Д. Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Герои сказки. Чему учит сказка?
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Урок разработан по УМК "Перспекива". Авторы учебника Л. Ф.Климанова, Л. А.Виноградская, В. Г. Горецкий
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дата:____________ Учитель: Балдина О. В.
Технологическая карта урока литературного чтения по учебнику
«Литературное чтение» 2 класс
Авторы: Л. Ф. Климанова и др.
Тема: Д. Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Герои сказки. Чему учит сказка?
Цели деятельности учителя: продолжить знакомство с творчеством Д.Н. Мамина-Сибиряка; развивать умение анализировать текст, понимать поступки героев, их эмоциональное состояние; прививать любовь к природе, к животным.
.Планируемый результат | |
Предметные умения - выразительно читать - ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их - объяснять лексическое значение слова. | Личностные УУД: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; - определять общие для всех правила поведения ; - определять правила работы в группах; - оценивать усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей); - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану; - высказывать свое предположение на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке. Познавательные УУД: - ориентироваться в учебник; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; - проводить анализ учебного материала; - проводить классификацию, указывая на основание классификации; - проводить сравнение, объясняя критерии сравнения. Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; -владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
Ход урока
Этапы урока | Материал ведения урока | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент | Вот и прозвенел звонок. Начинается урок чтения. Тихо сели .Глазками все посмотрели. Всё ль готово, всё ль в порядке. Книжки, ручки и тетрадки. | Проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой на урок. |
2.Речевая разминка | - Прочитайте их, отгадайте, о ком или о чём идёт речь. Он от листа, а лягушка от него бежит. Его ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережёт. За двумя ими погонишься, ни одного не поймаешь | Выполняют речевую разминку |
3. Работа по теме урока | Предварительная беседа. - Прочитайте название сказки. Что мы можем по нему узнать? (Эта сказка называется «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Из названия ясно, что главным героем будет заяц. Даже даётся его подробное описание. Только непонятно, почему сказано, что он храбрый, ведь зайцы обычно трусливые.) - А можем ли мы предположить, что это сказка из сборника «Алёнушкины сказки»? (Да, скорее всего эта сказка из сборника «Алёнушкины сказки». В присказке Мамин-Сибиряк упоминает о нём: «… вон косой заяц приковылял на своих валенках».) 2). Чтение сказки учителем до слов: «Кричат зайцы про волка, а волк – тут как тут».Дочитав до этих слов, учитель останавливается и спрашивает: - Как вы думаете, что же будет дальше? (Слушаем предположения детей.) | Активное слушание Отвечают на вопросы, читают текст, отгадывают загадки |
4. Физкульминутка | Зайцы скачут: | Выполняют физкультминутку |
5. Продолжение работы по теме урока | 1).Чтение сказки до конца. - Дочитав сказку, узнаем, что же было дальше. Оправдались ли наши предположения? 2).Работа после чтения. - Понравилась ли вам сказка? Чем? (Сказка понравилась. Она весёлая, интересная. В ней столько смешных моментов.) - Каким изображён заяц в начале сказки? (Родился зайчик в лесу и всё боялся. Треснет где-нибудь сучок, вспорхнёт птица, упадёт с дерева ком снега – у зайчика душа в пятки.) - Как вы понимаете выражение «душа в пятки ушла»? Когда так говорят? (Это значит, он очень сильно пугается, бывает такое состояние, как будто сердце куда-то в ноги «уходит»). - Найди отрывок о том, как зайцы собрались на полянке. Представляешь ли ты эту картину? Какие слова-действия лучше всего передают, как двигались старые зайцы, маленькие зайчата, зайчихи? Помогают ли тебе эти слова представить старых зайцев и зайчих, маленьких зайчат? - Найди отрывок о том, как развеселились зайцы, слушая, как хвастается заяц – длинные уши, косые глаза, короткий хвост. - Подумай, придавали ли ему силы хвастливые слова? (Дети читают отрывки). - Почему автор несколько раз повторяет слова «глупый и смешной»? - Как относились к зайцу молодые и старые зайцы? (Все смеялись над ним). - Почему же они смеялись над ним? (Потому что понимали, что волка он одолеть не сможет, а только всё хвастается). - Как сам заяц относился к своим словам? -Прочитайте, как встретились заяц и волк. -Найдите предложения, которыми автор передаёт смертельный испуг зайца при встрече с волком. - Как вы понимаете выражение «язык у хвастуна точно примёрз»? (Он не мог говорить, язык у него точно замёрз от страха, ведь он увидел волка.) - Да, он увидел волка, а другие-то зайцы его не видели. Что же они могли подумать? (Они думали, что он сочиняет дальше, поэтому и говорит: «Я … я … я…».) 3)Словарная работа. душа в пятки – испытание сильного страха приплелись – пришли медленно подкрадываться – подойти тихонько задал стрекача – поспешно убежал бешеный – раздражённый, больной язык примёрз - замолчал 4)Беседа по прочитанному. Обобщение. - Расскажите, что случилось с героями сказки дальше? (Дети рассказывают.) - Посмотрите внимательно на пословицы, записанные на доске, и подумайте, какие из них можно отнести к нашей сказке? (Волка ноги кормят. Он хотел есть и пошёл искать добычу. А сыт он бывает благодаря своим ногам. Побегает, поймает добычу – будет сыт. Ещё к этой сказке подходит пословица: «Язык болтает, а голова отвечает.») - Какой момент в сказке вы считаете самым важным? Как называется этот остросюжетный момент в развитии действия? (Кульминация.) - Как поступает заяц, увидев волка? - Как автор говорит о том, как заяц побежал? (Задал такого стрекача, что кажется, готов был выскочить из собственной кожи.) - И к нашей сказке можно отнести пословицу: «Заяц от листа, а лягушка от зайца бежит». Это значит, что заяц всего боится, даже листочка с дерева, когда он шевелится. - К кому из героев произведения можно применить поговорку «У страха глаза велики?» (Эту поговорку можно отнести и к зайцу, и к волку. Зайцу казалось, что волк гонится за ним по пятам и вот-вот схватит его своими зубами. А волку показалось, что кто-то в него выстрелил, когда заяц упал на него.) - Обратимся к финалу. Кто герой финальной сцены? Найдите авторские характеристики, оценочные слова, которыми характеризует автор героя. - Как вы думаете, стал ли заяц храбрецом? Докажите словами из текста. - Можно ли считать финал развязкой и почему? - Расскажите о зайце. Почему он сначала назван смешным, глупым, потом несчастным и, наконец, бесстрашным и храбрым? - Почему все зайцы в конце концов поверили в храбрость зайца? Как они стали к нему относиться? (Как к герою, который спас их от неминуемой гибели.) | Активное слушание Отвечают на вопросы, читают текст |
6. Рефлексия | -Покажите смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока. | Оценивают свою работу на уроке |
7. Итог | -Зачем писатель придумал сказку про храброго зайца и рассказал её Алёнушке? Чему учит нас эта сказка? Домашнее задание подготовить пересказ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок: литературного чтения. Система РО Л.В.Занкова Учебник под редакцией В.Ю. Свиридовой, Класс: 2 «А» Тема: Д.Н. Мамин - Сибиряк «Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост
Работа над произведением развивает речь учащихся, обогащает их словарный запас, формирует оценочное суждение, учит понимать содержание сказки через анализ поступков героев, учит...
Сказка о животных. Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».
Цель: сравнение литературной (авторской) сказки с народной; осознанное восприятие содержания текста, оценка его характера.Задачи: развивать навыки осознанного, правильного, выразитель...
Урок литературного чтения на тему: Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»
Данный урок литературного чтения проводился с обучающимися, воспитанниками с ЗПР в ко...
Литературное чтение (3 класс) , Д.Н. Мамин–Сибиряк «СКАЗКА ПРО ХРАБРОГО ЗАЙЦА, ДЛИННЫЕ УШИ , КОСЫЕ ГЛАЗА , КОРОТКИЙ ХВОСТ»
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе "Школа России"Д.Н. Мамин - Сибиряк "Сказка про храброго зайца... "...
Конспект урока литературного чтения для 2 класса по теме «Д. Н. Мамин-Сибиряк, “Сказка про храброго Зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост”»
Конспект урока литературного чтения для 2 классапо теме «Д. Н. Мамин-Сибиряк, “Сказка про храброго Зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост”» УМК «Литературное чтение. 2 класс» О. В. Джеж...
Анализ сказки Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».
Урок литературного чтения в 3 классе. Цели урока: развивать умение анализировать текст, понимать поступки героев, их эмоциональное состояние; прививать любовь к природе, к животным....
Интегрированный урок по чтению по сказке Д.Н. Мамина- Сибиряка "Сказка про храброго Зайца- Длинные Уши,Косые Глаза, Короткий Хвост"
На материале сказок Д. Н. Мамина-Сибиряка прививать детям любовь к русской...