Урок внеклассного чтения, В.А. Сухомлинский "Две матери"4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Урок внеклассного чтения проводится в предверии празднования "Дня матери". На уроке ребята ведет дневник "Двойных пометок", в котором сравнивают поведение двух сыновей и рассуждают на тему, что важнее в жизни: быть известным, знаменитым, чтобы тобой восхищались люди, страна или куда важнее, чтобы ты помнил о своей матери и мог вовремя прийти ей на помощь, позаботиться о ней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_vneklassnogo_chteniya.doc | 105.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок внеклассного чтения в 4 классе, приуроченный к празднованию "Дня Матери".
Тема урока: Урок внеклассного чтения по миниатюрам В.А.Сухомлинского «Две матери».
Цели урока:
1. Совершенствовать навыки осмысленного чтения, учить анализировать и критически мыслить во время чтения текста.
2. Развивать умение исследовать проблему, делать выводы; помочь учащимся связать материал текста с их собственным опытом; высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста, самостоятельно прогнозировать содержание текста, проводить словарную работу, сравнивать героев произведения, анализируя содержание произведения.
3. Воспитывать чувство любви, уважения к самому дорогому в жизни человеку – маме.
Оборудование: распечатка текста рассказа «Две матери»;
дневник "двойных пометок";
конверты для писем мамам;
проектор;
презентация.
Этапы урока | Действия учителя | Действия учащихся | Формирование УУД | |||||||||||||||
1. Орг. момент. «Вхождение» в тему урока.
| Приветствие. Прозвенел звонок и смолк – Начинается урок. Вы за парты тихо сели, На меня все посмотрели. Пусть этот урок несет нам Радость общения, Наполнит сердце Благородными чувствами. | Оценивают свою готовность к работе. Учащиеся приветствуют учителя, настраиваются на урок, проверяют готовность к уроку. | Включение в работу на личностно-значимом уровне. | |||||||||||||||
2.Актуализация знаний. «Вхождение» в тему урока. | - Для того, чтобы определить тему нашего урока, необходимо посмотреть небольшую миниатюру. У каждого из нас есть дом, семья. В каждой семье есть свои традиции, радости и печали. Давайте заглянем и узнаем, как живут дети в одном из деревенских домов. Инсценирование сказки В.А. Сухомлинского «Семь дочерей». Семь дочерей Было у матери семь дочек. Однажды поехала мать к сыну и вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по матери. - Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лугу, - говорила первая дочь. - Я ждала тебя, как сухая земля ждёт каплю воды, - проговорила вторая. - Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке, - сказала третья. - Мне тяжело было без тебя, как пчеле без цветка, - щебетала четвёртая. - Ты снилась мне, как розе снится капля росы, - промолвила пятая. - Я высматривала тебя, как вишнёвый сад высматривает соловья, - сказала шестая. А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу – помыть ноги. Беседа по вопросам к сказке: - Чем седьмая дочка отличалась от своих сестёр? - Как вы думаете, что труднее: говорить красиво или говорить красиво? - Подумайте и расскажите, что каждая дочка из сказки м могла бы сделать для своей мамы. - Что вы делаете для мамы, когда она устаёт? - А что бы ещё хотели для неё сделать? (Порадовать, сделать так, чтобы она никогда не уставала, всегда была рядом, отдать ей всю свою любовь) - Ребята, скажите, какова смысловая линия урока, кому будет посвящён наш урок? 3. Первичное восприятие и осознание нового материала. 3.1. - Самое первое лицо, которое видит маленький человечек в своей жизни – это лицо мамы. Первые поцелуи в нашей жизни мы принимаем от мамы. Первые нежные и ласковые слова мы услышали от мамы. С детскими проблемами и вопросами мы в первую очередь обращаемся к маме. И наш сегодняшний урок мы тоже посвятим мамам, мы поговорим о материнской святой доброте. - Сотни поэтов и писателей воспевали имя матери в своих произведениях: это и Расул Гамзатов, и Елена Благинина и Агния Барто и Зоя Воскресенская. А известно ли вам, ребята, кто автор сказки, которую инсценировали дети в начале урока? - Это замечательный украинский педагог Василий Александрович Сухомлинский. Сегодня мы побываем в гостях у замечательного украинского писателя, педагога Василия Александровича Сухомлинского и познакомимся с его произведением «Две матери». - Но прежде несколько слов об авторе, которому 28 сентября исполнилось бы 96 лет. К сожалению, сейчас его уже нет с нами, но его творчество не дает нам забыть это славное имя - Василий Александрович Сухомлинский. 3.2. Знакомство с творчеством В.А. Сухомлинского. (Выступление подготовленных учащихся, сопровождающееся показом презентации.) Слайд 4. (1 ученик) Осенним днём, 28 сентября 1918 года, в крестьянской семье родился мальчик, которого назвали Василием. Отец Сухомлинского был крестьянин, пахарь, плотник. В семье было четверо детей. Три брата и сестра – стали учителями, все преподавали родной украинский язык и литературу. Слайд 5 (2 ученик) Василий Александрович Сухомлинский – участник Великой Отечественной войны. В июле 1941 года был призван в Красную Армию. Он участвовал в Смоленском сражении и битве под Москвой. Слайд 6 (3 ученик) После ранения осколком снаряда под самое сердце чудом выжил и посвятил свою жизнь работе с детьми. Василий Александрович учил детей, руководил школой, писал рассказы и сказки для детей (обращение к выставке книг). Слайд 7 (учитель) Педагог через всю свою жизнь пронёс большую любовь к книге. В результате им было написано 48 книг, сотни статей, 1500 сказок. Самые значительные произведения: «Сердце отдаю детям», «Сто советов учителю», «Родительская педагогика», «Как воспитать настоящего человека», «Письма к сыну», «О воспитании» и др. С 1948 года до последнего дня своей жизни работал директором средней школы посёлка Павлыш Онуфриевского района Кировоградской области Украины. Василий Александрович Сухомлинский - талантливый педагог и человек большой душевной щедрости, посвятивший свою жизнь детям и раздумьям об их воспитании. Однажды у него спросили: «Что было самое важное в Вашей жизни?», - он без раздумий ответил: «Любовь к детям». Слайд 8 - Итак, сегодня мы познакомимся с произведением Василия Александровича Сухомлинского "Две матери". | Воспринимают задание, наблюдают, анализируют, инсценируют, отвечают на вопросы, высказывают собственную точку зрения. Ребята знакомятся с творчеством поэтов и писателей. Учащиеся анализируют информацию презентации, знакомятся с украинским поэтом В.А. Сухомлинским, преобразовывают информацию из одной формы в другую, трое учащихся подробно пересказывают биографию писателя. | Регулятивные УУД: 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника, инсценирования. 4. Учиться работать по предложенному учителем плану. | |||||||||||||||
ΙΙ. Постановка учебной проблемы. ΙΙΙ. Открытие нового знания | 4. Работа над содержанием рассказа "Две матери". - Ребята, перед вами на столах лежит текст произведения "Две матери", но чтобы мы многое успели сделать за урок порассуждать над произведением первые две части рассказа я вам перескажу. Работа над текстом. А) Стратегия « Пересказ учителем».
- Мечты какой из матерей вам кажутся наиболее значимыми, важными, может быть более правильными? Слайд 9 ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС. - Ну что же, ребята, каждый имеет право на своё мнение и свои предположения. Поднимите руки те, кто хочет узнать кем стали мальчики через много - много лет? Работа с текстом.
(3 часть) …Прошло тридцать лет. В ту же маленькую больницу на окраине города пришли две женщины – Чернокосая и Белокосая. В их косах уже серебрилась седина, лица были изрезаны морщинами, но женщины были такими же красивыми, как и тридцать лет назад. Они узнали друг – друга. Их обеих положили лечиться в ту же палату, где тридцать лет назад они родили сыновей. Они рассказывали о своей жизни. У обеих было много радостей и ещё больше горя. Мужья их погибли на фронте, защищая Родину. Но почему-то, рассказывая о своей жизни, они молчали о сыновьях. Вопрос: - Как вы думаете, почему они молчали о сыновьях? | Воспринимают текст на слух. Анализируют полученную информацию. Формулируют тему и цель урока. Учащиеся читают третью часть текста, высказывают свои предположения, доказывают, делают вывод. | Познавательные УУД: 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую. 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 3. Находить ответы на вопросы в тексте. | |||||||||||||||
IV. Развитие умений. (анализ, сравнение) "Дневник двойных пометок" | Слайд 10 "Дневник двойных пометок" - Сейчас прежде, чем мы начнём читать, я бы хотела обратить ваше внимание на листочки, которые лежат у вас на столах. Это листочки с названием "Дневник двойных пометок." В своих литературных дневниках мы попробуем записать поведение двух сыновей Чернокосой и Белокосой матери в одинаковых жизненных ситуациях. Пометки мы будем делать по ходу чтения каждой части. 1 ВАРИАНТ - делает пометки в дневнике о Чернокосой матери,. 2 ВАРИАНТ - о Белокосой матери.
…Наконец, Чернокосая мать спросила: Чернокосая мать ничего не ответила. Слайд 11 - Обратимся к нашим дневникам. - Кем стали сыновья через 30 лет? (обсудите в парах и запишите в свои дневники) (музыкантом и хлеборобом) Слайд 11 - Где живут сыновья, чем занимаются?
- Почему Белокосая мать сказала , что счастье обошло Чернокосую? - Почему Чернокосая ничего не ответила? - Как на ваш взгляд будут развиваться события дальше?
И дня не прошло, а к Чернокосой матери приехал сын из села. В белом халате он сел на белую скамейку, долго-долго о чём-то шептался с матерью. В глазах Чернокосой матери светилась радость. Она, казалось, в эти мгновения забыла обо всём на свете. Она держала в своих руках сильную, загоревшую на солнце руку сына и улыбалась. Расставаясь с матерью, сын, как бы извиняясь, выложил из сумки на маленький столик виноградные гроздья, мёд, масло. «Поправляйся, мама», - сказал он на прощание и поцеловал её. -Давайте вновь обратимся к нашим дневникам и ответим на следующий вопрос:
- Как вы думаете, почему в глазах Чернокосой светилась радость? - Как вы думаете, подтвердились ли слова Белокосой , что счастье обошло Чернокосую мать? - Почему автор говорит, что сын выкладывал угощения, как бы извиняясь?
А к Белокосой матери никто не пришёл. Вечером, когда в комнате воцарилась тишина и Чернокосая мать, лёжа в постели, тихо улыбалась своим мыслям, Белокосая сказала: Дневник: - Найдите и зачитайте как автор описывает лицо Чернокосой матери от встречи с сыном? - Как вечером вела себя белокосая мать? 4.Какие чувства испытывает мать после встречи с сыном в больнице?
- Почему Белокосая мать вздыхала , и не хотела , чтобы её вздохи слышала Чернокосая? - Почему Белокосая слушала рассказ внука Чернокосой с болью в сердце? - Как вы думаете, что произойдёт дальше, исходя из прочитанного?
Слайд 12 Дневник двойных пометок
- Почему Чернокосая выздоровела , а Белокосая нет? - Как вы считаете, может ли хорошее настроение, радость способствовать выздоровлению? Дневник 6. Как сыновья относятся к медперсоналу, который ухаживает за женщинами? | 1. Высказывают свои мнения. 2. Выполняют задание: наблюдают, анализируют, сравнивают, высказывают свои мнения, доказывают, делают вывод. 3. Учатся осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с помощью учебной литературы. 1. Учащиеся анализируют работу с произведением, учатся преобразовывают информацию из устной формы в письменную 2. Учатся прогнозировать развитие событий произведения. 3. Учатся работать в паре. Школьники сравнивают поведение двух сыновей сопереживают матерям. Несколько точек зрения при ответе могут высказать учащиеся: - Возможно сыну не удобно за то, что угощения для матери очень скудные, они не были куплены в магазине, что было дома выращено в саду, то и прихватил с собой в больницу. - Молодому человеку неудобно, что он принёс гостинца матери, а у её соседки по палате на тумбочке пусто. Ребята работают с текстом, выбирают информацию, читают. Учащиеся отвечают на поставленный вопрос, заполняют таблицу.
Учащиеся высказывают свою точку зрения, прогнозируют ход развития событий произведения. | Личностные результаты: 1. Развиваем умения высказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Коммуникативные УУД: 1. Развивать умение слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре. Познавательные УУД: 1. Развиваем умение извлекать информацию из текста. 2. Представлять информацию в виде таблицы. 3.Выяснять сущность, особенности героев. 4. На основе анализа поведения героев делать выводы. 5.Обобщать и классифицировать. Личностные результаты: 1. Развиваем умение высказывать своё отношение к героям. выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенапрвленной познавательной деятельности. | |||||||||||||||
V . Рефлексия | Слайд 13 - Давайте, ответим на главный вопрос урока: - Сбылись ли мечты двух матерей спустя 30 лет? - Мечты какой из матерей оказались наиболее значительными, важными, на ваш взгляд? - А кто из матерей по - настоящему счастлив сейчас? 1. Метод неоконченного тезиса: - Продолжите одну из фраз: - Мне жалко Белокосую мать, потому что… - Я считаю, что Чернокосая мать воспитала своего сына… - Что же важнее в жизни быть знаменитым сыном или внимательным и заботливам по отношению к своей матери, к своим близким? 2. Стратегия «Мозговая атака» ПИСЬМА слайд 15 - Представьте, что ваша мама уехала в длительную командировку, но вот сегодня, завтра она должна приехать , напишите ей как вы подготовились к встрече с ней, расскажите ей о своей любви. Перед вами, ребята, лежат конверты. Я хочу, чтобы, обдумав все услышанное на сегодняшнем уроке, вы написали самые откровенные, идущие от сердца слова любви, признательности, благодарности своим милым мамам. Поверьте, для них это очень важно! 3. На фоне произведения Федерика Шопена "Осенний вальс" учащиеся читают письма и выстраивают солнышко из конвертов на доске. | Учащиеся анализируют свои высказывания, сделанные в начале урока, соглашаются или опровергают свою точку зрения на поставленный главный вопрос урока: "Мечты какой из матерей вам кажутся наиболее значимыми, важными, может быть более правильными?" Ребята учатся высказывать и аргументировать свою точку зрения. Учащиеся пишут письма своим мамам. Ребята( по желанию) зачитывают свои признания. Письма будут вручены родителям на внеклассном мероприятии, посвящённом Дню Матери. | ||||||||||||||||
IV. Итог урока. | - Какое настроение у вас ребята после урока? - Что вам захотелось сделать после этого урока для мамы? Слайд 16 - Материнская любовь… Как много о ней сказано, написано, спето…Что может быть на свете сильнее этого чувства? Она, как и материнская молитва, помогает детям в самые трудные моменты жизни. Но всегда ли дети с благодарностью относятся к своим матерям? Каково бывает отношение детей к матери? Эти вопросы всегда волновали поэтов, писателей, педагогов, надеюсь, что этот урок взволновал и вас, ребята.... - Мне сегодня сложно ставить оценки, главной задачей было вызвать вас ребята на разговор . Но вы читали, рассуждали мне бы хотелось назвать тех, чья работа была наиболее активной, назвать тех, кто умело доказывал и рассуждал во время работы над текстом. | Личностные УУД: 1.Мотивация на выявление личностного смысла урока; 2. Осознание ценности полученных знаний и способов действий, определение успешности на уроке; 3. Умение провести рефлексию своих действий на уроке. | ||||||||||||||||
IV. Домашнее задание | Найти и прочитать рассказ Б. Емельянова "Мамины руки". |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока внеклассного чтения. Тема: М.Горький "Слава Матери!" (Ко дню Матери)
Урок внеклассного чтения проведён в 4 классе в канун прекрасного праздника - Дня Матери. Прекрасное произведение М.Горького помогает ребятам понять, что они для своей мамы - искра жизни, которая освещ...
Технологическая карта урока внеклассного чтения в 4 классе на основе краеведческого материала. Е. В. Амелина «Летний концерт»
Данный материал предназначен для изучения литературного творчества курских писателей с использованием хрестоматии "Соловушка" и набора открыток с иллюстрациями к произведениям курских писателей. Техно...
Урок внеклассного чтения. 4 класс. Образ матери в произведении С.Т.Аксаков «Детские года Багрова внука (отрывок).
Проект урока по внеклассному чтению по произведению С.Т. Аксакова "Детство Багроваа внука"....
Урок внеклассного чтения "Знакомые незнакомцы. Сказка" 2 класс
Материал урока поможет обогатить словарный запас учащихся, развивает творческие способности учащихся....
Интегрированный урок внеклассного чтения и изобразительного искусства. 1 класс
Тема: «Образ лисы в русских и хакасских народных сказках».Цель: Обобщить знания учащихся по теме «Русская народная сказка»; познакомить с хакасской народной сказкой «Лиса...
Урок внеклассного чтения "Встреча со сказкой" 1 класс
Цели урока: выявить степень знания авторских и народных сказок, прививать любовь к сказкам, дать детям возможность оценить свои достижения, развивать память, внимание, смекалку, находчивость, терпение...