Урок внеклассного чтения «Стихи, посвященные Великой Отечественной войне». 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Урок внеклассного чтения с элементами проектной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_stihi_o_voyne.odt | 33.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок внеклассного чтения с элементами проектной деятельности
Класс: 4 класс
УМК «Планета знаний»
Тема урока: «Стихи, посвященные Великой Отечественной войне».
Цели урока:
- Познакомить учащихся со стихами о Великой Отечественной войне, написанными во время и после войны.
- Поговорить о мыслях и чувствах людей, прошедших через войну.
- Воспитывать чувство патриотизма.
1. Организация деятельности учащихся по знакомству с новым произведением, со страницами истории Великой Отечественной войны.
2. Формирование навыка размышлять и анализировать, навыка монологической речи.
3. Развитие читательских умений, навыков выразительного чтения, речи, образного мышления, вызвать душевный отклик на произведения о войне.
4. Воспитание интереса к истории родной страны, чувства патриотизма, любви к Родине, уважения к защитникам Отечества
Формирование УУД на уроке:
Познавательные (П): воспринимать художественное произведение, работать по иллюстрации к тексту.
Личностные (Л): содействовать осознанию ценности изучаемого предмета; проявлять уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.
Коммуникативные (К): использовать речь для регуляции своего действия, воспитывать культуру диалогового общения.
Регулятивные (Р): определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; планировать учебное сотрудничество; формировать у детей умение анализировать, обобщать, оценивать результат своей деятельности.
Оборудование: учебник по литературному чтению, тетрадь, картины о ВОВ, портреты поэтов: А.Ахматовой, А.Твардовского, А.Суркова, К.Симонова, детские проекты, презентация.
Тип урока: комбинированный
Технология продуктивного чтения.
Ход урока
- Знакомство с темой урока.
Учитель: -Рассмотрите картины, помещённые на доске. Что у них общего?
(на них изображена война, это ВОВ).
-Как вы думаете, с какой целью эти картины помещены на доске? (мы будем изучать тему «Великой Отечественной войны»).
Подготовка к восприятию нового материала.
-Произнесите слово ВОЙНА медленно с чувством.
-Какие смысловые ассоциации у вас возникли?
(смерть, разруха, горе, голод, слёзы, плач).
-Подберите к слову ВОЙНА эпитеты? Какая она?
(жестокая, бессердечная, страшная кровавая, зверская).
-Какие чувства у вас вызывает слово война?
(тревожные, беспокойные, печальные, горькое).
-Составьте в тетрадях синквейн со словом война. Работаем в парах. (Помните правила работы в паре).
Зачитывание синквейнов.
-Что вы знаете о ВОВ?
(начало 22 июня 1941 года – окончание 9 мая 1945 года).
Объявление темы урока:
-Сегодня на уроке мы будем говорить о войне. Но не так, как на уроках истории, мы не будем рассматривать великие сражения, поражения и победы. Мы будем говорить о тех чувствах, которые возникли в сердцах и душах людей, услышавших в июне 1941 года это страшное слово- война.
Слайд 1 о начале войны
-Говорят, что, когда грохочут пушки, музы молчат. Но от первого дня войны и до последнего не умолкал голос поэтов. Поэзия немало сделала для того, чтобы в грозные, страшные годы пробудить у людей чувство ответственности за свою страну, чувство сопричастности к судьбе Родины.
Итак: тема нашего урока: Стихи о войне.
Послушаем стихотворение Твардовского "Война — жесточе нету слова."
Чтение учеником стихотворения Твардовского
"Война — жесточе нету слова."
Война — жесточе нету слова.
Война — печальней нету слова.
Война — святее нету слова
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Ещё не может быть и нет.
Учитель: -На рассвете 22 июня 1941года без объявления войны Германия напала на Советский Союз. Так началась Великая Отечественная война.
-А почему ее назвали Великой Отечественной? Нашей стране пришлось воевать с сильным и жестоким противником. С первого дня войны на борьбу с врагом поднялся весь народ. Тяжело было всем: и воинам на фронте, и тем, кто сражался с врагом на захваченной территории- партизанам и подпольщикам, и тем, кто трудился в тылу, снабжая фронт всем необходимым.
-У каждой войны есть свои герои. В истории Великой Отечественной войны остались имена тысяч героев, многие из которых не пожалели своих жизней ради нашего отечества. Ваши прабабушки и прадедушки тоже прошли через войну.
-Мы с вами давно ведём работу над различными проектами, вот и сегодня наш урок будет с элементами проектной деятельности.
Давайте послушаем, какое выступление подготовила 1 группа учащихся.
1 страничка проекта «Мои прадеды и война»
-Цель нашего проекта узнать, кто из наших прадедушек или прабабушек воевали на фронтах ВОВ.
- Учитель: Вы послушали выступления ребят, родные которых воевали в годы ВОВ, а теперь давайте послушаем ещё об одном герое, именем которого названа наша школа.
2 группа Рассказ о Г. Д. Буднике
Наша школа носит имя Героя Советского Союза Гавриила Дмитриевича Будника.
Цель нашего проекта: узнать как можно больше о его жизни и о том, какой подвиг совершил этот герой.
Гавриил Будник родился 16 декабря 1924 года в селе Георгиевка Семипалатинского уезда Киргизской республики в крестьянской семье. Получил неполное среднее образование, работал трактористом в колхозе . В 1942 году был призван на службу в Красную Армию. На фронтах Великой Отечественной войны, был разведчиком 151-го стрелкового полка Центрального фронта. Отличился во время битвы за Днепр.
В ночь с 23 на 24 сентября 1943 года в составе группы бойцов Будник должен был переправиться через реку Припять в районе села Карпиловка в Киевской области, на Украине.Лодка была обнаружена немцами и потоплена артиллерийским ударом, почти все бойцы группы погибли. Будник был контужен и сброшен взрывом в воду, но сумел выплыть. Несмотря на то, что он имел возможность вернуться в расположения своей части, Будник переправился на западный берег. В течение дня под проливным дождём, не имея продовольствия, он вёл наблюдение за противником, обнаруживая его огневые точки и оборонительные позиции. В ночь с 24 на 25 сентября он переправился обратно на восточный берег и доставил командованию полученные им ценные сведения.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 октября 1943 года за «мужество и героизм, проявленные на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками» красноармеец Гавриил Будник был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»
Позже полк, в котором служил Гавриил Дмитриевич, попал в окружение, вынужден был прорваться в леса и соединиться с партизанским отрядом Сидора Ковпака. Через несколько месяцев, после воссоединения с советскими частями Будник продолжил участие в боевых действиях. В 1945 году он был демобилизован, после чего поступил на сверхсрочную службу в органы внутренних дел. Служил в звании старшины более 20 лет. С 1973 года проживал в нашем городе Лобня , работал оператором системы управления воздушным движением аэропорта «Шереметьево».
Умер 15 августа 2001 года, похоронен в Лобне на кладбище Киово
Был также награждён орденом Отечественной войны 1-й степени и рядом медалей. Гавриил Дмитриевич Почётный гражданин Лобни. В честь него и названа наша школа.
- Учитель: А теперь давайте прервёмся и немного отдохнём, а потом опять продолжим урок.
Физкультминутка
Работа над стихами
-Учитель: Несмотря на то, что, казалось бы, на войне не до искусства- поэзия была самым популярным жанром.
« Стихи поэтов и их творчество в годы Великой Отечественной войны».
1 Работа с учебником
. Подготовленный ученик читает стихотворение А. Ахматовой
« Мужество».
2. Работа по содержанию.
-Учитель: Сама Анна Ахматова оставалась в блокадном Ленинграде до тех пор, пока тяжёлая болезнь не приковала её к постели. Её эвакуировали в Ташкент. Но и в этом далёком от фронта южном городе она писала стихи, зовущие к мужеству и стойкости.
-Учитель: На стихи часто была положена музыка. Во многих песнях звучали слова о доме, жёнах, матерях, любимых. Они согревали солдатские души в окопах, землянках, поднимали боевой дух, помогали преодолеть трудности, одерживая победу над врагом. Послушайте песню на стихи Александра Суркова «Землянка».
Слайд 2 Песня «Землянка»
- Как вы думаете, почему солдату нужна была вера в то, что его ждут дома, думают о нем?
( Чтобы ему легче было на фронте, эта вера предавала мужества и смелости. Солдаты знали, кого они защищают от врагов)
-Учитель: Ещё помогала людям на фронте дружба. Дружба на войне – особенная: это и взаимопомощь, и взаимовыручка и братство навеки. Фронтовики с особой гордостью и уважением вспоминают своих боевых товарищей – тех людей, с которыми они делили кусок хлеба, кружку воды и папиросу. Солдатская дружба не зависит от национальной или религиозной принадлежности. Люди вместе защищают свою общую Родину.
Слайд 3 колонны бойцов
На их фоне 2 ученика в солдатской форме читают стихотворение
А. Твардовского «Когда пройдёшь путём колонн…»
1. Когда пройдешь путем колонн
В жару, и в дождь, и в снег,
Тогда поймешь,
Как сладок сон,
Как радостен ночлег.
2. Когда путем войны пройдешь,
Еще поймешь порой,
Как хлеб хорош
И как хорош
Глоток воды сырой.
1. Когда пройдешь таким путем
Не день, не два, солдат,
Еще поймешь,
Как дорог дом,
Как отчий угол свят.
2. Когда - науку всех наук -
В бою постигнешь бой,-
Еще поймешь,
Как дорог друг,
Как дорог каждый свой -
1. И про отвагу, долг и честь
Не будешь зря твердить.
Они в тебе,
Какой ты есть,
Каким лишь можешь быть.
2. Таким, с которым, коль дружить
И дружбы не терять,
Как говорится,
Можно жить
И можно умирать.
-Учитель: -Скажите, ребята, какой вы представляете дружбу солдат на войне?
Итог урока:
Слайд 4 портрет и слова К. Симонова
1. Слово учителя.
-По мнению известного поэта Константина Симонова, «писать о войне трудно. Писать о ней, как только о чём-то парадном, торжественном и лёгком деле, нельзя. Это будет ложью. Писать только о тяжёлых днях и ночах, только о грязи окопов и холоде сугробов, только о смерти и крови – это тоже значит лгать, ибо всё это есть, но писать только об этом – значит, забывать о душе, о сердце человека, сражающегося на этой войне».
2. Заключительная беседа.
- Какими чувствами пронизаны стихи и песни о Великой Отечественной войне, прослушанные сегодня? (Чувством гордости и патриотизма)
- Какую тему поднимают авторы стихов, прозвучавших на сегодняшнем уроке? (Тему мужества, героизма, любви к Родине и своим близким).
- Учитель: Прошло 73 года после окончания той страшной войны, но мы всегда помним подвиг Советского народа, и в этом немалую роль имеет поэзия военных лет. Вы ещё часто будете читать стихи и слушать песни о войне, но на сегодня наш урок заканчивается.
Рефлексия
- Возьмите карточки и оцените собтвенную деятельность на уроке
- Домашнее задание.
- Выучить наизусть понравившееся стихотворение.
- Выставление оценок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час, посвященный Великой Отечественной войне «Поклонимся Великим тем годам»
Классный час, посвященный Великой Отечественной войне «Поклонимся Великим тем годам»...
Методическая разработка классного часа во 2 классе посвященная Великой Отечественной Войне.
Методическая разработка классного часа во 2 классе посвященная Великой Отечественной Войне на тему: «Дорогами войны в мирное будущее…»...
стихи о Великой Отечественной войне
Материал для классных часов...
Разработка внеклассного мероприятия посвященное Великой Отечественной войне на тему "Война глазами детей" 4 класс
Разработка внеклассного мероприятия посвященное Великой Отечественной войне на тему "Война глазами детей" 4 класс...
Классный час, посвященный Великой Отечественной войне «Поклонимся Великим тем годам»
Цель: воспитание патриотических чувств к историческому прошлому нашей Родины, воспитать чувство гордости и уважения к прошлому своего Отечества, память о тех, кто защищал Родину и тем, кто пережил эту...
Презентация к уроку окружающего мира 4 класс "Школа России" или внеклассному занятию по теме: "Великая Отечественная война".
Презентация к уроку окружающего мира или внеклассному мероприятию по теме "Великая Отечественная Война"...
Сценарий урока внеклассного чтения "Дети - герои Великой Отечественной войны"
Урок внеклассного чтения составлен для учащихся 2 класса. Он пригодится учителям при знакомстве учеников с героями Великой Отечественной войны. Дети войны, которые стали героями....