Урок внеклассного чтения по произведениям А.С.Пушкина. 3 класс.
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Методическая разработка урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.26 КБ |
![]() | 1.33 МБ |
Предварительный просмотр:
УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ. 3 КЛАСС.
«ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ» (ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ А.С. ПУШКИНА).
Петрова Л.Я.
Государственное образовательное учреждение Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения, город Москва
Цель: обобщить ранее полученные знания детей о произведениях А.С. Пушкина.
Задачи:
Образовательная
- систематизировать знания учащихся о творчестве А.С. Пушкина;
- развивать умение работать с поэтическим произведением;
- совершенствовать навыки выразительного чтения;
- расширить круг чтения детей.
Коррекционно-развивающая
- корригировать и развивать устную речь: орфоэпически правильное произношение, обогащение активного и пассивного словаря, диалогическую речь;
- развивать долговременную память на основе воспроизведения изученного ранее стихотворного материала;
-корригировать переключение внимания путем частой смены заданий;
-коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза).
Воспитательная
- воспитывать интерес к миру детской художественной литературы, через уроки внеклассного чтения;
- воспитывать любовь и уважение к поэзии А.С. Пушкина, поэтическому слову ;
- воспитывать интерес к человеку и его внутреннему миру через художественные и музыкальные произведения;
- воспитывать любовь к природе через поэтическое слово;
- развивать духовно-нравственный мир учащихся;
-воспитывать чувство коллективизма, умение работать в группах;
Здоровьесберегающая
- планировать объём материала с учётом повышенной утомляемости детей;
-способствовать созданию благоприятного психологического климата;
- чередовать статические и динамические задания;
Оборудование и ТСО:
Портрет А.С. Пушкина, плакат с названием темы, выставка детских рисунков , выставка произведений А.С. Пушкина, ПК, мультимедийное оборудование, экран, презентация к уроку, магнитофон, диски со сказками Пушкина и музыкальными произведениями, предметы, воссоздающие пушкинскую эпоху: гусиное перо, свеча, чернильница и др.
Ход урока:
-Добро пожаловать в литературную гостиную! Я - хозяйка, а вы мои гости. И разговор у нас пойдёт о творчестве великого русского поэта, который так писал о себе в минуты вдохновения:
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы лёгкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута - и стихи свободно потекут.
- Как вы думаете, кому из великих русских поэтов принадлежат эти строки? Сегодня наш урок посвящается гениальному человеку, поэту, творчество которого знакомо каждому с раннего детства. Это …А.С.Пушкин (Слайд 1)
Язык Пушкина прозрачен, чист и ясен. Вы уже знакомы с его произведениями и, наверняка, полюбили их.
- Давайте вспомним, а что мы знаем о жизни А.С. Пушкина.
-Когда и где родился А.С.Пушкин? (слайд 2)
- На каком языке говорили в семье А.С.Пушкина?
- Кто учил его писать по-русски? (слайд3)
- Кто ему рассказывал сказки? (слайд 4)
- Ребята, какое время года больше всего любил Пушкин?
Каждое время по-своему прекрасно. Чудесная пора весна, однако поэт писал:
«Я не люблю весны, скучна мне оттепель,
Вонь, грязь, - весной я болен…»
Казалось бы, как не любить лето, но поэт восклицает:
«Ох, лето-красное, любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, и комары да мухи.»
И наступает унылый октябрь, а душа поэта расцветает. («Унылая пора!», «Уж небо осенью дышало», «В тот год осенняя погода») (Слайд 5, 6,7)
Позвольте, но А.С.Пушкин писал и о зиме, вот послушайте «Зимнее утро», «Опрятней модного паркета». (Слайд 8)
Это ещё не все пушкинские стихи о зиме, мне нравится стихотворение «Зимний вечер».
- Как выразительны пушкинские строки. Вот он говорит о буре. С кем он сравнивает завывание бури?
- Читая эти строки, мы действительно слышим звуки бури за окном. А своими словами: «Что же, ты моя старушка…» к кому он обращается?
- Как он относится к своей няне?
- Каждое стихотворение вызывает у человека определенные эмоции, настроение. Что вы почувствовали после прочтения этого стихотворения?
- Поэзия Пушкина настолько легка, светла, она как бы сама просится в музыку. Поэтому многие композиторы в своем творчестве обращались к произведениям А.С.Пушкина. Сейчас мы с вами послушаем произведение «Зимний вечер» в исполнении тенора Лемешева. (Слайд 9)
Пушкин – это возрождение,
Русской музы воплощение,
Это старой няни сказки,
Это молодость из сказки.
На длинных полках вдоль стены
Вместились сказки старин
И Черномор, и князь Гвидон
Людмила и Руслан,
Балда и царь Додон.
Их Пушкин написал,
От доброй няни услыхав,
В глуши забытого селенья.
(появляется Арина Родионовна. Обращается к портрету Пушкина)
- Ах, Саша, Саша!
Как ты вырос!
А помнишь няни тихий глас,
Когда рассказывала сказки
Тебе в вечерний поздний час?
Ты слушал, затаив дыханье.
- Вот по листу бежит рука…
И строки няниных сказаний
Пройдут сквозь многие века.
-А помните, сколько сказок написал А.С.Пушкин? (слайд 10)
Назовите их.
А сейчас проведём конкурс: «Знаток сказок А.С.Пушкина».
Вопросы:
- С какими словами обращается старик к золотой рыбке?
(…Смилуйся, государыня рыбка…)
- Что ответило зеркальце злой мачехе в конце сказки?
(Ты прекрасна, спору нет,
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее…)
- Что кричал Золотой Петушок?
(Кири-ку-ку! Царствуй, лёжа на боку!)
- Какими словами начинается сказка о рыбаке и рыбке?
(Жил старик со своею старухой
У самого синего моря..)
- Как начинает Пушкин сказку о царе Салтане?
(…Три девицы под окном,
Пряли поздно вечерком…)
- Какую песню исполняла белочка в сказке о царе Салтане?
(Во саду ли, в огороде…)
- Какими словами заканчиваются сказки А.С.Пушкина?
(Я там был, мёд пиво пил
И усы лишь обмочил…
…Сказка ложь, да в ней намёк
Добрым молодцам урок…)
- Много разных героев в сказках Пушкина: люди, звери, птицы, насекомые. Назовите героев из каждой сказки. Конкурс «Герои сказок А.С.Пушкина».
Игра «Доскажи словечко». Я начну, а вы продолжите.
- Свет мой, зеркальце, скажи…(Да всю правду доложи…)
- С первого щелчка прыгнул Поп… (до потолка).
-А орешки не простые, все скорлупки золотые, … (Ядра - чистый изумруд)
- Говорят царевна есть, что не можно глаз отвесть…(Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает…)
-Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка…(Золотого петушка).
- Вставить недостающие слова. (Работа в группах. Дополнить пропущенные слова в отрывок и прочесть)
-А сейчас отгадаем кроссворд. (Разгадывание кроссворда).
- Творчеству, какого поэта был посвящен урок?
- Поэт дорог нам и навсегда останется в народной памяти.
- Как россияне берегут память об А.С.Пушкине? (Слайд11)
Чтение стихотворения: (Слайд12)
У памятника на бульваре летом
Играют дети, и, склонив главу,
По пояс озарен вечерним светом
Он с возвышенья смотрит на Москву…..
Поют, гудят, машины выбегая,
На площадь и бульвар из-за угла
Бурлит Москва – родная, но другая –
И старше, и моложе, чем была.
А он всё тот же. Только год от года
Фигура с наклонённой головой
Роднее и дороже, для народа
Шумящего вокруг на мостовой.
Участник наших радостей и бедствий,
Стоит, незыблем в бурю и грозу,
Там, где играл, быть может, в раннем детстве,
Как те ребята, что снуют внизу
По-русски говорим мы с детства,
Но волшебство знакомых слов
Мы обретаем, как наследство
В сиянье пушкинских стихов.
- Вот уже гаснут свечи, пришла пора расстаться, но мы никогда не расстанемся с Пушкиным. «Солнце русской поэзии»- так называем Пушкина и мы. Вот уже много лет лучи этого солнца освещают и согревают жизнь людей. А теперь огромное счастье- читать Пушкина – предстоит и нам.(Слайд13)
Люблю я Пушкина творенья,
И это вовсе не секрет.
Его поэм, стихотворений
Прекрасней не было, и нет!
С мальства его читаем сказки,
В них жар души, природы краски.
Добро цветёт в них, злоба чахнет.
В них русский дух, в них Русью пахнет!
За Пушкина Руси спасибо
От имени всего народа!
Ведь мы стихи его читаем
Как он писал –
без перевода.( Слайд 13)
- Спасибо, дорогие гости! Я надеюсь, что еще не раз мы встретимся в этой прекрасной литературной гостиной.
Приложение:
Царь с царицею простился,
В путь дорогу снарядился.
А царица у ____________
Села ждать его________________
Ждёт – пождёт с __________ до __________ ,
Смотрит в поле инда очи
Разболелись глядючи
С белой ___________ до ____________ .
И царица хохотать,
И ________________ пожимать,
И подмигивать _________________ ,
И прищёлкивать ________________ ,
И вертеться подбочась,
Гордо в _______________ глядясь.
Воевода говорит:
-Петушок опять кричит;
Страх и шум во всей ________________ .
Царь к окошку ,- ан на _______________ ,
Видит бьётся ______________________ ,
Обратившись на _________________ .
И царица над __________________ ,
Как орлица над _________________
Шлёт с ________________ она гонца,
Чтоб обрадовать отца.
А ткачиха с _________________ ,
С сватьей _________________ Бабарихой
Извести её хотят,
Перенять гонца _______________ .
Видит весь сияя в ______________
Царь Салтан сидит в _________________
На _______________ и в _________________ ,
С грустной думой на _______________ .
Помолясь усердно ______________ ,
Отправляется в _________________
За _______________ душой,
За _______________ молодой.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
6 июня 1799 года в Москве в дворянской помещичьей семье Пушкиных родился мальчик, которому суждено было стать одним из величайших поэтов России.
Ганнибал Мария Алексеевна Любовь к родному языку маленькому Пушкину привила бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал, превосходно говорившая и писавшая по-русски .
Яковлева Арина Родионовна Няня Арина Родионовна рассказывала сказки, которые запали в душу мальчику на всю жизнь. Знала много, говорила складно. У неё Пушкин получил первые уроки литературного мастерства.
«Унылая пора! Очей очарованье!»
«Мороз и солнце; день чудесный!»
Настоящим кладом была для Пушкина каждая сказка его доброй и самобытно талантливой няни Арины Родионовны. Многие ее сказки Пушкин использовал впоследствии как сюжеты собственных сказок ( в стихах).
Квартира Пушкина в Москве на Арбате
«Солнце русской поэзии»
Люблю я Пушкина творенья, И это вовсе не секрет. Его поэм, стихотворений Прекрасней не было и нет! С мальства его читаем сказки, В них жар души, природы краски. Добро цветёт в них, злоба чахнет. В них русский дух, в них Русью пахнет! За Пушкина Руси спасибо От имени всего народа! Ведь мы стихи его читаем Как он писал – без перевода.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок внеклассного чтения. Литературная гостиная"А.С.Пушкин"
Урок с использованием ИКТ, педагогики сотрудничества, культуровоспитывающей технологии дифференцированного обучения....
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/01/picture-115520-1349112849.jpg)
Урок внеклассного чтения по произведению М.Ю. Лермонтова "Бородино"
Дети получат представление о войне 1812 года, о Бородинском сражении, познакомятся с героями Бородинской битвы....
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/31/picture-135004-1351688415.jpg)
Презентация к уроку внеклассного чтения по произведению Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке" 4 класс
В презентацию можно включить отрывок из кинофильма....
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/09/picture-462607-1404914463.jpg)
урок внеклассного чтения по произведениям Н. Н. Носова для 2 класса
Цель: создание устойчивой положительной мотивации к чтению книг на примере жизни, творчества и произведений Н.Н.Носова. Задачи:...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/07/picture-346707-1396879850.jpg)
Урок внеклассного чтения по сказкам А. С. Пушкина
Урок- игра способствует закреплению знаний учащихся по прочитанным сказкам А. С. Пушкина....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/14/picture-132212-1358172430.jpg)
"Литературные чтения" .Урок внеклассного чтения по произведениям курского писателя Евгения Ивановича Носова.
Аннотация урокаПо охвату аудитории: обучающиеся 2, 4 классовФорма урока: литературные чтенияПо содержанию: свободная (творчество писателя не ограничено одной темой).По форме общения : диалоговая (прео...
Урок внеклассного чтения по произведениям братьев Гримм: «Бременские музыканты», «Золотой гусь», «Принц - Лягушонок, или Генрих Железное Сердце»
Цель: формирование умения работать с текстомЗадачи:• вспомнить и повторить содержание сказок братьев Гримм в игровой форме•...