Коммуникативные (К): использовать речь для регуляции своего действия, воспитывать культуру диалогового общения.

Регулятивные (Р): определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; планировать учебное сотрудничество; формировать у детей умение анализировать, обобщать, оценивать результат своей деятельности.

Оборудование: учебник по литературному чтению, тетрадь, картины о ВОВ, портреты поэтов: А.Ахматовой, А.Твардовского, А.Суркова, К.Симонова, детские проекты, презентация.

Тип урока: комбинированный

Технология продуктивного чтения.

                                       

                                             Ход урока

  1. Знакомство с темой урока.

Учитель: -Рассмотрите картины, помещённые на доске. Что у них общего?

(на них изображена война, это ВОВ).

-Как вы думаете, с какой целью эти картины помещены  на доске? (мы будем изучать тему «Великой Отечественной войны»).

Подготовка к восприятию нового материала.

-Произнесите слово ВОЙНА медленно с чувством.

-Какие смысловые ассоциации у вас возникли?

(смерть, разруха, горе, голод, слёзы, плач).

-Подберите к слову ВОЙНА эпитеты? Какая она?

 (жестокая, бессердечная, страшная кровавая, зверская).

-Какие чувства у вас вызывает слово война?

 (тревожные, беспокойные, печальные, горькое).

-Составьте в тетрадях синквейн со словом война. Работаем в парах. (Помните правила работы в паре).

Зачитывание синквейнов.

-Что вы знаете о ВОВ?

 (начало 22 июня 1941 года – окончание 9 мая 1945 года).

        Объявление темы урока:

-Сегодня на уроке мы будем говорить о войне. Но не так, как на уроках истории, мы не будем  рассматривать великие сражения, поражения и победы.  Мы будем говорить о тех чувствах, которые возникли в сердцах и душах людей, услышавших в июне 1941 года это страшное слово- война.  

Слайд 1 о начале войны

-Говорят, что, когда грохочут пушки, музы молчат. Но от первого дня войны и до последнего не умолкал голос поэтов. Поэзия немало сделала для того, чтобы в грозные, страшные годы пробудить у людей чувство ответственности за свою страну, чувство сопричастности к судьбе Родины.

Итак: тема нашего урока: Стихи о войне.

Послушаем стихотворение Твардовского "Война — жесточе нету слова."

 Чтение учеником  стихотворения Твардовского

"Война — жесточе нету слова."

Война — жесточе нету слова.
Война — печальней нету слова.
Война — святее нету слова
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Ещё не может быть и нет.

Учитель:  -На рассвете 22 июня 1941года без объявления войны Германия напала на Советский Союз. Так началась Великая Отечественная война.

-А почему ее назвали Великой Отечественной? Нашей стране пришлось воевать с сильным и жестоким противником. С первого дня войны на борьбу с врагом поднялся весь народ. Тяжело было всем: и воинам на фронте, и тем, кто сражался с врагом на захваченной территории- партизанам и подпольщикам, и тем, кто трудился в тылу, снабжая фронт всем необходимым.

         -У каждой войны есть свои герои. В истории Великой Отечественной войны остались имена тысяч героев, многие из которых не пожалели своих жизней ради нашего отечества. Ваши прабабушки и прадедушки тоже прошли через войну.

 -Мы с вами давно ведём работу над различными проектами, вот и сегодня наш урок будет с элементами проектной деятельности.

Давайте послушаем, какое выступление подготовила 1 группа учащихся.

1 страничка  проекта «Мои прадеды и война»

-Цель нашего проекта узнать, кто из наших прадедушек или прабабушек воевали на фронтах ВОВ.

  • Учитель: Вы послушали выступления ребят,  родные которых воевали в годы ВОВ, а теперь давайте послушаем ещё об одном герое, именем которого названа наша школа.

        2 группа Рассказ о Г. Д. Буднике

Наша школа носит имя Героя Советского Союза Гавриила Дмитриевича Будника.

Цель нашего проекта: узнать как можно больше о его жизни и о том, какой подвиг совершил этот герой.

Гавриил Будник родился 16 декабря 1924 года в селе Георгиевка Семипалатинского уезда Киргизской республики в крестьянской семье. Получил неполное среднее образование, работал трактористом в колхозе . В 1942 году был призван на службу в Красную Армию.  На фронтах Великой Отечественной войны, был разведчиком 151-го стрелкового полка Центрального фронта. Отличился во время битвы за Днепр.

В ночь с 23 на 24 сентября 1943 года в составе группы бойцов Будник должен был переправиться через реку Припять в районе села Карпиловка  в Киевской области, на Украине.Лодка была обнаружена немцами и потоплена артиллерийским ударом, почти все бойцы группы погибли. Будник был контужен и сброшен взрывом в воду, но сумел выплыть. Несмотря на то, что он имел возможность вернуться в расположения своей части, Будник переправился на западный берег. В течение дня под проливным дождём, не имея продовольствия, он вёл наблюдение за противником, обнаруживая его огневые точки и оборонительные позиции. В ночь с 24 на 25 сентября он переправился обратно на восточный берег и доставил командованию полученные им ценные сведения.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 октября 1943 года за «мужество и героизм, проявленные на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками» красноармеец Гавриил Будник был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина  и медали «Золотая Звезда» 

Позже полк, в котором служил Гавриил Дмитриевич, попал в окружение,  вынужден был прорваться в леса и соединиться с партизанским отрядом Сидора Ковпака. Через несколько месяцев, после воссоединения с советскими частями Будник продолжил участие в боевых действиях. В 1945 году он был демобилизован, после чего поступил на сверхсрочную службу в органы внутренних дел. Служил в звании старшины более 20 лет. С 1973 года проживал в нашем городе Лобня , работал оператором системы управления воздушным движением аэропорта «Шереметьево».

Умер 15 августа 2001 года, похоронен в Лобне на кладбище Киово

Был также награждён орденом Отечественной войны 1-й степени и рядом медалей. Гавриил Дмитриевич Почётный гражданин Лобни. В честь него и названа наша школа.

- Учитель: А теперь давайте прервёмся и немного отдохнём, а потом опять продолжим урок.

Физкультминутка

Работа над стихами

-Учитель: Несмотря на то, что, казалось бы, на войне не до искусства- поэзия была самым популярным жанром.

«  Стихи поэтов  и их творчество в годы Великой Отечественной войны».

1 Работа с учебником

. Подготовленный ученик читает стихотворение А. Ахматовой

« Мужество».

           2. Работа по содержанию.

-Учитель: Сама Анна Ахматова оставалась в блокадном Ленинграде до тех пор, пока  тяжёлая болезнь не приковала её к постели. Её эвакуировали в Ташкент. Но и в этом далёком от фронта южном городе она писала стихи, зовущие к мужеству и стойкости.

-Учитель: На стихи часто была положена музыка. Во многих песнях звучали слова о доме, жёнах, матерях, любимых. Они согревали солдатские души в окопах, землянках, поднимали боевой дух, помогали преодолеть трудности, одерживая победу над врагом. Послушайте песню на стихи Александра Суркова «Землянка».

         Слайд 2 Песня «Землянка»

- Как вы думаете, почему солдату нужна была вера в то, что его ждут дома, думают о нем?

( Чтобы ему легче было на фронте, эта вера предавала мужества и смелости. Солдаты знали, кого они защищают от врагов)

-Учитель: Ещё помогала людям на фронте дружба. Дружба на войне – особенная: это и взаимопомощь, и взаимовыручка и братство навеки. Фронтовики с особой гордостью и уважением вспоминают своих боевых товарищей – тех людей, с которыми они делили кусок хлеба, кружку воды и папиросу. Солдатская дружба не зависит от национальной или религиозной принадлежности. Люди вместе защищают свою общую Родину. 

Слайд 3 колонны бойцов

На их фоне 2 ученика в солдатской форме читают стихотворение

А. Твардовского «Когда пройдёшь путём колонн…»

      1.    Когда пройдешь путем колонн

В жару, и в дождь, и в снег,

Тогда поймешь,

Как сладок сон,

Как радостен ночлег.

        2.  Когда путем войны пройдешь,

Еще поймешь порой,

Как хлеб хорош

И как хорош

Глоток воды сырой.

       1.   Когда пройдешь таким путем

Не день, не два, солдат,

Еще поймешь,

Как дорог дом,

Как отчий угол свят.

        2. Когда - науку всех наук -

В бою постигнешь бой,-

Еще поймешь,

Как дорог друг,

Как дорог каждый свой -

        1.  И про отвагу, долг и честь

Не будешь зря твердить.

Они в тебе,

Какой ты есть,

Каким лишь можешь быть.

        2.  Таким, с которым, коль дружить

И дружбы не терять,

Как говорится,

Можно жить

И можно умирать.

-Учитель: -Скажите, ребята, какой вы представляете дружбу солдат на войне?

Итог урока:

Слайд 4 портрет и слова К. Симонова

1. Слово учителя.

-По мнению известного поэта Константина Симонова, «писать о войне трудно. Писать о ней, как только о чём-то парадном, торжественном и лёгком деле, нельзя. Это будет ложью. Писать только о тяжёлых днях и ночах, только о грязи окопов и холоде сугробов, только о смерти и крови – это тоже значит лгать, ибо всё это есть, но писать только об этом – значит, забывать о душе, о сердце человека, сражающегося на этой войне».

2. Заключительная беседа.

- Какими чувствами пронизаны стихи и песни о Великой Отечественной войне, прослушанные сегодня? (Чувством гордости и патриотизма)

- Какую тему поднимают авторы стихов, прозвучавших на сегодняшнем уроке? (Тему мужества, героизма, любви к Родине и своим близким).

- Учитель: Прошло 73 года после окончания той страшной войны, но мы всегда помним подвиг Советского народа, и в этом немалую роль имеет поэзия военных лет. Вы ещё часто будете читать стихи и слушать песни о войне, но на сегодня наш урок заканчивается.

     Рефлексия

  • Возьмите карточки и оцените собтвенную деятельность на уроке
  • Домашнее задание.
  • Выучить наизусть понравившееся стихотворение.
  • Выставление оценок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час, посвященный Великой Отечественной войне «Поклонимся Великим тем годам»

Классный час, посвященный Великой Отечественной войне «Поклонимся Великим тем годам»...

Методическая разработка классного часа во 2 классе посвященная Великой Отечественной Войне.

Методическая разработка классного часа во 2 классе  посвященная Великой Отечественной Войне на тему: «Дорогами войны в мирное будущее…»...

стихи о Великой Отечественной войне

Материал для классных часов...

Разработка внеклассного мероприятия посвященное Великой Отечественной войне на тему "Война глазами детей" 4 класс

Разработка внеклассного мероприятия посвященное Великой Отечественной войне на тему "Война глазами детей"  4 класс...

Классный час, посвященный Великой Отечественной войне «Поклонимся Великим тем годам»

Цель: воспитание патриотических чувств к историческому прошлому нашей Родины, воспитать чувство гордости и уважения к прошлому своего Отечества, память о тех, кто защищал Родину и тем, кто пережил эту...

Презентация к уроку окружающего мира 4 класс "Школа России" или внеклассному занятию по теме: "Великая Отечественная война".

Презентация  к уроку окружающего мира или внеклассному мероприятию по теме "Великая Отечественная Война"...

Сценарий урока внеклассного чтения "Дети - герои Великой Отечественной войны"

Урок внеклассного чтения составлен для учащихся 2 класса. Он пригодится учителям при знакомстве учеников с героями Великой Отечественной войны. Дети войны, которые стали героями....